Научная статья на тему 'Комплексный подход к подготовке молодых ученых в ИСЭРТ РАН'

Комплексный подход к подготовке молодых ученых в ИСЭРТ РАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к подготовке молодых ученых в ИСЭРТ РАН»

ПОДВОЛОЦКАЯ Н.Н., ПОПОВА В.И., Институт социально-экономического развития территорий РАН, г. Вологда

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В ИСЭРТ РАН

«Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: "умной" экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности»1. Важной задачей является создание общенациональной системы поиска и развития талантливых детей и молодежи.

Исследования интеллектуального потенциала Вологодской области, проводимые Институтом социально-экономического развития территорий РАН (ИСЭРТ РАН) с 1997 г., выявили следующие проблемы: низкий уровень развития регионального научно-технического потенциала, слабая связь научных организаций с реальным сектором экономики региона; снижение уровня профессиональных знаний и навыков их практического применения; устойчивое снижение индекса творческого потенциала населения региона2.

Одним из подходов к решению обозначенных проблем является создание интегрированных научно-образовательных структур,

1 МедведевД.А. Россия, вперед! 10.09.2009. - Шр://президент.рф/пеш8/ 5413 (Дата обращения: 24.05.2011.)

2 Ильин В.А., Гулин К.А., Ускова Т.В. Интеллектуальные ресурсы как фактор инновационного развития // Экономические и социальные перемены: Факты, тенденции, прогноз. - 2010. - № 3 (11). - С. 14-25.

основанных на взаимодействии образовательной деятельности и академической науки1.

В 2003 г. при Вологодском научно-координационном центре ЦЭМИ РАН (в 2009 г. переименован в учреждение Российской академии наук Институт социально-экономического развития территорий РАН) создан Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий (НОЦ). В НОЦ создаются условия для выявления и развития способностей талантливой молодежи региона. Цель Научно-образовательного центра - подготовка высококвалифицированных специалистов для решения научных и управленческих задач региона.

Решение данной цели обеспечивается через реализацию принципа комплексного подхода в обучении и воспитании личности. Его основными положениями являются требования единства и взаимосвязи всех участников образовательного процесса, ориентации на всестороннее развитие личности путем использования комплекса средств, методов, форм и технологий образования2.

НОЦ представляет собой систему непрерывного образования (школа - вуз - аспирантура). Структура НОЦ включает подсистемы дополнительного школьного образования (взаимодействие со школами г. Вологды и районов Вологодской области), высшего образования (взаимодействие с вузами Вологодской области); послевузовского образования (аспирантура, докторантура). Динамика численности обучающихся в НОЦ отражена в табл. 1.

Таблица 1

Численность обучающихся в НОЦ

.г .г .г .г .г .г .г

Показатель о ш о ЧО о о 00 0 о о 01

0 0 0 0 0 0

СЧ 2 2 2 2 2 2

Численность школьников 94 160 250 290 310 370 410

Численность студентов 164 339 530 550 600 620 650

Численность аспирантов 31 40 39 46 45 44 42

1 Ильин В.А., Гулин К.А., Ускова Т.В. Интеллектуальные ресурсы как фактор инновационного развития // Экономические и социальные перемены: Факты, тенденции, прогноз. - 2010. - № 3 (11). - С. 14-25.

2 Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность. Издательство «Академия Естествознания», 2010. - http://www.rae.ru/monographs/76 (Дата обращения: 04.07.2011.)

Подсистема дополнительного школьного образования представлена очным факультативом и Экономической интернет-школой. В настоящее время в НОЦ функционируют 11 классов, в которых учатся 410 школьников 5-11 классов. Обучение осуществляется сотрудниками и аспирантами ИСЭРТ РАН по следующим курсам: экономика, олимпиадная экономика, информатика, математические методы в экономике, региональная экономика, введение в научно-исследовательскую работу, деловой английский, основы делового общения, социология, экология.

Наряду с учебными занятиями в НОЦ применяются разнообразные формы работы со школьниками.

