Научная статья на тему 'Организация социально-педагогической поддержки развития семейной идентичности у подростков из многодетных семей'

Организация социально-педагогической поддержки развития семейной идентичности у подростков из многодетных семей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейная идентичность / многодетная семья / социально-педагогическая поддержка подростков / общеобразовательная школа / развивающая программа. / family identity / multi-child families / socio-pedagogical support for adolescents / general academic school / developmental program.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышева Елизавета Николаевна, Панферова Е.В.

Статья посвящена проблеме развития социальным педагогом семейной идентичности у подростков из многодетных семей посредством организации социально-педагогической поддержки в рамках общеобразовательной школы. В статье описаны основные теоретические основания организации практической деятельности социального педагога. Автор исследовал особенности семейной идентичности у подростков из многодетных семей через компоненты изучаемого феномена, проанализировал результаты и представил программу социально-педагогической поддержки. В ее структуру входят четыре блока. Работа по каждому разделу программы нацелена на развитие конкретного компонента семейной идентичности в соответствии с их показателями, полученными в ходе исследования. В статье описаны возможные формы совместной работы подростков и их семей, а также формы работы с родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малышева Елизавета Николаевна, Панферова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATION OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FAMILY IDENTITY DEVELOPMENT AMONG ADOLESCENTS FROM MULTI-CHILD FAMILIES

The article deals with the problem of developing family identity in adolescents from multi-child families by a social pedagogue through the organization of social and pedagogical support within a general academic school. The article describes the main theoretical bases for organising the social pedagogue’s practical activity. The author examines the features of family identity in adolescents from multi-child families through the components of the studied phenomenon, analyses the results, and presents a program for social and pedagogical support. The structure ofthe program includes four blocks. The aim of the work in each section of the program is to develop a specific component of family identity according to their indicators obtained in the course of the research. The article describes possible forms of joint work between adolescents and their families, as well as forms of work with parents.

Текст научной работы на тему «Организация социально-педагогической поддержки развития семейной идентичности у подростков из многодетных семей»

Малышева Елизавета Николаевна

lizok508 @mail. ru

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Факультет психологии (5 курс) Научный руководитель: к.псих.н., доцент Е.В. Панферова

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ

МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

Malysheva Yelizaveta Nikolayevna

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University Department of Psychology (5th year full-time student) Scientific advisor: E.V. Panferova, PhD in Psychological Sciences, associate

professor

ORGANISATION OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE

FAMILY IDENTITY DEVELOPMENT AMONG ADOLESCENTS FROM

MULTI-CHILD FAMILIES

Аннотация: статья посвящена проблеме развития социальным педагогом семейной идентичности у подростков из многодетных семей посредством организации социально-педагогической поддержки в рамках общеобразовательной школы. В статье описаны основные теоретические основания организации практической деятельности социального педагога. Автор исследовал особенности семейной идентичности у подростков из многодетных семей через компоненты изучаемого феномена, проанализировал результаты и представил программу социально-педагогической поддержки. В ее структуру входят четыре блока. Работа по каждому разделу программы нацелена на развитие конкретного компонента семейной идентичности в соответствии с их показателями, полученными в ходе исследования. В статье описаны возможные формы совместной работы подростков и их семей, а также формы работы с родителями.

Ключевые слова: семейная идентичность, многодетная семья, социально-педагогическая поддержка подростков, общеобразовательная школа, развивающая программа.

Abstract: The article deals with the problem of developing family identity in adolescents from multi-child families by a social pedagogue through the organization of social and pedagogical support within a general academic school. The article describes the main theoretical bases for organising the social pedagogue's practical activity. The author examines the features of family identity in adolescents from multi-child families through the components of the studied phenomenon, analyses the results, and presents a program for social and pedagogical support. The structure of

2024

9

the program includes four blocks. The aim of the work in each section of the program is to develop a specific component of family identity according to their indicators obtained in the course of the research. The article describes possible forms of joint work between adolescents and their families, as well as forms of work with parents.

Keywords: family identity, multi-child families, socio-pedagogical support for adolescents, general academic school, developmental program.

В процессе своего взросления ребенок соотносит себя с окружающими людьми, социальными группами, что помогает ему понять свою роль в социуме и осознать причастность к нему, т.е. идентифицировать себя [6]. Сензитивным для этого процесса считают подростковый период. В этом возрасте ребенок способен описать свои переживания и проанализировать принадлежность к системе близких связей [5].

