Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов вуза при обучении иностранным языкам с использованием цифрового образовательного ресурса '

Организация самостоятельной работы студентов вуза при обучении иностранным языкам с использованием цифрового образовательного ресурса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
самостоятельная работа / цифровой образовательный ресурс / онлайн-курс / иностранный язык / independent work / digital educational resource / online course / foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Наталья Владимировна, Павлова Наталия Анатольевна

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современные образовательные стандарты акцентируют внимание на самоорганизации обучающихся непосредственно через управление своим временем, выстраивание и реализацию траектории саморазвития. В связи с этим возникает необходимость поиска новых форм организации самостоятельной работы обучающихся. Цель данной работы состоит в анализе теории и практики организации самостоятельной работы студентов вуза при обучении иностранным языкам с использованием цифрового образовательного ресурса. Для достижения поставленной цели был использован метод анализа психолого-педагогической литературы, направленный на уточнение понятий «самостоятельная работа», «цифровой образовательный ресурс», «онлайн-курс», а также опрос студентов, способствующий выявлению возможностей онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык» при организации самостоятельной работы. В статье представлена структура онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык», описаны ее элементы и алгоритм действий, направленный на организацию самостоятельной работы студентов. Научная новизна данного исследования состоит в комплексном анализе понятий «самостоятельная работа студентов» и «онлайн-курс», в представлении возможной структуры онлайн-курса, направленной на организацию самостоятельной работы в обучении иностранным языкам. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены виды самостоятельной работы, на организацию которых положительное влияние может оказать онлайн-курс по дисциплине «Иностранный язык». Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный алгоритм действий может быть полезен преподавателям в организации самостоятельной работы студентов не только при обучении иностранным языкам. Основные результаты исследования позволяют сделать вывод об эффективности организации самостоятельной работы студентов с использованием онлайн-курса в обучении иностранным языкам. Это связано с тем, что самостоятельное изучение или повторение материала осуществляется в удобное для обучающихся время, предоставляется выбор заданий по степени трудности, касающийся различных аспектов в обучении иностранным языкам (лексический, грамматический аспекты, чтение, письмо), возможен неограниченный доступ к учебной информации, выполнение заданий контролируется и оценивается, преподавателем выделяются недочеты и ошибки в работах, оригинальные идеи обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеева Наталья Владимировна, Павлова Наталия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital educational resources for foreign language studies and independent work of university students (using the example of an online foreign language course)

The relevance of this study lies in the fact that current educational standards focus on the self-organization of students through managing their time, building and implementing the trajectory of their selfdevelopment. In this regard, there is a need to search for new forms of organizing students’ independent work. The purpose of this work is to present an algorithm aimed at organizing independent work of university students through the online courseForeign Language”. To achieve this goal, the method of analyzing psychological and pedagogical literature was used to clarify the concepts “independent work”, “digital educational resource”, “online course”, as well as observation and survey methods that help identify the capacity of the online courseForeign Language” in organizing independent work of students. The article presents the format of the online courseForeign Language”, describes its elements and the algorithm of actions aimed at organizing students’ independent work. The scientific novelty of this study lies in a comprehensive analysis of the concepts “independent work of students” and “online course”, in the presentation of a possible structure of an online course aimed at organizing independent work in teaching foreign languages. The article is theoretically significant because it allows us to clarify the types of independent work, the organization of which can be positively influenced by the online course on the discipline “Foreign Language”. The article is practically significant, since the presented algorithm of actions can be useful to teachers in organizing students’ independent work not only in teaching foreign languages. The main results of the study allow us to draw a conclusion about the effectiveness of organizing students’ independent work using an online course in teaching foreign languages. This is explained by the fact that independent study or revision of material is carried out at a time convenient for students. Assignments are offered according to the degree of difficulty in various aspects of teaching foreign languages (lexical, grammatical aspects, reading, writing). Students have unlimited access to educational information, and the completion of assignments is monitored and evaluated by the teacher, shortcomings and errors in the work are highlighted, and original ideas of students are encouraged.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов вуза при обучении иностранным языкам с использованием цифрового образовательного ресурса »



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 04 (апрель) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241043 DOI 10.24412/2304-120X-2024-11043 УДК 378.147:004.9

Организация самостоятельной работы студентов вуза при обучении иностранным языкам с использованием цифрового образовательного ресурса

Digital educational resources for foreign language studies

and independent work of university students (using the example of an online foreign language course)

Авторы статьи

I

Authors of the article

L

Гордеева Наталья Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Педагогического института им. В. Г. Белинского ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», г. Пенза, Российская Федерация ctaroctina@bk.ru ORCID: 0000-0002-1860-1221

Павлова Наталия Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Педагогического института им. В. Г. Белинского ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», г. Пенза, Российская Федерация nataliia.pavlova@inbox.ru ORCID: 0000-0002-7463-7616

Natalya V. Gordeeva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Pedagogical Institute named after. V.G. Belinsky, Penza State University, Penza, Russian Federation ctaroctina@bk.ru ORCID: 0000-0002-1860-1221

Natalia A. Pavlova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Pedagogical Institute named after. V.G. Belinsky, Penza State University, Penza, Russian Federation nataliia.pavlova@inbox.ru ORCID: 0000-0002-7463-7616

Конфликт интересов

L

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Гордеева Н. В., Павлова Н. А. Организация самостоятельной работы студентов вуза при обучении иностранным языкам с использованием цифрового образовательного ресурса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 04. - С. 4964. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241043.htm - DOI 10.24412/2304-120X-2024-11043

N. V. Gordeeva, N. A. Pavlova, Digital educational resources for foreign language studies and independent work of university students (using the example of an online foreign language course) // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 04. - P. 49-64. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241043.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11043

Поступила в редакцию Received 25.01.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.03.24

Принята к публикации Accepted for publication 15.03.24 Опубликована Published 30.04.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Гордеева Н. В., Павлова Н. А., 2024

Аннотация

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современные образовательные стандарты акцентируют внимание на самоорганизации обучающихся непосредственно через управление своим временем, выстраивание и реализацию траектории саморазвития. В связи с этим возникает необходимость поиска новых форм организации самостоятельной работы обучающихся. Цель данной работы состоит в анализе теории и практики организации самостоятельной работы студентов вуза при обучении иностранным языкам с использованием цифрового образовательного ресурса. Для достижения поставленной цели был использован метод анализа психолого-педагогической литературы, направленный на уточнение понятий «самостоятельная работа», «цифровой образовательный ресурс», «онлайн-курс», а также опрос студентов, способствующий выявлению возможностей онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык» при организации самостоятельной работы. В статье представлена структура онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык», описаны ее элементы и алгоритм действий, направленный на организацию самостоятельной работы студентов. Научная новизна данного исследования состоит в комплексном анализе понятий «самостоятельная работа студентов» и «он-лайн-курс», в представлении возможной структуры он-лайн-курса, направленной на организацию самостоятельной работы в обучении иностранным языкам. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены виды самостоятельной работы, на организацию которых положительное влияние может оказать онлайн-курс по дисциплине «Иностранный язык». Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный алгоритм действий может быть полезен преподавателям в организации самостоятельной работы студентов не только при обучении иностранным языкам. Основные результаты исследования позволяют сделать вывод об эффективности организации самостоятельной работы студентов с использованием онлайн-курса в обучении иностранным языкам. Это связано с тем, что самостоятельное изучение или повторение материала осуществляется в удобное для обучающихся время, предоставляется выбор заданий по степени трудности, касающийся различных аспектов в обучении иностранным языкам (лексический, грамматический аспекты, чтение, письмо), возможен неограниченный доступ к учебной информации, выполнение заданий контролируется и оценивается, преподавателем выделяются недочеты и ошибки в работах, оригинальные идеи обучающихся.