1. Профильный экономический лагерь, который ежегодно организуется во время летних и осенних каникул, позволяет не только углубить знания, но и получить представление о различных профессиях, относящихся к экономической сфере.

2. В рамках дискуссионного клуба школьники совместно со студентами вологодских вузов обсуждают актуальные вопросы развития современной экономики. Основными задачами дискуссионного клуба являются развитие у его участников логического мышления и навыков ведения дискуссии по важнейшим вопросам современной социально-экономической ситуации, расширение кругозора. Заседания клуба проходят в форме круглого стола один раз в месяц.

3. Для школьников организуются экскурсии на предприятия и в организации г. Вологды: ГУ ВО «Бизнес-инкубатор», ООО Страховая компания «Артекс», туристическая фирма «Белка», ОАО «Вологодский завод строительных конструкций и дорожных машин», ОАО «Вологодский ОМЗ» и др.

4. Учащиеся привлекаются к участию в конференциях, олимпиадах, конкурсах. Конкурс научных работ и эссе школьников, по итогам которых проводится конференция, является традиционным. Лучшие работы публикуются в сборнике «Экономика региона глазами старшеклассников». В 2009-2010 учебном году школьники НОЦ приняли участие в 14 конференциях и олимпиадах различного уровня; была проведена первая открытая олимпиада НОЦ по экономике. В конкурсах, олимпиадах, конференциях на уровне г. Вологды приняли участие 53 школьника, на региональном уровне - 35, на российском и международном уровне - 27.

5. Для учащихся НОЦ организуются различные мероприятия: Неделя предпринимательства, Неделя науки; в рамках профилактической работы - Неделя здоровья, Неделя психологии, встречи с медицинскими работниками и сотрудниками ГИБДД. Уделяется большое внимание социально-психологической работе с учащимися: проводится диагностика интеллектуальных и личностных особенностей школьников, занятия по развитию научного творчества.

За период 2004-2010 гг. численность выпускников Научно-образовательного центра составила 322 человека. Более 40% из них поступили на экономические специальности вузов г. Вологды, Москвы, Санкт-Петербурга.

С 1997 г. в Вологде работает филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (СПбГИЭУ). Цель совместной работы НОЦ и СПбГИЭУ - вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность. Динамика численности студентов, взаимодействующих с НОЦ, показана на рисунке. Студенты активно участвуют в региональных научно-практических конференциях («Новое общество - новая экономика», «Молодые ученые - экономике региона»); экономических лекториях «Актуальные проблемы экономики региона», заседаниях дискуссионного клуба в ИСЭРТ РАН. После завершения обучения в вузе молодые специалисты поступают в аспирантуру. Для обеспечения эффективного отбора аспирантов и привития навыков научных исследований организовано участие студентов старших курсов местных вузов в исследованиях Института. За последние три года 13 выпускников филиала поступили в аспирантуру ИСЭРТ РАН.

Подготовка научных кадров высшей квалификации в учреждении Российской академии наук Институте социально-экономического развития территорий РАН через аспирантуру осуществляется с 1996 г.

Основная цель аспирантуры - постоянное развитие новых перспективных направлений подготовки научных и научно-педагогических кадров из числа наиболее талантливых выпускников для вовлечения их в научный и образовательный процесс.

Рис. 1.

Динамика численности студентов, взаимодействующих с НОЦ

ИСЭРТ РАН имеет государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, располагает высококвалифицированными научными и научно-педагогическими кадрами для качественной подготовки и защиты аспирантами кандидатских диссертаций по следующим научным специальностям:

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством;

08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит;

08.00.13 - Математические и инструментальные методы экономики.

Распределение аспирантов по специальностям и курсам на конец 2010 г. приведено в табл. 2.

Таблица 2

Численность аспирантов на конец 2010 г.

