Научная статья на тему 'К вопросу об организации народного образования в Сибирском казачьем войске в дореволюционный период'

К вопросу об организации народного образования в Сибирском казачьем войске в дореволюционный период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЗАКИ / ВОСПИТАНИЕ / SIBERIAN COSSACK ARMY / PUBLIC EDUCATION / PUBLIC EDUCATION ORGANIZATION / COSSACKS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермачкова Елена Петровна

В статье раскрываются изменения в сфере народного образования и профессиональной подготовки Сибирского казачества в дореволюционный период. Показаны особенности развития системы народного просвещения как в городской среде, так и сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ермачкова Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL EDUCATION ORGANIZATION IN THE SIBERIAN COSSACK ARMY IN PRE-REVOLUTIONARY PERIOD

The author dwells upon the changes in the sphere of public education and vocational training of the Siberian Cossacks during the pre-revolutionary period. The features of national education development are revealed both in the city and the countryside.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации народного образования в Сибирском казачьем войске в дореволюционный период»

НАУКА-ОБРАЗОВАНИЮ

История педагогической мысли

ББК 74.03 (253)

YAK 371.21; 37.062.2; 908

Е.П. ЕРМАЧКОВА

E.P. ERMACHKOVA

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАУИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРСКОМ КАЗАЧЬЕМ ВОЙСКЕ В ДОРЕВОЛЮНИОННЫ1Й ПЕРИОД

THE NATIONAL EDUCATION ORGANIZATION IN THE SIBERIAN COSSACK ARMY IN PRE-REVOLUTIONARY PERIOD

В статье раскрываются изменения в сфере народного образования и профессиональной подготовки Сибирского казачества в дореволюционный период. Показаны особенности развития системы народного просвещения как в городской среде, так и сельской местности.

The author dwells upon the changes in the sphere of public education and vocational training of the Siberian Cossacks during the pre-revolutionary period. The features of national education development are revealed both in the city and the countryside.

Ключевые слова: Сибирское казачье войско, народное образование, организация народного образования, казаки, воспитание.

Key words: Siberian Cossack army, public education, public education organization, Cossacks, education.

«Настоящее есть продолжение прошлого и начало будущего, а потому, чтобы надлежащим образом судить о настоящем, необходимо знать, что ему предшествовало и служило основой», - считал историк Сибирского казачьего войска и исследователь Западной Сибири Г.Е. Катанаев (1848-1921). Сегодня этот тезис приобретает особую значимость, так как на рубеже ХХ-ХХ1 веков началось не только возрождение Сибирского казачества, но и введение в систему образования новых учебных заведений, положительно зарекомендовавших себя в дореволюционном прошлом. Современное сибирское казачество уделяет значительное внимание возрождению традиций, в том числе не столько внешним атрибутам, сколько методам воспитания, обучения, военной подготовке и самое главное - формированию особого мировоззрения подрастающего поколения.

Сибирское казачье войско до Октябрьской революции 1917 года являлось государственным учреждением, так как государство предоставляло им при условии несения военной службы земельные участки и материальное

вознаграждение. К началу ХХ века казачество в основном превратилось в земледельцев, отбывающих воинскую повинность, отличавшихся от других сословий пожизненным сроком службы, общественным укладом, неповторимым набором культурных ценностей и т.д.

Территория Сибирского казачьего войска располагалась преимущественно в Акмолинской области, и лишь незначительная его часть находилась в Томской и Тобольской губерниях. В связи с политикой правительства и аграрной реформой П.А. Столыпина казацкое население региона постоянно росло. По данным 1887 года в Акмолинской области имелось 90 казачьих поселений, где проживало около 67 тыс. человек. Самым крупным казачьим уездом являлся Петропавловский, где насчитывалось более 31 тыс. представителей этого сословия [1, л. 20-21]. В 1913 году территория казачьего войска включала северную часть Омского и Петропавловского уездов по линии Сибирской железной дороги, пять участков Кокчетавского уезда, земли вокруг городов Атбасара и Акмолинска. Здесь проживало около 113 тыс. казаков, значительная часть которых прибыла в Сибирь из южных губерний Российской империи в поисках лучшей жизни [14, с. 5].

