УДК: 796.42
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ
Л. В. Разумова - аспирант Ульяновский государственный педагогический университет
Ульяновск
MAIN TENDENCIES OF SPORTSMANSHIP DEVELOPMENT IN
SPORTS AEROBICS
L.V. Razumova post - graduate Ulyanovsk State Pedagogical University Ulyanovsk
e-mail: elena [email protected]
Ключевые слова: спортивная аэробика, девочки 12-14 лет, педагогические условия, техническая подготовленность, педагогический эксперимент, интегративные показатели мастерства.
Аннотация. В специальной литературе рассматриваются различные подходы к организации системы спортивной подготовки, обеспечивающей повышение результативности соревновательной деятельности. Техническая подготовленность в любом виде спортивной деятельности рассматривается в качестве интегративного показателя достигнутого уровня мастерства. В связи с этим повышение уровня технической подготовленности является проблемой, привлекающей внимание специалистов и высококвалифицированных спортсменов.
Материал. В данной статье рассматриваются особенности спортивной аэробики, анализируются некоторые подходы, обеспечивающие повышение спортивного мастерства; предлагаются педагогические условия, реализация которых в учебно-тренировочном процессе позволяет существенно увеличить прирост показателей технической подготовленности. В качестве ведущих педагогических условий рассматриваются следующие: разъяснение занимающимся основных закономерностей повышения спортивного мастерства, раскрывающие принципы спортивной тренировки; осознание собственного активного творческого участия в процессе спортивной подготовки; использование дополнительных самостоятельных форм занятий; формирование ведущих морально-волевых и нравственных качеств.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-педагогической и специальной литературы, проектирование, тестирование технической и общефизической подготовки, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Результат. Важным педагогическим условием является формирование навыков разработки художественно-музыкальных образов двигательных действий, конструирование теоретической модели программного выступления. Одним из основополагающих педагогических условий является достижение уровня ведущих двигательно-координационных качеств как базиса для повышения показателей технической подготовленности. Педагогический эксперимент показал, что реализация рассмотренных педагогических условий имеет большое значение для обеспечения положительной динамики показателей спортивного мастерства. Использование данных
педагогических условий детерминировало повышение уровня физической и технической подготовленности занимающихся экспериментальной группы; формировало сознание необходимости подчинения всего процесса жизнедеятельности для достижения перспективных целей спортивной подготовки; способствовало пониманию дополнительных интеллектуальных и физических усилий и нагрузок, разнообразных форм занятий, повышающих гибкость тренировочного процесса, его личностно-ориентированную направленность, стимулирование дополнительной самостоятельной работы по приросту показателей ведущих двигательно-координационных качеств, а также формированию навыков разработки художественно-музыкальных образов двигательных действий.
Заключение. Спортивная аэробика является художественным, высоко эстетическим видом спортивной деятельности. Выступления спортсменов оцениваются по двум направлениям: уровню технической подготовленности и артистическому исполнению композиции. Эти требования определяют необходимость повышения обшей и двигательной культуры, хореографической и музыкальной подготовки, способности к созданию музыкальных и художественных образов.
Keywords: sports aerobics, 12-14 year-old girls, pedagogical conditions, technical readiness, pedagogical experiment, integrative skills indices.
Annotation. Various approaches to the organization of sports training system, which can provide increase of competitive activity effectiveness, are discussed in a special literature. Technical readiness in any kind of sport activity is seen as an integrative index of the achieved skills level. In connection with this, increase of the level of technical preparedness is an issue that attracts the attention of professionals and highly skilled athletes.
Research methods: scientific - pedagogical and special literature analysis and summarizing, projection, technical and general physical readiness testing, pedagogical experiment, mathematical statistics methods.
Research materials. This article describes the peculiarities of sports aerobics, analyzes some approaches which improve sports skills. The author offers pedagogical conditions, the implementation of which in the training process can significantly increase the indices gain of technical readiness. The leading educational conditions are the following: explanation of the basic laws of excellence to the athletes that reveal the principles of sports training, awareness of one's active and creative participation in athletic training, the use of additional forms of self-development, formation of the leading moral- volitional and ethical qualities.
