Научная статья на тему 'Организация социально-технологической и социально-проектной деятельности студентов в рамках подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа»'

Организация социально-технологической и социально-проектной деятельности студентов в рамках подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
377
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ / ТЕХНОЛОГИЯ ПОСРЕДНИЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / SOCIO-TECHNOLOGIC ACTIVITY / SOCIAL TECHNOLOGY / HOSTILE ECOLOGICAL ENVIRONMENT / DESIGN TECHNOLOGY / PREVENTIVE TECHNOLOGY / MEDIATION TECHNOLOGY / SOCIAL PROJECT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Окань Галина Ивановна

Рассматриваются вопросы подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа». Автором представлен опыт, накопленный Нижнетагильской государственной социально-педагогической академией в подготовке бакалавров социальной работы для деятельности в условиях экологического неблагополучия. Сообщается, что обучение направлено на развитие у студентов навыков поливариативного проектного мышления, оперативного реагирования на проблему и реализации творческого подхода к деятельности. Урал определяется как регион с неблагоприятной экологической обстановкой. Определены социальные последствия воздействия негативных факторов на различные группы населения Свердловской области: снижение общего уровня здоровья детей, сложность трудоустройства молодежи из-за низкого уровня показателя физического здоровья, ранний выход на пенсию и др. Указаны основные направления социальной работы в таких условиях. Автор доказывает, что в подготовке высококвалифицированных социальных работников на территориях с экологически неблагоприятной средой особая роль отводится обучению технологиям социального проектирования, профилактики и посредничества. Предлагается отчет о выполнении работ по грантам, реализуемым в Нижнетагильской академии при участии студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа». Сообщаются результаты некоторых опросов, проведенных в рамках исследовательских проектов социальной тематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Окань Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Socio-Technologic and Socio-Project Students Activity within Bachelor Course in Social Work

The problems of teaching the bachelors in social work are considered. The author presents the experience gained by Nizhniy Tagil State Socio-Pedagogical Academy in teaching the bachelors in social work for activity in the conditions of ecological trouble. It is reported that the training is aimed at the development of students’ skills of polyvariable design thinking, rapid response to a problem and realization of creative approach to activity. Ural is defined as a region with hostile environmental conditions. Social consequences of the influence of the negative factors on different groups of Sverdlovsk region population are defined: declining in the general level of children health, difficulties of youth employment because of the low-level indicator of physical health, an early retirement, etc. The main directions of social work in such conditions are specified. The author proves that in training of highly skilled social workers in areas with ecologically hostile environment learning the social design, prevention and mediation technologies plays a special role. The report on the grant work implemented in Nizhny Tagil Academy with the participation of students training in social work is offered. The results of some surveys conducted within research projects of social subject are reported.

Текст научной работы на тему «Организация социально-технологической и социально-проектной деятельности студентов в рамках подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа»»

Окань Г. И. Организация социально-технологической и социально-проектной деятельности студентов в рамках подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа» / Г. И. Окань // Научный диалог. - 2014. - № 2 (26) : Педагогика. - С. 78-89.

УДК 378.147:316.334.52(470.54)

Организация

социально-технологической и социально-проектной деятельности студентов в рамках подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа»

Г. И. Окань

Рассматриваются вопросы подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа». Автором представлен опыт, накопленный Нижнетагильской государственной социально-педагогической академией в подготовке бакалавров социальной работы для деятельности в условиях экологического неблагополучия. Сообщается, что обучение направлено на развитие у студентов навыков поливариативного проектного мышления, оперативного реагирования на проблему и реализации творческого подхода к деятельности. Урал определяется как регион с неблагоприятной экологической обстановкой. Определены социальные последствия воздействия негативных факторов на различные группы населения Свердловской области: снижение общего уровня здоровья детей, сложность трудоустройства молодежи из-за низкого уровня показателя физического здоровья, ранний выход на пенсию и др. Указаны основные направления социальной работы в таких условиях. Автор доказывает, что в подготовке высококвалифицированных социальных работников на территориях с экологически неблагоприятной средой особая роль отводится обучению технологиям социального проектирования, профилактики и посредничества. Предлагается отчет о выполнении работ по грантам, реализуемым в Нижнетагильской академии при участии студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа». Сообщают-

ся результаты некоторых опросов, проведенных в рамках исследовательских проектов социальной тематики.

