ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ*
Ю.Н. Хорохорина
Khorokhorina Yu.N. Organisation stages of profile education in the conditions of institutions of additional education for children. The article reveals the principles of operation of models of profile education in the institutions of additional education for children. It is substantiated preparatory, information and analytical, main stages of work in the period of formation of profile education system. It is defined a mechanism of evaluation of effectiveness of profile education.
Реалии сегодняшнего дня, сложившиеся в системе общего и дополнительного образования, требуют расширения системы профильного обучения. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса, при котором более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для развития школьников в соответствии с их намерениями в отношении продолжения образования. При этом расширяются возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучающихся.
«Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р, на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. В связи с переходом к профильному обучению в старшей школе в Концепции заявлено, что «... школа как учреждение, осуществляющее общеобразовательную подготовку, должна обеспечивать качественный уровень именно общего образования, не подменяя собой учреждения профессионального образования; ... профильное обучение в старшей школе при его социально-профессиональной ориентированности не должно повторять структуру собственно профессиональных видов деятельности и быть жестко связанным с существующим набором профессий или сегодняшними требованиями рынка труда».
Профилизация отечественной средней школы открывает для учреждений дополнительного образования детей новые возмож-
* Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», проект № 3.1.2 / 5935 «Разработка и апробация моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей»
ности решения образовательных задач с использованием накопленного в них уникального опыта, кадрового потенциала и материальной базы.
Функционирование модели профильного обучения на базе учреждения дополнительного образования детей основывается на следующих принципах:
- обеспечение равного доступа к получению профильного обучения разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями независимо от их места жительства;
- совмещение общекультурной и про-фессионально-ориентирующей функции учреждения дополнительного образования детей;
- обеспечение возможности смены профиля в процессе обучения;
- подготовка учащихся в процессе предпрофильного обучения к осознанному выбору направления профильной ориентации;
- обучение по профилю, направленное на развитие интереса к будущей профессии;
- ориентирование модели профильного обучения на потребности учащихся и их семей (как основных заказчиков образовательных услуг), на потребности рынка труда конкретного региона, на возможности самого образовательного учреждения.
Рекомендуем руководителям учреждений дополнительного образования детей следующие этапы работы в период становления системы профильного обучения:
I. Подготовительный:
- разработать учебные планы элективных курсов по дополнительным образовательным программам различной направленности;
- подготовить информационные буклеты для учащихся;
- подготовить информационные мероприятия для учащихся по ознакомлению с возможностями вышеуказанного учреждения.
II. Информационно-аналитический:
- информировать учащихся и их родителей о возможностях предпрофильного и профильного обучения на базе учреждения;
- проанализировать запросы потребителей образовательных услуг;
- выбрать формы сетевого взаимодействия с учреждениями других типов.
III. Основной:
- составить и апробировать вариант расписания учебных занятий с учетом сетевого взаимодействия учреждений;
- внести необходимые коррективы в формы и методы работы;
- проанализировать удовлетворенность потребителей образовательных услуг.
Профильное обучение старшеклассников в учреждениях дополнительного образования детей ведется с учетом нормативных документов, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации, региональными, городскими и районными структурами образования, нормативными актами учреждения. В их числе: федеральные законы; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; приказы, распоряжения, инструктивно-методические письма Министерства образования и науки Российской Федерации; законодательные и нормативные акты регионального уровня; законодательные и нормативные акты (приказы, распоряжения, инструктивнометодические письма и др.) органа управления образованием субъекта Российской Федерации, муниципального органа самоуправления; устав Учреждения; локальные акты учреждения; приказы, распоряжения по учреждению.
Программно-методическое обеспечение профильного обучения.
Введение профильного обучения ставит перед разработчиками профильных программ ряд важных задач практикоориентированного характера. Среди них наиболее актуальны определение оптимального содержания государственного стандарта профильных учебных предметов, требований к подготовке выпускников с обязательным минимумом знаний, их отражение в программах учреждения дополнительного образования детей по всем учебным предметам, а также разработка на этой основе соот-
ветствующих методических рекомендаций, наглядных пособий и дидактических материалов.
Углубление в профиль достигается не только благодаря специфике содержания программ, но и за счет форм организации деятельности, присущих только системе дополнительного образования.
Механизм оценки результативности профильного обучения.
Профильное обучение в учреждениях дополнительного образования требует совершенствования системы оценивания учебных достижений, изменения технологий оценивания, определения готовности выпускника к обоснованному выбору дальнейшего направления профессионального обучения или работы, а также закрепления навыков самоанализа по отношению к результатам своей учебной деятельности.
Это предполагает разработку и внедрение технологии «портфолио» (т.е. введение накопительной оценки, «папки достижений»), позволяющей эффективно решать указанные проблемы с учетом достижений учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальных результатов на курсах по выбору, выполнения итоговых работ и т.п.
