Научная статья на тему 'О необычных скоплениях ворон на морском льду'

О необычных скоплениях ворон на морском льду Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
542
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Крюков Алексей Петрович

Второе издание. Первая публикация: Крюков А.П. 2016. О необычных скоплениях ворон на морском льду // Дальневосточный орнитол. журн. 5: 68-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необычных скоплениях ворон на морском льду»

Резанов A.r. 2003. Кормовое поведение Motacilla alba L. 1758 (Aves, Passeriformes,

Motacillidae): экологический, географический и эволюционный аспекты. M.: 1-39G. Резанов A.r. 2008. Кормовое поведение птиц в условиях искусственного ночного освещения // Рус. орнитол. журн. 17 (429): 1G66-1G72. Резанов A.r. 2014. Большие синицы Parus major кормятся осенью насекомыми, застрявшими в металлической оконной сетке // Рус. орнитол. журн. 23 (1G21): 21G9-211G.

Резанов A.r. 2017. Большая синица Parus major кормится насекомыми на металлической оконной сетке — ответ на рецензию Мусагитовой r.A (2014) // Башкир. орнитол. вестн. 22: 54-65.

Резанов A.r. 2018. Aнтропогенные модификации кормового поведения синантропных популяций белой трясогузки Motacilla alba: анализ явления // Вестн. МГПУ. Естеств. науки 2 (30): 8-22.

Резанов A.r., Резанов A.A. 2009. Сравнительная оценка разнообразия кормового поведения воробьёв (Passer domesticus, P. montanus) // Экология, эволюция и систематика животных. Рязань: 343-344. Харченко В.И. 1970. Необыкновенное поведение обыкновенного скворца // Природа 11: 98-99.

Broun M. 1971. House Sparrows feeding young at night // Auk SS, 4: 924-925. Cramp S., Perrins C.M., Brooks D.J. (eds.) 1993. The Birds of the Western Palearctic. Vol.VII. Flycatchers to Shrikes. Oxford Univ. Press: 1-577.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск Ï664: 4413-4417

О необычных скоплениях ворон на морском льду

A.П.Kрюков

Второе издание. Первая публикация в 2016*

Скопления ворон на ночёвках представляют собой обычное явление. В городах и других населённых пунктах тысячные стаи ворон собираются перед ночёвкой на деревьях или открытых местах, формируя так называемые «клубы» или «планёрки». У A.Брема находим: «... к вечеру [вороны] собираются большими стаями на определённых местах, как бы для того, чтобы сообщить друг другу о событиях дня. Затем они направляются на место ночёвки в известную часть леса, куда слетаются все вороны обширного района. ... На ночлег они прилетают уже после наступления ночи» (Брем 1915, с. 289).

В Харькове, например, серые вороны Corvus cornix, грачи Corvus frugilegus и галки Corvus monedula собираются в нескольких сотнях метров от территории совместной ночёвки и перемещаются на неё через 40-5G мин после захода солнца (Брезгунова 2005).

* Крюков А.П. 2016. О необычных скоплениях ворон на морском льду II Дальневосточный орнитол. журн. 5: 68-73.

Во Владивостоке на гнездовье значительно преобладают больше-клювые вороны Corvus macrorhynchos. Зимой большие стаи ворон, до 5 тыс. птиц (Назаров 2004) собираются на ночёвку на вершинах больших деревьев в определённых местах, причём некоторые из мест ночёвок сохраняются годами. Обычно стаи смешанные и состоят из боль-шеклювых ворон с небольшим участием восточных чёрных ворон Cor-vus corone orientalis (Назаров, 2004). Но с конца ноября по конец апреля это соотношение меняется на обратное за счёт притока зимующих чёрных ворон (Курдюков 1997).

В начале 2015 года ночёвки владивостокских ворон происходили необычно. С первых чисел февраля ежедневно по утрам и вечерам наблюдалось их большое скопление на льду Амурского залива, омывающего город с запада. Залив зимой замерзает, в эту зиму лёд стал раньше обычного, около 15 декабря. Лёд настолько прочен, что по нему в январе-феврале ездят на легковых машинах рыбаки на подлёдный лов, а пешком ходят до начала ледохода в марте.

