та в соответствии с критериями и анализ конечного результата деятельности.
Реализация данной программы обеспечит возможность выпускникам в течение всей жизни осуществлять эффективную профессиональную деятельность, основанную на приоритете здоровья и потребности в его сохранении.
1. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «Школа-вуз». — Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2001. — 316 с.
2. Денисов Э. И., Чесалин П. В. Профессионально обусловленная заболеваемость и ее доказательность // Медицина труда и промышленная экология. — 2007. — № 10. — С. 1-8.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. — М. — Воронеж, 2003. — 480 с.
4. Измеров Н. Ф. Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 гг.: пути и перспективы реализации // Медицина труда и промышленная экология. — 2008. — № 6. — С. 1-9.
5. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Книга III. Адаптация и здоровье студентов / ред. коллегия: Е. Л. Руднева, Э. М. Казин, Н.Э. Касаткина. — Кемерово, 2011. — С. 417-448.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГРУППЫ РИСКА В КОЛЛЕДЖЕ
С. А. Шевкова, педагог-психолог ГБОУ СПО «Анжеро-Судженский политехнический колледж»
Процессы развития человека и общества взаимосвязаны. От степени реализации каждого отдельного человека зависит благосостояние общества. Поэтому важной является задача создания таких условий,которые позволили бы обучающимся осуществить свой жизненный план, реализовать заложенный в нем потенциал и направить свою энергию в русло позитивных профессиональных преобразований.
Сегодня рост подросткового неблагополучия, к сожалению, стимулируется проблемами в политике государства, способствующими размыванию границ ответственности между семьей и обществом в воспитании, обучении и полноценном становлении личности. Это сужает и минимизирует возможности социально-психологического воспитания, в том числе подростков группы риска [1].
В настоящее время понятие «группа риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска — это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации в образовательных учреждениях [2].
Исследователи (Е. И. Казакова, В. Е. Лету-нова, Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева) выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести подростков к данной категории. Так, по мнению Е. И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность: психофизические, социальные и педагогические [3].
Работа с обучающимися группы риска в Анжеро-Судженском политехническом колледже носит комплексный характер и реализуется в формах социальной, педагогической и психологической помощи.
В течение всего периода обучения организуется индивидуальное сопровождение обучающихся группы риска и их семей педагогом-психологом, социальным педагогом, куратором или мастером производственного обучения. Комплексный характер сопровождения заключается в том, что оно состоит из ряда взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих все формы защиты и помощи обучающимся.
Основные направления работы с обучающимися группы риска:
- формирование здорового образа жизни;
- решение личностных проблем развития обучающегося;
- профессиональное развитие будущего специалиста;
- преодоление затруднений в психологической и социальной адаптации.
Сопровождение обучающихся группы риска подразумевает следующие этапы:
1. Формирование банка данных обучающихся группы риска. Данный этап характеризуется как ключевой, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы обучающегося. Важным условием работы по выявлению студентов группы риска является своевременное обращение классного руководителя или мастера производственного обучения к специалистам сопровождения в случаях:
• наличия у обучающегося серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение);
• проявления у обучающихся депрессивного состояния (замкнутость, уход в себя, эмоциональные «всплески» и др.);
• пропуска занятий без уважительных причин;
• употребления или предполагаемого употребления им спиртных напитков и наркотических веществ;
• кризисной ситуации в семье обучающегося;
• резкого ухудшения состояния здоровья обучающегося.
2. Диагностика проблем психологического и социального развития обучающегося. На данном этапе уточняются социальные и психолого-педагогические особенности обучающихся, включенных в группу риска.
Специалисты сопровождения наблюдают за обучающимися: анализируют журналы групп, узнают мнения преподавателей об обучающемся, ведут учет посещаемости занятий и зафиксированных нарушений на уроках, беседуют с обучающимся и их родителями, социометрические исследования, запрашивают информацию с предыдущего места учебы.
