Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСУРСОВ MOODLE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСУРСОВ MOODLE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / НЕЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / MOODLE / МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / HIGHER EDUCATION / TEACHING PROCESS / FOREIGN LANGUAGE / SECOND LANGUAGE TRAINING / NON-LINGUISTIC MAJOR / COMMUNICATIVE COMPETENCE / E-LEARNING / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) / LEARNING MANAGEMENT SYSTEM / MOTIVATION / SECOND LANGUAGE (L2) MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляшенко Мария Сергеевна, Минеева Ольга Александровна

Данная статья посвящена исследованию эффективности электронных ресурсов при организации самостоятельной работы студентов бакалавриата нелингвистических специальностей в контексте изучения иностранного языка. В решении вопросов оптимизации и интенсификации значительная роль отводится информационно-коммуникационным технологиям и электронному обучению, поскольку они позволяют усовершенствовать учебно-воспитательный процесс за счет обеспечения доступности образования, разнообразия учебных ресурсов, а также применения новых форм учебных занятий. Одним из наиболее успешных путей интенсификации самостоятельной работы является интеграция системы управления обучением Moodle в традиционный учебный процесс вуза. В статье представлены результаты исследования студенческих предпочтений в выборе наиболее эффективных ресурсов платформы для организации самостоятельной работы. Основным методом исследования, предложенным в статье, является онлайн опрос, в котором приняли участия студенты 2 курса неязыкового вуза, добровольно и анонимно прошедшие онлайн анкетирование, цель которого была оценить общую эффективность различных ресурсов Moodle. Авторами было предложено оценить 10 основных ресурсов платформы, которые могут быть использованы преподавателями для организации самостоятельной работы студентов. Результаты исследования демонстрируют наибольший интерес студентов не только к традиционным видам заданий, таким как тесты, чтение текста, но и интерактивным форматам (видео, гиперссылки). В заключении авторы приводят рекомендации по выбору наиболее эффективных ресурсов системы Moodle, которые характеризуются большей автономностью обучающихся. Данные выводы могут быть интересны разработчикам курсов в системе Moodleи, а также преподавателям, заинтересованным в создании собственных курсов, ориентированных на образовательные запросы обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляшенко Мария Сергеевна, Минеева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF MOODLE EFFECTIVENESS IN ORGANIZING INDEPENDENT WORK OF UNDERGRADUATE STUDENTS IN THE CONTEXT OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING

This article is devoted to the study of Moodle effectiveness in organizing independent work of undergraduate students of non-linguistic faculties in the context of foreign language learning. Information and communication technologies (ICT) and e-learning play a significant role in raising the levels of educational optimization and intensification of the whole learning process. Deployment of ICT improves educational process by bringing a lot of benefits such as the availability of education, a variety of educational resources, and the use of new forms of teaching. One of the most successful ways to intensify autonomous students work is to integrate the Moodle learning management system into the traditional educational process at university. The article presents the results of a study of students’ preferences in choosing the most effective resources of the platform for organizing their independent work. The main method of research proposed in the article is an online survey, in which 2nd year students of a non-linguistic university took part voluntarily and anonymously. The purpose of the survey was to assess the overall effectiveness of various Moodle resources from students’ perspectives. The authors offered to evaluate 10 main resources of the platform that can be used by teachers to organize independent work of students. The results of the study show that students demonstrate the greatest preferences not only for traditional types of tasks such as tests, reading texts, but also for interactive formats (videos, hyperlinks). In conclusion, the authors provide recommendations for choosing the most effective resources of the Moodle system, which are characterized by greater students’ autonomy. These findings may be of interest to course developers in the Moodle system, as well as to teachers interested in creating their own courses that are focused on the educational needs of students.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСУРСОВ MOODLE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 378.147

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0037

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСУРСОВ MOODLE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

© 2020

SPIN-код: 4997-4833

AuthorID: 866359

Ляшенко Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иноязычной профессиональной коммуникации