Ключевые слова: социально-технологическая деятель-

ность; социальные технологии; неблагоприятные экологические факторы среды; технология проектирования; технология профилактики; технология посредничества; социальный проект.

В разработанном ФГОС ВПО третьего поколения по подготовке бакалавров по социальной работе в ряду видов профессиональной деятельности, к осуществлению которых должен быть готов специалист и в соответствии с которыми выделены компетенции бакалавра, указываются социально-технологическая и социально-проектная.

Социально-технологическая деятельность реализуется посредством разработки и эффективного применения социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества, в том числе подразумевается личное участие в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности [Федеральный..., 2009, с. 4].

Социально-проектная деятельность будущих социальных работников, в свою очередь, трактуется как участие в социоинженерной и социально-проектной деятельности учреждений, задействованных в решении проблем социальной защиты и обеспечении благополучия населения, а также как участие в пилотных проектах по созданию экспериментальных площадок в системе социальной работы [Федеральный..., 2009, с. 6].

По мнению В. М. Быченкова, понятие «социальные технологии» означает практически ориентированное социальное знание. имеющее целью создание и изменение организационных структур, управление социальным поведением людей; совокупности методов и приемов решения задач (достижения целей), выработанных в процессе социального планирования и социального проектирования. Социальный технолог создает алгоритм решения социальных задач

и практически их осуществляет. Социальные технологии не претендуют на осуществление глобальных социальных изменений и ограничиваются решением частных задач, касающихся функционирования общества [Новая..., 2001].

В связи с вышеизложенным в учебно-воспитательном пространстве вуза должны быть созданы необходимые условия для разработки и реализации социальных технологий посредством формирования и развития соответствующих знаний, умений, ценностных ориентаций студентов. Будущие специалисты социальной сферы должны быть готовы выступить в роли социальных технологов при решении насущных социальных проблем населения.

В Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (НТГСПА) накоплен немалый опыт в подготовке бакалавров социальной работы для деятельности в условиях экологического неблагополучия, который включает развитие навыков:

- поливариативного проектного мышления, позволяющего охватывать широкий спектр факторов, определяющих трудную жизненную ситуацию клиента;

- оперативного реагирования на проблему;

- реализации творческого подхода.

Это достигается в ходе организации учебного процесса и практики студентов.

Изучение специфики Уральского региона выявило неблагоприятные экологические факторы, существенно влияющие на жизнеспособность населения и возникновение социальных проблем, с которыми сталкиваются в профессиональной деятельности социальные работники. К основным неблагоприятным экологическим факторам относятся:

- комплексная биохимическая нагрузка на население (загрязнение воздуха пылевыми частицами, содержащими мышьяк, никель, кадмий, свинец, формальдегид и др., вызывает риск задержки психического развития, почечные патологии, повышенное артериальное

давление и т. д.; загрязнение воды, а именно повышенное содержание железа, марганца, является причиной аллергических реакций, болезней крови, осложнения беременности; загрязнение почвы, а именно: медью - 50,3 % территорий области, цинком - 53,3 %, кадмием -32,8 %; наконец, загрязнение продуктов питания);

- шумовая нагрузка (в том числе за счет промышленных предприятий): ей подвержено 1 000 930 человек (31,5 %);

- радиационная нагрузка (за счет всех дозообразующих факторов): ей подвержено 79,8 % населения.

Эти и другие факторы обусловили устойчивые негативные тенденции в состоянии здоровья населения региона.

В связи с этим можно выделить основные социальные проблемы Уральского региона (табл. 1).

Таким образом, в подготовке высококвалифицированных социальных работников на территориях с экологически неблагоприятной средой особая роль отводится знакомству с технологиями социального проектирования, профилактики и посредничества.

На протяжении многих лет на кафедре управления и социальной работы НТГСПА действует факультатив «Социально-проектная мастерская», где знания и навыки социального проектирования и моделирования расширяются и углубляются с учетом социокультурного контекста.

Зачастую объективно возникающая или уже существующая проблемная ситуация на предприятии, в социальном учреждении подсказывает студентам тему для проектного исследования. Разработанный проект, прошедший стадию защиты, впоследствии реализуется в естественных локальных условиях на базе конкретного социального учреждения или государственного предприятия на так называемых экспериментальных площадках.

