Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3003
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баландина Галина Александровна

Актуальность темы обоснована необходимостью активного включения молодежи в творческую деятельность, которая может осуществляться в культурно-досуговых учреждениях, где созданы условия для более полной реализации творческого потенциала молодых людей. Цель статьи - рассмотреть сущность, содержание и формы культурно-досуговой деятельности, направленные на реализацию творческого потенциала молодежи. Проанализированы понятие «творческий потенциал», условия, при которых молодежь может реализовывать свой творческий потенциал. Привлечен опыт культурно-досуговых учреждений Пермского края по организации культурно-досуговой деятельности молодежи. Рассмотрены различные формы культурно-досуговой деятельности, в подготовке и проведении которых участвуют молодые люди, что позволяет им реализовывать свой творческий потенциал. Приведены данные конкретно-социологического исследования, осуществленного автором в Пермском районе Пермского края. Использован метод онлайн-опроса, в котором приняли участие 260 молодых людей в возрасте 18-25 лет. Сделаны выводы о необходимости создания в культурно-досуговых учреждениях условий для творческого развития молодежи, повышения качества проводимых мероприятий, использования не только разнообразных традиционных, но и инновационных форм культурно-досуговой деятельности, привлечения молодежи к проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баландина Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE CREATIVE POTENTIAL OF YOUTH IN CULTURAL AND LEISURE INSTITUTIONS

The relevance of the topic is justified by the need for the active involvement of young people in creative activities, which can be implemented in cultural and leisure institutions, where conditions have been created for a fuller realization of the creative potential of young people. The purpose of the article is to consider the essence, content and forms of cultural and leisure activities aimed at realizing the creative potential of youth. The concept of “creative potential” and the conditions under which young people can realize their creative potential are considered. The experience of organizing cultural and leisure activities of young people in cultural and leisure institutions of Perm Territory is involved. Various forms of cultural and leisure activities are considered, in the preparation and implementation of which young people participate, which allows them to realize their creative potential. The data of the specific sociological research carried out by the author in Perm Region are presented. The method of online survey was used, in which 260 young people aged 18-25 took part. Conclusions are drawn about the need to create conditions in cultural and leisure institutions for the creative development of young people, improving the quality of events, using not only various traditional, but also innovative forms of cultural and leisure activities, attracting young people to project activities.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

7. Юдина А. И. Алгоритм социально-культурного прогнозирования деятельности организаций сферы культуры // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2017. - № 38. - С. 166-175.

8. Юдина А. И., Мухамедиева С. А. Определение потребности отрасли культуры в квалифицированных кадрах в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 22, ч. I. - С. 166-175.

References

1. Glevkaya N.V. Prazdnik kak kommunikativnoe sobytie (na primere prazdnovaniya Novogo goda i Rozhdestva) [Holiday as a communicative event (by the example of New Year and Christmas celebrations)]. Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya "Gumanitarnye nauki" [Scientific Bulletin of BelSU. Series. Humanitarian sciences], 2015, no. 12(209), iss. 26, pp. 84-92.

2. Kaverina E.A. Prazdnik kak esteticheskiy i sotsial'nyy fenomen [Holiday as an aesthetic and social phenomenon]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University], 2009, no. 324 (July), pp. 119-122.

3. Karpova G.G. Prazdnik v kontekste sotsial'nykh izmeneniy: dis. ... kand. sotsiol. nauk: 22.00.06 [Holiday in the context of social change. Diss. PhD in Sociology: 22.00.06]. Saratov, 2001. 157 p.

4. Kurbatov V.P. Sotsiokul'turnaya kommunikatsiya v massovom prazdnike kak sposob preodoleniya ogranichennosti kul'turnogo bytiya na primere sibirskoy yarmarki [Socio-cultural communication in a mass celebration as a way to overcome the limitations of cultural life on the example of the Siberian fair]. Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Kuzbass State Technical University], 2011, no. 1, pp. 159-164.

5. Kostyuk N.V. Formirovanie gotovnosti budushchikh menedzherov v sfere kul'tury k realizatsii innovatsionnykh mod-eley upravleniya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nost'yu v usloviyakh izmenyayushchegosya rynka truda [Formation of the readiness of future managers in the field of culture to implement innovative models of management of social and cultural activities in the changing labor market]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University ofCulture and Arts], 2013, no. 22, ch. 1, pp. 178-180.

