52 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
Научная статья
УДК 378.6:343.83
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Антон Сергеевич Бушмакин1
1 Пермский институт ФСИН России, г. Пермь, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты исследования уровня удовлетворенности курсантов Пермского института ФСИН России социокультурной деятельностью, организованной в учебно-воспитательном процессе. Исследование базируется на данных, полученных в результате анкетирования 258 курсантов очной формы обучения, и направлено на выявление уровня их вовлеченности, мотивации, предпочтений и ограничений, связанных с участием в социокультурных мероприятиях.
Ключевые слова: социокультурная деятельность, курсанты, образовательная организация, личностная удовлетворенность деятельностью
Для цитирования
Бушмакин А. С. Организация социокультурной деятельности курсантов в учебно-воспитательном процессе образовательной организации Федеральной службы исполнения наказаний // Векторы психолого-педагогических исследований. 2024. № 1(02). С. 52-62.
© Бушмакин А. С., 2024
/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 53
Original article
ORGANIZATION OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES OF CADETS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE FPS OF RUSSIA
Anton Sergeevich Bushmakin1
1 Perm Institute of the FPS of Russia, Perm, Russia, [email protected]
Abstract. The article presents the results of a study of the level of satisfaction of cadets of the Perm Institute of the FPS of Russia with socio-cultural activities organized in the educational process. The study is based on data obtained from a survey of 258 full-time cadets and is aimed at identifying their level of involvement, motivation, preferences and limitations associated with participation in socio-cultural events.
Keywords: socio-cultural activities, cadets, educational organization, personal satisfaction with activities
For citation
Bushmakin, A. S. 2024, 'Organization of socio-cultural activities of cadets in the educational process of the educational organization of the FPS of Russia', Vectors of psychological and pedagogical research, iss. 1(02), pp. 52-62.
Деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы всегда вызывала у общественности повышенный интерес. В первую очередь это обусловлено тем, что служба в пенитенциарных учреждениях имеет прямое отношение к обеспечению безопасности как общества, так и государства. Сотрудники учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, законодательно наделены полномочиями осуществлять изоляцию лиц, преступивших закон, обеспечивая тем самым охрану общества и защиту прав граждан, ежедневно сталкиваясь со сложностями, связанными с особенностями их профессиональной деятельности [2; 9].
Осуществление служебных функций в среде, где необходимо напрямую взаимодействовать с лицами, находящимися в изоляции, имеет свои особенности, которые существенно отличаются от обязанностей, присущих работе в других государственных структурах. Данная особенность требует от сотрудников пенитенциарных учреждений не только высокого уровня профессиональной подготовки, но и наличия специфических личностных качеств и характеристик, таких как способность поддерживать морально-этические принципы и противостоять негативному влиянию профессиональной деформации в процессе выполнения служебных обязанностей.
Для развития и укрепления указанных качеств в учреждениях и органах ФСИН России с личным составом проводится специализированная воспитательная и психологическая работа. Однако в большинстве случаев лица, подверженные профессиональной деформации, оказываются под влиянием негативных факторов, вызванных взаимодействием со спецконтингентом, начиная с первых лет службы. Следовательно, профилактическая работа должна предшествовать непосредственному началу службы, причем наиболее
54 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
подходящей площадкой для ее реализации выступают образовательные организации ФСИН России, где будущие сотрудники могут получить необходимые знания и навыки для успешной профессиональной деятельности в специфических условиях работы с лицами, находящимися под стражей или лишенными свободы.
В первую очередь это обусловлено тем, что образовательные организации ФСИН России, осуществляющие подготовку кадров уголовно-исполнительной системы, ставят своими целями не только формирование профессионально значимых качеств обучающихся, но и развитие у них общекультурных компетенций. Кроме того, курсантские годы являются наиболее оптимальным периодом для финального формирования личности, так как именно в этот возрастной период индивидуум в большей мере подвержен интен -сивному образовательному воздействию социокультурного межличностного общения.
Формирование личности курсантов в контексте образовательной организации эффективнее протекает в условиях активного включения их в разнообразные формы социокультурной деятельности. С точки зрения А. Маслоу, социокультурная деятельность выступает наиболее эффективной формой удовлетворения социальных потребностей личности курсантов [8, с. 8-12]. Следовательно, возникает необходимость формирования у них потребности в социальном взаимодействии, представляющем собой процесс обмена социальными действиями между двумя или более участниками. Когда человек взаимодействует с окружающими, он осуществляет обмен информацией, направленный на удовлетворение своих потребностей и интересов, а также реализацию ценностей, составляющих культурный контекст [10, с. 68-70].