Наши наблюдения проводились с балкона 8-го этажа жилого дома, расположенного в 200 м от берега моря на холме, так что открывается вид на значительную часть залива. Именно удачное расположение дома позволило сделать описанные ниже наблюдения в глубоких сумерках, хотя получить хорошие фотографии на большом расстоянии и предельном освещении не удалось.

С первых чисел февраля наблюдали лёт верениц ворон в сторону моря в вечерних сумерках, за 1-1.5 ч до полной темноты. Небольшие группы летели на море и терялись из вида. Некоторые возвращались и собирались на вершинах деревьев, растущих в пределах 0.5-1 км от берега. 7 февраля впервые обнаружили, что вороны рассаживались на льду небольшими группами и оставались там до полной темноты (см. рисунок). Следующим утром, как только стало светать, была обнаружена большая плотная группа в несколько другом месте. Подобное наблюдалось ежедневно, и создалось полное впечатление, что птицы остаются на льду на ночь, чуть смещаясь к утру или оставаясь в исходном месте. Проверка данного предположения была предпринята утром 14 февраля. Ещё затемно, примерно в 1 км от берега, была обнаружена плотная группа. При подходе ближе птицы стали разлетаться. Некоторые подавали голос, причём иногда характерный брачный крик. По голосу и фото установлено, что это группа была образована и исключительно восточной чёрной вороной. Птицы улетали небольшими группами, постепенно, в течение порядка 40 мин. Аналогичный поход на лёд был совершён 16 февраля, и сидящая стая обнаружена на значительном удалении от места вечернего сбора.

Таким образом выяснено, что чёрные вороны собираются на льду вечером перед темнотой, но позже улетают. Реальная ночёвка распо-

ложена недалеко от берега моря. Птицы тысячными стаями кружат над зданиями, присаживаются на крыши домов и кроны деревьев и снова взлетают и, наконец, уже в полной темноте рассаживаются на деревьях. Эти стаи смешанные, состоят из чёрных и большеклювых ворон. Утром, ещё до рассвета, чёрные вороны снова собираются на льду и проводят там от 40 мин до 1.5 ч. В хорошую солнечную погоду отдельные птицы остаются на льду и дольше, греясь на солнце. Интересно, что на местах утренних скоплений почти нет помёта, что ещё раз опровергает предположение о ночёвках на льду.

Примеры предночёвочных скоплений черных ворон Corvus corone orientalis на льду Амурского залива. Владивосток.

Описанные предрассветные и послезакатные скопления чёрных ворон на морском льду продолжались ежедневно, за исключением дней с сильным ветром. Слабый ветер на море отмечался почти всегда и не препятствовал этим сборам. Вечером скопления всегда разрозненные, каждая группа насчитывала по несколько десятков или сотен ворон,

суммарная численность порядка 1.5-2 тысяч. Более точный подсчёт по фотографиям дал цифру 1296 птиц (данные за 2 марта).

Лёд в заливе неоднороден, некоторые участки неровные, с небольшими торосами и снегом, и именно на них садятся вороны, избегая более гладкого льда. Птицы перелетают от группы к группе, а в наступающих сумерках постепенно «тянут» на берег для ночёвки на вершинах деревьев. Утренние скопления на льду всегда плотные, в форме правильного овала, если смотреть издалека. В одном из таких скоплений в разные дни было насчитано около 1100 и 1400 птиц. Уходят на рассвете дружно, большими стаями, хотя и не все сразу. Иногда стая снималась, кружилась и снова спускалась, чтобы позже окончательно уйти в сторону города.