Специальность Форма обучения 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

1 2 3 4 5 6

Экономика и управление народным хозяйством очная 10 4 4 -

заочная 3 6 3 4

Финансы, денежное обращение и кредит очная 1 1 - -

заочная 1 - - -

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5 6

Математические и инструментальные методы экономики очная - 2 - -

заочная - 2 - 1

Всего - 42 человека: очная - 22 человека, заочная - 20 человек 15 15 7 5

Конкурсные вступительные экзамены проходят в сентябре. На сайте Института имеется специальный раздел, на котором размещена информация о специальностях, об условиях приема в аспирантуру, размещается информация по вступительным экзаменам.

По решению комиссии лицам, имеющим достижения в научно-исследовательской деятельности, отраженные в научных публикациях, может быть предоставлено право преимущественного зачисления.

Научными руководителями аспирантов являются ведущие специалисты ИСЭРТ РАН, высших учебных заведений г. Вологды, Москвы, Санкт-Петербурга.

Комплексность подготовки аспирантов ИСЭРТ РАН заключается в единстве разнообразных видов деятельности, обеспечивающих всесторонность образования.

Обучение в аспирантуре ведется по учебным планам, составленным в соответствии с Временными требованиями к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования. Теоретико-методологическое сопровождение обучения включает организацию учебных курсов для подготовки к кандидатским экзаменам, проведение лекций членами диссертационного совета при ВГМХА им. Н.В. Верещагина по экономическим проблемам, по изучению требований ВАК к кандидатским диссертациям, организацию семинаров-практикумов ведущими учеными РАН, зарубежными специалистами.

Все рабочие места в ИСЭРТ РАН оснащены компьютерами, включенными в сеть Интернет. Каждый аспирант получает быстрый доступ в Интернет и к электронной почте. Учебные занятия проходят в аудиториях, оснащенных интерактивными досками, в пользовании аспирантов - компьютерный и лингафонный кабинеты.

Аспиранты имеют доступ к фонду научной библиотеки ИСЭРТ РАН, которая располагает одним из наиболее полных собраний современной экономической литературы в г. Вологде. Фонды библиотеки включают более 16,5 тыс. единиц хранения, в их числе 39 наименований российских экономических журналов, монографии, учебники для аспирантов. Фонды регулярно пополняются новыми изданиями, обеспеченность статистическими материалами - одна из самых лучших в Вологодской области. Все издания ИСЭРТ РАН и некоторые другие имеют электронные полнотекстовые версии.

Созданы условия для публикаций аспирантами результатов научных исследований в журналах и сборниках ИСЭРТ РАН. С 2008 г. по решению руководителей экономических институтов Северо-Западного федерального округа в ИСЭРТ РАН издается журнал «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз». Журнал включен в международные базы данных, а с 2010 г. он входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. С 1997 г. издается журнал «Проблемы развития территории». Ежегодно выпускается сборник научных работ аспирантов и соискателей.

Аспиранты имеют широкие возможности апробации результатов научно-исследовательских работ и диссертаций на региональных, российских, международных конференциях. Молодые исследователи Института регулярно становятся победителями различных конкурсов и олимпиад (Всероссийская олимпиада развития народного хозяйства, Всероссийский конкурс деловых инновационно-технических идей и проектов «Сотворение и созидание будущей России», Всероссийский конкурс информационных технологий и информационной безопасности «Интеллектуальная Россия», конкурс портала «Research & Trends» и др.). Ежегодно в ИСЭРТ РАН проводится научно-практическая конференция «Молодые ученые - экономике региона», к участию в которой привлекаются и студенты различных вузов; конкурс НИР среди молодых ученых в области экономики. В табл. 3 приведены данные по конкурсам и публикациям за последние пять лет.

