Список литературы
1. Авсиевич В. Н. Влияние тренировочных нагрузок в пауэрлифтинге на общую и специальную работоспособность юношей // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 5 (47). С. 185-191.
2. Бычков А. Н. Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. Пауэрлифтинг: учебное пособие. М.: Спорт сервис, 2005. С. 323-366.
3. Фаламеев А.И. Тяжелая атлетика для юношей. М.: Физкультура и спорт, 2011. 154 с.
4. Шейко Б.И. Пауэрлифтинг. Учебное пособие. М.: ЗАО ЕАМ Спорт-сервис, 2005. 544 с.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ОТ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ
Калинина И.Ф.,
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области « Технологический университет »
МГОТУ (г. Королев МО) Смирнов А.А.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Технологическийуниверситет»
МГОТУ (г. Королев МО)
Аннотация.
В настоящее время со стороны современного общества возрастают требования к состоянию здоровья и физической подготовке будущих специалистов. В этой связи особое актуальное значение приобретает работа со студенческой молодежью по укреплению мнения о важности здорового образа жизни и формированию потребности в регулярных занятиях физкультурой. Центральной задачей вузовского образования выступает формирование у студента умения учиться, овладевать навыками самообучения и самообразования для подготовки полноценного специалиста. Целью данной работы является повышение самообразования для организации самостоятельной работы и формирование знаний и умений студентов, освобожденных от занятий физической культурой, для организации их самостоятельной двигательной деятельности. Актуальность данного исследования заключается в пересмотре значения и роли ценности здоровья для молодого поколения и
популяризации физической культуры. В статье приводятся данные исследования, направленного на изучение отношения молодежи к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой.
Исследования проводились методом социологического опроса (анкетирования) студентов Технологического университета г. Королев.
Abstract
At present, the requirements to the state of health and physical training of future specialists are increasing on the part of modern society. In this regard, of particular importance is the work with the student youth to strengthen the opinion about the importance of a healthy lifestyle and the formation of the need for regular physical education. The Central task of higher education is the formation of the student's ability to learn, master the skills of self-learning and self-education for the preparation of a full-fledged specialist. The purpose of this work is to increase self-education for the organization of independent work and the formation of knowledge and skills of students exempted from physical training, for the organization of their independent motor activity. The relevance of this study is to review the importance and role of the value of health for the younger generation and the promotion of physical culture. The article presents the data of research aimed at studying the attitude of young people to a healthy lifestyle and physical training.
The research was conducted by the method of sociological survey (questioning) of students of the technological University of Korolev.
Ключевые слова: самообразование, здоровье, физическая культура, студенты, самоконтроль, самостоятельная работа.
Keywords: self-education, health, physical education, students, self-control, independent work.
Введение
Самообразование как словообразование означает «образование самого себя». Самообразование следует рассматривать как явление, и как процесс. Самообразованию как процессу свойственны индивидуальные и общественные средства и способы развивающего изменения в себе. Самообразование как процесс носит чрезвычайно многозначный характер. Применительно к образовательной деятельности процесс самообразования прямо связан с самостоятельной работой человека, стремящегося к знаниям. Проблема организации самостоятельной работы занимает значительное место в перестройке учебного процесса вуза.
Центральной задачей вузовского образования выступает формирование у студента способностей к самообразованию, овладению навыкам самообучения, создавая при этом развивающие условия для подготовки полноценного специалиста.
Проблема физического воспитания студентов высших учебных заведений с различными отклонениями в состоянии здоровья, к сожалению, до сих
пор не решена. Большинство студентов освобождается от занятий физической культурой, в то же время они ещё в большей степени нуждаются в благотворном влиянии на организм различных средств физической культуры.
Хочется особенно подчеркнуть необходимость учета особенностей познавательных процессов каждого студента - памяти, воображения, формирования педагогической культуры и культуры общения, способности к самоконтролю и рефлексии своей деятельности, что в целом соответствует структуре модели здорового образа жизни студента.
Проблема воспитания самостоятельности у студентов с различными заболеваниями, освобожденных от занятий физической культурой в настоящее время особенно актуальна, поскольку общество заинтересовано в общей культуре молодых людей и здоровом образе жизни.
Целью исследования явилось формирование знаний и умений студентов, освобожденных от практических занятий физической культурой, для организации их самостоятельной двигательной деятельности.
Задачи исследования:
- формирование исходной базы знаний студентов;
- организация самостоятельной работы по физическому воспитанию со студентами, освобожденными от практических занятий. В исследовании приняли участие 58 студентов Технологического университета с различными отклонениями состояния здоровья в возрасте от 17 до 20 лет.
Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы, анкетирование.
Содержание самостоятельной работы формируется на основе дифференцированного подхода. Естественно, что без усвоенных знаний в области физической культуры, студент не сможет планировать эту работу. Приоритетным направлением должна стать совместная деятельность преподавателя и студента.
