Научная статья на тему 'Организация социального партнерства в виде внедрения элективных курсов с привлечением представителей работодателя для решения вопросов формирования профессионального самоопределения обучающихся'

Организация социального партнерства в виде внедрения элективных курсов с привлечением представителей работодателя для решения вопросов формирования профессионального самоопределения обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / SOCIAL PARTNERSHIP / ELECTIVE COURSES / VOCATIONAL GUIDANCE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чинякин Василий Ильич, Мукаев Роберт Фаритович

Автор представляет организацию социального партнерства между производственным предприятием и общеобразовательной школой в виде внедрения элективных курсов с привлечением представителей работодателя для решения вопросов формирования профессионального самоопределения обучающихся. Социальное партнерство направлено на развитие совместных практических программ, а также на расширение единого образовательного и социокультурного пространства. Освещается способ сотрудничества в виде внедрения элективных курсов, способствующих развитию нестандартного мышления, а полученные знания являются основной базой для дальнейшего усвоения общепрофессиональных дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях и учреждениях среднего профессионального образования. Предложенные способы профориентационной работы способствуют популяризации инженерных специальностей и оказывают существенное влияние на формирование профессионального самоопределения обучающихся, их выбор жизненного пути и адаптацию к профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чинякин Василий Ильич, Мукаев Роберт Фаритович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SOCIAL PARTNERSHIP AS THE ELECTIVE COURSES IMPLEMENTATION WITH THE INVOLVEMENT OF THE EMPLOYER''S REPRESENTATIVES FOR SOLVING QUESTIONS OF STUDENTS'' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION DEVELOPMENT

The author represents the organization of social partnership between a manufacturing enterprise and a comprehensive school in the form of introducing elective courses with the involvement of the employer›s representatives to address issues of students› professional self-determination development. The social partnership is aimed at the development of joint practical programs, as well as at the expansion of a single educational and socio-cultural space. The method of cooperation is described in the form of introducing elective courses that promote the development of non-standard thinking, and the knowledge obtained is the main basis for further mastering of general professional disciplines studied in higher education institutions and secondary vocational education institutions. The proposed ways of vocational guidance work contribute to the popularization of engineering specialties and have a significant influence on the formation of professional self-determination of students, their choice of life path and adaptation to the profession.

Текст научной работы на тему «Организация социального партнерства в виде внедрения элективных курсов с привлечением представителей работодателя для решения вопросов формирования профессионального самоопределения обучающихся»

виях непрерывного профессионального образования [8]. За основу профориентации ими предложено взять метод профессиональных проб, по результатам которых возможно выявление наилучшего образа «себя в профессии». Цикл профессиональных проб мог бы стать частью ЕГЭ, а возможно, и его основой.

Жаль, но новая концепция ученых ФИРО не рассмотрена ни коллегией Минобрнауки РФ, ни Президиумом РАО. За прошедшие 20 лет было разработано шесть концепций профориентации. Эта уже седьмая. Но достучаться до «небес» ученым так и не удается.

Хорошо, что Кузбасский региональный институт развития профессионального образования предложил обсудить актуальные направления развития системы профессиональной ориентации на Международной научно-практической конференции. Но вначале важно понять, существует ли в реальности такая «система» (новый министр О. Васильева ее не увидела). И что надо с ней делать: развивать или менять?

А вот система ошибок, в том числе стратегических, существует. Начать обсуждение проблемы на конференции следует с их критического анализа и только потом переходить к привычному «обмену опытом» (если он существует).

1. Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева заявила о необходимости вернуть в школы профориентацию [Электронный ресурс] // Учительская газета. 2016. 24 ноября. URL: http://www.ug.ru/news/20212/.

2. Госпрограмма «Содействие занятости населения» (15.04.2014, № 298).

3. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5 изд. Т. 2. С. 485.

4. Блонский П. Избр. произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961. С. 215.

5. Профессиональное образование. Столица. 2016. № 2. С. 10-11.

6. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2016. №11. С. 24.

