Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНАЯ ИДЕНТИЧНОСТИ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ёлкина Ксения Константиновна

В настоящее время все более остро встают вопросы, касающиеся различных аспектов идентичности личности. Процесс глобализации общества ведет к тому, что индивиду предоставляется более широкий выбор жизненных сценариев. Такое многообразие отрицательно влияет на восприятие индивидом себя как целостной единицы. Это явление носит название кризиса идентичности личности и встречается повсеместно. В качестве основных причин возникновения кризиса идентичности личности можно выделить следующие: угрозы ядерных и техногенных катастроф, моральная безответственность членов общества, пропаганда антисоциальных форм поведения СМИ и др. Исследователи также фиксируюткризис семьи в российском обществе, выражающийся в трансформации семьи и девальвации семейных ценностей: узаконивание однополых браков во многих странах Европы; увеличение количества женщин и мужчин, не вступавших в брак; снижение рождаемости вследствие ориентации на бездетность; увеличение количества неполных семей; рост числа детей, оставшихся без попечения родителей и т.д. В данной статье раскрыта актуальность проблемы формирования семейной идентичности у будущих педагогов. Представлено описание теоретической разработки модели развития семейной идентичности студентов педагогических направлений подготовки. Раскрыто содержание блоков модели: концептуального, содержательного, организационно-деятельностного, технологического и результативно-диагностического.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF FAMILY IDENTITY AMONG FUTURE TEACHERS

Currently, questions concerning various aspects of personal identity are becoming more and more acute. The process of globalization of society leads to the fact that the individual is given a wider choice of life scenarios. Such diversity negatively affects the individual's perception of himself as an integral unit. This phenomenon is called the identity crisis of the individual and is found everywhere. The following can be identified as the main causes of the identity crisis: threats of nuclear and man-made disasters, moral irresponsibility of members of society, propaganda of antisocial forms of media behavior, etc. Researchers also record the crisis of the family in Russian society, expressed in the transformation of the family and the devaluation of family values: the legalization of same-sex marriages in many European countries; an increase in the number of women and men who did not marry; a decrease in the birth rate due to orientation to childlessness; an increase in the number of single-parent families; the increase in the number of children left without parental care, etc. This article reveals the relevance of the problem of the formation of family identity among future teachers. A description of the theoretical development of a model for the development of family identity of students of pedagogical training areas is presented. The content of the model blocks is disclosed: conceptual, substantive, organizational and activity, technological and performance-diagnostic

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Модель развития семейной идентичности у будущих педагогов

Ксения Константиновна Ёлкина

Аспирант кафедры педагогики

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Нижний Новгород, Россия s190603@std.novsu.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 9.06.2021 Принята 11.10.2021 Опубликована 15.10.2021

«■ 10.25726/Ы247-4924-0605-Ь

Аннотация

В настоящее время все более остро встают вопросы, касающиеся различных аспектов идентичности личности. Процесс глобализации общества ведет к тому, что индивиду предоставляется более широкий выбор жизненных сценариев. Такое многообразие отрицательно влияет на восприятие индивидом себя как целостной единицы. Это явление носит название кризиса идентичности личности и встречается повсеместно. В качестве основных причин возникновения кризиса идентичности личности можно выделить следующие: угрозы ядерных и техногенных катастроф, моральная безответственность членов общества, пропаганда антисоциальных форм поведения СМИ и др. Исследователи также фиксируют кризис семьи в российском обществе, выражающийся в трансформации семьи и девальвации семейных ценностей: узаконивание однополых браков во многих странах Европы; увеличение количества женщин и мужчин, не вступавших в брак; снижение рождаемости вследствие ориентации на бездетность; увеличение количества неполных семей; рост числа детей, оставшихся без попечения родителей и т.д. В данной статье раскрыта актуальность проблемы формирования семейной идентичности у будущих педагогов. Представлено описание теоретической разработки модели развития семейной идентичности студентов педагогических направлений подготовки. Раскрыто содержание блоков модели: концептуального, содержательного, организационно-деятельностного, технологического и результативно-диагностического.

Ключевые слова

семья, семейная идентичности, семейные ценности.

