Научная статья на тему 'Гнездование обыкновенной пустельги Falco tinnunculus в городах Палеарктики: краткий обзор'

Гнездование обыкновенной пустельги Falco tinnunculus в городах Палеарктики: краткий обзор Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
427
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Лыков Егор Леонидович

Второе издание. Первая публикация: Лыков Е.Л. 2016. Гнездование обыкновенной пустельги в городах Палеарктики: краткий обзор // Хищные птицы Северной Евразии. Проблемы и адаптации в современных условиях. Ростов-на-Дону: 333-337.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гнездование обыкновенной пустельги Falco tinnunculus в городах Палеарктики: краткий обзор»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1392: 149-153

Гнездование обыкновенной пустельги Falco tinnunculus в городах Палеарктики: краткий обзор

Е.Л.Лыков

Второе издание. Первая публикация в 2016*

Отдельные виды дневных хищных птиц приспособились к обитанию вблизи человека в трансформированных местообитаниях, включая городские территории. Наиболее хорошей иллюстрацией перехода к гнездованию в городские местообитания служит обыкновенная пустельга Falco tinninculus, которая из всех хищных птиц наиболее глубоко и прочно проникла в урбанизированную среду (Лыков 2012).

В настоящей работе использованы как литературные сведения, так и собственные данные автора, собранные на территории Калининграда. В нашем распоряжении имеется информация о составе гнездящихся видов дневных хищных птиц в административных границах 48 городов в 15 странах Палеарктики. В соответствии с принятой классификацией городов по их величине 3 являются малыми (Байкальск, Ла-бытнанги, Мончегорск), 1 — средним (Витербо), 4 — большими (Брюссель, Кальяри, Ливорно, Орехово-Зуево), 12 — крупными (Флоренция, Бонн, Братислава, Люблин, Усть-Каменогорск, Калининград, Иваново, Архангельск, Курган, Тверь, Улан-Удэ, Якутск), 11 — крупнейшими (Лиссабон, Валенсия, Турин, Неаполь, Познань, Вильнюс, Ульяновск, Ижевск, Иркутск, Оренбург, Владивосток) и 17 — городами-миллионерами (Лондон, Милан, Рим, Гамбург, Берлин, Прага, Вена, София, Варшава, Минск, Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Казань, Новосибирск, Омск, Пермь).

Гнездование в природных местообитаниях и переход к гнездованию в антропогенных местообитаниях

В естественных местообитаниях пустельга гнездится у лесных опушек, на небольших участках мелколесья и на одиночно растущих деревьях среди открытой местности, по берегам водоёмов, на скальных обнажениях, расположенных в лесу на склонах и гребнях невысоких сопок, а также по берегам крупных водоёмов и долинам рек; сплошных лесных массивов избегает (Никифоров и др. 1989; Ильюх 1998; Нечаев 2004; Щербаков, Березовиков 2011; и др.).

* Лыков Е.Л. 2016. Гнездование обыкновенной пустельги в городах Палеарктики: краткий обзор II Хищные птицы Северной Евразии. Проблемы и адаптации в современных условиях. Ростов-на-Дону: 333-337.

В природных условиях и агроландшафте пустельга для гнездования использует старые и новые гнезда врановых птиц, располагающиеся на деревьях (открытое гнездование), в частности, серой Corvus cornix, большеклювой C. macrorhynchos, чёрной C. corone и восточной чёрной C. orientalis ворон, сороки Pica pica, грача Corvus frugilegus, ворона Corvus corax (Дорофеев 1988; Никифоров и др. 1989; Ильюх 1998; Коровин и др. 1998; Нечаев 2004; Родимцев 2006; Щербаков, Березовиков 2011; и др.), нередко — в гнёздах врановых птиц на опорах ЛЭП (Ильюх 1998; Нечаев 2004; и др.). Значительно реже пустельга размещает гнёзда на карнизах, в нишах и трещинах отвесных скал, дуплах (закрытое гнездование) (Нечаев 2004; Щербаков, Березовиков 2011; и др.).

Обыкновенная пустельга заселяет широкий спектр антропогенных местообитаний, включая агроландшафты, лесополосы вдоль дорог, сады, а также населённые пункты, включая посёлки (Полякова, Радец-кий 1974; Никифоров и др. 1989; Ильюх 1998; Нечаев 2004; Родимцев 2006). В целом вид тяготеет к сельскохозяйственным угодьям, где они чередуются с древесными насаждениями (Мальчевский, Пукинский 1983; Ильюх 1998; и др.).

В оз н ик но в е н ие го р од ских попул я ций и пе р е х од на гнездование в постройках человека

Точное время появления обыкновенной пустельги в городах неизвестно, однако она гнездится в них на протяжении по крайней мере последних двух столетий. Пустельга издавна гнездилась в ближайших окрестностях Ленинграда и даже в городских парках (Buchner, Pleske 1881 — цит. по: Мальчевский, Пукинский 1983). Во Флоренции на гнездовании пустельга наблюдалась в 1907 -1910 годах, затем исчезла и появилась вновь в середине XX столетия (Dinetti 2005). В Праге она гнездится с 1940-х годов, а в 1950-е освоила для гнездования высокие здания и церкви в центре (Stastny et al. 2005).