Results. The author considers the formation of the artistic and musical images of motor actions an important pedagogical condition and constructing a theoretical model of program performance. One of the fundamental pedagogical conditions is the achievement of a high level of the leading motor- coordination qualities as the basis to technical readiness indices improvement. Pedagogical experiment showed that the realization of the discussed pedagogical conditions is significant for positive dynamics of sportsmanship provision. The use of the discussed pedagogical conditions determined the increase of the physical and technical readiness level of sportsmen from the treatment group; formed the understanding of the fact that it is necessary to subordinate the whole life to achieve perspective aims of sports training; provided understanding of the optional intellectual and physical efforts and work, different kinds of lessons which improve training process flexibility, its personality -oriented character, stimulate additional independent work on increase of the indices of the main motional -coordinate characteristics, and formed the skills of artistic and musical images of motor actions development.
Conclusion. Sports aerobics is an artistic, highly aesthetic kind of sports activity. Sportsmen performances are evaluated according to two directions: the level of technical readiness and an artistic composition performance. These demands determine the necessity to
increase the general and motion culture, choreographic and musical training, ability to musical and artistic images creation.
Рост спортивного мастерства в спортивной аэробике детерминирован необходимостью реализации комплексного подхода к проведению тренировочных занятий, что обеспечивает прирост показателей физической подготовленности - базиса спортивного мастерства; формирования морально-волевых и нравственных качеств, степень развития которых определяет работоспособность спортсменов, стремление к достижению поставленной цели, ответственность за достигнутые результаты.
Одним из направлений повышения уровня технической подготовленности является использование функционально-технических элементов, представляющих единую связку, характер которой меняется в зависимости от художественно-музыкального образа, представленного в различных частях композиции [5].
Рост спортивного мастерства определяется также формированием навыков четкого воспроизведения формы и содержания упражнений различной трудности; а также путем совершенствования навыков ориентировки в пространстве и времени, что обеспечивает высокую динамичность и практичность выполняемых моторных актов, позволяющих успешно сочетать быстрые и медленные, энергичные и плавные движения в различных частях программного выступления.
Целью данной работы является обоснование педагогических условий, реализация которых обеспечивает рост спортивного мастерства в соответствии с задачами тренировочного процесса.
Задачи: 1. Дать теоретическое обоснование педагогических условий, определяющих повышение результативности соревновательной деятельности занимающихся спортивной аэробикой. 2. Проверить эффективность выявленных педагогических условий в ходе педагогического эксперимента.
Все эти подходы, направленные на формирование спортивного мастерства, достигают своей эффективности при понимании их роли и места в системе спортивной подготовки, в соотношении с другими способами, обеспечивающими прирост технической подготовленности. Следовательно, одними из ведущих педагогических условий, способствующих увеличению показателей технической подготовленности, являются совершенствование мыслительных процессов, направленных на понимание закономерностей в спортивной подготовке и определяющих длительность тренировочного процесса; количество усваиваемых элементов различной сложности, различных особенностей их взаимосвязей и взаимообусловленностей.
Спортивная аэробика является художественным, высоко эстетическим видом спортивной деятельности. Выступления спортсменов оцениваются по двум направлениям: уровню технической подготовленности и артистическому исполнению композиции. Эти требования определяют необходимость повышения обшей и двигательной культуры, хореографической и музыкальной подготовки, способности к созданию музыкальных и художественных образов.
Формирование навыков разработки теоретической модели композиции обеспечивает создание мыслеобраза целостного выступления спортсмена с определенным количеством прыжковых, вращательных, акробатических элементов различной трудности; беговых и танцевальных дорожек, динамических и статических поз, равновесий. Все это требует развития творческой фантазии, четкого представления структурного содержания каждого моторного акта, его места в соревновательной программе. Формирование навыков создания двигательно-художественного образа является, таким образом, следующим важным педагогическим условием повышения уровня технической подготовленности девочек-подростков 12-14 лет, занимающихся спортивной аэробикой. Разнообразие двигательных действий, составляющих основное содержание спортивной аэробики, требует соответствующего уровня развития двигательно-координационных
качеств: мышечной силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости и др., без оптимальных показателей которых невозможна успешная ориентировка в пространственно-временных и пространственно-силовых параметрах движений [2, 4]. Это приводит к необходимости целенаправленного развития качественных сторон двигательной деятельности, имеющих большое значение для успешного освоения физических упражнений различной сложности, их связок и соединений.
