В.П. Шибаев
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, функции, виды самостоятельной работы студентов, преподаватель.
Решение приоритетных задач профессионального образования в России связано с повышением роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом и усиление ответственности преподавателей за успешное ее осуществление. Самостоятельная работа помогает перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, выбрать оптимальный вариант и доказать его эффективность. Самостоятельная работа студентов - это самонаправляемый процесс преобразования учебного материала в систему получения знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения образования, освоения содержания получаемой профессии, развития профессионально-личностных характеристик компетентного специалиста [2]. Тем самым самостоятельная работа студентов рассматривается и как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, и как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.
Самые распространенные виды самостоятельной работы:
- подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы;
- выполнение домашних заданий разнообразного характера, выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы, выполнение курсовых работ и проектов;
- подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, олимпиадах.
Самостоятельная работа может происходить:
- в условиях аудиторного обучения - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторно-исследовательских работ, осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;
- вне рамок учебных занятий в контакте с преподавателем на консультациях по учебным, проектным, исследовательским работам, осуществляется по договоренности, инициатором может выступать любая сторона;
- индивидуально по инициативе студента в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении обязательных и творческих заданий [4].
При этом самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:
- образовательную - систематизация и закрепление знаний студентов, расширение их кругозора;
- развивающую - стимулирование познавательного интереса, становление индивидуальных форм освоения учебного содержания путем рационального применения индивидуальных особенностей внимания, памяти, мышления;
- воспитательную - волевую саморегуляцию деятельности при освоении больших
© Шибаев В.П., 2013
объемов учебного материала в условиях временного цейтнота, при удержании мотивации деятельности в связи с временным падением интереса к ней [3].
Активная самостоятельная учебная работа студентов без участия преподавателя возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Можно выделить следующие основные мотивирующие факторы самостоятельной работы студентов.
Полезность для учебного процесса. Если студент знает, что результаты выполненной работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то его отношение к выполнению задания и его качество существенно меняются в лучшую сторону.
Применимость на практике. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов самостоятельной работы в профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание для выпускной квалификационной работы на одном из младших курсов, то он может с удовольствием выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного, социально-экономического, естественнонаучного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его выпускную квалификационную работу.
Вовлеченность в творческий процесс. Качество самостоятельно выполненного студентами задания зависит от наличия в нем характеристик творческого процесса - привлекательность будущего результата («завтрашняя радость»), азарт, проектная соревновательность, коллективное выполнение интересного дела. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской, проектной - созидательной или методической работе.
Активные методы обучения. Важным мотивационным фактором является интерактивный режим обучения в высшей школе. Предполагается введение в учебный процесс методов активного социально-психологического обучения, прежде всего - игрового тренинга, в основе которого лежат ролевые, имитационные и организационно-деятельностные игры. В ходе такой работы происходит не просто приобретение навыков, а осуществляется переход от односторонних частных сведений к многосторонним знаниям об объекте, идет моделирование новых явлений и процессов с выделением ведущих противоречий. Первым шагом на пути внедрения активных средств обучения является применение кейс-метода на занятии -обсуждение значимых (эмоционально-, личностно- и профессионально- статусно-нагруженных) ситуаций на учебном занятии.
Участие в конкурсных мероприятиях. Мотивирующим условием для увеличения доли самостоятельности студентов в учебной работе является их участие в олимпиадах и конкурсах по учебным дисциплинам, презентациях научно-исследовательских или прикладных работ. Своеобразным конкурсом на профессиональную состоятельность будущего специалиста является организация преподавателем вуза серии выступлений студентов с тематическими сообщениями среди школьников, абитуриентов и представителей взрослого профессионального сообщества.
Стимулирующий контроль. Использование гибкой системы оценки качества знаний студентов (накопительные баллы, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры) при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.
Моральное и материальное поощрение. Стимулирование студентов к самостоятельной работе может проводиться такими хорошо зарекомендовавшими себя средствами, как повышение стипендии и выплата премий за успехи в учебе и творческой деятельности. Например, работа, сданная раньше срока или выполненная по завышенным самим студентом
требованиям (высочайшее качество выполнения, аннотация на английском языке, наличие справок о внедрении), может быть оценена высоким баллом.
Личность преподавателя и манера преподавания. Преподаватель может выступать образцом профессионализма и креативности, средствами ведения занятий, помогая студенту раскрыть творческий потенциал, определить перспективы внутреннего роста. Постоянное обновление содержания преподаваемого предмета и демонстрируемая готовность к самообразованию покажут, что самостоятельная работа - это норма современного специалиста-профессионала. Подготовка к последующей за временем обучения в вузе эффективной профессиональной деятельности становится в этом случае самым действенным мотивирующим фактором [1].
