Научная статья на тему 'Самостоятельные занятия студентов университета сервиса и экономики по дисциплине «Физическая культура»'

Самостоятельные занятия студентов университета сервиса и экономики по дисциплине «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
798
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / SAVING STRENGTHEN OF HEALTH / INDEPENDENT PHYSICAL TANNING WORK-OUT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепаков Евгений Михайлович

В статье рассматривается формирование физической культуры личности с позиции интеграции обязательных и самостоятельных занятий физической культурой как необходимого условия сохранения и укрепления здоровья студентов университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чепаков Евгений Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-study of students of the University of service and Economics on the discipline «Physical culture»

The article depicts forming of physical culture of the personality from the position of integration of obligatory and independent physical tanning work-outs as a necessary condition to save and strengthen university students’ health.

Текст научной работы на тему «Самостоятельные занятия студентов университета сервиса и экономики по дисциплине «Физическая культура»»

УДК 796 (07) ББК 75.116.042я73

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Е.М. Чепаков

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7

Физическая культура в законодательстве Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию физических и духовных сил, физического и психического благополучия, физического самосовершенствования. Стало быть, целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья.

В своем послании на Втором Международном форуме «Туризм и гостиничный бизнес. Стратегии взаимодействия образовательных учреждений и работодателей», состоявшемся 23-26 ноября 2011 г., ректор Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики А.Д. Викторов отметил, что главным приоритетом университета является обеспечение высокого качества подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных экономикой и обществом. Важно подчеркнуть, что только во взаимосвязи физического и духовного человек гармонично живет в обществе и находит силы противостоять стрессам и сопутствующим заболеваниям. В этой связи физическую культуру, призванную решать вопросы физического и духовного совершенствования чело-

века, следует рассматривать именно с позиций приращения потенциала здоровья.

В процессе обучения студентов в СПбГУСЭ помимо выполнения основных задач физического воспитания, таких как понимание роли физической культуры и спорта в развитии личности и подготовка к профессиональной деятельности; знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья и др., - значительное место должно отводиться формированию мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, формированию установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.

Особенно актуальным данное положение становится для студентов университета в связи с победой в 2010 г. в конкурсе на право подготовки волонтеров для зимних Олимпийских игр 2014 г. СПбГУСЭ стал единственным из вузов Санкт-Петербурга, получившим право стать центром подготовки волонтеров для участия в организации и проведении XXII зимних Олимпийских игр 2014 г. и XI зимних Паралимпийских игр в г. Сочи. Быть волонтером на Олимпийских играх - дело не только ответственное, но и достаточно сложное с точки зрения значительных физических нагрузок. Порой волонтерам придется работать по 810 часов в день без отдыха, что, конечно, будет очень большой нагрузкой для физически не подготовленных молодых людей.

Сегодня, как отмечают специалисты, объема физической нагрузки студентам, занимающимся только на занятиях физического воспитания в вузе, явно недостаточно [1, 2]. По мнению ученых, недельный объем двигательной активности студентов должен быть от 8 до 14 часов. Здесь большое значение имеют внеурочные формы самостоятельных занятий, взаимосвязь которых с разнообразными формами учебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам необходимый для нормального функционирования организма объем двигательной активности, формирование мотивационного, целостного отношения к физической культуре.

Необходимо отметить, что самостоятельные занятия по физической культуре, так же, как и академические занятия представлены в примерной программе дисциплины физическая культура, которая составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами профессионального образования по соответствующим направлениям, начиная с первого по четвертый курсы (обязательная тематика). Кроме того, самостоятельные занятия студентов по физической культуре становятся особенно актуальными в связи с увеличением относительного числа студентов, занимающихся в специальной медицинской группе, и уменьшением количества занимающихся в основной группе [3, 4].

Согласно результатам исследований [5, 6], число студентов с ослабленным здоровьем, которым медики рекомендуют заниматься физической культурой в специальной медицинской группе, в среднем по стране составляет 40-45%; число студентов, освобожденных по состоянию здоровья от занятий физической культурой, - 15-18%.