6. Slyusarenko M.A. Prazdnik v kul'ture i kul'tura prazdnika v kontekste sovremennosti [Holiday in culture and holiday culture in the context of modernity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya "Gumanitarnye nauki (spetsvypusk)" [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. Series "Humanities (special issue)"], 2000, iss. 3 (19), pp. 25-30.

7. Yudina A.I. Algoritm sotsial'no-kul'turnogo prognozirovaniya deyatel'nosti organizatsiy sfery kul'tury [Algorithm of socio-cultural forecasting of the activities of organizations in the sphere of culture]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2017, no. 38, pp. 166-175.

8. Yudina A.I., Mukhamedieva S.A. Opredelenie potrebnosti otrasli kul'tury v kvalifitsirovannykh kadrakh v oblas-ti bibliotechnogo dela i sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Determination of the needs of the cultural industry in qualified personnel in the field of librarianship and social and cultural activities]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2013, no. 22, ch. I, pp. 166-175.

УДК 379.82

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Баландина Галина Александровна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурных технологий и туризма, Пермский государственный институт культуры (г. Пермь, РФ). E-mail: balandina-galina@rambler.ru

Актуальность темы обоснована необходимостью активного включения молодежи в творческую деятельность, которая может осуществляться в культурно-досуговых учреждениях, где созданы усло-

вия для более полной реализации творческого потенциала молодых людей. Цель статьи - рассмотреть сущность, содержание и формы культурно-досуговой деятельности, направленные на реализацию творческого потенциала молодежи. Проанализированы понятие «творческий потенциал», условия, при которых молодежь может реализовывать свой творческий потенциал. Привлечен опыт культурно-до-суговых учреждений Пермского края по организации культурно-досуговой деятельности молодежи. Рассмотрены различные формы культурно-досуговой деятельности, в подготовке и проведении которых участвуют молодые люди, что позволяет им реализовывать свой творческий потенциал. Приведены данные конкретно-социологического исследования, осуществленного автором в Пермском районе Пермского края. Использован метод онлайн-опроса, в котором приняли участие 260 молодых людей в возрасте 18-25 лет. Сделаны выводы о необходимости создания в культурно-досуговых учреждениях условий для творческого развития молодежи, повышения качества проводимых мероприятий, использования не только разнообразных традиционных, но и инновационных форм культурно-досуговой деятельности, привлечения молодежи к проектной деятельности.

Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, творческая деятельность, самореализация, молодежь, проектные технологии.

REALIZATION OF THE CREATIVE POTENTIAL OF YOUTH IN CULTURAL AND LEISURE INSTITUTIONS

Balandina Galina Aleksandrovna, PhD in Sociology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Social and Cultural Technologies and Tourism, Perm State Institute of Culture (Perm, Russian Federation). E-mail: balandina-galina@rambler.ru

The relevance of the topic is justified by the need for the active involvement of young people in creative activities, which can be implemented in cultural and leisure institutions, where conditions have been created for a fuller realization of the creative potential of young people. The purpose of the article is to consider the essence, content and forms of cultural and leisure activities aimed at realizing the creative potential of youth. The concept of "creative potential" and the conditions under which young people can realize their creative potential are considered. The experience of organizing cultural and leisure activities of young people in cultural and leisure institutions of Perm Territory is involved. Various forms of cultural and leisure activities are considered, in the preparation and implementation of which young people participate, which allows them to realize their creative potential. The data of the specific sociological research carried out by the author in Perm Region are presented. The method of online survey was used, in which 260 young people aged 18-25 took part. Conclusions are drawn about the need to create conditions in cultural and leisure institutions for the creative development of young people, improving the quality of events, using not only various traditional, but also innovative forms of cultural and leisure activities, attracting young people to project activities.

Keywords: cultural and leisure activities, creative activity, self-realization, youth, project-based learning techniques.

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-54-236-243

Проблема реализации творческого потенциала молодежи в культурно-досуговых учреждениях является весьма актуальной, важность исследования обусловлена необходимостью всестороннего развития личности, создания условий для более полного раскрытия творческих способностей молодых людей.

Как отмечают современные исследователи, данная проблема имеет большое значение не только для молодежи, но и для развития культуры и общества в целом [2, с. 35]. Поддержка творческой активности молодежи является важным направлением педагогического сопровождения процесса социализации молодежи [10, с. 106].

