Научная статья на тему 'Организация совместных коллективных ночёвок грача Corvus frugilegus и галки Corvus monedula в городе Харькове'

Организация совместных коллективных ночёвок грача Corvus frugilegus и галки Corvus monedula в городе Харькове Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
339
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Брезгунова Ольга Александровна

Второе издание. Первая публикация: Брезгунова О.А. 2009. Организация совместных коллективных ночёвок грача (Corvus frugilegus L.) и галки (C. monedula L.) в г. Харькове // Чтения памяти А.П.Крапивного. Харьков: 22-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация совместных коллективных ночёвок грача Corvus frugilegus и галки Corvus monedula в городе Харькове»

Самойлов Б.Л., Морозова Г.В. 2011. Обыкновенная пустельга // Красная книга города Москвы. М.: 144-147.

Храбрый В.М. 1991. Птицы Санкт-Петербурга: Фауна, размещение, охрана // Тр. Зоол. ин-та АН СССР 236: 1-275.

Щербаков Б.В., Березовиков Н.Н. 2011. К экологии обыкновенной пустельги Falco tin-nunculus на Западном Алтае // Рус. орнитол. журн. 20 (654): 895-902.

Buchner E., Pleske Th. 1881. Beitrage zur Ornithologie des St.-Petersburger Gouvernements // Beitrage zur Kenntniss des Russischen Reiches 2, 4: 54-178.

Cignini B., Zapparoli M. 2005. Rome // Birds in European cities. St. Katharinen: 243-278.

Dinetti M. 1994. The urban ornithology in Italy // Memorabilia Zoologica 49: 269-281.

Feriancova-Masarova Z., Kalivodova E. 2005. Bratislava // Birds in European cities. St. Katharinen: 55-80.

Hewlett J. (ed.) 2002. The Breeding Birds of the London Area. London: 1-294.

Luniak M., Kozlowski P., Nowicki W., Plit J. 2001. Ptaki Warszawy 1962-2000. Atlas Warszawy, zeszyt 8. Warszawa: 1-179.

Ptaszyk J. 2003. Ptaki Poznania. Stan jakosciony I ilosciowy oraz jego zmiany w latach 18502000. Poznan: 1-506.

Stastny K., Rejcek V., Kelcey J.G. 2005. Prague // Birds in European cities. St. Katharinen: 215-242.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1392: 153-157

Организация совместных коллективных ночёвок грача Corvus frugilegus и галки Corvus monedula в городе Харькове

О.А.Брезгунова

Второе издание. Первая публикация в 2009*

Распределение коллективных ночёвок грачей Corvus frugilegus и галок Corvus monedula в городе Харькове, а также особенности пред-ночёвочного и ночёвочного поведения этих птиц изучали в 2004-2008 годах. При описании результатов наблюдений использовали следующие термины: предночёвочное скопление (или клуб), место сбора, центральная и периферическая коллективные ночёвки. Под клубом понимали скопление птиц перед полётом на место ночлега; предночёвочное скопление врановые птицы формируют на расстоянии от 1 км от места коллективной ночёвки. Место сбора — скопление большинства птиц, участвующих в формировании коллективной ночёвки, вблизи от места ночлега. Под центральной и периферическими коллективными ночёвками подразумевали ежегодно формируемые птицами ночёвочные

* Брезгунова О.А. 2009. Организация совместных коллективных ночёвок грача (Corvus frugilegus L.) и галки (C. monedula L.) в г. Харькове // Чтения памяти А.П.Крапивного. Харьков: 22-27.

скопления, но центральные — в зимний период, а периферические — с весны до осени.

Установлено, что в зимнее время в городе существует единственная центральная коллективная ночёвка грачей и галок, численность которой в отдельные годы может достигать 70-100 тыс. особей. Птицы ночуют в сосновом бору на берегу Основянского водохранилища. Часть зимующих на территории города Харькова грачей и галок может присоединяться к центральной коллективной ночёвке серой вороны Cor-vus cornix и сороки Pica pica, расположенной на южной окраине города на обрывистом берегу пруда. Расстояния между двумя местами ночлега составляет около 3.5 км. В последнем случае врановые ночуют в зарослях лоха узколистного Elaeagnus angustifolia, робинии лжеакации Robiniapseudoacacia и клёна ясенелистного Acer negundo. Обычно первые стаи грачей и галок общей численностью до 30 особей появляются на этом участке на ночёвке в сентябре. Зимой 2005/06 года после сильных продолжительных морозов все совместные стаи грачей и галок ночевали более месяца на территории центральной ночёвки ворон и сорок. В другие годы основная часть зимующей популяции грача и галки ночевала на берегу Основянского водохранилища. Даже если смешанные стаи грача и галки не присоединяются к ночёвочному скоплению серой вороны и сороки, в 500 м от места ночлега последних они формируют клуб, а затем единым скоплением перемещаются на место сбора или сразу летят ночевать к Основянскому водохранилищу. В последнем случае смешанные стаи грачей и галок присоединяются к другим стаям, перелетающим с места сбора к территории ночёвки.

