Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 4 (44). С. 115-125 Pedagogical Review. 2022, vol. 4 (44), pp. 115-125
Научная статья УДК 378. 14
https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2022-4-115-125
РЕАЛИЗАЦИЯ КУРСОВ ПО СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Ксения Константиновна Ёлкина
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, [email protected]
Аннотация
В данной статье раскрыто понимание феномена семейной идентичности с педагогической позиции. Семейная идентичность рассматривается как принадлежность человека к семейной группе, отражающая приверженность его семейным ценностям. Обоснована важность организации условий, способствующих развитию семейной идентичности студентов вуза. Описаны элементы опытно-экспериментальной работы по реализации модели формирования семейной идентичности будущих педагогов, в том числе охарактеризовано внедрение в образовательный процесс курсов «Семейная педагогика» и «Взаимодействие семьи и образовательной организации».
Ключевые слова: семья, семейная идентичность, семейные ценности, студенческая молодежь, семейная педагогика
Для цитирования: Ёлкина К. К. Реализация курсов по семейной педагогике как условие развития семейной идентичности студентов вуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 4 (44). С. 115-125. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-4-115-125
Original article
IMPLEMENTATION OF COURSES ON FAMILY PEDAGOGY AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF FAMILY IDENTITY OF UNIVERSITY STUDENTS
Kseniya K. Yolkina
Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Velikiy Novgorod, Russian Federation, [email protected]
Abstract
This article reveals the understanding of the phenomenon of family identity from a pedagogical position. Family identity is considered as a person's belonging to a family group, reflecting his commitment to family values. The importance of organizing conditions conducive to the development of the family identity of university students is substantiated. Pedagogical conditions for the development of family identity include: 1) the appeal in the educational process to the positive experience of family education and the preservation of family and family memory through the study of family history and traditions, popularization of the best experience in raising children in various families, including through the creation of a bank of artistic and documentary films promoting family values; 2) introduction of courses aimed at studying the essential characteristics of family education in the educational programs of the university; 3) organization of research work through the preparation of scientific reports; 4) creation of an electronic educational resource that provides information and methodological support for students in the field of family pedagogy (lectures, presentations, creative assignments, scientific articles, cognitive tests, surveys and methods, a bank of artistic and documentary materials recommended for study). The elements of experimental work on the implementation of the model for the formation of the family identity of future teachers are described, including the
© К. К. Ёлкина, 2022
introduction of the courses "Family Pedagogy" and "Interaction between the family and the educational organization" into the educational process.
Keywords: family, family identity, family values, student youth, family pedagogy
For citation: Yolkina K.K. Implementation of courses on family pedagogy as a condition for the development of family identity of university students [Realizatsiya kursov po semeynoy pedagogike kak usloviye razvitiya semeynoy identichnosti studentov vuza]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2022, vol. 4 (44), pp. 115-125. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-4-115-125
Социализация современного российского студенчества протекает в условиях формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений, в условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов. Молодежь живет в условиях глубокого и обширного пересмотра основных ценностей, затяжных социально-экономических и политических реформ, что, безусловно, оказывает значительное влияние на становление молодежи, в том числе и на формирование у нее семейной идентичности (З. Бауман [1], А. А. Безрукова, А. Р. Гу-четль [2], Ф. С. Тумусов [3], В. И. Чупров, Ю. А. Зубок [4]).
Исследование понятия «идентичность» в научном сообществе приобретает все большую популярность в связи с увеличивающейся скоростью жизненного ритма современного человека, с необходимостью идентифицировать себя, понимать целостность и непрерывность своего я в изменяющемся мире. В контексте педагогической науки вопросы идентичности рассматриваются в работах ряда авторов: Н. В. Антоновой, М. В. Заковоротной, В. С. Мухиной, С. В. Небратенко, М. С. Одинцовой, В. Ю. Хотинец [5-10].
В данном исследовании семейная идентичность рассматривается как принадлежность человека к семейной группе, отражающая приверженность его семейным ценностям и проявляющаяся на когнитивном, эмоционально-ценностном и поведенческом уровнях. Сформированность семейной идентичности характеризуется вовлеченностью человека в жизнь семьи, наличием положительных эмоций и установок на создание собственной семьи, проявлением интереса к семейной истории, в помощи и заботе о родителях и прародителях.