Ключевые слова

Abstract

The relevance of this study lies in the fact that current educational standards focus on the self-organization of students through managing their time, building and implementing the trajectory of their self-development. In this regard, there is a need to search for new forms of organizing students' independent work. The purpose of this work is to present an algorithm aimed at organizing independent work of university students through the online course "Foreign Language". To achieve this goal, the method of analyzing psychological and pedagogical literature was used to clarify the concepts "independent work", "digital educational resource", "online course", as well as observation and survey methods that help identify the capacity of the online course "Foreign Language" in organizing independent work of students. The article presents the format of the online course "Foreign Language", describes its elements and the algorithm of actions aimed at organizing students' independent work. The scientific novelty of this study lies in a comprehensive analysis of the concepts "independent work of students" and "online course", in the presentation of a possible structure of an online course aimed at organizing independent work in teaching foreign languages. The article is theoretically significant because it allows us to clarify the types of independent work, the organization of which can be positively influenced by the online course on the discipline "Foreign Language". The article is practically significant, since the presented algorithm of actions can be useful to teachers in organizing students' independent work not only in teaching foreign languages. The main results of the study allow us to draw a conclusion about the effectiveness of organizing students' independent work using an online course in teaching foreign languages. This is explained by the fact that independent study or revision of material is carried out at a time convenient for students. Assignments are offered according to the degree of difficulty in various aspects of teaching foreign languages (lexical, grammatical aspects, reading, writing). Students have unlimited access to educational information, and the completion of assignments is monitored and evaluated by the teacher, shortcomings and errors in the work are highlighted, and original ideas of students are encouraged.

Key words

самостоятельная работа, цифровой образовательный ресурс, онлайн-курс, иностранный язык

Благодарности

independent work, digital educational resource, online course, foreign language

Acknowledgements

Авторы выражают особую благодарность кандидату педагогических наук, доценту кафедры иностранных языков Педагогического института им. В. Г. Белинского ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» А. В. Зайцевой за помощь в организации опроса студентов, а также ценные замечания и советы по заявленным в опросном листе вопросам.

The authors express their special gratitude to A. V. Zaitseva - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages at the Pedagogical Institute named after V. G. Belinsky, Penza State University, for assistance in organizing the student survey, as well as her valuable comments and advice on compiling the questionnaire.

Введение / Introduction

Предъявление новых требований к качеству образования и изменение подходов к преподаванию научных дисциплин в вузе предполагают непрерывный поиск инно-

вационных методов, технологий, которые направлены на обогащение процесса обучения, формирование личности обучающихся в условиях разнообразия видов и форм деятельности, расширение их возможностей. Речь идет о постоянно растущем использовании цифровых образовательных ресурсов. Г. В. Вишневская подчеркивает, что, используя подобные ресурсы, преподаватель вуза делает не только аудиторный, но и самостоятельный процесс изучения более полным, динамичным, насыщенным и эффективным [1].

Мы придерживаемся позиции Е. А. Злобиной [2] и Г. Ф. Свиридовой [3] в том, что очень важно уделять внимание организации самостоятельной работы обучающихся. Это связано с тем, что общая трудоемкость дисциплины «Иностранный язык» распределяется между контактной (лабораторные занятия) и самостоятельной работой, на долю которых отводится примерно одинаковое количество часов, если речь идет об очной форме обучения. В учебном плане для заочной формы обучения количество часов, отводимое на самостоятельную работу, гораздо больше.

Так как происходящие изменения требуют от обучающихся быть готовым к ведению самостоятельной образовательной деятельности, следует учесть мнение исследователей С. М. Коростелевой [4], А. Г. Кохан [5], Т. В. Хутько [6] и других [7], в работах которых речь идет об активизации самостоятельной работы.

Нельзя не согласиться с Л. А. Бондарь в том, что в настоящее время значительное внимание уделяется познавательному и исследовательскому видам деятельности обучающихся, так как они ориентированы на такие процессы, раскрывающие потенциал личности, как самореализация и саморазвитие, но на их исполнение в полной мере влияет правильно организованная педагогом самостоятельная работа [8].

Мы полагаем, что эффективность самостоятельной работы зависит от предлагаемых преподавателем современных технологий и разнообразных видов деятельности, таких как проекты, реферативное изложение материала, составление аннотаций и т. д.

Целью данной работы является представление алгоритма действий, направленного на организацию самостоятельной работы студентов вуза посредством он-лайн-курса по дисциплине «Иностранный язык».

Для достижения цели были обозначены следующие задачи:

- рассмотрение сущности понятий «самостоятельная работа», «цифровой образовательный ресурс», «онлайн-курс»;

- описание структуры онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык» и алгоритма действий преподавателя по организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам;

- представление результатов опроса студентов, направленного на выявление эффективности предлагаемого онлайн-курса.

Обзор литературы / Literature review

В психолого-педагогической литературе понятию «самостоятельная работа» уделяется достаточное внимание. Например, по мнению психологов, во-первых, она является формой организации, во-вторых, средством активизации учебно-познавательной деятельности [9]. В педагогической психологии И. А. Зимняя уточняет, что это не просто форма организации, а высшая форма учебной деятельности, которая целенаправленна и внутренне мотивирована самим обучающимся [10].

В педагогической литературе мы можем найти определение, данное в работе Н. В. Бордовской и А. А. Реан, в котором самостоятельная работа, с одной стороны,

предъявляется как вид работы, в котором педагог не принимает непосредственного участия, но он предлагает задания и устанавливает время для их выполнения, важно, что им поощряется достижение обучающимися поставленной цели [11].

С другой стороны, некоторые авторы, в том числе и М. Н. Скаткин, при организации самостоятельной работы отводят педагогу ведущее положение. Самостоятельная работа сочетает в себе индивидуальную и групповую познавательную деятельность обучающихся именно под его наблюдением [12].

Для нашего исследования важна позиция В. М. Рогозинского. Автором самостоятельная работа представлена как познавательная деятельность обучающихся, которая планируется, организационно и методически направляется с целью достижения необходимого результата, но при этом осуществляется без прямой помощи педагога [13].

Многообразие определений вышеназванного понятия обусловливает выделение его различных видов. Т. И. Гречухина и А. В. Меренков подчеркивают важность таких видов самостоятельной работы, как аудиторная и внеаудиторная, индивидуальная и групповая, эвристическая, исследовательская и др. [14]

В данном исследовании мы хотели бы представить классификацию Н. В. Клоч-ковой и О. В. Шороновой. Авторы выделяют репродуктивную, познавательно-поисковую и творческую самостоятельную работу. Репродуктивная самостоятельная работа предусматривает самостоятельное ознакомление с материалом, повторение ранее изученного, представление материала в кратком сжатом виде, его заучивание.

Познавательно-поисковая работа связана с написанием эссе, контрольных работ, подготовкой докладов и презентаций с последующим выступлением на лабораторных и практических занятиях.

