^инновационныеииссле^овательскиепроекты,программы,_подходы_
Бородин Алексей Леонидович
профессор, д.б.н., МГУТУ e-mail: [email protected] г.Москва
Бородина Елена Павловна
учитель информатики и ИКТ, МБОУ гимназия № 11
e-mail: [email protected] г.Железнодорожный
J ^
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В ГИМНАЗИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Л_____________________________.____________________________г
Аннотация. Авторы предлагают систему формирования проектной и исследовательской культуры школьников. Предложена реализованная модель гимназической системы формирования проектно-исследовательских компетенций, а также описано взаимодействие гимназии с представителями науки и других социальных партнеров.
Ключевые слова: культура проектирования, исследовательская культура, проект, исследование.
В настоящее время в отечественной системе образования значительно вырос интерес не просто к организации проектной и исследовательской деятельности [3], а к содержанию образования, являющемуся и целью, и средством этой деятельности .
В научной литературе существует множество формулировок, раскрывающих смысл термина «исследовательская культура» [1, с.37]. Под исследовательской культурой мы понимаем знания, умения, навыки к осуществлению исследовательской деятельности и мировоззрение, позволяющее определять стратегию и тактику решения исследовательских задач теоретического и практического характера. В общей структуре исследовательской культуры можно выделить три инвариантных компонента: когнитивно-оценочный, операционально-деятельностный и ценностно-мотивационный компоненты. «Сензитивным периодом для формирования и развития исследовательской культуры является старший школьный возраст» [2, с.15]. Основываясь на данном определении и преломляя его на культуру проектной деятельности, можно предположить, что культура проектной и исследовательской деятельности учащихся характеризуется рядом основных критериев, таких как: мотивацией исследования, научным стилем мышления, информационной и технологической готовностью к исследованию, творческой активностью. Перечисленные критерии характеризуют качества личности, от степени раз-
вития которых зависит успешность проектной и исследовательской деятельности учащегося. В течение нескольких лет ресурсным центром « От проекта к культуре проектирования» ведутся разработки по теме «Формирование культуры исследовательской деятельности старшеклассников в условиях профильного обучения». Система формирования культуры исследовательской деятельности старшеклассников представляется как целостная совокупность содержания, методов и форм общешкольной организации совместной деятельности педагогов и учащихся по овладению системой знаний, умений, процедур творческой деятельности, ценностных ориентаций, позволяющих корректно осуществлять учебное исследование.
На сегодняшний день в гимназии ведётся планомерная работа по совершенствованию целостной системы формирования культуры проектной и исследовательской деятельности на всех уровнях. Инновационный комплекс авторских курсов, программ, методических рекомендаций и пособий, как компонентов, составляющих систему формирования проектных и исследовательских компетенций, были созданы авторами в рамках муниципальной экспериментальной площадки МОУ гимназии № 11 под эгидой кафедры «Экспериментальной деятельности в образовании» АПК и ППРО.
Такие компоненты как циклограмма работы над проектом (исследованием), программы кружковых занятий для 5-6 классов «Учимся решать про-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
31
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
блемы», метапредметные элективные курсы для учащихся 10-11 классов «Технология проектной деятельности», «Технология исследовательской деятельности», цикл занятий в творческих лабораториях научного общества учащихся «Cognitio», творческие объединения «Дизайн проектов» в системе дополнительного образования, система методологических и оргдеятельностных занятий и тренингов для учителей - руководителей проектной и исследовательской деятельностью учащихся, система городских конференции, эффективно работают на главную цель продуктивного проектного образования - предоставить ученикам возможность творить знания, создавать образовательную продукцию. Проект выступает как инструмент достижения этих целей. Проект продуктивного обучения является дидактическим средством организации и управления познавательной деятельностью ученика. Задачу, которую мы ставим перед собой - переориентация обучения на учение как построение самим учеником личностно значимых моделей познания.
Дальнейшее совершенствование этой системы предполагает конкретизацию внутришкольной нормативной, инструктивной и методической базы организации проектной и исследовательской деятельности и образовательных проектов как школьного компонента учебного плана. В связи с этим, нами перед педагогами гимназии поставлены задачи, которые необходимо решить:
1. Обоснование исследовательской деятельности учащихся как образовательной технологии, выступающей средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.
2. Развитие у педагогов и учащихся представлений об исследовательском обучении, как ведущем стиле учебной деятельности старшеклассников и стиле жизни гимназии на современном этапе реализации ФГОС.
3. Выделение и описание условий, способствующих развитию творческой исследовательской активности уча-
щихся, отработка механизма формирования проектной и исследовательской компетенции, как учащихся, так и педагогов.
4. Обозначение вклада каждой образовательной области в процессы развития исследовательской компетентности школьника, при этом интеграция базового и дополнительного образования должна выступать как социокультурный механизм развития современной школы. Нами разработаны рекомендации по внедрению модели организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, которые успешно используют другие образовательные учреждения.
В заключение следует отметить одну положительную тенденцию: в нашей стране повсеместно созданы региональные конференции и конкурсы, на основе которых развиваются современные традиции проектной и исследовательской деятельности учащихся, экспертные сообщества педагогов и учёных, способных осуществлять как научную экспертизу ученических работ, так и квалифицированное руководство ими. Наша конференция «Мир проектов», которая завершает ежегодный цикл работы над исследованиями и проектами является мощным средством популяризации научных знаний, результативным способом вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, а также началом новых исследований учащихся. Приоритетной задачей конференции является развитие личности учащегося, в том числе, формирование у него культуры проектной и исследовательской деятельности.
Литература
1. Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник М.: 2007.- c.35-46.
2. Организация проектной учебно-исследовательской деятельности школьников. / Авт.- сост. И. И. Белова, С. М. Гетманцева, Ю. Н. Гребенникова, О. А. Гущина.- Великий Новгород, 2002.- 63 с.
3. Сиденко А. С. Виды проектов и этапы проектирования. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2008.- № 2.
32
Муниципальное образование: инновации и эксперимент
№3, 2012