Научная статья на тему 'Ресурс добровольчества в системе профессиональной подготовки бакалавров по направлению "социальная работа"'

Ресурс добровольчества в системе профессиональной подготовки бакалавров по направлению "социальная работа" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / БАКАЛАВР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / BACHELOR OF SOCIAL WORK / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / VOLUNTEERING / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / КОМПЕТЕНТНОСТЬ^ ПОДХОД / COMPETENCY BUILDING APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дронова Е.Н., Калинина Ю.А., Сиротина Т.В., Чуканова Т.В.

В статье актуализируется и раскрывается проблема ресурсной обеспеченности системы профессиональной подготовки бакалавров социальной работы в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, закрепляющих компетентностные требования к результатам обучения. На основе проведенного исследования показано, что добровольчество и его целенаправленное развитие в студенческой среде с учётом нормативно заданных общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, является доступным, действенным и результативным образовательным ресурсом при подготовке бакалавров социальной работы. На основе анализа норм права и изучения опыта добровольческой деятельности устанавливается корреляция областей, объектов и видов профессиональной и добровольческой деятельности студентов. Значительное внимание уделяется результатам включения будущих бакалавров социальной работы в добровольческие инициативы, их экспертной оценке и самооценке студентов-добровольцев как субъектов социальной работы. В заключение авторами предложены организационно-методические рекомендации, направленные на повышение эффективности использования ресурса добровольчества в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дронова Е.Н., Калинина Ю.А., Сиротина Т.В., Чуканова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEERING AS A RESOURCE AT THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION OF BACHELORES OF SOCIAL WORK

In the article the problem of resource availability of the system of professional education of bachelors of social work in conditions of the adoption of new federal state educational standards entrenching the competency building approach is emphasized and analyzed. On the data of the conducted survey the researchers demonstrate that the volunteering and its targeted development among students majoring in social work, taking into account normative defined general cultural, general professional and professional competences, are available and effective educational resources. On the basis of the analysis of legal norms and studying of volunteering experience the correlation of spheres, objects and types of professional and volunteer activities is revealed. The paper studies the results of incorporation of future bachelors of social work into volunteer initiatives, their expert evaluation and self-assessment of students-volunteers as social work actors. In the conclusion of the article the organizational and methodical recommendations oriented on efficiency increase of volunteering resource application at high school are suggested.

Текст научной работы на тему «Ресурс добровольчества в системе профессиональной подготовки бакалавров по направлению "социальная работа"»

УДК 378

Dronova E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: elen.dronowa@yandex.ru

Kalinina Yu.A., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: jul.kalinina@gmail.com

Sirotina T.V., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: tatjanasirotina@gmail.com

Chukanova T.V., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: chukanova.64@mail.ru

VOLUNTEERING AS A RESOURCE AT THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION OF BACHELORES OF SOCIAL WORK. In the article the problem of resource availability of the system of professional education of bachelors of social work in conditions of the adoption of new federal state educational standards entrenching the competency building approach is emphasized and analyzed. On the data of the conducted survey the researchers demonstrate that the volunteering and its targeted development among students majoring in social work, taking into account normative defined general cultural, general professional and professional competences, are available and effective educational resources. On the basis of the analysis of legal norms and studying of volunteering experience the correlation of spheres, objects and types of professional and volunteer activities is revealed. The paper studies the results of incorporation of future bachelors of social work into volunteer initiatives, their expert evaluation and self-assessment of students-volunteers as social work actors. In the conclusion of the article the organizational and methodical recommendations oriented on efficiency increase of volunteering resource application at high school are suggested.

Key words: professional education, bachelor of social work, volunteering, federal state educational standard, competency building approach.