Проблемы развития и реализации творческого потенциала молодежи изучали многие авторы: О. Н. Белинская, В. П. Дроздова, В. И. Матис, Л. А. Любимова, Е. В. Панькив, А. О. Первый и др. Однако проблема реализации творческого потенциала молодежи в культурно-досуговых учреждениях в целом изучена недостаточно.

Цель настоящей статьи - раскрыть сущность, содержание и формы деятельности культурно-досуговых учреждений, направленные на реализацию творческого потенциала молодежи.

Молодежь является социально-демографической группой, для которой характерно особое социальное положение, обусловленное возрастом, местом и функциями в общественной структуре, интересами и ценностями.

Творческий потенциал личности рассматривается как «совокупность способностей, черт и качеств, содействующих успешной мыслительной деятельности, как специфическое индивидуальное свойство, которым определяется мера возможностей для самореализации, как система способностей личности, которые дают возможность для применения различных действий согласно новым условиям» [7, с. 411].

Специалисты отмечают, что творческий потенциал влияет на результат творческой деятельности, носит индивидуальный характер, оказывает воздействие на саморазвитие и самореализацию личности [5, с. 13].

По нашему мнению, творческий потенциал можно рассматривать как особое качество личности, которое выражается в совокупности скрытых способностей, навыков и умений. Они могут быть в дальнейшем развиты при реализации целенаправленной и активной деятельности до наиболее лучших показателей или могут способствовать достижению наиболее качественных и высоких результатов.

Культурно-досуговые учреждения создают необходимые условия для реализации и дальнейшего развития творческого потенциала молодых людей за счет организации различных форм отдыха и досуга, а также обеспечения условий для самореализации личности с учетом ее индивидуальных предпочтений. Деятельность куль-турно-досуговых учреждений по реализации творческого потенциала молодежи обусловлена

необходимостью всестороннего культурного развития молодых людей, создания особого культурного пространства. Большое значение имеет использование эффективных педагогических технологий, направленных на творческое развитие личности [9, с. 316].

Организуя культурно-досуговую деятельность, специалисты досуговых учреждений учитывают изменение ценностных ориентиров современной молодежи. Молодых людей все больше привлекают инновационные формы, отвечающие их специфическим духовным и физическим потребностям. Основными принципами культур-но-досуговой деятельности молодежи является доступность и свобода выбора, простота организации, творческой самореализации, привлечение потенциальных участников. Специалистами культурно-досуговых учреждений учитываются приоритетные направления работы, определённые государственными программами [8, с. 49]. Большое влияние на выбор форм досуговой деятельности молодых людей оказывают Интернет и СМИ [4, с. 256].

Можно выделить различные направления культурно-досуговой деятельности молодежи, в рамках которых молодые люди могут реализо-вывать свой творческий потенциал: спортивное, интеллектуальное, художественное, экологическое, нравственное и др. Содержательная досу-говая деятельность позволяет развивать определенные личностные качества, помогает молодому человеку в самоорганизации, придает ему уверенность в собственных силах. Немаловажным фактором является выбор форм культурно-досуговой деятельности. От правильного проектирования и проведения мероприятий зависит их результативность, степень воздействия на молодых людей, на их стремление в дальнейшем стать активными участниками, а не просто зрителями. Как отмечает Г. С. Тихоновская, культурно-досуговые программы способствуют удовлетворению культурных потребностей молодежи в общении, в творческом самовыражении [12, с. 233]. Важной является организация педагогического сопровождения процесса развития творческого потенциала молодых людей в условиях культурно-досуго-вой деятельности.

Культурно-досуговая деятельность представляет собой процесс организации и формирования

условий, позволяющих сделать лицу мотивированный выбор предметной деятельности, а сам выбор определяется в соответствии с индивидуальными потребностями и интересами личности.

В настоящее время для того, чтобы привлечь молодежь к активной творческой деятельности, работники культурно-досуговых учреждений должны постоянно изучать культурные потребности и интересы молодых людей. Развитие рыночных отношений требует активного использования в культурно-досуговых учреждениях технологий маркетинга, направленных на изучение и реализацию таких потребностей.

Специалисты культурно-досуговых учреждений в настоящее время активно используют проектные технологии, участвуют в конкурсах социально-культурных проектов. Проектная деятельность позволяет не только получить дополнительные финансовые ресурсы, более эффективно использовать имеющиеся средства, но и привлечь молодежь к более активному участию в культур-но-досуговой деятельности, к разработке и реализации социально-культурных проектов.

