Педагогика
УДК 37.062.1
доктор педагогических наук, профессор Кривых Сергей Викторович
Федеральной государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)
ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ-СИРОТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация. В статье представляется взгляд на сопровождаемое проживание учащихся-сирот в профессиональном образовательном учреждении. Раскрываются особенности организации психолого-педагогической службы комплексного сопровождения сирот в рамках модели социально-профессиональной адаптации учащихся-сирот на основе социального партнерства в сетевом взаимодействии Индустриально-судостроительного лицея Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: учреждение профессионального образования для сирот, сопровождаемое проживание, психолого-педагогическая служба комплексного сопровождения.
An^tatton. A glance is presented in the article on the accompanying accommodation of orphans in a professional educational institution. Features of the organization of psychological and pedagogical services of complex support for orphans are disclosed in the framework of the model of social and professional adaptation of orphan students on the basis of social partnership in the network interaction of the Industrial and Shipbuilding Lyceum of St. Petersburg.
Keywords: institution of vocational education for orphans, accompanied accommodation, psychological and pedagogical service of complex support.
Введение. Современная социокультурная ситуация и новый подход к жизнеустройству детей-сирот требуют поиска иных теоретических и практических решений проблем социально-профессиональной адаптации выпускников сиротских организаций, пришедших учиться в учреждения профессионального образования, что объясняется рядом обстоятельств:
1) кризисами переживаемого периода, когда профессиональные ориентации во многом еще определяются, выпускники растеряны и не могут еще определиться с будущей профессией;
2) недостаточной подготовленностью выпускников сиротских учреждений к самостоятельной жизни, социально-профессиональной неадаптированностью к жизни в обществе, к будущей трудовой деятельности;
3) недостаточностью экономических и правовых компетенций у выпускников сиротских учреждений, не учитывающих комплексный характер самостоятельной жизни;
4) работой недостаточно подготовленных кадров в сиротских учреждениях, которые не проходили специальной подготовки для работы с детьми-сиротами, не достаточно обеспечены должным организационным, теоретическим и методическим обеспечением сопровождаемого проживания сирот;
5) отсутствием эффективной модели социально-профессиональной адаптации сирот в переходный этап из сиротского учреждения в профессиональный лицей.
Нельзя не отметить определенную разработанность важных проблем социально-профессиональной адаптации детей-сирот (Кривых С.В., Кузина Н.Н., Куричкис И.В., Лактионова С.В., Панова Н.В. [1-3] и др.), однако творческая и практическая реализация модели социально-профессиональной адаптации в условиях интернатных учреждений остается на достаточно низком уровне. Мы видим две основные причины этого противоречия:
- во-первых, слабая научная обоснованность сущности адаптационного периода сирот, рассмотрение данной проблемы однобоко, с точки зрения одной науки (социальной педагогики, психологии, медицины и
т.д.);
- во-вторых, акцент социально-профессиональной адаптации сирот часто направлен на будущую самостоятельную жизнь и профессиональную деятельность и почти полное отсутствие действенного научно-методического обеспечения формирования и развития у детей-сирот социально-профессиональной адаптированности ребенка как личности, как субъекта социальных отношений.
Изложение основного материала статьи. Почти все авторы в совокупности педагогических технологий работы с детьми-сиротами выделяют технологию сопровождения. В специальной литературе и в педагогической практике выделяют видовые понятия «социальное сопровождение», «педагогическое сопровождение», «психологическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождения», «социально-педагогическое сопровождение» и др.
В работе с сиротами сопровождение мы рассматриваем как:
- процесс в качестве совокупности действий при принятии и реализации педагогических решений;
- метод в качестве создания определенных условий для принятия решений в различных жизненных ситуаций выбора;
- служба в качестве организации работы специалистов, которые осуществляют воспитательный процесс.
В отличие от педагогической поддержки и помощи, которые представляют собой «разовые акции»,
педагогическое (психологическое, психолого-педагогическое, социальное, социально-педагогическое и т.д.) сопровождение всегда продолжительный процесс и имеет непрерывный характер. Сопровождение должно строиться на результатах мониторинга и требует продуманных решений и предпринимаемых действий. Сопровождение есть более масштабное педагогическое явление, включающее в себя, в том числе, и помощь, и поддержку.
В нашей работе с учащимися-сиротами Индустриально-судостроительного профессионального лицея (ИСЛ) нами также используются другие личностно-ориентированные педагогическое технологии, лишь назовем их: технология тьюторства, технология наставничества, технология самосозидания, технология лайф-коучинга, технология ортобиоза, технология социокультурной анимации, форсайт-технология, атр-технологии, технология гарденотерапии, технология волонтерства, культуроцентрированные технологии, технологии сотрудничества, проектно-исследовательские технологии, здоровьесберегающие технологии, технология разновозрастных отрядов и др.