7. В Минобрануке обсуждают идею о дополнительных вступительных экзаменах в вузах. 10 декабря 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://echo.msk.ru/news/ 1889824-echo.html.

8. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России : материалы III Всерос. конф. М.: ФИРО, 2015. Вып. V. С. 3-10.

УДК/UDC 37.048.45

В. И. Чинякин, Р. Ф. Мукаев V. Chinyakin, R. Mukaev

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ВИДЕ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАБОТОДАТЕЛЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ORGANIZATION OF SOCIAL PARTNERSHIP AS THE ELECTIVE COURSES IMPLEMENTATION WITH THE INVOLVEMENT OF THE EMPLOYER'S REPRESENTATIVES FOR SOLVING QUESTIONS OF STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION DEVELOPMENT

Автор представляет организацию социального партнерства между производственным предприятием и общеобразовательной школой в виде внедрения элективных курсов с привлечением представителей работодателя для решения вопросов формирования профессионального самоопределения обучающихся.

Социальное партнерство направлено на развитие совместных практических программ, а также на расширение единого образовательного и социокультурного пространства. Освещается способ сотрудничества в виде внедрения элективных курсов, способствующих развитию нестандартного мышления, а полученные знания являются основной базой для

Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи

дальнейшего усвоения общепрофессиональных дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях и учреждениях среднего профессионального образования. Предложенные способы профориентационной работы способствуют популяризации инженерных специальностей и оказывают существенное влияние на формирование профессионального самоопределения обучающихся, их выбор жизненного пути и адаптацию к профессии.

The author represents the organization of social partnership between a manufacturing enterprise and a comprehensive school in the form of introducing elective courses with the involvement of the employer>s representatives to address issues of students> professional self-determination development.

The social partnership is aimed at the development of joint practical programs, as well as at the expansion of a single educational and socio-cultural space. The method of cooperation is described in the form of introducing elective courses that promote the development of non-standard thinking, and the knowledge obtained is the main basis for further mastering of general professional disciplines studied in higher education institutions and secondary vocational education institutions. The proposed ways of vocational guidance work contribute to the popularization of engineering specialties and have a significant influence on the formation of professional self-determination of students, their choice of life path and adaptation to the profession.

Ключевые слова: социальное партнерство; элективные курсы; профориентационная работа.

Keywords: social partnership; elective courses; vocational guidance work.

Проблема дефицита кадров на предприятиях в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что профориентационная работа, проводимая на предприятиях в условиях современных рыночных отношений, предъявляет новые требования к кадровой политике руководителей. Требуются специалисты новых профессий, инновационные подходы к решению современных задач, новые организационные формы деятельности работников.

Элективные курсы — это занятия по выбору, позволяющие школьникам развить интерес к тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия.

В рамках взаимодействия с Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 6 города Урай» мы внедрили в учебный процесс профильного инженерного класса такие элективные курсы, как «Основы инженерной деятельности» и «Основы технического творчества», с привлечением представителей работодателя по причинам, представленным ниже:

1. Настает момент, когда предприятия начинают испытывать ощутимую потребность в квалифицированных инженерах и технологах. Но вопрос кадровых проблем нельзя решить в одночасье. Это постоянная, требующая к себе внимания профориентационная работа, которую необходимо начинать с будущими сотрудниками компании со школьной скамьи.

2. Взаимодействие школ и предприятий — дело не новое, но сегодня мы предлагаем переход от шефской помощи к сотрудничеству — образовательному (социальному) партнерству. Его главная ценность в том, что учащиеся получают возможность общения с профессионалами.

Социальное партнерство направлено на развитие совместных практических программ, а также на расширение единого образовательного и социокультурного пространства. Опыт показал, что активная включенность школьников в жизнь успешных представителей промышленности города способствует лучшей социализации молодежи, формированию нравственных ориентиров, расширяет кругозор и повышает мотивацию учащихся на приобретение разнообразных знаний.