Социокультурная деятельность является ключевым элементом в социальной практике, присущим таким научным дисциплинам, как педагогика, психология, социология и культурология [6]. Концепция социокультурной деятельности представляет собой относительно новую область исследований, возникшую в 1990-х годах XX в. Терминология и основные понятия данной теории заимствуются из различных областей гуманитарных наук, включая философию, общую теорию культуры, социологию и психологию культуры, педагогику.
Социокультурная деятельность представляет собой процесс, который заключается в отражении и модификации установившихся социальных взаимоотношений через культурные и художественные средства [7, с. 73-83]. Этот вид деятельности развивается в соответствии с предоставленными социальными задачами и требованиями. В основном социокультурная деятельность воплощается в культурной активности отдельных личностей, различных социальных групп и коллективов, организаций и государственных учреждений, которые занимаются созданием, распространением и поддержкой культурных ценностей [11, с. 856-858]. Кроме того, социокультурная деятельность включает в себя работу по формированию определенной системы мировоззрения среди населения, удовлетворению культурных потребностей общества, развитию творческих способностей индивидов и созданию условий для комфортной социальной среды [3, с. 3].
В научной литературе вопрос определения понятия «социокультурная деятельность» анализируется различными авторами в многообразных контекстах. Н. Н. Ярошенко рассматривает социокультурную деятельность как уникальную форму педагогической работы. По его мнению, социокультурная деятельность играет ключевую роль в формировании общественных отношений через применение и интеграцию культурных ценностей, обеспечивая тем самым гармоничное развитие личности в социальном контексте [12]. Т. Г Киселева и Ю. Д. Красильников характеризуют социокультурную деятельность как от-
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 55
дельную, уникальную и специфичную область общественной практики. Они подчеркивают, что социокультурная деятельность обладает гуманистическими функциями, способствует творческому развитию личности и улучшает качество общественного взаимодействия. Авторы определяют данную деятельность как процесс, исторически сформированный и социально значимый, направленный на педагогическое взаимодействие личности и социальных групп в интересах развития каждого участника общества [5, с. 49].
Научные взгляды на проблематику классификации социокультурной деятельности в исследовательском поле характеризуются множественностью и разнообразностью. При этом можно говорить о консенсусе мнений различных исследователей в понимании того, что социокультурная деятельность представляет собой совокупность мероприятий, направленных на стимулирование и развитие социокультурной среды в обществе. Она интегрирована в широкий спектр отечественной культуры, при этом не только отображает и трансформирует социальные связи между людьми, но и охватывает разнообразные формы организации культурной жизни, предоставляя возможность людям активно участвовать в культурных событиях и проявлять творческие способности.
Совершенствование личностных компетенций курсантов является результатом их активного включения в социокультурную деятельность, тесно связанную с учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения. Присутствие обучающихся в такой социокультурной среде не только способствует расширению их социального опыта, но и создает особую образовательную платформу для развития ключевых личностных навыков. Вовлечение курсантов в разнообразные культурные и общественные инициативы стимулирует развитие у них коммуникативных, лидерских, адаптивных и эмоциональных компетенций. Такой подход, осуществляемый в рамках учебно-воспитательного процесса образовательной организации, эффективно способствует гармоничному развитию личности курсанта и подготавливает его к успешному функционированию в социокультурной среде [1].
С учетом особенностей функционирования ведомственных учебных заведений следует отметить, что возможности включения обучающихся образовательных организациях ФСИН России в социокультурную деятельность намного меньше чем возможности, предоставляемые обучающимся в гражданских учебных заведениях. Имея личностные духовные потребности, курсанты не в полной мере могут их удовлетворить, что обусловлено в первую очередь закрытостью и специфичностью образовательной организации и условиями проживания в период обучения. В образовательных организациях ФСИН России, классифицируемых как военизированные образовательные институты, процесс обучения курсантов сопровождается выполнением ими дополнительных служебных обязанностей. Эти обязанности включают в себя различного рода дежурства, наряды, уборку и обслуживание закрепленной территории, проведение строевой и огне -вой подготовки. Не менее важной характеристикой данных учреждений является то, что в большинстве случаев обучающиеся проживают непосредственно на территории образовательной организации, в общежитиях казарменного типа. Данное обстоятельство снижает возможности включения курсантов в социокультурную деятельность, осуществляемую вне стен образовательной организации и им приходится ограничиваться мероприятиями, проводимыми в рамках воспитательного процесса. Перечисленные факторы могут оказать негативное влияние на развитие личности курсантов, что обусловило необходимость проведения настоящего исследования.