Введение

Изменения, происходящие в современном мире, отсутствие четких жизненных ориентиров лишают человека стабильности и ощущения безопасности, которого требует человеческая природа. Возникает еще большая необходимость в отождествлении человеком себя с относительно постоянной социальной группой, такой как семья. В семье у детей формируется представление о семейных ролях, они присваивают модели поведения и реагирования на различные жизненные ситуации, стили детско-родительских отношений. От уровня сформированности семейной идентичности будет зависеть то, как человек будет в дальнейшем строить собственную семью и взаимоотношения в ней.

Семья как воспитательная среда имеет оптимальные возможности для постоянного взаимодействия с детьми, общения с ними. Именно здесь ребенок получает опыт взаимоотношений между членами семьи разного пола и возраста, впитывает семейные ценности, на основе которых он в дальнейшем будет строить собственную семейную жизнь.

В настоящее время сложилась противоречивая общественная ситуация. С одной стороны, мы видим, что общество обеспокоено сложившимися проблемами института семьи. В России

разрабатываются и реализуются различные программы по укреплению семьи, по повышению важности семейного воспитания детей. С другой все чаще наблюдаются процессы, приводящие к увеличению и обострению проблем семьи. Самыми частыми из них являются: рост числа разводов, увеличение количества неполных семей, неблагополучные семьи.

Материалы и методы исследования

С.С. Федоренко отмечает следующее «...демографическая политика в России ориентирована на пропаганду семейных ценностей и социально-психологическую поддержку семьи в кризисных ситуациях.Однако система образования пока не достаточно включена в данную деятельность.» (Федоренко, 2014).

Кроме того отмечается падение педагогического потенциала семьи и престижа семейных ценностей, снижение рождаемости, увеличение случаев семейного насилия, преступности в семейно-бытовых отношениях. Все эти факторы указывают на то, что современная российская семья не справляется со своими социальными функциями, что отмечают многие специалисты в области педагогики и психологии (Бинеева, 2021; Кучмаева, 2015).

Ю.Р. Вишневский и М.В. Ячменева в исследовании студенческой молодежи делают вывод о том, что «В повседневной жизненной практике студенчества все чаще вступление в брак и рождение детей не рассматриваются как неотъемлемые компоненты жизни человека. Для этого существуют объективные причины. Затянувшийся на несколько десятилетий период реформ в экономике и социальной сфере, их стихийный и непредсказуемый характер сделали перспективы развития семьи неопределенными, что усиливает тревожность за свое будущее и будущее своих детей и затрудняет принятие решений молодыми людьми о создании или планировании семейной жизни» (вишневскийб 2018).

В настоящее время существуют программы и модели, направленных на развитие ценностного отношения к семье, но большинство из них реализуется в общеобразовательных организациях (Федоренко, 2014; Беспалова, 2021; Дубовц, 2013; Збранкова, 2021; Олейник, 2021; Программа, 2021). Большинство программ и моделей, направленных на развитие ценностного отношения к семье реализуются в общеобразовательных организациях, а также при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей. Работа со студентами в данном направлении носит фрагментарный характер. Мы считаем, что работа по формированию ценностного отношения к семье должна вести систематически и иметь преемственность при переходе с одной ступени обучения на другую.

Результаты и обсуждение

Разрабатываемая модель предназначена для поддержки воспитательной системы организаций высшего и среднего профессионального образования студентов педагогических направлений. Результатами реализации модели развития семейной идентичности студентов будет приобретение воспитательной системой организации новых качественных характеристик, соответствующих требованиям современного мира.

Выбор данного возраста был обусловлен мнениями различных исследователей о том, что на этапе юношеского возраста происходит психологическая сепарация от родителей. В это время идет перестройка взаимоотношений детей и родителей в сторону большего равенства. В когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности достигается автономия. Достижение такой автономии приводит к изменению самосознания юношей/девушек, способствует изменению образа Я, что, несомненно, ведет к перестройке всей системы родительской семьи, а также способов ее функционирования.

Разработанная модель главным образом ориентирована на студентов педагогических направлений. Важность развития семейной идентичности у данной категории студентов обусловлена следующими моментами:

- значимостью личностных качеств педагога в осуществлении воспитательной деятельности, которые являются инструментом воздействия на личность воспитуемого;

- необходимостью педагога осуществлять взаимодействие с семьей воспитанника для решения учебновоспитательных задач;

- важностью владения педагогом арсеналом диагностических и методических средств, способствующих развитию семейной идентичности ребенка.

В связи с этим разработанная модель развития семейной идентичности направлена, в первую очередь, на взаимодействие со студентами педагогических направлений.

