Научная статья на тему 'КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ'

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / уголовно-исполнительная система / курсанты / офицер / личность / патриотическая позиция / гражданский долг / patriotism / penal enforcement system / cadets / officer / personality / patriotic position / civic duty

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Татьяна Васильевна, Пашукова Анастасия Дмитриевна

В статье рассматривается развитие патриотизма курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний на современном этапе развития общества. Выделяется один из основных аспектов развития патриотизма – культурологический. Патриотическое воспитание определяет доминирующие функции формирования осознанного поведения личности, готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов своей страны, национальной безопасности, а также личностного патриотизма, который проявляется в качестве активной личностной и ответственной социальной позиции человека. Акцентируется также внимание на особой значимости патриотизма для будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Определяются основные направления развития, педагогические условия формирования патриотизма у курсантов. Рассматриваются способы формирования патриотизма. Предлагается педагогическая модель развития патриотизма курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллова Татьяна Васильевна, Пашукова Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURAL ASPECT OF THE DEVELOPMENT OF PATRIOTISM OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The article examines the development of patriotism among cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service at the present stage of society development. One of the main aspects of the development of patriotism is culturological. Patriotic education defines the dominant functions of forming conscious personal behavior, readiness to fulfill civic duty and protect the interests of one's country, national security, as well as personal patriotism, which manifests itself as an active personal and responsible social position of a person. Attention is also focused on the special importance of patriotism for future employees of the penal system. The main directions of development, pedagogical conditions for the formation of patriotism among cadets are determined. The ways of forming patriotism are considered. A pedagogical model for the development of patriotism of cadets is proposed.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

52 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Научная статья

УДК 343.83:37.035.6

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Татьяна Васильевна Кириллова1, Анастасия Дмитриевна Пашукова2

1 НИИ ФСИН России, г. Москва, Россия, [email protected]

2 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия, pashukova [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается развитие патриотизма курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний на современном этапе развития общества. Выделяется один из основных аспектов развития патриотизма - культурологический. Патриотическое воспитание определяет доминирующие функции формирования осознанного поведения личности, готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов своей страны, национальной безопасности, а также личностного патриотизма, который проявляется в качестве активной личностной и ответственной социальной позиции человека. Акцентируется также внимание на особой значимости патриотизма для будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Определяются основные направления развития, педагогические условия формирования патриотизма у курсантов. Рассматриваются способы формирования патриотизма. Предлагается педагогическая модель развития патриотизма курсантов.

Ключевые слова: патриотизм, уголовно-исполнительная система, курсанты, офицер, личность, патриотическая позиция, гражданский долг

Для цитирования

Кириллова Т. В., Пашукова А. Д. Культурологический аспект развития патриотизма курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний // Векторы психолого-педагогических исследований. 2023. № 1(01). С. 52-60.

© Кириллова Т. В., Пашукова А. Д., 2023

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 53

Original article

THE CULTURAL ASPECT OF THE DEVELOPMENT OF PATRIOTISM OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Tat'jana Vasil'evna Kirillova1, Anastasija Dmitrievna Pashukova2

1 Research Institute of the FPS of Russia, Moscow, Russia, [email protected]

2 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia, pashukova [email protected]

Abstract. The article examines the development of patriotism among cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service at the present stage of society development. One of the main aspects of the development of patriotism is culturological. Patriotic education defines the dominant functions of forming conscious personal behavior, readiness to fulfill civic duty and protect the interests of one's country, national security, as well as personal patriotism, which manifests itself as an active personal and responsible social position of a person. Attention is also focused on the special importance of patriotism for future employees of the penal system. The main directions of development, pedagogical conditions for the formation of patriotism among cadets are determined. The ways of forming patriotism are considered. A pedagogical model for the development of patriotism of cadets is proposed.

Keywords: patriotism, penal enforcement system, cadets, officer, personality, patriotic position, civic duty

For citation

Kirillova, T. V. & Pashukova, A. D. 2023, 'The cultural aspect of the development of patriotism of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia', Vectors of psychological and pedagogical research, iss. 1(01). pp. 52-60.

