Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
211
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СЕМЬЯ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ПОДРОСТКИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поспелова Виктория Алексеевна, Чижикова Анна Сергеевна

В статье раскрывается сущность и содержание гендерной идентичности детей. Значимое место отводится, прежде всего, определению таких понятий как «идентичность» и «гендерная идентичность». Выделены психологические механизмы, оказывающие влияние на процесс гендерной идентификации. Авторами проанализированы проблемы и особенности гендерной идентичности у детей-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей. Раскрыты особенности ее формирования в условиях детского дома. Представлен анализ исследований по изучению гендерной идентичности подростков, воспитывающихся в семье и в детском доме. Показано тематическое содержание программы «Тайны познания себя», авторами которой являются А.В. Забродина, М.Н. Крамаренко, направленной на развитие гендерной идентификации детей-сирот и подростков, которые остались без попечения родителей. Данная статья будет интересна специалистам различных отраслей психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Поспелова Виктория Алексеевна, Чижикова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE GENDER IDENTITY OF ORPHANS AND ADOLESCENTS LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

The article reveals the essence and content of children's gender identity. A significant place is given, first of all, to the definition of such concepts as "identity" and "gender identity". Psychological mechanisms influencing the process of gender identification are highlighted. The authors analyzed the problems and features of gender identity in orphans and adolescents left without parental care. The peculiarities of its formation in the conditions of an orphanage are revealed. The analysis of studies on the study of gender identity of adolescents brought up in a family and in an orphanage is presented. The thematic content of the program "Secrets of self-knowledge", the authors of which are A.V. Zabrodina, M.N. Kramarenko, aimed at the development of gender identification of orphans and adolescents who were left without parental care, is shown. This article will be of interest to specialists in various branches of psychology.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Формирование гендерной идентичности детей-сирот и подростков, оставшихся без

попечения родителей

Formation of the gender identity of orphans and adolescents left without parental care

Поспелова Виктория Алексеевна

Студент 4 курса

Факультет Дошкольного и начального образования Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский

государственный педагогический институт» г. Ставрополь, ул. Ленина, 417 "А " e-mail: pospelova-2001 @inbox. ru

Pospelova Victoria Alekseevna

Student 4 term

Faculty of Preschool and primary education State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Stavropol State Pedagogical Institute"

Stavropol, st. Lenin, 417 "A " e-mail: pospelova-2001 @inbox. ru

Чижикова Анна Сергеевна

Студент 4 курса

Факультет Дошкольного и начального образования Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский

государственный педагогический институт» г. Ставрополь, ул. Ленина, 417 "А " e-mail: annchastliwogo@gmail.com

Chizhikova Anna Sergeevna

Student 4 term

Faculty of Preschool and primary education State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Stavropol State Pedagogical Institute"

Stavropol, st. Lenin, 417 "A " e-mail: annchastliwogo@gmail.com

Научный руководитель Кольцова Ирина Владимировна

Кандидат психологических наук

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский

государственный педагогический институт» г. Ставрополь, ул. Ленина, 417 "А " e-mail: kycher-1979@mail.ru

Scientific adviser Koltsova Irina Vladimirovna

PhD in Psychology

State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Stavropol State Pedagogical Institute"

Stavropol, st. Lenin, 417 "A " e-mail: kycher-1979@mail.ru

Аннотация.

В статье раскрывается сущность и содержание гендерной идентичности детей. Значимое место отводится, прежде всего, определению таких понятий как «идентичность» и «гендерная идентичность». Выделены психологические механизмы, оказывающие влияние на процесс гендерной идентификации. Авторами проанализированы проблемы и особенности гендерной идентичности у детей-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей. Раскрыты особенности ее формирования в условиях детского дома. Представлен анализ исследований по изучению гендерной идентичности подростков, воспитывающихся в семье и в детском доме. Показано тематическое содержание программы «Тайны познания себя», авторами которой являются А.В. Забродина, М.Н. Крамаренко, направленной на развитие гендерной идентификации детей-сирот и подростков, которые остались без попечения родителей. Данная статья будет интересна специалистам различных отраслей психологии.

Annotation.