Проектные технологии позволяют более полно реализовывать творческий потенциал молодых людей, влияют на мотивацию, когнитивный и деятельностно-волевой компоненты развития личности [1, с. 8].

Необходимым условием включения молодых людей в процесс разработки и реализации социально-культурных проектов является четкое определение целевой аудитории мероприятий, изучение психолого-педагогической характеристики молодых людей, особенностей возраста, социального положения, профессиональной занятости, национальности, стиля жизни, состояния здоровья и пр. [6, с. 249].

Обратимся к социокультурной практике Пермского края. Культурно-досуговые учреждения Пермского края организуют разностороннюю работу по вовлечению молодежи в творческую деятельность. Популярными формами культур-но-досуговой деятельности являются различные вечера встреч, воспоминаний, вечера отдыха, игровые, конкурсные программы, дискотеки и др. Для молодых людей организуются выставки, экскурсии, «круглые столы», тренинги, мастер-классы и др.

Муниципальное автономное учреждение «Дворец молодежи города Перми» является признанным лидером в организации культурно-до-суговой деятельности молодежи Пермского края и города Перми, использует разнообразные современные формы работы. Ежегодно проводится конкурс патриотического творчества «Русский дух», в котором принимают участие молодые талантливые авторы и исполнители. Конкурс направлен на формирование гражданско-патриоти-ческого сознания молодежи.

Культурно-досуговые учреждения используют массовые формы, предполагающие участие большого количества зрителей. К ним относятся концерты, спектакли, ярмарки, праздники, балы [11, с. 45]. К массовым формам культурно-досуго-вой деятельности относится бал, на котором присутствует большое количество людей в определенной одежде для танцев. Подобные мероприятия отличаются от привычных танцев или дискотек, так как на них следует придерживаться строгого этикета, классические танцы следуют друг за другом по заранее составленной программе. Такая разновидность бала, как маскарад, предполагает наличие масок и своеобразных костюмов. В современной практике данное мероприятие используется достаточно редко, однако в последние годы становится все более популярным и включает в себя определенные изменения [3, с. 212].

Для развития творческих способностей молодежи культурно-досуговые учреждения организуют различные конкурсы: танцевальные, вокальные, конкурсы чтецов и др. Так, МАУ «Дворец молодежи города Перми» ежегодно проводит городской творческий конкурс «Молодая семья года». В Краснокамском городском округе в 2020 году среди молодежи был организован конкурс чтецов «Праздник белых журавлей», ежегодно проводится конкурс «Успешная семья», в ходе которого молодые семьи демонстрируют свои творческие достижения.

Нередко в настоящее время проводятся фестивали, которые выражаются в массовом празднестве, демонстрации различных музыкальных, театральных и иных творческих достижений молодых людей. Ежегодно в городах и сельских территориях организуются фестивали, посвященные Дню молодежи. Фестиваль «Томполос» («Мо-

лодежь») - одно из традиционных мероприятий в Кудымкарском районе. Основной его целью является формирование уважения к национальным культурным традициям, возрождение коми-пермяцких обрядов. Молодежь активно участвует в подготовке и проведении этого фестиваля. В 2019 году в городе Очер был проведен первый краевой фестиваль интеллектуальных игр, в котором приняли участие 38 команд знатоков из 10 территорий Пермского края.

В культурно-досуговых учреждениях с целью развития творческого потенциала молодых людей работают различные клубные формирования: творческие коллективы, кружки, любительские объединения и клубы по интересам. В МАУ «Дворец молодежи города Перми» успешно работают Театр песни Василия Христова, театральная студия «БИС», студия творческого развития К. Хабенского и др. Развивается и интеллектуальное творчество молодых людей. В качестве примера можно привести опыт интеллектуального клуба «Эврика» (Очерский городской округ).

Таким образом, мы охарактеризовали некоторые традиционные формы культурно-досуго-вой деятельности, которые используют работники культурно-досуговых учреждений для реализации творческого потенциала молодежи. Необходимо отметить, что многие из перечисленных форм достаточно тесно связаны друг с другом. Например, конкурс или игровая программа могут перейти в танцы, а вечер отдыха стать массовым мероприятием, если его посетит достаточно большое количество людей.

