самостоятельная работа
обеспечивается формированием умений целе-полагания, формированием технологической базы учебной компетенции, развитием рефлексивной самооценки обучающимся своей коммуникативной и учебной деятельности, развитием умений работать в сотрудничестве, созданием
условий для самоуправления учебной деятельностью, проявления деловой активности и профессиональной подготовленности в использовании английского языка, развития креативности и самореализации обучающихя в информационной и образовательной среде.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ТЕХНИКУМЕ
Н. А. Печкунова, преподаватель Томь-Усинского энерготранспортного техникума, председатель цикловой методической комиссии общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин А. В. Шаурова, преподаватель
Одним из эффективных путей повышения качества подготовки обучающихся является развитие учебно-исследовательской творческой работы студентов в образовательном процессе. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности выпускника, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям является основой социальной успешности.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО в техникуме создаются условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках самостоятельной учебно-исследовательской деятельности. Разработано положение по планированию и организации самостоятельной работы студентов, которое определяет, что результатом самостоятельной работы является подготовка студентами образовательных продуктов нескольких уровней сложности — от составления на основе изученной информации разных видов схем, таблиц до создания студентами образовательных продуктов учебно-исследовательского характера. Самостоятельная работа студентов рассматривается как управляемая преподавателями система организационно-педагогических условий, направленная на освоение практического опыта, умений и знаний в рамках дисциплин в соответствии с ФГОС СПО.
Подготовка образовательных продуктов учебно-исследовательского характера в тех-
Н. А. Печкунова А. В. Шаурова
никуме осуществляется под непосредственным руководством преподавателей техникума в соответствии с положением. Темы продуктов учебно-исследовательского характера рассматриваются на заседаниях цикловых методических комиссий. А перечень мероприятий по их реализации рассматривается и утверждается на заседаниях методического совета техникума.
В образовательной организации проводится инновационная, экспериментальная деятельность по подготовке и реализации в образовательном процессе инновационных проектов, экспериментальных площадок, продуктов учебно-исследовательского характера. Творческая группа преподавателей техникума, работающих в данном направлении, осуществляет научную подготовку студентов. На заседаниях творческой группы формируется план подготовки и реализации продуктов учебно-исследовательского характера.
Все учебно-исследовательские работы проходят стадию предзащиты на научно-практиче-
- самостоятельная работа -
ских конференциях в техникуме. Такие научно-практические конференции проводятся ежегодно в техникуме и приурочены к декадам по специальностям, Дню науки и т. д.
Работа над учебно-исследовательским проектом предполагает очень тесное взаимодействие обучающегося и преподавателя. В этой связи возникают две крайности — полностью предоставить студента самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя, таким образом лишая инициативы в работе. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что студент должен чувствовать, что проект — это его работа, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов.
Творческая группа ТУЭТТ разработала этапы работы над исследовательским проектом.
1. Подготовительный, или вводный
1.1 Выбор темы и ее уточнение
1.2 Определение цели, формирование задач
1.3 Выдача письменных рекомендаций — требования, сроки, графики, консультации
1.4 Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления
2. Поисково-исследовательский этап
2.1 Определение источников информации
2.2 Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты обучающихся, обсуждение возникших в ходе выполнения проекта проблем
3. Трансляционно-оформительский этап
3.1 Предзащита проекта (на занятии)
3.2 Доработка проекта с учетом замечаний и предложений
3.3 Подготовка к публичной защите проекта
3.4 Определение программы и сценария публичной защиты
4. Заключительный этап
4.1 Публичная защита проекта на конференции, приуроченной ко Дню науки, в техникуме
4.2 Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы
4.3 Итоговая конференция — ежегодная Международная очно-заочная научно-практическая конференция «Мир моих исследований» в НФИ КемГУ
Положительным моментом проделанной работы является то, что обучающиеся, выступая с разработанными проектами на конференциях различных уровней, получают положительную оценку своей деятельности со стороны внешних экспертов, сравнивают свои проекты с другими, а многие выпускники смогли реализовать свои проекты в жизнь и стать конкурентоспособными специалистами.