Научная статья на тему 'Сотрудничество в образовании: инновационные модели профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей1'

Сотрудничество в образовании: инновационные модели профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаршов И. А., Сысоев В. А., Хорохорина Ю. Н., Кравченко М. Б.

Sharshov I.А., Sysoev V.А., Khorokhorina Yu.N., Kravchenko М.B. collaboration in education: innovative models of profile education in institutions of children additional education. The article presents the example of collaboration of Continuous Pedagogical Education Centre, Centre of Innovative Development of the departments Pedagogy and Social Work Institute and Tambov Regional Palace of Children and Youth Creative Work. Within the joint project variant models of profile training in condition of the institutions of additional education of children in different trends are worked out.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаршов И. А., Сысоев В. А., Хорохорина Ю. Н., Кравченко М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество в образовании: инновационные модели профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей1»

СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ: ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ1

И.А. Шаршов, В.А. Сысоев, Ю.Н. Хорохорина, М.Б. Кравченко

Sharshov I.A., Sysoev V.A., Khorokhorina Yu.N., Kravchenko M.B. Collaboration in Education: Innovative Models of Profile Education in Institutions of Children Additional Education. The article presents the example of collaboration of Continuous Pedagogical Education Centre, Centre of Innovative Development of the departments Pedagogy and Social Work Institute and Tambov Regional Palace of Children and Youth Creative Work. Within the joint project variant models of profile training in condition of the institutions of additional education of children in different trends are worked out.

Образовательное1 направление является ведущим, в котором осуществляется проектная деятельность Центра непрерывного педагогического образования и Центра инновационного развития кафедр Института педагогики и социальной работы. В рамках данного направления совместно с Тамбовским областным Дворцом творчества детей и молодежи осуществляется разработка и апробация моделей профильного обучения, реализуемых в учреждениях дополнительного образования детей. Цель разрабатываемого проекта: способствовать эффективности решения стратегических задач, связанных с профильным обучением, улучшению важнейших целевых индикаторов и показателей Федеральной целевой программы развития образования по данному направлению.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. в качестве одного из приоритетного направлений образовательной политики определяет создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Таким образом, возникает проблема поиска инновационных форм организации профильного обучения учащихся в различных типах образовательных учреждений.

Во всех регламентирующих документах по реализации Концепции профильного обучения подчеркивается, что школа не должна рассматривать себя как единственный, моно-

1 Тема поддержана в рамках национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.

польный источник информации, знаний, образовательного развития подростка. Рекомендуется создание единого образовательного пространства путем интеграции разных типов образовательных учреждений, оптимальное использование их ресурсного потенциала в интересах личности обучающегося. Университетский комплекс на базе ТГУ им. Г.Р. Державина, образовательно-коорди-нирующую функцию в котором выполняет Центр непрерывного педагогического образования, помимо прочего, призван решать и данную задачу. Особую роль в процессе интеграции образовательных учреждений в контексте профильного обучения должны сыграть учреждения дополнительного образования детей.

Данные учреждения в различных регионах России в течение нескольких лет активно участвуют в эксперименте по профильному обучению. Опыт регионов показывает, что свыше 70% выпускников школ выбирают свою будущую профессию, обучение в вузе в соответствии с профилем занятий в учреждении дополнительного образования детей.

Индивидуальная траектория развития учащихся, свобода выбора, вариативность программ, их практическая направленность -эти термины определяют содержание Концепции профильного обучения, но они же являются принципиальными ориентирами дополнительного образования детей, а следовательно, опыт, накопленный системой дополнительного образования детей, может обогатить систему общего образования.

Современные тенденции развития российского образования обусловливают изменение приоритетных задач образовательного процесса в системе дополнительного образования детей: возрастает роль внутренних детерминант в обеспечении личностного и бу-

дущего профессионального роста человека, высшей ценностью становится личность с ее потребностью в самоактуализации, саморазвитии, реализации творческого потенциала. Новые ориентиры образования предполагают создание инновационных моделей профессионально-ориентированной образовательной среды, способствующей максимальному раскрытию внутренних потенциалов детей.

Существующая образовательная среда в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД) не обеспечивает в полной мере решения этих задач: она недостаточно активизирует и использует внутренние ресурсы субъектов образовательной деятельности, их творческий потенциал, не ориентирована на их полноценную личностно-профессиональную самореализацию.

Таким образом, процесс преобразования и усовершенствования современной педагогической системы учреждений дополнительного образования детей предполагает поиск новых идей, подходов, технологий, форм и методов организации профильного обучения с целью профессионально-творческого саморазвития субъектов на основе их внутренних мотивов, системы ценностей и будущих профессиональных целей. Эффективным средством решения указанной задачи является профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, на обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. Одной из задач Центра непрерывного педагогического образования ТГУ им. Г.Р. Державина является создание и укрепление вертикальных связей образовательных учреждений, структур типа «школа -вуз». При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной технологии.