Е.Н. Дронова, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного университета, г. Барнаул, Е-mail: elen.dronowa@yandex.ru

Ю.А. Калинина, канд. соц. наук, доц. Алтайского государственного университета, г. Барнаул, Е-mail: jul.kalinina@gmail.com

Т.В. Сиротина, канд. соц. наук, доц. Алтайского государственного университета, г. Барнаул, Е-mail: tatjanasirotina@gmail.com

Т.В. Чуканова, канд. соц. наук, доц. Алтайского государственного университета, г. Барнаул, Е-mail: chukanova.64@mail.ru

РЕСУРС ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

В статье актуализируется и раскрывается проблема ресурсной обеспеченности системы профессиональной подготовки бакалавров социальной работы в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, закрепляющих компетентностные требования к результатам обучения. На основе проведенного исследования показано, что добровольчество и его целенаправленное развитие в студенческой среде с учётом нормативно заданных общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, является доступным, действенным и результативным образовательным ресурсом при подготовке бакалавров социальной работы. На основе анализа норм права и изучения опыта добровольческой деятельности устанавливается корреляция областей, объектов и видов профессиональной и добровольческой деятельности студентов. Значительное внимание уделяется результатам включения будущих бакалавров социальной работы в добровольческие инициативы, их экспертной оценке и самооценке студентов-добровольцев как субъектов социальной работы. В заключение авторами предложены организационно-методические рекомендации, направленные на повышение эффективности использования ресурса добровольчества в вузе.

Ключевые слова: профессиональное образование, бакалавр социальной работы, добровольчество, федеральный государственный образовательный стандарт, компетентностный подход.

Становление отечественной системы профессиональной подготовки специалистов по социальной работе начинается с 1991 года, когда социально-экономические и политические проблемы новой России потребовали мобилизации научно-педагогического сообщества в направлении поиска и конструирования образовательных программ, нацеленных на решение вопросов кадрового обеспечения служб, оказывающих помощь и поддержку социально уязвимым категориям населения. Как результат Приказом комитета по высшей школе Миннауки России и Госкомвуза РФ утверждается специальность «социальная работа» и в 1995 году утверждается первый государственный образовательный стандарт [1]. Последующие изменения в требованиях к профессиональной подготовке связаны с присоединением России к Болонскому процессу в 2003 году, переходом на модель «бакалавриат - магистратура» [2]. С введением в действие нового Федерального закона «Об образовании в РФ» начинают разрабатываться и внедряться федеральные государственные образовательные стандарты, в основе которых формирование профессиональных компетенций как комплекса необходимых профессионально-личностных качеств, способностей и готовности выпускника высшей школы к решению производственных задач [3]. Утверждение в 2016 году нового федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «социальная работа» (уровень бакалавриат), в

соответствии с которым области, объекты и виды профессиональной деятельности достаточно разнообразны, актуализирует, на наш взгляд, вопросы включения в систему профессиональной подготовки наряду с основными традиционными формами учебной деятельности студентов (лекции, семинары, практика, самостоятельная работа, работа над выпускной квалификационной работой), дополнительные, содействующие повышению уровня сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [4]. В качестве такого компонента, способного развивать дополнительные дидактические формы и методы в системе подготовки бакалавров по направлению «социальная работа» мы рассматриваем добровольчество - сферу позитивного профессионально-личностного развития и самообразования студенческой молодёжи в процессе обучения в вузе.

Добровольчество как предмет исследования представлен в работах современных ученых достаточно широко. Так, например, генезис развития социального института добровольчества раскрывается в работах И.В. Антонович [5], вопросы студенческого добровольчества и его мотивационного обеспечения находят отражение в работах А.Д. Кондратьевой [6], М.В. Певной [7], развитие добровольчества как системы рассматривает Г.П. Бод-ренкова [8]. Вместе с тем, как показывает анализ научно-методических разработок в настоящее время, учитывая новеллы

законодательства в сфере образования, недостаточно изучено влияние добровольчества на профессиональное становление и развитие компетенций выпускников вуза, в частности, бакалавров социальной работы.

В этой связи целью нашего исследования стало определение ресурсов добровольчества, применимых в системе профессиональной подготовки бакалавров социальной работы, направленных на повышение качества подготовленности выпускника к реализации профессиональных функций в социальной практике региона. Исследование проведено в 2014 - 2017 гг. на базе кафедры социальной работы Алтайского государственного университета и включило два этапа: первый - теоретико-аналитический - направлен на выявление и сопоставление ресурсов добровольческой деятельности с требованиями к подготовке бакалавра социальной работы в соответствии с принятым стандартом; второй - эмпирический - направлен на оценку потенциала и влияния добровольческой деятельности на решение компетентност-ных задач, закрепляющих нормативные требования к выпускнику бакалавриата по направлению «социальная работа».

