Научная статья на тему 'Организация сетевого сотрудничества учреждений дополнительного образования детей с образовательными учреждениями как Способ реализации моделей профильного обучения'

Организация сетевого сотрудничества учреждений дополнительного образования детей с образовательными учреждениями как Способ реализации моделей профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Л. Н., Хорохорина Ю. Н.

Makarova L.N., Khorokhorina Yu.N. Network cooperation between the institutions of supplementary education of children and educational institutions as a way of profiled education models realization. The article gives ground to the innovative method of profile training model realization in the Institutions of Children's Supplementary Education, representing integration of resource and cooperative variants of network interaction. There have been elaborated two blocks of requirements for selection of children's supplementary education institution for testing of profile training models: resource-organizational and professional-personal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Л. Н., Хорохорина Ю. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация сетевого сотрудничества учреждений дополнительного образования детей с образовательными учреждениями как Способ реализации моделей профильного обучения»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛЕЙ ПРОФИЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ*

Л.Н. МАКАРОВА, Ю.Н. ХОРОХОРИНА

Makarova L.N., Khorokhorina Yu.N. Network cooperation between the institutions of supplementary education of children and educational institutions as a way of profiled education models realization. The article gives ground to the innovative method of profile training model realization in the Institutions of Children’s Supplementary Education, representing integration of resource and cooperative variants of network interaction. There have been elaborated two blocks of requirements for selection of children’s supplementary education institution for testing of profile training models: resource-organizational and professional-personal.

В настоящее время можно выделить несколько способов (вариантов) организации предпрофильной и профильной подготовки в учреждениях дополнительного образования детей, которые мы предлагаем, экстраполируя имеющиеся модели организации профильного обучения в общеобразовательных школах.

1. Способ внутрифирменной профилиза-ции. Учреждение дополнительного образования детей может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (реализовывать несколько профилей обучения).

2. Способ сетевой организации. При реализации этого способа профильное обучение учащихся конкретного УДОД осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.

Сеть - особый тип взаимодействия разных образовательных учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения, основанный на их равном положении относительно друг друга и на многообразии горизонтальных и вертикальных связей. Сети создаются в случае необходимости обмена ресурсами для достижения поставленной цели. В условиях модернизации образования в качестве фактора повышения качества до-

* Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», проект № 3.1.2 / 5935 «Разработка и апробация моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей».

полнительного образования рассматривается создание и развитие сетевого сотрудничества образовательных учреждений. Оптимизация профильной подготовки учащихся может осуществляться за счет развития взаимодействия педагогических учреждений разного уровня [1].

Учащиеся приобретают возможность получить более широкий спектр образовательных услуг и выстроить индивидуальные траектории профильного обучения. Обмен опытом и конкуренция учреждений, включенных в сеть, способствует повышению качества образования. Благодаря сетевому взаимодействию функционирование каждого учебного заведения в отдельности и всей системы в целом становится более надежным. Сети способны реагировать как на чрезвычайные ситуации, так и на изменение образовательных потребностей старшеклассников.

Профильное обучение при использовании способа сетевой организации может строиться в двух основных вариантах. Первый вариант связан с объединением нескольких образовательных учреждений вокруг наиболее сильного, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, выполняющего роль ресурсного центра. УДОД являются центром профильного обучения для школ, в которых отсутствуют собственные ресурсы, и осуществляют обучение старшеклассников по дисциплинам профильного уровня.

Преимущество такой реализации пред-профильной и профильной подготовки в том,

что обеспечивается многовариантность, предоставляется возможность для выбора про-УДОД являются научно-методическим центром муниципальных учреждений дополнительного образования детей. Она также могут выступать специализированным ресурсным центром профильного обучения, работающим со школами по типу учебнопроизводственного комбината. В данном ресурсном варианте предусматривается заключение договоров, что позволяет поднять уровень профильного обучения и поэтому он привлекателен для учащихся [3].

Недостатком данного способа является неподготовленность преподавателей профессионального и дополнительного образования к осуществлению программ профильного обучения, их преобладающая ориентация на собственные интересы и возможности, чем на образовательные потребности старшеклассников.

Преимущества ресурсных профильных центров, которыми могут являться УДОД, заключаются в том, что они обеспечивают многопрофильность, наличие широких возможностей и элективных курсов, создают условия для обучения старшеклассников по индивидуальным образовательным траекториям. Концентрация материальных и финансовых ресурсов в одном центре дает возможность сэкономить финансовые затраты на осуществление профильного обучения. Помимо этого, в них может сконцентрироваться большой интеллектуальный потенциал, служащий основой для накопления наиболее ценного педагогического и управленческого опыта [2].

Второй вариант основан на кооперации, которая предполагает взаимодействие УДОД с образовательными учреждениями всех видов и типов (общеобразовательными школами, школами-интернатами, учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования и т. д.) и привлечение дополнительных образовательных ресурсов. Кооперативная сеть отличается от ресурсной тем, что отношения между учреждениями строятся на основе взаимовыгодного обмена ресурсами.