Когда студенты проходят практику в социальных учреждениях города, преподаватели вуза и специалисты социальной работы осуществляют систематическое руководство процессом, а именно тем,

Таблица 1

Социальные последствия неблагоприятных экологических факторов среды среди различных возрастных групп населения Свердловской области

Возрастные группы населения Социальные последствия, обусловленные неблагоприятными экологическими факторами среды Развитие инфраструктуры социальной работы

Несовершен- нолетние - увеличение детской инвалидности (с врожденными наследственными аномалиями и пороками развития), количества детей с задержкой психического развития (ЗПР); - снижение общего уровня здоровья детей (бронхиальные астмы, аллергия, респираторные вирусные инфекции); - снижение успеваемости в учебе (влечет риск асоциального поведения); - осложнение в трудоустройстве молодежи из-за низкого уровня показателя физического здоровья - увеличение возможностей со-цобслуживания на дому через реабилитационные центры, расширение амбулаторных отделений при психиатрических больницах; - расширение групп со сниженным уровнем здоровья в сети ДОУ, организация спецгрупп коррекционно-развивающего обучения в ДОУ, увеличение количества групп ЛФК в средних, специальных, высших учебных заведениях; - профилактика ЗОЖ в МОУ; организация досуговой деятельности учащихся; - центры занятости (социальнотрудовая реабилитация, адаптация, поиск мест работы)

Трудоспособное население - заболевания беременных женщин (в том числе аборты у первобеременных женщин, вызванные патологией плода на ранних этапах развития); - снижение трудоспособности женщин (больничные листы нетрудоспособности по уходу за детьми в связи с условиями производства и т. д.); - увеличение количества взрослых с I и II группой инвалидности; - увеличение профилактических групп при медицинских центрах; - Центры социального обслуживания семьи и детей (организация групп помощи); - Центры занятости (профессиональная переподготовка, поиск новых рабочих мест);

Продолжение табл. 1

Возрастные группы населения Социальные последствия, обусловленные неблагоприятными экологическими факторами среды Развитие инфраструктуры социальной работы

Несовершен- нолетние - увеличение детской инвалидности (с врожденными наследственными аномалиями и пороками развития), количества детей с задержкой психического развития (ЗПР); - снижение общего уровня здоровья детей (бронхиальные астмы, аллергия, респираторные вирусные инфекции); - снижение успеваемости в учебе (влечет риск асоциального поведения); - осложнение в трудоустройстве молодежи из-за низкого уровня показателя физического здоровья - увеличение возможностей со-цобслуживания на дому через реабилитационные центры, расширение амбулаторных отделений при психиатрических больницах; - расширение групп со сниженным уровнем здоровья в сети ДОУ, организация спецгрупп коррекционно-развивающего обучения в ДОУ, увеличение количества групп ЛФК в средних, специальных, высших учебных заведениях; - профилактика ЗОЖ в МОУ; организация досуговой деятельности учащихся; - центры занятости (социальнотрудовая реабилитация, адаптация, поиск мест работы)

Трудоспособное население - заболевания беременных женщин (в том числе аборты у первобеременных женщин, вызванные патологией плода на ранних этапах развития); - снижение трудоспособности женщин (больничные листы нетрудоспособности по уходу за детьми в связи с условиями производства и т. д.); - увеличение количества взрослых с I и II группой инвалидности; - адаптация людей с I группой инвалидности к новому статусу - увеличение профилактических групп при медицинских центрах; - Центры социального обслуживания семьи и детей (организация групп помощи); - Центры занятости (профессиональная переподготовка, поиск новых рабочих мест); - медико-реабилитационные Центры (посредническая деятельность)

Окончание табл. 1

Возрастные группы населения Социальные последствия, обусловленные неблагоприятными экологическими факторами среды Развитие инфраструктуры социальной работы

Старшее поколение - дезадаптивные состояния лиц пожилого возраста; - ранний выход на пенсию лиц предпенсионного возраста в связи с инвалидностью по состоянию здоровья, профзаболеваниями на тяжелом производстве - увеличение социальной помощи на дому в государственных областных учреждениях комплексных центрах социального обслуживания населения; - расширение социально-медицинской реабилитации в отделениях центров

как студенты воплощают свои идеи, используют полученные теоретические знания, готовят разработки (социальные проекты, программы). За период практики возможна корректировка теоретического материала, привязка его к конкретным условиям социального пространства, в том числе формирование и наработка студентами практических проектных умений, работа студентов по индивидуальным планам, где большое значение придается использованию различных моделей личностного роста и профессионального развития будущих социальных работников.