Социальная среда, а также процессы, протекающие в ней, оказывают значимое влияние на формирование личности. В процессе общественных отношений человек усваивает социальный опыт, установки, ценности и нормы, пропагандируемые в обществе. Вступая в систему социальных связей, индивид получает опыт социального взаимодействия, находит пути эффективного самоопределения в обществе.
Поскольку период обучения в вузе является одним из главных этапов в жизни человека, во время которого происходит как профессиональное становление, так и личностное самоопределение, важной задачей здесь является работа по формированию ценностного отношения к семье и семейной идентичности. Для эффективного решения данной задачи необходимо максимально использовать возможности вуза по организации педагогических условий.
Справедливость нашей позиции о необходимости создания педагогических условий в плане формирования семейной идентичности студентов вуза подтверждают точки зрения различных авторов, в той или иной степени занимавшихся данной проблемой. Так, по мнению С. П. Акутиной, одним из важных этапов успешной социализации личности, ее подготовки к семейной жизни и ро-дительству является формирование ценностного отношения к семье и жизненных стратегий в период обучения в вузе. Следовательно, создание условий, которые способствовали бы становлению профессиональной и социально-культурной компетентности студента, становится основной задачей воспитательной работы в вузе [11].
Опираясь на анализ научных исследований по вопросам организации педагогических условий в вузе с целью формирования ценностного отношения к семье у студенческой молодежи, мы выде-
лили ряд условий, которые, по нашему мнению, будут способствовать развитию семейной идентичности студентов.
Педагогические условия развития семейной идентичности включают:
- обращение в образовательном процессе к положительному опыту семейного воспитания и сохранение семейно-родовой памяти посредством изучения семейной истории и традиций, популяризации лучшего опыта воспитания детей в различных семьях, в том числе через создание банка художественных и документальных фильмов, пропагандирующих семейные ценности;
- внедрение в образовательные программы вуза курсов, направленных на изучение сущностных характеристик семейного воспитания, формирование у обучающихся умений анализировать детско-ро-дительские отношения, развитие у обучающихся ценностного отношения к семье, формирование готовности использовать разнообразные формы взаимодействия субъектов образовательных отношений.
- организацию научно-исследовательской работы посредством подготовки научных докладов; выступлений на заседании общества, выступлении на научных конференциях по вопросам, связанным с актуальными проблемами семьи; написание совместных статей по данной тематике;
- создание электронного образовательного ресурса, обеспечивающего информационно-методическую поддержку студентов в области семейной педагогики (лекции, презентации, творческие задания, научные статьи, когнитивные тесты, опросы и методики, банк художественных и документальных материалов, рекомендуемых к изучению).
Одним из условий развития семейной идентичности студентов, по нашему мнению, является внедрение курсов по семейной педагогике в образовательные программы по педагогическим направлениям. В качестве таких курсов могут выступать разработанные нами майнор «Семейная педагогика» и учебный элемент «Взаимодействие семьи и образовательной организации» модуля «Взаимодействие субъектов образовательных отношений».
Важным при освоении курсов является студенческая позиция по отношению к процессу познания. Для эффективного освоения программы курсов студент должен выступать как активный субъект познания и саморазвития.Обучающийся как активный субъект познания прежде всего должен обладать субъектными качествами, как врожденными, так и приобретенными в процессе воспитания в системе образования, среди которых:
- познавательная активность;
- академические способности;
- профессиональные задатки и склонности;
- положительная мотивация на обучение и саморазвитие;
- система ценностей, ориентированная на освоение профессии [12].
Положительным опытом можно считать апробацию учебного элемента «Взаимодействие семьи и образовательной организации», реализуемого в рамках модуля «Взаимодействие субъектов образовательных отношений». Реализация данного учебного элемента осуществлялась дважды - в 2020 и 2021 гг. Данный учебный элемент реализуется в третьем семестре для студентов четырех направлений: 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки). Общее количество студентов, прошедших курс, - 431, из них: в 2020 г. - 129 студентов очного отделения и 87 студентов заочного отделения; в 2021 г. - 138 студентов очного отделения и 77 студентов заочного отделения.Трудоемкость учебного элемента составляет две зачетные единицы (72 часа), что соответствует 36 часам аудиторных занятий (18 лекций, 18 практических занятий), и 36 часов отведено на самостоятельную работу студента.