Как отмечали современники, в Сибирском казачьем войске поддерживалась относительно высокая грамотность. В 1876 году по числу мужских школ на 1000 человек оно занимало первое место среди казачьих войск империи. В дальнейшем число выпускников школ постоянно росло: если в 1874 году грамотными были 28% мужчин старше 7 лет, то в 1913 году - уже 43%, а в 1915 году - 66,5% мужского населения войска [16, с. 140; 12, с. 55]. По данным на 1897 год в Акмолинской области насчитывалось 170 учебных заведений, среди них 97 казачьих [19, с. 795]. Все они предназначались для просвещения мальчиков, и только несколько из них осуществляли одновременное обучение детей обоего пола.

Основной причиной повышения уровня грамотности среди казаков, на наш взгляд, был принятый в 1874 году закон о воинской повинности, который предоставлял всем образованным новобранцам ряд льгот, в том числе -сокращение срока службы. Развитие капиталистических отношений в Западной Сибири также стимулировало рост учебных заведений, казаки стремились дать своим сыновьям разностороннее образование, тем самым повысить их шанс подняться по социальной лестнице. В деле женского обучения, к сожалению, картина была значительно скромней. Благодаря заботам войскового начальства, в казачьих станицах в 1875 году устроили женские школы, но посещало их незначительное количество девочек. По данным Однодневной переписи, начальных школ в Российской империи 11 января 1911 года во всех начальных школах Западной Сибири дочерей казаков обучалось 9,8% (в школах Министерства народного просвещения (далее - МНП), Министерства внутренних дел (далее - МВД) и казачьих школах) и всего 0,35% - в православных школах.

Таблица 1

Распределение учащихся начальных школ Западной Сибири по сословиям (в %). 1911 год [10, с. 13]

По сословиям В школах МВД, МНП и казачьих войск В православных школах

всего мальч. девоч. всего мальч. девоч.

Дворяне и чиновники 0,96 0,72 1,5 0,19 0,13 0,35

Духовенство 0,64 0,49 0,98 1,05 0,7 1,94

Мещане 13,53 10,6 20,33 6,83 5,37 10,54

Крестьяне 73,23 76,5 65,66 89,67 91,64 84,67

Казачество 9,09 8,79 9,8 0,24 0,2 0,35

Дети казаков, проживающие в сельской местности, посещали учебные заведения, принадлежащие нескольким ведомствам. Так, в казачьих станицах Бийского уезда Томской губернии в 1892 году действовало 15 церковноприходских школ и 21 школа грамоты. Кроме этого, существовало 2 школы МВД, 8 начальных школ казачьего ведомства и 1 двухклассная казачьего ведомства в станице Чарышской. Всего в них обучалось 320 мальчиков и 20 девочек [9, л. 4-4 об.].

В городских училищах ситуация долгое время оставалась похожей. По данным на 1908 год, в Омском Ильинском женском городском приходском училище обучалась 21 девочка казачьего сословия. Из них дочерей офицеров - 1, чиновников - 5, нижних чинов - 15 [1, л. 32-33]. В 1910 году в Омском Покровском городском женском училище обучение проходили только 2 дочери нижних чинов Сибирского казачьего войска [3, л. 22-3].Основными достоинствами молодой казачки считалось умение вести хозяйство, заботиться о муже и детях, быть тихой и послушной воле родственников. Грамота в этот перечень не входила.

МНП прилагало значительные усилия для контроля системы образования всей Российской империи. Различные министерства и ведомства регулярно присылали сюда отчёты о количестве школ, учащихся и учителей. Поэтому государственным чиновникам легко удалось установить взаимосвязь между уровнем образования преподавателей и качеством образовательного процесса, который выражался в числе выпускников и переведённых на следующий курс, а зачастую - и в самом количестве учащихся. Многолетняя статистика страны выявила самый низкий уровень подготовки учителей в казацких и церковно-приходских школах, в то время как в светских училищах на работу предпочитали принимать квалифицированных педагогов.