Эти и другие педагогические технологии реализовались в рамках разработанной и внедренной модели социально-профессиональной адаптации учащихся-сирот на основе социального партнерства в сетевом взаимодействии Индустриально-судостроительного лицея Санкт-Петербурга. Предложенная для решения проблем социально-профессиональной адаптации учащихся-сирот модель имеет несколько уровней взаимодействия с социальными партнерами.
В деятельности Индустриально-судостроительного лицея большую роль играет социально-психологическая служба комплексного сопровождения Индустриально-судостроительного лицея, которая осуществляет следующие виды социальной помощи учащимся-сиротам:
• социально-бытовой, направленной на поддержание жизнедеятельности в быту;
• социально-медицинской, направленной на поддержание и созидание здоровья учащихся-сирот (здоровье-формирующие, здоровье-созидательные технологии);
• социально-психологической, предусматривающей индивидуальную коррекцию социально-психологического состояния учащегося-сироты для его интеграции в общество;
• социально-педагогической, направленной на профилактику различный аддикций, отклонений в социальном поведении и аномалий личностного развития учащихся-сирот, формирование у них устойчивых позитивных интересов и потребностей, в том числе в сфере образования и досуга;
• социально-экономической, направленной на создание достойного качества жизни, помощь в трудных жизненных ситуациях, содействие в трудоустройстве;
• социально-правовой, направленной на установление правого статуса учащемуся-сироте, защиту его законных прав и интересов, оказание ему юридической помощи, что предполагает составление или корректировку индивидуальной программы сопровождения.
Роль социально-психологической службы комплексного сопровождения учащихся-сирот профессиональных образовательных учреждений с целью социально-профессиональной адаптации нам представляется целесообразным выделением следующих компонентов в комплексном сопровождении учащихся-сирот ИСЛ с целью социально-профессиональной адаптации, представленных:
• структурно-организационным компонентом комплексного сопровождения является обеспечение взаимодействия между субъектами воспитания (сироты, воспитатели, социальные педагоги, психологи, мастера производственного обучения);
• содержательным компонентом, включающем в себя разнообразные направления деятельности специалистов ИСЛ, которые обеспечивают комплексное сопровождение учащихся-сирот, а также принципы, факторы и условия комплексного сопровождения;
• процессуальным компонентом, характеризующимся определенными этапами комплексного сопровождения;
• аналитико-результативным компонентом комплексного сопровождения учащихся-сирот, включающим мониторинг и анализ результатов комплексного сопровождения.
Актуальность разработанной программы комплексного сопровождения учащихся-сирот ИСЛ обусловлена ее социальной и психолого-педагогической значимостью, она определяется тем, что формирование ценностных ориентаций обучающихся через жизнедеятельность образовательного учреждения, развитие гражданской позиции, готовность человека к созидательному труду, коллективизм и принятие общественных ценностей.
Цель: адекватное жизнеустройство выпускников-сирот на жизненном и профессиональном пути.
Служба комплексного сопровождения учащихся-сирот ИСЛ с целью их социально-профессиональной адаптации решает следующие задачи.
Первая задача - создание достойных, безопасных условий проживания воспитанников, максимально стимулирующих их к проявлению самостоятельности, обучение их трудовым и бытовым навыкам. Чтобы решать задачи по социализации в изменившихся условиях и обеспечивать конкурентоспособность системы образования, необходимо педагогу обладать новыми компетенциями и высокой мотивацией.
Вторая задача - обеспечение качественного, конкурентоспособного образования. Для решения этой задачи привлечены специалисты - преподавателя, мастера производственного обучения, социальные педагоги, педагоги-психологи, дефектологи, воспитатели, медицинские работники.
Третья задача - профессиональная ориентация и профессиональная адаптация воспитанников. Для ее решения в ИСЛ созданы все условия. Оборудованы мастерские швейного, столярного, слесарного, парикмахерского, автомобильного дела и т.д. Организована система дополнительного образования воспитанников, учитывающая интересы и возможности каждого подростка.
Четвертая задача - воспитание коммуникативных способностей учащихся-сирот, умение общаться, строить взаимоотношения с людьми - одно из важных условий успешности в самостоятельной жизни. Для ее решения создается сетевое сообщество социальных партнеров профессионального учреждения образования.
Значительное место в комплексном сопровождении учащихся-сирот ИСЛ с целью социально-профессиональной адаптации занимает коррекция недостатков и личностных проблем развития обучающихся. Подавляющее большинство учащихся-сирот отмечены нарушениями психического развития той или иной степени выраженности, поэтому им необходима специализированная помощь различных специалистов, чтобы преодолеть эти нарушения.
