Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНЫХ ПРОГРАММ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ'

ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНЫХ ПРОГРАММ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
390
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ / АКТУАЛЬНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЗАДАЧИ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антошко Елена Анатольевна

Целью исследования является определение особенностей создания и реализации системных программ, направленных на методическую поддержку воспитательной функции многодетной семьи с использованием потенциала общественно-государственного сотрудничества, обеспечивающего расширение ресурсности многодетных родителей в реализации актуальных жизненных задач повышения качества жизни и социальной устойчивости. В статье представлен опыт общественно-государственного сотрудничества многодетных родителей, членов их семей и организаций Республики Карелия по созданию системных условий оказания методической помощи многодетным семьям в осуществлении воспитательной функции. Научная новизна исследования заключается в разработке и реализации программ поддержки воспитательной функции в процессе взаимодействия «многодетная семья - социальные партнёры», что выступает условием актуализации воспитательных компетентностей всех участников взаимодействия. В результате исследования обосновано значение общественно-государственного сотрудничества многодетных семей, государственных, муниципальных и социально ориентированных некоммерческих организаций по осуществлению методической поддержки воспитательной функции многодетной семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Антошко Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF STATE AND SOCIETY IN PROVIDING CONTINUOUS PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO MULTIPLE-CHILD FAMILIES

The paper considers the following issues: development and realization of pedagogical support programs for multiple-child families involving cooperation of the state and the society, which helps to improve multi-child parents’ readiness to solve relevant everyday problems: raising life quality and enhancing social stability. The article presents experience of cooperation of multi-child parents, their family members and state organizations of the Republic of Karelia in providing continuous pedagogical assistance to multiple-child families. Scientific originality of the study includes development and approbation of pedagogical support programs involving interaction of multiple-child families and social partners, which ensures actualization of educational competence of interaction participants. The research findings are as follows: the author justifies importance of cooperation of multiple-child families, state and municipal bodies, socially oriented non-commercial organizations in providing pedagogical assistance to multiple-child families.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНЫХ ПРОГРАММ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ»

Зкратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 4. С. 521-529 | 2021. Volume 6. Issue 4. P. 521-529

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Общественно-государственное сотрудничество в реализации системных программ методической поддержки воспитательной функции многодетной семьи

Антошко Е. А.

Аннотация. Целью исследования является определение особенностей создания и реализации системных программ, направленных на методическую поддержку воспитательной функции многодетной семьи с использованием потенциала общественно-государственного сотрудничества, обеспечивающего расширение ресурсности многодетных родителей в реализации актуальных жизненных задач повышения качества жизни и социальной устойчивости. В статье представлен опыт общественно-государственного сотрудничества многодетных родителей, членов их семей и организаций Республики Карелия по созданию системных условий оказания методической помощи многодетным семьям в осуществлении воспитательной функции. Научная новизна исследования заключается в разработке и реализации программ поддержки воспитательной функции в процессе взаимодействия «многодетная семья - социальные партнёры», что выступает условием актуализации воспитательных компетентностей всех участников взаимодействия. В результате исследования обосновано значение общественно-государственного сотрудничества многодетных семей, государственных, муниципальных и социально ориентированных некоммерческих организаций по осуществлению методической поддержки воспитательной функции многодетной семьи.

EN

Cooperation of State and Society

in Providing Continuous Pedagogical Assistance

to Multiple-Child Families

Antoshko Y. A.

Abstract. The paper considers the following issues: development and realization of pedagogical support programs for multiple-child families involving cooperation of the state and the society, which helps to improve multi-child parents' readiness to solve relevant everyday problems: raising life quality and enhancing social stability. The article presents experience of cooperation of multi-child parents, their family members and state organizations of the Republic of Karelia in providing continuous pedagogical assistance to multiple-child families. Scientific originality of the study includes development and approbation of pedagogical support programs involving interaction of multiple-child families and social partners, which ensures actualization of educational competence of interaction participants. The research findings are as follows: the author justifies importance of cooperation of multiple-child families, state and municipal bodies, socially oriented non-commercial organizations in providing pedagogical assistance to multiple-child families.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тенденциями нынешнего времени, когда большая часть многодетных семей в Российской Федерации не имеют достаточной социальной устойчивости и не могут самостоятельно обеспечить качество жизни своих детей и семьи. Результаты статистики Российской Федерации 2018 года подтверждают, что 49,4% несовершеннолетних детей из многодетных семей и 42,1% многодетных семей, где оба родителя работают, проживают за чертой бедности [6]. Важным является вопрос поддержки семейных ценностей и семейного образа жизни в связи с отмечаемыми по результатам исследований и сбора статистических данных в Российской Федерации кризиса общественного сознания относительно семьи и брака: возрастание численности граждан, не готовых к созданию семьи, и фактов совместного проживания

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210081

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

без регистрации брака, установка на «малодетность», общее снижение уровня духовно-нравственного развития населения страны, и особенно молодежи, и т.д. (А. И. Антонов [3], С. С. Бирюкова, Е. А. Горина, А. Р. Го-ряйнова, Т. Б. Гудкова, Д. Е. Карева, Е. С. Любушина, Л. Н. Овчарова, С. А. Тер-Акопов [4], В. Н. Герасимов [10], Н. С. Григорьева, В. Дюпра-Куштанина, М. А. Шарова [11], Т. А. Гурко [12], Е. К. Журавлёва, О. А. Копцева [15], Т. К. Ростовская, О. В. Кучмаева [31]).

