Библиографический список
1. Гликман И.З. Управление самостоятельной работой студентов / И.З. Гликман. - М., 2002.
2. Гуманитарные технологии преподавателя в высшей школе: учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.В. Черниковой. - М.: Планета, 2011. - С. 398-402.
3. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П.И. Пид-касистый. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. Рыблова А.Н. Управление самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся в вузе: теоретические проблемы, вопросы технологии / А.Н. Рыблова. - Саратов, 1999.
Н.М. Якушева
ОБРАЗОВАНИЕ И E-LEARNING
Ключевые слова: E-Learning, ADL Initiative, дидактика E-Learning, LMS, LCMS, SCORM, OpenOLAT, Coursera, Intelligent Teaching And Learning with Computers, ROE.
Совершенствование образования не может быть реализовано на основе традиционных форм переработки знаний и адаптированных методов обучения. Передача знаний и их приобретение базируются в настоящее время на достижениях технического прогресса. E-Lear-ning имеет место, если учебный процесс протекает в соответствии с разработанным учебным сценарием с использованием мультимедиа- и (теле)коммуникационных технологий. Исследователи образования отмечают, что использование новых медиатехнологий в высшей школе - преподавании, изучении, исследованиях - это предпосылка успешного, эффективного включения соответствующих учреждений в деятельность информационного общества.
Интенсивное развитие E-Learning началось в конце 1997 г.: Advanced Distributed Learning Initiative (министерство обороны и министерство науки и исследований США). Однако еще после окончания Второй мировой войны в США в противовес традиционной дидактике развивался Instructional Design (ID), связанный с применением ИТ-технологий в обучении. При создании и использовании современной среды обучения следует уделять внимание в первую очередь педагогическим вопросам, а затем - техническим. Возникают вопросы о создании новых дидактических концепций (дидактика E-Learning), о новых сторонах (характеристиках) профессионализма обучаемого.
В настоящее время стоит усилить использование E-Learning в России, что обосновано наличием:
- 24 международных E-Learning-стандартов;
- многочисленных проектов, ежегодного прироста (более 30%) предложений в области E-Learning за рубежом;
- в продаже (в Европе) около 2000 книг, посвященных E-Learning (около 1300 на английском языке, более 500 на немецком и т.д.);
- 4000 видеолекций, видеодокладов, видеокурсов крупных специалистов по 80 специальностям, используемых на основе E-Learning-технологий за рубежом (информация 2013 г.);
- разработанных учебных платформ и сценариев для включения E-Learning в раз-
© Якушева Н.М., 2013
личные типы учебных процессов, эффективно работающих вузов и предприятий за рубежом, использующих E-Learning.
Приведем перечень актульных вопросов, рассматриваемых в современной зарубежной литературе: вопросы образования с использованием E-Learning, виртуальные помещения для обучения (в том числе Web 2.0 в виртуальном помещении), дидактические концепции, ресурсы обучения (медиапрезентации, WBT и т.д.); вопросы компетенции преподавателя и обучаемого, контроль результатов обучения, менеджмент качества (в том числе стандарты качества E-Learning), оценки (цели, уровни, фазы, формы, методы оценки; развитие концепций оценки, критерии качества оценки, проблемы оценки); вопросы стандартизации (стандартизация в области E-Learning, метаданные и т.д.), правовые основы (в том числе вопросы авторских прав и прав пользователей); продолжительность, качество обучения (стратегические цели E-Learning, факторы успешной реализации обучения в высшей школе, на предприятиях).
Существует множество подходов к реализации E-Learning, множество соответствующих форм обучения, приведем некоторые примеры. Blended Learning - это процессы обучения, стремящиеся реализовать дидактическое соединение традиционного обучения и Е-Learning. «Дидактика в сети» занимается теорий проведения занятий по какой-либо дисциплине с использованием маленьких компьютерных сетей; это сравнительно молодая концепция. Отметим CBT (Computer Based Training), обеспечивающий возможность изучения мультимедийных материалов, а также, как правило, поддерживающий интерактивность. CBT получил дальнейшее развитие в форме WBT - Web-базирующегося тренинга. В случае CSCL (Computer-supported cooperative / collaborative learning) рассматриваются подходы к поддержке кооперативного/совместного обучения (работа в группах) с использованием информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Digital Game-based Learning (DGBL) - это синтез передачи знаний и игр - компьютерных и видеоигр. DGBL пытается мотивационный потенциал и потенциал освоения цифровых игр применить к приобретению реальных знаний (например, при изучении языка игра может содействовать запоминанию новых слов). В случае Distance Learning речь идет о передаче знаний и способностей, при которой преподаватель и изучающий исключительно или преимущественно разделены пространственно и преподаватель (или его уполномоченный) наблюдает/контролирует успехи в изучении. M-Learning -мобильное обучение, при котором используются портативные повсеместно распространенные медиа или мобильные медиа всюду и в любое время. Используются Internet-форумы; здесь проводится обмен материалами в различных предметных областях. Rapid E-Learning -это быстрое создание учебных содержаний; некоторые учреждения применяют понятие rapid learning иначе, чтобы подчеркнуть скорость обучения. Virtual Classroom (также вебинар) -форма E-Learning, при которой пространственно-разделенные преподаватель и изучающие работают совместно: синхронно или асинхронно. В случае Web Based Collaboration группы студентов работают сообща в Интернете над некоторым учебным заданием. Web Based Collaboration основан на использовании конструктивизма, при этом утверждается, что изучение - акт социальный.