Правительство и школьное руководство понимало, что образовательный процесс должен готовить подростка к будущему при помощи усвоения общепринятых ценностей, транслируемых учителем. По мнению К.Д. Ушин-ского, педагогом в истинном смысле этого слова мог стать человек с уникальной личностью, добрый и справедливый, патриот с твёрдым характером и высокой нравственностью. Но вот на какие духовные или нравственные ценности может ориентировать сельских школьников, по мнению местного начальства, «полуграмотный учитель из бывших солдат или вообще ссыльный»? В сообщении наказного атамана Сибирского казачьего войска Министру народного образования Кассо в 1911 году указывается, что 90% общего числа учителей казачьих школ не имеют специального и среднего образования. Среди них были даже такие, которые не окончили курса начальной школы [17, л. 11]. Малообразованные, бесправные, получающие чисто символическую плату за свой нелёгкий труд, учителя казацких школ предпочитали либо сменить род деятельности, либо искать аналогичную работу в другой местности. Текучесть учительских кадров в сельской местности была колоссальной: до десятилетнего стажа дорабатывало около 8,5% учителей [18, с. 33].

Чтобы повысить уровень образования в крае, Сибирское казачье войско ежегодно выделяло по 12 тыс. рублей из войсковых сумм на пособие станичным обществам для повсеместного устройства начальных училищ и подготовки учителей в соседних Тобольской и Томской губерниях [15, с. 65].

Следует отметить, что Сибирское казачье войско не имело своих собственных общеобразовательных и специальных учебных заведений, поэтому получить среднее профессиональное образование могли лишь единицы. Одной из объективных причин этого положения являлась высокая плата за обучение в западносибирских гимназиях. Например, в 1887 году социальный состав учащихся Омской мужской классической гимназии был следующим: детей дворян, чиновников и духовенства - 60%, горожан - 29,5%, крестьян и казаков - 11,9%, прочих сословий - 2,3%. Гимназия давала законченное сред-

нее образование и готовила учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. Многих не устраивал срок обучения - 8 лет [11, с. 48]. Тем не менее, в дальнейшем численность лиц, получающих среднее образование, постоянно увеличивалась. Так, в 1909 году в этой гимназии обучение проходили уже 18 детей сибирских казаков: 1 - сын офицера и 17 - нижних чинов [2, л. 4-5].

С расширением границ Российской империи возрастала потребность в увеличении специальных учебных заведений, которые бы готовили профессиональных военных. Столичные академии и кадетские корпуса не справлялись с нагрузкой и планом выпуска офицеров. В 1813 году в Омске начало действовать закрытое учебное заведение с полувоенным внутренним строем - Сибирский кадетский корпус, который содержался на средства Сибирского казачьего войска. В 1866 году его переименовали в Сибирскую военную академию, в 1882 году - Омский кадетский корпус, в 1913 году - Первый сибирский императора Александра I кадетский корпус. На протяжении всего времени своего существования казаков здесь находилось немного, основной контингент учащихся состоял из детей местных офицеров и чиновников. Последние, входившие в особую роту, выделялись яркими мундирами и касками с красивыми белыми султанами, обучались различным наукам, светским манерам и немецкому языку. Казаки же, наравне с тюрками и монголами, составляли эскадрон, где основное внимание уделялось верховой езде, военному строю и татарскому языку. Форменную одежду казаков составляли чекмени с застёжками на крючках и фетровые киверы, к которым в праздники прикалывали небольшой султан. Лишь в 1882 году, после того, как была введена новая общая программа обучения кадетов, отношения между эскадроном и ротой наладились.

Для облегчения доступа детям казаков в Сибирские военные гимназии и другие средние учебные заведения в 1876 году на войсковые средства был открыт особый приготовительный пансион, а затем Сибирское войско учредило ряд стипендий. Известно, что в течение 1916 года на эти нужды было израсходовано около 34 тыс. рублей [7, л. 1].

Таблица 2

Количество стипендиатов Сибирского казачьего войска в 1916 году

Наименование учебного заведения Число стипендий Размер стипендии, руб. Сумма, руб.