Таблица 3

Участие аспирантов в конкурсах НИР. Публикации

Год 2006 2007 2008 2009 2010

Численность аспирантов 39 46 45 44 42

Количество участий аспирантов в конкурсах, всего 15 25 38 44 49

Из них:

- международные 1 2 1 2 -

- российские 1 5 24 40 27

- региональные 13 18 13 2 22

Из них:

- занявшие 1-3-е места 4 8 18 9 11

- призеры 3 5 8 15 17

Публикации, всего 19 49 53 76 77

Из них в рецензируемых журналах - 3 5 9 8

Институт организует и принимает участие в организации семинаров и конференций с участием авторитетных российских и зарубежных ученых: «Актуальные проблемы развития регионов России и Германии» с участием директора Института научной информации по общественным наукам академика Ю.С. Пивоварова, директора Института современной истории образования и науки университета г. Ганновер (Германия) профессора М. Хайнемана, заведующего отделом гуманитарных и общественных наук РАН канд. ист. наук В.К. Егорова (2007); «Экономическое и научно-инновационное сотрудничество регионов России и Беларуси» с участием вице-президента РАН, директора Института химической физики РАН академика С.М. Алдошина, заместителя начальника Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного комитета Союзного государства России и Беларуси д-ра эконом. наук А. В. Сотникова, директора Института проблем передачи информации РАН д-ра техн. наук А.П. Кулешова (2008); «Международная научная школа-семинар имени академика С. С. Шаталина» с участием директора Центрального экономико-математического института РАН (ЦЭМИ РАН) академика В.Л. Макарова, заведующего лабораторией ЦЭМИ РАН академика В.М. Полтеровича, заместителя директора ЦЭМИ РАН члена-корреспондента РАН Г. Б. Клейнера, заместителя директора ЦЭМИ РАН д-ра эконом. наук,

профессора В.Г. Гребенникова, заведующего лабораторией Института системного анализа РАН д-ра эконом. наук, профессора

B.Н. Лившица (2009); «Количественные методы в экономических исследованиях» с участием заведующего лабораторией Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН д-ра эконом. наук А.В. Суворова (2010); «Денежно-финансовые проблемы российской экономики» с участием директора Высшей школы исследований по социальным наукам (ЕИЕ88) профессора Ж. Сапира, профессора Лионского университета Ж. Веркёя, сотрудника Центра изучения Индустриализации при Высшей школе исследований

C. Дюрана, заведующего лабораторией монетарных исследований Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН канд. эконом. наук О.Д. Говтваня, ученого секретаря Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН канд. эконом. наук Д.Б. Кувалина, директора Северо-Кавказского НИИ социальных и экономических проблем при Южном федеральном университете д-ра эконом. наук, профессора В.Н. Овчинникова, заведующего кафедрой экономического факультета Южного федерального университета д-ра эконом. наук, профессора Н.П. Кетова (2010) и др.

В каждом структурном подразделении два раза в месяц проходят научные семинары-дискуссии, на которых аспиранты представляют результаты своих исследований. Один раз в квартал в каждом подразделении организуются творческие семинары молодых ученых по тематике проводимых исследований с участием аспирантов. Каждый квартал проходят творческие семинары, где аспиранты обсуждают телепередачи по актуальным проблемам экономики, книги известных экономистов. С 2011 г. еженедельно проводится «Час аспиранта», посвященный обсуждению происходящих событий в мире, стране, регионе, а также новостям аспирантуры.

Согласно Положению о порядке прохождения стажировки аспирантов ИСЭРТ РАН организуются стажировки в государственных, научных и иных учреждениях и организациях РФ: Центральном экономико-математическом институте РАН, Правительстве Вологодской области (Департаменте экономики, Департаменте сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области) и др. В процессе прохождения стажировки аспиранты знакомятся со структурой, основными задачами и функ-

циями учреждений и организаций; приобретают навыки работы в данных учреждениях и организациях, в том числе со служебными документами; участвуют в разработке проектов, подготовке аналитических, отчетных материалов и предложений; участвуют в подготовке совещаний, деловых встреч. По окончании стажировки аспиранты представляют отчет, в котором отражают решение поставленных задач, делятся опытом.

В учреждении реализуется практико-ориентированный подход. Одновременно с зачислением аспирант оформляется на работу в ИСЭРТ РАН. Темы диссертаций, как правило, связаны с НИР, выполняемыми в подразделениях под нужды конкретного заказчика, что обеспечивает практическую значимость и востребованность исследований.

Аспиранты Института сочетают научную и преподавательскую деятельность: участвуют в дискуссионном клубе, проводят экономический лекторий для студентов филиала СПбГИЭУ в г. Вологде, занятия для школьников Научно-образовательного центра.