В зимний период грачи и галки совершают традиционные перелёты. Врановые перемещаются на место ночлега не сразу, а формируют место сбора, что наблюдали и другие исследователи (Миллер и др. 1989; Недосекин 1989; Шевцов 2001). Так как численность коллективно ночующих птиц может достигать сотни тысяч, то место сбора охватывает территорию диаметром до 2-3.5 км. Через 30-40 мин после захода солнца смешанные стаи грачей и галок облетают территорию ночёвки и прилежащего водохранилища и затем занимают места ночлега. Такое поведение наблюдается в большинстве случаев и отличает стаи грачей от следующих на ночёвку серых ворон. Кроме того, смешанные стаи грачей и галок летят на ночёвку «сплошным потоком (коридором)», не разделяясь на группы, в отличие от ворон, следующих на территории ночёвок разреженными группами, удалёнными друг от друга на сотни метров. При перемещении с места сбора на место ночлега на грачей и галок охотится ястреб-тетеревятник Accipiter gentilis.

Утром грачи следуют к месту сбора, и только потом птицы разлетаются на поиски пищи. Для скоплений грачей и галок место сбора — это участок, который используется птицами как вечером, перед полётом

на ночёвку, так и утром, перед разлётом на места кормёжки.

Первые совместные стаи грачей и галок на центральной ночёвке появляются с середины октября. При этом соотношение тех и других меняется в течение периода формирования зимовки. Так, во второй декаде октября число грачей, формирующих ночёвку на Основянском водохранилище, составляет всего чуть более 2000 особей, а галок обычно не более 150-200 особей. В середине ноября общая численность птиц может составлять 13-14 тыс., и только в декабре она достигает своего максимального значения. Численность зимующих в Харькове грачей, формирующих коллективную ночёвку, варьирует от 60 до 100 тыс. особей, а галок - от 2000 до 3500 особей. Так, в 2004/05 году число грачей, формировавших ночёвку, достигало 97000, а галок - 3500 особей. В 2005/06 - 70000 и 2500, в 2006/07 - 62000 и 3000, в 2007/08 - 60000 и 2000 особей, соответственно (численность галки может быть занижена).

К середине марта число птиц, формирующих центральную коллективную ночёвку, уменьшается до 7000 особей. Отдельные стаи грачей и галок держатся до начала апреля на территории совместной ночёвки сорок и ворон.

Таким образом, центральное ночёвочное скопление врановых существует в течение 5 месяцев. Ночёвка распадается в середине марта, в период весенней миграции. Массовая миграция грачей проходит обычно после освобождения от снега полей и лугов (Полуда и др. 1981). Даты прилёта и отлёта мигрирующих грачей на территории Харькова совпадают со временем образования и распада центральной коллективной ночёвки.

С апреля до середины октября грачи и галки формируют недалеко от грачевников небольшие периферические ночёвки, к которым присоединяются птицы соседних колоний. Первые коллективные ночёвки могут образовывать холостые птицы, а к ним присоединяются размножающиеся пары с выводками (Кутьин 1986). Формирование массовых ночёвок происходит в начале послегнездового периода в июне-июле. Выводки грачей в это время возвращаются в колонии на ночь.

В период послегнездовых кочёвок численность грачей на ночёвках возрастает (Кусенков 1991; Щёголев, Щёголева 1981). Так, к периферической ночёвке грачей и галок (территория Областной больницы), ядром которой являются колонии обоих видов (галки гнездятся на здании университета), с середины июня начинают присоединяться грачи из колонии, расположенной в 1.5 км от места ночлега. В этот период число грачей и галок на ночёвке достигает 140 и 160 особей, соответственно. С начала октября соотношение совместно ночующих грачей и галок существенно изменяется, численность грача возрастает до 2500 особей, галки - до 500. Другими словами, грачи и галки разных колоний объединяются на территории одной из них для ночлега. Со

второй декады октября численность обоих видов падает, а в третьей декаде этого месяца стаи грачей и галок на ночёвку не остаются.

По-видимому, грачи и галки могут покидать территории периферических ночёвок постепенно или в один день, что сопровождается изменением их поведения. Так, грачи и галки в день распада ночёвочного скопления появились на месте сбора периферической ночёвки раньше обычного и совместно отлетели с этой территории. Изменение поведения накануне распада коллективной ночёвки отмечено для обыкновенного ворона Corvus corax (Cotterman, Heinrich 1993).

