Гуманитарные науки
© Попова В.И., Егорихина С.Ю.
ОРГАНИЗАЦИЯ СТАЖИРОВОК КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ
(ОПЫТ ИСЭРТ РАН)
В статье рассматриваются теоретические аспекты понятия «стажировка» и их практическая значимость, представлен опыт организации стажировок аспирантов и сотрудников Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук в 2010 - 2012 гг.
Стажировка, система организации стажировок, подготовка кадров.
В современных условиях на всех уровнях происходят процессы совершенствования системы государственного управления. Их целью является создание условий для повышения интеллектуального потенциала общества, который зависит от эффективности функционирования системы образования и просвещения, науки и культуры [1].
Для этого необходимы квалифицированные инновационно активные кадры во всех отраслях народного хозяйства. Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем профессионализма, имеющие развитый творческий потенциал и самые современные знания. Таким
образом, перед руководством предприятий возникает необходимость создания условий для творческой инновационной деятельности работников, их обучения и развития.
Содействие профессиональному росту и повышению уровня квалификации кадров - один из важных компонентов работы во многих организациях, к которым относятся курсы повышения квалификации и переподготовка кадров, семинары и тренинги, круглые столы и стажировки [9].
На наш взгляд, именно стажировка выступает тем компонентом, который несёт в себе как образовательную, так и практическую составляющие.
ПОПОВА Вера Ивановна кандидат экономических наук, зав. отделом ФГБУН ИСЭРТ РАН vera-22vip@mail.ru
ЕГОРИХИНА Светлана Юрьевна зам. зав. отделом ФГБУН ИСЭРТ РАН 07leto@mail.ru
Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Она осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности [12].
Данная форма обучения кадров проводится, как правило, для молодых специалистов, только что пришедших на новое место работы и не имеющих большого практического опыта. Целью стажировки для данной категории является закрепление теоретических знаний, полученных в учебных заведениях, а также приобретение необходимого опыта. В то же время стажировка организуется и для квалифицированных работающих сотрудников; она даёт возможность более эффективно работать на
занимаемой должности или приобрести опыт работы по должности более высокого уровня [9].
Рассматривая сущность понятия «стажировка», обратимся к понятийному аппарату, который отражает основные подходы к его определению (табл. 1).
Исходя из вышеперечисленного, понятие «стажировка» в её теоретической основе трактуется одинаково. На практике же под стажировкой часто понимают совершенно разные явления: в ряде случаев - это неотъемлемая часть учебной программы, в других - профессиональная подготовка, необходимая для присуждения определённой квалификации. Поэтому обобщить все случаи не представляется возможным без рассмотрения конкретной ситуации.
Стоит отметить, что практическая значимость организации стажировок целесообразна не только для самого специалиста, но и для работодателя (табл. 2) [7].
Таблица 1. Подходы к определению понятия «стажировка»
Источник Определение
Большая советская энциклопедия [2]; Юридический словарь [15] Стажировка: 1) производственная деятельность для приобретения опыта работы или повышения квалификации по специальности; широко применяется в советской высшей школе, где существует стажировка выпускников вузов с целью углубления их специализации непосредственно на рабочем месте, молодых специалистов и работников НИИ и вузов для подготовки их к научной или педагогической деятельности, преподавателей высшей школы с целью повышения их квалификации; 2) работа по специальности в течение определённого испытательного срока (испытательный стаж) для определения возможности зачисления на штатную должность в театрах, оркестрах, хореографических и др. художественных коллективах, в адвокатуре и некоторых др. организациях.
Малый академический словарь [6] Стажировка: 1) прохождение испытательного срока работы (после окончания специального учебного заведения) перед зачислением в штат учреждения, предприятия; 2) производственная практика, приобретение практического опыта учащимися для овладения какой-либо специальностью.
Толковый словарь русского языка С.А. Кузнецова [13] Стажировка: 1) прохождение испытательного срока работы (после окончания специального учебного заведения) перед зачислением в штат учреждения, предприятия; 2) производственная, научная, учебная практика для овладения какой-либо специальностью или повышения квалификации.
Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова [14] Стажировка - прохождение испытательного стажа на какой-нибудь работе.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов [5]; Большой экономический словарь [3] Стажировка - прохождение стажа.
