Научная статья на тему 'Организация спортивного образования на основе фитнес-аэробики в условиях общеобразовательной школы'

Организация спортивного образования на основе фитнес-аэробики в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
794
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / СПОРТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИТНЕС-АЭРОБИКА / СТАРШЕКЛАССНИЦЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация спортивного образования на основе фитнес-аэробики в условиях общеобразовательной школы»

УДК 796.078:338.28

ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ

ФИТНЕС-АЭРОБИКИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЫ

Е.А. Фонарева - кандидат педагогических наук, преподаватель А.А. Черняев - кандидат педагогических наук, профессор Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и

туризма Набережные Челны

ORGANIZATION OF SPORTS EDUCATION ON THE BASIS OF FITNESS AEROBICS IN THE CONDITIONS OF COMPREHENSIVE SCHOOL

E.A. Fonareva - Candidate of Pedagogical sciences, Lecturer A.A. Chernyaev - Candidate of Pedagogical Sciences, Professor Naberezhnye Chelny Branch of FSBEI HPE Povolzhskaya State Academy of

Physical Culture, Sport and Tourism Naberezhnye Chelny

e-mail:professor-ch@mail. ru

Ключевые слова: модель, спортивное образование, фитнес-аэробика, старшеклассницы, педагогический эксперимент, физическая подготовленность, мотивационно-целостное отношение.

Аннотация. Спортивное образование в условиях общеобразовательной школы направлено на формирование знаний, умений и навыков, ценностного отношения занимающихся к спортивной деятельности с целью интенсивного использования физических упражнений в рамках соревновательной деятельности, которая преследует цель достижения высокого спортивного результата вследствие физического и духовного совершенствования. В статье представлена модель организации и содержания спортивного образования в школе на основе использования фитнес-аэробики. Показана её эффективность влияния на физическую подготовленность старшеклассниц, улучшение специальных знаний в области физической культуры и спорта.

Key words: model, sports education, fitness aerobics, senior school girls, pedagogical experiment, physical preparedness, motivational and holistic attitude.

Annotation. Sports education in the conditions of comprehensive school is directed on formation of knowledge, skills, the valuable relation engaged to sports activity which pursues the aim of achievement of high sports result owing to physical and spiritual perfection. The article presents a model of organization and content of sports education in schools through the use of aerobic-fitness. Its impact on physical preparedness of senior school girls, improvement of special knowledge in the field of physical training and sports is also shown.

ВВЕДЕНИЕ

Состояние здоровья молодого поколения в подлинно демократичном обществе становится показателем здоровья нации, характеризующим уровень социально-

экономического и нравственного развития общества, культуры и научно-технической зрелости страны, перспектив её благополучия, безопасности и независимости.

Физическое развитие и физическая подготовленность учащихся характеризуется дисгармонией развития основных двигательных качеств и функциональных систем от состояния которых зависит правильное формирование растущего организма школьника.

Сохранение и укрепление здоровья школьников является приоритетной задачей государства. Поэтому данная проблема служит объектом пристального внимания.

Тревожная тенденция складывается со здоровьем у старшеклассниц. В настоящее время лишь каждая четвертая девушка считается условно здоровой. (Е.В. Лошенко, 2007; А.Г. Комков, 2008; В.А. Романович, 2010).

Роль систематической физической активности в развитии и укреплении ресурсов здоровья человека признается большинством ученых (Н.А. Амосов, 2004; В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 2006 и др.).

Анализ современной теории и практики физического воспитания показывает, что физической культуре старшеклассников уделяется недостаточное внимание. Традиционное построение учебных уроков в общеобразовательной школе не решает в полной мере проблем целенаправленной подготовки обучающихся к физкультурному самообразованию и физическому самосовершенствованию (И.В. Манжелей, 2005; Л.И. Лубышева, 2010 и др.).

Организация и содержание физкультурно-спортивной работы в школе требует критического пересмотра. Внедрение новых средств физической культуры и спорта в процесс физического воспитания старшеклассников представляется одним из перспективных путей его совершенствования.

Мы предлагаем внедрение в старших классах общеобразовательной школы спортивного образования, которое мы и берем за основу нашей исследовательской работы.

Термин «спортивное образование» означает методику и технологию преподавания предмета «Физическая культура» с ориентацией на освоение ценностей культуры спорта. Целевая направленность спортивного образования заключается в формировании компетентной, увлеченной и грамотной спортивной личности. Спортивная личность - та личность, в которой заложены знания, навыки и умения, которые, в свою очередь, позволяют получать удовольствие от занятий спортом, и вызывают желание совершенствоваться.