SPIN-код: 8604-8007

AuthorID: 736169

Минеева Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иноязычной профессиональной коммуникации Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, улица Челюскинцев, 9, e-mail: mineevaolga@gmail.com)

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию эффективности электронных ресурсов при организации самостоятельной работы студентов бакалавриата нелингвистических специальностей в контексте изучения иностранного языка. В решении вопросов оптимизации и интенсификации значительная роль отводится информационно-коммуникационным технологиям и электронному обучению, поскольку они позволяют усовершенствовать учебно-воспитательный процесс за счет обеспечения доступности образования, разнообразия учебных ресурсов, а также применения новых форм учебных занятий. Одним из наиболее успешных путей интенсификации самостоятельной работы является интеграция системы управления обучением Moodle в традиционный учебный процесс вуза. В статье представлены результаты исследования студенческих предпочтений в выборе наиболее эффективных ресурсов платформы для организации самостоятельной работы. Основным методом исследования, предложенным в статье, является онлайн опрос, в котором приняли участия студенты 2 курса неязыкового вуза, добровольно и анонимно прошедшие онлайн анкетирование, цель которого была оценить общую эффективность различных ресурсов Moodle. Авторами было предложено оценить 10 основных ресурсов платформы, которые могут быть использованы преподавателями для организации самостоятельной работы студентов. Результаты исследования демонстрируют наибольший интерес студентов не только к традиционным видам заданий, таким как тесты, чтение текста, но и интерактивным форматам (видео, гиперссылки). В заключении авторы приводят рекомендации по выбору наиболее эффективных ресурсов системы Moodle, которые характеризуются большей автономностью обучающихся. Данные выводы могут быть интересны разработчикам курсов в системе Moodle^ а также преподавателям, заинтересованным в создании собственных курсов, ориентированных на образовательные запросы обучающихся.

Ключевые слова: высшее образование, учебный процесс, иностранный язык, иноязычная подготовка, нелингвистическая специальность, коммуникативная компетенция, информационно-коммуникационные технологии, электронное обучение, система управления обучением, Moodle, мотивация к изучению иностранного языка.

THE STUDY OF MOODLE EFFECTIVENESS IN ORGANIZING INDEPENDENT WORK OF UNDERGRADUATE STUDENTS IN THE CONTEXT OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING

© 2020

Liashenko Maria Sergeyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department «Foreign language professional communication» Mineeva Olga Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department «Foreign language professional communication» Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St., 9, e-mail: mineevaolga@gmail.com)

Abstract. This article is devoted to the study of Moodle effectiveness in organizing independent work of undergraduate students of non-linguistic faculties in the context of foreign language learning. Information and communication technologies (ICT) and e-learning play a significant role in raising the levels of educational optimization and intensification of the whole learning process. Deployment of ICT improves educational process by bringing a lot of benefits such as the availability of education, a variety of educational resources, and the use of new forms of teaching. One of the most successful ways to intensify autonomous students work is to integrate the Moodle learning management system into the traditional educational process at university. The article presents the results of a study of students' preferences in choosing the most effective resources of the platform for organizing their independent work. The main method of research proposed in the article is an online survey, in which 2nd year students of a non-linguistic university took part voluntarily and anonymously. The purpose of the survey was to assess the overall effectiveness of various Moodle resources from students' perspectives. The authors offered to evaluate 10 main resources of the platform that can be used by teachers to organize independent work of students. The results of the study show that students demonstrate the greatest preferences not only for traditional types of tasks such as tests, reading texts, but also for interactive formats (videos, hyperlinks). In conclusion, the authors provide recommendations for choosing the most effective resources of the Moodle system, which are characterized by greater students' autonomy. These findings may be of interest to course developers in the Moodle system, as well as to teachers interested in creating their own courses that are focused on the educational needs of students.

