Библиографический список
1. Колмогоров, А. Н. Математика - наука и профессия [Текст] / А. Н. Колмогоров -М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988.-288 с.
2. Вейль, Г. Математика. Утрата определённости [Текст] / Г. Вейль, М. Клайн. - М.: Мир, 1984. - С. 16.
1. Атанасян, Л. С. Геометрия 7-9. - 13-е изд. [Текст] / Л. С. Атана-сян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, И. И. Юдина. - М.: Просвещение, 2003.
2. Саранцев, Г. И. Формирование познавательной самостоятельности студентов педвузов, в процессе изучения математических дисциплин и методики преподавания математики [Текст]/ Г. И. Саранцев. - Саранск: Мордовский гос. пединститут, 1998.
УДК378: 001.8
Муравьева Надежда Васильевна
Старший преподаватель кафедры «Прикладная математика» Южно-Уральского государственного университета, mnvas_74@mail.ru, Челябинск
СУЩНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Muravyova Nadezhda Vasilievna
South Ural state university, senior teacher of the applied mathematics department, mnvas_74@ m ail.r u, Ch elyab insk
ESSENCE OF STUDENTS’ INDEPENDENT WORK UNDER CONDITIONS OF INFORMATIZATION AND HUMANIZATION
OF EDUCATION
Модернизация нашей страны объективно усиливает потребность в самостоятельных и независимых людях, постоянно стремящихся к повышению своей образованности и профессионализма. Современная модель российского образования предполагает возрастание объема самостоятельной работы студентов. В развивающейся системе непрерывного образования ключевым фактором является самостоятельная работа, а, следовательно, самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования [8].
Под самостоятельной работой А. В. Усова [10] понимает организованную учителем познавательную деятельность учащихся, в ходе которой они приобретают знания и учатся применять их на практике. Это определение отражает внешнюю сторону самостоятельной работы. Внутреннее ее содержание раскрыто в работах И. А. Зимней, которая определяет самостоятельную работу как внутренне мотивированную «целенаправленную, структу-
рированную самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельность. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания» [3, с. 335]. Здесь указаны психологические детерминанты самостоятельной работы: саморегуляция, самоорганизация, самоконтроль и т. д.
В. А. Козаков считает самостоятельной работой «специфический вид деятельности учения, главной целью которого является формирование самостоятельности учащегося субъекта, а формирование его умений, навыков и знаний осуществляется опосредованно через содержание и методы всех видов учебных занятий» [4, с. 14]. Отметим в этом определении четкую ориентированность на цель самостоятельной работы - достижение самостоятельности, которая является не только признаком самостоятельной работы, но и ее результатом.
Указанные исследователи в качестве родового понятия используют понятие деятельности, что позволяет выделить в самостоятельной работе традиционные для деятельности компоненты: мотивацию, постановку цели, выбор средств и способов деятельности, процесс деятельности, ее результат, оценку и при необходимости коррекцию.
Основным признаком самостоятельной работы изначально считалось отсутствие руководства ею со стороны преподавателя. Однако помощь и указания со стороны преподавателя предоставляются обучаемому косвенно, через специально построенную систему учебных заданий, обеспечивающих самостоятельные познавательные действия учащегося. П. И. Пид-касистый [7], основываясь на системном анализе, считает первичным в самостоятельной работе познавательную практическую задачу. Именно система познавательных задач, как пишут Е. Л. Белкин и В. В. Давыдков [1], позволяет организовать самостоятельную работу обучаемых без непосредственного участия преподавателя, но под его контролем, создает предпосылки для осуществления опосредованного управления познавательной деятельностью учащихся. Итак, самостоятельная работа студентов - это познавательная деятельность, протекающая без непосредственного участия преподавателя, но организованная им с помощью системы заданий, в ходе которой (деятельности) студент проявляет такое личностное качество, как самостоятельность, что выражается в самоорганизации, самоконтроле и саморегуляции деятельности.
Для эффективной организации самостоятельной работы студентов на основе информационных технологий необходимо раскрытие ее сущности в условиях информатизации образования, которая осуществляется путем внедрения информационных технологий в учебный процесс. Информатизация образования придает самостоятельной работе новые сущностные черты. Например, А. Н. Рыблова [9] выделяет технологичность самостоятельной работы в качестве концептуального положения управления само-
стоятельной познавательной деятельностью студентов. В условиях информатизации компьютер освобождает личность от решения рутинных задач для творческой деятельности. Поэтому важным свойством самостоятельной работы студентов в условиях информатизации образования является инструментализованностъ, которая означает, что самостоятельная работа обеспечивается компьютерными средствами организации учебно-познава-тельной деятельности студента. Эти средства облегчают процесс выполнения самостоятельной работы, способствуя достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени педагога и студента.