Необходима комплексная схема «аттестации» учащихся (итоговые оценки, «портфолио»), намеревающихся продолжать обучение в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Документом, подтверждающим прохождение курсов по выбору (элективных курсов), может являться зачетная книжка обучающегося, которая вкладывается в «портфолио».
Материально-техническое обеспечение профильного обучения.
В этой связи важное значение приобретает сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций), а именно их совместная деятельность, дающая ученику возможность осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций).
Участниками сетевого взаимодействия могут быть юридически лица, общеобразовательные учреждения (организации) началь-
ного, среднего, высшего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, негосударственные образовательные учреждения, общественные и другие учреждения (организации).
Модель сети профильного обучения учащихся - совокупность образовательных учреждений (общеобразовательных, учреждений дополнительного и профессионального образования) и их социальных партнеров, осуществляющих предпрофильную и профильную подготовку различной направленности.
Профильное обучение может быть организовано на основе сетевой модели, что позволяет учреждению:
- создавать условия для профильной подготовки учащихся (воспитанников мастерских, кружков-спутников на базе других образовательных учреждений);
- расширять коммуникативную среду учащихся;
- создавать условия для реализации сетевых проектов;
- усиливать мотивацию учащихся и повышать интерес к изучению предметов;
- вовлекать в учебный процесс наиболее опытных педагогов общего среднего и высшего профессионального образования;
- выстраивать индивидуальные образовательные траектории;
- использовать различные подходы к отбору содержания, моделей и технологий обучения, учитывая многообразие научнометодических подходов, культурные традиции страны в рамках реализации профильной образовательной программы;
- повышать уровень педагогической квалификации.
Сетевая модель предпрофильного и профильного обучения позволяет:
- расширить научно-образовательное пространство для учащихся, привлекая разные образовательные учреждения, научные школы, широкий круг педагогов;
- расширить выбор для учащихся учебно-методических материалов и образовательных технологий;
- обобщить опыт работы по развитию профильного обучения, создав на базе учреждения дополнительного образования детей научно-методический ресурсный центр.
Схема сетевого взаимодействия образовательных учреждений может быть следующей.
Сбор и анализ информации о пожеланиях учащихся, их родителей и о возможностях образовательных учреждений в осуществлении предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Составление сетевого учебного плана проведения курсов по выбору.
Заключение договора безвозмездного (возмездного) оказания услуг между участниками сетевого взаимодействия; создание органа для управления взаимодействием участников сети (например, координационного совета).
Разработка финансовых механизмов, определяющих соответствующую деятельность участников сетевого взаимодействия, согласование их с учредителем.
Осуществление образовательного процесса с использованием привлеченных ресурсов сетевого взаимодействия.
Для реализации описанной организационной схемы в договор о взаимоотношениях с учредителем целесообразно внести следующее дополнение: «Учреждение при наличии необходимых условий вправе предоставлять возможность обучения учащимся из других образовательных учреждений по отдельным предметам (разделам предметов), профильным, базовым и элективным курсам (или их разделам). Порядок такого обучения согласовывается с образовательным учреждением, в котором обучающийся получает общее образование, и с родителями (законными представителями) обучающихся, регламентируется Положением «О порядке организации обучения по отдельным предметам, профильным, базовым, элективным курсам обучающихся из других общеобразовательных учреждений», утверждаемым директором учреждения».
Для успешной реализации сетевого взаимодействия в образовательном процессе необходимо:
- перераспределить ресурсы системы образования путем их аккумуляции для решения конкретных задач, сформировать сеть, позволяющую использовать общий ресурс;
- отработать механизмы, в том числе финансовые, сетевого взаимодействия школ старшей ступени в городах, дистантной реа-
лизации курсов в сельских территориях, привлечения ресурсов системы дополнительного образования и необразовательных ресурсов внешней среды;
- отработать механизм реализации индивидуализированного профиля для обучающихся в условиях УДОД и сопровождения процесса их личностного и профессионального самоопределения.
Системное профильное образование предполагает не только самоопределение в плане выбора той или иной сферы деятельности и пробу сил в ней, но и формирование конкретных представлений о том, где в будущем избранная профессия может быть востребована. Подросткам, стоящим перед профессиональным выбором, необходимо владеть информацией о рынке вакансий,
рейтинге профессий в инфраструктуре района и города. Это диктуется не только личным интересом, но и реальными социальными потребностями.
Осмысление практических результатов, достигнутых в этом направлении, позволяет выявить социально-педагогические условия совершенствования процесса программирования содержания дополнительного образования, механизмов реализации образовательных программ и обеспечить эффективность проектирования программ профильного обучения в условиях учреждений дополнительного образования детей.
Поступила в редакцию 17.12. 2010.