Семейная идентичность как один из видов социальной идентичности является малоизученной областью педагогической и психологической наук. Однако, именно в семье закладываются базовые ценности, убеждения, система ролей и распределения обязанностей между членами этой социальной группы, а также формируется образ идеальной семьи. Особый интерес в рамках данной темы представляет многодетная семья, где воздействие оказывают не только родители, но и более трех сиблингов.

Работа социального педагога по развитию семейной идентичности у подростков из многодетных семей имеет важную роль и состоит, в том числе, в оказании социально-педагогической поддержки.

Социально-педагогическая поддержка подростков представляет собой систему деятельности социального педагога общеобразовательной школы, которая направлена на организацию взаимодействия всех участников педагогического процесса и социальной среды для оказания участникам помощи в предупреждении или преодолении различных трудностей [1]. Осуществление данной работы возможно на основе системы действий специалиста по оказанию подросткам социально-информационной, социально-правовой, социально-реабилитационной, социально-бытовой, социально-экономической, медико-социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи. В процессе оказания социально-педагогической поддержки социальный педагог выполняет свою роль непосредственно -активно взаимодействуя с подростками из многодетных семей, и опосредованно - становясь связующим звеном между школой и семьей, детьми и родителями и т.д. [7].

В рамках данной темы было проведено исследование на базе МКОУ Новольвовская СОШ имени Ф.А. Гаврюхина пос. Новольвовска Кимовского района Тульской области. Участие в нем приняли 9 учеников 5-го класса из многодетных семей. Для того, чтобы выявить особенности семейной идентичности у подростков из семей с большим количеством детей была разработана диагностическая программа. В нее вошли следующие методики: «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера [8], «Опросник семейной идентичности» С.С. Строковой [5], «Опросник на привязанность к родителям

10 №3.2

для старших подростков» М.В. Яремчук [9], «Моя семья» М. Куна, Т. Мак-Партланда [5], «Синквейн» А.М. Щербаковой в модификации С.С. Строковой [5], «Шкала семейной адаптации и сплоченности» Д.Х. Олсона, Дж. Портнера, И. Лави, в апробации Е.Н. Спиревой и А.Г. Лидерса [5], «Пословицы» И.С. Клециной [4], «Я и моя семья» С.Ю. Прохоровой [2], «Семейные традиции» А.С. Чухаревой [2].

Анализ результатов позволил выявить основные моменты, на которые стоит обратить внимание при организации работы социального педагога по развитию семейной идентичности в конкретном классе. В рамках изучения когнитивного компонента личности детей на основе соотношения результатов по шкале «Переживание принятия со стороны семьи» методики «Опросник семейной идентичности» и по методике «Семейная социометрия» было выявлено, что все участники программы ощущают себя комфортно в семье. Это выражается через такие показатели, как ощущение принятие со стороны семьи и ее членов, а также отсутствие бессознательных негативных чувств к изображенным в пределах окружности родственникам. Однако анализ ответов подростков по методикам, направленным на исследование эмоциональной составляющей, показал, что в отношениях с родными во многих случаях присутствует отстраненность и эмоциональная холодность. На основе анализа соотношения уровня сплоченности и адаптации в семьях двух учеников можно судить о таком типе семейной системы как разобщенный и хаотичный. Это характеризует их членов как неспособных оказывать друг другу поддержку и имеющих склонность принимать импульсивные решения. При анализе ответов учащихся, которые можно отнести к ценностному компоненту, обнаружено, что для всех семей испытуемых характерно смещение социальных ролей, отсутствие закрепленных за определенным человеком обязанностей. У семи подростков нет четких гендерных установок в распределении ролей между мужчиной и женщиной в семье. Также следует отметить, что в большинстве семей нет организованного совместного времени и общих увлечений, что относится к показателям поведенческой составляющей.