Информационные технологии в образовании коренным образом изменяют его. Т. С. Назарова и Е. С. Полат отмечают, что внедрение технологий «резко изменяет «дидактический манифест» современной школы и требует смены ее методической парадигмы. Прежде всего это касается смены целевых приоритетов: с ориентации усвоения готовых знаний и опыта на процесс приобретения знаний и формирование механизмов, подходов к их усвоению, чему в значительной степени способствовало использование новейших информационных технологий, предоставляющих широкие возможности для различных видов коммуникации, индивидуального и группового творчества обучаемых» [5, с. 7].
В информационном обществе на первый план выступает гуманистическая парадигма, ставящая главной задачей развитие индивидуальных качеств человека (личности), дальнейшее использование которых обеспечит процветание общества в целом. Гуманизация реализуется посредством применения личностпо ориентированного подхода в обучении, который позволит максимально использовать возможности информатизации и компенсировать ее возможное негативное влияние. Отметим неразрывную взаимосвязь самостоятельной работы студентов и личностно ориентированного подхода. По мысли Э. Ф. Зеера [2], целью личностно ориентированного образования является развитие самостоятельности, ответственности, устойчивости духовного мира, рефлексии, поэтому самостоятельная работа является важнейшим средством осуществления личностно ориентированного подхода. В свою очередь обеспечение эффективности самостоятельной работы требует соблюдения в ее организации основных положений личностно ориентированного обучения.
В работе С. В. Панюковой [6] выделены принципы личностно ориентированного обучения с применением информационных и коммуникационных технологий: самоценности индивидуума (гуманного отношения к обучаемому); определения обучаемого как активного субъекта познания; осуществления самостоятельной учебной деятельности, способствующей самообучению и саморазвитию обучаемого; опоры на субъектный опыт обучаемого; учета индивидуальных особенностей обучаемого; развития коммуникативных способностей личности и социализации обучаемого.
Рассмотрим самостоятельную работу студентов с применением компьютера с позиций перечисленных выше принципов личностно ориенти-
рованного подхода. Отметим, что требование гуманного отношения к обучаемым, реализуемое в информационных технологиях обучения в виде дружественного интерфейса, должно соблюдаться в осуществлении всех без исключения компонентов самостоятельной работы студентов. Важной особенностью компьютерных средств обучения является интерактивное взаимодействие с обучаемым. Компьютер должен восприниматься как помощник, предусматривать реакцию обучаемого, отвечать различным уровням потребностей пользователя, способствовать созданию ситуации успеха, положительному эмоциональному настрою, повышению интереса. То же относится и к требованиям социализации и развития коммуникативных способностей обучаемых, поскольку общение студента с преподавателем в ходе самостоятельной работы с применением информационных технологий опосредовано компьютером.
В мотивации самостоятельной работы требования определения обучаемого как активного субъекта познания, опоры на субъектный опыт и учета индивидуальных особенностей реализуются за счет такого свойства информационных технологий, как мультимедийность. Использование средств мультимедиа внутренне мотивирует самостоятельную деятельность студентов, способствует ее активизации за счет стимулирования эмоционального восприятия учебных сообщений. Индивидуальный подход к организации самостоятельной работы с помощью информационных технологий предполагает выявление мотивации, личностных смыслов, эмоциональных предпочтений.
Целеполагание как необходимый компонент самостоятельной работы студентов в условиях применения информационных технологий основано на соблюдении требований опоры на субъектный опыт обучаемого и учета индивидуальных особенностей студента. Рассмотрение студента как активного субъекта познания предполагает его самостоятельность в определении целей и задач учебной деятельности. Адаптируемость средств информационных технологий реализует индивидуальный подход к обучаемым, возможность выбора ими траектории самостоятельной работы. Для этого предусматривается возможность определения начального уровня знаний и в дальнейшем постепенного повышения уровня в изучении материала. Самостоятельное планирование учебной деятельности выражается в том, что каждый студент имеет возможность составить индивидуальный план самостоятельной работы.
Выбор студентом средств и способов выполнения самостоятельной работы предполагает организацию учебного материала, позволяющую студенту как активному субъекту познания выбирать уровень трудности, последовательность и способ выполнения заданий, соответствующие его субъектному опыту и индивидуальным особенностям.
