Научная статья на тему 'Научно-методическая основа подготовки будущих педагогов'

Научно-методическая основа подготовки будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА / ИССЛЕДОВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / STUDENT / PROFESSIONAL AND APPLIED TRAINING / RESEARCH / PHYSICAL CULTURE / SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Ольга Анатольевна, Бойко Александр Иванович, Колдашова Анна Алексеевна

Введение в статье рассказывается о подготовке по предмету «Элективные курсы по физической культуре и спорту» на кафедре физического воспитания Московского государственного областного университета. Методика и организация исследования студенты получают основные знания, умения и навыки для того, чтобы в дальнейшем научиться самостоятельно следить за своей физической активностью и здоровьем. Результаты исследования и их обсуждение в ходе учебного процесса студенты овладевают рядом научных методов, которые, в дальнейшем, им пригодятся при самостоятельной деятельности. Выводы усиление образовательной направленности элективных курсов по физической культуре и спорту помогает творчески осваивать студентам учебный материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Ольга Анатольевна, Бойко Александр Иванович, Колдашова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and methodological basis for training future teachers

Introduction the article describes the preparation for the subject "Elective courses in physical culture and sports" at the Department of physical education of Moscow State Region University. Methodology and organization of the study Students receive basic knowledge, skills and abilities in order to learn how to independently monitor their physical activity and health in the future. The results of the research and their discussion during the educational process, students master a number of scientific methods that will be useful for their independent activities in the future. Conclusions strengthening the educational orientation of the elective courses in physical culture and sports helps students to creatively master the educational material.

Текст научной работы на тему «Научно-методическая основа подготовки будущих педагогов»

4. Gorshkov, M.V. and Koldashov, A.I (2018), "The principle of system quantization in the preparation of biathletes at the preliminary stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 64-68.

5. Khorosheva, T.A. and Burkhanov, A.I. (2013), Human physiology: practicum, Tolyatti.

6. Federal law" On physical culture and sports in the Russian Federation" dated 04.12.2017. No. 329-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/.

7. Vilensky, M.Y. (2013), Physical culture: textbook, KNORUS, Moscow.

Контактная информация: olga-borisova-202@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.02.2020

УДК 796.011.3

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Ольга Анатольевна Борисова, доцент, Александр Иванович Бойко, доцент, Московский государственный областной университет, Мытищи; Анна Алексеевна Колдашова, учитель, Образовательный центр № 1, Московская область, Ивантеевка

Аннотация

Введение - в статье рассказывается о подготовке по предмету «Элективные курсы по физической культуре и спорту» на кафедре физического воспитания Московского государственного областного университета. Методика и организация исследования - студенты получают основные знания, умения и навыки для того, чтобы в дальнейшем научиться самостоятельно следить за своей физической активностью и здоровьем. Результаты исследования и их обсуждение - в ходе учебного процесса студенты овладевают рядом научных методов, которые, в дальнейшем, им пригодятся при самостоятельной деятельности. Выводы - усиление образовательной направленности элективных курсов по физической культуре и спорту помогает творчески осваивать студентам учебный материал.

Ключевые слова: студент, профессионально-прикладная подготовка, исследования, физическая культура, спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p54-58

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL BASIS FOR TRAINING FUTURE

TEACHERS

Olga Anatolievna Borisova, the senior lecturer, Alexander Ivanovich Boyko, the senior lecturer, Moscow State Region University, Mytischi; Anna Alekseevna Koldashova, the teacher, Educational centre No. 1, Moscow region, Ivanteevka

Abstract

Introduction - the article describes the preparation for the subject "Elective courses in physical culture and sports" at the Department of physical education of Moscow State Region University. Methodology and organization of the study - Students receive basic knowledge, skills and abilities in order to learn how to independently monitor their physical activity and health in the future. The results of the research and their discussion - during the educational process, students master a number of scientific methods that will be useful for their independent activities in the future. Conclusions - strengthening the educational orientation of the elective courses in physical culture and sports helps students to creatively master the educational material.

Keywords: student, professional and applied training, research, physical culture, sport.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из задач при организации учебного процесса ставится задача научно-методического обоснования применения физической культуры и спорта в процессе подготовки к конкретным видам профессиональной деятельности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и

окружающей среды. Выполнение физического упражнения осуществляется специфической функциональной системой. С точки зрения современной нейрофизиологии, в частности понятия о «функциональной системе» явление преображает более глубокое содержание [2, 5].

МЕТОДИКА

Исходя из положений теории адаптации основными критериями подбора средств профессиональной физической подготовки является:

• Критерии однонаправленности воздействия на системы организма средств профессиональной физической культуры (ПФК) и конкретного процесса труда и условий.

• Критерии непосредственной прикладности осваиваемых умений и навыков в выполнении физических упражнений для данной профессиональной деятельности

Профессиограмма педагога - идеальная модель учителя, которая включает в себя ведущие методические качества учителя, а также обладает их профессиональными значениями умениями и навыками [1, 8].

Одними из основных функций учителя являются мобилизационная и исследовательская. Первая предполагает мобилизацию всех имеющихся знаний и умений на осуществление профессиональной деятельности, а исследовательская предусматривает умение осуществлять исследование, как отдельного учащегося, так и группу учащихся с целью выявления определенных качеств и уровня их развития.

Физическое воспитание может иметь решаемое значение для достижения требуемого уровня развития профессиональных качеств.