Спортивное образование в условиях общеобразовательной школы направлено на формирование знаний, умений и навыков, ценностного отношения занимающихся к спортивной деятельности с целью интенсивного использования физических упражнений в рамках соревновательной деятельности, которая преследует цель достижения высокого спортивного результата вследствие физического и духовного совершенствования.

Согласно нашим наблюдениям, наиболее привлекательным видом спортивной деятельности для старшеклассниц является фитнес-аэробика. Данный вид спорта формирует двигательную культуру и спортивную образованность, способствует воспитанию всесторонне развитой личности. Фитнес-аэробика позволяет повысить уровень физической подготовленности занимающихся, работоспособность, творческую активность, формирует у них мотивационно-ценностные установки к регулярной физкультурно-спортивной деятельности (Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева, и д.р.).

Актуальность исследования определяется наличием противоречия - между необходимостью гармонического развития личности старшеклассниц, с одной стороны, и отсутствием эффективных современных программ, средств и методов формирования спортивного образования на основе использования фитнес-аэробики в процессе физического воспитания старшеклассниц, с другой.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели содержания и организации спортивного образования старшеклассниц в условиях общеобразовательной школы.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Задачи исследования:

1. Разработать модель содержания и организации спортивного образования на основе фитнес-аэробики в учебном процессе общеобразовательной школы.

2. Экспериментально обосновать эффективность модели содержания и организации спортивного образования на основе фитнес-аэробики в учебном процессе общеобразовательной школы.

Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, педагогические наблюдения, анкетирование, тестирование, медико-биологическое тестирование, антропометрические измерения, функциональные пробы, педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись МОУ СОШ №1 г. Чайковский, где старшеклассницы в количестве 17 человек составили контрольную группу и МОУ СОШ №11 г. Чайковский, где старшеклассницы в количестве 15 человек составили экспериментальную группу. Исследование проведено в четыре этапа в период 2005-2010 гг.

В экспериментальной группе (ЭГ) занятия проходили в рамках авторизованной программы спортивной направленности на основе фитнес-аэробики 3 раза в неделю (1 занятие в неделю - базовый компонент ГОС; 2 занятия - по нашей программе).

В контрольной группе (КГ) занятия проходили в рамках базовой программы по физической культуре для общеобразовательных школ (В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2004) 3 раза в неделю.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Внедрение спортивной направленности в организацию физического воспитания старшеклассниц требует разработки новой педагогической модели применительно к условиям общеобразовательной школы.

Нами была разработана модель содержания и организации спортивного образования для старшеклассниц в рамках учебного предмета «Физическая культура»,

В то же время модель является педагогическим инструментарием преподавателя. Для ее построения мы использовали метод моделирования. Моделирование нами рассматривается как комплексный подход к образовательному процессу, направленный на его проектирование, внедрение, оценку, коррекцию и достижение поставленных целей обучения. В нашем исследовании поставлена задача - разработать модель содержания и организации спортивного образования в общеобразовательной школе.

В содержание учебного предмета спортивной направленности входит три раздела: теоретический, практический и контрольный.

Теоретический раздел содержит знания об истории становления и развития спорта, теории спорта, основах спортивной тренировки, методов медицинского контроля и самоконтроля, методики развития физических качеств.

Практический раздел включает основные разделы спортивной подготовки: общефизическую, тактическую, техническую и специальную.

Соревновательная деятельность является неотъемлемой частью данного процесса.

Контрольно-нормативный раздел предусматривает оценку знаний двигательных умений и навыков на уровне требований юношеских спортивных разрядов.

Целевыми ориентирами данной модели являются становление спортивного образования на основе формирования осознанной, значимой и действенной мотивации занятий, гармонизации физического, интеллектуального, нравственного и эстетического развития и спортивного стиля жизни.

Реализация выше представленной модели стала возможной благодаря разработанной нами программе, которая была защищена на городском экспертно-методическом совете г. Чайковский, где ей был призван статус авторизованной программы.

Анализ теоретических и практических рекомендаций теории и методики оздоровительной физической и спортивной культур позволили определить основные требования к программе спортивной направленности по фитнес-аэробике: частота занятий 3 раза в неделю; продолжительность одного занятия - 45 минут; интенсивность - 60-80% от максимального значения ЧСС; рабочее значение ЧСС на занятиях - 170-200 уд/мин минус возраст; комплексное развитие физических качеств в одном занятии; преимущественно аэробная направленность нагрузки.

Содержательная часть программы представляет собой интегрированный комплекс обязательного минимума содержания образования по физической культуре в школе и учебный материал для групп начальной спортивной подготовки по фитнес-аэробике, включающий в себя теоретическую, спортивно-техническую, психологическую, инструкторскую и соревновательную подготовку.