Петроградский лесной институт 2 400 800

Петроградская военно-медицинская академия 4 450 1800

Московский сельскохозяйственный институт 2 400 800

Александровский пансион при I Омской женской гимназии 6 - 2869

Омская женская гимназия 5 - 450

Омское землемерное училище 4 240 960

Омское среднее сельскохозяйственное училище 10 Пособ. 4000

Омская центрально-фельдшерская школа 20 30 6000

Омская ветеринарно-фельдшерская школа 10 300 3000

Омская учительская семинария 10 290 2900

Семипалатинская учительская семинария 10 290 2900

Тобольская акушерско-фельдшерская школа 8 200 1600

Кадетский корпус - юбилейные Романовские стипендиаты 3 450 1350

Петропавловская низшая сельскохозяйственная школа 5 Пособ. 1500

Кокчетавская школа молочного хозяйства 6 2100

Боровская лесная школа 5 155 775

ИТОГО: 110 33804

Из таблицы видно, что в 1916 году более сотни стипендиатов получали среднее и высшее профессиональное образование во всех крупных учебных заведениях не только Западной Сибири, но и Российской империи в целом. По закону от 20 января 1873 года все стипендиаты Сибирского казачьего войска были обязаны прослужить в войске по полтора года за один год образования на стипендии войска или возвратить в войсковой капитал все деньги, израсходованные на содержание, стипендии, прогоны и т.п. Эти учащиеся должны были написать Войсковому хозяйственному правлению своеобразную расписку, что и сделали воспитанники Омского среднего сельскохозяйственного училища Фёдор Зайков и Григорий Чириков. В марте 1913 года они подписали такой документ:

Войсковой старшина

1913 года_дня_.

Я, нижеподписавшийся, малолеток станицы_военного отдела, стипендиат Сибирского казачьего войска в_даю сие обязательство Войсковому хозяйственному Правлению в том, что в случае если по каким либо причинам, зависящим от меня, курс учебного заведения не окончу, то обязуюсь внести в войсковой капитал Сибирского казачьего войска все деньги, числящиеся по счетам Войскового хозяйственного Правления и израсходованные на содержание стипендии моей в_.

По окончании курса означенного учебного заведения за полученное образование обязуюсь отслужить в войске по назначению войскового начальства Сибирского казачьего войска установленное законом число лет: в чем и подписуюсь... [4, л. 26].

Самой востребованной среди местного населения продолжала оставаться профессия агронома, так как с каждым годом из-за возрастающего потока переселенцев в Западную Сибирь приходилось осваивать всё новые и новые земли. Казаки-земледельцы видели экономическую выгоду от внедрения новых методов ведения хозяйства, применения сельскохозяйственных машин и орудий, новых сортов овощных и зерновых культур. Поэтому с каждым годом росло число учащихся в Омском среднем сельскохозяйственном училище. По данным на 1916 года, здесь обучалось 11 казаков, 10 из которых являлись стипендиатами. Все молодые люди уже имели начальное или среднее образование - окончили Кокчетавское высшее начальное училище или Омскую двухклассную мужскую гимназию [5, л. 7]. Для подготовки счетоводов и организаторов сельских кооперативов Омский отдел Московского общества сельского хозяйства (МОСХ) организовал с 8 по 24 января 1917 года кооперативные краткосрочные курсы, которые посетил 21 человек, из них 4 казака. Известно, что слушателям было прочитано 8 ч лекций по организации сельскохозяйственных обществ, 24 ч - по теории и практике потребительских обществ и 38 ч - по счетоводству [6, л. 134-135]. Весной 1917 года омские казаки более активно начинают создавать маслодельные и животноводческие кооперативы под руководством своих односельчан, получивших специальное образование.

В ходе централизации школьного дела учебные заведения МВД и казачьих войск в 1900 году были переданы в ведение МНП. Теперь за осуществлением учебного процесса стали наблюдать дирекции и инспектора народных училищ, которые рекомендовали списки учебников и расписание изучаемых предметов, проводили регулярные проверки школьных помещений и знаний обучающихся. И лишь финансирование казачьих школ выделяло их из общей массы подвластных МНП учреждений, так как оно производилось из сумм самого войска. Для казачьих школ в 1910 года были созданы три отдельные должности войсковых школьных инспекторов, подведомственных военному управлению войск.