The article reveals the essence and content of children's gender identity. A significant place is given, first of all, to the definition of such concepts as "identity" and "gender identity". Psychological mechanisms influencing the process of gender identification are highlighted. The authors analyzed the problems and features of gender identity in orphans and adolescents left without parental care. The peculiarities of its formation in the conditions of an orphanage are revealed. The analysis of studies on the study of gender identity of adolescents brought up in a family and in an orphanage is presented. The thematic content of the program "Secrets of self-knowledge", the authors of which are A.V. Zabrodina, M.N. Kramarenko, aimed at the development of gender identification of orphans and adolescents who were left without parental care, is shown. This article will be of interest to specialists in various branches of psychology.

Ключевые слова: идентичность, гендерная идентичность, семья, детский дом, дети-сироты, подростки, оставшиеся без попечения родителей.

Key words: identity, gender identity, family, orphanage, orphans, adolescents left without parental care.

Успешность выстраивания отношений человеком с другими людьми зависит от уровня сформированное™ идентичности. Под идентичностью понимают чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным «Я», в независимости от того, как меняется ситуация.

Благодаря идентичности человек ощущает непрерывность прошлого, настоящего и будущего. При сформированной идентичности у личности образуется единая система координат в различных формах поведения в разнообразных сферах жизни. При ощущении идентичности человеку легче определять направление, цели и смысл своей жизни.

Одним из компонентов идентичности является гендерная идентичность. Клецина И.С. считает, что в совокупность гендерных характеристик человека входит гендерная идентичность, маскулинные и феминные черты, установки и стереотипы поведения, типичные для определенного пола [4].

Гендерная идентичность - аспект самосознания, отображающий ощущение человека себя как представителя определенного пола, понимание своей принадлежности к полу в социальном контексте, то есть осознание и ощущение человеком позиции «Я» по отношению к конкретным образам или эталонам пола [6].

По мнению Н.В. Буроковой под маскулинностью и фемининностью следует понимать, типичные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, предписываемых для мужчины или женщины [5].

Каждая гендерная характеристика входит в Я-концепцию личности и занимает центральную позицию. Чаще всего гендерная идентичность совпадает с биологическим полом человека. На протяжении жизни человека глобальная гендерная идентичность остается неизменной. Но в процессе взросления и приобретения опыта у человека могут поменяться его жизненные интересы, черты личности и полоролевое поведение [6].

При усвоении индивидом культуры поведения в том обществе, где он находится, углубляется его гендерная идентичность. Уровень социально-экономического развития общества, особенности культуры, образ жизни человека влияет на его гендерную идентификацию.

На становление гендерной идентификации влияет различные социальные группы. Наибольшее влияние оказывает семья. Важнейшими агентами, влияющими на развитие гендерной идентификации в семье, являются личностные и гендерные характеристики родителей, их идентичность и ролевая модель, пол ребенка и мнение родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола [11]. На процесс гендерной идентификации влияют психологические механизмы:

1. гендерные схемы;

2. процесс идентификации;

3. социальные ожидания;

4. понимание половой социальной роли;

5. осознание, понимание половой социальной роли;

6. социальные подкрепления.

Данные механизмы и процессы тендерной идентификации характеры для типичного психосексуалиного развития.

При нарушениях детско-родительских отношений и родительской депривации гендерная идентификация развивается иначе.

При выпуске из учреждений интернатного типа бывшие воспитанники испытывают затруднения в создании семьи и поддержании ее в стабильном состоянии. Вхождение в семью мужа или жены, построение гармоничных отношений с супругом для них являются проблематичными. Главная причина этого, как считают А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, неправильно складывающиеся полоролевые представления воспитанников детского дома [10].

Также наблюдения А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых показывают, что дети дошкольного и младшего школьного возраста не играю в ролевые игры, где надо обыграть роль мужчины или женщины (например, игры «в дочки-матери», «в войну», «в семью»). Отсутствие данных игр у детей исследователи связывают с рядом причин. Одна из причин - недостаток гендерных моделей поведения, как женских, так и мужских. Среди детей в детских домах или школ-интернатов нередко встречаются те, которые совершенно не знакомы с моделью поведения мужчин, так как с рождения их окружает женских коллектив.