Особое вместо в современной социокультурной практике занимают различные инновационные формы культурно-досуговой деятельности, к которым специалисты относят форумы, флеш-мобы, батлы, квесты и др. Так, например, в Нытвенском городском округе проведен межмуниципальный форум студенческой и работающей молодежи «Территория опережающего развития - Запад», который объединил 280 оф-лайн-участников, 600 онлайн-участников. В Чайковском городском округе при участии молодежи подготовлены и проведены интерактивные познавательные мероприятия «Гордо реет флаг России!», флеш-моб «Триколор во весь двор», акция «Я - гражданин РФ».

Однако различные программы и шоу не всегда несут в себе идеи нравственного и творческого воспитания личности, кроме того, досуговая творческая деятельность преимущественно является любительской и нечасто приводит к достижению профессионального творческого уровня. Но, тем не менее, такая деятельность является достаточно эффективным средством для раскрытия талантов и творческого потенциала молодежи. На первый взгляд может показаться, что приведенные формы культурно-досуговой деятельности не всегда могут способствовать раскрытию творческого потенциала молодежи. Однако раскрытие творческого потенциала во многом зависит не столько от формы мероприятия, сколько от его внутреннего содержания. Любая из традиционных или инновационных форм может быть использована для реализации творческого потенциала молодежи.

Культурно-досуговые учреждения Пермского края активно участвуют в проектной деятельности, разрабатывают и реализуют различные социально-культурные проекты для молодежи, позволяющие использовать и реализовывать творческий потенциал молодых людей. Так, например, в городе Очер реализован молодежный проект по созданию Очерского телевизионного клуба «Что? Где? Когда?», участниками которого стали 12 молодежных команд. В Краснокамском городском округе реализован проект «КУБ - курс успеха и безопасности (номинация «Мы выбираем здоровье и спорт!»). В целях развития волонтёрского движения на территории Краснокамского городского округа сформированы волонтерские отряды: «Импульс», «МРЦ», «Кама. ги», реализуется проект «Волонтерский университет». Волонтёры являются инициаторами проведения различных информационных, профилактических, социально значимых акций, привлекаются для проведения массовых культурно-досуговых мероприятий.

В целях изучения возможностей культурно-досуговых учреждений по развитию творческого потенциала молодежи автором в сентябре 2020 года было проведено конкретно-социологическое исследование в Пермском муниципальном районе Пермского края. В онлайн-опросе приняли участие 260 молодых людей в возрасте 18-25 лет. Выяснилось, что молодые люди до-

статочно часто посещают культурно-досуговые учреждения (35,0 % респондентов ответили, что бывают в культурно-досуговых учреждениях 2-3 раза в неделю, 28,1 % - один раз в неделю). При этом 19,2 % респондентов указали, что без культурно-досугового учреждения им просто негде больше творчески реализоваться.

Целями посещения культурно-досуговых мероприятий у респондентов являются: просмотр спектаклей, концертов (41,9 % респондентов ответили таким образом), участие в массовых праздниках, гуляниях (36,1 %), встречи с друзьями, общение, поиск новых знакомств (25,0 %), участие в организации и проведении различных мероприятий (16,1 %), участие в занятиях клубных формирований, коллективов любительского творчества (9,2 %) (поскольку молодые люди могли выбрать несколько факторов, сумма ответов получилась больше 100,0 %).

По мнению респондентов, факторами, которые препятствует творческому развитию молодых людей, являются удаленность культурно-досуго-вых учреждений от места жительства (40,8 % респондентов), отсутствие большого разнообразия кружковых и иных творческих направлений (65,0 %), загруженность семейными делами, работой по дому и обучением (28,8 %), отсутствие необходимых средств для творчества (20,0 %) (поскольку молодые люди могли выбрать несколько факторов, сумма ответов получилась больше 100,0 %).

Респонденты указали на необходимость разнообразия и увеличения количества мероприятий для молодежи (58,8 %), увеличения числа кружков и творческих объединений (41,9 %). 21,1 % респондентов отметили необходимость повышения качества культурно-досуговых мероприятий. Получены данные о том, что молодежь желает более активно участвовать в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий, заниматься в творческих коллективах (67,7% респондентов указали на это). Многие из респондентов ранее занимались в любительских творческих коллективах, однако по различным причинам перестали участвовать в этой деятельности.

