УДК 378
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
© 2010 С.С.Савичев
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Статья поступила в редакцию 13.04.2010
Статья посвящена развитию коммуникативной компетентности студентов в условиях вузовской подготовки. Особое внимание уделяется организации учебного процесса построенного на сотрудничестве и взаимодействии педагога и студентов.
Ключевые слова: модернизация образования, коммуникативная компетентность, студенты, учебный процесс в вузе
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В общем контексте европейских тенденций глобализации Совет Культурной Кооперации (СДСС) высшего образования для Европы определил те основные ключевые компетенции, которые в результате образования должны освоить молодые специалисты. Соответственно и цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций, что отмечено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»1. И одной из основных компетенций является коммуникативная компетентность, которая рассматривается как способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации, выстраивать общение и взаимодействие с другими людьми2.
Коммуникативная компетентность относится к базовым компетентностям современного человека. Можно выделить несколько составляющих: лингвистическая (языковая), социолингвистическая (умение использовать языковой материал в соответствии с контекстом), социокультурная (умение пользоваться знаниями истории, культуры, традиции и обычаев стран изучаемого языка), дискурсивная (умение организовать речь, поддержать разговор, слушать собеседника, учитывать его точку зрения),
Савичев Семён Сергеевич, преподаватель кафедры иностранных языков. E-mail: brutalsam@mail. ru
1 Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: Опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - 2005. - №4. - С.19 - 27.
2 Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А.Козырева, проф. Н.Ф.Родионовой и проф. А.П.Тряпициной. - СПб.: 2005.
стратегическая (умение ставить задачи, добиваться цели, устанавливать контакт с собеседником), и социальная - умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией.
В основу формирования коммуникативной компетенции у студентов на занятиях иностранным языком положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельную творческую активность каждого учащегося. Обучение предполагает на первоначальном этапе совместную образовательную деятельность под руководством педагога, а затем самостоятельную, уделяя большое внимание практической стороне вопроса. Развитие коммуникативной компетенции - процесс длительный и достаточно сложный. Особую сложность в преподавании иностранного языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта студентов, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.
Выбор методов формирования и становления коммуникативной компетентности должен обусловливаться целями обучения, содержанием учебного материала, профессиональной мотивацией студентов, необходимостью вырабатывания коммуникативных навыков и умений, нужных в практической деятельности. Такими методами формирования и становления коммуникативной компетентности могут быть: чтение проблемных лекций и докладов с активным участием будущих специалистов и иностранных студентов, проведение деловых игр, тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы и тренинги, работы парами, в командах и т.п. Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
Коммуникативная компетенция обеспечивает: 1) совершенствование умений и способностей
Педагогика
общения в учебно- научной, социально-бытовой, социально-культурной, официально - деловой сферах общения; 2) овладение формами речевого общения в процессе различных видов деятельности; 3) развитие умения и способностей работы с учебным научным текстом, другими источниками информации; 4) совершенствование умений интерпретации информации в соответствии с самостоятельно найденным и заданным основанием.
Коммуникативные компетенции формируются на основе общеучебных умений и навыков, а также предметных учебных умений, навыков и способов деятельности. Мы предполагаем, что можно выделить четыре уровня коммуникативной компетентности: первый уровень - неосознанная компетентность; второй - репродуктивная компетентность; третий - продуктивная компетентность; четвертый - творческая компетентность. Каждый из выделенных уровней характеризуется определенными критериями.
Критерием первого уровня мы считаем несамостоятельную деятельность студента, построенную на подсказках педагога, когда он доминирует в учебной деятельности и требует исключительно правильных ответов от ученика, не признавая его права на ошибку и диалог. Такая ситуация имеет место в том случае, когда не повезло с педагогом или когда учащийся испытывает большие трудности в формировании общих учебных понятий и способов учебной деятельности.
Критерием второго, репродуктивного, уровня является наличие лингвистических знаний у студента при недостаточном умении их применять, репродуктивная деятельность выполняется по памяти или по заданному алгоритму, педагог ожидает от учащегося успешного выполнения задач, требующих простых мыслительных операций с данными, а также организует обмен независимыми высказываниями между студентами.
Критерием третьего, продуктивного, уровня выступает достаточное владение учениками лингвистическими умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения; при этом синтез лингвистических знаний и умений используется как инструмент познания. Для учащихся этого уровня характерна уже самостоятельная продуктивная деятельность, выполняемая по самостоятельно созданному алгоритму или принятому типовому алгоритму, преобразованному в ходе самого действия. Мыслительная деятельность опосредована словесно-логической формой. Педагог организует самораскрытие, взаимопонимание и стремление к взаимораскрытию учеников, достигая высокого уровня социальной реализации студентов как в деятельности общения и обучения, так и в создании индивидуального
культурного продукта учебной деятельности (письменного текста).