К творческой самостоятельной работе относится написание выпускной квалификационной работы, научных статей, участие в студенческих научно-практических конференциях и др. [15]

Но открытым для новых разработок остается вопрос об организации самостоятельной работы обучающихся, так как появляются новые технологии, ресурсы.

В настоящее время в практике обучения иностранным языкам акцентируется внимание на использовании цифровых образовательных ресурсов. Весьма уместна точка зрения С. С. Куликовой и О. В. Яковлевой в том, что подобные ресурсы дают возможность обучающимся принять позицию активного субъекта, запустить в нем механизмы осознанного самоконтроля и самооценки [16].

Как полагает В. Фтенакис, цифровые образовательные ресурсы способствуют саморегулированию обучения при планировании, обмене информацией, возникновении идей, нахождении творческих решений, контроле и анализе [17].

Для наилучшего понимания представим некоторые определения данного понятия. Так, по мнению Д. Р. Золотовой, цифровые образовательные ресурсы - это современные средства обучения. Несмотря на электронный формат, они необходимы для повышения результативности процесса образования [18].

Цифровой образовательный ресурс Л. В. Крашенинникова называет продуктом, созданным для решения учебных задач. Его необходимыми составляющими компонентами являются законченность (привлечение дополнительных внешних ресурсов не требуется), интерактивность (изменения вносятся или адаптируются в соответствии с потребностями обучающихся), мультимедийность (представление в различных форматах - текстовом, аудио, видео и пр.) [19].

Весьма важно, что при использовании цифровых образовательных ресурсов необходимо учитывать ряд требований, среди которых А. Я. Ваграменко выделяет следующие:

1) сориентированность порядка предоставления информации, содержания учебного материала на образовательный стандарт, учебную программу по изучаемой дисциплине;

2) обеспечение универсальности использования цифрового ресурса;

3) адаптирование цифрового ресурса к внесению корректировок и дополнений в случае изменения учебного плана;

4) нацеленность на эстетическое восприятие дизайна предлагаемого ресурса;

5) предоставление рекомендаций по использованию ресурса в учебном процессе;

6) организация учебного процесса педагогом, владеющим необходимыми знаниями в данной области [20].

Мы считаем, что подобный ресурс сможет оказать соответствующее обучающее воздействие, а не просто носить развлекательный характер, если будут учтены все обозначенные требования. Тому, что их целесообразно принимать во внимание, тем самым улучшая образовательный процесс, мы нашли подтверждение в материалах зарубежных авторов. Проведенные ими исследования доказывают положительное воздействие цифровых ресурсов на самообразование обучающихся.

Дополнительно к вышеобозначенным требованиям следует также отнести характеристики, влияющие на качество цифровых ресурсов, предложенные М. Баас, Р. ван дер Рейстом, Т. Хейзингой, Э. ван ден Берг [21]. По мнению авторов, благоприятное восприятие на обучающихся оказывают контент, дизайн, удобство использования, вовлеченность и удобочитаемость. Очень важно, что при создании подобных ресурсов необходимо поощрять их обсуждение со своими коллегами, оказывать поддержку в адаптации к учебным потребностям педагогов.

Исследователи А. Сунь и С. Чен полагают, что эффективными онлайн-ресурсы могут быть только в том случае, если содержание курса хорошо разработано, взаимодействие между преподавателем и обучающимися мотивировано, сами преподаватели подготовлены к подобному обучению [22].

На наш взгляд, организация эффективного образовательного процесса зависит от правильно созданного взаимодействия обучающихся и педагога, а также правильно подобранного современного ресурса. Выбор именно онлайн-ресурсов в обучении связан с некоторыми аспектами.

Во-первых, именно для современного поколения данные ресурсы помогают преподавателям найти подход более привлекательный, так как обучающиеся уже используют их при работе в социальных сетях. Данный подход отмечен в работе Л. Пейп [23]. Необходимо отметить, что ресурсы, представляемые онлайн, становятся более доступными.

Во-вторых, обучающиеся, использующие в обучении эффективные онлайн-страте-гии, с большей вероятностью будут иметь лучшие академические достижения, как представлено в работе М. Сакра, С. Лопес-Пернас, Е. Йованович, Д. Гашевича [24], или они смогут улучшить свои результаты, отмечено в исследовании Т. Нгуен [25]. Следует подчеркнуть, что обучающиеся становятся более вовлеченными в учебный процесс.

В-третьих, изменения в образовании, а именно переход от традиционных платформ в среду онлайн, меняют роль педагога, и их нельзя не замечать, а следует учитывать. Д. Кенгве, Т. Кидд предлагают подобную позицию [26]. Весьма важно, что преобразования в образовательной среде неизбежны и затрагивают всех участников процесса обучения.

Рассмотрев преимущества цифровых ресурсов, приведем некоторые примеры. К ним относятся электронные учебники, аудиокниги, видеозаписи, онлайн-курсы и др.

В качестве примера цифрового образовательного ресурса, набирающего всю большую популярность в образовательном процессе при организации самостоятельной работы, являются онлайн-курсы. Они могут быть разработаны по различным дисциплинам, и уже имеются положительные результаты их использования. Так, в исследовании Е. С. Белько [27] представлен онлайн-курс по изучению математических дисциплин. Очень важно, что описанная авторами схема организации самостоятельной работы предоставляет студентам возможность творчески самореализоваться и выработать индивидуальный подход к обучению.

Работа Г. А. Краснощековой и А. О. Чубий [28] наиболее близка нашему исследованию, так как предлагаемый онлайн-курс касается обучения иностранным языкам. Структура онлайн-курса и предлагаемые интерактивные задания, разработанные авторами, способствуют не только лучшему восприятию, но и закреплению языкового материала, что, в свою очередь, позволяет наладить процесс самостоятельной работы.

Также о подготовке к аудиторным занятиям по иностранному языку с помощью онлайн-курса мы узнаем из работы Д. Д. Климентьева и В. В. Климентьевой [29]. Авторами уточняется, что мотивированное овладение учебным материалом и повышаемая результативность учебного процесса находятся в прямой зависимости от режима интерактивных онлайн-заданий, понятного интерфейса, гибкой системы.

Несмотря на имеющиеся положительные результаты использования онлайн-кур-сов, некоторые моменты еще остаются спорными в силу того, что необходимо детальное изучение тонкостей взаимодействия обучающихся и преподавателей во время онлайн-обучения, а также преодоление возникающих организационных трудностей.

Данной позиции также поддерживаются Г. Криста, Л. Хизер. Обучающиеся могут столкнуться с серьезными проблемами в онлайн-обучении. В связи с этим необходим тщательный анализ имеющихся исследований в данном направлении, чтобы помочь избежать их в будущем [30].

Ф. Мартин, В. П. Деннен, К. Дж. Бонк полагают, что имеющиеся противоречия уходят корнями далеко в прошлое. По мере того как в конце 1990-х годов курсы и программы обучения через Интернет становились все более распространенными, ускорились исследования по таким темам, как онлайн-модерация и ролевые игры, мотивация и формы взаимодействия, формы интерактивности и обратной связи, а также виртуальное командное взаимодействие [31].