В ходе исследования получены данные о том, что молодые люди желают участвовать в проектной деятельности, это позволит им более полно

реализовать свой творческий потенциал (47,7% ответов респондентов).

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что молодые люди испытывают интерес к различным формам культурно-досуговой деятельности. Однако недостаточное разнообразие творческих направлений деятельности, не всегда высокое качество культурно-досуговых мероприятий снижают этот интерес. Часто специфика данных мероприятий является достаточно узконаправленной, не всегда учитывает потребности и возможности молодежи, а также недостаточно внимания уделяется непосредственно творческим видам деятельности, что мешает раскрытию творческого потенциала молодых людей.

Таким образом, формы реализации творческого потенциала молодежи в культурно-досу-говых учреждениях являются достаточно разнообразными: участие в подготовке и проведении различных мероприятий, в работе клубных формирований. Главная задача работников этих учреждений - создать условия для демонстрации талантов и способностей молодых людей, для дальнейшего их творческого развития. Для этого необходимо повышать качество культурно-до-суговых мероприятий, разнообразить используемые формы деятельности, предоставить молодым людям возможность их выбора. В современных условиях целесообразнее использовать не только традиционные, но и инновационные формы куль-турно-досуговой деятельности, что может повысить интерес молодежи к активному участию в их подготовке и проведении. Реализации творческого потенциала молодых людей способствует их участие в проектной деятельности. Важную роль в проектировании культурно-досуговых мероприятий играет специалист-организатор, который разрабатывает концепцию проекта, осуществляет подбор участников. В соответствии с увлечениями и индивидуальными пожеланиями молодые люди могут быть привлечены для участия в разработке идей проектов, к выполнению ролей артиста, ведущего, видеооператора, фотографа, стилиста, декоратора, флориста и др. Это позволяет активизировать творческую деятельность, проявить и развить способности, более полно реализовать творческий потенциал молодежи.

Литература

1. Белинская О. Н. Развитие социального творчества студенческой молодежи в сфере досуга на основе проектных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - Тамбов, 2006. - 24 с.

2. Дроздова В. П., Матис В. И. Досуг сельской молодежной и подростковой аудитории на современном этапе развития общества // Вестн. науки: междунар. научн. журн. - Тольятти. - 2020. - № 1(22). - Т. 3. - С. 33-40.

3. Коршунова А. В. Общественный бал как форма социально-культурной деятельности // Человек в мире культуры: проблемы науки и образования (XIV Колосницынские чтения): мат-лы Междунар. научн. конф., 26-27 апреля 2019 г., Екатеринбург - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 368 с.

4. Лукьянова Н. А., Кравчук Т. А. Экскурсия с элементами инновации как перспективная форма организации культурно-досуговой деятельности молодежи // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2020. -№ 50. - С. 253-259.

5. Любимова Л. А. Развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - Тамбов, 2006. - 25 с.

6. Мельничук Л. Р. Теоретические основы исследования развлекательных форм молодежи // Наука в XXI веке: современное состояние, проблемы и перспективы: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (25 мая 2019 г., г. Пермь): в 2 ч. - Уфа: Аэтерна, 2019. - Ч. 2. - 263 с.

7. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой ученый. - 2018. -№ 19 (205). - С. 411-413.

8. Панькив Е. В. Специфика социально-культурной технологии организации досуга работающей молодёжи малого сибирского города // Инновационные технологии в гуманитарной сфере: мат-лы VIII Междунар. науч.-практ. конф. молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2020 г.). - Барнаул: Изд-во АГИК, 2020. - С. 47-50.

9. Первый А. О. Технологии развития социально-культурного потенциала участников творческих проектов в учреждениях культуры // Гуманитарное пространство: междунар. альманах. - 2019. - № 3. - С. 315-325.

10. Стукалова О. В., Мусалимова А. Р., Шайдуллина А. Р. Психолого-педагогические особенности социализации современной молодежи: средовой компонент // Казан. педагог. журн. - 2019. - № 6. - С. 103-107.

11. Тараторин Е. В., Курапина Е. В. Организация и проведение массовых форм социально-культурной деятельности: учеб. пособ. - Орел: Горизонт, 2019. - 206 с.

12. Тихоновская Г. С. Культурно-досуговая программа как объект научного анализа // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2016. - № 36. - С. 229-237.