Keywords: higher education, teaching process, foreign language, second language training, non-linguistic major, communicative competence, e-learning, information and communication technologies (ICT), learning management system, Moodle, motivation, motivation, second language (L2) motivation

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) значительный объем учебной нагрузки приходится на самостоятельную работу студентов, являющуюся важ-

ной формой образовательного процесса и представляющей собой один из обязательных видов учебной деятельности [1-3]. В связи с этим, в процессе планирования учебного процесса, нацеленного на развитие компетентной и самостоятельной личности будущего специалиста, особое внимание необходимо уделять именно форми-

Ляшенко Мария Сергеевна, Минеева Ольга Александровна ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСУРСОВ MOODLE ...

рованию умений и навыков самостоятельной учебной деятельности студентов, а впоследствии поможет специалистам «обновлять свои профессиональные знания, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивные решения» [4, с. 39].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы учебной самостоятельности студентов бакалавриата являются актуальной проблемой педагогических и психологических исследований. Сущность самостоятельной работы исследуется с различных позиций. В качестве примера приведем несколько точек зрения относительно определения данного понятия. В словаре педагогических терминов под ред. А.М. Новикова дано следующее понятие: «самостоятельная образовательная работа - это высшая форма образовательной деятельности обучающегося. Это индивидуальная или коллективная образовательная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем» [5, с. 198]. П.И. Пидкасистый определяет самостоятельную работу как «деятельность учащихся, предполагающую их максимальную активность по отношению к предмету деятельности» [6, с. 42-43]. По мнению Н.Ю. Милютинской - это «организованная преподавателем учебно-познавательная деятельность студентов с целью приобретения последними знаний, навыков и умений на основе самостоятельной аналитической интеллектуальной деятельности» [7, с. 10]. Согласно Положению об организации самостоятельной работы обучающихся в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина (Мининский университет) самостоятельная работа делится на контактную самостоятельную работу (КСР) и внеаудиторную. Самостоятельная работа может быть классифицирована как носящая репродуктивный и продуктивный характер, а по типу заданий для выполнения представлена следующими видами: для овладения знанием, закреплением и систематизацией знания; формированием умений [8].

Развитие самостоятельной учебной деятельности студентов бакалавриата неязыковых специальностей в процессе изучения иностранного языка также представляет собой важную образовательную цель [9, с. 156]. Эта деятельность, в первую очередь, должна быть направлена на совершенствование умений и навыков в основных видах речевой деятельности. Кроме того, важно уделять пристальное внимание развитию творческих способностей и исследовательских навыков студентов [10, с. 182].

Широкие возможности для интенсификации самостоятельной учебной деятельности студентов при изучении иностранного языка дает интеграция электронного обучения (e-learning) в учебно-воспитательный процесс. Применение электронного обучения позволяет создавать для студентов и преподавателей электронную учебную среду, организовывать интерактивное взаимодействие всех участников образовательного процесса, а кроме того, упрощает доступ к учебно-методическим ресурсам [11-16].

Особую популярность в реализации электронного обучения получили различные системы управления обучением (learning management systems), предназначенные для обеспечения административной и технической поддержки электронного обучения [17-19]. Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle является на сегодняшний день одной из самых широко применяемых, поскольку данная система предоставляет разнообразный набор инструментов, позволяющих организовывать групповую работу студентов, индивидуальную работу с преподавателем, а также самостоятельную работу учащихся [20-22]. Инструментарий Moodle включает в себя создание файлов, тестовых страниц, вики страницы, глоссарий, добавление ги-

пересылок, лекции, тестовые задания, чаты и форумы. Большинство ресурсов и инструментов системы позволяют решать сразу несколько образовательных задач: передачу информации (гиперссылка; страница; файл; лекция; глоссарий), оценку обучения (тест; задание; Вики-страница), организацию взаимодействия и совместной работы преподавателя и обучающихся (Вики-страница; форум; чат), осуществление консультативной поддержки учащихся (форум; чат). Различные инструменты могут быть использованы в том числе и для организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка. Например, такие элементы курса как тест, задание, форум могут использоваться как на этапе закрепления учебного материала, так и на этапе контроля.