В исследовании Кучер И.В. отмечается, что подростки, которые росли без родителей с раннего возраста, не имеют четких, полных представлений о себе, как представителя определенного пола. Ими слабо осознаются гендерные стереотипы, особенности взаимоотношений, как со своим, так и с противоположным полом [7].

А. Фрейд было отмечено, что подростки, выросшие без близких взрослых, создают примитивные связи с тем, кто их окружает, они развивают «замещающие» связи со сверстниками или группой сверстников; часто дети пытаются выстроить материнские отношения с каким-нибудь лицом, без этого переход таких детей к зрелости невозможен [3, с. 13].

Т.И. Юферевой было проведено исследование по изучению представлений подростков от 13 до 15 лет, которые воспитываются в детском доме, о современных мужчине и женщине. Это, по мнению Т.И. Юферевой, показывает взгляды данных подростков на маскулинность и фемининность. Сравнительный анализ представлений о женщине и мужчине подростков, воспитывающихся в семьях и вне ее, показал, что подростки из детского дома имеют повышенную ценность семьи. Также исследование показало, что у подростка, воспитывающегося вне семьи, выстраиваются одновременно две модели представлений о семейной жизни. Первая модель - идеализация образа семьи, как правило, при данной модели обычно отсутствуют конкретные бытовые детали. Вторая модель - отрицательный образ семьи. Для данного образа характерны детальность и эмоциональность в представлениях.

Эти два представления создают противоречащую систему требований: положительно-абстрактных и отрицательно-конкретных (Я бы хотела, чтобы мужчины были спортивные, красивые, сильные, любили свою жену и детей, не хочу видеть их пьяными, грязными, которые нуждаются только в водке) [2; 9]. Выстраивание такой конфликтной системы требований, по мнению Т.И. Юферевой, способно в дальнейшем отрицательно повлиять на формирование представлений о семейной жизни и на формирование адекватных, наполненных содержанием образов мужественности и женственности.

Изучением гендерной идентичности занимались Е.А. Сергтенко и А.Н. Пугачева. Исследовался тип гендерной идентичности девушек от 14 до 17 лет, которые выросли в семье и детском доме. Результаты исследования показали, что у девушек из детских домов преобладает фемининный тип (55%), андрогинный тип

второй по частоте встречаемости (40%). У девушек, воспитывавшихся в семье, преобладает андрогинный тип (45%), фемининный тип (30%), маскулинный тип гендерной идентичности (25%).

Девочки из семьи проявляли большую мускулинность гендерных установок на вербальном уровне, при этом выражены были феминные черты, которые проявлялись в рисунках. Девушки, выросшие вне семьи, имели в преимуществе феминизированные гендерные установки, проявляющиеся вербально, но менее выражены были феминные черты, что показали рисунки [10].

По завершению исследования Е.А. Сергтенко и А.Н. Пугачева пришли к выводу, что у девочек, которые воспитывались вне семьи, гендерное поведение состоит из абстрактных моделей, которые построены по принципу гиперкомпенсации, что осложняет формирование гендерной идентификации.

Дети, которые попадают в детские дома, часто бывают не просто лишены эталона выстраивания полоролевых отношений, но и иметь негативный опыт в данной сфере. Именно из-за этого на коллектив детского дома возлагается трудная и очень важная задача оказание подростку помощи гендерно идентифицировать себя, компенсировав недостаток семейного воспитания, обучив его навыкам сексуального самосохранения, скорректировав негативное влияние средств массовой информации, сформировав маскулинность и фиминность, обучив основным правилам поведения со своим и противоположном полом.

Существует мнение, что способствовать гендерной идентификации у детей-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, может раздельно-параллельное обучении мальчиков и девочек в школе на различных ступенях [1].

Для раздельного обучения мальчиков и девочек не разработаны единые гендерные методики и по большой части проводится в рамках рекомендаций О.А. Ворониной [8], путем внесения изменений в школьные программы. Одним из главных достоинств данного обучения является здоровьесберегающая технология и возможность создания условий для формирования у школьников гендерных ролей. Опыт работы в детских домах по гендерным программам крайне беден.

