УДК 81:378
Н.Б. Баркунова, С.С. Шевченко СГГ А, Новосибирск
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ОВЛАДЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ
Увеличение доли самостоятельной работы студентов соответствует общим тенденциям мирового образовательного сообщества и требует разработки новых дидактических, методических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала, в том числе курса иностранный язык. В связи с этим, проблема, раскрываемая в данной работе, представляется актуальной.
N. B. Barkunova, S.S. Shevchenko Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)
10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation
ORGANIZATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL STUDENTS’ COGNITIVE ACTIVITIES OF TECHNICAL HIGHER SCHOOLS WHILE STUDYING A FOREIGN LANGUAGE
The increasing role of students’ individual work is in accordance with the general tendencies of world educational society. It requires the development of new didactic, methodical approaches to through independent mastering the educational material, including a course of foreign languages. In connection with it, the problem seems to be urgent.
Повышение доступности образования широким слоям населения и одновременно повышение качества подготовки специалистов стали насущными проблемами современного высшего образования. Студент, а затем и выпускник высшего учебного заведения получает не только знания по предметам программы, овладевает умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но должен научиться приобретать самостоятельно новые научные сведения и актуальные профессиональные умения и навыки. Все это неизбежно приводит к необходимости широкого внедрения в практику системы дистанционного образования (СДО), способной подготовить студентов к жизни в условиях конкурентоспособной экономики. Подобная система дает возможность каждому студенту выстроить образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным потребностям и способностям, независимо от того, где бы территориально он ни находился. Стратегическая цель системы дистанционного образования - обеспечить гражданам возможность получения образования высокого уровня на месте своего проживания или профессиональной деятельности. Его уникальные возможности обеспечиваются использованием при всех формах получения образования дистанционных образовательных технологий, реализуемых в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью
опосредованном взаимодействии обучающегося/обучаемого и обучающего/преподавателя. Объективные потребности развития современного общества обусловили создание дистанционного образования и привели к тому, что оно приобрело черты непрерывного, обеспечивая процесс обучения человека и в школе, и в вузе, и при повышении квалификации, и при освоении новой профессии.
В соответствии с Решением Министерства образования Российской Федерации от 27 ноября 2002 г. «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» важно обеспечить повышение роли и значения самостоятельной работы в системе высшего профессионального образования.
Увеличение доли самостоятельной работы студентов соответствует общим тенденциям мирового образовательного сообщества и требует разработки новых дидактических, методических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала, в том числе курса иностранный язык, в связи с этим, проблема, раскрываемая в данной работе представляется актуальной.
В настоящее время термин «самостоятельная работа студентов» не имеет статуса четко определенного научного понятия. Среди исследователей ведутся дискуссии по вопросу о сущности, формах, методах и других аспектах самостоятельной работы (А. Беляева, А.А. Вербицкий, В. Граф, Г.Н. Динец, В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис; Н.Г. Лукинова, Г.М. Романцев и др;). Являясь, по общему признанию, сложной и многозначной, самостоятельная работа однозначно интерпретируется всеми исследователями и практиками обучения в смысле целенаправленной, активной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающегося.
Психолого-педагогические аспекты учебно-познавательной деятельности раскрыты в исследованиях Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, С.Л. Рубинштейна и др. Дидакты Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, И.М. Чередов рассматривают методы обучения, их многообразие и классификацию, в том числе в зависимости от самостоятельности студентов в процессе обучения. Однако проблема выбора методов обучения освещена в самом общем виде, без учета оптимального сочетания в определенном процессе обучения.
Проблемы активизации самостоятельной работы на основе совершенствования технологии обучения, научно-методического обеспечения организации проблемного обучения в вузе, обоснования активных методов обучения в высшей школе довольно полно отражены в научной литературе. Однако недостаточно разработаны подходы к организации учебнопознавательной деятельности студентов, интерпретации рассматриваемых проблем относительно процесса обучения иностранным языкам в условиях технического вуза при введении системы дистанционного обучения. Вместе с тем представляется правомерным рассматривать языковое образование будущего инженера как способ формирования его творческого потенциала, включающего интеллектуальную мобильность, умение аналитически мыслить и самостоятельно осваивать новые знания, умения и навыки.