Исследования последних лет указывают на положительные результаты использования Moodle для организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов неязыковых специальностей, поскольку данная платформа обладает рядом образовательных возможностей и достоинств, таких как модульное построение структуры и содержания электронных курсов; предоставление возможностей для коммуникации и взаимодействия участников образовательного процесса, а также ориентация на сотрудничество и совместную работу учащихся; углубленное изучение образовательного контента; учет индивидуальных особенностей каждого учащегося [23-25].

Следует отметить и тот факт, что внимание ученых направлено на выявление преимуществ, которые данная образовательная платформа может предложить для организации самостоятельной работы студентов [26-28], а также исследуется готовность преподавателей использовать в своей профессиональной деятельности возможности Moodle. Исследователями отмечается необходимость изучения мнения и предпочтения студентов как конечных пользователей образовательных продуктов, созданных преподавателями в Moodle [29-31]. Анализ литературы показал, что особое внимание должно быть обращено на выявления тех ресурсов и элементов Moodle, которые эффективны с позиций учащихся для апеллирования к мотивационной составляющей учебно-познавательной деятельности и формирования интереса к самостоятельной работе посредством данной технологии.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной работы явилось выявление наиболее эффективных с точки зрения студентов инструментов системы Moodle. Кроме того, были проанализированы предпочтения студентов при выборе элементов электронных учебно-методических курсов (ЭУМК) и образовательных ресурсов Moodle, используемых преподавателями для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иностранный (английский) язык».

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исследование проводилось в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина (Мининский университет) в 2019/2020 учебном году. В исследовании принимали участие студенты 2 курса нелингвистических специальностей двух факультетов университета: факультета дизайна, медиа технологий и изящных искусств и факультета управления и социально-технических сервисов. В исследовании применялись теоретические и эмпирические методы познания: теоретические методы (подбор и анализ литературы по теме исследования, изучение практик реализации электронного обучения на основе информации, представленной на официальных сайтах российских вузов); эмпирические методы (анкетирование); статистические методы (обработка результатов анкетирования). Участие в опросе было добровольное и анонимное.

Для проведения исследования была разработана

анкета из 12 вопросов, два первых вопроса помогли собрать персональную информацию о респондентах (возраст, факультет), десять вопросов анкеты были направлены на выявление оценочных суждений студентов относительно эффективности использования различных инструментов Moodle в процессе самостоятельной работы. Анкета для студентов была создана с помощью бесплатного онлайн-ресурса Sшrveymonkey (https:// ru.surveymonkey.com) с последующим размещением ссылки на опрос в социальных сетях и через мессендже-ры (рис. 1).

Рисунок 1 - Анкета для студентов на онлайн-ресур-се Surveymonkey

Для определения отношения студентов к определенным инструментам организации самостоятельной работы была использована шкала Лайкерта [32], где степень согласия или несогласия была представлена в текстовом формате от варианта «полностью согласен» до «совершенно несогласен» с тремя промежуточными утверждениями. Перечень вопросов отражал отношение студентов к основным инструментам и возможностям системы Moodle: взаимодействие с другими сайтами посредством гиперссылок; использование форума /чата для обратной связи между учителем и учащимся; просмотр видео и выполнение заданий; выполнение грамматических тестов; выполнение лексических тестов и заданий; чтение текста и выполнение заданий; написание эссе, сочинений по модели; создание глоссария; прослушивание аудиозаписей с последующим выполнением заданий; создание вики-страниц.

При анализе результатов были выявлены пропуски ответов. Вопросы, в которых есть пропуски, статистически отражены с учетом пропущенных ответов. Количество участников в возрасте от 17-18 лет составило 20 человек (49%), в возрасте 19-21 год - 21 человек (51%).