Таблица 2. Достоинства стажировок
Достоинства стажировки для специалиста Достоинства стажировки для работодателей
1. Помогает убедиться, что выбранная проблема, сфера деятельности важны для самореализации в профессии. 2. Даёт возможность проявить и зарекомендовать себя как хорошего специалиста. 3. Помогает приобрести передовой опыт по проблеме стажировки. 4. Даёт шанс качественно реализовывать идеи, направленные на совершенствование качества образования. 1. Развивая профессионализм педагога посредством стажировок, образовательное учреждение исключает вероятность иметь некомпетентного специалиста, т. к. в процессе стажировки выявляются личностные и деловые качества человека, его способность к обучению, коммуникабельность, отношение к порученной работе, ответственность. 2. После завершения стажировки образовательное учреждение может иметь профессионального специалиста в определённой области, готового и способного инновировать полученный опыт.
Стажировки делятся на два вида: с полной и частичной занятостью. Стажировки с полной занятостью (full-time) проходят в летнее время. Студенты работают несколько месяцев во время каникул (такой вид стажировок популярен в США). Стажировки с частичной занятостью (parttime) подразумевают совмещение работы с учёбой несколько дней в неделю или в течение неполного дня (такой вид принят, например, в Израиле) [11].
Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти [8].
Стажировка за рубежом - это особый вид обучения, при котором стажёр получает нужные навыки на практике. В разных странах стажировки проходят по различным схемам. Например, в США и Австралии можно сразу приступить к работе, а в Великобритании сначала организуется теоретическая часть обучения (совершенствование английского языка и ознакомление с нормами трудового законодательства страны) и лишь потом практическая. Также существуют программы, оплачиваемые или неоплачиваемые работодателем. В России пока ещё нет такого разнообразия вариантов профессиональных стажировок, в то время как данная практика весьма распространена на Западе. По всему миру зареги-
стрировано множество фирм, занимающихся программами Work Experience, Work Placement, Internship, Trainee [10].
В целом такая форма обучения и подготовки кадров, как стажировка, является неотъемлемым элементом профессионального развития специалистов, а способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников в современных условиях - один из важнейших факторов, влияющих на её успешность.
В связи с этим примечателен опыт ФГБУН «Институт социально-экономического развития территорий РАН (ИСЭРТ РАН)», где создана слаженная система стажировок сотрудников и аспирантов в государственных, научных и иных учреждениях и организациях Российской Федерации, а также других стран.
Организуемые с 2010 года на системной основе стажировки являются одним из видов дополнительного профессионального образования специалистов и осуществляются в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, освоения новых методов, технологий профессиональной деятельности, повышения уровня теоретических и практических знаний в определённом направлении деятельности по своей специальности и квалификации.
Организация стажировок осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами с соблюдением принципов непрерывности и последовательности овладения аспирантами (сотрудниками) профессио-
нальными навыками и их применения в деятельности ИСЭРТ РАН.
В соответствии с Положением о порядке прохождения стажировки от 8 ноября 2011 года она осуществляется по утверждённому годовому графику. За 2 месяца до начала стажировки в соответствующие организации и учреждения направляется письмо с просьбой о её проведении, заявка и проект договора о сотрудничестве. Общее руководство, как правило, возлагается на руководителя структурного подразделения ИСЭРТ РАН. От государственного, научного и иного учреждения и организации Российской Федерации по согласованию назначается опытный работник в качестве непосредственного куратора стажировки. Он обеспечивает необходимые условия для её прохождения, содействует приобретению профессиональных знаний и практических навыков, контролирует выполнение плана стажировки, создаёт безопасные условия труда, проводит инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, осуществляет контроль за соблюдением стажёрами правил техники безопасности, участвует в подведении итогов данной формы подготовки кадров.
Стажёры, в свою очередь, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, выполнять план стажировки, стремиться к повышению своего профессионального уровня, обмену опытом с квалифицированными специалистами соответствующего профиля.
В процессе прохождения стажировок аспиранты (сотрудники) знакомятся со структурой, основными задачами и функциями организаций; приобретают навыки работы в данных учреждениях,
в т. ч. со служебными документами; изучают аналитические, отчётные, статистические материалы; участвуют в разработке проектов и предложений для органов власти и управления, подготовке совещаний, деловых встреч и т. д.