Основной исследовательский вопрос теоретико-аналитического этапа: «Почему именно добровольчество имеет существенное значение в системе профессиональной подготовки бакалавра социальной работы?». В поиске ответа на данный вопрос мы провели сравнительно-сопоставительный анализ областей, объектов, видов профессиональной деятельности бакалавра социальной работы, закрепленных федеральным государственным стандартом (определив их в качестве критериев для сравнения), и добровольческой деятельности, в которой востребованы помощь и поддержка студентов-добровольцев.

1. Критерий «область профессиональной деятельности». Опираясь на нормативно закрепленные области профессиональной деятельности бакалавра социальной работы и области добровольчества активно развивающиеся при поддержки социальных инициатив студентов [9; 10]. В результате чего установлено, что студенты-добровольцы имеют широкий спектр для профессионального саморазвития, освоения новых компетенций и получения первого опыта субъекта социальной работы в различных сферах: социальная защита (участие в проведении независимой оценки качества оказания социальных услуг, «контрольных закупках», в подготовке информационных буклетов для населения); социальное обслуживание (участие в рейдовых мероприятиях совместно со специалистами, проведение по принципу «равный - равному» игровых программ для несовершеннолетних, оказание помощи ветеранам и пожилым людям на дому); образование (участие в проведении профилактических бесед, в акциях «Снежный десант», «Соберем ребенка в школу», «Меняем сигарету на конфету»); здравоохранение (организация работы клоунотерапевтов в лечебно-профилактических организациях, помощь в распространении наглядной печатной продукции медицинского содержания среди населения); культура (распространение социальной рекламы, регистрация участников культурно-массовых мероприятий, организация работы мобильного социального театра); медико-социальная экспертиза (помощь в сопровождении представителей маломобильных групп населения, просвещение по тематическим вопросам в социальных сетях в режиме виртуального консультирования, индивидуальный помощник для лиц с ограниченными возможностями); пенитенциарная система (участие в проведении социально-реабилитационных занятий, посреднические услуги в поиске и установлении контактов с родственниками, дистанционное консультирование по социально-правовым вопросам); занятость населения (участие в организации ярмарок вакансий, мониторинге рынка труда); миграционная политика (участие в программах адаптации, информирование); производственная сфера (помощь специалистам кадровых служб, участие в добровольческих инициативах, поддерживаемых на производстве - экологических, информационных, шефских); некоммерческий сектор (участие в реализации социальных проектах общественных организаций).

2. Критерий «объект профессиональной деятельности». По данному критерию к объектам профессиональной деятельности относятся лица, семьи и группы населения, нуждающиеся в социальной защите. Анализируя опыт участия студентов в добровольческой деятельности социально-ориентированных общественных организаций Алтайского края, в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» [11], в котором статьей 15 закреплены обстоятельства признания гражданина нуждающимся, заключаем, что

объектами добровольческой деятельности студентов выступают: инвалиды и лица с ограниченными возможностями (проект «Интегративный лагерь для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, и здоровых детей «Наша Солнечная смена» Алтайской региональной общественной организации родителей, воспитывающей детей с синдромом Дауна, «Солнечный круг» по созданию условий для взаимодействия и взаимообмена социальным опытом между детьми с синдромом Дауна и здоровыми детьми); несовершеннолетние, лишенные родительского попечения с трудностями в социальной адаптации (проект «Хочу учиться» корпоративного благотворительного фонда «Катрен», направленный на оказание помощи воспитанников интернатов и детских домов в обучении и подготовке к ЕГЭ, профориентации, развитии коммуникативных навыков); лица с аддиктивным поведением (проект «Здоровье. Смысл. Жизнь» Новоалтайской общественной организации «Матери против наркотиков», ориентированный на кооперацию представителей общественного сектора, родителей и всех заинтересованных лиц для реализации стратегии противодействия распространения наркотических средств в молодёжной среде); лица без определенного места жительства (проект «Общественный центр гуманитарной помощи» Алтайского краевого отделения общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест», предусматривающий подготовку добровольцев для участия в гуманитарных акциях для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации); малоимущие граждане (проект «Социокультурный экспресс «Семья+» Алтайской краевой женской общественной организации «Отклик», обеспечивающий подготовку добровольцев для индивидуального сопровождения семей с детьми на выездных экскурсионных мероприятиях).

