УДК 378
Shibayev V.P. MOTIVATING FACTORS AS A MEANS TO ENHANCE STUDENTS's ABILITY TO PERFORM INDEPENDENT WORK. The article presents various types of independent work of students and shows, which of the factors have the most motivating effect on students in the process of doing their individual work. The theoretical approach to the problem is based on the analysis of academic works and experience of professional pedagogical activity. The author highlights and describes the following motivating factors, which he find to be the most effective ones: the applicability of the results of participation in competitive events in practice; the usefulness of the educational process; the involvement of students in the creative process in the process of doing their individual work, and participation in competitive events and others. The author proposes to use moral and material benefits for students, as well as a simulating kind of control of their skills, which means the use of a flexible assessment system with collecting credits, rating, tests, non-standard testing procedures.
Key words: independent work of students; motivating factors; types of independent work of students; stimulus control.
В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц., Ставропольский гос. аграрный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
мотивирующие факторы, как средство активизации студентов к выполнению самостоятельной работы
В статье представлены различные виды самостоятельной работы студентов и показаны какие факторы оказывают наиболее мотивирующее влияние на студентов в процессе выполнения ими самостоятельной работы. На основе анализа теоретических работ и опыта профессиональной педагогической деятельности автор из наиболее эффективных выделяет и описывает следующие факторы мотивации: применимость на практике результатов; полезность для учебного процесса; вовлеченность студентов в творческий процесс в процессе выполнения самостоятельной работы, а так же в участие в конкурсных мероприятиях и другие.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; мотивирующие факторы; виды самостоятельной работы студентов; стимулирующий контроль.
Как показал анализ литературы, сущность самостоятельной работы студентов (СРС) рассматривается, с одной стороны, как метод обучения - специфическая форму организации учебных занятий. С другой стороны, СРС представляет собой средство обучения - организованную систему индивидуального получения знаний. Представляется целесообразным, однако, рассматривать СРС как синтез того и другого - формы организации учебной деятельности и индивидуализированных средств ее осуществления [1]. Это самонаправляемый процесс преобразования учебного материала в систему получения знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения образования, освоения содержания получаемой профессии, развития профессионально - личностных характеристик компетентного специалиста.
Как видно из приведенных определений и толкований, СРС рассматривается и как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, и как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.
Виды самостоятельной работы разнообразны. К числу наиболее распространенных относятся:
• подготовка и написание рефератов, докладов, эссе и других письменных работ на заданные темы;
• выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы; выполнение курсовых работ и проектов;
• подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, олимпиадах;
• разработка учебных проектов, в том числе на мультимедийной основе.
Рассмотрим основные мотивирующие факторы самостоятельной работы студентов.
Применимость на практике. Самостоятельная работа выполняется студентами гораздо эффективнее, если они знают, что её результаты можно применить в профессиональной подготовке (например, собрать материал для будущей квалификационной работы и др.) и в будущей профессиональной деятельности (например, выполнить задание на бланках, которые используются в профессиональной деятельности, выполнить необходимые расчёты, решить производственную задачу).
Полезность для учебного процесса. Студентами более охотно выполняются творческие задания, которые будут использованы в Банке презентаций к учебному курсу, методическом пособии, в альбоме схем, в лабораторном практикуме, в электронном учебнике по дисциплине и др. При этом отношение к выполнению задания и его качество существенно меняются в лучшую сторону. Особенно когда студенты могут впоследствии увидеть выполненное задание в виде фрагмента учебных материалов и пособий и знать, что данные материалы будут использоваться последующими поколениями студентов [2].
Вовлеченность в творческий процесс. Качество самостоятельно выполненного студентами задания зависит от наличия в нем характеристик творческого процесса - привлекательность будущего результата, проектная соревновательность, коллективное выполнение интересного дела. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской, проектной-созидательной или методической работе, в совместной разработке учебного электронного комплекса.
Активные методы обучения. Важным мотивационным фактором является интерактивный режим обучения в высшей школе [3]. Предполагается введение в учебный процесс методов активного социально-психологического обучения, прежде всего - игрового тренинга, в основе которого лежат ролевые, имитационные и организационно-деятельностные игры. В ходе такой работы происходит не просто приобретение навыков, а осуществляется переход от односторонних частных сведений к многосторонним знаниям об объекте, идет моделирование новых явлений и процессов с выделением ведущих противоречий, что позволяет построить учебный процесс на основе междисциплинарной интеграции [4].
Участие в конкурсных мероприятиях. Мотивирующим условием для увеличения доли самостоятельности студентов в учебной работе является их участие в олимпиадах и конкурсах по учебным дисциплинам, презентации научно-исследовательских или прикладных работ. Своеобразным конкурсом на профессиональную состоятельность будущего специалиста является организация преподавателем вуза серии выступлений студентов с тематическими сообщениями среди школьников, абитуриентов представителей взрослого профессионального сообщества.
Стимулирующий контроль. Использование гибкой системы оценки качества знаний студентов (накопительные баллы, рей-
тинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры) при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.