56 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
В основу нашего исследования легло определение уровня личностной удовлетворенности курсантов социокультурной деятельностью, организованной в Пермском институте ФСИН России. В этих целях обучающимся было предложено ответить на вопросы, позволяющие определить уровень вовлеченности, мотивации, предпочтений и удовлетворенности социокультурной деятельностью. В целях формирования у курсантов фундаментального понимания ключевых аспектов социокультурной деятельности и эффективного проведения опроса обучающимся было разъяснено определение понятия «социокультурная деятельность», а также раскрыты формы и методы ее организации. В опросе приняли участие 258 обучающихся, из которых 234 хотя бы один раз принимали участие в социокультурной деятельности, что составило 90,6 % от общего числа респондентов.
Следующим стало определение видов социокультурной деятельности, в которых курсанты принимали участие. В ходе анкетирования не было установлено ограничений на количество ответов, что позволило обучающимся указать до семи различных видов социокультурной деятельности, в которых они принимали участие. Анализ полученных данных позволил определить, что в качестве самой распространенной формы организации социокультурной деятельности за период обучения в образовательной организации ФСИН России курсанты назвали мероприятия, проводимые в рамках института. Кроме того, обучающиеся обозначили такие виды деятельности, как мероприятия, проводимые в других учреждениях образования, учреждениях культуры, учреждениях социальной защиты населения, волонтерские, спортивные и прочие мероприятия (рис. 1).
Далее мы определили, как часто у курсантов возникает потребность участвовать в социокультурной деятельности. Большая часть (41,1 %) респондентов испытывает потребность в участии в социокультурной деятельности несколько раз в месяц. Реже, несколько раз в полугодие, данная потребность возникает у 23,6 % опрошенных. Еженедельная потребность возникает лишь у 15,9 % курсантов. У 2,7 % такая потребность вообще отсутствует.
Прочие мероприятия
Спортивные мероприятия
Волонтерские и добровольческие организации
Мероприятия, проводимые в организациях социальной защиты
Мероприятия, проводимые в учреждениях культуры
Мероприятия, проводимые в других учреждениях образования
Мероприятия, проводимые в Пермском институте ФСИН России
0 50 100 150 200 250
Рис. 1. Формы социокультурной деятельности обучающихся Пермского института ФСИН России
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 57
Изучив потребности курсантов, мы определили частоту посещения социокультурных мероприятий. Анализ полученных данных показал, что большинство респондентов (43,2 %) посещают социокультурные мероприятия несколько раз в месяц. Это указывает на умеренно высокий уровень активности в социокультурной сфере. О наличии интереса к социокультурным мероприятиям, но с более низкой регулярностью по сравнению с первой группой, свидетельствует участие 30,7 % курсантов в данных мероприятиях с периодичностью несколько раз в полугодие.
У большей части курсантов, испытывающих потребность участия в социокультурной деятельности несколько раз в месяц (41,1 %), такая возможность имеется (43,2 %). Похожая картина наблюдается у респондентов, испытывающих потребность посещения социокультурных мероприятий несколько раз в полугодие. С негативной стороны следует отметить несовпадение потребности (15,9 %) и возможности (10,5 %) у курсантов участвовать в социокультурной деятельности еженедельно.
С учетом того, что не во всех случаях возможности включения курсантов в социокультурную деятельность совпадают с их потребностями, мы решили выяснить мнение курсантов относительно причин возникновения такого резонанса. Очевидными причинами, по мнению курсантов, несоответствия возможностей и потребностей является отсутствие свободного времени и финансовая составляющая. Как нами было отмечено ранее, фактор отсутствия свободного времени обусловлен специфической особенностью образовательных организаций ФСИН России, что вызывает острую потребность в формировании собственной социокультурной среды в рамках учебно-воспитательного процесса. Финансовая составляющая подразумевает под собой высокую стоимость посещения учреждений культуры (рис. 2).
В ходе исследования выяснилось, что одним из ключевых факторов, определяющих активность курсантов в социокультурной деятельности, является мотивационная сфера. Курсанты признают всего три основных мотива для участия в социокультурных мероприятиях, причем наиболее значимым из них, занимающим 63,2 % от общего числа, является образовательный процесс. Данной позиции придерживается 163 курсанта (рис. 3).