Модель состоит из пяти блоков, которые связаны между собой: концептуального, содержательного, организационнодеятельностного, технологического и результативнодиагностического.

Исходный концептуальный блок модели представлен целевым и методологическим компонентами.

Целью работы нашей модели является формирование у будущих педагогов семейной идентичности на основе традиционных ценностей. Данная цель будет реализована при решении следующих задач:

- формирование системного представления о семье как социальном институте;

- развитие ценностного отношения к семье на основе этнокультурных традиций;

- изучение истоков и тенденций семейного воспитания, особенностей детскородительских отношений, различных форм и методов семейного воспитания;

- формирование у студентов умений анализировать детскородительские отношения;

- овладение студентами методами и методиками диагностики семьи.

Методологический компонент включает в себя основные положения и принципы организации

формирования семейной идентичности студентов. В качестве основных методологических подходов, при разработке модели формирования семейной идентичности студентов, нами были выбраны системный, деятельностный и аксиологический подходы. Центральным является аксиологический подход и его положения.

Аксиологический подход предполагает становление следующих особенностей процесса развития семейной идентичности студентов:

- опору на традиционные ценности семьи при организации воспитательного процесса;

- поэтапную интериоризацию семейных ценностей в ходе специально организованной деятельности студентов;

- определение критериев и показателей эффективности формирования семейной идентичности студентов в контексте данного подхода.

В настоящей модели особенности системного подхода раскрыты следующим образом:

- все компоненты модели развития семейной идентичности (целевой, содержательный, организационнодеятельностный, технологический, результативнодиагностический) в максимальной степени взаимосвязаны;

- при построении воспитательной системы специально моделируются и создаются условия для самореализации и самовыражения личности студента, способствующие их творческому самовыражению и личностному росту;

- созданная модель позволяет расширить диапазон воспитательного воздействия на личность;

- взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

В рамках развития семейной идентичности студентов реализация идей деятельностного подхода предполагает следующее:

- педагогическая деятельность рассматривается как интегративная характеристика сотрудничества педагога и студентов;

- специально подобранная деятельность по развитию семейной идентичности студентов признается важнейшим фактором личностных изменений;

- процесс образования рассматривается как непрерывная смена различных видов деятельности.

Отбор содержания воспитательной деятельности производился на основе задач развития семейной идентичности студентов.

При моделировании содержательного блока модели мы основывались на понимании семейной идентичности как принадлежности человека к семейной группе, отражающую приверженность его семейным ценностям и проявляющуюся на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях, которая характеризуется вовлеченностью человека в жизнь семьи, наличием положительных эмоций и установок на создание собственной семьи, проявлением интереса к семейной истории, в помощи и заботе о родителях и прародителях.

В содержании педагогической деятельности по развитию семейной идентичности студентов выделяются следующие направления: изучение модуля «Взаимодействие семьи и образовательной организации»; изучение майнора «Семейная педагогика»; организация Студенческого научного общества (СНО) «Семейные ценности».

Изучение модуля «Взаимодействие семьи и образовательной организации», предполагает формирование у студентов профессиональной компетентности, обеспечивающей успешное решение профессиональных задач и готовности использовать разнообразные виды и формы взаимодействия субъектов образовательных отношений.

Следующим направление деятельности, обозначенным в содержании выступает изучение майнора «Семейная педагогика». Целью освоения майнора является формирование у студентов профессиональноличностной компетентности через изучение исторических, правовых, психологопедагогических аспектов брачносемейных и детскородительских отношений. Учебный элемент майнора «Семейная идентичность» включает в себя изучение студентами следующих тем: современные тенденции развития семьи как социального института; психологопедагогические основы семейной идентичности; супружеская идентичность; биографическая память поколений; сиблинги; образ прародителей в структуре личностной идентичности; методы изучения семьи; родительская идентичность.

Научно-исследовательская работа студентов является важным средством повышения качества подготовки и воспитания специалистов, поэтому в качестве следующего направления работы выступает создание СНО «Семейные ценности», которое является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедре педагогики Института непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

Работа СНО «Семейные ценности» представлена следующими видами деятельности:

- организация и проведение научных семинаров, круглых столов и иных форм обсуждения достижений студентами, занимающимися научной деятельностью в области семейной педагогики и психологии;

- участие в «Днях науки»;

- создание тематических стендов;

- написание статей;

- создание электронного ресурса, обеспечивающего информационно-методическую поддержку работы молодого специалиста с семьей.