3. Критерий «виды профессиональной деятельности». Данный критерий, считаем, является интеграционным, результирующим, так как он количественно и качественно демонстрирует достижения в системе подготовки бакалавров по направлению «социальная работа» на основании включения студентов в различные области добровольческой деятельности с различными целевыми группами. Виды профессиональной деятельности, отвечающие рассматриваемому федеральному государственному образовательному стандарту, и компоненты готовности бакалавров направления «социальная работа» осваиваются обучающимися через ресурсы добровольчества и учебного процесса (см. табл. 1).

В целом, реализация первого этапа исследования показывает, что существует корреляция между критериями профессиональной деятельности и ресурсами добровольчества как содержательными и организационными компонентами, обеспечивающими их выполнение в системе профессиональной подготовки бакалавров социальной работы, что студенческое добровольчество с целевыми установками на профессионализацию, выступает доступным и необходимым образовательным ресурсом.

Следуя и соблюдая рассмотренные критерии в практике подготовки бакалавров социальной работы в Алтайском государственном университете, мы обратились к эмпирическому исследованию результативности включения студентов, обучающихся по направлению «социальная работа», в добровольческую деятельность. Методами исследования выступили экспертный опрос и анкетирование студентов-добровольцев - будущих бакалавров социальной работы, имеющих опыт добровольческой деятельности.

Цель экспертного опроса состояла в определении компетенций, закрепленных федеральным государственным образовательным стандартом, развитию которых способствует занятие добровольческой деятельностью. Анализ полученных данных показывает, что в блоке общекультурных и общепрофессиональных компетенций, согласно экспертной оценке, наибольшее развитие получают: способности работы в коллективе и в нестандартных ситуациях (по 90%); устная и письменная речь (70%); стремление к саморазвитию (60%); культура мышления (50%); критическая самооценка и профессиональная мотивация (50%); готовность к применению знаний на практике (50%). В блоке общепрофессиональных компетенций доминирует способность осознавать социальную значимость профессии (90%). Блок профессиональных компетенций дифференцирован по видам деятельности: «социально технологическая деятельность» - готовность решать проблемы клиента (70%), соблюдение профессиональной этики (50%), инновационная деятель-

Таблица 1

Виды профессиональной деятельности и поддержка готовности студентов-добровольцев, обучающихся по направлению «социальная работа», к их реализации

Виды Виды готовности и способы их поддержки

профессиональной деятельности Мотивационная Теоретико-технологическая Операционно-деятельност-ная

Социально- технологическая Ресурс добровольчества: - формирование установки на принятие ценностей добровольчества и благотворительности; - делегирование инициативы и ответственности добровольцам; - активизация личностных качеств (сострадание, альтруизм, доброта и др.); - поддержка профессионально-личностного саморазвития добровольца; - положительная обратная связь и благодарность получателей помощи добровольцам. Ресурс учебного процесса: Ресурс добровольчества: - включение добровольцев в обучающие тренинги, организуемые социально-ориентированными общественными организациями; - развитие системы стажировок для добровольцев за счет гран-товых социальных проектов; - помощь студентам в создании и регистрации социально-ориентированных общественных объе- Включение добровольцев в качестве исполнителей в реализацию социальных практик: «старший брат», «виртуальный консультант», «домашний помощник», «доктор клоун», «выездной интенсив», «служба примирения», «группа взаимопомощи», «социальный патронаж», «игровая кладовая», «эстафета доброты» и др.

Организационно-управленчекская динений; - организация системы наставничества «специалист - доброволец» через взаимодействие выпускающей кафедры с поставщиками социальных услуг: не- Образование волонтерского центра (отряда добровольцев) и организация студенческого самоуправления в созданном объединении.