Одной из главных причин таких особенностей в семьях, имеющих социальные трудности, является отсутствие у многодетных родителей достаточных социальных компетентностей и ресурсов для раскрытия, проявления и развития семейного жизнетворческого потенциала, конструктивного взаимодействия с социальными партнёрами и участниками отношений в сферах образования, социального обслуживания, охраны здоровья, культуры и др. Содействие многодетным семьям в раскрытии потенциала ресурсности и развитии необходимых компетентностей многодетных родителей в успешном решении актуальных задач повышения качества жизни и социальной устойчивости является одной из важных задач специалистов организаций, оказывающих поддержку семьям с детьми.

Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1) выявить ресурсы, потребности, степень включённости и уровень удовлетворённости многодетных родителей методической поддержкой воспитательной функции семьи через систему родительского просвещения и консультирования;

2) создать и реализовать системную программу методической поддержки воспитательной функции многодетной семьи;

3) обобщить результаты деятельности социальных партнёров по оказанию методической поддержки воспитательной функции многодетной семьи.

Методы исследования. Для решения поставленных задач нами использовались теоретические методы (анализ научно-исследовательской и научно-методической литературы в гуманитарных науках) и эмпирические методы (качественные и количественные методы интервьюирования и анкетного опроса, социально-педагогический эксперимент по созданию и реализации системной программы, включающей консультативную, консультативно-просветительскую, культурно-просветительскую, музейно-образовательную программы, оценка качества и эффективности участия многодетных родителей и членов их семей в программах).

Теоретической базой исследования послужили публикации педагогов-исследователей Е. В. Владыкиной [8], А. С. Воротникова [9], Т. А. Данилиной, Н. М. Степиной [13], Н. В. Карташева [16], Т. К. Ким [17], В. В. Коробко-вой [18], Е. Н. Ренёвой, С. С. Быковой [29], Ю. П. Петровой, Е. Н. Пьяновой [26], А. С. Роботовой [30], М. Б. Шеи-ной [37], А. А. Майер, О. И. Давыдовой [21], Т. М. Марковой [22], М. Н. Поповой, М. М. Прокопьевой [27], О. В. Солодянкиной [32], О. В. Филатовой [34, с. 99], В. В. Хитрюк, М. Г. Сергеевой, Н. Л. Соколовой [35], О. А. Щекиной [38], раскрывающие развитие и реализацию воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнёрства.

При построении вариативной модели методической поддержки воспитательной функции семьи использовались теоретические труды исследователей, отражающих особенности функциональных систем и формирования системных отношений, П. К. Анохина [2], К. В. Судакова [33], а также системного подхода во взаимосвязи и взаимообусловленности всех участников отношений, интеграции и дифференциации методов и форм осуществления поддержки с учётом индивидуальных потребностей и запросов - Т. Е. Веденской [7], И. В. Блауберга, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина [5], Н. В. Кузьминой [19], С. А. Расчётиной [28].

Для проявления сути общественно-государственного сотрудничества в интересах многодетной семьи как открытого и развивающегося механизма взаимодействия самой семьи, социально ориентированных некоммерческих организаций, реализующих программы поддержки многодетной семьи, и государственных и муниципальных органов власти и организаций с целью разработки, ресурсного обеспечения и реализации событий, проектов и программ, направленных на повышение уровня жизнетворческого потенциала семьи, её качества жизни и социальной устойчивости, использовались научно-исследовательские и научно-методические работы: Ю. П. Андреева, Н. М. Коржевской, Н. Б. Костина [1], С. Г. Шабас [36].

Практическая значимость исследования заключается в разработке алгоритма совместных действий многодетной семьи и партнерских социально ориентированных государственных и муниципальных организаций, включающего стимулирование собственных усилий семьи в процессе решения актуальных жизненных задач; создании и реализации вариативной модели системной программы методической поддержки воспитательной функции многодетной семьи, выступающей средством для решения теоретических и практических задач, связанных с воспитанием при сотрудничестве семьи с социальными партнёрами.

Ресурсы, потребности, степень включённости и уровень удовлетворённости многодетных родителей методической поддержкой воспитательной функции многодетной семьи

Сотрудничество семьи, общества и государства в интересах качества жизни и социальной устойчивости семьи в настоящее время является, с одной стороны, ключевым принципом, заложенным в ряде нормативных правовых документов (Закон «Об образовании в Российской Федерации» [23], Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [24], Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [25], Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России [14]), с другой стороны, востребованным социальным явлением, обеспечивающим конструктивное взаимодействие участников отношений, направленное на повышение уровня родительских компетентностей, улучшение детско-родительских отношений, содействие развитию ресурсов семей, особенно многодетных, в воспитании, образовании, развитии детей.