Для проверки эффективности реализации данных педагогических условий был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 26 девочек 12-14 лет (II и I разрядов). Были организованы две группы: контрольная (КГ) - 12 человек и экспериментальная (ЭГ) - 14 человек. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование для выявления исходных показателей физической и технической подготовленности. Для оценки физической подготовленности использовались следующие контрольные упражнения: челночный бег 3x11 м (с); бег на 100 м (с); бег на 1000 м (с);
прыжок в длину с места толчком двух ног (см);
поднимание туловища из положения лежа на животе, руки за голову (кол-во раз за одну мин.);
поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за голову (кол-во раз за одну мин.);
сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз);
поднимание прямых ног из положения лежа на спине до касания пола за головой (кол-во раз).
Полученные результаты не обнаружили существенных различий по уровню общефизической подготовленности спортсменок КГ и ЭГ (р>0,05).
Уровень технической подготовленности определялся по следующим показателям: количество элементов повышенной трудности; разнообразие беговых и танцевальных дорожек; использование различных направлений движений; соответствие композиции характеру музыкального произведения; проявление индивидуального стиля.
В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой, рекомендованной РФ гимнастики; в ЭГ использовались педагогические условия, реализация которых обеспечивала повышение уровня спортивного мастерства. Так, на каждой тренировке спортсменам ЭГ разъяснялись основные закономерности прироста технической подготовленности; принципы построения тренировочных занятий; раскрывался механизм адаптации организма к тренировочным нагрузкам; давались рекомендации по организации режима дня, обеспечивающие оптимальное время для восстановления организма; по рациональному питанию; использованию индивидуальных дополнительных форм занятий, направленных на усвоение подготовительных и подводящих упражнений; оптимальному сочетанию интеллектуальной и физической нагрузки, а также способы регулирования психоэмоционального состояния [1,3].
В ЭГ уделялось большое внимание целенаправленному развитию морально-волевых и нравственных качеств, ставились конкретные задачи по развитию силы воли, настойчивости, трудолюбия, реализация которых достигалась путем выполнения системы специальных двигательных заданий как во время тренировки, так и в свободное время вне тренировочного процесса.
Формирование навыков создания двигательно-художественных образов у занимающихся ЭГ осуществлялось следующим образом: художественно-музыкальные
образы двигательных действий выявлялись путем просмотра выступлений спортсменок различного возраста и квалификации; устанавливалась степень их выразительности, виртуозности, артистичности; соответствие росто-весовым показателям аэробистов, их фенотипическим особенностям.
После просмотра выступлений спортсменки ЭГ разрабатывали различные варианты наблюдаемых двигательно-музыкальных образов; вносили изменения в их структурное содержание с учетом своих собственных, индивидуальных способностей и возможностей; после совместного обсуждения продолжался поиск деталей, подчеркивающих индивидуальность каждой аэробистки. Данный творческий процесс усиливал заинтересованность девочек-подростков в росте спортивного мастерства; стимулировал потребность в изучении специальной литературы, опыта ведущих аэробистов.
В ЭГ также уделялось большое внимание формированию навыков разработки теоретической модели композиции, что требовало повышение показателей восприятия, мышления, памяти, аналитических способностей, обеспечивало понимание взаимозависимости и взаимообусловленности мыслительной и двигательной деятельности, стимулировало потребность в самостоятельном развитии и совершенствовании познавательных процессов.
В ходе наблюдений за выступлением квалифицированных аэробисток девочки-подростки ЭГ понимали зависимость качества выполнения технически сложных элементов от уровня развития ведущих двигательно-координационных качеств. Это ставило их перед необходимостью систематического выполнения специальных упражнений, направленных на развитие качественных сторон двигательной деятельности. Для каждой спортсменки ЭГ разрабатывались комплексы физических упражнений для развития мышечной силы, быстроты, выносливости, прыгучести, ловкости, равновесия и других двигательно-координационных качеств; давались рекомендации по последовательности, дозировке их выполнения, выбору темпо-ритмовых параметров; достижению оптимального соотношения объема и интенсивности выполнения физических упражнений. По общефизической подготовке проводились регулярные контрольные испытания, динамика результатов которых размещалась в специальных выпусках спортивных бюллетеней, что настраивало спортсменок на критический анализ своих результатов, подчеркивало необходимость коррекции тренировочных нагрузок.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей физической и технической подготовленности. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что улучшение показателей физической подготовленности произошло в обеих группах, однако в ЭГ результаты были существенно выше. Так, в КГ в челночном беге 3x11 м (с) при исходных данных 9,35±0,54 с к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли на 1,51% (р>(),05); в ЭГ при исходных показателях 9,37±0,49 с прирост составил 3,87% (р>0,05). В КГ при выполнении прыжка в длину с места при исходных данных 115,24±5,32 см к концу педагогического эксперимента улучшение произошло на 4,64% (р>0,05); в ЭГ при исходных показателях 118,36±4,75 см прирост результатов составил 11,85% (р<0,05). Подобная тенденция была выявлена и по другим тестам.