На протяжении стажировки аспирант (сотрудник) еженедельно предоставляет отчёт о стажировке и оценочные анкеты, заполненные куратором, руководителем и стажёром. По её завершении (срок стажировки составляет от 2 до 4 недель) аспирантом (сотрудником) составляется письменный отзыв, предоставляется итоговый отчёт.
Опыт ИСЭРТ РАН показывает, что стажировки не только способствуют усвоению теоретических знаний и практических навыков, но и содействуют расширению внешних контактов и связей Института.
Так в 2010 - 2012 гг. стажировки были организованы для 40 человек, из них 9 сотрудников и 31 аспирант. На протяжении всего периода наблюдался рост численности проходящих стажировку. В 2012 году её прошли 17 человек, что на 21% больше, чем в 2011 году, и на 89% больше, чем в 2010 году (табл. 3) [4].
Местом прохождения стажировок являются Правительство Вологодской области, органы исполнительной государственной власти области (департаменты, управления, комитеты, комиссии, инспекции), Администрация г. Вологды, предприятия и образовательные учреждения г. Вологды и Вологодской области, научные организации г. Москвы. Впервые в 2012 году были организованы стажировки в Германию (некоммерческая ассоциация AgrarKontakte International)
Таблица 3. Численность сотрудников и аспирантов ИСЭРТ РАН, прошедших стажировку в 2010 - 2012 гг., чел.
Категория стажирующегося 2010 год 2011 год 2012 год
Сотрудники 2 - 7
Аспиранты 7 14 10
Всего 9 14 17
и Финляндию (консультационная компания ProAgria, табл. 4).
Стажировка в государственных, научных и иных учреждениях и организациях Российской Федерации осуществляется на основе договора о сотрудничестве между государственным, научным и иным учреждением и организацией Российской Федерации и ИСЭРТ РАН (оформляется по установленной форме). В период 2011 - 2012 гг. по вопросам организации стажировок было заключено 10 договоров с различными предприятиями и организациями г. Вологды и Вологодской области (табл. 5).
С 2011 года в целях совершенствования процесса организации стажировок
по итогам их прохождения проводится анкетирование. Стажёры и кураторы оценивают уровень профессиональной компетентности, исполнительской дисциплины, степень успешности вхождения в среду коллектива, а также результаты стажировки в целом по 10-балльной шкале.
Результаты анкетирования показали, что средняя оценка кураторами по месту стажировки составила 9,2 балла, стажёрами - 8,9 балла (в 2011 году - 9,3 и 8,9 балла соответственно). По итогам опроса кураторы отмечали высокий уровень знаний, умений и навыков стажёров, ответственность, исполнительность, дисциплинированность. Также они ответили
Таблица 4. Место прохождения стажировок в 2010 - 2012 гг.
Год Название организации/предприятия
2010 - Департамент экономики Правительства Вологодской области; - Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области; - Центральный экономико-математический институт РАН (г. Москва).
2011 - Департамент экономики Правительства Вологодской области; - Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области; - Департамент лесного хозяйства Правительства Вологодской области; - Департамент топливно-энергетического комплекса Вологодской области; - Управление по науке и инновационной политике Правительства Вологодской области; - ГОУ ВПО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности» (г. Москва); - Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН (г. Москва); - МУП «Вологдагортеплосеть»; - БУЗ ВО «Вологодская областная больница»; - ОАО «СКДМ»; - ООО «Форвард»; - ОАО «Вологодский машиностроительный завод»; - ОАО «Транс-Альфа ЭЛЕКТРО»; - ОАО «Вологодский вагоноремонтный завод»; - ОАО «Ротор»; - ОАО «Череповецкий ЛМЗ».
2012 - Департамент инвестиционной политики Правительства Вологодской области; - Департамент финансов Вологодской области; - Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области; - Департамент государственной службы и местного самоуправления Вологодской области; - Комитет по физической культуре, спорту и молодёжной политике Вологодской области; - Управление развития малого и среднего предпринимательства области департамента экономики Вологодской области; - Управление образования Администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области; - ОАО «Вологодский машиностроительный завод»; - ОАО «Транс-Альфа ЭЛЕКТРО»; - Российская академия народного хозяйства и государственной службы (г. Москва); - ННОУ «Межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовка кадров» (г. Москва); - Ярославский государственный университет; - Автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский институт развития образования»; - Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Вологды; - Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Вологды; - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Череповца; - некоммерческая ассоциация AgrarKontakte Internationa (Германия); - консультационная компания ProAgria (Финляндия).