Исследовательская -повышение успеваемости благодаря приобретенным компетенциям и опыту социальной работы; - учет добровольческих интересов и инициатив студентов в процессе организации прохождения практики; - обеспечение непрерывности и преемственности добровольческих инициатив между студентами младших и старших курсов; - проведение учебных занятий (мастер-классов, экскурсий, семинаров и др.) в сотрудничестве с работодателями на базе организаций, поддерживающих добровольческое движение. коммерческими и коммерческими организациями, социальными предпринимателями. Ресурс учебного процесса: - включение в учебный план (вариативная часть) учебной дисциплины «Добровольчество и благотворительность»; - разработка и реализация тематических программ повышения квалификации для лидеров студенческого самоуправления; - построение социальной сети взаимодействия добровольцев разных вузов через проведение совместных семинаров, конференций, круглых столов. Проведение исследований курсовых, выпускной квалификационной работы, объектом которых выступает добровольчество как социальный институт.

Социально-проектная Включение студентов в подготовку грантовых заявок по социальным проектам, их реализацию и оценку эффективности.

Педагогическая Включение студентов в проведение социально-педагогических занятий информационного, профилактического, реабилитационного характера по принципу «равный -равному» на базе образовательных и социозащитных организаций.

ность (50%), разработка и реализация социальных технологий (50%), посредническая, социально-профилактическая, консультационная деятельность (50%); «исследовательская деятельность» - выявление, формулирование и разрешение проблемы (70%), определение ценности решаемых исследовательских задач (70%), прогнозирование, проектирование, моделирование и экспертная оценка (50%), использование результатов научных исследований (40%), составление практических рекомендаций (40%); «организационно-управленческая деятельность» - разработка предложений по повышению эффективности работы (70%), координация деятельности по выявлению нуждающихся (60%), учёт особенностей клиентов (50%), проведение переговоров (50%); «социально-проектная деятельность» - разработка инновационных социальных проектов (70%), проектирование в сфере привлечения средств и проектирование в конкретном случае трудных жизненных ситуаций (по 70%).

Полученные экспертные оценки легли в основу анкеты для студентов-добровольцев 1-4 курсов. Анализируя ответы студентов в части влияния добровольчества на формирование профессиональных компетенций, мы получили следующие результаты: добровольческая деятельность способствует приобретению профессиональных навыков (83%), но при этом сфера добровольческих инициатив должна отвечать содержанию социальной работы (17%); приобретение профессиональных навыков служит мотивом в занятии добровольческой деятельностью (60%); добровольческая деятельность способствует формированию общекультурных компетенций, обозначенных

экспертами, считают 50%; в социально-технологическом компоненте добровольцы отмечают, прежде всего, развитие компетенций в вопросах соблюдения профессиональной этики и готовности решать проблемы клиента (50%); исследовательские компетенции формируются в полном объеме, но преобладает формирование компетенции по выявлению, формулированию и решению проблемы (100%); добровольческая деятельность также способствует формированию всех представленными экспертами организационно-управленческих компетенций (100%); наименьшее развитие, по мнению студентов, получают социально-проектные компетенции, так как требуют постоянного консультирования, наставничества и в силу недостаточной теоретико-технологической подготовки проявляются в основном через участие в проекте на основном этапе, а на этапах подготовительном (разработка проекта, подача заявки) и заключительном (аналитика и подведение итогов) чаще всего студенты исключены из системы социального взаимодействия (90%). Отвечая на вопрос «Станет ли опыт добровольчества полезным в профессии?», 40% респондентов считают, что опыт добровольчества будет скорее полезен в их профессиональной деятельности и 60% уверены, что данный опыт им пригодится. В заключение опроса добровольцы отметили положительные эффекты добровольческой деятельности, влияющие на их профессионально-личностное развитие, среди названных ими слагаемых успеха: «работа в коллективе, стремление к саморазвитию, применение теоретических знаний на практике», «(целеустремленность», «<умение открыто выразить

свои мысли, свое мнение по поводу чего-либо», «новые знакомства», «собираться с мыслями и силами в стрессовой ситуации, управление эмоциями», «сочувствие к проблемам людей, ответственность», «умение находить общий язык с клиентом, коммуникабельность, опыт общения», «доброта», «саморазвитие». Все опрашиваемым отметили, что деятельность добровольца связана с будущей профессией и способствует приобретению практического профессионального опыта.