Снижение уровня здоровья студенческой молодежи заставляет вузы пересматривать приоритеты, в результате чего на первый план выходит сохранение и укрепление здоровья учащихся. Необходимо остановить отрицательную динамику в состоянии здоровья студенческой молодежи, идти не по патогенетической

концепции (лечение больного), а по салютогенетической (не лечить, а предупредить заболевание). Особую актуальность приобретает данное положение в связи с результатами валеологических исследований, согласно которым здоровье человека на 50% зависит именно от его образа жизни и лишь на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от экологических условий, на 10% - от деятельности системы здравоохранения [7]. На пути решения задач оздоровления населения России, в том числе студенческой молодежи, наиболее подходящим инструментом, несомненно, является физическая культура.

Необходимо научиться направленно использовать разнообразные средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья как с точки зрения оптимизации двигательной деятельности, так и с точки зрения движения как профилактики различных заболеваний. В настоящее время существует большое количество оздоровительных методик, таких как виды гимнастики танцевального направления (женская гимнастика, виды аэробики, джаз-гимнастика, гидроаэробика и др.), направленных на повышение эмоционального состояния, красоту движений, координацию, чувство ритма, синхронность, развитие функциональной системы организма; гимнастика для подвижности в суставах (стретчинг), направленная на развитие гибкости, подвижности в суставах; виды гимнастики, направленные на коррекцию телосложения (атлетическая гимнастика, шейпинг, гантельная гимнастика, калланетика и др.); виды гимнастики, основанные на восточных оздоровительных системах (тайцзицюань, цигун, йога и др.), позволяющие стимулировать жизненные силы организма, лечить внутренние органы, восстанавливать опорно-двигательный аппарат, контролировать эмоциональное состояние, позволяющие найти душевное равновесие и гармонию. Человеку важно научиться раскрывать собственные резервы организма через общение с природой, физическое и духовное совершенствование, а не через посещение поликли-

ник и аптек.

Проведенное в октябре 2011 г. исследование (студенты первого и второго курсов дневной формы обучения СПбГУСЭ, ИТМЭО, 114 человек) выявило, что физическая культура действительно является для студентов важной дисциплиной. В частности, 100% юношей и 66% девушек второго курса\ отме-

чают физическую культуру как важную и очень важную дисциплину (табл. 1).

Отношение к физической культуре на первом курсе среди студентов университета следующее: 77% девушек и 72% юношей считают дисциплину важной и очень важной в своей жизнедеятельности.

Важность дисциплины «Физическая культура» (%)

Таблица 1

Степень важности 2 курс 1 курс

Жен Муж Жен Муж

1. Очень важная 11 55 24 36

2. Важная 55 45 53 36

3. Затрудняюсь ответить 2 - 4 9

4. Не очень важная 30 - 17 19

5. Абсолютно неважная 2 - 2 -

Проведенное исследование показало, что студенты университета сервиса и экономики имеют достаточно хорошую двигательную активность в течение дня. Высокий уровень двигательной активности показывают 19% девушек и 45,5% юношей второго курса (табл. 2). Средний уровень двигательной активности

показали 70% девушек и 45,5% юношей. На первом курсе студенты демонстрируют еще более высокий в процентном отношении уровень двигательной активности: девушки - 20%, юноши - 64%. Средний уровень - 71% девушек и 27% юношей.

Уровень двигательной активности студентов (%)

Таблица 2

Двигательная активность 2 курс 1 курс

Жен Муж Жен Муж

1. Высокая 19 45,5 20 64

2. Средняя 70 45,5 71 27

3. Ниже среднего 11 9 9 9

4. Низкая - - - -

Полноценное обучение в высшем учебном заведении сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Интенсивность учебного процесса в вузах имеет неуклонную тенденцию к возрастанию в связи с увеличением потока образовательной информации и необходимостью ее усвоения студентами в сжатые сроки [8].

Повышение физической работоспособности при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровождается улучшением функционального со-

стояния центральной нервной системы, что благоприятно отражается и на умственной работоспособности студентов [9]. Динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения зависят от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели.

