Научная статья на тему 'Организация структурного подразделения дополнительного образования «Клуб любителей путешествий» в средней общеобразовательнойшколе'

Организация структурного подразделения дополнительного образования «Клуб любителей путешествий» в средней общеобразовательнойшколе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация структурного подразделения дополнительного образования «Клуб любителей путешествий» в средней общеобразовательнойшколе»

познавательно-оздоровительного досуга детей, молодёжи, семей. За последние годы лагерь за счёт внебюджетных средств был реконструирован, что позволило сделать отдых детей круглогодичным и комфортным. Организуемая на базе о/л «Искорка» уникальная, можно даже сказать, эксклюзивная воспитательная программа турист-ско-прикладной направленности «Выходные дни с классом», которая проводится под девизом «Ни минуты покоя», вызывает повышенный интерес у детей.

А недавно за счёт собственных средств была открыта загородная туристская база «Лесная» в п. Снежетский, на месте бывшей школы № 47, которая была передана Центру. Эта база расположена в пригороде Брянска и может использоваться классными руководителями для совершения походов с учащимися и других активных форм организации досуга. В зимний период там работает каток, открыт прокат лыж. На загородной базе имеются душ, туалет, тёплые благоустроенные комнаты на группу из 14 человек. Наличие такой базы будет способствовать развитию походной деятельности с учащимися в городе и приобщению их к активному, здоровому образу жизни.

Мы, как учреждение дополнительного образования, должны создавать необходимые условия и использовать весь спектр возможностей для развития детско-юношеского туризма - эффективного средства воспитания всесторонне развитой личности.

Мы открыты для сотрудничества, и только совместными усилиями мы сможем добиться наилучшего результата в воспитании подрастающего поколения.

Е. Е. Курбатова,

г. Москва

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПУТЕШЕСТВИЙ» В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Предлагаю к использованию в работе учителям географии и истории свою авторскую инновационную программу, связанную с организацией и работой структурного подразделения дополнительного образования в средней общеобразовательной школе - «Клуба любителей путешествий» на базе средней общеобразовательной школы № 1234 г. Москвы.

Клуб работает по авторской модульной программе культурологической направленности. Основная его идея - организация путешествий как средство развития интереса к предмету и формирование потребности в здоровом образе жизни. Программа утверждена и рекомендована к использованию в работе методической лабораторией географии МИОО.

Цели и задачи:

- расширение мировоззрения школьников;

- формирование у учащихся целостного представления об исто-рико-географической картине Москвы, Подмосковья, России, ближнего и дальнего зарубежья;

- изучение исторического и культурного наследия;

- повышение интереса к урокам географии и истории;

- формирование патриотических чувств у учащихся;

- социализация школьников посредством поликультурного воспитания;

- формирование и развитие ключевых компетенций школьников;

- формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни через приобщение к активным формам досуга - посещению музеев, занятиям спелеологией, водным туризмом, участию в походах и экскурсиях.

Основные принципы организации «Клуба любителей путешествий»:

- принцип культуросообразности (педагог осуществляет воспитание и обучение в соответствии с культурным наследием, которое сложилось в обществе);

- принцип ценностно-смыслового равенства (у педагога и воспитанников общая цель, интересная совместная деятельность, мы вместе делаем общее дело);

- принцип природосообразности (принцип учитывает природные склонности и способности ребёнка, половозрастные и физиологические особенности);

- принцип креативности;

- принцип целостности педагогического процесса;

- принцип индивидуально-личностной ориентации содержания обучения и воспитания;

- принцип свободного выбора.

Здесь показаны основные направления работы Клуба, они очень разнообразны. Для участия в путешествиях, походах, экспедициях формируются разновозрастные группы, что способствует развитию коммуникативных навыков и социализации учащихся.

Так уж сложилось, что ребята, родившиеся в 90-х гг., чаще в отпуск с родителями выезжают за рубеж, а просторы России осваивают только в путешествиях нашего Клуба.

Мы объездили древние города России, города Русского Севера и Золотого кольца, были в Киеве, а в Санкт-Петербург ездим каждый год в конце мая.

Очень много желающих собирают необыкновенные экспедиции, например погружение в земную кору в Сьяновских пещерах наглядно показывает детям огромный слой известняка как свидетельство того, что раньше на месте Московской области был тёплый залив океана Те-тис.

На сплаве по реке Киржач дети убеждаются, что движение Земли вокруг своей оси влияет на рельеф берегов рек, а ещё в походе дети приобретают самые необходимые походные навыки: как разжечь костёр, поставить палатку, разучивают туристические песни и игры у костра, всё это очень сплачивает детский коллектив!

Путешествия как средство развития интереса к предмету

ОТ о просторам (России

На уроках географии мы часто говорим о том, какой великой силой природы является вода! Но лучше всё-таки один раз увидеть, чем 100 раз услышать! На фотографии из экспедиции в каньон реки Саклы-кент в Турции - продукт деятельности воды; и наглядное знакомство с тем, как образуются натечные формы рельефа - травертины в Памму-кале.

Экскурсии на производства особенно любимы детьми, когда организуется мастер-класс!

Ребята с огромным интересом пробуют прясть лён, своими руками делать заготовки для хохломской посуды, расписывать керамику или ёлочные игрушки, обучаться кузнечному делу....

При этом они получают наглядное представление о разных производствах, профессиях и народных промыслах!