Самой распространенной формой организации социокультурной деятельности в период обучения в образовательной организации ФСИН России, по мнению курсантов, яв -ляются мероприятия, проводимые в стенах института. Эта информация подтверждает,
Сложность совмещения с учебой и службой
Отсутствие учреждений социальной сферы
Отсутствие свободного времени
Финансовая составляющая
Отсутствие интереса
Наряды
65
209
Рис. 2. Причины несоответствия возможностей и потребностей участия курсантов в социокультурной деятельности
58 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
Личная потребность
150
Образовательный процесс
163
Куратор учебной группы
Другое
66
Рис. 3. Мотивы, подвигающие курсантов участвовать в социокультурной деятельности
что именно образовательное учреждение играет ключевую роль в организации социокультурной деятельности курсантов, обеспечивая тесную связь между учебным процессом и их участием в социокультурных мероприятиях.
Следующим мотивом участия курсантов в социокультурной деятельности, по мнению 150 опрошенных (58,1 %), являются личные социокультурные потребности, которые проявляются в стремлении интегрировать культурные элементы общества в свою жизнь через социальное взаимодействие. Третьим мотивом участия курсантов в социокультурной деятельности, по мнению 66 чел. (25,6 %), является куратор учебной группы, организующий посещения курсантами учреждений культуры и спорта.
Таким образом, большинство мероприятий социокультурной направленности, в которых принимают участие курсанты, проходят в рамках образовательного учреждения. Возникает логичный вопрос об удовлетворенности курсантов социокультурной деятельностью института. Большая часть опрошенных курсантов (89,5 %) удовлетворены социокультурной деятельностью, организуемой в Пермском институте ФСИН России, и лишь 10,5 % выразили неудовлетворенность.
В ходе исследования было установлено, что большинство курсантов выражают удовлетворение уровнем организации социокультурной деятельности в рамках образовательного учреждения. Однако для углубленного понимания данной проблематики критически важно исследовать факторы, которые могут вызывать чувство неудовлетворенности среди курсантов. В частности, 73 курсанта (40,3 % опрошенных) в качестве основной причины их неудовлетворенности указали отсутствие возможностей для активного участия в социокультурной деятельности. Кроме того, 56 респондентов (30,9 %) отметили, что количество социокультурных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении, является недостаточным (рис. 4).
В статье была поставлена задача определить, насколько участие курсантов в различных формах социокультурной деятельности оказалось релевантным и полезным в контексте их будущей профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе. Основной фокус анализа направлен на оценку степени применимости и значимости приобретенных в ходе участия в социокультурных мероприятиях компетенций в профессиональной и жизненной практике курсантов.
В контексте педагогического анализа, основываясь на мнении курсантов, стоит подчеркнуть значимость определенных форм социокультурной деятельности в процессе развития профессиональных качеств. Ключевым аспектом является участие курсантов в научных и спортивно-массовых мероприятиях, организуемых институтом. Кроме того, курсанты отмечают волонтерскую (добровольческую) деятельность, которую
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 59
Недостаточное количество социокультурных мероприятий
Отсутствие возможности включения в социокультурную деятельность
Отсутствие денежных средств Всем удовлетворен
Рис. 4. Причины неудовлетворенности уровнем организации социокультурной деятельности в образовательной организации
73
Участие в научных мероприятиях 158
Участие в волонтерской деятельности 137
Участие в благотворительных акциях ^■ 93 Участие в профориентационных проектах 64 Участие в художественной самодеятельности 80
Участие в культурно-просветительских проектах ^■ 75
Досуговая деятельность 103
Участие в спортивно-массовых мероприятиях ^■ 157
Иное I 2
Рис. 5. Мотивы, подвигающие курсантов участвовать в социокультурной деятельности
137 курсантов (53,3 %) указали как важный фактор в формировании профессиональных навыков. Таким образом, данные виды социокультурной деятельности не только способ -ствуют личностному росту курсантов, но и активно влияют на развитие их профессиональных компетенций, что подтверждает их значимость в образовательном процессе в учебных заведениях (рис. 5).
В рамках проведенного исследования было выявлено, что значительное число курсантов активно участвуют в социокультурной деятельности, при этом они идентифицируют определенные виды социокультурных мероприятий как важные для профессионального развития. Однако анализ полученных ответов также показал наличие определенных сложностей, которые препятствуют более полному включению курсантов в социокультурную сферу.