Исследование показало, что, помимо четырех часов физической культуры в неделю, студенты университета сервиса и экономики занимаются разными видами физкультурно-оздоровительной деятель-

ности во внеурочное время, самостоятельно. В частности, среди студентов второго курса самостоятельно занимаются физической культурой 79% девушек и 82% юношей. На первом курсе самостоятельно занимаются 62% девушек и 82% юношей.

На вопрос: «Если вы занимаетесь самостоятельно физической культурой, то каким видом?» - ответы были следующие: девушки второго курса самостоятельно занимаются гимнастикой (24%), плаванием (24%), фитнесом (16%), бегом (13%), танцами (11%), туризмом (6%), легкой атлетикой (6%), катанием на лыжах (6%), спортивными играми (5%), катанием на коньках (5%); юноши второго курса самостоятельно занимаются спортивными играми (45%), бегом (45%), гимнастикой (18%), пауэрлифтингом (9%), ездой на велосипеде (9%); девушки первого курса предпочитают занятия плаванием (15%), фитнесом (12%), танцами (12%), спортивными играми (12%), бегом (12%), гимнастикой (9%), упражнения в тренажерном зале (6%); юноши первого курса самостоятельно занимаются гимнастикой (18%), пауэрлифтингом (18%), тайским боксом (9%), бегом (9%), борьбой (9%), тяжелой атлетикой (9%).

Ранжирование позволило выявить мотивацию студентов к занятиям физической культурой. Все студенты ответили, что занимаются физической культурой самостоятельно для того, «чтобы быть всегда в отличной спортивной форме». На втором месте, также у всех студентов, ответ однозначный: «иметь отличную фигуру». Третье место в ранжировании студентов университета сервиса и экономики на втором курсе и у девушек первого курса занимает ответ «недостаточно двигательной активности», а третье место по значимости у юношей первого курса занимает «общение с друзьями». Третье место юноши второго курса определили ответом «чтобы снять утомление». Вариант «чтобы снять утомление» четвертым по значимости назвали девушки второго курса и студенты первого курса. Юноши второго курса четвертым по значимости выделили ответ

«общение с друзьями». «Общение с друзьями» пятым рангом по уровню значимости выделили девушки первого и второго курса, а также на пятом месте у девушек первого курса ответ «недостаточно занятий физической культурой в вузе». Юноши первого курса пятым рангом по уровню значимости определили «недостаточно двигательной активности». На последнем месте в ранжировании все студенты первого и второго курса выделяют ответ «недостаточно занятий физической культурой в вузе».

Студенты имели возможность назвать собственный вариант ответа, почему они занимаются самостоятельно физической культурой во внеурочное время. В качестве альтернативных ответов были следующие: «получаю удовольствие от занятий»; «интересно»; «в здоровом теле - здоровый дух»; «люблю спорт», «физические упражнения - это средство от скуки».

Студенты, не занимающиеся самостоятельно физической культурой, также ответили на предложенные вопросы, в частности был вопрос: «Если не занимаетесь, то почему?». Ранжирование вариантов ответов показало, что на первом месте у девушек первого и второго курса ответ «нет времени», у юношей первого и второго курса первым рангом выделен ответ «хочу заняться, но не знаю, с чего начать». Второе место по уровню значимости занимает у всех девушек «хочу заняться, но не знаю с чего начать», а у всех юношей - «нет времени». Юноши второго курса на второе место поставили еще ответ «у меня и так хорошее здоровье и отличная фигура». Третий ранг, по уровню значимости, почему студенты не хотят заниматься самостоятельно физической культурой, занимает ответ «с детства не люблю занятия по физической культуре». Так ответили все девушки и юноши второго курса. Юноши первого курса на третье место поставили ответ «друзья не поймут». Четвертое место у большинства студентов в ранжировании занимает ответ «у меня и так хорошее здоровье и отличная фигура». Так ответили все девушки и юноши первого кур-

са. Последние места в ранжировании занимают ответы «не интересно проводятся занятия по физической культуре в вузе» и «друзья не поймут».

Студенты имели возможность назвать собственный вариант ответа, почему они не занимаются самостоятельно физической культурой во внеурочное время. В качестве альтернативного ответа были следующие: «собираюсь заняться в ближайшее время»; «хочу заниматься, но не принимать участия в соревнованиях».

