Научная статья на тему 'Реализация программы формирования готовности студентов к преодолению отрицательных факторов будущей профессиональной деятельности, влияющих на состояние здоровья'

Реализация программы формирования готовности студентов к преодолению отрицательных факторов будущей профессиональной деятельности, влияющих на состояние здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация программы формирования готовности студентов к преодолению отрицательных факторов будущей профессиональной деятельности, влияющих на состояние здоровья»

гинальность, социальная и практическая значимость продуктов творческой деятельности. Участники, занявшие первые три места, награждаются дипломами победителей; остальные команды и волонтеры — грамотами за участие в игре. Преподавателям, задействованным в игре, выдаются сертификаты участников открытого мероприятия на уровне учреждения.

Подготовительную работу по методическому наполнению игры целесообразно распределить между активом волонтерского отряда. Совместная деятельность по подготовке и проведению игры, наряду с другими мероприятиями, способствует воспитанию у студентов-волонтеров активной жизненной позиции, сплочению коллектива, развитию их творческого потенциала, формированию устойчивой установки на здоровый образ жизни и развитию навыков конструктивного общения. Все это позволит повысить эффективность и конкурентоспособность будущих выпускников как специалистов и потенциальных руководителей среднего звена.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Н. Г. Ковалева, заведующая методическим кабинетом И. Ю. Вершинин, директор ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум»

Состояние здоровья подростка является одним из ключевых факторов при решении вопросов его профессионального обучения и будущего рационального трудоустройства. В Кемеровской области разработана структура сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса и уровни ее реализации (Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, Н. Т. Рылова и др.). Данные исследования подтверждают значение здоровьесберегающего подхода в образовании в целом, но не до конца раскрывают проблему готовности студентов системы среднего профессионального образова-

Н. Г. Ковалева

I

И. Ю. Вершинин

ния к освоению избранной профессии без вреда для своего здоровья.

Научные данные свидетельствуют о том, что подростки и молодежь не учитывают имеющиеся у них заболевания при выборе профессии, получении профессионального образования и самостоятельном трудоустройстве (В. М. Левин, Э. С. Рутенбург, И. К. Рапопорт и др.), тем самым в значительной мере повышая индивидуальный риск ухудшения здоровья. Поэтому важно не только сохранить то здоровье, с которым пришли обучающиеся в профессиональную образовательную организацию, но и укрепить его для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

В работах Р. М. Фасикова, И. Б. Хужахмето-вой, Е. Г. Степанова и других дана комплексная гигиеническая оценка факторов рабочей среды и трудового процесса и изучена значимость психосоциальных факторов производственной и непроизводственной природы для формирования здоровья работников в условиях современной России. Показано, что ведущими вредными факторами рабочей среды и трудового процесса являются неблагоприятный микроклимат и повышенная тяжесть труда. Установлено, что не менее чем у 75 % работников длительность ежедневного рабочего дня при одном выходном дне в неделю составляет 10-12 часов, что сочетается с высокими трудовыми нагрузками, нерег-ламентированными перерывами недостаточной продолжительности, отсутствием надлежащих условий для рационального питания и в сово-

купности с вредными производственными факторами формирует переутомление и высокий уровень заболеваемости работников, что свидетельствует о высокой вероятности развития профессиональной и профессионально обусловленной патологии в будущем. Также отмечается, что работодатели и работники слабо информированы в вопросах охраны здоровья в процессе труда, испытывают потребность в расширении знаний по этим вопросам, но не имеют доступа к соответствующей информации.

Для подготовки конкурентоспособного специалиста, наряду с общими и профессиональными компетенциями, необходимо формировать у будущего работника навыки освоения избранной профессии и работы по ней без ухудшения здоровья, то есть готовность к преодолению отрицательных факторов будущей профессиональной деятельности, влияющих на состояние здоровья.

Для решения данного вопроса педагогические работники ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум» разработали модель культуры здоровья будущего работника (рис.).

В представленной модели критериями сформированное™ готовности обучающихся к сохранению здоровья и преодолению отрицательных факторов будущей профессиональной деятельности, влияющих на состояние здоровья, являются: здоровьесберегающее поведение (степень двигательной активности: высокая, средняя, низкая; соблюдение режима труда и отдыха; соблюдение режима питания, отсутствие вредных привычек); высокий жизненный эмоциональный

Рис. Модель культуры здоровья

фон (эмоциональное состояние, психологическая устойчивость); общая образованность (понимание сущности культуры здоровья, обладание надпрофессиональными (общими) компетенциями); состояние профессионального здоровья (уровень здоровья, уровень физического развития, уровень технического (профессионального) мастерства).

Следующим этапом работы стал мониторинг комплекса показателей у обучающихся техникума по представленным параметрам. Для этого протестировали студентов 1-го курса (157 человек).