Опытно-исследовательский, эмпирический материал анализируется, оформляется в дипломный проект и становится существенной частью исследования выпускной квалифицированной работы.

Ярким примером такой плодотворной деятельности является выполнение работ по Президентскому гранту в области пропаганды здорового образа жизни, охраны здоровья населения и окружающей среды. Проект «Социально-экологическая реабилитация населения в условиях экологического неблагополучия» (Свердловская область) направлен на поддержку незащищенных категорий населения - пожилых людей и детей дошкольного возраста. Автор проекта - профессор, доктор педагогических наук Г. П. Сикорская. Цель проекта -

создание дополнительных средств реабилитации людей пожилого возраста и здоровьесбережения детей дошкольного возраста на основе природного окружения. Данный проект был реализован совместными усилиями нескольких организаций: кафедры управления и социальной работы НТГСПА, Свердловской региональной общественной организации «Культурно-просветительный Центр «Радуга», Свердловского регионального отделения общероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры», ООПТ Природный парк «Река Чусовая», Нижнетагильского комплексного центра социального обслуживания населения «Золотая осень». В рамках проекта в Природном парке «Река Чусовая» была разработана реабилитационная экологическая тропа для людей пожилого возраста «Счастливое долголетие», включающая 8 оборудованных остановок, протяженностью маршрута 2,5 часа. Экскурсии проводятся по специально разработанной программе для пожилых людей и включают не только изложение информации в соответствии со спецификой остановки, но и специальные посильные для данного возраста упражнения. Например, остановка «Ароматы леса» предполагает беседы о фитонцидах, выделяемых хвойными растениями, и дыхательную гимнастику в сосновом бору; остановка «Воспоминания о прошлом» дает возможность приобщиться к сельскому труду (колка дров, кормление животных, небольшой сенокос и т. д.). Будущие социальные работники принимают активное участие в реализации проекта, что дает возможность на практике реализовать необходимые профессиональные навыки, умения.

Социальный проект «Сделай свой выбор» выиграл муниципальный грант в номинации «Наследники Великой Победы - родному городу». Он был направлен на профилактику алкоголизма, тягчайшего социального явления, охватившего общество. В рамках проекта студенты специальностей «Управление персоналом» и «Социальная работа» кафедры управления и социальной работы НТГСПА осваивали технологию превентивной деятельности, просвещения и про-

паганды здорового образа жизни. Будущий управленческий персонал и социальные работники должны являться образцом для подражания, примером социального поведения, нести высокие морально-нравственные ценности и установки в общество. Целью проекта была организация просветительской деятельности и акций-презентаций DVD дисков студенческой молодежью в социальных и образовательных учреждениях г. Нижний Тагил в рамках Общероссийского антиалкогольного проекта «Общее дело».

В ходе реализации проекта было проведено социологическое исследование, имевшее целью выявление степени информированности студентов о вреде употребления алкогольных напитков, отношения студентов к стереотипам, сложившимся в обществе по данной проблеме.

Респондентами выступили студенты дневного отделения, обучающиеся на кафедре управления и социальной работы в количестве 62 человек (83 % - женщины, 17 % - мужчины). В ходе исследования было установлено, что большинство респондентов (76 %) употребляют спиртные напитки. Пугает ранняя алкоголизация молодежи, так как большинство студентов начинают употреблять алкогольные напитки, еще обучаясь в школе (67 %) и продолжают это делать в студенческие годы. Примерно одна четвертая часть опрошенных (22 %) попробовали спиртное в возрасте до 14 лет. Основная часть участников опроса (44 %) употребляют алкоголь раз в месяц, еженедельно -26 %, чаще одного раза в неделю - 4 % опрошенных. Наибольшее количество студентов, которые реже употребляют спиртное или вообще не употребляют (6 %), относятся к будущим специалистам социальной работы. Данный факт объясняется тем, что эти студенты сами занимались антиалкогольной профилактикой, владеют информацией в полной мере и смогли пересмотреть свое отношение к проблеме.

В ходе исследования установлено, что у большинства опрошенных студентов (93 %) кто-либо из родственников употребляет спиртное, и лишь у 5 % - совсем не употребляют. Половина респондентов (50 %) считают, что они употребляют алкоголь, так как правила

жизни современного российского общества навязывают и формируют данный стереотип и привычку, которая впоследствии становится нормой. Основными причинами употребления алкоголя названы: стремление снять напряжение (32 %), отвлечься от будничных проблем (29 %), выпить в честь праздника (13 %), стремление создать атмосферу доверительности с друзьями (10 %), заполнить свободное время (8 %), примириться с неприятностями (3 %) и др. Как выяснилось, у студентов совершенно отсутствуют знания об альтернативных способах расслабления, снятия напряжения.