Сущностные характеристики комплексного сопровождения в ИСЛ, влияющие на воспитательный процесс, имеет следующие важные характеристики:
- природа сопровождения предполагает проявление активности на сопровождаемом явлении;
- управляемый характер, который связан с оптимальной траекторией профессионального развития учащегося-сироты;
- индивидуальный характер сопровождения, включающий содержательную адресность сопровождаемого явления;
- протекание в специально созданном пространстве, задающем развивающие условия для протекания сопровождаемого явления;
- непрерывность процесса сопровождения;
- опора на результаты всеобъемлющей диагностики, которые направляют действия по сопровождению и формированию адаптационных механизмов.
Программа комплексного сопровождения учащихся-сирот ИСЛ представлена:
• взаимодействием определенных специалистов и сироты, направленном на необходимую коррекцию и развитие личности сироты;
помощью в преодолении учебных затруднений; помощью в выборе индивидуального образовательного маршрута; организацией досуга сирот;
профилактикой имеющихся нарушений развития личности; защитой прав и социальных гарантий учащихся-сирот.
Куратор службы сопровождения учащихся-сирот организует работу по проведению анализа, прогноза, текущего и перспективного планирования работы куратора с учащимися и выпускниками-сиротами, в том числе:
1) организует индивидуальное сопровождение сирот, включающее:
- оказание помощи в решении социальных проблем (жилье, пособия и т.п.);
- содействие развитию социальных связей (родственники, коллеги, педагоги, друзья);
- обучение пользованию служб социальных институтов (социальные службы и учреждения, здравоохранение, образование, социальная защита и т.п.);
- информирование о возможностях поддержки в предоставлении помощи;
- вовлечение в программы для развития навыков социальной адаптации;
- оказание помощи в профессиональном самоопределении выпускников;
- проведение профилактических мероприятий;
2) разрабатывает план индивидуального сопровождения учащегося-сироты;
3) способствует созданию «информационного поля» постинтернатной адаптации;
4) совместно с выпускником разрабатывает проект маршрута постинтернатной адаптации (комплекс мероприятий и организации досуга;
5) организует работу по защите маршрута постинтернатной адаптации, который отражен в маршрутном листе выпускника;
6) организует экскурсии в организации, в которых будут трудоустроены выпускники;
7) проводит профилактическое сопровождение выпускников в первые два месяца их учебы в учреждениях профессионального образования;
8) проводит ознакомительное занятие по теме «Особенности самостоятельной жизни в общежитии»;
9) организует работу по сбору информации и готовит документацию для базы данных выпускников;
10) готовит документацию для первичных консилиумов;
11) проводит мониторинг социальной адаптации выпускников ИСЛ и готовит документацию по диагностике;
12) ведет социальную карту выпускника;
13) взаимодействует с руководителем проекта, реализуемого в ИСЛ по подготовке выпускников к самостоятельной жизни;
14) участвует в комплексной работе по сопровождению выпускника, когда все его проблемы и потребности рассматриваются коллегиально и (или) в индивидуальном порядке, исходя из его текущего состояния и особенностей социального окружения;
15) координирует работу с Центрами поддержки выпускников сиротских учреждений и взаимодействует с различными органами, учреждениями, организациями и специалистами в соответствии с планом сопровождения.
Согласно разработанной циклограмме, куратор осуществляет сопровождение учащихся-сирот с ноября по август на базе ИСЛ, а с сентября по октябрь ведет профилактическое сопровождение совместно с другими специалистами. С ноября по август куратор оформляет социальные карты учащегося-сироты и в ноябре совместно с обучающимся разрабатывает его индивидуальный маршрут, в апреле проводит первичную диагностику социальной адаптации и в течение года ведет индивидуальное сопровождение согласно разработанному плану индивидуального сопровождения учащегося-сироты. В сентябре и октябре куратор участвует в консилиумах на базе ИСЛ, где определяется уровень социальной адаптации учащегося-сироты.
Воспитатели осознают в полной мере значение воспитания учащихся-сирот в среде ограниченных социальных контактов. Такое нахождение ведет к формированию групповой специфической субкультуры низкого уровня. Её представитель характеризуется слабым осмыслением своего жизненного опыта, пассивностью, интуитивностью своих поступков, отсутствием индивидуальных жизненных ориентиров и ценностей. Поэтому он не самостоятелен и нуждается в группе, как опоре для принятия решений.
Все это формирует у учащихся-сирот различного рода комплексы, страхи, фрустрации, ведущие к дезадаптации личности. В связи с этим в системе социально-психологического сопровождения должна реализоваться широкая психологическая диагностика, на основе результатов которой должны строиться программы комплексного сопровождения, а возможно и коррекции.