Таблица 5. Количество договоров, заключённых в 2010 - 2012 гг.
Год Название организации/предприятия Количество
2011 - Правительство Вологодской области; - Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области; - МУП «Вологдагортеплосеть»; - ОАО «Вологодский машиностроительный завод». 4
2012 - ОАО «Транс-Альфа ЭЛЕКТРО»; - Департамент финансов Вологодской области; - Департамент государственной службы и местного самоуправления Вологодской области; - Управление образования администрации Великоустюгского муниципального района; - Комитет по физической культуре, спорту и молодёжной политике Вологодской области; - Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Вологды. 6
положительно на вопрос о возможности прохождения стажировки сотрудниками и аспирантами ИСЭРТ РАН в будущем на базе их организации.
В целом опыт проведения стажировок на системной основе в ИСЭРТ РАН даёт свои положительные результаты:
- при организации стажировки учитывается её целесообразность и необходимость как для аспиранта (сотрудника) с целью применения полученных навыков в профессиональной деятельности, так и для самой организации в отношении расширения внешних контактов;
- результаты стажировки большей частью аспирантов используются при подготовке диссертаций, статей, семинаров;
- сотрудники и аспиранты, прошедшие стажировки, отметили полез-
ность и целесообразность их проведения в дальнейшем;
- стажировки создают условия для возможности сотрудничества с государственными, научными и иными учреждениями и организациями Российской Федерации в дальнейшем.
Таким образом, стажировка помогает убедиться, что выбранная проблема, сфера деятельности важны для самореализации в профессии; даёт возможность проявить и зарекомендовать себя как хорошего специалиста; помогает приобрести передовой опыт по профессии, выполняет обучающую функцию; позволяет решать задачи по освоению практических знаний аспирантами ИСЭРТ РАН; способствует расширению внешних контактов и связей Института.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляева, О.В. Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования [Электронный ресурс] / О.В. Беляева // Состояние интеллектуального потенциала российской науки. - Режим доступа: http://rusrand.ru
2. Большая советская энциклопедия [Текст]: в 30 т. - Т. 24. - М.: Советская энциклопедия, 1996. - С. 398.
3. Большой экономический словарь [Текст] / под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Ин-т новой экономики, 2008. - С. 1152.
4. Егорихина, С.Ю. Подготовка научных кадров для экономики региона (из опыта работы аспирантуры ИСЭРТ РАН) [Текст] / С.Ю. Егорихина, Н.Н. Подволоцкая // Проблемы развития территории. - 2012. - № 4. - С. 123-132.
5. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов [Текст] / Л.П. Крысин. - М.: Эксмо, 2005. - С. 734.
6. Малый академический словарь [Электронный ресурс] / под ред. А.П. Евге-ньевой. - М.: Русский язык. - Режим доступа: http://enc-dic.com/academic/ Stazhirovka-61624.html
7. Профессиональное обучение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.btraining.ru/prof-edu/
8. Рекомендации по организации и проведению стажировки специалистов: письмо Госкомвуза от 15 марта 1996 г. № 18-34-44ин/18-10 «Об организации и проведении стажировки специалистов» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
9. Скворцова, Т. Что такое стажировка [Электронный ресурс] // Кадровик. Управление персоналом. - 2010. - № 2. - Режим доступа: http://www.profmedia.by/pub/ man/art/37484/
10. Стажировка за рубежом [Электронный ресурс] // Globail Work. - Режим доступа: http://www.garant-tour.ru/slide-view/slide-2/
11. Стажировки для студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// students.sergeykhenkin.com/2012/01/internship-at-google.html
12. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (с изменениями и дополнениями). - Режим доступа: http://base.garant.ru/10136741/
13. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / под ред. С.А. Кузнецова. - Режим доступа: http://enc-dic.com/kuzhecov/Stazhirovka-49839.html
14. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / под ред. Д.Н. Ушакова. -Режим доступа: http://enc-dic.com/ushakov/Stazhirovka-73875.html
15. Юридический словарь [Электронный ресурс] / под ред. А.Я. Сухарева. - Режим доступа: http://enc-dic.com/legal/Stazhirovka-18553.html