В настоящее время можно выделить несколько вариантов (моделей) организации предпрофильной и профильной подготовки в учреждениях дополнительного образования детей.

1. Модель внутрифирменной профили-зации. Учреждение дополнительного образования детей может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (реализовывать несколько профилей обучения).

2. Модель сетевой организации. В этой модели профильное обучение учащихся конкретного УДОД осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.

Сеть - особый тип взаимодействия разных образовательных учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и основанный на их равном положении относительно друг друга и на многообразии горизонтальных и вертикальных связей. Сети создаются в случае необходимости обмена ресурсами для достижения поставленной цели. В условиях модернизации образования в качестве фактора повышения качества дополнительного образования рассматривается создание развитие сетевого сотрудничества образовательных учреждений. В условиях региона оптимизация профильной подготовки учащихся может осуществляться за счет развития взаимодействия педагогических учреждений разного уровня.

Профильное обучение в данной модели может строиться в двух основных вариантах. Первый вариант связан с объединением нескольких образовательных учреждений вокруг наиболее сильного, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль ресурсного центра. УДОД являются центром профильного обучения для школ, в которых отсутствуют собственные ресурсы, и осуществляют обучение старшеклассников по дисциплинам профильного уровня. Преимущество такой модели реализации предпрофильной и профильной подготовки в том, что обеспечивается многовариантность, предоставляется возможность для выбора профильных дисциплин. Кроме того, областные УДОД являются научно-

методическим центром муниципальных учреждений дополнительного образования детей.

Второй вариант основан на кооперации, которая предполагает взаимодействие УДОД с образовательными учреждениями всех видов и типов: общеобразовательными школами, школами-интернатами, учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования и т.д. и привлечение дополнительных образовательных ресурсов.

Эти модели являются базовыми, и следует отметить, что наиболее полно они разработаны для общеобразовательных школ. В настоящее время практически отсутствует научно-технологическое обеспечение создания и функционирования моделей профильного обучения в условиях учреждений дополнительного образования детей.

Разрабатываемые нами вариативные модели профильного обучения в условиях УДОД построены с учетом базовых вариантов и региональных особенностей и представляют собой открытые, сложные, динамические образовательно-воспитательные системы, обеспечивающие предпрофильную и профильную подготовку учащихся.

Методологическая база данных моделей разрабатывалась Центром непрерывного педагогического образования и Центром инновационного развития кафедр Института педагогики и социальной работы силами научной школы кафедры общей и социальной педагогики. При этом необходимо учитывать, что различные методологические подходы могут полноценно взаимодействовать, не только не противореча, но и взаимодо-полняя, расширяя и корректируя друг друга, выделяя в качестве предмета исследования разные стороны рассматриваемого феномена. В качестве ведущих методологических подходов, на основе которых осуществлялось моделирование, были выбраны синергетический, ресурсный, личностно-ориентированный, контекстный, компетентностный.

В процессе совместного сотрудничества Центра непрерывного педагогического образования, кафедры общей и социальной педагогики Института педагогики и социальной работы и Дворца творчества детей и молодежи разрабатываются несколько моделей профильного обучения в условиях учрежде-

ний дополнительного образования детей по различным направлениям.

Социально-педагогическое направление

Модель №°1. «Профессиональное самоопределение».

Психолого-педагогическая служба учреждения дополнительного образования реализует элективный курс «Мир профессий». Курс рассчитан на учащихся 8-9-х классов.

Цель курса: введение школьников в мир профессий. Содержание программы базируется на классификации типов профессий, дает представление о требованиях (психологических, физических), которые предъявляет профессия к человеку.

Модель №2. «Дистанционная предпро-фильная подготовка».

Создание заочной школы предпрофиль-ной подготовки с использованием дистанционных средств обучения: «Юный психолог», «Юный журналист», «Юный библиотекарь».

Программа рассчитана на два года обучения и охватывает профессии типа «Человек - человек» (педагог, психолог, библиотекарь, профессии сферы обслуживания и т.д.).

Спортивно-техническое направление

Модель №»3. «Взаимодействие учреждений дополнительного образования и специализированных учебных заведений».

Модель предполагает заключение договора со средним специализированным образовательным учреждением (например, областной кадетской школой-интернатом) на реализацию программы. Программа дополнительного образования «Радиосвязь» рассчитана на три года обучения, охватывает профессии типа «Человек - техника» (оператор связи, инженер-связист, радиотехник и т.д.).

Естественнонаучное, эколого-биологи-ческое, туристско-краеведческое направления

Модель №4. «Организация профильной подготовки через научные общества школьников (НОУ)».

Данные программы можно реализовать на базе станций юных туристов, экологов и т.п. (например, «Юный эколог», «Юный краевед»). Программы охватывают профессии типа «Человек - знаковая система», «Человек - природа» и позволяют, помимо учебно-профессиональных умений и навыков, овладеть навыками научного исследования.