Таким образом, результаты экспертной оценки, демонстрирующие профессиональную значимость освоения студентом социальной роли «доброволец», а также удовлетворенность и результативность её освоения в процессе обучения служат основанием для активной интеграции добровольческих ресурсов в систему профессиональной подготовки бакалавров социальной работы.

Подводя итоги исследования, опираясь на полученные данные и опыт педагогической работы со студентами добровольцами в высшей школе, мы разработали комплекс организационно-методических рекомендаций по сопровождению добровольческой деятельности студентов направления «социальная работа», следование которым содействует решению задач в системе профессионального образования бакалавра:

• Мотивация студентов на участие в добровольческой деятельности зависит от степени включенности самих субъектов педагогического процесса в добровольческие инициативы, гибкости графика учебного процесса, инновационности реализуемых студентами-добровольцами социальных технологий, демонстрации положительных эффектов добровольчества в процессе

Библиографический список

преподавания специальных учебных дисциплин, выстраивания демократичных субъект-субъектных отношений в системе «преподаватель - студент».

• Непрерывность и преемственность в развитии добровольческих инициатив бакалавров направления «социальной работы» обеспечивается созданием и регистрацией общественной организации, членами которой выступают преподаватели выпускающей кафедры и студенты. Такое формирование позволяет самостоятельно участвовать в конкурсах социальных проектов и привлекать финансовые ресурсы для развития добровольческой деятельности в студенческой среде.

• Вариативность добровольческой деятельности поддерживается посредством выстраивания профессионального сотрудничества с некоммерческими и коммерческими организациями как субъектами социального обслуживания различных категорий нуждающихся.

• Технологичность добровольческих инициатив требует организации целенаправленного обучения мотивированных студентов-добровольцев за пределами учебного плана и создания стажировочных площадок в социальном партнёрстве с работодателями и кооперации с другими добровольческими объединениями.

• Результативность добровольческой деятельности оценивается с точки зрения содействия добровольческой помощи в решении проблем клиента и профессионально-личностного развития студента-добровольца как субъекта социальной работы, обладающего общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.

1. Государственный образовательный стандарт «Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 022100 - «Социальная работа». Available at: http://www.edu.ru/db/portal/spe/gos_ old/022100.htm

2. Муратова В.К., Черватюк Т.В. Реформа высшего образования: Болонский процесс, интеграция в мировое сообщество. Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2014; 1: 49 - 54.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ. 2012; 53 (ч. 1): Ст. 7598.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.01.2016 г. № S «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальнаяработа (уровень бакалавриат)». Available at: http://www.pravo.gov.ru

5. Антонович И.В. Вектор молодёжного добровольчества в России на современном этапе. Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2013; 5: 23 - 26.

6. Кондратьева А.Д. Мотивационные основы молодёжного добровольчества в условиях современной российской действительности. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Социальный активизм молодёжи региона», Тюмень: ТИУ, 2014: 35 - 39.

7. Певная М.В. Студенческое волонтерство: особенности деятельности и мотивации. Высшее образование в России. 2015; 6: 81 - 86.

8. Бодренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике. Москва: АНО «СПО СОТИС», 2013.

9. Дронова E.H. Добровольчество как ресурс социально-педагогического образования будущих субъектов системы профилактики. Концепт. 2014; Т. 20: 3426 - 3430. Available at: http://e-koncept.ru/2014/54949.htm

10. Дронова E.H., Мазайлова Т.А. Социальный проект как способ развития личностных и профессиональных компетенций. Избранные труды международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», Барнаул: Алтайский государственный университет, 2014: 37 - 40.

11. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ. 2013; № 52 (ч. 1): Ст. 7007.

References

1. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart «Gosudarstvennye trebovaniya k obyazatel'nomu minimumu soderzhaniya i urovnyu podgotovki vypusknika po special'nosti 022100 - «Social'naya rabota». Available at: http://www.edu.ru/db/portal/spe/gos_old/022100.htm

2. Muratova V.K., Chervatyuk T.V. Reforma vysshego obrazovaniya: Bolonskij process, integraciya v mirovoe soobschestvo. Aktual'nye proble-my sovremennosti: nauka i obschestvo. 2014; 1: 49 - 54.

3. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012; 53 (ch. 1): St. 7598.

4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 12.01.2016 g. № S «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 39.03.02 Social'naya rabota (uroven'bakala-vriat)». Available at: http://www.pravo.gov.ru

5. Antonovich I.V. Vektor molodezhnogo dobrovol'chestva v Rossii na sovremennom 'etape. Sociologiya vsovremennom mire: nauka, obrazo-vanie, tvorchestvo. 2013; 5: 23 - 26.

6. Kondrat'eva A.D. Motivacionnye osnovy molodezhnogo dobrovol'chestva v usloviyah sovremennoj rossijskoj dejstvitel'nosti. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Social'nyj aktivizm molodezhi regiona», Tyumen': TIU, 2014: 35 - 39.

7. Pevnaya M.V. Studencheskoe volonterstvo: osobennosti deyatel'nosti i motivacii. Vysshee obrazovanie vRossii. 2015; 6: 81 - 86.

8. Bodrenkova G.P. Sistemnoe razvitie dobrovol'chestva vRossii: ot teorii kpraktike. Moskva: ANO «SPO SOTIS», 2013.

9. Dronova E.N. Dobrovol'chestvo kak resurs social'no-pedagogicheskogo obrazovaniya buduschih sub'ektov sistemy profilaktiki. Koncept. 2014; T. 20: 3426 - 3430. Available at: http://e-koncept.ru/2014/54949.htm

10. Dronova E.N., Mazajlova T.A. Social'nyj proekt kak sposob razvitiya lichnostnyh i professional'nyh kompetencij. Izbrannye trudy mezhdun-arodnoj konferencii «Lomonosovskie chteniya na Altae: fundamental'nye problemy nauki i obrazovaniya», Barnaul: Altajskij gosudarstvennyj universitet, 2014: 37 - 40.

11. Federal'nyj zakon ot 28.12.2013 № 442-FZ «Ob osnovah social'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossijskoj Federacii». Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013; № 52 (ch. 1): St. 7007.

Статья поступила в редакцию 05.06.17

УДК 378

Ivanina R.V., senior lecturer, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: regina.ivanina2016@yandex.ru

FORMATION OF PIANO SKILLS AT STUDENTS OF MUSIC SPECIALTIES UNDER CONDITION OF THE COMPETENT APPROACH. The article reveals the problem of implementing a competence approach in work with music students in piano classes. The research is based on the analysis of competencies, provided for by the educational standards of higher education in the areas of training "Musical Art of Variety" and "Musical Performing Arts". A number of competences, formed by the subject "Piano", are singled out. They are grouped into blocks according to the principle of developing certain piano playing skills. The wok also notes some pedagogical methods that facilitate the development of these skills. The presented material allows drawing a conclusion about the actualization in the work of the teacher of a new level of systemic-pedagogical thinking, combined with creative inspiration based on an individual approach to each student.

Key words: piano, development of piano playing skills, competence approach.

Р.В. Иванина, доц. Московского государственного института культуры, г. Москва,

E-mail: regina.ivanina2016@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПИАНИСТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В статье раскрывается проблема реализации компетентностного подхода в работе со студентами-музыкантами на занятиях по предмету «Фортепиано». На основе анализа компетенций, предусмотренных образовательными стандартами высшего образования по направлениям подготовки «Музыкальное искусство эстрады» и «Музыкально-исполнительское искусство», выделены компетенции, формируемые дисциплиной «Фортепиано». Они сгруппированы в блоки по принципу развития определенных пианистических навыков. Попутно даются педагогические методы, способствующие развитию данных навыков. Представленный материал позволяет сделать вывод об актуализации в работе педагога нового уровня системно-педагогического мышления в сочетании с творческими методами на основе индивидуального подхода.

Ключевые слова: фортепиано, развитие пианистических навыков, компетентностный подход.