Так как западносибирские казачьи школы могли посещать только дети местных казаков, оставляя в стороне от просвещения детей других сословий и народностей, правительство начало принимать меры по вовлечению в процесс образования как можно большего количества сельского населения. 27 июня 1916 года последовал одобренный Государственной думой и Государственным советом закон о передаче начальных училищ Сибирского казачьего войска в ведение МНП с тем, чтобы туда принимались дети всех сословий без различия вероисповедания [8, л. 364]. Этим законом делался ещё один шаг по централизации начального обучения и в соответствии с общими тенденциями капиталистического развития страны наносился дополнительный удар по сословной школе. Ликвидация казачьих школ не означала отмены «верноподданного» воспитания детей казаков.

Министр народного просвещения граф Игнатьев предлагал администрации учебных округов при организации в казачьих училищах учебной и воспитательной части принимать во внимание «бытовые особенности» казачьих войск и поддерживать в школах воспитание детей «в духе славных традиций казачества» [18, с. 33]. При обсуждении вопроса о передаче школ МНП в Войсковом хозяйственном правлении Сибирского казачьего войска было высказано суждение о сохранении должности войсковых инспекторов путём присвоения им звания «инспекторов войск по хозяйственной части». Войсковое хозяйственное правление не желало полностью расставаться с функциями полновластного хозяина «своих» школ. Закон от 27 июня 1916 года, как и прежние распоряжения о подчинении МНП ряда школ в учебном отношении, не подвёл полностью финансовой базы под казачьи школы, оставив их в зависимости от Войскового хозяйственного правления в материальном отношении (ремонт, постройка, расширение школьных зданий, выписка книг и пособий и т.п.).

В ходе гражданской войны Сибирское казачье войско было полностью ликвидировано, в Западной Сибири началось строительство системы советской школы. На долгие годы из памяти народа были вычеркнуты страницы истории целого сословия, в том числе и положительный опыт, накопленный поколениями сибирских казаков. С другой стороны, доступ к образованию получили все сибиряки, уровень грамотности повышался с каждым годом, пока перед началом Великой Отечественной войны не было объявлено о всеобщей грамотности населения Сибири.

Литература

1. Государственный архив Омской области (далее - ГАОО). Ф. 32. Оп. 1. Д. 4.

2. ГАОО Ф. 32. Оп. 1. Д. 33.

3. ГАОО Ф. 41. Оп. 1. Д. 9.

4. ГАОО Ф. 65. Оп. 1. Д. 28.

5. ГАОО Ф. 68. Оп. 1. Д. 58.

6. ГАОО Ф. 119. Оп. 1. Д. 46.

7. ГАОО Ф. 366. Оп. 1. Д. 291.

8. Государственный архив Томской области (далее - ГАТО). Ф. Ф-126. Оп. 2. Д. 3228.

9. ГАТО Ф. Ф-146. Оп. 1. Д. 1.

10. Однодневная перепись начальных школ в империи, произведённая 18 января 1911 г. [Текст]. - СПб. : Государственная типография, 1914. - Вып. XII-XV - 278 с.

11. Омская губерния : справочник [Текст]. - Омск, 1923. - 260 с.

12. Отчёт о состоянии Сибирского казачьего войска за 1903 год [Текст]. - Омск, 1916. - Ч. 2 (гражданская). - 90 с.

13. Памятная книжка Акмолинской области на 1887 г. Адрес-календарь и географические сведения [Текст] / сост. И.А. Козлов. - Омск : Типография Ак-мол. обл. правления, 1887. - 203 с. : табл.

14. Памятная книжка г. Омска и Акмолинской области на 1913 год [Текст]. -Омск : Акмолинская областная типография, 1913. - 532 с.

15. Список населённых мест по сведениям за 1876 год / сост. секретарь по статистической части Сибирского казачьего войска войсковой старшина Усов [Текст]. - Омск : Типография окружного штаба, 1877. - 51 с.

16. Усов, Ф.Н. Статистическое описание Сибирского казачьего войска [Текст] / Ф.Н. Усов. - СПб. : Типография Департамента Уделов, 1879. - 284 с.

17. Центральный государственный исторический архив (далее - ЦГИА). Ф. 733. Оп. 178. Д. 26.

18. Шамахов, Ф.Ф. Школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907-1917 гг.) [Текст] / Ф.Ф. Шамахов. - Томск : Томский гос. пед. ин-т, 1966. - 196 с.

19. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Текст] / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб. : Типография Акц. Общ. «Издательское Дело. Брокгауз -Ефрон, 1900. - Т. 29. - 468 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.