Целью освоения учебного модуля являлось формирование у студентов профессиональной компетентности, обеспечивающей успешное решение профессиональных задач и готовности использовать разнообразные виды и формы взаимодействия субъектов образовательных отношений.
В основу реализации учебного модуля положен компетентностный подход, направленный на формирование способности у студентов взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ (ОПК-7 ФГОС ВО 3++ укрупненной группы 44.00.00 «Образование и педагогические науки»).
Содержание учебного элемента представлено тремя разделами:
Раздел «Теоретические аспекты проблемы взаимодействия семьи и образовательной организации» предполагал изучение таких тем, как «Сущность взаимодействия в педагогической науке и практике», «Трудности совместной работы образовательной организации и семьи», «Семья как система», «Воспитательный потенциал семьи», «Воспитание будущего семьянина».
Тема «Семья как система» является центральной в этом разделе. Результаты рефлексивного отчета студентов указывают на то, что главным выводом, к которому они пришли в процессе изучения данной темы, является понимание семьи как динамично развивающейся системы, имеющей свои кризисы и требующей внутренней готовности для их преодоления. Наибольший интерес вызвала тема «Воспитание будущего семьянина». Результаты выполненных студентами эссе свидетельствуют о высокой важности этого процесса: «необходимо проводить политику прививания семейных ценностей, изменения общественного сознания в сфере семейно-брачных отношений», «воспитание будущего семьянина - сложный социально-педагогический процесс, над которым нужно работать с самого детства», «в наши дни вопрос воспитания будущего семьянина редко находит должное внимание». Основными предложениями студентов по воспитанию будущего семьянина были следующие варианты: «родителю нужно самому быть примером», «нужно создать комфортную среду для детей, в которой они смогут научиться получать любовь и давать ее другому человеку», «нужны интересные комплексные программы в школе», «к этому процессу должны подключиться все социальные институты (детский сад, семья, школа, вуз, телевидение, СМИ, интернет и др.)».
Раздел «Диагностика семьи и семейное консультирование» предполагал изучение таких тем, как «Особенности диагностической работы с семьей», «Методы диагностики семьи», «Формы и методы работы с семьей», «Методика проведения родительских собраний», «Консультирование как процесс», «Консультирование по проблемам детско-родительских отношений».
Ключевой идеей этого раздела было овладение простыми методиками диагностики семьи, которыми мог бы воспользоваться любой педагог, не имеющий психологического образования, необходимого для обработки и интерпретации полученных результатов. Студенты усвоили, что диагностическая работа педагога - сложный длительный процесс, обусловленный сложностью и осторожностью постановки диагноза у ребенка. Практическим багажом для будущей профессиональной деятельности, который студенты могли вынести с занятия, явилось создание портфолио методик, изучающих семью и семейное воспитание. Особенности проведения данных методик обсуждались на занятиях.
Раздел «Формы и методы работы с различными категориями семей» предполагал изучение таких тем, как «Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей», «Особенности взаимодействия образовательной организации с неполными и замещающими семьями», «Дистанционное взаимодействие семьи и образовательной организации».
Главной задачей изучения данного раздела стало знакомство с особенностями работы с различными типами семей. Особое место было отведено обсуждению причин появления неполных семей, потому что данная проблема наиболее остро стоит в современной России. С точки зрения студентов, она обусловлена снижением социального контроля в семейных вопросах, «полным безразличием к тому, что происходит у соседей», либерализацией брачно-семейных отношений, толерантным отношением к добрачным связям и разводам. Некоторые студенты считают, что для решения этой проблемы нужно «культивировать ценность полной семьи через разработку качественных
комплексных программ по воспитанию будущего семьянина». По мнению студентов, для компенсации дефицита отцовского воспитания в неполных семьях необходимо воспользоваться стратегией «усиления мужского влияния на ребенка». Присутствие мужчины (дедушки, дяди, крестного, тренера) в жизни ребенка может отчасти минимизировать его потенциальные проблемы психоэмоционального и полоролевого развития.
Реализация компетентностного подхода при изучении учебного элемента «Взаимодействие семьи и образовательной организации» предполагала использование активных и интерактивных методов и форм организации процесса обучения: лекции-презентации, беседы, дискуссии, кейс-стади, парная и групповая работа. Основными формами оценивания образовательных достижений студентов были презентации, таблицы, эссе, портфолио диагностических методик, мини-проект и др.