А.В. Забродина, М.Н. Крамаренко, осознавая актуальность данной проблемы, разработали авторскую программу, которая помогает в развитии гендерной идентификации детей-сирот и подростков, которые остались без попечения родителей. Название данной программы «Тайны познания себя» [7].

Целью данной программы, в соответствии с новой концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, является осознание воспитанниками безусловной ценности семьи, понимание и поддержание нравственных устоев семьи (любви, взаимопомощи, заботе о младших и стариках, ответственности за другого человека, бережное отношение к личности человека, забота о продолжении рода).

Содержание программы определяется следующим подходами к гендерному воспитанию детей и подростков: личностно-ориентированным, системно-деятельным, культурологическим.

Тематическое содержание программы делится на три блока:

1. «Мужчина в современном мире», «Женщина в современном мире». В этом блоке предполагается проведение занятий по формированию эталонов мужской и женской привлекательности, по определению ролевого поведения мужчины и женщины в современном мире, по формированию социальных ролей: мать -отец, жена-муж, сестра-брат, хозяин-хозяйка в доме и т.д.

2. «Здоровье и красота» - этот блок предполагает формирование умений ухода за своим телом, принципов здорового образа жизни, воспитание вкуса в одежде и прическе, формирование умений пользоваться косметикой, средствами по уходу за телом и волосами.

3. «Этика общения» - в этом блоке приводятся занятия по формированию правил поведения при общении с противоположным полом, умений вести беседу, развлечения гостей, освящаются правила этики и этикета.

Программа учитывает разновозрастные группы воспитанников детского дома. Поэтому занятия разделены для младших школьников и подростков. В программе предполагается деление детей на маленькие группы, что обеспечивает приближение условий к условиям в многодетной семье.

Формы и методы в программе различны, среди них: мастер-классы, индивидуальные беседы с врачом, посиделки, праздники, дискуссии, девичники, мальчишники, тестирования, тренинги, индивидуальные консультации, конкурсы и многое другое.

Программа предполагает привлечение различных специалистов: психологов, медработников, инструкторов по труду, библиотекарей, поваров.

Программа официально принята и зарегистрирована в 2010 году. Программа призвана обеспечить систему процесса гендерного воспитания и дать более современные представление по данной теме педагогам. Реализация программы предполагает повышение уверенности в себе у воспитанников, улучшение взаимодействия их с воспитателями и другими сотрудниками детского дома, увеличение активности участия в мероприятиях детского дома и вне его стен. У воспитанников, идущих по этой программе, предполагается улучшение отношения к себе и своим вещам, обогащение речи.

Таким образом, многие исследования говорят о том, что становление гендерной идентичности не может быть полноценным без родительского примера. Представления детей, воспитывающихся вне семьи, об отношениях мужчин и женщин, между мужем и женой, между родственниками крайне бедны вследствие отсутствия полноценного жизненного опыта и положительных примеров. Оказание психолого-педагогической помощи детям педагогическим коллективом детского дома по формированию наиболее четких представлений о своей гендерной идентичности у ребенка способствует формированию положительного Я-образа, образа мира.

Список используемой литературы:

1. Денисова А.А. Словарь гендерных терминов. - М.: Информация 21 век, 2002. - 78 с.

2. Дубровина И.В, Акимова М.К., Борисова и др. Е.М. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.

3. Кле M. Психология подростка. Психосексуальное развитие / М. Кле. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.

4. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 92 с.

5. Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 480 с.

6. Кон И.С. Введение в сексологию. - М. : Медицина, 1989. - 319 с.

7. Кучер И.В. Психологическое сопровождение развития личности подростков в социальном приюте: дис. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2006. - 198 с.

8. Мудрик А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании Народное образование. -2007. - № 5. - С. 175-181.

9. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - СПб.: Питер, 2007. - 413 с.

10. Сергиенко Е.А., Пугачева А.Н. Представление о гендерной роли у девушек, выросших в семье и в детском доме // Мир детства. - 2002. - № 3. - С. 40-47.

11. Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2006 - 253 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.