Организационно-технологический блок включает в себя формы, методы и средства работы, используемые в данной модели. Методами воспитательной ра-боты были выбраны: тренинги, дискуссия, ролевые игры, метод проектов, кейс-метод, рефлексивные технологии обучения и др.

Основными формами работы являются: обсуждение художественных фильмов, организация выставки, создание коллажей и др.

В качестве средств развития семейной идентичности студентов можно выделить: нормативные документ, публикации в СМИ, художественные произведения, семейные фото и реликвии.

Технология педагогической деятельности по развитию семейной идентичности студентов раскрыта в технологическом блоке модели.

При разработке нашей модели мы выявили следующие педагогические условия, способствующие развитию семейной идентичности студентов: опора на положительный опыт семейного

воспитания; актуализация и сохранение семейной памяти, разработка и реализация программ родительского просвещения и семейного воспитания, внедрение в образовательные программы курсов, направленных на развитие семейной идентичности, организацию совместной межпоколенной деятельности, направленной на формирование ценностного отношения к семье, создание электронного ресурса, обеспечивающего информационнометодическую поддержку работы молодого специалиста с семьей.

Следующим шагом было описание технологии воспитательного взаимодействия. Она представляет собой последовательность следующих шагов: разработка диагностического инструментария; диагностика сформированности семейной идентичности у студентов; изучение учебных планов и программ, реализуемых в институте: планирование деятельности и разработка программы мероприятий; разработка и реализация учебного элемента «Взаимодействие семьи и образовательной организации»; разработка майнора «Семейная педагогика»; руководство студенческим научным обществом «Семейные ценности»; мониторинг результатов, итоговая диагностика.

Заключение

Для контроля и определения эффективности воспитательного воздействия нами был разработан результативно-диагностический блок. Он включает в себя три основные составляющие семейной идентичности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Для диагностики каждого компонента нами подобран ряд методик, при помощи которых можно определить степень и полноту проявления каждого из них, что позволит выявить три уровня развития семейной идентичности. Диагностическая составляющая предполагает первичное изучение сформированности семейной идентичности студентов, а также диагностику уровня сформированности семейной идентичности по итогам проведенной воспитательной работы. В качестве методов диагностики нами были выбраны анкетирование, метод опроса, тесты.

В завершении, можно сказать, что спроектированная нами модель процесса развития семейной идентичности студентов будет способствовать развитию ценностного отношения студентов к семье и повышению воспитательного потенциала образовательной организации.

Список литературы

1. Беспалова Е.А. «Отчий дом». https://infourok.ru/programma-po-ukrepleniyu-instituta-semi-otchiy-dom-2399481.html

2. Бинеева Н.К. Семья в контексте теорий социального конфликта // Аналитика культурологии. 2008. №1. С, 160-161.

3. Вишневский Ю.Р., Ячменева М.В. Отношение студенческой молодежи к семейным ценностям (на примере Свердловской области) // Образование и наука. 2018. Том 20. №5. С. 125-141. й01 10.17853/1994-5639-2018-5-125-141.

4. Гончарова А.В. Человек и глобальные проблемы современности // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2017. №8. С. 33-41.

5. Дубовец Е.Н., Мартынова В.В. Модель формирования семейных ценностей под-ростков из неблагополучных семей // Вешк Мазырскага дзяржаунага педагапчнага уывератэта iмя I. П. Шамяюна. 2013. №3 (40). С. 57-61.

6. Збранкова И.В., Трофимова О.А., Дудина И.Н., Абрамкина А.В. Программа «Семейные ценности». http://www.kriziscentr71 .ru/program/p8-2.php

7. Кучмаева О.В, Ростовская Т.К. Семья в системе социальных институтов общества: учеб. пособие. - М.: ВАКО, Галлея принт, 2015. 372с.

8. Мкртчан В.С., Галикян Г.Э. Кризис идентичности в современном глобализирующемся обществе // Научные труды КубГТУ. 2017. №67 С. 220-228.