С середины-конца октября грачи и галки не формируют периферические ночёвки в городе и, вероятно, птицы перемещаются на территорию центральной коллективной ночёвки. Затем к оседлой или частично оседлой харьковской популяции грачей и галок присоединяются прилётные мигрирующие птицы. Так, зимующие в Харькове грачи, предположительно, представлены местными и прилетевшими на зимовку особями (Черников, Ильинский 1989). В других регионах оседлые и прилётные стаи врановых также формируют совместные ночёвки в зимний период (Кандауров 1972).

Зимой грачи и галки образуют предночёвочные скопления, расположенные вблизи периферических ночёвок (по крайней мере, двух), что может быть косвенным доказательством осёдлости этих видов в Харькове. Численность грачей на территории клубов в зимний период может достигать нескольких тысяч особей. После посещения клуба большинство грачей участвует в формировании места сбора близ центральной ночёвки.

Характер распределения ночёвочных скоплений грача может меняться даже в короткие сроки (Яшш, Лопарьов 2006). Так, на территории традиционной зимней коллективной ночёвки грачей, существовавшей в Харькове в 1980-е годы (Черников, Ильинский 1989), в настоящее время птицы не остаются ночевать и не образуют предночё-вочных скоплений.

Таким образом, в результате проведённых исследований удалось установить, что на территории города Харькова совместные стаи грачей и галок формируют одну центральную коллективную ночёвку, которую птицы традиционно посещают в зимний период, и несколько небольших периферических коллективных ночёвок, существующих с весны до осени (включая гнездовой период) на территориях колоний. Для врановых характерно формирование единого скопления (место сбора) до перемещения птиц на ночлег. В зимний период смешанные стаи грачей и галок собираются в предночёвочные скопления (у оседлых птиц клубы расположены вблизи периферических ночёвок), а затем следуют на место сбора центральной коллективной ночёвки или сразу перемещаются к месту ночлега.

Литератур а

Кандауров Е.К. 1972. О поведении двух стай врановых в Подмосковье // Поведение животных: Экологические и эволюционные аспекты. М.: 137.

Кусенков А.Н. 1991. Сезонные изменения численности врановых птиц в урбанизированных ландшафтах Белорусского полесья // Материалы 10-й Всесоюз. орнитол. конф. Минск: 2, 2: 8-9.

Кутьин С.Д. 1986. К послегнездовой экологии грача в урбанизированных ландшафтах Мещовского ополья // Изучение птиц СССР, их охрана и рациональное использование. Л., 1: 351.

Миллер И.Д., Ткаченко А.А., Яговцева Л.И., Циганова Е.Н. 1989. Об адаптации врановых к урбанизированным ландшафтам Тульской области // Врановые птицы в естественных и антропогенных ландшафтах. Липецк, 2: 152-153.

Недосекин В.Ю. 1989. Формирование скоплений и распределение стай грача в кормовых стациях в послегнездовой период // Врановые птицы в естественных и антропогенных ландшафтах. Липецк, 2: 78-80.

Полуда А.М., Макаренко А.Д., Фесенко Г.В. 1981. Экологические аспекты миграции грачей // Экология и охрана птиц: Тез. докл. 8-й Всесоюз. орнитол. конф. Кишинев: 181-182.

Черников В.Ф., Ильинский А. В. 1989. Элементы популяционной структуры в стаях грачей зимующих в г. Харькове // Врановые птицы в естественных и антропогенных ландшафтах. Липецк, 1: 20.

Шевцов А.О. 2001. Грак у м1ст1 Олександрп // Беркут 10, 2: 226-230.

Щёголев В.И., Щёголева В.В. 1981. Размещение и численность грача в СССР // Экология и охрана птиц: Тез. докл. 8-й Всесоюз. орнитол. конф. Кишинев: 249-250.

Яшш Е.Ю., Лопарьов С.О. 2006. Стан зим1вл1 воронових птах1в у 2004-2005 рр. на те-ритори м. Киева // Молодь та поступ бюлогй. Льв1в: 235-236.

Cotterman V., Heinrich B. 1993. A large temporary roost of Common Ravens // Auk 110, 2: 395.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1392: 157-160

Состояние обводнённости озёр Центрального Казахстана и распространение водоплавающих птиц

К.Ф.Ёлкин, Е.Н.Волков, В.А.Жулий

Второе издание. Первая публикация в 1974*

В 1968 году многие озёра Центрального Казахстана усохли, а в весеннее половодье 1969 года их наполнение оказалось несущественным. К середине лета 1969 года остались без воды крупные озёра Наурзум-ской группы, озёра в низовьях Улькаяка и Тургая, Ащитастысор, Ки-рей и Кипшак. В несколько раз сократились водопокрытые площади

* Ёлкин К.Ф., Волков Е.Н., Жулий В.А. 1974. Состояние обводнённости озёр Центрального Казахстана и распространение водоплавающих птиц // Материалы 6-й Всесоюз. орнитол. конф. М., 2: 265-267.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.