При формировании системной программы развития потенциала воспитания в многодетных семьях важно было изучить: ресурсы, потребности, готовность и удовлетворённость многодетных родителей и членов их семей в повышении воспитательного потенциала многодетной семьи; запрос государства и общества на компетентного и активно полезного родителя и крепкую многодетную семью, готовую сотрудничать с обществом и государством в интересах качества жизни и социальной устойчивости своей семьи и других семей. Исследование, проводившееся в рамках системной программы, позволило изучить точки зрения многодетных родителей, проживающих в семье и исправительных учреждениях, детей из многодетных семей и специалистов, оказывающих поддержку многодетным семьям.

В данной статье приводятся основные данные анкетного опроса 206 многодетных родителей Республики Карелия, проживающих в семье, которые позволили:

- выявить их основные социальные ресурсы, предоставляющие возможность многодетным родителям качественно осуществлять воспитательную функцию и выстраивать грамотные отношения с социальными партнёрами семьи (из числа опрошенных являются представителями социально активной возрастной категории в возрасте от 36 до 50 лет (65,5%); состоят в юридическом браке (75,7%), в том числе в церковном (8,3%); воспитывают кровных (98%), усыновлённых (1,5%), опекаемых (1%) и приёмных (1%) детей; трудоустроены (94,2%); имеют среднее, высшее (неоконченное высшее) профессиональное образование (88,6%));

- проявить уровень удовлетворённости ими качеством своих родительских компетентностей (61,2% опрошенных родителей оценили уровень своих родительских компетентностей в детско-родительских отношениях и воспитании как «хороший», а 19,9% оценили как «отличный») и сотрудничеством в вопросах воспитания с представителями общества и государства (42% многодетных родителей «обращаются за поддержкой к специалистам» по актуальным вопросам жизнедеятельности их семьи; 34,2% представителей многодетных семей «при поддержке специалистов участвуют в семейных и родительских событиях»);

- определить основные потребности в методической поддержке воспитательной функции многодетной семьи через систему родительского просвещения и консультирования (наиболее актуальными темами повышения своих компетентностей родители выделили «правовую (59,2%) и психолого-педагогическую (49,6%) грамотность»);

- сформулировать готовность к участию «в реализации программ родительского просвещения и консультирования» (52,4%) и сотрудничеству в интересах детей и семей «с организациями социальной сферы и органами власти», к которым многодетные родители обращаются в настоящее время за услугами или активно участвуют в совместной деятельности (41,5%).

Соавторы и соруководители системной программы обратили внимание при её проектировании на возможные риски снижения качества и эффективности методической поддержки осуществления воспитательной функции в многодетных семьях, выявленные в ходе анкетного опроса:

- более 19,9% опрошенных родителей отмечают, что у них «нет опыта повышения уровня своих родительских компетентностей», что может говорить о том, что, с одной стороны, у родителей не возникает потребности повышать свой родительский потенциал в изменяющихся условиях жизни, с другой стороны, возможно, не созданы доступные организационно-педагогические условия для повышения уровня родительских компетентностей призванными к этому организациями;

- менее всего многодетные родители посещают «специально организованные занятия по повышению родительской компетентности в организациях социального обслуживания и социально ориентированных некоммерческих организациях» (около 5% опрошенных), что может говорить о том, что такие организационно-педагогические условия могут быть не созданы в этих организациях или родители плохо информированы о таких возможностях;

- многодетные родители отмечают незначительную «роль региональных органов власти при решении вопросов по развитию воспитательного потенциала многодетных родителей и их семей» (от 5% до 15%), очевидно, что родители не рассматривают принимаемые законодательные и управленческие решения органами власти в вопросах воспитания за конкретную помощь лично им или их семье или слабо информированы о реализуемой ими деятельности;

- многодетные родители отмечают «неготовность принять участие в реализации программ родительского просвещения и консультирования в качестве их соавторов и соорганизаторов» (4%), что может говорить о том, что, с одной стороны, государственные, муниципальные, социально ориентированные некоммерческие организации не рассматривают многодетных родителей как потенциальных соавторов и соорганизаторов программ и не «взращивают» в своих сообществах родителей - семейных наставников, просветителей и консультантов, с другой стороны, многофункциональная занятость многодетных родителей в семье и профессии не позволяет им перейти на уровень общественного служения.

Результаты анкетного опроса были максимально учтены при создании, апробации и реализации системной партнёрской программы «Общественно-государственное сотрудничество в развитии родительского потенциала многодетных семей "Большая семья - большая ответственность семьи, государства и общества"»,

реализованной в Республике Карелия в 2019-2021 годах. За время реализации программы в её событиях, исследовательских, просветительских, консультативных программах приняли участие 1859 человек, в том числе представители многодетных семей - 1141 (61,3%). Программа объединила 433 социально ориентированные некоммерческие, государственные, муниципальные, коммерческие организации Республики Карелия, обеспечивающие психолого-педагогическую, консультативную, методическую, социальную поддержку многодетных семей.