Представим определение понятия «онлайн-курс». Согласно положению о государственной информационной системе Правительства РФ «Современная цифровая образовательная среда», онлайн-курс - это учебный курс, реализуемый с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, размещаемый на официальных сайтах образовательных организаций, образовательных платформах, доступ к которому предоставляется через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», и направленный на обеспечение достижения обучающимися определенных результатов обучения [32].

Довольно многогранное определение понятия «онлайн-курс» дано в работе Н. В. Гречушкиной. Автор рассматривает онлайн-курс как вид электронного обучения, посредством которого образовательный процесс организован целенаправленно, с учетом педагогических принципов. В связи с этим он является структурно завершенной учебной единицей. В реализации задействованы современные информационные технологии [33].

В представлении классификации онлайн-курсов мы также ссылаемся на исследование Н. В. Гречушкиной, так как автором представлен подробный анализ видов по следующим параметрам: доступность, организация обучения, решаемые задачи, содержание, взаимодействие, продолжительность обучения.

По предоставлению возможности доступа выделяются онлайн-курсы, которыми может воспользоваться широкий круг лиц, то есть открытые, но к некоторым доступ ограничен, поэтому они именуются частными; если речь идет о платной основе, то коммерческие.

Организация обучения с использованием онлайн-курса может проводиться в режиме реального времени, то есть это синхронные курсы. Если устанавливаются временные рамки, это может быть начало и окончание обучения, выполнение тестовых заданий, ограниченное время на изучение разделов, в данном контексте это полусинхронные курсы. В асинхронных онлайн-курсах не установлены сроки обучения.

В том случае, если речь идет о характере решаемых задач, следует выделить образовательные, то есть направленные на освоение каких-либо учебных дисциплин. Не связанные с образовательными программами онлайн-курсы называют просветительскими, при этом базовая подготовка не требуется.

Содержательно курс может рассматривать только одну дисциплину, раздел или тему. Объединенная серия курсов, изучаемых последовательно, представляется как специализация.

Обучение с использованием онлайн-курса может быть нацелено на взаимодействие обучающихся друг с другом или не организовано совсем, либо затрагивает частичное взаимодействие.

Онлайн-курсы могут быть рассчитаны на продолжительный срок (более 18 недель), средний (от 4 до 18 недель), мини-курсы (менее 4 недель). Если необходимо формирование какого-либо отдельного навыка, то подобные курсы называются нано-курсами (12 часов) [34].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Довольно интересную точку зрения выразили авторы С. М. Равицца, Н. Л. Мерам, Д. З. Хэмбрик [35] о том, что формат онлайн-курса, а именно синхронный и асинхронный, может влиять на личность обучающегося. Асинхронные курсы представляют наибольшую гибкость, так как обучающиеся изучают материал в удобное для них время. При этом от них требуется особая организованность и усердие. Синхронные курсы с фиксированным временем изучения материала позволяют обучающимся организовывать свое расписание, не отвлекаясь на внеучебные дела. Важно, что выбор онлайн-курса может повлиять на академическую успеваемость.

Но не только выбор вида имеет важное значение, но и связь между элементами дизайна онлайн-курсов и нагрузкой курса. З. А. Пардос, К. Борчерс, Ран Ю представляют данную точку зрения. Они анализируют воспринимаемый студентами объем учебной нагрузки и приводят доводы в пользу принятия более целостной конструкции учебной нагрузки, а правильный выбор дизайна снижает психологический стресс [36].

Таким образом, следует отметить, что в раскрытии потенциала обучающихся особую роль занимает не только аудиторная, но и самостоятельная работа, которая должна быть правильно организована педагогом. Проведенный нами анализ отечественных и зарубежных исследований позволяет сделать вывод о том, что изучению цифровых образовательных ресурсов и определению позиции онлайн-курса уделяется все больше внимания в силу того, что открываются их многогранные возможности в организации самостоятельной работы обучающихся. Но для того, чтобы образовательный процесс имел положительный эффект, необходимо придерживаться определенных требований, характеристик, касающихся разработки онлайн-ресурсов.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Для изучения сущности понятий «самостоятельная работа», «цифровой образовательный ресурс», «онлайн-курс» использовался метод анализа психолого-педагогической литературы. Были выявлены неоднозначные подходы к определению данных понятий, их классифицированию. Этому был посвящен теоретический этап исследования.

В рамках практического этапа был разработан и апробирован онлайн-курс по дисциплине «Иностранный язык» на базе Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета со студентами по направлению подготовки 44.03.01, 44.03.05 «Педагогическое образование». Нами использовались эмпирические методы исследования: наблюдение, опрос для определения возможностей онлайн-курса в организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам и его корректировки в случае необходимости. В опросе приняли участие студенты первого курса (уровень - бакалавриат) очной формы обучения 2022/2023 учебного года. Количество респондентов составило 115 человек.

Результаты исследования / Research results

Разработанный нами онлайн-курс по дисциплине «Иностранный язык» для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01, 44.03.05 «Педагогическое образование» размещен в информационно-образовательной среде Moodle Пензенского государственного университета.

Ориентируясь на представленную выше классификацию онлайн-курсов, охарактеризуем предлагаемый нами курс:

- по продолжительности обучения - долгосрочный (курс рассчитан на 17 недель (в первом семестре) и 18 недель (во втором семестре);

- по доступу - частный, то есть с ограниченным доступом (предназначен только для студентов Педагогического института им. В. Г. Белинского);

- по организации обучения - полусинхронный, так как материал и контроль усвоения не осуществляется в режиме реального времени, но сроки сдачи заданий для самостоятельной работы установлены;

- по характеру решаемой задачи - образовательный, так как ориентирован на изучение дисциплины в соответствии с учебным планом (его структура и содержание определены рабочей программой дисциплины «Иностранный язык»);

- по содержанию - монокурс, в котором рассматриваются темы по дисциплине «Иностранный язык»;

- по типу взаимодействия обучающихся - интерактивный, представляющий возможность онлайн-общения с преподавателем.

На рисунке ниже представлена структура онлайн-курса на примере одной из тем учебной дисциплины «Иностранный язык».

Элементы онлайн-курса условно формируют несколько частей: организационную, информационную, контрольную. В организационную часть включены методические рекомендации по изучению дисциплины. В них отражены:

- цель обучения иностранному языку;

- учебные задачи в соответствии с изучаемой темой, затрагивающие лексический, грамматический аспекты, а также такие виды речевой деятельности, как чтение и письмо;

Онлайн-курс по дисциплине "Иностранный язык" Раздел 1. "Иностранный язык для общих целей" Семья. Семейные традиции. Тенденции развития семьи

Грамматический материал «Местоимения. Личные, притяжательные местоимения.

Порядок слов в предложении. Вопросительные слова»

^ Методические рекомендации по изучению дисциплины "Иностранный язык"

Структура онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык»

а также указаны номера заданий и страницы из учебно-методической литературы, которые необходимо выполнить в соответствии с заявленной темой; представлен перечень вопросов, по которым можно самостоятельно проконтролировать степень изученности материала; перечислены виды заданий для самостоятельной работы и тренировочные тесты по неделям обучения.

Следует отметить, что представленные методические рекомендации являются алгоритмом действий обучающихся при организации самостоятельного освоения темы, пропущенной по какой-либо причине либо предусматривающей индивидуальное изучение.