Статистический анализ ответов респондентов показывает, что все предложенные для оценивания элементы и ресурсы системы (ссылки, задания, чат, глоссарий, тест, вики) вызывают большой интерес у студентов, что отражается в значительном количестве ответов, выражающих полное или частичное согласие с эффективностью данных инструментов для организации самостоятельной работы (рис. 2).

Согласно анализу, процент полного согласия респондентов с эффективностью данных инструментов системы колеблется от 20% (создание вики-страницы) до 53,6% (выполнение грамматических тестов). Следует отметить тот факт, что наряду с традиционными видами работы, которые популярны у студентов, такими как грамматические тесты (53,6%) и чтение текста (46,34%), вызывают интерес и интерактивные формы работы, например, работы с внешним инструментом - гиперссылкой - (47,5%), участие в форуме или чате (48,8%) и создание глоссария (42,5%). Данные цифры демонстрируют готовность студентов к работе в сотрудничестве с преподавателем или другими обучающимися во внеаудиторное время и эффективность данных формы работы.

Рисунок 2 - Оценка эффективности заданий для самостоятельной работы в LMS МооШе

Наибольший интерес вызывает выполнение заданий (тест, видео и аудио упражнения, чтение текста), из которых выполнение грамматических тестов демонстрирует набольший процент согласия у студентов с эффективностью таких видов деятельности для организации самостоятельной работы (53,6%). Создание форума или чата для индивидуальной консультации или обратной связи с преподавателем характеризуется студентами как обладающие высокой степенью эффективности: 48,8% респондентов выразили полное согласие с эффективностью такого элемента курса. Следует заметить, что нестандартные форматы работы, такие как гиперссылка на внешние сайты, форум или чат с преподавателем, создание глоссария вызывают наибольшее затруднение при определении эффективности таких заданий. (12,5%; 12,5%; 15% соответственно). Данные инструменты и элементы курса, несмотря на интерес со стороны большинства студентов, могут потребовать большего участия преподавателя в организации самостоятельной работы обучающихся по сравнению с более знакомыми видами заданий как тест или чтение текста.

Интересным результатом анализа данных является несогласие респондентов с эффективностью написания эссе в системе как элемента курса 23% студентов выразили несогласие с эффективностью данного инструмента и 12,82% затруднились с ответом. Студенты не выразили категоричного несогласия по поводу эффективности традиционных форм работы как лексические задания, чтение текста, прослушивание аудио. Такой вид работы как создание вики страницы так же не вызывает несогласия с эффективностью, но 40% респондентов затрудняются оценить данный инструмент как эффективный, что может означать трудности при использовании вики страницы как элемента курса для организации самостоятельной работы.

Анализ данных показал, что ресурсы МооШе, направленные на овладение знаниями самостоятельно и закрепление материала вызывают у студентов наибольший отклик. Студенты считают выполнение традиционных тестовых заданий и лексических упражнений наиболее эффективными инструментами системы Moodle для закрепления языкового материала и формирования речевых умений. Хотя выполнение грамматических тестов оценивается обучающими как более эффективное по

Ляшенко Мария Сергеевна, Минеева Ольга Александровна ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСУРСОВ MOODLE ...