3. Разработка и организация программ социально-психологического сопровождения. В колледже составлены и ведутся индивидуальные социально-психологические карты сопровождения, в которых определяются маршрут индивидуального развития обучающегося и меры оказания ему своевременной помощи, поддержки. Реализуются программы по формированию здоровьес-берегающего образовательного пространства, программа «Школа жизненных навыков», профилактическая программа по работе с группой риска для решения проблем определенной группы обучающихся, выявленных в ходе диагностики.
4. Организация работы совета профилактики в колледже, который координирует работу педагогического коллектива и других субъектов профилактики. Главной целью совета профилактики является сопровождение обучающихся, склонных к социальной дезадаптации.
5. Консультирование. Данный этап предполагает консультирование обучающихся, педагогов, родителей и лиц, их заменяющих, педагогом-психологом, социальным педагогом в часы, установленные рабочим расписанием.
Таким образом, социально-психологическое сопровождение обучающихся группы риска носит комплексный характер. По мнению О. Б. Ярова, «социально-психологическое воздействие и взаимодействие может быть эффективным только при условии последовательных и профессиональных подходов, которые не исключают, а воплощают общую гуманную направленность и гуманное содержание деятельности» [7].
При коррекционной и профилактической работе с обучающимися группы риска, важно параллельно вести работу с их семьей. По данным мониторинга за 2013/14 учебный год число неблагополучных семей в колледже составля-
Рис. Организация взаимодействия индивидуального сопровождения семей
ет 23 % из общего количества семей. В 10 % таких семей родители не осуществляют контроль за обучением и воспитанием детей, в 22 °% — злоупотребляют алкоголем (один или оба), 68 °% семей имеют низкий материальный достаток.
Анализ семейного положения обучающихся группы риска показал, что в большинстве случаев родители не справляются со своими родительскими обязанностями или добровольно полностью отказались от них. С такими семьями проводится работа: организуется посещение неблагополучных семей, ведутся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создается благоприятная атмосфера в семье через совместные беседы, тренинги «родитель — медиатор — обучающийся», пропагандируется здоровый образ жизни.
При работе с семьей определяется круг проблем, которые можно решить через привлечение специалистов органов и служб системы профилактики.
Результаты работы по сопровождению семей:
- 26 °% семей улучшили санитарно-гигиенические условия проживания;
- родители регулярно интересуются успеваемостью и посещаемостью своего ребенка (31 °% семей);
- родители стали находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях (21 °% семей);
- 22 °% семей возобновили общие интересы и совместно проводят досуг.
Результаты работы с обучающимися группы риска оцениваются с помощью мониторинга:
• если проблемы решены, обучающийся переходит в группу «норма»;
• если проблемы не решены, обучающийся возвращается на второй этап индивидуальной работы (диагностический). План сопровождения корректируется.
1. Галагузова Ю. Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов. — М.: Вла-дос, 2003.
2. Дубровина И. В, Минкова Э. А. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. — М.,1995.
3. Грачева Н. В. Выявление и сопровождение учащихся «группы риска» [Текст] / Н. В. Грачева // Материалы научной конференции Московского института аналитической психологии и психоанализа. — М., 2012.
4. Ярова О. Б. Методические рекомендации по организации профилактической работы в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. — М., 2010.
ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ
М. В. Кузнецова, педагог-психолог ГОУ СПО «Прокопьевский электромашиностроительный техникум» Н. А. Приходько, преподаватель
Здоровая психолого-педагогическая среда в образовательном учреждении напрямую зависит от психического и физического здоровья педагога. Поэтому работа с педагогами является очень важным направлением сопровождения учебно-воспитательного процесса.
В целях своевременного выявления педагогов с высокими показателями выгорания в нашем образовательном учреждении психологом ежегодно проводится диагностика уровня эмоционального выгорания преподавателей и мастеров производственного обучения. А в целях профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) осуществляется систематическая совместная работа преподавателей физической культуры и психолога.
М. В. Кузнецова
Н. А. Приходько
В качестве иллюстрации такого рода комплексного подхода предлагаем познакомиться с опытом нашей работы по здоровьесбере-жению: мы проводим семинар-практикум для