Стремительные изменения в современном обществе влекут неизбежные преобразования в системе образования, которые активно проявлены на всех его уровнях и ступенях, начиная с дошкольного образования и заканчивая послевузовской подготовкой. Все изменения содержания профессионального образования ориентированы, прежде всего, на повышение качества подготовки выпускника, который будет способен к адекватной оценке постоянно изменяющихся социально-экономических условий, к самостоятельному творческому мышлению, к эффективным профессиональным решениям. Одним из направлений модернизации содержания современного образования стал компетентностный подход, который направлен, прежде всего, на результат обучения как определенный набор знаний и навыков.

Реализация компетентностного подхода в творческом образовании ставит сложные задачи как перед разработчиками компетенций, так и перед педагогами. Вопросам формирования компетенций в образовательных программах для студентов-музыкантов посвящено большое количество педагогических исследований. Важной проблемой является содержание самого понятия «компетентность» в его применении к обучению музыкантов. Так, Ю.А. Калинина отмечает: «Очевидно, что компетентность музыканта нельзя ограничивать только уровнем владения узкоспециальными навыками - мастерством игры на музыкальном инструменте, виртуозностью пения или блестящей техникой дирижирования» [1, с. 174].

В свете вопроса о компетентности музыканта важно рассмотреть проблему формирования пианистических навыков у студентов-исполнителей на оркестровых струнных, духовых и эстрадных инструментах в условиях компетентностного подхода.

Предмет «Фортепиано» играет значительную роль в обучении студентов-музыкантов всех направлений подготовки. Основной целью дисциплины Фортепиано является воспитание специалистов, владеющих пианистическим музыкально-исполнительским мастерством, необходимым для осуществления профессиональной деятельности. Кроме того, курс «Фортепиано» направлен на формирование художественной культуры и исполнительского мастерства студентов, его педагогические задачи исходят из высокого воспитательного, художественного и творчески развивающего потенциала фортепианного исполнительства.

О значении и роли данного предмета в образовательной программе музыканта можно говорить бесконечно. Обратимся к анализу компетенций, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлениям подготовки «Музыкальное искусство

эстрады» (53.03.01) и «Музыкально-исполнительское искусство» (53.03.02) [2].

Так, если в стандарте по направлению подготовки «Музыкальное искусство эстрады» (профиль: «Инструменты эстрадного оркестра») представлена компетенция, связанная с фортепианным исполнительством: способность использовать фортепиано в своей профессиональной (исполнительской, педагогической) деятельности (ПК-14), то в стандарте по направлению подготовки «Музыкально-исполнительское искусство» нет ни одной компетенции, указывающей на необходимость овладения музыкантом фортепианными навыками. В данном случае, при разработке курса «Фортепиано» внимание преподавателей направляется на профессиональные компетенции в области музыкально-исполнительской деятельности, а также на некоторые общепрофессиональные и общекультурные компетенции.

Мы провели анализ всего перечня компетенций, выделив те из них, которые коррелируют с задачами курса «Фортепиано», и формированию которых занятия на фортепиано будут способствовать наилучшим образом. Данный анализ показывает следующее: в стандарте по направлению подготовки «Музыкальное искусство эстрады» (профиль: «Инструменты эстрадного оркестра») компетенция, связанная с фортепианным исполнительством имеет очень обобщенное содержание, которое требует раскрытия путем перечисления конкретных навыков фортепианной подготовки студента; во втором случае - в стандарте по направлению подготовки «Музыкально-исполнительское искусство» - понятие о компетентности студента в области фортепианного исполнительства будет складываться из ряда профессиональных компетенций.

Насущной проблемой в данной ситуации становится разработка педагогической тактики формирования компетенций на уроках курса «Фортепиано» у студентов исполнителей. В целях разработки системы педагогических методов, мы разбили компетенции на несколько групп, связав каждую группу с определенным обобщенным навыком исполнительского мастерства, здесь же предложены педагогические методы, способствующие формированию указанных навыков.

Группа компетенций, направленных на развитие способности к постижению художественного смысла произведения: способность применять теоретические знания в профессиональной деятельности, постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ОПК-3); способность постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-4); способность и готовностью к овладению музыкально-текстологической культурой,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.