Определённое влияние на режим образования скоплений на льду залива оказывает погода. Например, в дни с обильными осадками (2122 февраля, мокрый снег с дождём) скопления не наблюдались. В первое погожее утро собралось порядка 400 ворон, было видно их отражение на блестящем льду, в последующие дни, 24 и 25 февраля, собирались стаи по 2-2.5 тыс. особей. Очередной снегопад, 26 февраля, дал слой снега в 30 см. Уже следующим утром на снегу собралась большая стая, но вечернего скопления не было. Утром 28 февраля, птицы прилетели в 7 ч 10 мин, но уже с 7 ч 25 мин стали постепенно разлетаться (совсем светло стало в 7 ч 30 мин). К 7 ч 50 мин на льду осталась группа порядка 100 ворон. К 8 ч 20 мин, когда солнце вышло из-за хребта -только 15, отдельные птицы оставались и позже. Вечером этого дня на льду собралась тысячная стая, которая на ночлег улетела на вершины деревьев в нескольких сотнях метров от моря. В период обильных снегопадов, с 9 по 14 марта, регистрировались лишь единичные вороны и после установления хорошей погоды стаи на льду больше не отмечались. Смешанные ночёвки на деревьях переместились на другое место, за пределы зоны наблюдений.

Гнездящиеся в небольшом числе во Владивостоке и окрестностях чёрные вороны начинают движение к югу в конце сентября - октябре и откочёвывают южнее, вероятно, на Корейский полуостров (Курдюков 1997). Но в начале ноября численность этого вида резко увеличивается, по-видимому, за счёт притока с севера. Описанные нами скопления, вероятно, образованы этой категории птицами. Интересно, что погибшая от столкновения с машиной чёрная ворона (3 марта) была очень истощённой. Желудок при вскрытии оказался совершенно пустым, но в брюшной полости находился плотный комок жира весом около 5 г. Весенний пролёт чёрной вороны начинается со второй половины февраля (Тарасов, Глущенко 1995) и продолжается весь март до середины апреля (Назаренко 1971; Панов 1973; Тарасов, Глущенко 1995). Зимовка столь большого числа чёрных ворон в пределах Владивосто-

ка — явление необычное. Вероятно, это связано с общим повышением численности обоих видов ворон. Пред- и постночёвочные скопления на льду ранее также не отмечались. Утренние кратковременные остановки ворон (без уточнения вида) на кромке полыньи в устье городской речки (в январе-феврале) или на отдельных прибрежных льдинах (в конце марта) описаны А.Б.Курдюковым (1997). Характер пребывания птиц в данных скоплениях был несколько иной. Общая продолжительность пребывания группы на льду составляла 1-1.5 ч, но её состав всё время обновлялся: среднее время пребывания отдельных особей составляло 10-40 мин. В Иркутске, в устье Ангары чёрные вороны рассаживались на льду, когда не хватало мест на деревьях близлежащей рощи (Фефелов И., из блога).

Отмеченное нами различие в ночёвочном поведении чёрной и большеклювой ворон может быть связано с общими тенденциями их климатических адаптаций. Известно, что птенцы большеклювой вороны вылупляются голыми, гнёзда их довольно рыхлые, что указывает на относительную теплолюбивость этого вида. У чёрной вороны птенцы сразу покрыты пухом, их гнезда лучше утеплены, и ареал простирается гораздо дальше на север. Склонность к образованию скоплений на льду может отражать лучшую адаптированность чёрной вороны к холодному климату.

Литератур а

Брезгунова O.A. 2005. Организация коммунальных ночёвок серой вороны (Corvus cor-

nix) в г. Харькове // Вестн. Харьков. ун-та им. В.Н.Каразина. Сер. биол.: 116-121. Брем А. 1915. Жизнь животных. Т. 9. Птицы. 4-е изд. Петроград: 1-716. Курдюков А.Б. 1997. Внегнездовая жизнь ворон в г. Владивосток и его окрестностях.

Дипломная работа. Дальневосточный университет. Владивосток: 1-60 (рукопись). Назаренко A.A. 1971. Краткий обзор птиц заповедника Кедровая Падь // Орнитологические исследования на юге Дальнего Востока. Владивосток: 12-51. Назаров Ю.Н. 2004. Птицы города Владивостока и его окрестностей. Владивосток: 1276.

Панов Е.Н. 1973. Птицы южного Приморья (фауна, биология, поведение). Новосибирск: 1-376.

Тарасов A.A., Глущенко Ю.Н. 1995. Врановые приханкайской низменности // Проблемы сохранения водно-болотных угодий международного значения: озеро Ханка. Спасск-Дальний: 57-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.