сравнению с лексическими тестами, что выражается в большем количестве полностью утвердительных ответов респондентов относительно эффективности грамматических тестов: 53,66% респондентов выразили полное согласие в отношении эффективности грамматических тестов по сравнению с 29,27% полного согласия обучающихся в вопросе лексических тестов. Данные цифры могут служить ориентиром разработчикам курсов в системе Moodle при выборе наиболее эффективных ресурсов для организации самостоятельной работы. Следует отметить тот факт, что самостоятельное формирование умений через такие инструменты платформы как вики, форум, чат с одной стороны вызывают интерес у студентов, но с другой стороны, данные форматы взаимодействия вызывают затруднения и даже несогласие с эффективностью использования таких ресурсов для самостоятельной работы при изучении иностранного языка. Наибольшее затруднение вызывает формат вики и выполнение аудио заданий. Это может быть объяснено отсутствием опыта работы студентов с вики технологиями, а также сложностью аудио заданий как таковых при изучении иностранного языка. Выполнение аудио заданий предполагает снятие лингвистических трудностей и учет языкового уровня студентов. Соответственно, при использовании данного ресурса необходимо учитывать общие методические рекомендации к использованию аудирования и тщательно разрабатывать данный вид заданий для снятия сложностей у обучающихся. Анализ общего согласия респондентов относительно эффективности ресурсов показал, что наименее эффективными для самостоятельной работы рассматриваются вики (50%), написание эссе и сочинений (64%) и прослушивание аудио заданий (67.5%). Наименьшее количество респондентов выразили свое полное или частичное согласие с эффективностью данных ресурсов платформы для организации самостоятельной работы при изучении английского языка.

В целом, наиболее эффективными элементами курса в системе Moodle признаются традиционные формы работы, которые происходят и в аудиторное время. Наиболее эффективными ресурсами являются видео задания, лексико-грамматические тесты, чтение текста с последующим выполнением заданий. Наибольшее количество респондентов выразили свое полное или частичное согласие с эффективностью использования данных ресурсов (85.4%, 84%, 82% соответственно). Важно подчеркнуть, что обучающие считают наиболее интересными те виды ресурсов, которые предполагают большую интерактивность (видео, гиперссылки). Следует отметить важную роль учителя в обеспечении индивидуального подхода или же обратной связи при работе форума или чата. Студенты считают данный элемент курса важной составляющей самостоятельной работы при изучении иностранного языка, хотя коллаборативные виды работы такие как вики, создание глоссария, чат не вызывают такого единогласного мнения относительно их эффективности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Обобщая всё вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что Moodle может успешно использоваться для организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в условиях современного нелингвистического вуза. Особое внимание следует уделить не только тем видам работы, которые хорошо знакомы студентам, но и использовать интерактивные виды заданий. Анализ и результаты исследования продемонстрировали эффективность тех ресурсов, в которых студенты проявляют большую автономность в выполнении задания, в то время как задания, предполагающие сотрудничество, не являются очень эффективными с точки зрения студентов для организации самостоятельной работы. В целом, все ресурсы, предлагаемые в Moodle, могут быть с разной степенью эффективности использованы для организации самосто-

ятельной работы студентов. Разработчикам курсов следует обращать внимание на ресурсы, предполагающие большую интерактивность и автономность студентов. Траекторией будущих исследований в данном направлении может быть анализ тех ресурсов платформы, которые предполагают сотрудничество и взаимодействие всех участников курса. В заключении следует отметить, что данная система позволяет решить ряд проблем формирования коммуникативной компетенции и может быть эффективно использована для организации самостоятельной работы студентов в контексте изучения иностранного языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Григорян Н.М., Мурыгина К.Д. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в условиях высшего учебного заведения //Карельский научный журнал. 2019. Т.8. № 2 (27). С. 42-45.

2. Тахохов Б.А. Формирование самообразовательных компетенций студентов в процессе аудиторных занятий //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т.7. № 2(23). С.341-344.

3. Минеева О.А., Ляшенко М.С., Борщевская Ю.М. К вопросу о важности самостоятельной учебной деятельности студентов вуза // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 73-80.

4. Садыкова Д.М. Самостоятельная творческая работа студентов по дистанционной технологии обучения //Педагогическое образование и наука. 2008. № 12. С. 38-43.

5. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268с.

6. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. 183с.

7. Милютинская Н.Ю., Брим Н.Е., Бекк М.А., Вартанова В.В., Мифтахутдинова А.Н. Автономная учебная деятельность в иноязычном образовании (теория и практика). Ижевск, Издательство «Удмуртский университет», 2011. 266 с.