References

1. Belinskaya O.N. Razvitie sotsial'nogo tvorchestva studencheskoy molodezhi v sfere dosuga na osnove proektnykh tekhnologiy: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk [Development of social creativity of student youth in the field of leisure on the basis ofproject technologies. Author s abstract of diss. PhD in ped.]. Tambov, 2006. 24 p. (In Russ.).

2. Drozdova V.P., Matis V.I. Dosug sel'skoy molodezhnoy i podrostkovoy auditorii na sovremennom etape razvitiya obshchestva [Leisure of rural youth and adolescent audience at the present stage of the development of the society]. Vestnik nauki [Science Bulletin], 2020, no. 1 (22), vol. 3, pp. 33-40. (In Russ.).

3. Korshunova A.V. Obshchestvennyy bal kak forma sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Public ball as a form of social and cultural activity]. Chelovek v mire kul'tury: problemy nauki i obrazovaniya (XIVKolosnitsynskie chteniya): materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Man in the world of culture: problems of science and education (XIV Kolosnitsyn Readings). Materials of the international scientific and practical conference]. Ekaterinburg, Ural University Publ., 2019. 368 p. (In Russ.).

4. Lukyanova N.A., Kravchuk T.A. Ekskursiya s elementami innovatsii kak perspektivnaya forma organizatsii kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti molodezhi [Excursion with the elements of innovation as a promising form of organizing cultural and leisure activities of youth]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2020, no. 50, pp. 253-259. (In Russ.).

5. Lyubimova L.A. Razvitie tvorcheskogo potentsiala uchastnikov molodezhnykh sotsiokul'turnykh ob"edineniy: avtoreferat dis. . kand. ped. nauk [Development of the creative potential of participants in youth socio-cultural associations. Author's abstract of diss. PhD in ped.]. Tambov, 2006. 25 p. (in Russ.).

6. Melnychuk L.R. Teoreticheskie osnovy issledovaniya razvlekatel'nykh form molodezhi [Theoretical foundations of the study of entertaining forms of youth]. Nauka v XXI veke: sovremennoe sostoyanie, problemy i perspektivy:

sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Science in the XXI century: current state, problems and prospects. Collection of Articles of the International Scientific and Practical Conference]. Ufa, Aetema Publ., 2019. 263 p. (In Russ.).

7. Mukhina M.A. Sushchnost' i soderzhanie ponyatiya "tvorcheskiy potentsial" [Essence and content of the concept of "creative potential"]. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2018, no. 19 (205), pp. 411-413. (In Russ.).

8. Pankiv E.V. Spetsifika sotsial'no-kul'turnoy tekhnologii organizatsii dosuga rabotayushchey molodozhi malogo sibirskogo goroda [Specificity of social and cultural technology of organizing leisure of working youth in a Siberian town]. Innovatsionnye tekhnologii v gumanitarnoy sfere: materialy VIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh, aspirantov i soiskateley [Innovative technologies in the humanitarian sphere. Proceedings of the VIII International Scientific-practical Conference of Young Scientists, Postgraduates and Applicants]. Barnaul, AGIK Publ., 2020, pp. 47-50. (In Russ.).

9. Pervyy A.O. Tekhnologii razvitiya sotsial'no-kul'turnogo potentsiala uchastnikov tvorcheskikh proektov v uchrezhdeniyakh kul'tury [Technologies for the development of the socio-cultural potential of participants in creative projects in cultural institutions]. Gumanitarnoe prostranstvo: mezhdunarodnyy al'manakh [Humanitarian Space International almanac], 2019, no. 3, pp. 315-325. (In Russ.).

10. Stukalova O.V., Musalimova A.R., Shaydullina A.R. Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti sotsializatsii sovremennoy molodezhi: sredovoy komponent [Psychological and pedagogical features of the socialization of modern youth: the environmental component]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan pedagogical journal], 2019, no. 6, pp. 103-107. (In Russ.).

11. Taratorin E.V., Kurapina E.V. Organizatsiya i provedenie massovykh form sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Organization and implementation of mass forms of social and cultural activities]. Orel, Gorizont Publ., 2019. 206 p. (In Russ.).

12. Tikhonovskaya G.S. Kul'turno-dosugovaya programma kak ob"ekt nauchnogo analiza [Cultural and leisure program as an object of scientific analysis]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2016, no. 36, pp. 229-237. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.