Приходится, однако, констатировать несоответствие существующего уровня фундаментальной подготовки по иностранным языкам в техническом
вузе требованиям, предъявляемым специалистам, овладевшим общением на иностранном языке. В связи с этим возникает ряд противоречий:
- Между возросшими требованиями к качеству современного образования специалиста и несовершенством сложившейся технологии обучения иностранным языкам будущих инженеров;
- Между потребностями выпускников технического вуза в подготовке по иностранным языкам для успешной деятельности в условиях реальной хозяйственной практики и минимумом содержания фундаментальных знаний по иностранным языкам, определенных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования;
- Между необходимостью освоения достаточно большого объема учебного материала на иностранном языке и возможностью прочного, осознанного, глубокого его усвоения за время, отводимое в учебном плане.
В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная учебнопознавательная деятельность студентов. Этой проблеме уделяется особое внимание в психолого-педагогической, дидактической и методической литературе, обобщается опыт практической работы, изучается бюджет времени студентов, способы рациональной организации и культуры умственного труда применительно к различным дисциплинам вузов разного профиля. Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной учебно-познавательной деятельности в процессе обучения в вузе является основой для послевузовского образования и дальнейшего повышения квалификации. Таким образом, в вузе студенты получают подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения этой цели и является культура самостоятельной учебнопознавательной деятельности.
Анализ работ, посвященных проблеме организации аудиторной и
внеаудиторной самостоятельной учебно-познавательной деятельности, позволяет выделить следующие основные положения, касающиеся данного психолого-педагогического явления, а именно:
самостоятельная учебно-познавательная деятельность определяется
большинством исследователей как вид познавательной деятельности обучаемых в аудиторных и внеаудиторных условиях; ее выполнение осуществляется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия;
самостоятельная учебно-познавательная деятельность способствует
формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду и др.;
при самостоятельной учебно-познавательной деятельности цель каждого задания осознана, т.е. для выполнения студенты опираются на свои знания, предметные умения, опыт в изучении данной дисциплины, а также умения пользоваться средствами обучения;
самостоятельная учебно-познавательная деятельность требует наличия у студентов предварительно сформированных учебных умений, способствующих ее «рациональной организации: умение планировать эту работу, четко ставить систему задач, вычленять среди них главные, умело избирать способы наиболее быстрого экономного решения поставленных задач, умелый оперативный контроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в
самостоятельную работу, анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе» [2].
Таким образом, учитывая вышеизложенное, мы констатируем, что с точки зрения дидактики при организации системы дистанционного образования важнейшими требованиями являются: ориентация процесса обучения
(проектирования и организации) на самостоятельную учебно-познавательную деятельность студентов; открытость и индивидуализация обучения;
организация процесса обучения как чередующихся интервалов контактного и неконтактного периодов обучения, последний из которых преобладает;
организация общения участников педагогического процесса как
непосредственно, так и дистанционно с помощью современных технических средств информационных технологий; организация педагогической поддержки учения студентов тьюторами, выполняющими функции преподавателя, консультанта и менеджера.
Практическая цель обучения иностранному языку в техническом вузе предполагает овладение общением на иностранном языке в единстве всех его компетенций: языковой компетенции, т. е. совокупности фонетических, лексических, грамматических языковых средств, а также правил их использования в коммуникативных целях; речевой компетенции, т. е. совокупности навыков и умений речевой деятельности (чтение, говорение, письмо, аудирование), знание норм речевого поведения, способность использовать языковые средства в соответствии с ситуацией; социокультурной компетенции, т.е. совокупности знаний о национально-культурной специфике стран изучаемого языка и связанных с этим умений корректно строить свое речевое и неречевое поведение; компенсаторной компетенции, т. е. совокупности умений использовать дополнительные вербальные средства и невербальные способы решения коммуникативных задач; учебнопознавательной компетенции, т. е. совокупности умений, необходимых для самостоятельного овладения иностранным языком.
Рассмотрим, каким образом может быть организована самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов при овладении иностранным языком в системе дистанционного образования в Сибирской государственной геодезической академии. Основными составляющими системы обучения иностранным языкам в системе дистанционного образования в СГГА могут быть: информационная телекоммуникационная технология обучения;
индивидуальное учебное планирование; система аттестации знаний; академическая мобильность обучающихся. В системе дистанционного образования СГГА при обучении иностранным языкам может быть реализована телекоммуникационная модель дистанционного образования с использованием основных элементов кейсовой модели. Основу кейса (комплекта средств обучения) составляют бумажные (печатные) рабочие учебники, в сочетании с аудио- и видеоматериалами, компьютерными программами, загружаемыми в серверы локальных сетей учебных центров. Телеконференции, телеконсультации, телевизионные защиты выпускных работ могут проводиться через цифровое спутниковое телевидение, 1Р-хелпинг, Интернет. Образовательная технология должна быть основана на использовании
виртуально-тренинговой системы обучения и построена по модульному принципу. Студенту предоставляется выбор виртуального режима работы с учебным продуктом, его самостоятельное изучение и закрепление полученных знаний в индивидуальных и тренинговых формах. Предлагаемая технология обеспечит погружение учащегося в сферу развивающего обучения, обеспечивая условия для самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Методическое обеспечение учебного процесса должно будет содержать: учебные книги в виде рабочих учебников и рабочих тетрадей на бумажных носителях, специально разработанные для организации самостоятельной работы студентов по изучению иностранного языка; учебные фильмы, подающие образно и эмоционально окрашенный учебный материал в динамике, с использованием слухового и зрительного каналов восприятия информации; компьютерные обучающие программы для самостоятельной работы (тестирующие, тренинговые, исследовательские); сетевые среды для проведения практических занятий различного уровня - репродуктивного, частично-поискового, творческого; компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах; аудио, видео учебно-информационные материалы; телекоммуникационные многоязычные вокабуляры и библиотеки; телекоммуникационные средства обучения.