Доминирующей задачей образовательных организаций ФСИН России является качественная профессиональная подготовка будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к экстремальным условиям их профессиональной деятельности. Сферой профессиональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы являются исправительные учреждения с различными пенитенциарными негативными проявлениями [5].

Богатый исторический опыт показывает, что без патриотического воспитания будущего поколения нельзя добиться успеха в стране. Таким образом, культурологический подход в воспитании патриотов России необходимо соблюдать на разных этапах становления личности: в семье, детском саду, школе и в системе высшего образования [2]. Понятие «патриотизм» является сложной категорией. Анализ научных исследований ученых позволяет констатировать, что патриотизм представляет собой качество человека, которое неотделимо от любви к Родине, своему народу. Согласно толковому словарю, понятие «патриотизм» рассматривается как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [8, с. 496].

Анализ трудов ученых по проблеме развития патриотических качеств личности дает возможность определить, что непосредственное влияние на них оказывают менталь-ность, архетип и национальный характер этноса, которые обусловливаются природ-

54 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

ными, национальными и социокультурными условиями [7]. При развитии патриотизма курсантов образовательных организаций ФСИН России в процессе обучения необходимо делать акцент на лучших образцах мировой и национальной культуры, а также на различных аспектах истории и традициях Российской армии [9]. Ценность культурологического подхода в процессе обучения курсанта заключается в том, что культура рассматривается как психолого-педагогический и социально-антропологический феномен [4]. В совокупности это дает возможность исследовать научно-практическую проблему развития личности на общекультурном фоне, в русле взаимодействия педагогики с национальной и мировой культурой [11].

На разных исторических этапах развития общества значимую роль играет уровень культуры, так как культура - это непрерывный процесс создания условий жизни и трудовой деятельности человека, в основе которого лежит его творчество. В современном мире с уверенностью можно говорить о том, что одним из основополагающих педагогических принципов выступает принцип культуросообразности.

Развитие патриотических качеств личности у курсантов образовательных учреждений ФСИН России в современных условиях должно быть актуализировано в качестве гибкой, результативной системы подготовки будущих специалистов, которые будут выполнять свою деятельность качественно, эффективно, на высоком профессиональном уровне и с учетом сформированной осознанной патриотической позиции [1]. Педагогическими условиями патриотического воспитания курсантов образовательных организаций ФСИН России являются социально-нравственные, личностно-ориентированные, профессионально-направленные и развивающие условия [3].

Социально-нравственные условия представляют собой социальное воздействие на сознание обучающихся с помощью использования различных методов и средств для формирования патриотической позиции. Например, ознакомление курсантов с функциональными требованиями к уровню профессиональной подготовки, обмен как теоретическим, так и практическим опытом, разного рода военно-патриотические мероприятия, а также патриотические проекты.

Личностно-ориентированные условия представляют собой непрерывность педагогического процесса с ориентацией на личностные качества и потребности курсантов, саморазвитие. Развитие патриотизма должно происходить как в ходе обучения, так и во время самостоятельной подготовки. Данный процесс предполагает достаточно широкое использование учебных дисциплин, а также включение курсантов в различные виды деятельности, например, наставничество, психолого-педагогическое сопровождение, личный пример офицерского состава и т. д.

Профессионально-направленные условия предполагают грамотное сочетание разных видов деятельности, баланс интеллектуальных и психоэмоциональных нагрузок. Это касается непосредственного обучения курсантов с целью совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений, решения проблемных учебных, служебно-боевых задач в процессе обучения, производственной практики, строевой подготовки.

Развивающие условия предполагают деятельностную активность. Познавательные экскурсии, посещение спектаклей, выставок, музеев, кружков художественного, декоративно-прикладного творчества, торжественных мероприятий, патриотических концертов, встречи с интересными и знаменитыми людьми - все это необходимо использовать в процессе патриотического воспитания курсантов образовательных организаций ФСИН России.