Стоит отметить необходимость разработки конкретных рекомендаций, направленных на устранение выявленных проблем и барьеров. 184 (72,2 %) курсанта одним из путей по -вышения уровня их участия в социокультурной деятельности назвали предоставление дополнительных увольнений для посещения социокультурных мероприятий, 102 (40 %) респондента считают эффективным путем повышения вовлеченности в социокультурную деятельность организацию большего количества мероприятий на территории института. Кроме того, 118 (46,3 %) курсантов одним из путей устранения возникающих барьеров считают возможность организованных групповых посещений социокультурных
60 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
мероприятий, проходящих вне института. По мнению 110 (43,1 %) курсантов не менее значимым является создание льготных условий для посещения социокультурных мероприятий, что также может оказать положительное влияние на их участие в социокультурной деятельности.
Таким образом, на основании проведенного опроса среди курсантов Пермского института ФСИН России установлено, что в целом курсанты удовлетворены уровнем организации социокультурной деятельности в рамках образовательной организации. Тем не менее существует проблема несоответствия потребностей в удовлетворении социокультурных потребностей и предоставленных возможностей, что вызвало необходимость в совершенствовании данной области в воспитательном процессе образовательной организации.
В первую очередь необходима интеграция социокультурной деятельности в учебно-воспитательный процесс образовательной организации. В этих целях в образовательной организации ФСИН России целесообразно формировать педагогическую модель организации социокультурной деятельности курсантов, которая будет создавать непосредственную связь учебного процесса и мероприятий, проводимых для демонстрации и продвижения различных аспектов культуры и искусства.
С учетом того, что среди курсантов существует интерес к участию в социокультурной деятельности, считаем необходимым в рамках учебно-воспитательного процесса расширить спектр мероприятий социокультурной направленности. Проведение указанных мероприятий следует планировать с учетом специфичных служебных обязанностей курсантов, давая возможность привлекать к ним максимально возможное количество участников.
Для решения проблемы высокой стоимости посещений учреждений культуры руководству образовательной организации можно добиться соглашения с данными учреждениями о возможности посещения курсантами социокультурных мероприятий на льготной основе либо субсидировать участие в социокультурной деятельности за счет образовательной организации. Возможно разрешать творческим коллективам учреждений культуры организовывать театральные постановки и концерты на базе образовательной организации. Крайне важно осуществлять партнерство между образовательными учреждениями и местными учреждениями культуры.
В целях повышения мотивационный сферы курсантов для участия в социокультурной деятельности необходимо сформировать у них личностную потребность в приобщении к культуре. Добиться этого возможно путем активного вовлечения курсантов в подобные мероприятия, формируя тем самым привычку посещения учреждений культуры. Не стоит также забывать о поощрении и поддержке инициативных курсантов.
Кроме того, считаем необходимым применять в воспитательном процессе курсантов новейшие информационные технологии. В настоящее время многие мероприятия в сфе -ре культуры и искусства приобретают цифровой облик. Привлечение инновационных технологий в данную сферу открывает новые горизонты для расширения аудитории. Проведение культурных мероприятий и выставок произведений искусства с использованием современных технологических решений делает проводимые мероприятия более доступными для широкой аудитории, в том числе для курсантов, позволяя решить многие проблемы, связанные со стоимостью посещаемых мероприятий, отсутствием времени и отдаленностью учреждений культуры от образовательной организации [4]. При формировании социокультурной среды в рамках образовательной организации и
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 61
планировании мероприятий с курсантами крайне важно иметь обратную связь от курсантов. Это поможет выявить интересы и истинные потребности обучающихся, тем самым повысить мотивацию курсантов к участию в проводимых мероприятиях.
Таким образом, использование предложенных нами рекомендаций в учебно-воспитательном процессе образовательной организации позволит создать каждому курсанту условия для активного участия в социокультурной деятельности, что, в свою очередь, позитивно скажется на формировании личностных характеристик будущего офицера уголовно-исполнительной системы.
Список источников
1. Бушмакин А. С. Организация досуговой деятельности курсантов образовательных организаций ФСИН России как элемент социокультурной среды вуза // Вестник Прикам -ского социального института. 2023. № 1(94). С. 194-199.
2. Бушмакин А. С., Слабкая Д. Н., Новиков А. В. К вопросу об организации социокультур -ной деятельности курсантов образовательных организаций высшего образования, подведомственных ФСИН России // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 2А-3А. С. 448-456.