Большинство студентов (93 %) успешно освоили данный курс и получили положительные оценки. Средний балл, полученный студентами за освоение курса, - 69,7 (82 %) из 85 возможных.
Для выявления эмоционально-ценностного компонента были использованы рефлексивные методики. Проведение методики «Квадрат впечатлений» («было интересно», «было неинтересно», «узнал», «осталось непонятным») позволило зафиксировать высокую заинтересованность будущих педагогов содержанием курса и удовлетворенность организационными формами взаимодействия в процессе усвоения этого содержания. В ответах обучающихся присутствовали такие фразы: «курс полезный и нужный», «понравилось содержание дисциплины», «хорошо, что появился такой предмет», «понравились беседы с преподавателем», «хорошие формы работы», «хорошо, что есть дистанционный курс», «можно скачать материалы дистанционного курса», «в случае пропуска занятий можно его отработать в дистанционном курсе» и др.
В качестве пожеланий к курсу были отмечены следующие моменты: «увеличение аудиторных часов на освоение курса», «приглашение практиков из школы, которые могли бы поделиться опытом своей работы», «уменьшение количества участников семинара в связи с объединением двух академических групп» (количество участников, присутствующих на занятии, около 30), «включение в курс тем, связанных с брачно-семейными отношениями», «проведение всего курса компактно - в первой или второй половине семестра», «увеличение часов на раздел, в котором говорится о работе педагога с различными типами семей», «лишними кажутся тесты после каждого раздела» и др.
Формирующий эксперимент исследования проводился в рамках апробации майнора «Семейная педагогика». Данный майнор разработан для обучающихся разных направлений и профилей и является дисциплиной по выбору. В 2021 и 2022 гг. прошли обучение 37 студентов. Общая трудоемкость майнора - шесть зачетных единиц (36 лекций, 72 часа практических занятий).
Целью освоения было формирование у обучающихся профессионально-личностной компетентности через изучение исторических, правовых, психолого-педагогических аспектов брачно-се-мейных и детско-родительских отношений.
В задачи майнора входило изучение истоков и тенденций семейного воспитания, особенностей детско-родительских отношений, различных форм и методов семейного воспитания; формирование у обучающихся умений анализировать педагогические ситуации и детско-родительские отношения; развитие у обучающихся ценностного отношения к семье. Основное содержание майнора представлено в табл. 1.
Первый раздел майнора - «Введение в семейную педагогику» - был направлен на определение места семейной педагогики в системе педагогических наук, раскрытие теоретических основ семейного воспитания, изучение различных направлений семейного воспитания, знакомство с методами изучения семьи.
Наибольший интерес у студентов вызвали темы «Основы семейного воспитания» и «Различные направления семейного воспитания», в рамках которых обсуждались вопросы влияния ошибок
семейного воспитания и стиля родительского поведения на формирование личности ребенка, важность гармоничного развития личности ребенка и авторитета родителей в воспитании.
Таблица 1
Разделы и темы майнора
Название раздела Наименование тем Формы текущего контроля
Раздел 1. Введение в семейную педагогику 1.1. Семейная педагогика в системе педагогических наук Схема, отражающая взаимосвязь семейной педагогики с другими науками.