Содержание учебной дисциплины «Иностранный язык» в соответствии с типовой программой должно структурироваться по модульному принципу. Структура дисциплины должна быть представлена следующими модулями: модуль социального общения (М1); модуль профессионального общения (М2); модуль консультирования и контроля (М3).
Модуль социального общения (М1):
Сферы общения Содержание
Социально-бытовое общение Личностные характеристики, биографические сведения, сведения о семье, родственниках, ситуации бытового общения.
Социокультурное общение Социокультурный портрет Российской Федерации: географическое положение, национальные традиции, политический строй. Учеба в академии.
Социально-политическое общение Россия в современном мире. Социально-политическая жизнь в странах изучаемого языка.
Модуль профессионального общения (М2):
Сферы общения Содержание
Учебно-профессиональное общение Предмет и содержание специальности. Выступление на студенческой научно-практической конференции. Реферирование и аннотирование статьи по специальности. Информационный поиск, Интернет-ресурсы.
Модуль консультирования и контроля (М3):
Диагностическое тестирование на определение уровня владения иностранным языком, по результатам которого каждый студент получает индивидуальные рекомендации по организации своей учебной работы.
Консультирование с преподавателем по электронной почте. Студент задает вопросы, а ведущий преподаватель готовит ответ на специальном сайте (1Р-хелпинг), тем самым, в частности, обеспечивается интерактивность обучения.
Текущий контроль должен осуществляться в форме тестов различного уровня, диктантов-переводов, лексико-грамматических работ, контрольных переводов, контрольного чтения.
Промежуточный контроль проводится в форме зачета, а итоговый контроль в форме экзамена.
Рассмотренные вопросы по организации самостоятельной учебнопознавательной деятельности студентов помогут преподавателю достичь основной цели обучения иностранным языкам в техническом вузе - это формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, позволяющей использовать иностранный язык как средство профессионального и межличностного общения, так как в соответствии с типовой учебной программой достижение основной цели обучения предполагает реализацию познавательной, развивающей, воспитательной и практической целей обучения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ащеулов, В.А. Основные направления реализации дистанционного обучения в едином информационном образовательном пространстве СГГА [Текст] / В.А. Ащеулов, О.В. Твердовский // Актуальные вопросы модернизации высшего образования. - Новосибирск, 2010.
2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985.
3. Баркунова, Н.Б. Управление самостоятельной работой студентов при изучении иностранного языка [Текст] / Н.Б. Баркунова, Чернышева О.В. // Актуальные вопросы модернизации высшего образования. - Новосибирск, 2010.
4. Иванова, Е.О. Каждому учащемуся - своя школа [Текст] / Е.О. Иванова // Европейские ценности образования и концепция построения гражданского общества в России: Сборник научных трудов. - Ярославль, 2001.
5. Околелов, О.П. Дистанционное обучение: сущность, дидактические особенности, технологии // Дистанционное образование. - 1999.
6. Петрова, Е.И. Учебно-организационные вопросы дистанционного обучения [Текст] / Е.И. Петрова // Актуальные вопросы модернизации высшего образования. - Новосибирск, 2010.
7. Шевченко, С.С. Один из способов активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов технического вуза при овладении иностранным языком в условиях внеаудиторной работы [Текст] / С.С. Шевченко // Актуальные вопросы модернизации высшего образования. - Новосибирск, 2010.
8. Карпенко, М.П. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов в условиях дистанционного обучения [Электронный ресурс] / Режим доступа: кйр://у1рег8оп.ги/’мпё.ркр?ГО=216090&8оск=1.
© Н.Б. Баркунова, С.С. Шевченко, 2010