3. Вайсеро К. И., Хоменко В. И. Основы социально-культурной деятельности : учеб. пособие. М. : МГУУ Правительства Москвы, 2016. 116 с.
4. Золотухин В. М. Цифровые коммуникации и социокультурные риски в российской ментальности // Социальные коммуникации: философские, политические, культурно-исторические измерения : сб. ст. II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Кемерово, 23 апр. 2021 г.). Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2021. С. 49-54.
5. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность : учебник. М. : МГУКИ, 2004. 539 с.
6. Коротаева Т. В., Янель А. Д. Социально-культурная деятельность современного человека // Скиф. 2020. № 6(46). С. 493-497.
7. Марусяк Д. М. К вопросу об организации социально-культурной деятельности студентов, обладающих опытом вожатской деятельности // Педагогический журнал. 2021. Т. 11, № 3А. С. 73-85.
8. Маслоу А. Мотивация и личность : пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. СПб. : Евразия, 1999. 478 с.
9. Романов А. А. Современная пенитенциарная практика: воспитательная, социальная и психологическая работа // Прикладная юридическая психология. 2021. № 4(57). С.122-124.
10. Севрюгина Н. И. Культура и социальное взаимодействие // Интерактивная наука. 2016, № 4. С. 68-70.
11. Фортова Л. К., Кужеков А. Ю. Учреждение культуры как средство формирования духовной культуры личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России // Молодой ученый. 2015. № 3(83). С. 856-858.
12. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория : монография. М. : Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2000. 204 с.
References
1. Bushmakin, A. S. 2023, 'Organization of leisure activities of cadets of educational organizations of the FPS of Russia as an element of the socio-cultural environment of the university', Bulletin of the Prikamsky Social Institute, iss. 1(94), pp. 194-199.
62 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
2. Bushmakin, A. S., Slabkaya, D. N. & Novikov, A. V. 2023, 'On the organization of socio-cultural activities of cadets of educational institutions of higher education subordinated to the FPS of Russia', Pedagogical journal, vol. 13, iss. 2A-3A, pp. 448-456.
3. Vaisero, K. I. & Khomenko, V. I. 2016, Fundamentals of socio-cultural activity: textbook, MGUU of the Government of Moscow, Moscow.
4. Zolotukhin, V. M. 2021, 'Digital communications and socio-cultural risks in the Russian mentality', in Social communications: philosophical, political, cultural and historical dimensions: collection of articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Kemerovo, April 23, 2021, pp. 49-54, Kemerovo State University, Kemerovo.
5. Kiseleva, T. G. & Krasilnikov, Yu. D. 2004, Socio-cultural activities: textbook. MGUKI, Moscow.
6. Korotaeva, T. V. & Yanel, A. D. 2020, 'Socio-cultural activity of a modern person', Skif, iss. 6(46), pp. 493-497.
7. Marusyak, D. M. 2021, 'On the issue of the organization of socio-cultural activities of students with experience in leadership activities', Pedagogical journal, vol. 11, iss. 3A, pp. 73-85.
8. Maslow, A. 1999, Motivation and personality, translated from English by A. M. Tatlybaeva, Eurasia, St. Petersburg.
9. Romanov, A. A. 2021, 'Modern penitentiary practice: educational, social and psychological work', Applied legal psychology, iss. 4(57), pp. 122-124.
10. Sevryugina, N. I. 2016, 'Culture and social interaction', Interactive science, iss. 4, pp. 68-70.
11. Fortova, L. K. & Kuzhekov, A. Yu. 2015, 'Cultural institution as a means of forming the spiritual culture of the personality of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia', Young Scientist, iss. 3(83), pp. 856-858.
12. Yaroshenko, N. N. 2000, Socio-cultural activity: paradigms, methodology, theory: monograph, State University of Culture and Arts Moscow, Moscow.
Информация об авторе
А. С. Бушмакин - старший преподаватель кафедры организации режима, охраны и конвоирования.
Information about the author
A. S. Bushmakin - senior lecturer at the Department of Regime Organization, Security and Escort.
Примечание
Содержание статьи соответствует научной специальности 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки).
Статья поступила в редакцию 05.01.2024; одобрена после рецензирования 19.02.2024; принята к публикации 28.02.2024.
The article was submitted 05.01.2024; approved after reviewing 19.02.2024; accepted for publication 28.02.2024.