1.2. Нормативно-правовая база функционирования семьи Конспект трех статей по данной теме
1.3. Эволюция брачно-семейных отношений Презентация по данной теме
1.4. Основы семейного воспитания Карта памяти, центральным понятием которой является семья
1.5. Различные направления семейного воспитания Презентации по одному из направлений семейного воспитания
1.6. Методы изучения семьи Портфолио методик диагностики семьи
Раздел 2. Семья как социокультурное явление 2.1. Религия как источник семейного воспитания Презентация на одну из тем «Влияние православия на систему общественного и домашнего воспитания», «Духовное совершенствование человека как цель народного воспитания»
2.2. Этнопедагогические аспекты семейного воспитания (на примере русского народа) Эссе на тему «Семейные традиции сегодня»
2.3. Отцовство как социокультурный феномен Сравнительная таблица «Традиционное и современное отцовство»
2.4. Материнство как социокультурный феномен Сравнительная таблица «Традиционное и современное материнство»
Раздел 3. Психолого-педагогическая компетентность родителей 3.1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителя Эссе «Каким должен быть современный родитель»
3.2. Воспитание будущего семьянина Презентация «Демонстрация лучшего опыта по воспитанию будущего семьянина в школе»
3.3. Образовательная организация как центр просвещения родителей Мини-проект «Родительский всеобуч»
Раздел 4. Семейная идентичность 4.1. Психолого-педагогические основы семейной идентичности -
4.2. Супружеская идентичность Ролевая игра «Кризисы семьи»
4.3. Родительская идентичность Самодиагностика готовности к родительству
4.4. Сиблинги Методическая разработка «Рекомендации для родителей по воспитанию сиблингов»
4.5. Образ прародителей в структуре личностной идентичности Эссе
4.6. Биографическая память поколений Фотоколлаж
Раздел 5. Воспитание различных категорий детей 5.1. Воспитание ребенка с ОВЗ Таблица «Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
5.2. Воспитание одаренного ребенка Решение кейса
5.3. Воспитание ребенка группы риска Методические рекомендации трудному родителю
5.4. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами Составление памятки (рекомендаций) для семьи ребенка с временными проблемами
5.5. Социальный патронаж семьи Презентация
5.6. Консультирование как вид помощи, оказываемой семье Создание ситуаций
Название раздела Наименование тем Формы текущего контроля
Раздел 6. Воспитание ребенка в различных типах семей 6.1. Воспитание в многодетных семьях Сообщение о положительном опыте создания многодетной семьи
6.2. Воспитание ребенка в неполной семье Таблица «Проблемы воспитания и социализации детей из неполных семей»
6.3. Воспитание ребенка в замещающей семье Таблица «Проблемы воспитания и социализации ребенка в замещающей семье»
6.4. Воспитание ребенка в бикультурной семье Разработать краткий сценарий фильма
Обучающиеся выступали с докладами по различным направлениям семейного воспитания, предлагали решение педагогических ситуаций, разыгрывали сценки, после чего велось обсуждение того, как каждый из них видит воспитание детей в будущем. Большинство пришло к выводу, что следует уделять внимание всем направлениям воспитания без исключения, только при таком условии можно сформировать гармонично развитую личность. На первое место ставят нравственное воспитание. В малых группах будущие педагоги разрабатывали собственные рекомендации по предотвращению ошибок семейного воспитания.
При изучении раздела «Семья как социокультурное явление» важным было определение тенденций развития феноменов отцовства и материнства, знакомство с этнопедагогическими аспектами семейного воспитания, выявление роли религии и народной педагогики в семейном воспитании.
При изучении этого раздела студенты обнаружили наибольший дефицит знаний в области эт-нопедагогики семьи, поскольку данная проблематика находится за рамками школьного и вузовского образования, а их собственный житейский опыт тоже оторван от семейного уклада наших прародителей и не всегда опирается на догматы и каноны христианского воспитания. Изучение данного раздела заставило обучающихся задуматься об утрате некоторых ценностей, актуальных и на сегодняшний день, сопоставить некоторые реалии прошлого и настоящего. Студенты пришли к выводу, что патриархальность, многодетность, нерасторжимость брачного союза, опора на трудовое воспитание не потеряли своей значимости и для современного человека.
Третий раздел майнора («Психолого-педагогическая компетентность родителей») освещает возможные способы повышения психолого-педагогической компетентности родителя, знакомство с различными способами воспитания будущего семьянина, определение роли образовательной организации в просвещении родителей.
В данном разделе особенный интерес участников вызвала тема «Воспитание будущего семьянина». Здесь им предлагалось порассуждать над вопросом «Как воспитать будущего семьянина?». Среди советов, которые предлагали студенты, были следующие: «Важно воспитывать ребенка в духе любви и уважения, чтобы он видел в родителях эти добродетели с детства. Такое настроение в семье - первый этап воспитания настоящего семьянина»; «Нужно всесторонне развивать ребенка, побольше общаться с ним, быть примером активной общественной жизни, трудолюбия, передавать жизненный опыт, и только тогда мы сможем воспитать в ребенке будущего семьянина»; «В воспитании будущего семьянина важно не только внушать какие-то ценности детям, но и самому придерживаться их, подавать личный пример собственным поведением и отношением»; «То, насколько крепки семейные узы в семье, где воспитывается ребенок, как родители относятся к своим родителям и детям, бабушкам и дедушкам, напрямую влияет на отношение ребенка к семье в будущем» и др.
