Научная статья на тему 'Организация сельскохозяйственного обучения в начальных школах Белоруссии в XIX-начале ХХ век а'

Организация сельскохозяйственного обучения в начальных школах Белоруссии в XIX-начале ХХ век а Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЧАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / PRIMARY SCHOOLS / АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / AGRICULTURAL EDUCATION / БЕЛОРУССИЯ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSION EMPIRE / BELARUS (BELORUSSIA)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворон В.П.

В статье показана специфика введения сельскохозяйственного обучения в начальных школах Министерства Народного Просвещения и Православного Исповедания на территории Белоруссии в конце XI X- начале ХХ веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF AGRICULTUR ALE DUCATION IN PRIMARY SCHOOLS IN BELARUS IN THE 19TH - THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES

The article deals with the specific of the introduction of agricultural education in primary schools by the Ministry of Education and the Orhtodox Confession on the territory of Belarus at the end of the 19th century - the beginning of the 20th century.

Текст научной работы на тему «Организация сельскохозяйственного обучения в начальных школах Белоруссии в XIX-начале ХХ век а»

ИСТОРИЯ

УДК 947.6

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ БЕЛОРУССИИ В XIX-НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Ворон В. П.

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, г. Минск, Беларусь

E-mail: witalij_1.9.84@tut.by

В статье показана специфика введения сельскохозяйственного обучения в начальных школах Министерства Народного Просвещения и Православного Исповедания на территории Белоруссии в конце XI X- начале ХХ веков.

Ключевые слова: начальные школы, аграрное образование, Белоруссия, Российская империя.

UDC 947.6

THE ORGANIZATION OF AGRICULTURAL EDUCATION IN PRIMARY SCHOOLS IN BELARUS IN THE 19TH -THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES

Voron V.P

Maxim Tank Belarusian State Pedagogical University, Minsk, Belarus E-mail: witalij_1.9.84@tut.by

The article deals with the specific of the introduction of agricultural education in primary schools by the Ministry of Education and the Orhtodox Confession on the territory of Belarus at the end of the 19th century — the beginning of the 20th century.

Keywords: primary schools, agricultural education, Belarus (Belorussia), Russion Empire.

Введение.

Изучение особенностей внедрения агрономической подготовки в систему начального образования на белорусских землях в конце XIX — начале ХХ ст. дает возможность более обстоятельного анализа социально-экономического развития Российской империи.

Материал и методы исследования.

Источниковой базой исследования явились законодательство Российской империи, статистические материалы и литература начала ХХ ст. в области начального аграрного образования. Методологическую основу исследования составили научные принципы историзма, объективности и системности в изучении исторических материалов, которые основаны на приоритете документальных фактов и отказе от политической ангажированности.

Результаты и их обсуждение.

Конец XIX — начало ХХ вв. стали временем активного проникновения в сферу сельскохозяйственного производства Белоруссии прогрессивных тенденций ведения сельского хозяйства, в частности, применения новых машин и усовершенствованных орудий труда, качественного улучшения применяемых сортов, а также приемов агротехники. Одновременно кардинальные изменения в экономике способствовали позитивным сдвигам в сфере начального образования, что, в свою очередь, было вызвано пониманием российским правительством необходимости формирования квалифицированных агротехнических кадров для дальнейшей хозяйственной модернизации страны [1, с.193-194].

Параллельно созданию сети специализированных низших аграрных школ, с 1902 г., в соответствии с пожеланием Государственного совета, сельскохозяйственная подготовка вводилась в начальных общеобразовательных заведениях [2, с.152]. Основным итогом реализации новой концепции стало появление школ с дополнительным изучением огородничества, садоводства и пчеловодства. К 1911 г. на территории Виленского учебного округа таких учебных заведений, подчинявшихся Министерству Народного Просвещения (МНП) насчитывалось 231. Однако, несмотря на достигнутые успехи, подобные нововведения не коснулись 4697 (95%) школ МНП данного учебного округа [3, с.133].

Можно выделить ряд факторов, противодействующих массовому внедрению сельскохозяйственной подготовки. Во-первых, не была

проведена необходимая для этого образовательная реформа, в частности ни в учебной программе МНП 1897 г., ни в более поздней ее редакции 1914 г. не предусматривались изменения, согласующиеся с мероприятиями 1896 г. [4, с.20]. Во-вторых, существовал дефицит педагогических кадров со специальной агрономической подготовкой. Так, в пяти западных губерниях сельскохозяйственные курсы для учителей, действующие относительно регулярно, могли быть организованы только в Горы-Горецком земледельческом училище, Марьино-Горской и Бобруйской сельскохозяйственных школах. На этих курсах с 1897 по 1903 гг. в общей сложности присутствовало лишь 379 чел. В качестве меры, способной разрешить кадровую проблему, бывшим министром народного просвещения И. И. Толстым в 1907 г. было предложено дополнить учебный курс учительских семинарий рядом предметов агрономического цикла. Однако МНП на этот шаг так и не решилось [5, с.50,56,54;6, с.119-120]. В третьих, отрицательную роль сыграло отсутствие до 1911 г. в Белоруссии местного самоуправления.