В Институте действует форма квартального плана выполнения диссертационного исследования для аспирантов.

Обязательной формой отчетности аспирантов является аттестация, которая проходит два раза в год: в апреле (промежуточная) и октябре (основная).

Аттестация проводится в три этапа:

1) заполнение аттестационного листа и индивидуального плана аспиранта; каждый выполненный этап подготовки аспиранта оценивается согласно балльно-рейтинговой системе;

2) доклад о результатах диссертационного исследования за истекший период (год/полугодие) и его перспективах с обязательной презентацией;

3) подведение итогов аттестации на Ученом совете ИСЭРТ РАН.

При наличии существенных замечаний по работе аспиранта

аттестационная комиссия может принимать решение о продлении срока аттестации (не более чем на один месяц). В течение этого срока аспирант обязан устранить замечания, согласовать изменения с научным руководителем и представить их на рассмотрение аттестационной комиссии.

Результаты основной аттестации являются основанием для перевода аспирантов на следующий год обучения и заносятся в индивидуальный план аспиранта.

Регулярно организуются встречи аспирантов с директором ИСЭРТ РАН, где подводятся итоги работы аспирантов за полугодие, обсуждаются проблемы и пути их решения.

Социально-психологическая группа осуществляет психологическое сопровождение аспирантов и реализует следующие направления:

- диагностико-аналитическое, которое включает исследование особенностей индивидуально-личностной, когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер аспирантов. В рамках данного направления большее внимание уделяется работе с аспирантами-первокурсниками;

- консультативно-развивающее, заключающееся в проведении тренинговых занятий как для аспирантов-первокурсников в период их адаптации, так и для аспирантов старших курсов. Для первой группы главной целью занятий является снижение эмоционального напряжения, связанного с вхождением в новую социальную роль. С аспирантами старших курсов проводятся развивающие занятия, направленные на решение проблем таймменеджмента, управления в стрессовой ситуации, коммуникативной активности;

- информационно-методическое, которое предусматривает оказание информационно-методической помощи аспирантам - преподавателям экономических дисциплин в Научно-образовательном центре, направленной на повышение их психолого-педагогической компетенции (проведение психолого-педагогических семинаров, индивидуальных консультаций).

Жизнь в ИСЭРТ РАН не ограничена только научно-исследовательской и учебной деятельностью. Ежегодно для старшекурсников вузов в Институте проходит День открытых дверей. Для аспирантов первого года организуется посвящение в аспиранты. Этот праздник включает в себя шуточную процедуру принятия новых аспирантов в коллектив молодых ученых.

Все новости, события и мероприятия освещает газета «Научно-образовательный центр», которая выходит два раза в месяц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Молодым специалистам создаются условия для творческой работы. Все это способствует повышению результативности рабо-

ты аспирантов. За период 2006-2010 гг. защитили кандидатские диссертации 35,3% от выпуска (табл. 4).

Таблица 4

Результативность деятельности аспирантуры ИСЭРТ РАН

Показатель 2001-2005 2006-2010

Численность принятых аспирантов, всего человек 63 86

Выпуск, всего человек 36 34

Защита кандидатских диссертаций аспирантами 17 12

Удельный вес аспирантов, защитивших кандидатские диссертации в общем выпуске аспирантов, % 47,22 35,29

Институт использует все имеющиеся возможности по привлечению выпускников аспирантуры к работе в своих подразделениях. За последние пять лет восемь выпускников аспирантуры (66,7%) и один выпускник докторантуры (100%), защитивших диссертации, остались работать в Институте. После окончания аспирантуры остались работать в Институте 16 выпускников очной формы обучения (47,06%).

Таким образом, в НОЦ ИСЭРТ РАН создаются условия для формирования и закрепления высококвалифицированных кадров. Особенностями подхода к подготовке молодых ученых являются непрерывное образование, использование разноплановых форм и методов обучения, связь теории с практикой, внимание к социально-психологической работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.