В каникулы мы с ребятами выезжаем в одну из зарубежных стран с самыми насыщенными экскурсионными программами. Эти путешествия формируют зрительные образы географических объектов и памятников культуры, расширяют кругозор, способствуют воспитанию коммуникативной культуры учащихся и толерантности.

в деревообработке

Экскурсии на производства

« Гжель»

Фабрика елочных украшении

Фабрика «Баскин-Роббинс»

Жостовские подносы

Обучение работе с прялкой

Фабрика керамики «Майолика»

Киностудия «Мосфильм»

Мастер-классы «Народные

промыслы России»

Фабрика «Баскин-Роббинс».

В деревне Семино зародилась золотая хохлома

Своим коллегам, учителям географии и истории, всем, кто готов заниматься организацией экскурсионно-туристической деятельности в школе, предлагаю ознакомиться с моей авторской модульной программой структурного подразделения дополнительного образования «Клуб любителей путешествий» для учащихся.

Методическое обеспечение программы. Программой предусмотрено усвоение нового материала в основном через экскурсии (э), участие в интерактивных играх (и/и), мастер-классах (м/к), походах (п) и экспедициях (эксп.). Некоторым темам предшествуют 1-2 теоретических занятия.

Конечный результат усвоения знаний, умений и навыков учащиеся демонстрируют на уроках географии в творческой форме (защиты проекта, создания альманаха или стенгазеты.), а также в процессе организации походов и экспедиций для разновозрастного коллектива учащихся, где старшие обучают младших (в походах, в спелеологической экспедиции, на сплаве по реке).

Уважаемые коллеги!

В 2013 году исполняется 85 лет со дня рождения А. А. Остап-ца-Свешникова.

Выступаем с инициативой: Международной Академии детско-юношеского туризма и краеведения, поддержанной другими международными организациями, подготовить и издать к юбилейной дате книгу о жизни и деятельности А. А. Остапца-Свешникова.

А. А. Остапец-Свешников - доктор педагогических наук, профессор, мастер спорта СССР, зав. лабораторией детского туризма при Академии педагогических наук СССР, автор многочисленных книг в области развития детского туризма, первый президент и основатель общественной организации «Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения», создатель клуба «Родина» - экспериментальной площадки по апробированию программ по детскому туризму.

Александр Александрович стоял на традициях отечественной науки, в частности педагогики, приоритетом которой всегда было воспитание Человека-патриота, гражданина. А. А. Остапец-Свешников является выдающимся педагогом в развитии детского туризма, наравне с великими педагогами отечественного воспитания К. Д. Ушинским, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским, Д. С. Лихачёвым.

Как Д. И. Менделеев в химии, А. А. Остапец-Свешников в педагогике детского туризма создал научно обоснованную методологию тури-стско-краеведческой деятельности. Он утверждал, что лучшее средство в воспитании патриотов своей Родины, юных защитников природы -это туристско-краеведческая деятельность. «Нет трудных детей, есть дефицит любви и внимания этим детям», - он доказывал это, уводя трудных детей в поход по родному краю.

Его темы и вопросы направлены на развитие патриотизма, любви к Родине, формирование здорового образа жизни. Разработанные А. А. Остапцом-Свешниковым программы занятий туристско-краевед-ческих кружков отличаются от классических тем, что учитывают естественные природные циклы той территории, на которой расположено учебное заведение, и основаны на взаимосвязи активного туризма с краеведением.

Его программы, теоретические работы, книги, монографии наполнены атмосферой дружбы с природой, солидарностью, где человек не только отдыхает на природе, пользуются ею, но и осуществляет исследовательскую и природоохранную деятельность. Методика Остап-ца-Свешникова позволяет педагогам ориентироваться в многообразии направлений туристско-краеведческой деятельности.

А. А. Остапец-Свешников академически творил теорию из тысяч практик, ту научную картину, которая служила и служит основным путеводителем в процессе использования туристско-краеведческой деятельности как формы и средства работы с детьми.

Ценность методики А. А. Остапца-Свешникова заключается в том, что его советы, рекомендации, законы, правила и традиции применимы для всех возрастных групп туристов-краеведов и основаны на конкретном практическом материале. Его теория и методика воспитания личности туристско-краеведческими средствами всегда будут приемлемы в работе педагогов с детьми.

К 2013 году - к 85-летнему юбилею выдающего педагога в развитии детского туризма, основателя педагогической концепции турист-ско-краеведческой деятельности А. А. Остапца-Свешникова просим всех, кто был знаком, кто сотрудничал с ним и знал его, поделиться воспоминаниями, фотографиями, статьями, публикациями о жизни и деятельности А. А. Остапца-Свешникова, выслать их на e-mail evrasia centre@mail.ru; www.turizmzko.kz. и опубликоваться на страницах республиканского научно-методического журнала «Сокпак-Тропинка».

Казахстанский зарубежный филиал Международной академии просит все филиалы к этой юбилейной дате, 2013 году, подготовить конференции, издать книги, собрания сочинений А. А. Остапца-Свеш-никова.

Наши координаты: 090004, г. Уральск, ул. И. Батыра, 71/1. Тел./факс: 8 (7112) 53-00-23 и 53-68-63. Е-таН: evrasia сеп^е@тай.т. www. turizmzko. kz

С уважением, гл. редактор журнала «Сокпак-Тропинка», кандидат педагогических наук, академик Международной Академии

детско-юношеского туризма и краеведения

В. П. Фомин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.