Сознание студентов переполнено различными мифами и слухами об алкоголизме: 40 % участников опроса затруднились выразить свое мнение относительно того, считают ли они человека, регулярно употребляющего алкоголь в небольших дозах, больным и страдающим зависимостью. В том числе большинство (53 %) считают, что состояние похмелья присуще любому человеку и небольшие дозы алкоголя даже полезны (34 %).

Большинство студентов осознают наличие проблемы алкоголизации и деградации населения в современном российском обществе. В числе основных мер, которые смогли бы приостановить данный процесс, снизить уровень алкоголизации молодежи в стране, повлиять на ход событий, называют прежде всего ограничение продажи спиртных напитков (29 %), пропаганду здорового образа жизни (23 %), расширение охвата молодежной аудитории социальной рекламой в СМИ (22 %), увеличение цен на алкоголь (16 %) и др. Большинство опрошенных (73 %) считают, что именно пропаганда и просвещение здорового образа жизни среди подрастающего поколения, а не просто профилактика употребления алкогольных напитков, должны коренным образом изменить ситуацию к лучшему.

Таким образом, студенты в процессе профессиональной подготовки в вузе выступают активными разработчиками и реализаторами социальных технологий, направленных на решение социальных

проблем населения. Так, на базе ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 7» был организован семинар по аромакультуре и проведено ароматестирование сотрудников для выявления степени профессиональных деформаций, в том числе разработаны индивидуальные рекомендации по коррекции их психоэмоционального состояния. На базе ГОУ СО Реабилитационного Центра «Серебряное копытце» в зимне-осенний период состоялся семинар «Оздоравливающая сила фиточая». Разработанные студентами социальный проект «Зеленая зона - зона здоровья и долголетия», предполагающий обустройство прилегающей к Центру территории, и проект-программа «Зеленый друг от всех недуг», внедренные в ГОУ КЦ СОН «Золотая осень», дали возможность людям пожилого возраста включиться в посильную трудовую деятельность по уходу и культивированию садовых и комнатных растений, ознакомиться с основами флористики и т. д. В ГОУ «Комплексный центр социального обслуживания семьи «Рябинушка» для специалистов Центра студентами были разработаны и проведены семинарские и практические занятия по формированию здорового образа жизни, психогигиене социального работника. На базе ГОУ КЦ СОН «Преодоление» состоялись выставки электронных копий полотен И. И. Шишкина, Н. К. Рериха, что позволило людям с ограниченными возможностями во время прослушивания рассказа студента-экскурсовода окунуться в мир природы, ощутить великолепие русского леса, величественность тибетских гор, ощутить душевную гармонию и умиротворение.

Проведенное на базе ГО Природный парк «Река Чусовая» исследование подтвердило большие возможности просветительской деятельности социального работника в формировании ЗОЖ населения средствами социальной рекламы. Был создан видеоролик о возможностях Природного парка «Река Чусовая» по восстановлению жизненных сил различных категорий населения. Он подготовлен для распространения в социальных учреждениях г. Нижний Тагил.

Экспериментальными площадками для разработки, внедрения и реализации социальных технологий становятся не только социальные Центры и предприятия г. Нижний Тагил, но и социальные учреждения Свердловской области.

Таким образом, студенты, разрабатывая и применяя социальные технологии для решения жизненных проблем населения, на практике должны осваивать необходимые профессиональные навыки и умения, способствовать раскрытию личностного, творческого потенциала, демонстрируя готовность к выполнению профессиональных обязанностей в рамках реализации ФГОС ВПО третьего поколения.

Литература

1. Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН, Нац. общ-научн. фонд ; Научно-ред. совет : предс. В. С. Степин, заместители предс. : А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. - Москва : Мысль, 2001. - Т. 2. - 634 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация / степень / «бакалавр»). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. № 709. -С. 4-6 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных образовательных стандартов высшего образования. - Режим доступа : http://www.fgosvo.ru/.

© Окань Галина Ивановна (2014), кандидат педагогических наук, доцент, кафедра управления и социальной работы, Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия (Нижний Тагил), galokan@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.