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 55

В воспитании патриотизма у курсантов имеет место пример эмоционального отношения к современной действительности со стороны профессорско-преподавательского состава. От того, насколько преподаватель проявляет свои чувства, во многом зависит эмоциональное восприятие обучающимися тех или иных явлений, происходящих в России [10].

Патриотическое воспитание в образовательной организации ФСИН России осуществляется целенаправленно и включает в себя ряд направлений, представленных на рисунке 1. Воспитание патриотизма следует осуществлять в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности курсантов.

Для исследования актуальности рассматриваемой проблемы мы выявили уровень патриотического воспитания курсантов факультета психологии и пробации. В анкетировании приняли участие курсанты 2-го курса по специальности «Психология служебной деятельности» Академии ФСИН России (всего 46 чел.). Нами была поставлена следующая цель исследования - определить уровень патриотического воспитания курсантов, а также выявить проблемные вопросы с целью разработки педагогической модели. В нашем исследовании использовались следующие диагностические методы: метод наблюдения, беседа, анкетирование, работа с группами во внеаудиторное время. Испытуемые отвечали на следующие вопросы (ответы приведены в табл. 1-4):

1. В чем, на Ваш взгляд, наиболее ярко проявляется патриотизм у курсанта?

2. Что для Вас является наиболее важным в жизни?

3. Какие факторы, на Ваш взгляд, оказывают наиболее негативное влияние на развитие патриотических качеств?

4. Какие источники информации играют в Вашем понимании патриотизма ведущую роль?

Духовно-нравственное

Нравственные ценности, социально значимые ориентиры и явления реальной жизни, способность руководствоваться ими в практической деятельности

Я

Историко-краеведческое

Совокупность мероприятий, которые направлены на познание историко-культурных корней,осознание неповторимости своей Родины, формируют гордость за нее

Социально-патриоти ческое

Развивает духовно-нравственную и культурно-историческую ,

Любовь к Родине

преемственность поколений, формирует активную жизненную позицию

Спортивно-патриотическое

Развивает морально-волевые качества, воспитывает выносливость, стойкость, мужество, дисциплинированность

в процессе занятий физической культурой и спортом, и готовность к защите Родины

Граждан ско-правовое

Формирование правовой культуры, навыков оценки правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции

Военно-патриотическое

Формирует у обучающихся ьа ^патриотические чувства, ^ способствует изучению русской военной истории, воинских традиций

Рис. 1. Направления развития патриотизма курсантов образовательных организаций ФСИН России

56 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Таблица 1

№ Варианты ответов Результаты

п/п опроса, %

1 В отличном обучении 25

2 В выполнении воинского долга 20

3 В потребностях в достойном, самоотверженном служении Родине 10

4 В трудовой деятельности 45

Таблица 2

№ Варианты ответов Результаты

п/п опроса, %

1 Любовь к близким, родственникам 52

2 Самосовершенствование себя 11

3 Финансовое благополучие 28

4 Восстановление России как мировой державы 9

Таблица 3

№ п/п Варианты ответов Результаты опроса, %

1 Негативное влияние одногруппников, друзей 11

2 Недостаточное внимание преподавателей воспитательной работе 12

3 Отсутствие понятной национальной идеи в обществе 29

4 Не всегда можно проявить себя в положительном поступке 16

5 Противоречивая обстановка в стране 32

Таблица 4

№ п/п Варианты ответов Результаты опроса, %

1 Знания, полученные от преподавателей 25

2 Факты, полученные от близких 15

3 Примеры друзей, отслуживших в армии 28

4 Информация из средств массовой информации 20

5 Чтение художественных произведений 12

6 Личное участие в деятельности 10

Проведенное исследование показало, что основные духовно-нравственные ценности у испытуемых сформированы довольно слабо. Курсанты недооценивают роль и значение патриотизма. На первое место ставят материальные ценности, которые приносят наибольшее удовлетворение. Плохое понимание сложности и противоречивости процессов, явлений, которые происходят в обществе на современном этапе. На основе культурологического подхода, общепедагогических принципов, педагогических условий, методов, направлений работы, с учетом критериев и показателей развития патриотизма

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 57

курсантов образовательных организаций ФСИН России разработана педагогическая модель, которая представлена на рисунке 2.