Вместе с тем, как считают А.Г. и А.А.Резановы (2004), гнездование в башнях и колокольнях, судя по её названию, известно с давних пор, возможно, даже со времён первых средневековых замков и готических соборов.

Практически во всех рассматриваемых городах России их колонизация обыкновенной пустельгой произошла в более поздние сроки. Во Владивостоке расселение пустельги происходило в 1960-1970-е годы (Нечаев 2004), в Воронеже достоверное гнездование вида установлено в границах жилых кварталов к началу 1970-х годов (Семаго 1972 — цит. по: Нумеров и др. 2012), в Ленинграде первая попытка устройства гнезда в вентиляционной отдушине дома датируется 1978 годом (Храбрый 1991), в Иваново в 1989-1991 годах наблюдалось гнездование в

нише высотного здания в центре города (Мельников 2003), в Ульяновске начиная с 2002 года отмечены неоднократные успешные случаи гнездования пустельги в технических этажах многоэтажных зданий (Москвичёв и др. 2011).

Как правило, во всех городах, где отмечена пустельга, у неё наблюдался переход на гнездование в различные ниши в стенах домов, с предпочтением высотных (закрытое гнездование). Ранее птицы заселяли гнёзда врановых, расположенные на деревьях и опорах ЛЭП.

Территориальное распределение и численность пустельги в городах

В городах обыкновенная пустельга является, как правило, наиболее обычным видом хищных птиц и нередко является типичным синантропом, формируя петрофильный комплекс видов наряду с сизым голубем Columba livia, галкой Corvus monedula, домовым Passer do-mesticus и полевым P. montanus воробьями, чёрным стрижом Apus apus и рядом других птиц. Во многих городах птицы освоили для гнездования промышленную и жилую зоны.

Пустельга заселила большинство городов Палеарктики. Из рассмотренных в настоящем обзоре она гнездится в 42 (87.5%) из 48 городов. Её численность и широта распространения в ряде городов достигает относительно высоких значений, например, в Риме (не менее 100 пар в 1998 году - Cignini, Zapparoli 2005), Познани (60-64 пары в середине 1990-х годов - Ptaszyk 2003), Москве (57-65 пар в середине 2000-х и начале 2010-х годов - Атлас птиц... 2014), Варшаве (60 пар на рубеже XX и XXI веков - Luniak et al. 2001). В Лондоне в 1988-1994 годах вид заселил 94% территории города, при этом гнездование было доказано в 61% квадратов (Hewlett 2002). В Праге пустельга отмечается на гнездовании на 93% территории города, и плотность популяции снижается от центра к периферии (Stastny et al. 2005).

Заключительные положения

Используя имеющиеся опубликованные сведения по отдельным городам Палеарктики (Мальчевский, Пукинский 1983; Stastny et al. 2005; Самойлов, Морозова 2011; Нумеров и др. 2012; Атлас птиц... 2014; и мн. др.) по проникновению обыкновенной пустельги в городскую среду обитания можно сделать некоторые обобщения.

Колонизация городов обыкновенной пустельгой с дальнейшим формированием городских популяций начиналась с заселения городских лесов и крупных лесопарков, граничащих с открытыми местообитаниями, где птицы гнездились на деревьях в гнёздах врановых. Также сокола заселяли гнёзда врановых на опорах ЛЭП. В дальнейшем пустельги освоили для гнездования промышленную зону, а затем жилую

зону с преобладанием высотных домов, в конце концов, появились на гнездовании в центральной части города. В промышленной и жилой зонах они полностью перешли к закрытому гнездованию, размещая свои гнёзда в нишах технических сооружений и чердаках многоэтажных зданий без использования старых гнёзд врановых птиц. Такое размещение гнёзд является «антропогенным» аналогом гнездования сокола в скалах. Наиболее высокий уровень синантропизации пустельги, по данным использованной нами литературы, наблюдается в Праге и Братиславе. В этих двух городах птицы перешли с закрытого гнездования на открытое, размещая гнёзда в цветочных ящиках, на балконах многоэтажных домов (Feriancova-Masarova, Kalivodova 2005; Stastny et al. 2005). Таким образом, в отдельных городах Центральной и Западной Европы обыкновенная пустельга вернулась обратно к открытому гнездованию, используя при этом постройки человека.

Колонизация пустельгой разных городов Палеарктики находится на разных этапах завершённости. В целом городские популяции обыкновенной пустельги более сформированы в городах Центральной и Западной Европы.

Литератур а

Атлас птиц города Москвы. 2014. М.: 1-332.