В качестве отрицательного примера один из обучающихся привел басню Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», в которой родители пренебрежительно относятся к пожилому дедушке (из-за того, что он не может аккуратно есть, его отсаживают от стола и бранят). Такое поведение родителей становится примером для детей, и в конце рассказа описывается сцена, как маленький мальчик
строгает лоханку, а на вопрос родителей о том, зачем он это делает, ребенок отвечает, что готовит это заранее для них, чтобы было из чего кормить родителей в старости.
По мнению другого, положительным примером в семейном воспитании является семья Гриневых из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев воспитывался в атмосфере любви и внимания, он видел личный пример отца, достигшего многого в жизни, но при этом всегда присутствующего в воспитании сына, кроме того, мальчик был всегда окружен любовью матери. Его родители, несмотря на положение семьи в обществе, все же не слишком баловали сына, учили его простой жизни и давали важные моральные наставления. В итоге такого воспитания Петр вырос честным человеком, который любил и уважал своих родителей и, несмотря на полную потрясений, насыщенную жизнь, смог создать свою семью.
Следующий раздел - «Семейная идентичность» - знакомит будущих педагогов с психолого-педагогическими основами семейной идентичности, способствует формированию у них представлений о родительской и супружеской идентичности, позволяет определить роль прародителей в формировании личностной идентичности ребенка.
Все темы данного раздела вызвали эмоциональный отклик у студентов. На занятии по теме «Супружеская идентичность» обсуждались вопросы, связанные с готовностью к браку, ролевой согласованностью в браке, супружеской совместимостью и темпераментом. Одним из заданий, предложенных участникам, было рисование дерева семейных ценностей. По итогам выполнения задания было проведено обсуждение, которое позволило сделать вывод, что у большинства обучающихся базовые семейные ценности были заимствованы из родительской семьи. На занятии по теме «Родительская идентичность» наибольший отклик студентов вызвало знакомство с методом «Вопрос за вопросом (QBQ)», который позволяет будущим родителям выработать личную ответственность и принимать верные решения в процессе воспитания. Тренировка в составлении вопросов вызвала не только интерес, но и определенные сложности, так как оказалось, что мало кто из присутствующих использует такую формулировку вопросов в повседневной жизни, большинство склонно к перекладыванию ответственности в различных сферах деятельности на окружающих.
Раздел 5 - «Воспитание различных категорий детей» - знакомит будущих педагогов с различными группами детей, дает возможность выявить особенности воспитания различных категорий детей, формирует представления о консультировании как одном из видов помощи семье.
Наиболее острые дискуссии вызвал вопрос организации инклюзивного образования. Студенты высказали свое мнение о снижении качества обучения в инклюзивных классах, об оптимальном количества детей с ОВЗ, обучающихся в одном классе, о допустимых типах нарушений и отклонений в развитии детей для обучения в таких классах. На занятии были рассмотрены возможные стратегии поведения родителей инклюзивного класса, способствующих успешной адаптации особых детей в образовательную среду. В изучении темы «Воспитание одаренного ребенка» наибольшие сложности вызвал поиск возможных вариантов помощи родителями своему одаренному ребенку, когда в некоторых вопросах тот оказывается на более высоком уровне художественного или интеллектуального развития. Студенты пришли к выводу, что оптимальным решением для родителей является обращение к профессионалу в интересующей сфере.
«Воспитание ребенка в различных типах семей» является последним разделом майнора и раскрывает особенности семей различного типа, акцентирует внимание на проблемах воспитания и социализации детей из таких семей, позволяет определить основные особенности построения процесса воспитания в семьях различного типа.