Опираясь на результаты констатирующего этапа исследования, мы разработали направления работы социального педагога по развитию семейной идентичности у подростков из многодетных семей. Первое направление осуществляется через проведение занятий с детьми и делится на блоки, содержание работы по которым опирается на компоненты семейной идентичности: когнитивный, эмоциональный, ценностный и поведенческий. В рамках первого блока занятия с детьми направлены на развитие чувства принадлежности к семье. Для этого в течение трех занятий социальный педагог вместе с детьми рассматривает категорию «семья» как ценность в жизни каждого и как опору, также представления об идеальном образе семьи, что помогает детям осознать особенности собственной.

Второй блок направлен на создание условий для улучшения внутрисемейной коммуникации и как результат - улучшение отношения подростков к членам семьи и ее образу в целом. Для этого на трех занятиях с

2024

11

детьми выполняются задания по анализу художественных произведений, самостоятельно разрабатываются правила, благодаря которым семья может стать крепкой и дружной.

Цель работы по третьему блоку заключается в укреплении структуры семейных ценностей, ролей и обязанностей у подростков из многодетных семей. Это достигается при помощи рассмотрения семейных ценностей и выделения подростками главных для них, разбора ролей в семье и укрепления определенных гендерных установок, также при помощи выделения обязанностей в семье и составления списка собственных.

Четвертый блок ориентирован на стимулирование у школьников интереса к активному изучению истории семьи и развитие привычки к организации семейного досуга. Здесь занятия направлены на изучение существующих традиций при помощи анализа видеофрагментов и рассказов одноклассников о ритуалах в их семьях.

Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Все встречи включают в себя ритуал приветствия и прощания. Они помогают следить за эмоциональным настроем и состоянием детей, а также сформировать определенные традиции работы в классе. В рамках программы используются различные формы работы с детьми: просмотр и обсуждение видеофрагментов, мозговой штурм, дискуссия, развивающие и ролевые игры, творческие задания и др.

В рамках программы также предусмотрена совместная работа родителей и подростков. Она реализуется через задания, которые даются детям на дом после каждого блока, и дни творчества, когда семьи совместно выполняют задания. Такие формы работы могут способствовать укреплению детско-родительских отношений.

Кроме того, мы предусмотрели отдельные встречи с родителями, которые проводятся в контексте второго направления работы социального педагога по развитию семейной идентичности. Их рекомендуется проводить в таких формах как педагогический лекторий и «семейная шкатулка», что условно делит занятие на информационную и практическую части. В первой половине встречи родителям предоставляются систематизированные знания о теории воспитания, термине «семейная идентичность» и его сущности, обращается внимание на значение развития данной категории для дальнейшего становления личности подростка. Во второй половине семьи делятся своим опытом и материалами по семейному воспитанию (семейные традиции, праздники, дневник матери, описание сложных ситуаций с вариантами их решения и проч.). Семьям предлагается прочитать и обменяться материалами.

Таким образом, организация социальным педагогом социально-педагогической поддержки развития семейной идентичности у подростков из многодетных семей подразумевает выполнение специалистом роли помощника во взаимодействии с детьми и роли связующего звена между школой и семьей. С учетом этого и других факторов автором была составлена развивающая программа, направленная на формирование компонентов семейной идентичности и предполагающая работу как с детьми, так и с их родителями.

12 №3.2

Литература:

1. Дронова Е.Н. Социально-педагогическая поддержка подростков в деятельности социального педагога общеобразовательной школы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. - Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2004. - 22 с.

2. Методика диагностики результативности системы формированию фамилистических ценностей сельских школьников / С.Ю. Прохоров [и др.]. -Новая Малыкла: Мир печати, 2020. - 120 с.

3. Неценко О.В., Родных Л.В., Тамахина И.Р. Организация социально-педагогической и психолого-педагогической помощи субъектам образовательного процесса: методические рекомендации. - Выпуск 4. -Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2019. - 38 с.

4. Практикум по гендерной психологии / И.С. Клецина [и др.]. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.

5. Строкова С.С. Семейная идентичность подростков из семей различных типов: дис. канд. псих. наук. - М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2019. - 327 с.

6. Тюрин М.Н. Истоки термина «идентичность» и специфика его использования в психолого-педагогических исследованиях // Актуальные исследования. - 2021. - №37 (64). - С. 69-72.

7. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 447 с.

8. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.

9. Яремчук М. В. Особенности привязанности в детско-родительских отношениях и отношениях любви у старших подростков // Психологическая наука и образование. - 2005. - №3. - С. 86-94.

2024

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.