Процесс самостоятельной познавательной деятельности отражает основные этапы процесса обучения: подготовку к восприятию нового, введение новой информации, закрепление знаний, применение знаний, умений
и навыков. В нем реализуются требования определения обучаемого как активного субъекта познания, опоры на его субъектный опыт и учета индивидуальных особенностей. Структурирование учебного материала в средствах информационных технологий, нелинейный доступ к информации, перекрестные ссылки и гипертекст активизируют самостоятельную деятельность студентов. Активизация деятельности происходит путем улучшения наглядности, видео, мультимедиа, моделирования, наблюдения и изучения математических моделей.
Учет индивидуальных особенностей обучающихся осуществляется за счет полимодальности формы представления материала - наглядности, движения, зрительного и слухового восприятия. Субъектный опыт фиксируется в основном в содержании не понятий, а образов, в которых взаимодействуют разные источники информации. В образах представлен исходный чувственный материал, результат его преобразования - тоже образ. Он определяется не только особенностями изучаемых объектов, но и способами, которыми пользуется студент при создании образов и оперировании ими. Личностно ориентированная дидактика - система учебного материала, разнообразная в своем предметном содержании, отличающемся видом, формой, позволяющем использовать разные способы его переработки при решении познавательных задач. Поэтому приоритетной целью применения мультимедиа в самостоятельной работе является развитие и самореализация личности.
Оценка результата самостоятельной работы подчинена требованиям опоры на субъектный опыт обучаемого, учета индивидуальных особенностей и определения обучаемого как активного субъекта познания. Использование компьютера способствует формированию самоконтроля как важного элемента самостоятельной деятельности студентов. Это требует разработки компьютерной системы тестового контроля, отвечающей требованиям государственного образовательного стандарта. Выразительные средства компьютерной графики открывают возможности стимулирования рефлексии,, самоконтроля и самокоррекции. За счет автоматизации контроля происходит улучшение методов оценки знаний, что способствует активизации самостоятельной учебной деятельности. Осуществление студентами самоконтроля, тренировки, самокоррекции пробуждает в них новые эмоции, влияющие на мотивацию, а, значит, и активность учения.
Таким образом, реализация основных положений личностно ориентированного подхода в организации самостоятельной работы с применением информационных технологий требует разработки педагогических программных средств, которые учитывают субъектный опыт обучаемого (начальный уровень подготовки, личностные предпочтения, мотивацию), его индивидуальные особенности за счет различных способов предъявления учебного материала средствами мультимедиа, предоставляют студенту как активному субъекту познания возможности планирования и рефлексии собственной учебной деятельности, обеспечивают объективную систему
контроля и самоконтроля не только результата, но и процесса самостоятельного обучения студентов.
Итак, сущностными свойствами самостоятельной работы студентов в условиях информатизации и гуманизации образования являются технологичность, инструментализованность, мультимедийность, учет субъектного опыта и индивидуальных особенностей обучаемых, возможность планирования и рефлексии учебной деятельности, объективность ее контроля и самоконтроля.
Библиографический спсиок
1. Белкин, Е. Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике. Основа самостоятельной работы учащихся [Текст] / Е. Л. Белкин, В. В. Давыдков // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе. Межвузовский сборник научных трудов. - Волгоград: ВПИ, 1989. - С. 49-52.
2. Зеер, Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования [Текст]/ Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург : Изд-во УрГППУ, 2000. - 258 с.
3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]/ И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2000. - 384 с.
4. Козаков, В. А. Самостоятельная работа студентов и ее информационнометодическое обеспечение [Текст]/ В. А. Козаков. - Киев: Вищашк., 1990. - 246 с.
5. Назарова, Т. С. Средства обучения: технология создания и использования [Текст]/ Т. С. Назарова, Е. С. Полат. - М. : Изд-во УРАО, 1998. - 204 с.
6. Пашокова, С. В. Теоретические основы разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в личностно ориентированном обучении (на примере общепрофессиональных дисциплин технических вузов) [Текст]: автореф. дис.... д-ра пед. наук / С. В. Панюкова. - М., 1998. - 44 с.
7. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная деятельность учащихся [Текст]/ П. И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1972 - 184 с.
8. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]/ под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.-39 с.
9. Рыблова, А. Н. Система управления профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельностью студентов вуза[Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / А. Н. Рыблова. - Тольятти, 2004. - 448 с.
10. Усова, А. В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий[Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / А. В. Усова. - Т. 1. — Челябинск, 1969.-213 с.