Таким образом, своевременное выявление ресурсов, потребностей, степени включённости и уровня удовлетворённости многодетных родителей методической поддержкой воспитательной функции многодетной семьи позволяет, с одной стороны, увидеть реальные запросы родителей на методическую поддержку воспитательной функции семьи, с другой стороны, при разработке и реализации программ учитывать уровень готовности многодетных родителей к сотрудничеству с представителями органов власти, государственных, муниципальных, социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих методическую, просветительскую, консультативную, правовую, психолого-педагогическую, социальную и др. поддержку семьям с детьми.

Создание и реализация системной программы методической поддержки воспитательной функции многодетной семьи

Проектируя содержание программы, важно было предусмотреть системную деятельность соавторов и со-организаторов программы во взаимодействии с многодетными родителями и членами их семей, обеспечивающую качественную и эффективную реализацию событий, проектов и программ.

Системность программы рассматривается автором исследования как последовательная комплексная научно-исследовательская, научно-методическая, психолого-педагогическая, социально-правовая, консультативная деятельность участников отношений, заинтересованных в ресурсном осуществлении многодетной семьёй воспитательной функции, содействующей развитию и проявлению жизнетворческого потенциала семьи, направленного на повышение качества жизни многодетной семьи и её социальную устойчивость.

Общественно-государственное сотрудничество в интересах многодетных семей определяется нами как созидательное, многостороннее и последовательное взаимодействие многодетной семьи, общества и государства, направленное на повышение жизнетворческого потенциала многодетной семьи в решении актуальных жизненных задач, повышении качества жизни и социальной устойчивости.

Качество данных отношений подтверждается исследователем Р. М. Курмаевым, который обращает внимание на необходимость при осуществлении сотрудничества общества и государства вести кропотливую созидательную работу со стороны всех субъектов социума при условии возможности налаживания определенной системы контактов и взаимообмена [20].

Алгоритм совместных действий по осуществлению методической поддержки воспитательной функции многодетной семьи в сотрудничестве многодетных родителей, членов их семей и представителей организаций-партнёров позволил выстроить системную программу «Большая семья - большая ответственность семьи, государства и общества» в следующей взаимосвязанной и поэтапной последовательности.

1. Проектно-организационный этап - события направлены на выявление среди многодетных родителей и специалистов партнёрских организаций потенциальных соавторов, соруководителей и участников программ родительского просвещения и консультирования:

1.1. Создание и реализация деятельности постоянно действующего партнёрского экспертно-мето-дического объединения представителей государственных, муниципальных, социально ориентированных организаций, сообществ и инициативных групп многодетных родителей Республики Карелия.

1.2. Создание и реализация дополнительной профессиональной программы-лаборатории повышения квалификации специалистов, оказывающих поддержку многодетным семьям в сфере образования, культуры, социального обслуживания «Научно-методическое обеспечение создания и реализации программ и центров родительского просвещения и консультирования», с объёмом 108 и 50 часов со стажировкой в Научно-практической школе Музея-заповедника «Кижи», являющегося одним из основных хранителей семейных ценностей и традиций многодетных семей Карелии.

1.3. Заключение соглашений о сотрудничестве и создание планов совместных действий организаций-партнёров системной программы.

1.4. Создание, участие в конкурсах субсидий/грантов и реализация комплексного проекта по развитию родительского потенциала многодетных семей «Ответственный родитель», осуществлённого при поддержке Министерства образования Республики Карелия.

1.5. Проведение благотворительных акций «Большая семья в музее-заповеднике "Кижи"», выставок фотографий «Многодетной семьи Карелии счастливые моменты».

1.6. Создание и реализация исследовательской программы по изучению ресурсности, удовлетворённости, потребности и готовности многодетных родителей, проживающих в семье и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, детей из многодетных семей и специалистов, оказывающих им поддержку, в сотрудничестве по оказанию методической поддержки воспитательной функции многодетной семьи средствами просвещения и консультирования.

1.7. Информационная поддержка лучшего опыта родительства в многодетных семьях и общественно-государственного сотрудничества в интересах многодетных семей в региональных и муниципальных средствах массовой информации, на официальных сайтах организаций-партнёров и в социальных группах в Интернете.

2. Этап осуществления системных мероприятий программы - события направлены на создание, апробацию и реализацию консультативных, просветительских, музейно-образовательных и других программ многодетными родителями, представителями социально ориентированных некоммерческих, государственных и муниципальных организаций:

2.1. Создание, апробация и реализация для многодетных родителей и членов их семей с учётом результатов исследований Консультативной программы «От родителя - к родителю-консультанту», Культурно-просветительской программы «Многодетные родители - ответственные родители и счастливые дети» (данная программа стала победителем IV Всероссийского конкурса центров и программ родительского просвещения в 2020 году, проводимого Национальной родительской ассоциацией и Министерством просвещения Российской Федерации), Консультативно-просветительской программы для родителей в исправительных учреждениях «Я - родитель», Музейно-образовательной программы по повышению воспитательного потенциала семьи «Моя семья».