Следует уделить внимание средствам разработки содержаний, инструментарию. Active Server Pages - разработка корпорации Microsoft, относящаяся к генерированию Web-страниц. Еxelearning (eXe) - авторский инструментарий для создания цифровых содержаний;
разработан высшими учебными заведениями. Hot Potatoes - авторские программные средства, позволяющие создавать JavaScript - базирующиеся интерактивные HTML-страницы, с помощью которых могут быть разработаны учебные материалы. Intelligent Teaching And Learning with Computers (iTALC) - это свободные, управляемые с экрана компьютера программные средства; преподаватель может наблюдать содержимое экрана компьютера изучающего, удаленно управлять, блокировать некоторую демонстрацию, включать / выключать ее. Learning Management System (LMS) - это комплексная программная система, предоставляющая в распоряжение содержание обучения и возможности организации учебного процесса. Learning Content Management System (LCMS) - развитие LMS - многопользовательская система, с помощью которой разработчики учебного контента могут создавать, сохранять, повторно применять содержания и управлять содержаниями, кроме того, LCMS-системы позволяют пользователю создавать и повторно применять небольшие блоки, называемые Reusable Learning Objects (RLO). Sharable Content Object Reference Model (SCORM) - ссылочная модель обмениваемых (разделяемых) электронных содержаний.
Мультимедийные предложения E-Learning все больше применяются в высшем профессиональном образовании. Для повышения квалификации во все более глобализирующемся и динамически развивающемся мире требуется учебная среда, способствующая передаче знаний и умений, в том числе независимо от времени и расстояния. Это обеспечивает E-Learning. Результаты исследования и разработок учебных платформ автора приведены в работах [1; 2], где рассматриваются вопросы: особенности разработки принципов создания средств электронного обучения. Далее следует программирование в области E-Learning, создание сайтов средств электронного обучения, электронных книг, словаря и т.д. до вопросов использования рассмотренных методов и средств в учебном процессе.
Перечислим некоторые эффективные средства обучения, учебные заведения, предприятия, успешно реализующие E-Learning. Consorzio ICoN внутриуниверситетский консорциум (Италия, 1999 г.), взаимодействуют более 20 итальянских университетов. Coursera -предприятие, специализирующееся на предоставлении онлайн-курсов и лекций (Massive Open Online Courses). В конце 2012 г. имело более 2 млн зарегистрированных пользователей. EF Englishtown - это англоговорящая E-Learning-школа для взрослых. Согласно собственной рекламе, это самый большой частный образовательный институт в мире. В случае Khan Academy речь идет о некоммерческом Web-сайте с учебными материалами. Содержит 3200 учебных фильмов из областей математики, естественных наук, истории и экономики. Ope-nOLAT (Open Online Learning And Training; 2011 г.; университет Zürich) - это Web-базирующаяся учебная платформа для преподавания, изучения, оценок и коммуникаций. Имеется возможность применения многих дидактических методов с использованием коммуникаций, совместной работы и оценок. Virtual Global University - виртуальный университет, предлагающий E-Learning, основанный в 2001 г. 17 профессорами экономической информатики или бизнес-информатики 14 университетов (Германия, Австрия, Швейцария). Yovisto -видеопортал, используемый для предоставления, поиска академических и лекционных видеоматериалов и управления ими.
Для оценки отношения выигрыш/инвестиции в образовании, в том числе и в E-Learning, используется единица измерения ROE (Return on Education); здесь - в процентах:
полезность - затраты
Примеры затрат: затраты на инфраструктуру, на процедуры разработок содержаний; примеры полезности: усиление способностей к коммуникациям, высокие оценки на экзаменах. Аналогично в экономике используется Return on Investment (ROI). В области образования, однако, трудно однозначно оценить факторы (например, мотивацию, готовность к активной работе и т.д.), способствующие определенной деятельности.
Библиографический список
1. Якушева Н.М. Вопросы реализации дидактических принципов создания средств электронного обучения // Информатика и образование. - 2011. - № 8.
2. Якушева Н.М. Некоторые особенности разработки и реализации дидактических принципов создания средств электронного обучения // Информатика и образование. - 2012. - № 6.