8. Положение об организации самостоятельной работы учащихся НГПУ им. К. Минина [Электронный ресурс]. URL: https:// mininuniver.ru/scientific/education/docs/ump (дата обращения: 28.11.2019)

9. Змеёва Т.Е. Формирование самостоятельной творческой деятельности при обучении иностранному языку // Высшее образование в России. 2015. № 11. С.154-158.

10. Минеева О.А., Цветкова С.Е., Борщевская Ю.М. Самостоятельная творческая работа студентов по английскому языку //Перспективы науки. 2019. № 6 (117). С. 181-183.

11. Цветкова С.Е., Малинина И.А. Технология профессионально-иноязычной подготовки студентов с применением средств новых информационных технологий //Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 4 (65). С. 160-164.

12. Минеева О.А., Мададова К.Х., Пирогова А.А. Роль электронного сетевого обучения в организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 2(40). С. 100-105.

13. Ваганова О.И., СмирноваЖ.В., АбрамоваН.С. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием онлайн-курсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 277-280.

14. ShandK., Farrelly S.G. Using Blended Teaching to Teach Blended Learning: Lessons Learned from Pre-Service Teachers in an Instructional Methods Course // Journal of Online Learning Research. 2017. № 3(1). Pp. 5-30.

15. Katsarova D.G. Stimulating auditory alertness through additional resources in the electronic music textbook for seventh grade // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 14-17.

16. Boiarska-Khomenko A.V. Adult learning in Ukraine and Bulgaria: comparative aspects // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 2426.

17.15Винник В.К. Модель организации самостоятельной работы студентов с применением учебной платформы Moodle // Научное обозрение. Педагогические науки. 2014. № 1. URL: https://science-pedagogy. ru/ru/article/view?id=81 (дата обращения: 04.12.2019).

18. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза // Вестник Мининскогоуниверситета. 2019. Т. 7. № 2(27). С. 5.

19. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.

20. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28.

21. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Смешанное обучение в системе повышения квалификации учителей // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 324-328.

22. Lyashenko M.S., Frolova N.H. Learning management system as an effective means of e-learning // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 27. № 13 A. Pp. 100-104.

23. Garrison D.R., Vaughan N.D. Blended learning in higher education: Framework, principles, and guidelines. San Francisco: Jossey-Bass,

2008. 272 p.

24. Arkhipova M.V., Belova E.E., Gavrikova Y.A., Lyulyaeva N.A., Shapiro E.D. Blended learning in teaching EFL to different age groups // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 622. С. 380-386.

25. Казначеева С.Н., Бондаренко В.А. Исследование готовности студентов неязыковых направлений использовать сетевые ресурсы при обучении иностранным языкам // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 8.

26. Lyashenko M.S. The use of learning management system (LMS) in teaching a foreign language in the university // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 11-12. С. 118-123.

27. Linkov A.Y., Klinkov G.T. Control-diagnostic studies as part of the vocational training of future teachers in technology and entrepreneurship // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 41-44.

28. Минеева О.А., Даричева М.В. Организация тестирования в системе MOODLE при обучении иностранному языку // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 3 (13). С. 81-86.

29. Гуро-Фролова Ю.Р. Электронное обучение иностранному языку в условиях нелингвистического вуза: Blended Learning // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. № 1-1. С. 473-478.

30. Картузова Т.В., Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В. использование некоторых элементов системы Moodle в работе со студентами заочного отделения при Изучении математических дисциплин // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 34-36.

31. Минеева О.А., Ляшенко М.С. Исследование мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 269-273.

32. Квон Г.М., Вакс В.Б., Поздеева О.Г. Использование шкалы Лайкерта при исследовании мотивационных факторов обучающихся // Концепт. 2018. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ispolzovanie-shkaly-laykerta-pri-issledovanii-motivatsionnyh-faktorov-obuchayuschihsya (дата обращения: 15.01.2020).

Статья поступила в редакцию 27.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.