3. Этап выявления результативности и эффективности программы - события объединяют многодетных родителей и соруководителей программ по выполнению многодетными семьями итоговых сотвор-ческих работ и оценке результатов, качества и эффективности программ для многодетной семьи:

3.1. Проведение мероприятий по итогам освоения программ: выпуск творческих календарей на текущий год «Наша счастливая многодетная семья», издание сборника сказок многодетных семей, размещение виртуальной выставки семейных реликвий, проведение выставки экспозиций семейных краеведческих музеев многодетных семей.

3.2. Проведение текущей и итоговой оценки качества и эффективности участия многодетных родителей, членов их семей и специалистов в реализуемых программах.

4. Этап проявления участниками системных социально значимых событий программы в сотрудничестве с обществом и государством - события объединяют многодетных родителей, представителей социально ориентированных некоммерческих, государственных и муниципальных организаций, руководителей и специалистов органов власти и направлены на повышение уровня качества жизни и социальной устойчивости многодетных семей.

4.1. Проведение открытых тематических площадок по популяризации родительского просвещения и консультирования многодетных семей в районах республики «Большая семья: воспитываемся и воспитываем вместе» (уроки семейного добролюбия и нравственности «Я прошу меня услышать» и «Я - Человек с Большой Буквы», экспертно-методические семинары для специалистов «Воспитательный потенциал многодетной семьи как фактор её социальной устойчивости», консультации для многодетных родителей (законных представителей) «Мудрость воспитания сердцем»).

4.2. Участие соавторов и соруководителей системной программы «Большая семья - большая ответственность семьи, государства и общества» из числа специалистов партнёрских организаций и социально активных многодетных родителей в деятельности органов государственно-общественного управления Республики Карелия с целью защиты прав и решения вопросов повышения уровня благополучия многодетных семей (Совет при Главе Республики Карелия по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Координационный совет при Правительстве Республики Карелия по Десятилетию детства, Общественный совет при Министерстве социальной защиты Республики Карелия, Общественные советы по независимой оценке качества условий оказания услуг в образовании, здравоохранении, социальном обслуживании, культуре, Комиссия при Правительстве Республики Карелия по оказанию адресной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, Экспертный совет при Уполномоченном по правам ребёнка в Республике Карелия, Организационный комитет регионального этапа Всероссийского конкурса «Семья года» и др.).

4.3. Проведение III, IV, V открытых семейных форумов Республики Карелия «Услышать Ребёнка: дети из многодетных семей», «Услышать Ребёнка: достойно жить», «Услышать Ребёнка: образование в радость» (деловые встречи детей и родителей из многодетных семей в органах власти, государственных организациях, открытые тематические площадки, детско-родительские события, направленные на поиск совместных решений в повышении уровня качества жизни и социальной устойчивости многодетных семей, профилактику и предотвращение бедности и правонарушений, решение вопросов качественного образования в условиях пандемии).

4.4. Организация XII Открытой научно-практической конференции в интересах развития творческого потенциала детей, молодёжи и взрослых, живущих на Севере, «Гармония Севера: потенциал многодетных семей», рассмотревшей лучшие практики методической поддержки, просвещения и консультирования многодетных семей и выявившей основные пути решения проблем повышения ресурсности многодетных родителей в решении актуальных жизненных задач.

4.5. Общественная экспертиза уровня открытости и доступности информации о качестве условий оказания услуг семьям с детьми в рамках независимой оценки качества условий оказания услуг в сферах образования, охраны здоровья и социального обслуживания. Особое внимание уделено качеству условий для многодетных семей. Результаты подведены на заседании Координационного совета по Десятилетию детства в Республике Карелия при Правительстве Республики Карелия в мае 2020 года.

4.6. Презентации опыта реализации системной программы «Большая семья - большая ответственность семьи, государства и общества» на всероссийских, межрегиональных и региональных конференциях, форумах, семинарах, экспертных площадках.

5. Этап продолжения создания условий для системного сотрудничества многодетных семей, органов власти, государственных, муниципальных, социально ориентированных некоммерческих организаций - объединение ресурсов социально ориентированных некоммерческих, государственных

и муниципальных организаций для поддержки многодетных семей в решении актуальных жизненных задач и оказания помощи в реализации ими общественно-полезных инициатив.

5.1. Создание и реализация деятельности консультационных центров по поддержке семей, имеющих детей, и постоянное осуществление консультативной, психолого-педагогической, методической поддержки в них многодетных семей в рамках федерального проекта «Современная школа» (ранее - «Поддержка семей, имеющих детей») Национального проекта «Образование» на базе государственных, муниципальных, социально ориентированных некоммерческих организаций.