Результаты тестирования показали низкий уровень здоровьесберегающего поведения у обучающихся. Так, 65 %% первокурсников не занимаются спортом, 77 %% — не соблюдают режим питания и 87 %% — режим труда и отдыха. Около половины опрошенных (47 %%) болели три-четыре раза в течение учебного года, а 18 %% — более пяти раз в год; более половины (55 %%) — считают себя здоровыми лишь на 50 %%; треть (30 %%) студентов постоянно испытывают усталость после занятий. Такие результаты, возможно, являются следствием низкого уровня сформированности здоровьес-берегающих компетенций: около 30 %% опрошенных считают, что нет необходимости в соблюдении принципов здорового образа жизни.

Низкое функциональное состояние организма обучающихся вполне закономерно отражается и на их психоэмоциональном состоянии. Высокий уровень ситуативной (57 %%) и личностной (53 %) тревожности наблюдался более чем у половины тестируемых. При изучении уровня самочувствия, активности, настроения у 54 % опрошенных был выявлен низкий уровень самочувствия, у 48 %% — настроения и у 32 %% — активности. Полученные результаты позволяют констатировать, что у большинства обучающихся наблюдается низкая готовность к сохранению и укреплению собственного здоровья.

В связи с этим становится очевидным необходимость внедрения в воспитательно-образовательный процесс системы мероприятий, направленных на формирование готовности обучающихся к сохранению здоровья и преодолению отрицательных факторов будущей профессиональной деятельности, влияющих на состояние здоровья. Известно, что индивидуальный образ жизни активно формируется в подростковом возрасте. Это связано с развитием у подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание, самооценка (Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн,

Д. Б. Эльконин). Эти новообразования обусловливают важную для подростков возможность самим определять свой образ жизни. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить подростков к ведению здорового образа жизни, актуализировать субъектность в сбережении и укреплении здоровья.

Воспитание здорового поколения, реализация профилактических программ предполагают совместную работу всех участников образовательного процесса, при этом ключевая роль отводится преподавателям и мастерам производственного обучения. В рамках исследования был выявлен уровень готовности педагогических работников техникума к реализации данной задачи. Для этого было проведено анкетирование педагогического персонала по вопросам самооценки состояния здоровья и образа жизни и степени участия в укреплении здоровья обучающихся. В анкетировании приняли участие 60 преподавателей и мастеров производственного обучения. Для 32 %% опрошенных характерна низкая медицинская активность и недостаточное внимание к здоровью (профилактические обследования и обращения в поликлинику). Большинство респондентов считают, что обладают достаточным уровнем знаний для поддержания своего здоровья. Результаты самооценки здоровья показали высокий уровень распространенности хронических заболеваний. Чувствуют себя здоровыми 43 %% опрошенных, частично здоровыми — 57 %%. Большинство преподавателей считают, что состояние здоровья обучающихся в последние годы ухудшается: расценивают состояние здоровья обучающихся как плохое — 15 %%, удовлетворительное — 80 %% и хорошее — только 5 %%. К наиболее распространенным нарушениям в образе жизни обучающихся педагоги отнесли нарушения режима дня, низкую двигательную активность, психоэмоциональный стресс, отсутствие содержательного досуга. Большинство респондентов считает формирование здорового образа жизни обучающихся важной задачей образовательного учреждения.

Одним из основных направлений деятельности стали разработка и реализация комплексной программы формирования готовности студентов к сохранению здоровья и преодолению отрицательных факторов будущей профессиональной деятельности, влияющих на состояние здоровья.

Цель программы: создание организационно-педагогических условий в образовательном учреждении, обеспечивающих формирование здорового образа жизни обучающихся, сохранение их здоровья в процессе профессиональной под-

готовки и готовность к профилактике профессионально обусловленных заболеваний. Программа рассчитана на весь период обучения в образовательном учреждении и состоит из пяти этапов.

1-й этап — подготовительный — включает установку сроков реализации программы, изучение литературы, подбор методик, инструментария, разработку диагностического материала и критериев оценки.

2-й этап — аналитико-диагностический — состоит из трех последовательных блоков: сбора информации, анализа информации и определения критериев и показателей сформированности готовности к преодолению отрицательных факторов будущей профессиональной деятельности, влияющих на состояние здоровья, по определенной профессии или специальности. Сбор информации включает выявление профессиональных рисков и профессионально обусловленных заболеваний, диагностику уровня готовности педагогических работников образовательного учреждения к реализации поставленных задач и диагностику комплекса показателей у обучающихся.

На 3-м этапе — организационно-формирую-щем — создаются организационно-педагогические условия для реализации программы, исходя из возможностей материально-технического и кадрового состава образовательного учреждения, а также для формирования готовности обучающихся к преодолению отрицательных факторов будущей профессиональной деятельности, влияющих на состояние здоровья, путем внедрения в воспитательно-образовательный процесс комплекса разработанных мероприятий.