В информационную часть входят: справочный грамматический материал по теме и элемент онлайн-курса «Лабораторное занятие». Грамматический материал представлен в доступной форме в виде схем, таблиц с обязательным приведением примеров использования в речи. В лабораторном занятии указываются номера заданий, страницы и источник учебно-методической литературы, из которого необходимо выполнить предложенные задания. Обязательно даются тренировочные задания, способствующие закреплению теоретического грамматического материала.

Контрольная часть включает следующие элементы: вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной работы, тренировочные и итоговые тесты. Если студент самостоятельно изучает какую-либо тему, то вопросы для самоконтроля помогают ему сориентироваться на важных аспектах лексической и грамматической тем. Например, по теме «Профессия учителя. Учитель 21 века. Страдательный залог» предлагается проконтролировать себя по следующим вопросам:

1. Расскажите об обязанностях учителя.

2. Какими качествами должен обладать учитель?

3. С какими трудностями сталкиваются учителя?

4. Чем отличается страдательный залог от действительного залога?

5. Как образуются временные формы страдательного залога?

Необходимо отметить, что виды заданий для самостоятельной работы представлены в соответствии с учебной программой дисциплины «Иностранный язык». Они распределены по учебным неделям. К ним относятся следующие: реферирование

статей на иностранном языке, беседа по теме, личное/деловое письмо, перевод текста, выполнение теста.

Если необходимо выполнить реферирование статьи или перевод текста, то предлагаются тексты, соответствующие теме занятия. Для подготовки к беседе по теме даются основные вопросы, касающиеся изучаемой темы. При написании письма представлены темы, например, напишите личное письмо на тему «Студенческая жизнь» (первый семестр - 11-я неделя), деловое письмо на тему «Запрос в университет Германии» (первый семестр - 12-я неделя), деловое письмо-приглашение на тему «Научная работа» (второй семестр - 17-я неделя). Задания для самостоятельной работы выполняются студентами к контрольным точкам, которые выставляются на 8-й (9-й - второй семестр) и 17-й (18-й - второй семестр) неделях.

Категории вопросов в тренировочных тестах могут быть на множественный выбор, сопоставление, вопросы с пропуском. На выполнение теста дается ограниченное количество времени и обычно одна или две попытки в соответствии со сложностью изучаемой темы. Данные тесты также выполняются в установленные сроки к контрольным точкам.

Очень важно, что при организации самостоятельной работы студенты должны быть ознакомлены преподавателем со сроками выполнения, видами заданий, правилами выполнения работ, формами контроля, критериями оценки качества [37].

Организуя самостоятельную работу студентов-первокурсников с опорой на предлагаемый онлайн-курс, на первой учебной неделе в каждом семестре преподаватель сообщает о сроках и условиях выполнения заданий. Выполненные задания прикрепляются студентами на платформе Moodle и оцениваются преподавателем лично. За каждое выполненное задание выставляются баллы в соответствии с балльно-рей-тинговой системой оценки знаний обучающихся. Осуществив проверку задания, преподаватель может написать комментарий к нему, указав на какие-то неточности, допущенные ошибки в работе, которые следует учесть студентами и не повторять в последующих работах, внести исправления, а также выделить наиболее интересные размышления, идеи студента.

Кроме элемента курса - задания для самостоятельной работы, организуя работу студентов при наличии онлайн-курса, можно предлагать самостоятельное изучение лексического или грамматического материала в разных объемах. Это может быть дополнительная информация, раскрывающая основные темы; упражнения на повторение и закрепление грамматического материала; самостоятельное изучение материала отдельной учебной темы в полном объеме, включая теорию и практические задания.

Следует также отметить, что предлагаемый онлайн-курс может быть полностью изучен студентами самостоятельно в том случае, если они не могут лично присутствовать на занятиях.

Итак, при организации самостоятельной работы студентов с использованием онлайн-курса основное внимание сосредоточено на выполнении заданий для самостоятельной работы и тренировочных, итоговых тестов, но также самостоятельно они могут изучить грамматический материал, выполнить задания лексического и грамматического характера, ответить на вопросы самоконтроля, ориентируясь на алгоритм, данный в элементе онлайн-курса «Методические рекомендации». Разработанный нами онлайн-курс направлен на организацию репродуктивной и частично познавательно-поисковой самостоятельной работы.

В течение 2022/2023 учебного года мы наблюдали за самостоятельной работой студентов, и в конце второго семестра нами был проведен опрос, направленный на определение целесообразности использования онлайн-курса в организации самостоятельной работы при обучении иностранным языкам.

Студентам были заданы следующие вопросы:

1. Необходимо ли использование онлайн-курса при наличии лабораторных занятий по дисциплине «Иностранный язык»?

2. Понятен ли Вам алгоритм действий по элементам онлайн-курса?

3. Какие элементы онлайн-курса Вами используются для осуществления самостоятельной работы?

4. На организацию каких видов самостоятельной работы (репродуктивный, познавательно-поисковый, творческий) направлены элементы онлайн-курса?

5. Насколько, по Вашему мнению, эффективно организована самостоятельная работа с использованием онлайн-курса в обучении иностранным языкам (достаточно эффективно, скорее эффективно, неэффективно, затрудняюсь ответить)?

Результаты опроса представлены в таблице.

Результаты опроса обучающихся, направленного на определение целесообразности использования онлайн-курса в организации самостоятельной работы при обучении иностранным языкам

Вопросы Ответы респондентов В процентном соотношении

1. Необходимо ли использование онлайн-курса при наличии лабораторных занятий по дисциплине «Иностранный язык»? Да, необходимо 98

Затрудняюсь ответить 2

2. Понятен ли Вам алгоритм действий по элементам онлайн-курса? Понятен 100

3. Какие элементы онлайн-курса Вами используются для осуществления самостоятельной работы? Задания для самостоятельной работы; тренировочные, итоговые тесты 100

Дополнительно используются: справочный грамматический материал 86

Лабораторное занятие 10

Список учебно-методической литературы 10

Вопросы для самоконтроля 4

4. На организацию каких видов самостоятельной работы (репродуктивный, познавательно-поисковый, творческий) направлены элементы онлайн-курса? Репродуктивная самостоятельная работа 77

Познавательно-поисковая самостоятельная работа 23

5. Насколько, по Вашему мнению, эффективно организована самостоятельная работа с использованием онлайн-курса в обучении иностранным языкам (достаточно эффективно, скорее эффективно, неэффективно, затрудняюсь ответить)? Достаточно эффективно 85

Скорее эффективно 15

На первый вопрос 98% опрошенных дали утвердительный ответ. Большинство обучающихся выразили мнение, что материал, представленный в онлайн-курсе, дублирует изучаемые темы, поэтому его можно повторить или самостоятельно изучить некоторые подтемы в удобное для них время. 2% затруднились ответить на вопрос.

При ответе на второй вопрос все респонденты однозначно написали о понимании алгоритма действий по элементам онлайн-курса, так как на первом занятии преподавателем были даны рекомендации по самостоятельной работе с ним и представлен алгоритм действий.

Отвечая на третий вопрос, все обучающиеся выбрали элементы «Задания для самостоятельной работы», «Тренировочные, итоговые тесты». 86% студентов, кроме данных элементов, используют дополнительно в обучении справочный грамматический материал, 10% - элементы «Лабораторное занятие», «Список учебно-методической литературы», 4% - элемент «Вопросы для самоконтроля».

