УДК 796.51.83
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА ДЕВОЧЕК 12-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ
Л.В. Разумова - аспирант, Н.А. Касаткина - кандидат педагогических наук Ульяновский государственный педагогический университет им И.Н. Ульянова
г. Ульяновск
LOGICAL THINKING DEVELOPMENT AS THE FACTOR OF SPORTSMANSHIP
IMPROVEMENT OF THE 12-14 YEAR OLD GIRLS GOING IN FOR SPORTS
AEROBICS
L.V. Razumova - post-graduate student N.A. Kasatkina - the candidate of pedagogics I.N. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University
Ulyanovsk
e-mail: eleha [email protected]
Ключевые слова: девочки 12-14 лет, техническая подготовленность, педагогический эксперимент.
Аннотация. Проблема повышения результативности соревновательной деятельности является одной из наиболее актуальных во многих видах спорта, в том числе, в спортивной аэробике. Специалисты в данной сфере спортивной деятельности пытаются найти эффективные способы повышения показателей технической подготовленности посредством улучшения результатов ведущих двигательно-координационных качеств; сравнительного усложнения соревновательной программы, повышения артистичности выполнения; совершенствования системы спортивного отбора и т.д.
Методы: анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Материал. В данной статье предлагается новый подход к улучшению результата соревновательной деятельности путем обеспечения единства интеллектуальной и двигательной деятельности.
Заключение. Включение спортсменок в совместный творческий процесс спортивной подготовки, направленный на достижение высокого спортивного мастерства, активизирует мыслительную деятельность во всех ее проявлениях, в том числе, логического мышления, позволяющего решать ряд важных вопросов, способствующих повышению эффективности тренировочного процесса. Результаты педагогического эксперимента показали перспективность предложенного автором направления, обеспечивающего повышение уровня технической подготовленности посредством целенаправленного формирования логического мышления.
Keywords: 12-14 year-old girls, technical readiness, pedagogical experiment.
Annotation. The problem of effectiveness increase of the competitive activity is one of the most urgent in many kinds of sport including sports aerobics. The specialists in this sphere try to find effective ways of technical readiness indices increase by means of results improvement of the leading
motional - coordinating qualities; complication of the competitive program,the level of artistry increase; the system of sports selection development and etc.
Research methods: scientific and methodical literature analysis and summarizing, testing, pedagogical experiment, the methods of mathematical statistics.
Results material. The article presents a new approach to results improvement of the competitive activity by means of the unity provision of an intellectual and motion activity.
Conclusion. Involving the female athletes into co-operative creative process of sports training directed at high level of sportsmanship achievement activates intellect including logical thinking, which helps to solve the problems concerning effectiveness increase of the training process. The results of the pedagogical experiment proved the prospectivety of the offered direction which helps to increase the level of technical readiness by means ofpurposeful logical thinking formation.
Содержание спортивной аэробики составляют разнообразные двигательные действия, присущие данному виду спорта; элементы хореографии и различных художественных видов спорта, что позволяет рассматривать данный вид спорта как сплав разнообразных художественно-эстетических двигательных действий, объединенных в единую композицию в соответствии с правилами соревнований. [3, 4]. Многообразие движений, их эстетическая направленность, возможность самореализации путем формирования индивидуального стиля обусловливает необходимость вовлечения спортсменов в совместный творческий процесс по формированию спортивного мастерства. Содержание соревновательной программы предусматривает выполнение элементов определенной трудности; что связано с усвоением рациональной техники акробатических элементов; упражнений спортивной и художественной гимнастики, фигурного катания, синхронного плавания, что требует высокого уровня специальной технической подготовленности, знания закономерностей прироста спортивного мастерства, понимания ведущих положений и принципов, определяющих направленность тренировочного процесса [1,2,5].
В спортивной аэробике оценивается не только уровень технической подготовленности, но и артистичность выполнения композиции, что связано с изучением разнообразных средств выразительности, их выбором с учетом индивидуальных, возрастных и других особенностей. Это требует объективной оценки эффективности используемых средств выразительности, их распределения по разным частям программного выступления; соответствия по структурному содержанию. Творческое участие спортсменок обусловливает необходимость проявления логического мышления, уровень сформированности которого в значительной степени определяет возможности участия аэробисток в разработке композиции, формировании исполнительского мастерства [3, 4].
Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование значимости формирования логического мышления как фактора повышения результативности соревновательной деятельности девочек 12-14 лет, занимающихся спортивной аэробикой.
Задачи: 1. Разработать методику формирования логического мышления в процессе занятий спортивной аэробикой.
2. Экспериментальным путем выявить зависимость результатов соревновательной деятельности занимающихся от уровня развития логического мышления.
Спортивная деятельность, направленная на реализацию кинезиологического потенциала индивида, располагает значительными возможностями для формирования мышления - основного интеллектуального качества, обусловливающего усвоение закономерностей совершенствования техники соревновательных упражнений и выявления факторов и условий, обеспечивающих рост спортивного мастерства. Мышление представляет собой сложный по своему содержанию познавательный процесс, в ходе которого к мыслительным процессам предъявляются различные требования. Так, логическое мышление призвано устанавливать наиболее эффективные подготовительные и подводящие упражнения, выявлять их рациональную последовательность, оптимальную дозировку для усвоения основы техники.