5.2. Адаптация программ к реализации в условиях пандемии в дистанционном формате.

5.3. Тиражирование консультативных и просветительских программ в организациях, работающих с многодетными семьями, в городских округах и муниципальных районах Республики Карелия.

5.4. Размещение кейсов программ на официальных ресурсах организаций-партнёров для открытого доступа потенциальным организаторам программ для многодетных родителей и членов их семей.

5.5. Методическая поддержка создания активно полезными многодетными родителями общественных объединений, реализации социально значимых событий, проектов и программ.

5.6. Включение представителей многодетных семей в органы государственно-общественного управления для участия в принятии решений в интересах их качества жизни и социальной устойчивости.

Таким образом, создание и реализация системной программы методической поддержки воспитательной функции многодетной семьи позволяет, с одной стороны, объединить ресурсы всех заинтересованных в улучшении качества жизни и устойчивом развитии многодетной семьи организаций, с другой стороны, создать для родителей и членов многодетных семей условия, при которых они смогут последовательно и постепенно раскрывать свой индивидуальный, коллективный, общественный, общественно-государственный потенциал семейного жизнетворчества, развивать необходимые компетентности и ресурсы в осуществлении воспитательной функции.

Обобщение результатов деятельности социальных партнёров

по оказанию методической поддержки воспитательной функции многодетной семьи

Содержание событий, консультативных и просветительских программ имело свои методологические подходы к проектированию, обеспечивающие постепенное раскрытие, проявление и развитие жизнетворческого потенциала многодетных родителей и членов их семей «от индивидуального - к коллективному, от коллективного - к общественному, от общественного - к общественно-государственному».

Создаваемое пространство методической поддержки воспитательной функции многодетной семьи наполнялось высокими смыслами семейных ценностей и семейных традиций, вдохновлялось компетентным выполнением семейных функций и ролей, обогащалось технологиями, методами и способами осознанности, сотрудничества, сотворчества, музейной педагогики и др., позволяющими многодетным родителям и членам многодетных семей максимально включаться в реализацию программ и практически применять в своей семье вновь усвоенное знание и освоенный опыт.

Качественные результаты участия многодетных родителей в семейных событиях, социально значимых проектах в интересах многодетных семей, просветительских и консультативных программах были нацелены на то, чтобы:

- родители умели компетентно и своевременно выявлять и решать актуальные жизненные задачи, возникающие при осуществлении воспитательной функции многодетной семьи;

- родители и члены многодетных семей творчески подходили к решению актуальных жизненных задач, возникающих при осуществлении воспитательной функции, с учетом потребностей всех и возможностей включённости каждого в решение задач;

- многодетные родители осознанно брали ответственность за управление качеством жизни своей семьи и поддержку каждого её члена в раскрытии жизнетворческого потенциала.

В рамках программ специалистам по сформулированным запросам многодетных родителей удалось оказать методическую и психолого-педагогическую поддержку в:

- устойчивом проявлении воспитательных компетентностей многодетного родителя при выстраивании семейных и детско-родительских отношений в большой семье, особенно в трудных ситуациях;

- раскрытии творческого потенциала ребенка при его разносторонних увлечениях и отсутствии определенности;

- помощи ребёнку в разрешении трудностей в межличностных отношениях в коллективе сверстников;

- грамотном распределении сил и времени на внимание ко всем детям в многодетной семье;

- особенностях адаптации ребёнка из многодетной семьи к детскому саду;

- грамотном поведении родителя в конфликте разновозрастных и разнополых детей в многодетной семье;

- эффективном управлении качеством жизни своей многодетной семьи;

- повышении уровня психолого-педагогических компетентностей многодетного родителя в регулировании агрессивного поведения ребёнка;

- выстраивании безопасных детско-родительских отношений в переходный период ребёнка-подростка;

- развитии коммуникативных навыков ребёнка в многодетной семье как основы дальнейшего социально грамотного общения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ниже представлены высказывания многодетных родителей-участников программ по их окончанию:

- «очень понравилось, много узнаю нового, рада совместному полезному времяпровождению с детьми»;

- «поняла: какой любовью я люблю своих детей»;

- «в плотном графике многодетных семей очень важно уделять время систематизации и развитию. Я почувствовала принятие и доброе отношение к нам и нашим детям ведущих. Интересно построены теоретические и практические занятия»;

- «осознала необходимость любить самим и учить детей любить свой дом, свою семью»;

- «раскрыла ценность системного развития многодетной семьи в целом и каждого в отдельности»;

- «такие консультации нужны многим семьям. Родители становятся более ресурсными после программы. Готова стать консультантом для других родителей»;

- «огромное спасибо, вы помогли мне не только разобраться, но и, благодаря проведению консультативной программы, мы стали сильнее, смогли справиться со сложившейся проблемой в нашей семье. Адаптация к детскому саду нашей дочери прошла отлично!!!»;

- «я и моя семья готовы продолжать сотрудничество со специалистами, объединяться с другими семьями для решения важных задач многодетной семьи. Такие центры нужны. Спасибо всем, что вы помогаете нам стать лучшими родителями для своих детей!».