Результаты исследования показывают, что студенты используют широкий спектр информации. В последнее время студенты при написании реферата все чаще стали пользоваться Интернет-ресурсами. Однако, студенты недооценивают такие источники информации, как специальная литература и журналы. В результате опроса было выявлено, что 76% опрошенных пользуются интернетом, 14% специальной литературой и 10% журналами.
Лекционный курс тоже не может охватить полное содержание, которое необходимо для организации самостоятельных занятий со студентами с различными отклонениями состояния здоровья. Поэтому необходимо самому преподавателю рекомендовать студентам необходимую научно-методическую литературу и давать практические рекомендации, касающиеся организации методов самоконтроля при проведении самостоятельных занятий.
Не менее важным является овладение студентами навыками самоконтроля. Владея методикой простейших функциональных проб, студенты смогут самостоятельно проследить за динамикой своих показателей. Студенты должны научиться определять ЧСС по пульсу, корректировать
нагрузку по пульсовым данным, анализировать самочувствие после нагрузки. Уметь правильно подбирать физические упражнения для коррекции различных отклонений состояния своего здоровья. Все свои наблюдения они обязаны записывать в дневник самоконтроля, который раз в месяц проверяется преподавателем. Один раз в семестр студенты проводят оценку состояния своего здоровья. Эти данные они тоже вносят в дневник самоконтроля. На зачете студенты делают анализ своего состояния здоровья за семестр по данным дневника самоконтроля.
Для улучшения здоровья студентов необходимо использовать систему мероприятий, которая бы включала ежедневную утреннюю зарядку, продолжительностью не менее 15-20 минут, ежедневные прогулки, занятия специальными упражнениями, являющимися наиболее перспективным резервом для повышения уровня двигательной активности.
При составлении комплекса ОРУ студенты должны руководствоваться следующими требованиями:
1. Каждое упражнение должно оказывать определенное и необходимое воздействие на организм.
2. Упражнения должны следовать один за другим по мере возрастания нагрузки.
3. При выполнении упражнений работающие мышцы должны включаться в работу последовательно, сокращение и напряжение их чередуется с расслаблением.
4. Комплексы корректирующей гимнастики должны составляться с учетом характера заболевания и периодами их обострения. При выполнении этого задания у студентов формируется чувство ответственности за свое здоровье.
К зачетным требованиям также относится умение объяснить значение и выполнить комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
Студенты, освобожденные от практических занятий, привлекаются и к посещению занятий студентов основной медицинской группы. На них они приобретают те умения и навыки, которые в дальнейшем будут использовать в судействе соревнований. Эти зачетные требования выполняются в IV семестре.
Итогом работы со студентами, освобожденными от практических занятий физической культурой, должна стать научно-практическая конференция.
Из анкетного опроса студентов, освобожденных от занятий физической культуры, следует, что 68% обратятся к педагогу к совместной организации самостоятельной работы и подбору комплексов корректирующей гимнастики, 20% обратятся к посторонней помощи (врачи, инструкторы), 7% сделают организационную работу самостоятельно, 5% не хотят заниматься самостоятельной работой. Наиболее трудным моментом для студентов в организации самостоятельной работы, является ведение дневника самоконтроля
57%, анализ своего состояния здоровья 34%, подбор комплексов корректирующей гимнастики 9%.
Заключение
1. При организации самостоятельной работы студентов следует формировать у них совместно с педагогом необходимые информационно-методические знания и умения.
2. При проведении индивидуальной работы по оздоровлению студентов необходимо использовать всю систему организационных форм физкультурной работы.
3. С помощью средств физической культуры следует развивать у студентов уверенность в том, что усилия, направленные на организацию и проведение самостоятельных занятий, принесут в итоге пользу и повысит их оздоровительный статус.
Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля, и, что ещё более важно, самоконтроля.
Таким образом, текущий самоконтроль и периодический врачебный контроль повышают эффективность и обеспечивают безопасность занятий оздоровительной физической культурой.
Литература
1. Архипова Т.Н. Роль физической культуры в обеспечении гигиены нервной системы. Исследование различных направлений психологии и педагогики: сборник статей Международной научно - практической конференции (25 апреля 2018 г, г. Уфа). - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. С. 14 - 15.
2. Калинина И.Ф., Смирнов А.А. Оздоровительная направленность занятий физической культурой и их влияние на функциональное состояние организма студентов. Социология. 2016. №3. С. 199 - 203.
3. Калинина И.Ф., Ткаченко А.В. Занятия физической культурой как условие и фактор укрепления здоровья студенческой молодежи. Педагогический журнал. 2017. Т.7.№ 2А. С. 443 - 448.
4. Смирнов А.А. Здоровье и здоровый образ жизни. Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. №1. С. 18.
5. Чайковская О.Е. Двигательная активность - основа борьбы с гиподинамией. В сборнике: Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях. 2016. С. 298 - 301.