Критерием четвертого, творческого, уровня является самореализация компетентной личности, способной к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов. Студент ставит и решает задачи, требующие обобщения данных и творческого мышления, стремится к пониманию другого с целью поиска новой истины, вступает в «партнерство» (В.Я.Ляудис), транслируя социальную ответственность - высший уровень социализации3.
Среди выделенных нами четырех уровней сформированности коммуникативной компетентности языковой личности наивысшим является четвертый уровень - творческая компетентность. Студенты, вышедшие на четвертый, творческий, уровень коммуникативной компетентности, не только успешны в учебе и социально реализованы, но и ориентированы на взаимопомощь другим студентам, на партнерство - высшую ступень. Ученик готов нести ответственность за совместно созданный в учебной деятельности продукт (текст), который высококультурен и по лингвистическим, и по смысловым показателям.
В практике общения каждый речевой акт выступает как та или иная типологическая разновидность, поэтому при обучении речевому общению необходимо говорить о типологии или жанре текста (определенной модели, имеющей внешние признаки, закрепленные традицией). Тексты предлагаемые студентам на занятиях по иностранному языку разнообразны по жанру: эпизоды художественных произведений, научно-популярные, проблемные статьи. В ходе работы с литературным текстом или текстом о культуре педагогу необходимо создать развивающую речевую среду, побуждающую студента вступить в диалог не только с конкретным текстом о культуре, но и с текстом культуры, подобно тому, как в коммуникативном пространстве культуры текст вступает в диалогические отношения с другими текстами.
Развивающая речевая среда может быть создана на любой лекции, но особое значение приобретают лекции интегрированного типа, которые позволяют соединить лингвистический и культурологический подходы к анализу текста. В результате такой работы с текстом происходит формирование культуры общения с произведениями искусства, воспитание эстетического чувства слова и желание выразить словом свои
3 Ляудис В.Я. Принципы психолого-педагогического проектирования инновационного обучения в школе // Инновационное обучение: Стратегия и практика. - М.: 1994. - С. 13 - 32.
мысли и переживания. Таким образом, достигается единство процесса обучения и воспитания.
В качестве педагогических условий формирования коммуникативной компетентности нами были предложены следующие: внедрение в педагогический процесс соответствующего элективного курса; направленность учебно-воспитательного процесса на установление личностно ориентированного взаимодействия; применение активных методов обучения, интеграция в массовую культуры страны изучаемого языка.
Система элективных курсов позволяет в более углубленной, развернутой форме вооружать студентов теми знаниями и умениями, которые являются нужными для эффективной жизнедеятельности обучающегося, но не входят в обязательную, инвариантную часть содержания образования. Направленность учебно-воспитательного процесса на установление личност-но-ориентированного взаимодействия - следующее, необходимое на наш взгляд, педагогическое условие развития коммуникативной компетентности.
Основываясь на разработках И.С.Якиманской, мы полагаем, что проектирование личност-но ориентированной системы обучения подразумевает: признание студента субъектом педагогического процесса; развитие индивидуальных способностей обучающегося, в частности - развитие коммуникативной компетентности, применяя те методы обучения, которые активизируют
деятельность каждого студента. Исходя из этого, следующим педагогическим условием, способствующим, на наш взгляд, развитию коммуникативной компетентности студентов, является применение в педагогическом процессе активных развивающих методов обучения.
И наконец, для успешного овладения языковой практикой, и преодоления межнациональных барьеров необходима интеграция в массовую культуры страны изучаемого языка. Под которой мы понимаем активные методы речевой коммуникации со студентами-иностранцами, изучение не только исторической (классической), но и современной массовой культуры страны, через просмотр кинофильмов, спектаклей, интересных статей в зарубежных СМИ, обсуждение актуальных молодежных тем на факультетах иностранных языков с привлечением студентов с кафедры ЮНЕСКО и т.д.
Формирование и становление коммуникативной компетентности студентов позитивно влияет на профессиональный уровень будущих специалистов, их творческую самореализацию, совершенствование их деятельности, именно это необходимо будущим специалистам для адекватной ориентации во всех сферах общественной жизни. Изучение основ коммуникативной компетентности в вузе будет способствовать осмыслению будущими специалистами ее значимости для профессиональной деятельности.
PROBLEM OF HIGHER SCHOOL STUDENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT
© 2010 S.S.Savichev°
Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering
The article considers the issue of students' communicative competence development in conditions of the professional training. Special attention is given to the organization of the educational process based on cooperation and interaction of teachers and students.
Key words: education modernization, communicative competence, students, educational process in higher school.
Savichev Semen Sergeevich, Teacher of the department of foreign languages. E-mail: brutalsam@mail. ru