Благоприятными для социальной адаптации учащихся-сирот являются следующие условия:
• комплектование групп по принципу смягчения отрицательного образа его физической семьи;
• открытый тип взаимодействия с подростком-сиротой, способствующий широким связям молодых людей с окружающим социумом;
• реализация целевых программ системно-ориентированного сопровождения учащихся-сирот.
Социальный педагог взаимодействует с различными учреждениями и организациями социальной
помощи, что является необходимым условием эффективного комплексного сопровождения учащихся-сирот. Социальный педагог заботится о формировании у сирот способности к ответственным решениям, умению общаться и сотрудничать. Деятельность социального педагога направлена на поддержку учащихся-сирот, имеющих проблемы в социализации, защиту их прав и гарантий. Наличие действенного механизма педагогического регулирования социальным педагогом взаимодействия подростка-сироты с социальной средой, осуществляется благодаря следующим направлениям:
• изучение условий и факторов социального развития сироты;
• включение подростка-сироту в активное взаимодействие с социальной средой;
• проектирование профилактического пространства в ИСЛ;
• социально-педагогическая и психологическая помощь учащимся-сиротам, имеющим проблемы;
• организация сотрудничества и эффективного взаимодействия социальных институтов, помогающих социализации сирот.
В зависимости от уровня социальной адаптированности учащихся-сирот работа по сопровождаемому проживанию приобретает индивидуальный характер. Индивидуальная программа комплексного сопровождения представлена следующими блоками: мотивационный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-медицинский, социально-бытовой, социально-правовой, социально-экономический, блок «Жизненный и профессиональный план», заключительный - итоговой индивидуальной работы после завершения занятий по программе.
Комплексная программа сопровождаемого проживания реализуется в ИСЛ уже несколько лет. С момента внедрения и реализации программы можно отметить положительную динамику в:
• сформированности представлений о смысле жизни;
• стремлении к улучшению качества жизни, достижению благополучия, созданию семьи;
• самостоятельности в принятии важных решений;
• проявлении интереса к будущей профессии;
• адекватной самооценке;
• умении общаться с окружающими и брать на себя ответственность.
Проблемными остаются следующие аспекты жизни сироты:
• склонность некоторых к аддитивному поведению;
• неумение наладить коммуникацию, низкие коммуникативные умения;
• бедность имеющейся социальной сети сироты.
Выводы. Таким образом, организация работы социально-педагогической службы комплексного сопровождения учащихся-сирот в учреждении профессионального образования для сирот имеет важное значение для их сопровождаемого проживания, социально-профессиональной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни в социуме.
Литература:
1. Кривых С.В., Кузина Н.Н. Постинтернатное сопровождение учащихся-сирот и выпускников профессионального образовательного учреждения // Социальная педагогика: научно-практический журнал для социальных работников и педагогов. - 2017. - № 4-5. - С. 91-100.
2. Кривых С.В., Кузина Н.Н., Панова Н.В., Лактионова С.В. Социальное закаливание детей-сирот: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кривых. - М.: Издательский дом «ИнформБюро», 2007. - 120 с.
3. Кривых С.В., Кузина Н.Н., Панова Н.В. Организация сетевого взаимодействия с социальными партнерами с целью социально-профессиональной адаптации учащихся-сирот и постинтернатного сопровождения выпускников-сирот профессиональных образовательных учреждений: Методические рекомендации / под редакцией д.пед.н. Кривых С.В. - СПб.: СПбНИИПиПВО, 2018. - 200 с.
Педагогика
УДК 377.5
преподаватель Кузьмина Оксана Григорьевна
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» в городе Нижнем Новгороде (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса обучающихся, показаны его особенности, условия и факторы развития. Представлены результаты экспериментального исследования авторов, подчеркнуты значение и эффективность информационно-коммуникационных технологий в стимулировании познавательного интереса студентов в условиях учебно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, познавательный интерес, познавательная активность, информационно-коммуникационные технологии, образовательный процесс.
An^tatton. The article deals with the problem of development of the cognitive interest of students, shows its features, conditions and factors of development. The results of the experimental study of the authors are presented, the importance and effectiveness of information and communication technologies in stimulating students' cognitive interest in the context of educational and professional activities are emphasized.
Keywords: educational and professional activities, cognitive interest, cognitive activity, information and communication technologies, educational process.
Введение. Одной из задач, поставленных сегодня социумом перед образовательным учреждением любого типа и уровня, следует рассматривать задачу развития познавательного интереса обучающихся. Активность субъекта в познавательной деятельности - важнейшее условие достижения высоких результатов в учебной и учебно-профессиональной деятельности. Познавательный интерес предполагает, прежде всего, стремление к усвоению новых способов, потребность в глубоких знаниях, самостоятельность и инициативность в их приобретении. Выдвинутая сегодня на первый план проблема развития и воспитания личности в образовательном процессе позволяет рассматривать познавательный интерес как один из определяющих факторов повышения качества образования.