Среди видов самостоятельной работы, на которые направлен онлайн-курс, 77% опрошенных выбрали репродуктивный. Они могут самостоятельно повторить, дополнительно просмотреть учебный материал. 23% респондентов отметили, что он-лайн-курс также способствует организации самостоятельной познавательно-поисковой работы. Они составляли эссе, доклады с презентациями, готовились к выступлениям на лабораторных занятиях.

Оценивая организацию самостоятельной работы с использованием он-лайн-курса, в ответах на пятый вопрос 85% обучающихся сделали выбор в пользу «достаточно эффективно», 15% - «скорее эффективно».

Итак, проведенный опрос показал, что большинство студентов первого курса положительно оценивают потенциал онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык». Это позволяет нам сделать вывод о целесообразности использования онлайн-курса в организации самостоятельной работы студентов в обучении иностранным языкам.

Хотелось бы отметить некоторые преимущества использования онлайн-курса при организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иностранный язык»:

1) материал изучается, повторяется в удобное для обучающихся время;

2) возможен выбор заданий по степени трудности;

3) предоставлен неограниченный доступ к учебной информации, способствующей повторению и закреплению пройденного материала;

4) со стороны преподавателя осуществляется контроль, а именно выполненные задания проверяются, сопровождаются замечаниями и объяснениями допущенных ошибок;

5) возможна организация интерактивного взаимодействия между преподавателем и студентом.

Заключение / Conclusion

В результате исследования в теоретической части нами были проанализированы отечественные и зарубежные работы, которые посвящены изучению понятий «самостоятельная работа студентов», «цифровой образовательный ресурс», «онлайн-курс». Нами отмечены неоднозначные подходы к определению данных понятий и их классификации, что, в свою очередь, дает возможность для их дальнейшего изучения. В практической части исследования мы представили структуру онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык» и описали алгоритм действий, направленный на организацию самостоятельной работы студентов в обучении иностранным языкам. Про-

веденный опрос среди студентов-бакалавров первого курса продемонстрировал целесообразность использования онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык» и эффективность организации самостоятельной работы в обучении иностранным языкам. Хотелось бы отметить, что примененный цифровой образовательный ресурс является средством, способствующим самоорганизации и саморазвитию обучающихся. В дальнейшем мы планируем усиление практики взаимодействия преподавателя со студентами посредством ведения форума, также направленного на организацию самостоятельной работы в обучении иностранным языкам.

Ссылки на источники / References

1. Вишневская Г. В. Информационная образовательная среда как средство интенсификации самостоятельной работы студентов-заочников в условиях дистанционного изучения иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2012. - № 7 (Июль). - С. 41-45. - URL: http://e-koncept.ru/2012/12089.htm

2. Злобина Е. А. Организация самостоятельной работы студентов неязыковых направлений при изучении иностранных языков в вузе // Наука и образование: новое время. - 2017. - № 6(23). - С. 349-352.

3. Свиридова Г. Ф. Особенности организации самостоятельной работы студентов-бакалавров педагогического вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 2(75). - С. 212-214.

4. Коростелева С. М. Активизация самостоятельной работы студентов // Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Курган, 23 апреля 2013 года / отв. за выпуск А. Т. Зверева. - Курган: Курганский государственный университет, 2013. - С. 54-55.

5. Кохан А. Г. Пути активизации самостоятельной работы студентов // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 8(88). - С. 176-178.

6. Хутько Т. В., Жалова И. Н. Активация самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения // Юридическая деятельность в условиях цифровизации: сб. ст. по результатам междунар. науч.-практ. конф., Симферополь, 23 марта 2021 года / под ред. Е. В. Евсиковой, В. С. Тихомаевой. - Симферополь: Типография «Ариал», 2021. - С. 573-579.

7. Володарская Е. Б., Жук Л. Г., Печинская Л. И. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку как средство активизации самостоятельной работы студентов в неязыковом вузе // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2017. - Т. 6. - № 23. - С. 30-36.

8. Бондарь Л. А. Современные подходы к проектированию модели организации самостоятельной работы студентов-филологов в условиях высшего учебного заведения // Инновации в образовании. - 2013. - № 11. - С. 5-14.

9. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - Изд-е 2-е, перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1998. - 440 с.

10. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. - Изд-е 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2001. - 384 с.

11. Бордовская Н. В., Реан А. А. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.

12. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. - Изд-е 2-е. - М.: Педагогика, 1984. - 95 с.

13. Рогозинский В. М. Азбука педагогического труда. - М.: Просвещение, 1990. - 125 с.

14. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Т. И. Гречухиной, А. В. Меренкова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 80 с.

15. Клочкова Н. В., Шоронова О. В. Организация самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 0П.01 Педагогика: метод. разработка для обучающихся. - Н. Новгород, 2018. - 30 с.

16. Куликова С. С., Яковлева О. В. Педагогическое управление в цифровой образовательной среде: вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов // Образование и наука. - 2022. - Т. 24. - № 2. - С. 48-83. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-2-48-83

17. Digitale Bildung: Verstehen und weitergeben. - URL: https://bildungsklick.de/schule/detail/digitale-bildung-ver-stehen-und-weitergeben

18. Золотова Д. Р. Цифровые образовательные ресурсы: понятие и классификация. - URL: https://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2022/lichn_i_prof_razv_bud_special/4/Zolotova.pdf

19. Крашенинникова Л. В. Цифровые образовательные ресурсы: понятие и виды // Интерактивное образование. - 2018. - № 5. - С. 9-12.

20. Ваграменко Я. А. Методологические предпосылки формирования информационной образовательной среды // Информационные ресурсы в образовании: Всероссийская научно-практическая конференция, 1416 апреля 2011 г. - Нижневартовск, 2011. - С. 15-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Baas M., Rijst van der R., Huizinga T., Berg E. van den. Would you use them? A qualitative study on teachers' assessments of open educational resources in higher education // The Internet and Higher Education. - 2022. - 54. -100857. - URL: https://www.researchgate.net/publication/360276443_A_qualitative_study_on_teachers'_as-sessments_of_open_educational_resources_in_higher_education

22. Sun A., Chen X. Online education and its effective practice: A research review // Journal of Information Technology Education: Research. - 2016. - Р. 157-190. - URL: https://jite.org/documents/Vol15/JITEv15ResearchP157-190Sun2138.pdf

23. Pape L. Blended Teaching & Learning // School Administrator. - 2010. - № 67(4). - Р. 16-21. - URL: https://facul-tycenter.ischool.syr.edu/wp-content/uploads/2012/02/blended-learning-and-teaching.pdf

24. Saqr M., Lopez-Pernas' S., Jovanovi'c J., Ga'sevi'c D. Intense, turbulent, or wallowing in the mire: A longitudinal study of cross-course online tactics, strategies, and trajectories // The Internet and Higher Education. - 2023. -57. - 100902. - URL: https://www.researchgate.net/publication/366562349_Intense_turbulent_or_wallow-ing_in_the_mire_A_longitudinal_study_of_cross-course_online_tactics_strategies_and_trajectories

25. Nguyen T. The Effectiveness of Online Learning: Beyond No Significant Difference and Future Horizons // MERLOT Journal of Online Learning and Teaching. - 2015. - Vol. 11. - No. 2. - P. 309-319. - URL: https://jolt.mer-lot.org/Vol11no2/Nguyen_0615.pdf

26. Keengwe J., Kidd T. T. Towards best practices in online learning and teaching in higher education // Online Learning and Teaching. - 2010. - 6(2). - P. 533-541.