3. В то же время Концепция модернизации российского образования в рамках Федеральной целевой программы развития образования на период 2016-2020 годов нацеливает образовательные учреждения страны на подготовку разносторонне развитой личности, способной к активной социальной адаптации к обществу, самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования. Именно это делает выбранное направление профориентационной работы наиболее актуальным.

Внедрение в учебный процесс профильного инженерного класса именно таких элективных курсов, как «Основы инженерной деятельности» и «Основы технического творчества», было выбрано неслучайно.

22

Профессиональное образование в России и за рубежом 1 (25) 2017

Каждая техническая идея, прежде чем воплотиться в реальный объект, проходит графический этап. Для этого необходимо обладать техническими знаниями, графическими умениями и навыками, владеть графическими средствами информации, а также в условиях компьютеризации всех отраслей промышленности и общества в целом возрастает значение компетентности специалистов в данной области, что обусловливает необходимость изучать систему автоматизированного проектирования.

Очень часто многим учащимся не хватает полученных начальных знаний в той мере, в какой они могут быть использованы в дальнейшем, особенно при продолжении обучения в технических вузах или профессиональной деятельности.

Элективный курс «Основы инженерной деятельности» является основной базой для дальнейшего усвоения общепрофессиональных дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях и учреждениях среднего профессионального образования.

Хотелось бы отметить, что в отношении значимости элективный курс «Основы инженерной деятельности» находится в выгодных условиях, так как передаваемые в процессе обучения знания имеют непосредственное отношение к будущим специальностям.

Элективный курс «Основы технического творчества» позволит ученикам профильного инженерного класса применить на практике те знания, которые сформировались благодаря изученному материалу, а также по итогам элективных курсов разработать и оформить с использованием современных компьютерных систем автоматизированного проектирования и презентовать свою научно-техническую разработку.

Научно-технический прогресс непрерывно повышает требования к выпускникам школы. Главные качества молодого специалиста — его творческий научно-технический потенциал, способность самостоятельно ставить и решать вопросы совершенствования технологии и оборудования,создания новой техники, материалов и методов их обработки. Они практически формируются в процессе исследовательской деятельности обучающегося.

В настоящее время серьезное внимание уделяется техническому творчеству учеников, в особенности его высшей форме — изобретательству. Задачи данного элективного курса — развить интерес к изо-

бретательской деятельности, вызвать потребность поиска новых технических решений, научить каждого молодого специалиста творчески применять полученные знания.

В основе данного элективного курса лежит технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая не является исключительно теорией о творчестве, хотя и содержит рекомендации по совершенствованию творческого процесса. Данная теория направлена на решение так называемых изобретательских задач. Изобретательская задача — это сложная задача, для решения которой необходимо выявить и разрешить противоречия, лежащие в глубине задачи, то есть выявить первопричину (корень проблемы) и устранить ее.

Знания, полученные при изучении данного курса, не только способствуют развитию нестандартного мышления, но и являются первым этапом рационализаторской деятельности — одним из ведущих путей развития производственного предприятия.

Практико-ориентированная организация образовательного процесса способствует развитию технологической культуры школьников. В результате реализации личных и групповых проектов каждый школьник создаст собственный продукт — материальный или интеллектуальный.

На элективные занятия приглашаются учащиеся 10-11-го классов, планирующие дальнейшее обучение в различных технических вузах нашей страны и имеющие склонность и интерес к изучению инженерных дисциплин.

Использование материально-технической базы ООО «Урай НПО-Сервис» при проведении предлагаемых элективных курсов позволит наиболее полно раскрыть и закрепить на практике теоретические знания учащихся, а также поближе познакомит потенциальных работников с профилем, преимуществами и техническими возможностями предприятия.

Таким образом, система профориентации в виде проведения элективных курсов с привлечением представителей работодателя способствует популяризации инженерных специальностей и оказывает существенное влияние на формирование профессионального самоопределения обучающихся, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию к профессии.

1. Опережающее профессиональное обучение и занятость молодежи : сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / А. А. Никитина, М. П. Пальянова. Новосибирск: Изд-во ИПИО РАО, 2016. С. 171-174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.