Художественное направление

Модель №5. «Взаимодействие учреждений дополнительного образования и вузов».

Модель предполагает заключение договора с высшим учебным заведением (например, Институтом культуры и искусств ТГУ им. Г.Р. Державина, музыкальным педагогическим институтом и т.п.) на реализацию программы. Выпускники имеют преимущественное право при поступлении в вуз (по профилю).

Примеры образовательных программ дополнительного образования:

- «Хореография», курс обучения от 1 до 10 лет.

- «Вокальное пение», курс обучения до 5 лет.

- «Театр кукол», курс обучения 3 года.

- «Народное пение» (фольклор), курс обучения 5 лет.

Художественно-технологическое направление

Модель №6. «Комплексная образовательная программа профильной подготовки».

Модель предполагает реализацию отделом искусств и ремесел учреждения допол-

нительного образования комплексных программ на базе общеобразовательных учреждений.

Программа подразумевает овладение учащимися различными видами декоративно-прикладного творчества (например, художественная вышивка, кружевоплетение, художественное вязание, батик, лоскутная пластика, дизайн интерьера и пр.). Программа рассчитана на 3 года обучения.

Культурологическое направление

Модель №7. «Взаимодействие специализированных подразделений учреждений дополнительного образования».

Модель предполагает взаимообогащаю-щее использование ресурсов музеев, библиотек и т.п. учреждений дополнительного образования. Например, программы профильной подготовки «Юный искусствовед», «Музееведение». Данные программы рассчитаны на 1 год обучения.

Схематически структура сетевого взаимодействия Дворца творчества детей и молодежи по реализации разрабатываемых моделей представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура сетевого взаимодействия по организации предпрофильной подготовки

Можно выделить два блока требований, предъявляемых к отбору учреждений дополнительного образования детей для разработки и апробации моделей профильного обучения:

- ресурсно-организационные;

- профессионально-личностные.

Первый блок - ресурсно-организационные требования - характеризует наличие нормативно-правового, материально-технического, программно-методического, информационного, финансового обеспечения учреждения дополнительного образования детей, соответствующего целям и задачам профильного обучения:

- наличие внутренних нормативных документов (приказов, распоряжений, положений, договоров и т.п.) для организации профильного обучения и предпрофильной подготовки в УДОД;

- наличие библиотеки, современного оборудования предметных кабинетов, кабинета информационных технологий и др., способствующих реализации профильного обучения;

- обеспечение территориальной доступности профильного обучения в УДОД, включая дистанционно-заочные формы реализации;

- бесплатность профильного обучения в УДОД:

- наличие в структуре УДОД социально-психологической службы, имеющей опыт работы по профориентации обучающихся;

- имеющееся психолого-педагогиче-ское сопровождение профильного обучения и предпрофильной подготовки;

- имеющийся спектр конкурентоспособных профилей УДОД, востребованных на рынке труда региона в настоящее время и на ближайшую перспективу;

- наличие договоров (соглашений) между учреждением дополнительного образования детей и вузами, ссузами, иными образовательными учреждениями, учреждениями культуры, УПК, обладающие ресурсами для проведения предпрофильного и профильного обучения;

- желательно наличие сопряженных образовательных программ между учреждениями дополнительного образования и образовательными учреждениями различных уровней.

Второй блок - профессионально-личностные требования - характеризует кадровый педагогический потенциал УДОД:

- творческую направленность педагогической деятельности педагогов профильного обучения;

- сформированность опыта самостоятельной разработки педагогами УДОД программно-методического обеспечения профильного обучения и предпрофильной подготовки (разработка учебных планов и образовательных программ профильного обучения с учетом образовательных потребностей детей, особенностей профиля обучения);

- наличие опыта организации пред-профильной и профильной подготовки обучающихся в условиях УДОД, владения личностно-развивающими технологиями профильного обучения;

- наличие опыта диагностики познавательных интересов и возможностей обучающихся к дальнейшему обучению, их склонностей социального, профессионального и культурного самоопределения;

- включенность педагога профильного обучения в научно-исследовательскую деятельность, возможность непосредственного научно-практического вклада в развитие моделей профильного обучения в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Реализация проекта будет способствовать созданию предпосылок и условий для повышения удельного веса региональных систем образования, вовлеченных в решение задач введения профильного обучения в старшей школе и роста численности учащихся 9-11-х классов, обучающихся по программам предпрофильной подготовки, индивидуальным учебным планам и программам профильного обучения.

Результаты проекта, разработанные вариативные модели профильного обучения могут быть использованы руководителями и педагогами учреждений дополнительного образования детей, педагогами общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации предполагается использовать для обеспечения деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации по моделям профильного обучения в условиях учреждений дополнительного об-

разования детей и взаимодействию учрежде- общеобразовательными и профессиональ-

ний дополнительного образования детей с ными учебными заведениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.