Логическое мышление проявляется также при улучшении факторов, влияющих на повышение спортивных результатов, педагогических условий, обеспечивающих рост спортивного мастерства - все это позволяет считать логическое мышление одной из основных разновидностей мыслительной деятельности, совершенствование которой оказывает стимулирующее воздействие на работоспособность спортсменок и повышение их технической подготовленности.
Анализ специальной литературы, материалы собственных исследований по проблеме влияния логического мышления на рост спортивного мастерства, позволили определить, что оптимальный уровень логического мышления способствует установлению внутренних и внешних связей между ведущим звеном техники достаточно сложного элемента и его деталями, придающими выступлению спортсменок особую выразительность и индивидуальность. Благодаря показателям логического мышления определяется соответствие характера двигательного действия и содержания музыкального сопровождения; соответствие программ соревновательной деятельности уровню их физической и технической подготовленности и т.д. Все это свидетельствует о существенном влиянии показателей сформированности логического мышления на эффективность тренировочного процесса и результативность соревновательной деятельности.
С целью проверки степени влияния логического мышления на реализацию задач выступления аэробисток на конкретных соревнованиях был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 26 девочек 12-14 лет II и I разрядов. Были организованы две группы: контрольная (КГ) - 12 человек, и экспериментальная (ЭГ) - 14 человек. В КГ тренировочные занятия проводились по традиционной методике в соответствии с программой, рекомендованной федерацией гимнастики. В ЭГ применялась разработанная нами методика формирования логического мышления, содержание которой составляли разнообразные двигательные задания, требующие проявления логических мыслительных способностей:
- обосновать целесообразность чередования медленных и быстрых частей композиции; рациональное распределение элементов высшей группы трудностей в разных частях программного выступления;
- дополнить анализ выступлений спортсменок различной квалификации с последующей оценкой уровня их технической и артистической подготовленности; выявить основные ошибки, назвать способы профилактики их возникновения и способы исправления;
- дать обоснование целесообразности усвоения различных вариантов выполнения беговых и танцевальных дорожек, хореографических, акробатических соединений и связок между элементами повышенной трудности;
- выявить степень соответствия содержания композиции характеру музыкального сопровождения, индивидуальным особенностям спортсменок;
- дать сравнительный анализ используемых средств выразительности и их эффективности для обеспечения необходимого уровня артистичности исполнения соревновательной программы и др.
Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование уровня сформированности логического мышления спортсменок КГ и ЭГ с использованием разработанных нами критериев оценки. Так, степень развития логического мышления определялась способностью к установлению внешних и внутренних связей между простыми и сложными элементами композиции, формами соединений разнохарактерных двигательных действий.
Критерии оценки:
5 баллов: сформированность навыков установления рационального распределения технически сложных, зрелищных элементов в начале композиции, в ее средней и завершающей части; выбор направлений движений по площадке, позволяющий в полной мере передать эмоциональное состояние занимающихся; использование средств выразительности с постепенным увеличением их эстетического воздействия на зрителей;
4 балла - выявление внешних и внутренних связей межу различными частями соревновательной программы; установление оптимального количества динамических и статических элементов; оптимального сочетания быстрых и медленных отрезков композиции;
3 балла - установление оптимального количества акробатических, гимнастических, танцевальных, вращательных и прыжковых упражнений; соответствия мелодии и соревновательной программы;
2 балла - способность к установлению характера программного выступления в соответствии с типологическими и фенотипическими особенностями спортсменок, показателями их физической и технической подготовленности.
1 балл - понимание необходимости чередования медленных и быстрых частей композиции.
Обработка материалов исследования не выявила существенных различий по исходному уровню сформированности логического мышления у спортсменок КГ и ЭГ (р>0,05). Определялся исходный уровень технической подготовленности по следующим показателям:
- количество элементов повышенной трудности;
- разнообразие беговых и танцевальных дорожек;
- использование разнообразных направлений движения;
- соответствие композиции музыкальному произведению;
- проявление индивидуального стиля.
Анализ полученных результатов также не выявил существенных различий по общефизической подготовленности спортсменок КГ и ЭГ (р>0,05). Для определения исходных показателей физической подготовленности использовались следующие тесты: челночный бег 3х11 м (с); бег на 100 м (с); бег на 1000 м (с); прыжок в длину с места, толчком двух (см); поднимание туловища из положения лежа на животе, руки за голову (кол-во раз за одну мин); поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за голову (кол-во раз за одну мин); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); поднимание прямых ног из положения лежа на спине до касания пола за головой (кол-во раз). Анализ результатов исследования не выявил существенных различий по уровню технической подготовленности спортсменок КГ и ЭГ (р>0,05).