9. Олейник В.Н. Программа «Семейные ценности». https://cpmss-irk.ru/attachments/article/152/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%

00%В0%20%00%А1%00%В5%00%В0%00%В5%00%В9%00%В0%01%8В%00%В5%20%01%86%00 %В5%00%В0%00%Вй%00%ВЕ%01%81 %D1%82%D0%B8.pdf

10. Программа по формированию семейных традиций и ценностей среди воспитан-ников детского дома. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_po_formirovaniyu_semejnih_traditcij_i_tcenn_131409.html

11. Федоренко С.С. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков, Санкт-Петербург, 2014. https://studylib.ru/doc/2637436/model._-formirovaniya-semejnyh-cennostej-u-detej-i-podrostkov

A model for the development of family identity among future teachers

Ksenia K. Elkina

Postgraduate student of the Department of Pedagogy Yaroslav the Wise Novgorod State University Nizhny Novgorod, Russia s190603@std.novsu.ru 0000-0000-0000-0000

Received 9.06.2021 Accepted 11.10.2021 Published 15.10.2021

d 10.25726/b1247-4924-0605-b

Abstract

Currently, questions concerning various aspects of personal identity are becoming more and more acute. The process of globalization of society leads to the fact that the individual is given a wider choice of life scenarios. Such diversity negatively affects the individual's perception of himself as an integral unit. This phenomenon is called the identity crisis of the individual and is found everywhere. The following can be identified as the main causes of the identity crisis: threats of nuclear and man-made disasters, moral irresponsibility of members of society, propaganda of antisocial forms of media behavior, etc. Researchers also record the crisis of the family in Russian society, expressed in the transformation of the family and the devaluation of family values: the legalization of same-sex marriages in many European countries; an increase in the number of women and men who did not marry; a decrease in the birth rate due to orientation to childlessness; an increase in the number of single-parent families; the increase in the number of children left without parental care, etc. This article reveals the relevance of the problem of the formation of family identity among future teachers. A description of the theoretical development of a model for the development of family identity of students of pedagogical training areas is presented. The content of the model blocks is disclosed: conceptual, substantive, organizational and activity, technological and performance-diagnostic.

Keywords

family, family identity, family values.

References

1. Bespalova E.A. «Otchij dom». https://infourok.ru/programma-po-ukrepleniyu-instituta-semi-otchiy-dom-2399481.html

2. Bineeva N.K. Sem'ja v kontekste teorij social'nogo konflikta // Analitika kul'turologii. 2008. №1. S, 160-161.

3. Vishnevskij Ju.R., Jachmeneva M.V. Otnoshenie studencheskoj molodezhi k semejnym cennostjam (na primere Sverdlovskoj oblasti) // Obrazovanie i nauka. 2018. Tom 20. №5. S. 125-141. DOI 10.17853/1994-5639-2018-5-125-141.

4. Goncharova A.V. Chelovek i global'nye problemy sovremennosti // Problema sootnoshenija estestvennogo i social'nogo v obshhestve i cheloveke. 2017. №8. S. 33-41.

5. Dubovec E.N., Martynova V.V. Model' formirovanija semejnyh cennostej pod-rostkov iz neblagopoluchnyh semej // Vesnik Mazyrskaga dzjarzhaynaga pedagagichnaga yniversitjeta imja I. P. Shamjakina. 2013. №3 (40). S. 57-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Zbrankova I.V., Trofimova O.A., Dudina I.N., Abramkina A.V. Programma «Semejnye cennosti». http://www.kriziscentr71 .ru/program/p8-2.php

7. Kuchmaeva O.V, Rostovskaja T.K. Sem'ja v sisteme social'nyh institutov obshhestva: ucheb. posobie. - M.: VAKO, Galleja print, 2015. 372s.

8. Mkrtchan V.S., Galikjan G.Je. Krizis identichnosti v sovremennom globalizirujushhemsja obshhestve // Nauchnye trudy KubGTU. 2017. №67 S. 220-228.

9. Olejnik V.N. Programma «Semejnye cennosti». https://cpmss-irk.ru/attachments/article/152/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC% D0%B0%20%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%86%D0 %B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81 %D1%82%D0%B8.pdf

10. Programma po formirovaniju semejnyh tradicij i cennostej sredi vospitan-nikov detskogo doma. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_po_formirovaniyu_semejnih_traditcij_i_tcenn_131409.html

11. Fedorenko S.S. Model' formirovanija semejnyh cennostej u detej i podrostkov, Sankt-Peterburg, 2014. https://studylib.ru/doc/2637436/model._-formirovaniya-semejnyh-cennostej-u-detej-i-podrostkov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.