УДК 81:378
Н.Б. Баркунова СГГА, Новосибирск
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ОВЛАДЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ
В статье рассмотрена проблема коммуникативной компетенции, ее формирование у студентов технического вуза при овладении иностранным языком.
N.B. Barkunova
Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)
10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation
FORMATION OF TECHNICAL HIGHER SCHOOLS STUDENTS’ COMMUNICATIVE COMPETENCE WHILE STUDYING A FOREIGN LANGUAGE
Formation of technical Higher schools students’ communicative competence while learning a foreign language is considered.
Обучение иностранному языку как средству международного общения стало одним из приоритетных направлений в современном образовании. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций, что отмечено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». И одной из основных компетенций является коммуникативная компетенция, которая рассматривается как способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации, выстраивать общение и взаимодействие с другими людьми.
Коммуникативная компетенция относится к базовым компетентностям современного человека. Выделяются несколько составляющих: лингвистическая (языковая), социолингвистическая (умение использовать языковой материал в соответствии с контекстом), социокультурная (умение пользоваться знаниями истории, культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка), дискурсивная (умение организовать речь, поддержать разговор, слушать собеседника, учитывать его точку зрения), стратегическая (умение ставить задачи, добиваться цели, устанавливать контакт с собеседником), и социальная - умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией. В основе формирования коммуникативной компетенции у студентов на занятиях иностранным языком лежит деятельностный подход, так как он развивает самостоятельную, творческую активность каждого студента. Обучение предполагает на
первоначальном этапе совместную образовательную деятельность под руководством преподавателя, а затем самостоятельную, уделяя большое внимание практической стороне вопроса. В настоящее время проблемы коммуникативной компетенции рассматриваются в трудах таких лингвистов и методистов как: Е.А. Быстровой, И.А.Зимней, Д.И. Изаренкова, В.Г.
Костомарова, О.Д. Митрофановой, Н.М. Шанского и других. Коммуникативная компетенция предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма). Коммуникативная компетенция обучаемого иноязычному общению - это способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции - это умение создавать и воспринимать тексты -продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста. Существуют компоненты ситуации, или речевые условия, которые диктуют говорящему выбор слов и грамматических средств. Это, во-первых, взаимоотношения между собеседниками и их социальные роли. Нет сомнения, что характер речевого общения будет разным в зависимости от того, с кем общаемся, каков социальный статус говорящих, каков их возраст, пол, интересы и т.д. Во-вторых, место общения (например, общение преподавателя и студента на занятии, во время перемены, в дружеской беседе). Третий, очень важный компонент речевой ситуации, - цель и намерения говорящего. Так, приказ, просьба или требование, конечно, будут отличаться от сообщения, информации или их эмоциональной оценки, выражение благодарности, радости, обиды т.д. Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки - это умения и навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, где говорим, и, наконец, с какой целью.
Развитие коммуникативной компетенции - процесс длительный и достаточно сложный. Особую сложность в преподавании иностранного языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта студентов, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Как показывает наша практика развитие компетентности обусловливаться целями обучения, содержанием учебного материала, профессиональной мотивацией студентов, необходимостью вырабатывания коммуникативных навыков и умений, нужных в практической деятельности. При изучении иностранного языка мы используем разнообразные методы развития и становления коммуникативной компетенции:
- Чтение проблемных лекций и докладов с активным участием будущих специалистов и иностранных студентов;
- Проведение деловых игр;
- Тестирование;
- Анкетирование;
- Индивидуальные беседы и тренинги;
- Работы парами, в командах и т.п.
Пути реализации коммуникативной компетенции студентов состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
Коммуникативная компетенция обеспечивает:
- Совершенствование умений и способностей общения в учебнонаучной, социально-бытовой, социально-культурной, официально-деловой сферах общения;
- Овладение формами речевого общения в процессе различных видов деятельности;
- Развитие умения и способностей работы с учебным научным текстом, другими источниками информации;
- Совершенствование умений интерпретации информации в соответствии с самостоятельно найденным и заданным основанием.
Коммуникативные компетенции формируются на основе общеучебных умений и навыков, а также предметных учебных умений, навыков и способов деятельности.
Выделяют четыре уровня коммуникативной компетентности:
- Неосознанная;
- Репродуктивная;
- Продуктивная;
- Творческая.
Каждый из выделенных уровней характеризуется определенными критериями.
Критерием первого уровня является несамостоятельную деятельность студента, построенную на подсказках преподавателя. Критерием второго, репродуктивного, уровня является наличие лингвистических знаний у студента при недостаточном умении их применять, репродуктивная деятельность выполняется по памяти или по заданному алгоритму. Критерием третьего, продуктивного, уровня выступает достаточное владение лингвистическими умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения; при этом синтез лингвистических знаний и умений используется как инструмент познания.
Критерием четвертого, творческого, уровня является самореализация компетентной личности, способной к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов.
Цель коммуникативного подхода состоит в том, чтобы заинтересовать студентов в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта.
Они могут использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приема иностранных гостей дома, при переписке, обмене аудио- и видеокассетами, результатами заданий.
В практике преподавания иностранных языков на современном этапе обучения мы используем следующие технологии:
- Обучение в малых группах сотрудничества;
- Дискуссии;
- Мозговые атаки;
- Ролевые игры проблемной направленности;
- Метод ситуационного анализа;
- Метод проектов;
- Информационные технологии.
Умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, лаконично излагать свою мысль, умение слушать и слышать оппонента - важные умения, необходимые для формирования коммуникативной компетенции.
На занятиях по устной практике английского языка очень часто итоговыми являются дискуссии по проблемам определенной тематики.
В настоящее время преподавателями широко применяются ролевые игры проблемной направленности для моделирования реальной ситуации общения на уроке иностранного языка.
Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, а также формирования коммуникативной компетенции. В отличие от дискуссии, в ролевой игре ее участники принимают на себя роли персонажей, как бы «вживаются» в роль. Это помогает им лучше понять суть проблемы, проникнуться особенностями массовой культуры чужой страны и найти разные способы выхода из данной ситуации от имени его персонажа.
При использовании проектной технологии обучения (метода проектов) иностранный язык в новой образовательной парадигме становится процессом самостоятельного овладения учебной познавательной деятельностью.
Таким образом, развитие коммуникативной компетенции студентов позитивно влияет на профессиональный уровень будущих специалистов. Изучение основ коммуникативной компетентности в вузе будет способствовать осмыслению будущими специалистами ее значимости для профессиональной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985.
2. Баркунова, Н.Б. Формирование коммуникативной компетенции у студентов технического вуза при обучении иностранному языку [Текст] / Н.Б.
Баркунова // Единое информационно-образовательное пространство - основа инновационного развития вуза. - Новосибирск, 2011.
3. Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языком [Текст] / Б.В. Беляев. - М., 1965.
4. Иванова, Е.О. Каждому учащемуся - своя школа [Текст] / Е.О. Иванова // Европейские ценности образования и концепция построения гражданского общества в России: сборник научных трудов. - Ярославль, 2001.
5. В.Я. Ляудис. Принципы психолого-педагогического проектирования инновационного обучения в школе [Текст] / В.Я. Ляудис // Инновационное обучение : стратегия и практика. - М., 1994. - С. 13-32.
6. Шевченко, С.С. Один из способов активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов технического вуза при овладении иностранным языком в условиях внеаудиторной работы [Текст] / С.С. Шевченко // Актуальные вопросы модернизации высшего образования. - Новосибирск, 2010.
© Н.Б. Баркунова, 2011