В данном разделе тема «Воспитание в многодетных семьях» для студентов оказалась наиболее интересной и дискуссионной. По большинству параметров сравнения многодетных и малодетных семей обучающиеся пришли к однозначному выводу о преимуществе воспитания ребенка в многодетной семье. По мнению студентов, дети из многодетных семей наиболее адаптированы к жизни и
условиям быта, у них лучше развиты коммуникативные способности, навыки взаимопомощи и взаимоподдержки. Опрос на занятии показал, что большинство позитивно относятся к межэтническим бракам, полагая, что главным гарантом счастливой семейной жизни является любовь. Дальнейшие рассуждения по данному вопросу побудили студентов задуматься о сложностях, которые могут быть связаны с разными религиозными воззрениями, языковым барьером, этнической спецификой организации быта, укладом семьи, ощущением субъективного одиночества при смене страны или места проживания.
В формирующем эксперименте приняли участие 32 студента. Результаты эффективности проделанной работы представлены в табл. 2.
Таблица 2
Динамика уровня сформированности семейной идентичности студентов
Уровень сформированности семейной идентичности студентов Количество студентов До участия в майноре По итогам участия
Количество студентов % Количество студентов %
Когнитивный компонент низкий 5 15,6 0 0
средний 24 75,0 11 34,4
высокий 3 9,4 21 65,6
Эмоционально- ценностный компонент низкий 3 9,4 1 3,1
средний 16 50,0 16 50,0
высокий 13 40,6 15 46,9
Поведенческий компонент низкий 12 37,5 10 31,3
средний 14 43,8 15 46,9
высокий 8 25,0 7 21,9
Представленные материалы по практической реализация модели развития семейной идентичности будущих педагогов позволяют сделать следующие выводы:
1. Большинство опрашиваемых (93 %) успешно освоили курс «Взаимодействие семьи и образовательной организации и получили положительные оценки. Средний балл, полученный студентами за освоение курса, - 69,7 (82 %) из 85 возможных. Рефлексивные методики, позволяющие оценить эмоциональную составляющую прохождения курса обучающимися, позволили зафиксировать их высокую заинтересованность содержанием курса и удовлетворенность организационными формами взаимодействия в процессе усвоения этого содержания. В качестве пожеланий респонденты отмечали увеличение аудиторных часов на освоение курса, приглашение специалистов-практиков, уменьшение количества участников семинара в связи с объединение двух академических групп (количество человек, присутствующих на занятии, около 30), включение в курс тем, связанных с брач-но-семейными отношениями, проведение всего курса компактно - в первой или второй половине семестра, увеличение часов на раздел, в котором говорится о работе педагога с различными типами семей, и др.
2. Реализация программы майнора «Семейная педагогика» показывает незначительную положительную динамику в развитии семейной идентичности будущих педагогов, наибольшие изменения произошли в когнитивном компоненте семейной идентичности. Данные рефлексивных методик свидетельствуют о том, что в процессе изучения студенты задумались над многими проблемами семейной педагогики, осуществили внутреннюю самооценку готовности к семейной жизни.
3. Формирование семейных ценностей у студентов вузов - это длительный комплексный процесс, какими бы эффективными ни были воспитательные программы, их статистические результаты, скорее всего, не проявятся в одном поколении; их эффективность станет очевидной лишь в отдаленной временной перспективе. Количественными показателями могли бы стать брачность, раз-
водимость, рождаемость, количество абортов, число многодетных семей по отношению к общему
числу выпускников вуза.
Список литературы
1. Бауман З. Текучая современность / пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
2. Безрукова А. А., Гучетль А. Р. Социокультурные конструкты идентичности современной студенческой молодежи. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-konstrukty-identichnosti-sovremennoy-studen-cheskoy-molodezhi/viewer (дата обращения: 01.04.2022).
3. Тумусов Ф. С. Семья и постиндустриальная цивилизация // Вопросы философии. 2001. № 12. С. 153-162.
4. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Социология молодежи: учеб. пособие. М.: Норма, 2018. 335 с.
5. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интер-акционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. URL: http://www.voppsy.ru/ journals_all/issues/1996/961/961131.htm (дата обращения: 01.04.2022).
6. Заковоротная М. В. Идентичность человека: социально-философские аспекты. Ростов н/Д: Изд-во СевероКавказского научного центра высшей школы, 1999. 200 с.
7. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности: учеб. пособие к спецкурсу. М.: МГПУ, 1985. 103 с.
8. Небратенко С. В. Педагогические аспекты становления социальной идентичности // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2009. № 1. С. 94.
9. Одинцова М. С., Антонова Н. В. Интеграционная модель исследования идентичности в контексте интернет-коммуникации // Вестник МГПУ Серия: Педагогика и психология. 2010. С. 5-16.