В ходе проведения педагогического эксперимента в ЭГ делался акцент на проявление способности к логическому мышлению; давалась индивидуальная оценка выполнения каждого двигательного задания, направленного на формирование данного вида мыслительной деятельности; разъяснялась значимость повышения показателей логического мышления как одного из факторов улучшения результата на спортивных соревнованиях. Кроме того, спортсменкам ЭГ предлагалось самостоятельно подобрать двигательные задания, способствующие развитию и совершенствованию логического мышления, которые затем выполнялись всей группой; выявлялись наиболее оригинальные, интересные, что отмечалось в присутствии всех занимающихся и являлось дополнительным стимулом для развития и совершенствования мыслительных способностей в заданном направлении; в процессе спортивной подготовки путем мониторинга динамики показателей физической подготовленности во время проведения контрольных тренировок; отборочных соревнований перед основными; при выполнении отдельных заданий по оценке качества выполнения элементов высшей группы трудности; акробатических дорожек и связок и др.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование уровня физической и технической подготовленности, а также уровня сформированности логического мышления. Результаты педагогического эксперимента показали, что по всем исследуемым параметрам улучшение произошло в обеих группах: КГ и ЭГ. Однако у спортсменок ЭГ прирост результатов оказался более существенным. Так в КГ, в челночном беге 3х11 м (с) при исходных данных 9,35±0,54 с к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли на 1,51% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 9,37±0,49 прирост составил 3,87% (р>0,05). В КГ при выполнении прыжка в длину с места при исходных данных 115,24±5,32 см к концу педагогического эксперимента
улучшение произошло на 4,64% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 118,36±4,75 прирост результатов составил 11,85% (р<0,05).
Уровень технической подготовленности также повысился у занимающихся КГ и ЭГ при разных значениях полученных показателей. Так, в КГ при исходных данных количества элементов повышенной трудности - 2 элемента, к окончанию педагогического эксперимента количество элементов увеличилось до 3; В ЭГ, соответственно, при исходном количестве упражнений повышенной трудности - 3 элемента, к завершению педагогического эксперимента показатели увеличились до 4 элементов повышенной сложности. В КГ при исходных показателях, характеризующих разнообразие беговых и танцевальных дорожек, 3,4±0,26 к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились до 3,8±0,21; в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,1±0,15 балла результаты улучшились до 4,3±0,29 (р<0,05). В КГ при исходных данных такого показателя технической подготовленности, как использование разнообразных направлений движения - 3,3±0,25 балла, к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли до 3,7±0,20; в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,4±0,24 балла результаты повысились до 4,6±0,32 балла (р<0,05). Подобная тенденция улучшения показателей технической подготовленности была выявлена и по другим ее разновидностям.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента позволили установить зависимость улучшения показателей технической подготовленности от повышения уровня логического мышления. Прирост данных, характеризующих степень сформированности логического мышления, также положительно сказался на повышении уровня физической подготовленности спортсменок ЭГ. Полученные данные свидетельствуют о том, что улучшение показателей логического мышления активизирует мыслительную и двигательную активность занимающихся, способствует повышению заинтересованности в систематических тренировочных занятиях, формированию самостоятельности, инициативности и ответственности за рост собственных спортивных результатов.
Литература
1. Гущина, Н.В. Разумова, Л.В. Приемы активизации мыслительной деятельности у занимающихся спортивной аэробикой / Н.В. Гущина, Л.В. Разумова.
2. Лисицкая, Т.С., Сиднева, Л.В. Аэробика: В 2т. / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева.- М. : ФиС, - 2002. - 1.1. -215с. - т.2. - 229 с.
3. Сомкин, А.А. Спортивная аэробика. Классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных спортсменов / А.А. Сомкин. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - 222 с.
4. Спортивная аэробика в школе: практическое рук. при проведении соревнований и организации занятий в общеобразовательных учреждениях г. Москвы / под ред. М.П. Шестакова. М.: СпортАкадем Пресс, 2002. - 84 с.
5. Трофимова, О.В. Совершенствование физического воспитания студенток на основе углубленного изучения фитнес-аэробики : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2010. - 23 с.
Bibliography
1. Guschina, N.V., Razumova, L.V. The methods of intellectual activity activation of people going in for sports aerobics / N.V. Guschina, L.V. Razumova.
2. Lisitskaya, T.S., Sidneva, L.V. Aerobics: in two volumes / T.S. Lisitskaya, L.V. Sidneva. - Moscow: FiS, -2002. - 1.1. - 215p. - volume 2. - 229 p.
3. Somkin, A.A. Sports aerobics. Classification of the exercises and the main components of highly qualified athletes training / A.A. Somkin. - Saint Petersburg: P.F. Lesgaft State Academy of Physical Culture, 2001. - 222 p.
4.Sports aerobics at school: manual in case of competitions and lessons organization in the establishments of general education in Moscow / under edition of M.P. Shestakov. Moscow: Sport Academ Press, 2002. - 84 p.
5. Trofimova, O.V. Female students' physical upbringing on the basis of thorough study of fitness - aerobics: abstract of dissertation of the candidate of pedagogics. Cheboksary, 2010. - 23 p.
Статья напечатана в рамках государственного задания Минобрнауки РФ №2 шифр 6.663.2011
Статья поступила в редакцию: 25.10.2013 г.