Анализ характера изменений показателей мышления также позволил выявить неравномерность их увеличения.
Уровень технической подготовленности также повысился в обеих группах при разных значениях показателей. Так, в КГ при исходных данных использования всех основных направлений 2,76±0,19 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились на 6,12% (р>0,05), в ЭГ при исходных результатах 2,69±0,18 балла прирост составил 19,36% (р<0,05). В КГ при исходных показателях сложности и оригинальности танцевальных дорожек 3,06±0,23 балла к окончанию педагогического
эксперимента данные возросли на 7,24% (р>0,05), в ЭГ при исходных показателях 3,01±0,25 балла прирост составил 17,94% (р<0,05). Подобная тенденция к увеличению показателей была выявлена и по другим компонентам технической подготовленности.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что реализация рассмотренных нами педагогических условий имеет большое значение для обеспечения положительной динамики показателей спортивного мастерства. Использование данных педагогических условий детерминировало повышение уровня физической и технической подготовленности занимающихся экспериментальной группы; формировало сознание необходимости подчинения всего процесса жизнедеятельности для достижения перспективных целей спортивной подготовки; способствовало пониманию дополнительных интеллектуальных и физических усилий и нагрузок, разнообразных форм занятий, повышающих гибкость тренировочного процесса, его личностно-ориентированную направленность, стимулирование дополнительной самостоятельной работы по приросту показателей ведущих двигательно-координационных качеств, а также формированию навыков разработки художественно-музыкальных образов двигательных действий.
Литература:
1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие для студ. вузов физ. культуры / Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. М. : СпортАкадемПресс, 2002. 304 с.
2. Боляк, А.А. Модельные характеристики физической и технической подготовленности спортсменов спортивной аэробики на этапе предварительной базовой подготовки: дис. ... канд. пед. наук. - Харьков, 2007. 275 с.
3. Спортивная аэробика в школе: практическое рук. при проведении соревнований и организации занятий в общеобразовательных учреждениях г. Москвы / Под ред. М.П. Шестакова. - М. : СпортАкадем Пресс, 2002. - 84 с.
4. Счастливцева, М.Г. Спортивная и оздоровительная аэробика в системе дополнительного образования: методич. пособие. - М. : Пробел-2000, 2010.-46 с.
5. Трофимова, О.В. Совершенствование физического воспитания студенток на основе углубленного изучения фитнес-аэробики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2010. - 23 с.
Bibliography
1. Aerobics. Theory and methodology of the lessons: manual for the students of physical culture Universities / Under edition of E.B. Myakinchenko and M.P. Shestakova. Moscow: SportAcademPress, 2002. 304 p.
2. Bolyak, A.A. Model Characteristics of the physical and technical readiness of sports aerobics sportsmen on the stage of pre- basic training: thesis of the candidate of pedagogics. - Kharkov, 2007. 275 p.
3. Sports aerobics at school: manual in case of competitions and lessons organization in general education establishments of Moscow / Under edition of M.P. Shestakova. -Moscow: SportAcademPress, 2002. - 84 p.
4. Schastlivtseva, M.G. Sports and sanitary aerobics in the system of further education: manual. - Moscow: Probel-2000, 2010.-46 p.
5. Trofimova, O.V. Female students' physical education development on the basis of advanced study of fitness aerobics: abstract of the candidate of pedagogics - Cheboksari, 2010. - 23 p.
Статья напечатана в рамках государственного задания Минобрнауки РФ №2 шифр
6.663.2011
Статья поступила в редакцию: 13.08.2013 г.