Ильюх М.П. 1998. Пустельга Falco tinnunculus в Ставропольском крае // Рус. орнитол. журн. 7 (31): 16-20.

Лыков Е.Л. 2012. Гнездящиеся дневные хищные птицы в городах Европы // Хищные птицы в динамической среде третьего тысячелетия: состояние и перспективы. Кривой Рог: 558-565.

Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 1: 1-480. Мельников В.Н. 2003. Хищные птицы в городах Европейского центра России // Животные в городе. М.: 60-62.

Москвичёв А.Н., Бородин О.В., Корепов М.В., Корольков М.А., 2011. Птицы города Ульяновска: видовой состав, распространение, лимитирующие факторы и меры охраны. Ульяновск: 1-280. Нечаев В.А. 2004. Материалы по гнездованию и питанию пустельги Falco tinnunculus на

юге Приморского края // Рус. орнитол. журн. 13 (260): 399-401. Никифоров М.Е., Яминский Б.В., Шкляров Л.П. 1989. Птицы Белоруссии: Справочник-определитель гнёзд и яиц. Минск: 1-479. Нумеров А.Д., Венгеров П.Д., Киселёв О.Г., Борискин Д.А., Ветров Е.В., Киреев А.В., Смирнов С.В., Соколов А.Ю., Успенский К.В., Шилов К.А., Яковлев Ю.В. 2013. Атлас гнездящихся птиц города Воронеж. Воронеж: 1-360. Полякова А.Д., Радецкий В.Р. (1974) 2012. К биологии обыкновенной пустельги Falco

tinnunculus в Тамбовской области // Рус. орнитол. журн. 21 (804): 2511-2513. Резанов А.Г., Резанов А.А. 2004. Гнездование и охотничье поведение пустельги (Falco tinnunculus) в естественном и урбанизированном ландшафте // Хищные птицы и совы в зоопарках и питомниках 15: 66-75. Родимцев А.С. 2006. Экология размножения обыкновенной пустельги Falco tinnunculus и ушастой совы Asio otus в агроландшафтах Кемеровской области // Рус. орнитол. журн. 15 (326): 728-737.

Самойлов Б.Л., Морозова Г.В. 2011. Обыкновенная пустельга // Красная книга города Москвы. М.: 144-147.

Храбрый В.М. 1991. Птицы Санкт-Петербурга: Фауна, размещение, охрана // Тр. Зоол. ин-та АН СССР 236: 1-275.

Щербаков Б.В., Березовиков Н.Н. 2011. К экологии обыкновенной пустельги Falco tin-nunculus на Западном Алтае // Рус. орнитол. журн. 20 (654): 895-902.

Buchner E., Pleske Th. 1881. Beitrage zur Ornithologie des St.-Petersburger Gouvernements // Beitrage zur Kenntniss des Russischen Reiches 2, 4: 54-178.

Cignini B., Zapparoli M. 2005. Rome // Birds in European cities. St. Katharinen: 243-278.

Dinetti M. 1994. The urban ornithology in Italy // Memorabilia Zoologica 49: 269-281.

Feriancova-Masarova Z., Kalivodova E. 2005. Bratislava // Birds in European cities. St. Katharinen: 55-80.

Hewlett J. (ed.) 2002. The Breeding Birds of the London Area. London: 1-294.

Luniak M., Kozlowski P., Nowicki W., Plit J. 2001. Ptaki Warszawy 1962-2000. Atlas Warszawy, zeszyt 8. Warszawa: 1-179.

Ptaszyk J. 2003. Ptaki Poznania. Stan jakosciony I ilosciowy oraz jego zmiany w latach 18502000. Poznan: 1-506.

Stastny K., Rejcek V., Kelcey J.G. 2005. Prague // Birds in European cities. St. Katharinen: 215-242.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1392: 153-157

Организация совместных коллективных ночёвок грача Corvus frugilegus и галки Corvus monedula в городе Харькове

О.А.Брезгунова

Второе издание. Первая публикация в 2009*

Распределение коллективных ночёвок грачей Corvus frugilegus и галок Corvus monedula в городе Харькове, а также особенности пред-ночёвочного и ночёвочного поведения этих птиц изучали в 2004-2008 годах. При описании результатов наблюдений использовали следующие термины: предночёвочное скопление (или клуб), место сбора, центральная и периферическая коллективные ночёвки. Под клубом понимали скопление птиц перед полётом на место ночлега; предночёвочное скопление врановые птицы формируют на расстоянии от 1 км от места коллективной ночёвки. Место сбора — скопление большинства птиц, участвующих в формировании коллективной ночёвки, вблизи от места ночлега. Под центральной и периферическими коллективными ночёвками подразумевали ежегодно формируемые птицами ночёвочные

* Брезгунова О.А. 2009. Организация совместных коллективных ночёвок грача (Согу^ frugilegus L.) и галки (^ monedula L.) в г. Харькове !/ Чтения памяти А.П.Крапивного. Харьков: 22-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.