Анализ реализации событий, консультативных и просветительских программ для многодетных родителей и членов их семей позволяет сделать вывод о том, что:

- содержание программ смогло обратить внимание многодетных родителей и членов их семей на необходимость при осуществлении воспитательной функции уделять пристальное внимание качественному выполнению семейных функций и семейных ролей, сохранению и развитию семейных традиций, проявлению и объединению вокруг семейных ценностей;

- использованные в программе технологии, формы, методы позволили за небольшой период времени раскрыть потенциал многодетного родителя как мудрого родителя, просветителя, консультанта, активного и ответственного созидателя жизни своей семьи;

- по оценкам многодетных родителей, им труднее давалось участие в уроках осознанности и психолого-педагогических тренингах, где важно было впервые активно и открыто проявлять компетентности осознанности, творческого моделирования, психолого-педагогических выборов и решений. В мастер-классах и экскурсиях родителям и членам многодетных семей участвовать было легче, так как это был более знакомый для них вид деятельности. Но, по оценкам родителей, в «дорожных картах» радость от достижений во всех видах занятий, а особенно после завершения домашнего задания и получения целостной картины от освоенного материала и пережитых впечатлений, была одинаково полной и искренней;

- наиболее ценным в программах явилась возможность участвовать в ней вместе со своими детьми и членами семьи, где они освоили новый семейный опыт сотрудничества и сотворчества, а главное - возможность совместно развиваться, что мотивирует родителей на дальнейшее развитие себя и семьи.

Таким образом, общественно-государственное сотрудничество по созданию и реализации системных программ методической поддержки воспитательной функции многодетной семьи является важным фактором повышения уровня ресурсности многодетных родителей и членов их семей в решении актуальных жизненных задач воспитания, качества семейных и детско-родительских отношений, социальной устойчивости многодетных семей.

Заключение

Исследование условий, процессов, результатов осуществления воспитательной функции, проектирование алгоритма совместных действий, создание и реализация системной программы «Большая семья - большая ответственность семьи, государства и общества» многодетной семьёй в сотрудничестве с социальными партнёрами позволили сделать следующие выводы.

1. Многодетные родители обладают достаточными социальными ресурсами, проявляют потребность участия в родительском просвещении и консультировании, в большей степени удовлетворены методической поддержкой воспитательной функции со стороны социальных партнёров и готовы включаться в события, проекты и программы по повышению уровня родительских компетентностей в воспитании.

2. Создание и реализация системной программы методической поддержки воспитательной функции многодетной семьи в рамках общественно-государственного сотрудничества многодетных родителей и членов семей, социально ориентированных некоммерческих, государственных и муниципальных организаций в сфере образования, культуры и социальной защиты позволяют обеспечивать повышение уровня ресурсно-сти многодетных родителей в решении актуальных жизненных задач повышения качества жизни и социальной устойчивости многодетных семей.

3. Деятельность социальных партнёров по оказанию методической поддержки воспитательной функции многодетной семьи позволяет активно содействовать многодетным родителям в совершенствовании их родительских компетентностей, способствовать вхождению в родительские сообщества, семейные клубы, семейные школы, семейно ориентированные общественные организации, поддерживать потребность многодетных родителей в развитии потенциала соорганизаторов программ родительского просвещения и консультирования.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в тиражировании и исследовании специфики реализации событий, проектов и программ системной программы в муниципальных районах и городских

округах республики, дальнейшем создании условий для оказания методической поддержки воспитательной функции многодетной семьи через систему консультирования и просвещения, содействия многодетным семьям в объединении для совместного с социальными партнёрами решения актуальных жизненных задач по повышению качества жизни и социальной устойчивости.

Источники | References

1. Андреев Ю. П., Коржевская Н. М., Костина Н. Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 2009. 84 с.

2. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. М.: Наука, 1978. 399 с.

3. Антонов А. И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) // Фамилистические исследования: в 2-х т. / отв. ред. А. И. Антонов. М.: Университет, 2009. Т. 2. Миллион мнений о семье и о себе. С. 357-367.

4. Бирюкова С. С., Горина Е. А., Горяйнова А. Р., Гудкова Т. Б., Карева Д. Е., Любушина Е. С., Овчарова Л. Н., Тер-Акопов С. А. Семьи с детьми в России: уровень жизни и политика социальной поддержки. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 157 с.

5. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1978. № 8. С. 39-52.

6. Бюллетень «Социально-экономические индикаторы бедности» [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov. ru/compendium/document/13293 (дата обращения: 05.06.2021).

7. Веденская Т. Е. Понятие «система» и системный подход в педагогике // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. C. 197-199.

8. Владыкина Е. В. Инновационные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников: проект // Наука и образование: новое время. 2016. № 3 (14). С. 273-279.