Моральное и материальное поощрение. Стимулирование студентов к самостоятельной работе может проводиться такими хорошо зарекомендовавшими себя средствами, как повышение стипендии и выплата премий за успехи в учебе и творческой деятельности.
Личность преподавателя и манера преподавания. Преподаватель может выступать образцом профессионализма и креативности, средствами ведения занятий помогая студенту раскрыть творческий потенциал, определить перспективы внутреннего роста. Постоянное обновление содержания преподаваемого предмета и демонстрируемая готовность к самообразованию покажут, что самостоятельная работа - это норма
Библиографический список
современного специалиста-профессионала. Подготовка к последующей за временем обучения в вузе эффективной профессиональной деятельности становится в этом случае самым действенным мотивирующим фактором.
Самостоятельная работа может носить репродуктивный и продуктивный характер. Задания, выполняемые на занятии, считаются продуктивными (исследовательскими, развивающими, творческими), если они были направлены на активизацию познавательного потенциала студентов и не носят характера исключительного воспроизведения содержания учебников и лекций. Использование продуктивных (эвристических, проектных, дискуссионных) методов и технологий для самостоятельной работы более эффективно и позволяет упрочить связь с профессией. В активной форме сформировать необходимые компетенции. Тем самым эти виды самостоятельной работы являются более предпочтительными.
1. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы: учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону, 2011.
2. Кукушкин, В.С. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособ. - Ростов-на-Дону, 2002.
3. Шибаев, В.П. Подходы к реализации идей новой образовательной парадигмы в условиях инновационного вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2.
4. Шибаев, В.П. Моделирование и организация учебной деятельности студентов на основе междисциплинарной интеграции: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2008.
Bibliography
1. Sorokopud, Yu.V. Pedagogika vihssheyj shkolih: uchebno-metodicheskoe posobie. - Rostov-na-Donu, 2011.
2. Kukushkin, V.S. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyateljnostj: ucheb. posob. - Rostov-na-Donu, 2002.
3. Shibaev, V.P. Podkhodih k realizacii ideyj novoyj obrazovateljnoyj paradigmih v usloviyakh innovacionnogo vuza // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 2.
4. Shibaev, V.P. Modelirovanie i organizaciya uchebnoyj deyateljnosti studentov na osnove mezhdisciplinarnoyj integracii: dis. ... kand. ped. nauk. - Stavropolj, 2008.
Статья поступила в редакцию 25.11.14
УДК 378.183
Olenina G.V. YOUTH VOLUNTEER MOVEMENT ABROAD. The paper analyses the development of youth volunteer movement in the USA and economically developed countries of the West in the context of youth politics and modern variants of concepts of charity, which are carried out in socio-cultural space by efforts of both public organizations and government. Methodologically important for the research is the idea that the socio-cultural development of post-industrial society has a radically different attitude to the world of work and leisure, reinterpreted relationship between the individual and society in the past, present and future, to the social and individual time, to the projection of the future, the meaning and value of innovation as factors active civic activity of the individual youth. The approach is based on the analysis of the concept of the welfare state and the characteristics of civil society. The author proves that volunteering abroad is approval in a state-society model of civic behavior, socially active person. The author's value-sense model of international volunteering as a socio-cultural movement, includes its ideology, goals, philosophy and symbolism.
Key words: youth, volunteer movement, charity, public organizations, leisure activity, culture, theoretical model, international volunteering.
Г.В. Оленина, д-р пед. наук, проф. АГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
добровольческое движение молодежи за рубежом
Во второй половине ХХ века основной особенностью молодежи как социально-возрастной группы была признана тенденция к группированию. Автор констатирует, что важнейшей тенденцией постиндустриального общества является усиление роли горизонтального взаимодействия между самодеятельными группами населения. В статье анализируется развитие добровольческого движения молодежи в США и экономически развитых странах Запада в контексте зарубежной молодежной политики и современных вариантов концепции благотворительности, реализуемых в социально-культурном пространстве досуга усилиями как государства, так и общественных организаций.
Ключевые слова: молодежь, добровольческое движение, благотворительность, общественные организации, досуг, культура, теоретическая модель, международное добровольчество.
Молодежь во второй половине ХХ века предложила миру сложные модели и образцы социализации и инкультурации, социального творчества и личностного развития в амплитуде как позитива, так и негатива [1; 2]. Главными особенностями молодежи как социально-возрастной группы были признаны тенденции к группированию, созданию формальных и неформальных социокультурных групп, движений, инноваций, оформленных по закону молодежных субкультур. В современной зарубежной
социологии неформальная молодежная группа досуга трактуется как основная группа, к которой молодой человек привязан и которая определяет его поведение, поскольку здесь удовлетворяются главные потребности молодежи в межличностной коммуникации [1].
Государства развитых стран не могли не считаться с молодежью, как новым динамичным субъектом социокультурного развития, чья социализация и инкультурация проходит в усло-