27. Белько Е. С., Зыкова Т. В., Кузнецова И. В. и др. Использование электронных обучающих курсов при организации самостоятельной работы студентов // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 1. - С. 107-112.

28. Краснощекова Г. А., Чубий А. О. Онлайн-курсы как средство повышения качества преподавания языков в условиях цифровизации образования // Общество: социология, психология, педагогика. - 2022. - № 6. -С. 137-144. - URL: https://doi.org/10.24158/spp.2022.6.19

29. Климентьев Д. Д., Климентьева В. В. Онлайн-курс как эффективный инструмент самостоятельной подготовки студентов вуза к аудиторным занятиям // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. - 2023. - № 4. - С. 92-103. DOI: 10.15593/2224-9389/2023.4.8. EDN: PNOFJV.

30. Gardner K., Heather L. Online learning for first-generation and underrepresented minoritized students: A literature review using a model of student engagement // Online Learning. - 2023. - 27(1). - P. 263-291.

31. Florence M., Dennen V. P., Bonk C. J. Introduction to the Special Issue: Systematic Reviews of Research on Online Learning // Online Learning Journal. - 2023. - Vol. 27. - Is. 1. - Р. 1-14.

32. Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда». - URL: https://base.garant.ru/74922854/

33. Гречушкина Н. В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. - 2018. -Т. 27. - № 6. - С. 125-134. - URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/ view/1403/1153

34. Гречушкина Н. В. Онлайн-курс: определение и классификация.

35. Ravizza S. M., Meram N. L., Hambrick D. Z. Synchronous or asynchronous learning: Personality and online course format // Personality and Individual Differences. - 2023. - Vol. 207. - URL: https://www.sciencedirect.com/sci-ence/article/abs/pii/S0191886923000727

36. Pardos Z. A., Borchers C., Run Yu. Credit hours is not enough: Explaining undergraduate perceptions of course workload using LMS records // The Internet and Higher Education. - 2023. - 56. - 100882.

37. Ботузова Ю. В. Организация самостоятельной работы студентов с использованием технологий дистанционного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 12 (декабрь). -С. 146-150. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13270.htm

1. Vishnevskaya, G. V. (2012). "Informacionnaya obrazovatel'naya sreda kak sredstvo intensifikacii samostoyatel'noj raboty studentov-zaochnikov v usloviyah distancionnogo izucheniya inostrannogo yazyka" [Information educational environment as a means of intensifying independent work of part-time students in the context of distance learning of a foreign language], Nauchno-metodicheskij elektronnyjzhurnal "Koncept", № 7 (Iyul'), pp. 41-45. Available at: http://e-koncept.ru/2012/12089.htm (in Russian).

2. Zlobina, E. A. (2017). "Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov neyazykovyh napravlenij pri izuchenii ino-strannyh yazykov v vuze" [Organization of independent work of students of non-linguistic areas when studying foreign languages at a university], Nauka i obrazovanie: novoe vremya, № 6(23), pp. 349-352 (in Russian).

3. Sviridova, G. F. (2019). "Osobennosti organizacii samostoyatel'noj raboty studentov-bakalavrov pedagogicheskogo vuza" [Some aspects of organizing independent work of bachelor's studies students at a pedagogical university], Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya, № 2(75), pp. 212-214 (in Russian).

4. Korosteleva, S. M. (2013). "Aktivizaciya samostoyatel'noj raboty studentov" [Stimulation of students' independent work], in Zvereva, A. T. (ed.). Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., Kurgan, 23 aprelya 2013 goda, Kurganskij gosu-darstvennyj universitet, Kurgan, pp. 54-55.

5. Kohan, A. G. (2016). "Puti aktivizacii samostoyatel'noj raboty studentov" [Ways to enhance students' independent work], Novaya nauka: teoreticheskij i prakticheskij vzglyad, № 8(88), pp. 176-178 (in Russian).

6. Hut'ko, T. V., & Zhalova, I. N. (2021). "Aktivaciya samostoyatel'noj raboty studentov v usloviyah distancionnogo obucheniya" [Stimulation of students' independent work in the context of distance learning], in Evsikova, E. V., & Tihomaeva, V. S. (eds.). Yuridicheskaya deyatel'nost' v usloviyah cifrovizacii: sb. st. po rezul'tatam mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Simferopol', 23 marta 2021 goda, Tipografiya "Arial", Simferopol', pp. 573-579 (in Russian).

7. Volodarskaya, E. B., Zhuk, L. G., & Pechinskaya, L. I. (2017). "Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij pri obuchenii inostrannomu yazyku kak sredstvo aktivizacii samostoyatel'noj raboty studentov v ne-yazykovom vuze" [The use of information and communication technologies in teaching a foreign language as a means of enhancing students' independent work in a non-linguistic university], Voprosy metodikiprepodavaniya v vuze, t. 6, № 23, pp. 30-36 (in Russian).

8. Bondar', L. A. (2013). "Sovremennye podhody k proektirovaniyu modeli organizacii samostoyatel'noj raboty stu-dentov-filologov v usloviyah vysshego uchebnogo zavedeniya" [Modern approaches to designing a model for organizing independent work of Philology majors in a higher educational institution], Innovacii v obrazovanii, № 11, pp. 5-14 (in Russian).

9. Zinchenko, V. P., & Meshcheryakov, B. G. (1998) (eds.). Psihologicheskij slovar' [Psychological Dictionary], Izd-e 2e, pererab. i dop., Pedagogika-Press, Moscow, 440 p. (in Russian).

10. Zimnyaya, I. A. (2001). Pedagogicheskayapsihologiya [Pedagogicalpsychology]: ucheb., Izd-e 2-e, dop., ispr. i pererab, Logos, Moscow, 384 p. (in Russian)

11. Bordovskaya, N. V., & Rean, A. A. (2002). Psihologiya i pedagogika [Psychology and pedagogy], Piter, St. Petersburg, 432 p. (in Russian).

12. Skatkin, M. N. (1984). Problemysovremennoj didaktiki, [Problems of modern didactics] Izd-e 2-e, Pedagogika, Moscow, 95 p. (in Russian).

13. Rogozinskij, V. M. (1990). Azbuka pedagogicheskogo truda [ABC of pedagogical work], Prosveshchenie, Moscow, 125 p. (in Russian).

14. Grechuhina, T. I., & Merenkov, A. V. (eds.) (2016). Samostoyatel'naya rabota studentov: vidy, formy, kriterii ocenki: [Independent work of students: types, forms, evaluation criteria], ucheb.-metod. posobie, M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federacii, Ural. feder. un-t, Izd-vo Ural. un-ta, Ekaterinburg, 80 p. (in Russian).

15. Klochkova, N. V., & Shoronova, O. V. (2018). Organizaciya samostoyatel'noj raboty obuchayushchihsya po discipline OP.01 Pedagogika [Organization of independent work of students in the discipline OP.01 Pedagogy]: metod. raz-rabotka dlya obuchayushchihsya, N. Novgorod, 30 p. (in Russian).

