Научная статья на тему 'Организация системы формирования проектной и исследовательской культуры в гимназии в условиях реализации новых образовательных стандартов'

Организация системы формирования проектной и исследовательской культуры в гимназии в условиях реализации новых образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОЕКТ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородин Алексей Леонидович, Бородина Елена Павловна

Авторы предлагают систему формирования проектной и исследовательской культуры школьников. Предложена реализованная модель гимназической системы формирования проектно-исследовательских компетенций, а также описано взаимодействие гимназии с представителями науки и других социальных партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородин Алексей Леонидович, Бородина Елена Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация системы формирования проектной и исследовательской культуры в гимназии в условиях реализации новых образовательных стандартов»

^инновационныеииссле^овательскиепроекты,программы,_подходы_

Бородин Алексей Леонидович

профессор, д.б.н., МГУТУ e-mail: [email protected] г.Москва

Бородина Елена Павловна

учитель информатики и ИКТ, МБОУ гимназия № 11

e-mail: [email protected] г.Железнодорожный

J ^

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В ГИМНАЗИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Л_____________________________.____________________________г

Аннотация. Авторы предлагают систему формирования проектной и исследовательской культуры школьников. Предложена реализованная модель гимназической системы формирования проектно-исследовательских компетенций, а также описано взаимодействие гимназии с представителями науки и других социальных партнеров.

Ключевые слова: культура проектирования, исследовательская культура, проект, исследование.

В настоящее время в отечественной системе образования значительно вырос интерес не просто к организации проектной и исследовательской деятельности [3], а к содержанию образования, являющемуся и целью, и средством этой деятельности .

В научной литературе существует множество формулировок, раскрывающих смысл термина «исследовательская культура» [1, с.37]. Под исследовательской культурой мы понимаем знания, умения, навыки к осуществлению исследовательской деятельности и мировоззрение, позволяющее определять стратегию и тактику решения исследовательских задач теоретического и практического характера. В общей структуре исследовательской культуры можно выделить три инвариантных компонента: когнитивно-оценочный, операционально-деятельностный и ценностно-мотивационный компоненты. «Сензитивным периодом для формирования и развития исследовательской культуры является старший школьный возраст» [2, с.15]. Основываясь на данном определении и преломляя его на культуру проектной деятельности, можно предположить, что культура проектной и исследовательской деятельности учащихся характеризуется рядом основных критериев, таких как: мотивацией исследования, научным стилем мышления, информационной и технологической готовностью к исследованию, творческой активностью. Перечисленные критерии характеризуют качества личности, от степени раз-

вития которых зависит успешность проектной и исследовательской деятельности учащегося. В течение нескольких лет ресурсным центром « От проекта к культуре проектирования» ведутся разработки по теме «Формирование культуры исследовательской деятельности старшеклассников в условиях профильного обучения». Система формирования культуры исследовательской деятельности старшеклассников представляется как целостная совокупность содержания, методов и форм общешкольной организации совместной деятельности педагогов и учащихся по овладению системой знаний, умений, процедур творческой деятельности, ценностных ориентаций, позволяющих корректно осуществлять учебное исследование.

На сегодняшний день в гимназии ведётся планомерная работа по совершенствованию целостной системы формирования культуры проектной и исследовательской деятельности на всех уровнях. Инновационный комплекс авторских курсов, программ, методических рекомендаций и пособий, как компонентов, составляющих систему формирования проектных и исследовательских компетенций, были созданы авторами в рамках муниципальной экспериментальной площадки МОУ гимназии № 11 под эгидой кафедры «Экспериментальной деятельности в образовании» АПК и ППРО.

Такие компоненты как циклограмма работы над проектом (исследованием), программы кружковых занятий для 5-6 классов «Учимся решать про-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012

31

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

блемы», метапредметные элективные курсы для учащихся 10-11 классов «Технология проектной деятельности», «Технология исследовательской деятельности», цикл занятий в творческих лабораториях научного общества учащихся «Cognitio», творческие объединения «Дизайн проектов» в системе дополнительного образования, система методологических и оргдеятельностных занятий и тренингов для учителей - руководителей проектной и исследовательской деятельностью учащихся, система городских конференции, эффективно работают на главную цель продуктивного проектного образования - предоставить ученикам возможность творить знания, создавать образовательную продукцию. Проект выступает как инструмент достижения этих целей. Проект продуктивного обучения является дидактическим средством организации и управления познавательной деятельностью ученика. Задачу, которую мы ставим перед собой - переориентация обучения на учение как построение самим учеником личностно значимых моделей познания.

Дальнейшее совершенствование этой системы предполагает конкретизацию внутришкольной нормативной, инструктивной и методической базы организации проектной и исследовательской деятельности и образовательных проектов как школьного компонента учебного плана. В связи с этим, нами перед педагогами гимназии поставлены задачи, которые необходимо решить:

1. Обоснование исследовательской деятельности учащихся как образовательной технологии, выступающей средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

2. Развитие у педагогов и учащихся представлений об исследовательском обучении, как ведущем стиле учебной деятельности старшеклассников и стиле жизни гимназии на современном этапе реализации ФГОС.

3. Выделение и описание условий, способствующих развитию творческой исследовательской активности уча-

щихся, отработка механизма формирования проектной и исследовательской компетенции, как учащихся, так и педагогов.

4. Обозначение вклада каждой образовательной области в процессы развития исследовательской компетентности школьника, при этом интеграция базового и дополнительного образования должна выступать как социокультурный механизм развития современной школы. Нами разработаны рекомендации по внедрению модели организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, которые успешно используют другие образовательные учреждения.

В заключение следует отметить одну положительную тенденцию: в нашей стране повсеместно созданы региональные конференции и конкурсы, на основе которых развиваются современные традиции проектной и исследовательской деятельности учащихся, экспертные сообщества педагогов и учёных, способных осуществлять как научную экспертизу ученических работ, так и квалифицированное руководство ими. Наша конференция «Мир проектов», которая завершает ежегодный цикл работы над исследованиями и проектами является мощным средством популяризации научных знаний, результативным способом вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, а также началом новых исследований учащихся. Приоритетной задачей конференции является развитие личности учащегося, в том числе, формирование у него культуры проектной и исследовательской деятельности.

Литература

1. Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник М.: 2007.- c.35-46.

2. Организация проектной учебно-исследовательской деятельности школьников. / Авт.- сост. И. И. Белова, С. М. Гетманцева, Ю. Н. Гребенникова, О. А. Гущина.- Великий Новгород, 2002.- 63 с.

3. Сиденко А. С. Виды проектов и этапы проектирования. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2008.- № 2.

32

Муниципальное образование: инновации и эксперимент

№3, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.