На вопрос, сколько раз в неделю занимаетесь самостоятельно физической культурой, студенты в большинстве своем ответили: один-два раза. Так высказа-

лись девушки второго (73%) и первого (64%) курса, а также юноши первого (66%) и второго (40%) курса (табл. 3).

Из таблицы видно, что большая часть юношей второго курса (60%) занимается три-четыре раза в неделю. Юноши же первого курса три-четыре раза в неделю занимаются реже, всего 22 %. Девушки второго и первого курса ответили, что самостоятельно три-четыре раза в неделю занимаются соответственно 19% и 36%. И, наконец, на вопрос, кто занимается пять-шесть раз в неделю, утвердительно ответили девушки второго курса (8%) и юноши первого курса (12%).

Таблица 3

Количество самостоятельных занятий физической культу рой в неделю (%)

Количество 2 курс 1 курс

Жен Муж Жен Муж

1. 5-6 раз 8 - - 12

2. 3-4 раза 19 60 36 22

3. 1-2 раза 73 40 64 66

На вопрос, касающийся продолжительности самостоятельных занятий физической культурой, студенты ответили так: 1,5 часа в неделю и более занимаются 30% девушек второго и 31% первого курса, а также 40% юношей второго и 56% первого курса; в течение одного часа занимаются 22% девушек второго и 41% первого курса, а также 10% юношей второго и 22% первого курса; продолжи-

тельностью до 40 мин занимаются 24% девушек второго и 7% первого курса, а также 30% юношей первого и 11% второго курса; самостоятельно физическими упражнениями продолжительностью до 20 мин занимаются 24% девушек второго и 21% первого курса, а также 20% юношей второго и 11% первого курса (табл.

4).

Продолжительность самостоятельных занятий физической культурой (%)

Таблица 4

2 курс 1 курс

Жен Муж Жен Муж

До 20 мин 24 20 21 11

До 40 мин 24 30 7 11

1 час 22 10 41 22

1,5 часа и более 30 40 31 56

С целью анализа студентами собственных самостоятельных занятий физической культурой нами был задан вопрос: «Ведете ли вы дневник самоконтроля?» Результаты оказались следующими: среди опрошенных девушек на втором курсе дневник самоконтроля имеется у одной девушки, на первом курсе дневник самоконтроля ведется двумя студентками. У

юношей дневник самоконтроля также ведут по одному студенту на курсе. Остальные студенты, занимаясь самостоятельно физической культурой, не ведут дневник самоконтроля.

Следующий вопрос, на который отвечали студенты двух курсов, был следующий: «Регулярно ли вы посещаете врача для врачебного осмотра и контроля

своего здоровья?» «По необходимости, когда заболеваю» ответили 64% девушек второго и 67% первого курса. Аналогичный ответ дали 55% юношей второго и 78% первого курса. Регулярно посещают врача (один-два раза в год) 21% девушек второго и 23% девушек первого курса. Один-два раза в год посещают врача 18% юношей второго и 11% юношей первого курса. Остальные студенты вообще не посещают врача, это 15% девушек второго и 10% первого курса, а также 27% юношей второго и 11% первого курса.

Заключительный вопрос был нацелен на выявление курящих студентов. Анализ результатов показал, что значительное количество студентов курит. Так, курящими являются 29% девушек второго курса и 21% первого. Среди юношей 50% курят на втором курсе и 34% на первом.

В целом результаты исследования показали достаточно оптимистическое отношение студентов СПбГУСЭ к академическим и самостоятельным занятиям физической культурой. Исследование позволило выявить следующее:

1. Студенты с удовольствием занимаются физической культурой на занятиях, а также во внеурочное время используют разные формы самостоятельных занятий, такие как гимнастика, плавание, фитнес, бег, спортивные игры, танцы и др. Значительное количество студентов считают физическую культуру «важной» и «очень важной» дисциплиной;