Педагогическая модель включает в себя три взаимосвязанных блока: целевой, организационно-содержательный, критериально-оценочный. Целевой блок обеспечивает организацию процесса, методологический подход. Задача организационно-содержательного блока - развитие патриотизма у курсантов образовательных организаций ФСИН России. Критериально-оценочный блок реализует следующие основные функции: контроль, оценка, коррекция процесса патриотического воспитания курсантов.

Педагогическое обеспечение процесса патриотического воспитания курсантов образовательных организаций ФСИН России ориентировано на выполнение сложных функций будущего офицера (воспитательные и административные) и ценностей профессиональной деятельности в целом. Патриотизм выступает как результат патриотического воспитания и является интегративным качеством личности курсанта, которое

Целевой блок

Цель - развитие патриотизма курсантов в системе образовательной

организации

Методологический подход: культурологический

Общепедагогические принципы: гуманизм, культуросообразность, историзм, коллективность, народность, интегративность, активность

Организационно-содержательный блок

Педагогические условия: социально-нравственные, личностно-ориентированные, профессионально-направленные и развивающие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методы: беседа, активное слушание, убеждение, личный пример, дискуссия, одобрение, поручение, поощрение

Формы: групповые и индивидуальные

Направления работы: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-правовое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое, социально-патриотическое

Критериально-оценочный блок

Результат: высокий уровень развитости патриотизма курсантов

Рис. 2. Педагогическая модель развития патриотизма курсантов образовательных организаций ФСИН России

58 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

включает в себя все компоненты государственно-патриотического сознания, чувство воинского долга, офицерской чести и достоинства. Результативность управления системой патриотического воспитания в образовательных организациях ФСИН России достигается морально-психологическим, информационным, правовым, военно-социальным, культурно-досуговым, материально-техническим и кадровым обеспечением.

Гармоничное сочетание ключевых аспектов воспитания, образования и культуры личности будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы, подготовка его к будущей профессиональной деятельности состоит главным образом во взаимодействии педагогики, психологии и ряда специальных дисциплин. Следовательно, рассмотрение образования в вузах России как явления культуры предполагает глубокое осмысление ценностно-мировоззренческой культуры личности и выявление возможности ее самореализации во всех сферах жизнедеятельности человека [6].

В настоящее время одной из актуальных проблем является обеспечение целостности и единства народов, сохранение традиционных и духовных ценностей общества. В условиях нестабильной политической обстановки в мире, попыток подмены истинных моральных ценностей, усиления пагубного влияния средств массовой информации и Интернета на сознание молодого поколения остро встает вопрос формирования и воспитания достойного гражданина нашей страны. В силу этого развитие патриотизма курсантов образовательных организаций ФСИН России играет важную роль. В основу профессии сотрудника уголовно-исполнительной системы заложены любовь к Родине и преданность народу.

Список источников

1. Гантимуров А. С., Черемин Н. В. Воспитание патриотизма в курсантах как важнейшее направление воспитательной работы в ведомственных вузах ФСИН России // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2018. № 1(1). С. 14-20.

2. Зацепина М. Б., Халезова Н. А. Культурологический подход к патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста // Педагогика и психология об-разования.2016. № 2. С. 18-25.

3. Исаева К. В. Формирование профессионального мировоззрения сотрудников уголовно-исполнительной системы в образовательном процессе ведомственного вуза : дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2022. 241 с.

4. Калекин А. А., Томилина С. Н. Культурологический подход как методологическая основа патриотического воспитания курсантов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 120. С. 1436-1449.