Тренировочный микроцикл занятий (неделя) в экспериментальной группе составлен с учетом требований принципа «непрерывности». Так, в понедельник учащиеся изучают базовый компонент нашей программы, направленный на общую физическую подготовку. Общий объем занятий по данному направлению составляет 34 часа в год. С точки зрения теории спорта данный урок в структуре микроцикла можно считать восстановительным. В среду и пятницу у девушек проходят специально тренировочные - «стимулирующие» занятия (68 часов в год).

Одной из задач нашего исследования являлось изучение, с позиции здоровья, эффективности процесса реализации содержания разработанной учебной программы на основе фитнес-аэробики. Для этого нами были изучены медицинские карты девушек обеих групп и журнал учета посещаемости и успеваемости, из которых мы учли количество дней, пропущенных по болезни и частоту заболеваний.

После педагогического эксперимента у старшеклассниц ЭГ произошло достоверное снижение частоты и продолжительности заболеваний.

Для определения мотивационно-ценностного отношения старшеклассниц к урочным занятиям и спортивной деятельности нами была проанализирована посещаемость уроков физической культуры и проведен анкетный опрос.

Результаты, полученные после педагогического эксперимента, свидетельствуют, что у старшеклассниц, занимающихся по инновационной учебной программе, непосещаемость по неуважительной причине снизилась на 42%, а у старшеклассниц, занимающихся по стандартной программе - снизилась на 9%. Мы считаем, что такие изменения в ЭГ произошли из-за заинтересованности учащихся в занятиях фитнес-аэробикой и появлении возможности проверить себя в соревновательной деятельности.

Из данных анкетного опроса видно, что побуждает старшеклассниц посещать уроки по ФК. Если в ЭГ в начале эксперимента посещали занятия, чтобы с целью улучшения физической формы 20%, то в конце эксперимента - уже 40%. В КГ к концу эксперимента увеличился процент девушек, посещающих уроки ФК, чтобы не было пропусков.

Старшеклассниц, желающих заниматься физической культурой или спортом после окончания школы, в ЭГ увеличилось на 40%. В КГ - всего на 11%.

Физические упражнения, выполняемые в аэробике, обеспечивают всестороннее, гармоничное развитие, формирование базовых двигательных координаций, что создает необходимые предпосылки для улучшения уровня общей физической подготовленности и положительно сказывается на естественном росте организма.

В результате тестирования общей физической подготовленности нами выявлено, что после эксперимента из 6 тестов по 4 (бег 1000 м, прыжок в длину с места, наклон вперед из положения сидя, вис на перекладине, согнув руки) были выявлены достоверно значимые различия при уровне вероятности 95% как в контрольной, так и в экспериментальной группах.

В тестах: сгибание и разгибание рук в упоре лежа и подъем туловища из положения

лежа на спине за 30 сек. достоверные различия произошли как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Но у старшеклассниц экспериментальной группы динамика результатов более положительно-возрастающая, чем у сверстниц КГ.

На уроках по фитнес-аэробике одной из задач является приобщение старшеклассниц к систематическим занятиям специальными физическими упражнениями, направленными на повышение эффективности выполнения двигательных действии, а также эстетичность их восприятия. Специальная физическая подготовка представляет собой физиологическую основу для достижения высоких спортивных результатов, она играет ведущую роль в формировании двигательных способностей.

Исследование показало, что в процессе систематических занятий фитнес-аэробикой под воздействием разнообразной мышечной нагрузки результаты улучшились во всех исследуемых группах, но в ЭГ результаты после педагогического эксперимента стали существенно выше (р<0,05), чего в КГ мы не наблюдаем (р> 0,05).

В фитнес-аэробике характерны различные группы движений. Для выявления темпов прироста освоения техники движений по основным разновидностям (в базовых шагах, поворотах и вращениях, танцевальных движениях, прыжках и прыжковых упражнениях, коллективных (групповых) действиях) нами проводилось экспертное оценивание в процессе соревновательной деятельности.

Экспертиза проводилась квалифицированными специалистами, ведущими занятия по фитнес-аэробике и участвующие в судействе по этому виду спорта. Каждое действие учеников команды оценивалось по десятибалльной шкале. Определяли средний балл из выставленных 5 судьями.

Материалы исследований показали, что в конце педагогического эксперимента во всех исследуемых разновидностей координации движений произошло увеличение показателей, однако темпы прироста показателей в экспериментальной группе были значительно выше (р<0,05), что сказалось на очень значительном увеличении в ЭГ показателей среднего балла оценки всех технических действий во время выполнения контрольных выступлений и соревнований.