2. Большинство студентов СПбГУСЭ в течение дня имеют высокий и средний уровень двигательной активности. При этом более 70% студентов занимаются физической культурой самостоятельно. Отметим, что, по некоторым данным, студенты других вузов весьма неохотно занимаются физической культурой самостоятельно. В частности, Л.Б. Мануков-ская [10] замечает крайне низкую физкультурную активность студентов первого и второго курсов. Автор отмечает, что активный отдых у студентов в течение дня, во внеурочное время, составляет 38 %, в том числе всего 0,4 % приходится на самостоятельные занятия физическими

упражнениями, а на пассивный отдых отводится 40 % свободного времени;

3. Наиболее значимыми мотивами к занятиям физической культурой, в том числе самостоятельно, студенты называют «чтобы быть всегда в отличной спортивной форме» и «иметь отличную фигуру».

В то же время необходимо отметить некоторые негативные моменты, которые были выявлены в ходе исследования:

1. Значительное количество студентов (93%), занимаясь самостоятельно физической культурой, не ведут дневник самоконтроля.

Дневник самоконтроля необходим студенту для наблюдений за самостоятельными занятиями по физической культуре, и направлен, прежде всего, на оценку правильности построения тренировочного процесса. В дневнике следует фиксировать самочувствие, степень утомления, массу тела, частоту сердечных сокращений, сон, питание, частоту дыхания. В зависимости от задач, занимающиеся могут дневник заполнять раз в неделю или каждый день, подробно или менее подробно фиксировать показатели. Данные дневника самоконтроля позволят студентам проследить положительную динамику самостоятельных занятий физической культурой.

2. Регулярно посещают врача (1-2 раза в год) менее 20% студентов. Врачебный контроль необходим, в первую очередь, для выявления хронических заболеваний, определения медицинской группы студентов. На основании рекомендаций от врача, определенных противопоказаний, преподаватель по физической культуре вправе определять величину допустимой физической нагрузки каждому студенту, в том числе вносить конкретные рекомендации к самостоятельным занятиям по физической культуре.

3. Особое беспокойство вызывает тот факт, что значительное количество студентов первого и второго курса курят. К сожалению, это беда всего нашего общества. Приходится констатировать, что заинтересованными лицами ведется активная работа по рекламе табачных изде-

лий на улицах нашего города. Причем часто это преподносится в качестве показателя успеха и привлекательности: иначе как объяснить то, что на фоне красивых, энергичных, спортивного телосложения юношей и девушек, иногда со спортивным инвентарем в руках, рекламируют сигареты. Это, безусловно, недопустимо.

Таким образом, для оптимизации объема двигательной активности студентов необходимо использовать разные формы самостоятельных занятий физической культурой, учитывая, что двух занятий в неделю по дисциплине «Физическая культура» явно недостаточно для нормального функционирования организма.

Самостоятельные занятия физической культурой дают возможность увеличивать общий объем двигательной активности, способствуют повышению уровня функциональной подготовленности. В то же время при организации самостоятельных занятий необходимо учитывать существующие закономерности и дидактические принципы обучения. Коррекция самостоятельных занятий должна осуществляться под руководством преподавателя физической культуры с учетом пола, возраста, уровня подготовленности студентов, условий, в которых проводятся занятия. Профессионально организованные самостоятельные занятия физической культурой являются важным фактором для сохранения и укрепления здоровья на долгие годы.

В занятиях с оздоровительной направленностью интенсивность нагрузок колеблется в широких пределах максимального потребления кислорода (от 45 -95% МПК). Следует отметить, что предельно допустимые нагрузки, равные 8095% МПК, используются только в кратковременных упражнениях. Такие ограничения обусловлены возможностью их повреждающего действия (боль в области сердца, головная боль, одышка, тошнота). Поэтому физические напряжения, равные 90-95% МПК, могут выполнять только студенты основной медицинской

«Физическая культура»

группы и соответственно с высоким уровнем физического состояния.

В период сессии физическую нагрузку и количество тренировочных дней в неделю следует уменьшать (до 2 раз в неделю), так как большая часть времени и энергии отводится умственной деятельности. Однако не следует отказываться от физических упражнений полностью, так как смена деятельности положительно скажется на подготовке к экзаменационной сессии. Самостоятельные оздоровительные занятия в этот период желательно проводить на свежем воздухе, и они должны быть несколько менее интенсивными (60-70% от обычного уровня) и менее продолжительными по времени.