5. Калинин М. А. Формирование профессиональной готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к экстремальным условиям труда // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 10-1(64). С. 25-28.

6. Клячкина Н. Л. Формирование педагогической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Юридическая наука и практика : альманах науч. тр. Самар. юрид. ин-та ФСИН России, Самара, 31 мая 2014 г. / под общ. ред. Р. А. Ромашова. Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2014. Вып. 2. С. 80-82.

7. Лопуха Т. Л., Володин Р. В. Формирование патриотизма у курсантов военных вузов в современных социокультурных условиях // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6(49). С. 133-137.

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 59

8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 7-е изд. М. : Рус. яз., 2005. 939 с.

9. Степанова Т. В. Формирование патриотизма у курсантов образовательных учреждений ФСИН России в современных условиях // Вестник педагогических наук. 2021. № 3. С. 208-211.

10. Талынев В. Е., Наливайко В. И. Особенности восприятия патриотических ценностей курсантами МВД России в системе подготовки кадров для органов внутренних дел // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2019. № 5-3. С. 317-324.

11. Филимонюк Л. А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. д-ра пед. наук. Махачкала, 2008. 41 с.

References

1. Gantimurov, A. S. & Cheremin, N. V. 2018, 'Education of patriotism in cadets as the most important direction of educational work in departmental universities of the FPS of Russia', Theory and practice of scientific research: psychology, pedagogy, economics and management, iss. 1(1), pp. 14-20.

2. Zacepina, M. B. & Halezova, N. A. 2016, 'Cultural approach to patriotic education of preschool and school-age children', Pedagogy and psychology of education, iss. 2, pp. 18-25.

3. Isaeva, K. V. 2022, Formation of the professional worldview of employees of the penal enforcement system in the educational process of a departmental university: PhD thesis (Pedagogy), Voronezh.

4. Kalekin, A. A. & Tomilina, S. N. 2016, 'Cultural approach as a methodological basis for patriotic education of cadets', A Polythematic online electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University, iss. 120, pp. 1436-1449.

5. Kalinin, M. A. 2017, 'Formation of professional readiness of employees of the penal enforcement system to extreme working conditions', International Scientific Research Journal, iss. 10-1(64), pp. 25-28.

6. Kljachkina, N. L. 2014, 'Formation of pedagogical competence of employees of the penal enforcement system', in R. A. Romashov (ed.), Legal Science and Practice: Almanac of scientific works of the Samara Law Institute of the FPS of Russia, Samara, May 31, 2014, iss. 2, pp. 80-82, Samara.

7. Lopuha, T. L., Volodin, R. V. 2014, 'Formation of patriotism among cadets of military universities in modern socio-cultural conditions', The world of science, culture, education, iss. 6(49), pp. 133-137.

8. Ozhegov, S. I. & Shvedova, N. Ju. 2005, Explanatory dictionary of the Russian language, 7th edn, Russian language, Moscow.

9. Stepanova, T. V. 2021, 'Formation of patriotism among cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia in modern conditions', Bulletin of Pedagogical Sciences, iss. 3, pp. 208-211.

10. Talynev, V. E. & Nalivajko, V. I. 2019, 'Peculiarities of the perception of patriotic values by cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the system of personnel training for internal affairs bodies', Public safety, legality and law and order in the III millennium, iss. 5-3, pp. 317-324.

11. Filimonjuk, L. A. 2008, Formation of a teacher's project culture in the process of professional training: Sc.D thesis (Pedagogy), Mahachkala.

60 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Информация об авторах

Т. В. Кириллова - доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник;

А. Д. Пашукова - кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии и пробации.

Information about the authors

T. V. Kirillova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chief Researcher;

A. D. Pashukova - Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer at the Department of General and Pedagogical Psychology, Faculty of Psychology and Probation.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки).

Статья поступила в редакцию 15.08.2023; одобрена после рецензирования 30.10.2023; принята к публикации 29.11.2023.

The article was submitted 15.08.2023; approved after reviewing 30.10.2023; accepted for publication 29.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.