При разработке заданий для самостоятельной работы обучающихся следует учитывать дидактические требования:
- примерные нормы времени для выполнения задания, логику и структуру учебного материала, практическое назначение задания;
- характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостоятельных заданий;
- постепенное нарастание сложности и проблемности.
При осуществлении индивидуальной педагогической поддержки студента в его самостоятельной работе преподаватель выполняет различные профессиональные роли: помощника, консультанта, модератора, координатора, наставника. При этом преподаватель проводит инструктаж по содержанию и алгоритму выполнения задания; соблюдает график консультаций (индивидуальных и групповых) по оказанию помощи при разработке плана и программы выполнения задания.
Повышение роли организации самостоятельной работы предполагает следующие направления деятельности преподавателя:
- переработку учебных планов и программ с целью увеличения доли самостоятельной работы студента над изучаемым материалом, включение тем, выносимых для самостоятельного изучения, в том числе и с помощью компьютерных методических средств;
- оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих эффективность труда преподавателей, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал;
- совершенствование системы текущего контроля работы студентов, введение балльно-рейтинговой системы и широкое внедрение компьютеризированного тестирования;
- совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов, поскольку именно эти виды учебной работы студентов в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач.
Таким образом, самостоятельная работа в вузе представляет собой вид познавательной деятельности, которая становится средством воспитания таких личностных качеств, как инициативность, активность, креативность. Повышение роли СРС в системе высшего образования означает принципиальный пересмотр всей системы организации учебно-воспитательного процесса, который все больше становится направленным на развитие у студента умения учиться, формировать способность к саморазвитию, вкус к творческой деятельности. Пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом их специализации и уровня подготовки определяются преподавателем самостоятельно. Подбор заданий - это творческий процесс для профессорско-преподавательского состава высшей школы.
Библиографический список
1. Гликман И.З. Управление самостоятельной работой студентов / И.З. Гликман. - М., 2002.
2. Гуманитарные технологии преподавателя в высшей школе: учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.В. Черниковой. - М.: Планета, 2011. - С. 398-402.
3. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П.И. Пид-касистый. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. Рыблова А.Н. Управление самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся в вузе: теоретические проблемы, вопросы технологии / А.Н. Рыблова. - Саратов, 1999.
Н.М. Якушева
ОБРАЗОВАНИЕ И E-LEARNING
Ключевые слова: E-Learning, ADL Initiative, дидактика E-Learning, LMS, LCMS, SCORM, OpenOLAT, Coursera, Intelligent Teaching And Learning with Computers, ROE.
Совершенствование образования не может быть реализовано на основе традиционных форм переработки знаний и адаптированных методов обучения. Передача знаний и их приобретение базируются в настоящее время на достижениях технического прогресса. E-Lear-ning имеет место, если учебный процесс протекает в соответствии с разработанным учебным сценарием с использованием мультимедиа- и (теле)коммуникационных технологий. Исследователи образования отмечают, что использование новых медиатехнологий в высшей школе - преподавании, изучении, исследованиях - это предпосылка успешного, эффективного включения соответствующих учреждений в деятельность информационного общества.
Интенсивное развитие E-Learning началось в конце 1997 г.: Advanced Distributed Learning Initiative (министерство обороны и министерство науки и исследований США). Однако еще после окончания Второй мировой войны в США в противовес традиционной дидактике развивался Instructional Design (ID), связанный с применением ИТ-технологий в обучении. При создании и использовании современной среды обучения следует уделять внимание в первую очередь педагогическим вопросам, а затем - техническим. Возникают вопросы о создании новых дидактических концепций (дидактика E-Learning), о новых сторонах (характеристиках) профессионализма обучаемого.
В настоящее время стоит усилить использование E-Learning в России, что обосновано наличием:
- 24 международных E-Learning-стандартов;
- многочисленных проектов, ежегодного прироста (более 30%) предложений в области E-Learning за рубежом;
- в продаже (в Европе) около 2000 книг, посвященных E-Learning (около 1300 на английском языке, более 500 на немецком и т.д.);
- 4000 видеолекций, видеодокладов, видеокурсов крупных специалистов по 80 специальностям, используемых на основе E-Learning-технологий за рубежом (информация 2013 г.);
- разработанных учебных платформ и сценариев для включения E-Learning в раз-
© Якушева Н.М., 2013