В соответствии с изложенными положениями нами были разработаны электронные учебно-методические пособия «Атлетическая гимнастика для студентов вузов сервиса и экономики» и «Развитие гибкости студентов вузов сервиса и экономики». Задачей пособий являлось представление учебного материала таким образом, чтобы студенты самостоятельно могли разобраться в обосновании необходимости занятий физическими упражнениями, деталях техники, методики обучения, вопросах самоконтроля, обмена веществ и энергии, оценки состояния питания занимающихся атлетической гимнастикой и развитием гибкости.

Электронные учебные пособия имеют ряд преимуществ по сравнению с обычными учебными пособиями. Это размещение и передача информации в любую точку страны, быстрая обратная связь с автором учебного пособия и решение задач не отходя от персонального компьютера. Кроме того, электронное учебное пособие позволяет учебный материал представить не только в текстовом виде, но также используя видео- и звуковое сопровождение.

Практический материал учебнометодического пособия представлен в виде реальных движений на тренажерах и гимнастическом ковре, сопровождается видеоизображением и комментариями преподавателя по технике и методике

выполнения упражнений. Ряд методических моментов выполнен также в аудиофайлах, что позволяет прослушивать и одновременно видеть содержание пособия.

Электронные учебно-методические пособия имеют объем, позволяющий располагать их на DVD-дисках, что удобно использовать для самостоятельных занятий студентами университета, а также предлагать широкому кругу любителей оздоровительных видов гимнастики. Последовательность действий с учебно-методическим пособием показана в инструкции, которая прилагается в содержании работы. Элементарных знаний пользователя компьютера достаточно для работы с пособием.

Создание электронного учебнометодического пособия позволяет решать вопросы построения целостной методической системы обучения с учетом идеи укрупнения дидактических единиц в соответствии со спецификой содержания, особенностями и закономерностями научного и учебного познания и качественного усвоения студентами учебной дисциплины на основе накопленного теоретического и практического опыта.

Кроме того, с целью повышения мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой нами было разработано учебно-методическое пособие «Самостоятельные занятия студентов высших учебных заведений по дисциплине "физическая культура"». Данное учебно-методическое пособие допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебнометодического пособия для студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 «Педагогика».

В пособии представлен материал для самостоятельных занятий студентов высших учебных заведений, разработанный на основе программы по физической культуре, составленной в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. В нем представлены основные формы самостоятельных занятий для студентов основной, подготовительной и специальной медицинских групп. Разработаны вопросы самоконтроля студентов, даны определения показателей тренированности, а также конкретные рекомендации по технике и методике выполнения оздоровительных упражнений.

Таким образом, разработанные нами учебно-методические пособия направлены на повышение качества самостоятельных занятий студентов университета по дисциплине «Физическая культура», с учетом их медицинской группы, пола, уровня физической подготовленности. Важным аспектом качества самостоятельных занятий является врачебный контроль и самоконтроль студентов, определение показателей тренированности, оптимальные физические нагрузки, сбалансированное питание, учет наличия усталости или утомления, своевременного отдыха. Правильное планирование разных форм самостоятельных занятий по дисциплине «Физическая культура» под руководством квалифицированного преподавателя кафедры физического воспитания и спорта позволит оптимизировать учебно-тренировочный процесс и направленно использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сомов Н.И., Сомова Ф.Г. Самоконтроль спортсмена // Основы методики самостоятельных занятий физической культурой и спортом: Учеб. пособие. Екатеринбург: УГТУ, 1996. С. 3-89.

2. Кислицин Ю.Л., Кислицина Л.Ю., Пермяков И.А. Методические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями // Физиологическое обоснование учебного процесса по физическому воспитанию учащейся молодёжи (теоретические и методико-практические аспекты): Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2006. С. 91-101.

3. Крючек С.С. Организация занятий по физическому воспитанию студентов специального медицинского отделения // Физическая культура студентов: Материалы 58-й межвуз. науч.-метод. конф. СПб.: Буревестник, 2009. С. 156-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.