Занятия фитнес-аэробикой положительно влияют на прирост показателей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния организма, так как эти физические упражнения обеспечивают всестороннее, гармоничное развитие, что положительно сказывается на естественном росте организма.

Полученные результаты нашего исследования показали положительную динамику показателей функционального развития старшеклассниц. При этом надо заметить, что эти изменения в контрольной и экспериментальной группах проходили не одинаково.

Успешность решения задач обучения основам физкультурно-спортивной деятельности, во многом, зависит от уровня сформированности теоретических знаний в области укрепления и формирования здоровья средствами физической культуры.

По окончании двух лет в экспериментальной группе наблюдаются статистически значимые изменения результатов в показателях уровня сформированности знаний, повышение показателей на «4» и «5» баллов произошло с 20% до 86,7% учащихся.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в процессе педагогического эксперимента произошло улучшение качества знаний занимающихся, что позволило выявить высокую эффективность экспериментальной программы в деле формирования специальных знаний, кардинального повышения уровня спортивно-физкультурной образованности старшеклассников.

Подводя итоги выполненного исследования, хотелось бы отметить, что нам удалось провести критический анализ современного состояния физического воспитания в старших классах; разработать модель спортивного образования и экспериментально обосновать ее эффективность.

Литература

1. Амосов, Н.М. Энциклопедия Амосова : алгоритм здоровья / Н.М. Амосов - М. : АСТ, 2004. - 590 с.

2. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. -М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 112 с., ил.

3. Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 2-8.

4. Лисицкая, Т.С. Фитнес-аэробика : методическое пособие / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. - М. : Федерация аэробики России, 2003. - 90 с.

5. Лошенко, Е.В. Направленное развитие равновесия у девочек 12-14 лет, занимающихся оздоровительной аэробикой : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Е.В. Лошенко. - М., 2007. - 236 с.

6. Лубышева, Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе / Л.И. Лубышева; под общ. Л.И. Лубышевой. - М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2009. - 168 с.

7. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов : программа общеобразовательных учебных заведений / В.И. Лях, А.А. Зданевич; Министерство образования и науки РФ. -М. : Просвещение, 2005. - 126 с.

8. Манжелей, И.В. Педагогические модели физического воспитания : учебное пособие / И.В. Манжелей. - М. : Теория и практика физической культуры, 2005. - 185 с.

9. Романович, В.А. Спортивно ориентированное физическое воспитание в Октябрьской школе / В.А. Романович, В.И. Световец. - М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 264 с.

10. Сиднева, Л.В. Типовая программа по аэробике / Л.В. Сиднева, Г.А. Зайцева. - М., 2006. - 88 с.

Literature

1. Amosov, N.M. Amosov's encyclopedia : algorithm of health / N.M. Amosov. - M. : AST, 2004. - 590 p.

2. Balsevich, B.K. Sports vector of physical training at school in Russia / V.K. Balsevich. - M. : Theory and practice of physical culture and sport, 2006. - 112 p.

3. Concepts of development of physical training and sports in the Russian Federation for the period up to 2005 // Theory and practice of physical culture. - 2001. - № 4. - P. 2-8.

4. Lisitskaya, T.S. Fitness aerobics : a methodical aid / T.S. Lisitskaya, L.V.Sidneva. - M. : Russian aerobics' Federation , 2003. - 90p.

5. Loshenko, E.V. Directed development of equilibrium in girls of 12-14 years, which are engaged in health-improving aerobics : dis. ... Cand. of Ped. Sciences : 13.00.04 / E.V. Loshenko. - M., 2007. - 236 p.

6. Lubysheva, L.I. Sportization at comprehensive school / L.I. Lubysheva; gen. edit by L.I. Lubysheva. - M. : Theory and practice of Physical culture and Sport, 2009. - 168 p.

7. Lyakh, V.I. Complex program of physical training of pupils of 1-11 classes : programs of comprehensive educational institutions / V.I. Lyakh, A.A. Zdanevich; The Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - M. : Prosvechenie, 2005. - 126 p.

8. Mangheley, I.V. Pedagogical models of physical training : a tutorial / I.V. Mangheley. - M. : Theory and practice of physical culture, 2005. - 185 p.

9. Romanovich, V.A. The sports-focused physical training in Oktyabrsk school / V.A. Romanovich, V.I. Svetovets. - M. : Theory and practice of physical culture, 2006. - 264 p.

10. Sidneva, L.V. The typical program on aerobics / L.V. Sidneva, G.A. Zaytseva. - M., 2006. - 88 p.

Статья поступила в редакцию 01.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.