В тех губерниях Российской империи, где земства функционировали в полном объеме и контролировали созданную ими же сеть начальных общеобразовательных заведений, существовала возможность обходить ограничения, установленные учебными программами. Как правило, в таких губерниях количество школ с дополнительным изучением сельского хозяйства было на порядок выше, чем в регионах лишенных самоуправления. В этом отношении показателен следующий пример. В 1910 г. в Одесском учебном округе, состоящем из Екатеринославской, Таврической, Херсонской губерний, в которых земства существовали с 1864 г., а так же Бессарабской губернии, где земство было введено в 1869 г., из 4777 школ МНП в 435 проводились занятия по агрономии. В то же время в Киевском учебном округе, где в трех из пяти губерний (Волынской, Киевской и Подольской) до 1912 г. не была осуществлена земская реформа, из 4445 начальных учреждений только в 209 было организовано преподавание соответствующих предметов [7, с.6,25;8, с.9,33].

Определенная роль в формировании системы сельскохозяйственного образования принадлежала православной церкви. Уже в 1890-е гг. в ряде учительских школ, а именнно Виленской, Тростяницкой (Гродненская губ.), Пустынской и Выдренской (Могилевская губ.), был введен

курс сельскохозяйственного обучения. Впоследствии, во всех учебных заведениях такого типа, новым «Положением о церковных школах ведомства православного вероисповедания» от 1 апреля 1902 г. разрешалось проведение дополнительных занятий по агрономии. Вместе с тем, в силу незначительного количества самих школ, которых к 1913 г. насчитывалось 34 (32 второклассные и 2 церковно-учительские), сельскохозяйственная подготовка, практикуемая в некоторых из них, мас -совым явлением так и не стала [9;10, с.45;11, с.53-55].

В 1904 г. содержание обучения церковно-приходских школ подверглась пересмотру. Если ранее преподавание в них ограничивалось несколькими общеобразовательными дисциплинами и религиозным воспитанием, то теперь рекомендовалось уделять внимание таким предметам как садоводство, огородничество и пчеловодство. Вместе с тем лишь немногие заведения на практике могли реализовать данные рекомендации, поэтому аграрное образование в них существенного распространения не получило. В частности, согласно статистике, в 1905 г. было 29 церковно-приходских школ с аграрным обучением, а к 1911 г. их число возросло до 32. Расширению аграрного просвещения препятствовали не только низкий образовательный потенциал учреждений этого рода, но и резкое изменение правительственной политики, ориентированной после 1905 г. на сокращение количества церковно-приходских школ [12;13; 14, с.321;15, с.107].

Заключение.

Таким образом, в конце XIX — начале ХХ веков прослеживаются активные попытки введения сельскохозяйственной подготовки в учебные программы начальных школ ведомств МНП и Православного Исповедания. Однако существующая система образования во многом оказалась не готова к восприятию подобных мер, что отрицательно отразилось на их результативности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ковкель, И.И; Ярмусик, Э. С. История Беларуси с древнейших времен до нашого времени/Я. И. Ковкель; Э. С. Ярмусик. -Минск: Аверсэв, 2000. - 592 с.

2. Есикова, М. Сельскохозяйственное образование в России (вторая половина XIX-1917 г.)/М. Есикова//Власть. - 2010. - №7. -С. 150-154.

3. Покровский, В. И. Однодневная перепись начальных школ в империи. произведенная 18 января 1911 г. (Виленский учебный округ)/В. И. Покровский — СПб: типогр-я «Экономия», 1914. — 134 с.

4. Ососков, А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917 гг.)/А. В. Ососков. — Москва: Просвещение, 1982. — 208 с.

5. Мещерский, И. И. Народная школа и сельское хозяйство: в 2 т./И. И. Мещерский.- СПб, 1906. — 2 т.

6. Толстой, И. И. Заметки о народном образовании в России/И. И. Толстой. — СПб, 1907, — 130 с.

7. Покровский, В. И. Однодневная перепись начальных школ в империи. произведенная 18 января 1911 г. (Одесский учебный округ)/В. И. Покровский — Петроград, 1914, — 119 с.

8. Покровский, В. И. Однодневная перепись начальных школ в империи. произведенная 18 января 1911 г. (Киевский учебный округ)/В. И. Покровский. — СПб, 1913, — 175 с.

9. Положение о церковных школах ведомства Православного Исповедания, 1 апреля 1902 г., № 21290//Полн. Собр. Зак. Рос.имп. — 1902. -Т. 22. -Ст. 51.

10. Нов^, Н. Я. Сельскагаспадарчая адукацыя у як фак-тар аграрнай мадэршзацьи Беларус у Х1Х — пачатку ХХ ст./Н. Я. Новж//Беларусш гiстарычны часотс. — 2009. — № 11 (123). — С. 43-48.

11. Восович, С. М. Подготовка учителей начальных школ учебными заведениями православного духовного ведомства в Беларуси в 1884-1914 годах/С. М. Восович//Беларуская думка. — 2008. — № 8. — С. 52-57.

12. Правила о церковно-приходских школах, 13 июня 1884 г., № 2318//Полн. Собр. Зак. Рос.имп. — 1884. - Т. 4. -Ст. 3.

13. Правила о школах грамоты, 4 мая 1891 г., № 7665//Полн. Собр. Зак. Рос.имп. — 1891. - Т. 2. -Ст. 14,15.

14. Начальное народное образование в России: в 4 т./редколл.: Г. Фаль-брок; В. Чернолусский. — СПб: изд-е вольн-го эк. общ-а, 1905. -Т. 3: Статистические таблицы по уездам, городским поселениям и селениям империи и комбинационные таблицы по губерниям и районам империи/1! Фальброк; В. Чернолусский. — 1905. — 387 с.

15. Снапкоуская, С. В. Канфеаянальная палiтыка у галiне адукацыi у Беларуа (60-я гг. Х1Х ст. -1917 г.)//Адукацыя i выхаванне. — 1999. (48). № 5-6. — С. 106-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.