10. Хотинец В. Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 124 с.
11. Акутина С. П. Современная студенческая семья: ценностные аспекты и жизненные стратегии // Социоди-намика. 2020. № 8. С. 1-13.
12. Бабочкин П. И. Студент как активный субъект познания в высшем образовании // Вестник РМАТ. 2014. № 2. С. 90-94.
Referenсes
1. Bauman Z. Tekuchaya sovremennost' [Liquid modernity]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2008. 240 p. (in Russian).
2. Bezrukova A. A., Guchetl' A. R. Sotsiokul'turnyye konstrukty identichnosti sovremennoy studencheskoy molodezhi [Sociocultural constructs of the identity of modern student youth]. Sociology, 2016 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-konstrukty-identichnosti-sovremennoy-studencheskoy-molodezhi/viewer (accessed 1 April 2022).
3. Tumusov F. S. Sem'ya i postindustrial'naya tsivilizatsiya [Family and post-industrial civilization]. Voprosyfilosofii, 2001, no. 12, pp. 153-162 (in Russian).
4. Chuprov V. I., Zubok Yu. A. Sotsiologiyamolodezhi: uchebnoyeposobiye [Sociology of youth: tutorial]. Moscow, Norma Publ., 2018. 335 p. (in Russian).
5. Antonova N. V. Problema lichnostnoy identichnosti v interpretatsii sovremennogo psikhoanaliza, interaktsionizma i kognitivnoy psikhologii [The problem of personal identity in the interpretation of modern psychoanalysis, interactionism and cognitive psychology]. Voprosy psikhologii - Voprosy Psychologii, 1996, no. 1, pp. 132-142 (in Russian). URL: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/961/961131.htm (accessed 1 April 2022).
6. Zakovorotnaya M. V. Identichnost'cheloveka. Sotsial'no-filosofskiye aspekty [Human identity. Socio-philosophical aspects]. Rostov-na-Donu, Izdatel'stvo Severo-Kavkazskogo nauchnogo tsentra vysshey shkoly Publ., 1999. 200 p. (in Russian).
7. Mukhina V S. Problemy genezisa lichnosti: uchebnoye posobiye k spetskursu [Problems of the genesis of personality: a textbook for a special course]. Moscow, MGPU Publ., 1985. 103 p. (in Russian).
8. Nebratenko S. V. Pedagogicheskiye aspekty stanovleniya sotsial'noy identichnosti [Pedagogical aspects of the formation of social identity]. VestnikMGPU. Seriya: Pedagogika ipsikhologiya -MCU Journal of Pedagogy and Psychology, 2009, no. 1, p. 94 (in Russian).
9. Odintsova M. S., Antonova N. V. Integratsionnaya model' issledovaniya identichnosti v kontekste Internet-kommunikatsii [An integration model for the study of identity in the context of Internet communication]. Vestnik MGPU. Seriya: Pedagogika i psikhologiya - MCU Journal of Pedagogy and Psychology, 2010, no. 1, pp. 5-16 (in Russian).
10. Khotinets V. Yu. Etnicheskaya identichnost'i tolerantnost' [Ethnic identity and tolerance]. Ekaterinburg, UrFU Publ., 2002. 124 p. (in Russian).
11. Akutina S. P. Sovremennaya studencheskaya sem'ya: tsennostnyye aspekty i zhiznennyye strategii [Modern student family: value aspects and life strategies]. Sotsiodinamika, 2020, no. 8, pp. 1-13 (in Russian).
12. Babochkin P. I. Student kak aktivnyy sub''yekt poznaniya v vysshem obrazovanii [Student as an active subject of cognition in higher education]. VestnikRMAT- VestnikRIAT, 2014, no. 2, pp. 90-94 (in Russian).
Информация об авторах
Ёлкина К. К., аспирант, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Великий Новгород, Россия, 173003). E-mail: [email protected]
Information about the authors
Yolkina K. K., postgraduate student, Novgorod State University named after Yaroslav the Wise (ul. Bol'shaya Sankt-Petersburgskaya, 41, Veliky Novgorod, Russian Federation, 173003). E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.04.2022; принята к публикации 01.07.2022 The article was submitted 26.04.2022; accepted for publication 01.07.2022