9. Воротников А. С. Взаимодействие социальных институтов в решении проблем семейного воспитания [Электронный ресурс] // Концепция «Общество знания» в современной науке: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Челябинск, 11 декабря 2018 г.): в 4-х ч. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. Ч. 2. С. 36-40. URL: https://os-russia.com/SB ORN IKI/KON-235-2.pdf (дата обращения: 05.06.2021).

10. Герасимов В. Н. Проблемы современных многодетных семей в России: сравнительный анализ с законодательством стран ЕС // Российская юстиция. 2011. № 2. С. 60-62.

11. Григорьева Н. С., Дюпра-Куштанина В., Шарова М. А. Социальная политика в области родительства: сравнительный анализ (Россия - Франция) // Журнал исследований социальной политики. 2014. Т. 12. № 1. С. 21-38.

12. Гурко Т. А. Брак и родительство в России. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. 325 с.

13. Данилина Т. А., Степина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: пособие для практических работников. М.: Айрис-пресс, 2004. 112 с.

14. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009. 29 с.

15. Журавлёва Е. К., Копцева О. А. Трансформация семьи и демографическая политика России. М.: Экономическое образование, 2017. 173 с.

16. Карташев Н. В. Историко-педагогические традиции взаимодействия школы и семьи в воспитании ребенка // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 1 (1). С. 40-43.

17. Ким Т. К. Воспитательный потенциал семьи // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2008. № 11. С. 95-98.

18. Коробкова В. В. Реализация концепции развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2015. № 11-12. С. 83-88.

19. Кузьмина Н. В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. Изд-е 2-е. М.: Народное образование, 2002. С. 7-52.

20. Курмаев Р. М. Общественная палата Российской Федерации как институт гражданского общества: автореф. дисс. ... к. юрид. н. Волгоград, 2006. 24 с.

21. Майер А. А., Давыдова О. И. Активизация родителей в жизни ребенка в дошкольной образовательной организации: учеб.-метод. пособие. Барнаул, 2013. 101 с.

22. Маркова Т. М. Детский сад и семья. Изд-е 4-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 2010. 207 с.

23. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.06.2021).

24. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ № 1618-р от 25 августа 2014 г. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/government/146 (дата обращения: 05.06.2021).

25. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. URL: http://government.ru/docs/18312/ (дата обращения: 05.06.2021).

26. Петрова Ю. П., Пьянова Е. Н. Самооценка и тревожность детей, воспитывающихся в многодетной семье // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5: в 5-ти ч. Ч. 2. С. 298-299.

27. Попова М. Н., Прокопьева М. М. Социально-педагогическое партнерство школы и семьи как средство повышения родительской компетентности // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12: в 5-ти ч. Ч. 4. С. 728-732.

28. Расчётина С. А. Проективно-конструктивный подход к разработке программы социально-педагогического исследования // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 5 (96). С. 94-98.

29. Ренёва Е. Н., Быкова С. С. Семейный клуб как форма организации социального партнерства дошкольной образовательной организации и семьи [Электронный ресурс] // Концепт. 2016. № 3. С. 81-85. URL: https://e-koncept.ru/2016/16055.htm (дата обращения: 25.08.2021).

30. Роботова А. С. О готовности начинающего учителя к сотрудничеству с семьей // Народное образование. 2002. № 5. С. 186-190.

31. Ростовская Т. К., Кучмаева О. В. Семья в системе социальных институтов общества: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 299 с.

32. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: практ. пособие. М.: Аркти, 2006. 80 с.

33. Судаков К. В. Функциональные системы. М.: Изд-во РАМН, 2011. 320 с.

34. Филатова О. В. Вовлечение семей во взаимодействие со школой с целью реализации воспитательной функции // Специфика педагогического образования в регионах России. 2015. № 1.

35. Хитрюк В. В., Сергеева М. Г., Соколова Н. Л. Работа педагога с родителями в условиях инклюзивного образования // Научный диалог. 2017. № 8. С. 426-439.

36. Шабас С. Г. Сотрудничество с родителями как условие качества дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 8. С. 4-11.

37. Шеина М. Б. Развитие и реализация воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой: автореф. ... к. пед. н. Уфа, 2013. 31 с.

38. Щекина О. А. Семья и школа. Согласование ценностей воспитания // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1. С. 80-84.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Антошко Елена Анатольевна1

1 Карельский региональный общественный благотворительный фонд «Центр развития молодёжных и общественных инициатив», г. Петрозаводск

Antoshko Yelena Anatolyevna1

1 The Karelian Regional Public Charitable Foundation

"Center for the Development of Youth and Public Initiatives", Petrozavodsk

1 elena.antoshko@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 06.06.2021; опубликовано (published): 15.09.2021.

Ключевые слова (keywords): общественно-государственное сотрудничество; многодетная семья; актуальные жизненные задачи; консультирование; просвещение; cooperation of state and society; multiple-child family; relevant everyday problems; counselling; education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.