Мы предлагаем включить в деятельность профессиональных образовательных организаций ряд мероприятий, которые предполагают:

- создание комплекса условий, способствующих формированию мотивации сохранения здоровья всеми субъектами образовательного процесса;

- организацию и проведение профессиональной ориентации, профотбора, предварительных и периодических медицинских осмотров обучающихся и всего коллектива образовательного учреждения;

- внедрение в учебный процесс образовательных программ по реализации здорового образа жизни и профилактике профессионально обусловленных заболеваний в профессиональных образовательных организациях;

- включение в программы дисциплин и профессиональных модулей вопросов, касающихся условий труда и мер по защите работников

от воздействия вредных производственных факторов на производстве и предприятиях;

- организацию системы контроля за здоровьем педагогов и обучающихся;

- обеспечение условий для более успешной адаптации обучающихся к условиям профессиональной образовательной организации;

- создание условий для минимизации профессионального выгорания педагогов;

- обеспечение охраны труда, сохранение здоровья работающих (включая вопросы оценки рабочих мест по условиям труда);

- соблюдение требований к состоянию производственной среды, выполнение мер по оптимизации трудового и учебного процессов;

- проведение оздоровительных мероприятий и создание условий для отдыха и занятий спортом, оздоровительной гимнастикой, профессионально-прикладными видами физической культуры; организацию рационального питания и витаминизацию;

- формирование здорового социально-психологического микроклимата в образовательном учреждении;

- реализацию индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся в процессе обучения;

- создание возможности для раскрытия способностей, развития профессионально важных качеств и творческого потенциала обучающихся.

На 4-м — корректирующем — этапе программы необходимо провести повторную диагностику комплекса показателей обучающихся и педагогических работников, анализ результатов и корректировку воспитательно-образовательного процесса с учетом полученных результатов.

Нами также намечены пути дальнейшего совершенствования процесса формирования готовности обучающихся профессиональных образовательных организаций к преодолению отрицательных факторов будущей профессиональной деятельности, влияющих на состояние здоровья:

- необходимость тщательного изучения и контроля за физическим состоянием организма обучающихся с целью первичной профилактики профессиональных заболеваний;

- изучение индивидуальных особенностей и заболеваемости обучающихся и соотнесение с профессиограммой;

- осуществление индивидуальной работы с обучающимися группы риска с целью оптимизации процесса обучения.

На заключительном — итоговом — этапе проводится итоговая диагностика, оценка результа-

та в соответствии с критериями и анализ конечного результата деятельности.

Реализация данной программы обеспечит возможность выпускникам в течение всей жизни осуществлять эффективную профессиональную деятельность, основанную на приоритете здоровья и потребности в его сохранении.

1. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «Школа-вуз». — Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2001. — 316 с.

2. Денисов Э. И., Чесалин П. В. Профессионально обусловленная заболеваемость и ее доказательность // Медицина труда и промышленная экология. — 2007. — № 10. — С. 1-8.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. — М. — Воронеж, 2003. — 480 с.

4. Измеров Н. Ф. Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 гг.: пути и перспективы реализации // Медицина труда и промышленная экология. — 2008. — № 6. — С. 1-9.

5. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Книга III. Адаптация и здоровье студентов / ред. коллегия: Е. Л. Руднева, Э. М. Казин, Н.Э. Касаткина. — Кемерово, 2011. — С. 417-448.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГРУППЫ РИСКА В КОЛЛЕДЖЕ

С. А. Шевкова, педагог-психолог ГБОУ СПО «Анжеро-Судженский политехнический колледж»

Процессы развития человека и общества взаимосвязаны. От степени реализации каждого отдельного человека зависит благосостояние общества. Поэтому важной является задача создания таких условий, которые позволили бы обучающимся осуществить свой жизненный план, реализовать заложенный в нем потенциал и направить свою энергию в русло позитивных профессиональных преобразований.

Сегодня рост подросткового неблагополучия, к сожалению, стимулируется проблемами в политике государства, способствующими размыванию границ ответственности между семьей и обществом в воспитании, обучении и полноценном становлении личности. Это сужает и минимизирует возможности социально-психологического воспитания, в том числе подростков группы риска [1].

В настоящее время понятие «группа риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска — это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации в образовательных учреждениях [2].

Исследователи (Е. И. Казакова, В. Е. Лету-нова, Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева) выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести подростков к данной категории. Так, по мнению Е. И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность: психофизические, социальные и педагогические [3].

Работа с обучающимися группы риска в Анжеро-Судженском политехническом колледже носит комплексный характер и реализуется в формах социальной, педагогической и психологической помощи.

В течение всего периода обучения организуется индивидуальное сопровождение обучающихся группы риска и их семей педагогом-психологом, социальным педагогом, куратором или мастером производственного обучения. Комплексный характер сопровождения заключается в том, что оно состоит из ряда взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих все формы защиты и помощи обучающимся.

Основные направления работы с обучающимися группы риска:

- формирование здорового образа жизни;

- решение личностных проблем развития обучающегося;

- профессиональное развитие будущего специалиста;

- преодоление затруднений в психологической и социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.