Кооперация создает возможность реализации профильного обучения в условиях недостатка кадровых ресурсов в каждом отдель-

фильных дисциплин. Кроме того, областные

но взятом учреждении, позволяет создать вариативную систему образования, особенно в части элективных курсов. Объединившись с УДОД, школы приобретают базу для проведения социальных и производственных практик, решают проблему производственного обучения и социализации школьников.

Кооперация устойчива к внешним факторам, так как ее элементы обладают определенной степенью взаимозаменяемости. Она способствует расширению и увеличению профессиональных контактов педагогов, происходит улучшение условий для их профессионального развития, расширение специализации и обогащение их деятельности.

Вместе с тем, кооперация имеет ограниченное применение. Ее создание возможно в том случае, когда учреждения (УДОД и другие) расположены недалеко друг от друга или имеют доступ к дистанционным средствам обучения. Кроме того, могут возникнуть конфликты по поводу совместного использования объединенных ресурсов.

Учитывая тот факт, что каждый сетевой вариант имеет свои достоинства и недостатки, опираясь на основные идеи полилате-рального подхода, мы в качестве ведущего способа реализации моделей профильного обучения выбрали интеграцию в сеть по смешанному типу. Так, возможно сочетание внутрифирменной профилизации с ресурсным вариантом, при котором заключаются договоры с различными учреждениями образования. Или возможен другой вариант, когда школа сочетает внутришкольную профилиза-цию и одновременно входит в кооперативные отношения с УДОД. Школа может одновременно пользоваться услугами ресурсного центра, использовать сетевые ресурсы своих соседей и опираться на собственные.

В настоящее время заключен ряд договоров на апробацию моделей профильного обучения между Тамбовским государственным университетом имени Г.Р. Державина, Тамбовским областным дворцом творчества детей и молодежи и следующими образовательными учреждениями:

- Центром творческого развития, экологии и туризма;

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 1 (15), 2010

- Моршанским центром творчества для детей;

- Станцией юных натуралистов г. Мичуринска;

- Станцией детского (юношеского) технического творчества г. Рассказово;

- Мордовским домом детского творчества;

- МОУ СОШ № 2 г. Тамбова;

- МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова;

- кадетским корпусом г. Тамбова;

- школой-интернатом с. Красненькое Тамбовского района Тамбовской области.

Мы разработали два блока требований, которые предъявляем к отбору учреждений дополнительного образования детей для разработки и апробации моделей профильного обучения:

- ресурсно-организационные;

- профессионально-личностные.

Первый блок - ресурсно-организационные требования - характеризует наличие нормативно-правового, материально-технического, программно-методического, информационного, финансового обеспечения учреждения дополнительного образования детей, соответствующего целям и задачам профильного обучения:

- наличие внутренних нормативных документов (приказов, распоряжений, положений, договоров и т. п.) для организации профильного обучения и предпрофильной подготовки в УДОД;

- наличие библиотеки, современного оборудования предметных кабинетов, кабинета информационных технологий и др., способствующих реализации профильного обучения;

- обеспечение территориальной доступности профильного обучения в УДОД, включая дистанционно-заочные формы реализации;

- бесплатность профильного обучения В УДОД;

- наличие в структуре УДОД социально-психологической службы, имеющей опыт работы по профориентации обучающихся;

- имеющееся психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения и предпрофильной подготовки;

- имеющийся спектр конкурентоспособных профилей УДОД, востребованных на рынке труда региона в настоящее время и в ближайшем будущем;

- наличие договоров (соглашений) между учреждением дополнительного образования детей и вузами, ссузами, иными образовательными учреждениями, учреждениями культуры, УПК, обладающими ресурсами для проведения предпрофильного и профильного обучения;

- желательно наличие сопряженных образовательных программ между учреждениями дополнительного образования и образовательными учреждениями различных уровней.

Второй блок - профессионально-личностные требования - характеризует кадровый педагогический потенциал УДОД:

- творческую направленность педагогической деятельности педагогов профильного обучения;

- сформированность опыта самостоятельной разработки педагогами УДОД программно-методического обеспечения профильного обучения и предпрофильной подготовки (разработка учебных планов и образовательных программ профильного обучения с учетом образовательных потребностей детей, особенностей профиля обучения);

- наличие опыта организации пред-профильной и профильной подготовки обучающихся в условиях УДОД, владение личностно-развивающими технологиями профильного обучения;

- наличие опыта диагностики познавательных интересов и возможностей обучающихся к дальнейшему обучению, их склонностей социального, профессионального и культурного самоопределения;

- включенность педагога профильного обучения в научно-исследовательскую деятельность, возможность непосредственного научно-практического вклада в развитие моделей профильного обучения в условиях учреждения дополнительного образования детей.

1. Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения. СПб., 2005.

2. Акулова О.В. Информационная работа в условиях профильного обучения. СПб., 2005.

Краткие сообщения

3. Профильное обучение: тематический выпуск // Вестник образования. 2002. № 4. Поступила в редакцию 15.05.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.