16. Kulikova, S. S., & Yakovleva, O. V. (2022). "Pedagogicheskoe upravlenie v cifrovoj obrazovatel'noj srede: voprosy professional'noj podgotovki budushchih pedagogov" [Pedagogical control in the digital educational environment: issues of professional training of future teachers], Obrazovanie inauka, t. 24, № 2, pp. 48-83. DOI: 10.17853/19945639-2022-2-48-83 (in Russian).

17. Digitale Bildung: Verstehen und weitergeben [Digital education: understand and pass on]. Available at: https://bild-ungsklick.de/schule/detail/digitale-bildung-verstehen-und-weitergeben (in German).

18. Zolotova, D. R. Cifrovye obrazovatel'nye resursy: ponyatie i klassifikaciya [Digital educational resources: concept and classification]. Available at: https://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konfer-encii/2022/lichn_i_prof_razv_bud_special/4/Zolotova.pdf (in Russian).

19. Krasheninnikova, L. V. (2018). "Cifrovye obrazovatel'nye resursy: ponyatie i vidy" [Digital educational resources: concept and types], Interaktivnoe obrazovanie, № 5, pp. 9-12 (in Russian).

20. Vagramenko, Ya. A. (2011). "Metodologicheskie predposylki formirovaniya informacionnoj obrazovatel'noj sredy" [Methodological prerequisites for the formation of an information educational environment], Informacionnye resursy v obrazovanii: Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya, 14-16 aprelya 2011 g., Nizhnevartovsk, pp. 15-16 (in Russian).

21. Baas, M., Rijst, R.van der, Huizinga, T., Berg, E. van den. (2022). "Would you use them? A qualitative study on teachers' assessments of open educational resources in higher education", The Internet and Higher Education, 54, 100857. Available at: https://www.researchgate.net/publication/360276443_A_qualitative_study_on_teach-ers'_assessments_of_open_educational_resources_in_higher_education (in English).

22. Sun, A., & Chen, X. (2016). "Online education and its effective practice: A research review", Journal of Information Technology Education: Research, pp. 157-190. Available at: https://jite.org/documents/Vol15/JITEv15Re-searchP157-190Sun2138.pdf (in English).

23. Pape, L. (2010). "Blended Teaching & Learning", School Administrator, № 67(4), pp. 16-21. Available at: https://facul-tycenter.ischool.syr.edu/wp-content/uploads/2012/02/blended-learning-and-teaching.pdf (in English).

24. Saqr, M., Lopez-Pernas', S., Jovanovi'c, J., & Ga'sevi'c, D. (2023). "Intense, turbulent, or wallowing in the mire: A longitudinal study of cross-course online tactics, strategies, and trajectories", The Internet and Higher Education,

57, 100902. Available at: https://www.researchgate.net/publication/366562349_Intense_turbulent_or_wallow-ing_in_the_mire_A_longitudinal_study_of_cross-course_online_tactics_strategies_and_trajectories (in English).

25. Nguyen, T. (2015). "The Effectiveness of Online Learning: Beyond No Significant Difference and Future Horizons", MERLOT Journal of Online Learning and Teaching, vol. 11, No. 2, pp. 309-319. Available at: https://jolt.mer-lot.org/Vol11no2/Nguyen_0615.pdf (in English).

26. Keengwe, J., & Kidd, T. T. (2010). "Towards best practices in online learning and teaching in higher education", Online Learning and Teaching, 6(2), pp. 533-541 (in English).

27. Bel'ko, E. S., Zykova, T. V., Kuznecova, I. V. et al. (2016). "Ispol'zovanie elektronnyh obuchayushchih kursov pri organizacii samostoyatel'noj raboty studentov" [The use of electronic training courses in organizing independent work of students], Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik, № 1, pp. 107-112 (in Russian).

28. Krasnoshchekova, G. A., & Chubij, A. O. (2022). "Onlajn-kursy kak sredstvo povysheniya kachestva prepodavaniya yazykov v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya" [Online courses as a means of improving the quality of language teaching in the context of digitalization of education], Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, № 6, pp. 137-144. Available at: https://doi.org/10.24158/spp.2022.6.19 (in Russian).

29. Kliment'ev, D. D., & Kliment'eva, V. V. (2023). "Onlajn-kurs kak effektivnyj instrument samostoyatel'noj podgotovki studentov vuza k auditornym zanyatiyam" [Online course as an effective tool for self-preparation of university students for classroom studies], Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universi-teta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki, № 4, pp. 92-103. DOI: 10.15593/2224-9389/2023.4.8. EDN: PNOFJV (in Russian).

30. Gardner, K., & Heather, L. (2023). "Online learning for first-generation and underrepresented minoritized students: A literature review using a model of student engagement", Online Learning, 27(1), pp. 263-291 (in English).

31. Florence, M., Dennen, V. P., & Bonk, C. J. (2023). "Introduction to the Special Issue: Systematic Reviews of Research on Online Learning", Online Learning Journal, vol. 27, is. 1, pp. 1-14 (in English).

32. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16 noyabrya 2020 g. N 1836 "O gosudarstvennoj informacionnoj sisteme "Sov-remennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda" [Decree of the Government of the Russian Federation dated November 16, 2020 No. 1836 "On the State Information System "Modern digital Educational Environment"]. Available at: https://base.garant.ru/74922854/ (in Russian).

33. Grechushkina, N. V. (2018). "Onlajn-kurs: opredelenie i klassifikaciya" [Online course: definition and classification], Vysshee obrazovanie v Rossii, t. 27, № 6, pp. 125-134. Available at: https://vovr.elpub.ru/jour/article/ view/1403/1153 (in Russian).

34. Ibid.

35. Ravizza, S. M., Meram, N. L., & Hambrick, D. Z. (2023). "Synchronous or asynchronous learning: Personality and online course format", Personality and Individual Differences, vol. 207. Available at: https://www.sciencedi-rect.com/science/article/abs/pii/S0191886923000727 (in English).

36. Pardos, Z. A., Borchers, C., & Run, Yu. (2023). "Credit hours is not enough: Explaining undergraduate perceptions of course workload using LMS records", The Internet and Higher Education, 56, 100882 (in English).

37. Botuzova, Yu. V. (2013). "Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov s ispol'zovaniem tekhnologij distancion-nogo obrazovaniya" [Organization of independent work of students using distance learning technologies], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 12 (dekabr'), pp. 146-150. Available at: http://e-kon-cept.ru/2013/13270.htm (in Russian).

Вклад авторов Contribution of the authors

Н. В. Гордеева - планирование исследования, сбор и систематизация материала по теме научного исследования, проведение опроса, анализ и описание результатов научного эксперимента, составление и оформление итогового варианта статьи, подготовка и оформление литературных источников.

Н. А. Павлова - планирование исследования, сбор и систематизация материала по теме научного исследования, обзор зарубежных литературных источников, анализ и интерпретация теоретической базы исследования, составление и оформление итогового варианта статьи, подготовка и оформление литературных источников.

N. V. Gordeeva - research planning, collection and sys-tematization of material on the topic of scientific research, conducting a survey, analyzing and describing the results of a scientific experiment, drafting and formatting the final version of the article, preparing and formatting literary sources.

N. A. Pavlova - research planning, collection and system-atization of material on the topic of scientific research, review of foreign literary sources, analysis and interpretation of the theoretical basis of research, drafting and formatting the final version of the article, preparing and formatting literary sources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.