Наиболее общими условиями, обеспечивающими высокую познавательную активность, являются [3, 6, 7]:

- четкая постановка учебных задач и умелое доведение их до сознания учащихся;

- убедительная демонстрация теоретических знаний для практики овладения физическими упражнениями, понимание смысла выполнения упражнений;

- выполнение специальных заданий, требующих самостоятельного поиска, заданий по самопроверке и взаимопроверке;

- коллективное обсуждение наиболее эффективных способов выполнения, постановка вопросов, требующих теоретического и логического обоснования целесообразности данного способа двигательного действия;

- обеспечение заинтересованного отношения к развитию двигательных качеств.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Прикладная ориентированная психофизическая подготовка в учебном процессе на кафедре физического воспитания представлена следующим образом:

1-й курс, I семестр. Преподаватели предлагают студентам составить и провести об-щеразвивающие упражнения с однокурсниками. При составлении комплекса, упражнения подбираются так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на основные мышечные группы. Большую помощь студентам оказывает учебно-методическое пособие, разработанное доцентом кафедры Симаковым В.В.

Содержательная направленность практического использования общеразвивающих упражнений заключается, прежде всего, в следующем:

• При записи упражнений необходимо владеть основами терминологии.

• Запись производить с учетом исходного положения, названия и направления движения.

• Во время показа упражнения следует обращать внимание на исходном положении, самом движении и конечном положении.

• Уметь определять и исправлять ошибки при изучении и выполнении упражнений.

• Уметь правильно подобрать команды и вести подсчет.

II семестр. Составление специализированных комплексов с элементами профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) для студента педагогического вуза.

Педагогическая деятельность относится к четвертой группе профессий. Рекомендуется следующая схема построения упражнений с элементами ППФП:

- ходьба, бег «трусцой», медленный бег 3-10 мин;

- упражнения типа «потягивание»;

- упражнения для мышц туловища, ног и рук;

- упражнения для мышц туловища, ног и рук более динамичные, с большей нагрузкой;

- приседания;

- для мышц ног рук, туловища и их комбинация на движение ногами;

- упражнения на формирование и совершенствование профессионально важных качеств;

- на расслабление мышц рук;

- внимание, координацию движений.

Огромное значение имеет дозировка применяемых упражнений.

При подборе упражнений необходимо соблюдать принцип постепенности и последовательности, принцип чередования нагрузки на отдельные мышечные группы и системы.

2-й курс, III семестр. В процессе занятий физической культурой изменяется уровень функционирования различных систем организма, улучшается состояние здоровья, формируются психические качества.

Студенты смогут найти знания о физиологических системах организма и с помощью тестов и оценочных критериев научиться рассчитывать показатели своего физического развития и состояния здоровья.

3-й курс, V семестр. Активизация познавательной деятельности, социально-творческой активности студентов, позволяющей осуществлять поиск и анализ, проводить методические исследования. После проведения исследований, обработки полученных результатов, студенты выступают с докладами на студенческих научно-практических конференциях кафедры. Научно-методический компонент входит в содержание профессионального совершенствования. При подготовке к проведению конференций, студенты показывают знания основных источников информации, знание основных параметров и критериев, осуществляют анализ проделанной работы. В проделанной работе студенты выступают активными участниками. В выступлениях студенты используют наглядный материал в виде таблиц и рисунков, которые демонстрируются с помощью компьютерной техники. При выполнении этих работ предусматривается опора на знания смежных наук (физиологии, педагогики, психологии), на приобретение навыков в области практических задач, возникающих в учебном процессе. Вся подготовка выполняется под контролем преподавателя. Обязательным условием является совместная научная деятельность. Задачей преподавателя является не только дать багаж знаний на теоретических занятиях, но и научить студентов овладевать и применять их на практике. Знания и практическая деятельность порождают к этим знаниям профессиональный интерес, студенты начинают их применять на практике и приходят к выводам, которые усвоили на теории.

Нельзя забывать, что завтра эти студенты будут учить других и направленность учебных занятий должна быть направлена на развитие педагогических способностей, позволяющих активизировать самостоятельную деятельность студента.

Тематика научно-исследовательских работ подбирается по материалам методико-практического раздела занятий [3].

Примерное их содержание:

- Самооценка уровня сформированности физической культуры.

- Оценка общего здоровья по Д. Голбергу.

- Мотивы-ценности студентов к физкультурно-спортивной деятельности и их реализация в процессе обучения.

- Оценка самоконтроля в общении (М. Снайдер).

- Оценка частоты сердечных сокращений к уровню артериального давления.

- Оценка антропометрических показателей и расчет индекса массы тела или индекса Кетле.

- Расчет индекса Пинье.

- Расчет индекса Руфье.

- Расчет коэффициента выносливости (формула Кваса).

- Расчет силового индекса.

- Расчет уровня адаптационного потенциала.

- Расчет уровня физического состояния.

- Оценка уровня физической подготовленности студентов.

По нашему мнению, одной из задач педагога в вузе является научить студентов приобретать умения и навыки, позволяющие оценивать собственное здоровье по простым тестам и результатам самоконтроля. Обучать этому необходимо уже с первого года обучения в вузе, чтобы начать формировать у них ценностное отношение к своему здоровью. Физическая культура предполагает широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состоянием. Ценность для студента имеют знания, умения, качества, свойства, которые позволяют развивать его способности.

Проведение таких конференций позволяет развивать у студентов и коммуникативные способности. Постановка и обсуждение вопросов в сфере физической культуры, здоровья, самопознания.

Изучение специальной литературы позволяет преподавателю превращать студента из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Продуктивность такого общения в том, что полученные знания, умения и навыки расширяют познавательную активность студентов. Студенты, с помощью преподавателя, овладевают рядом научных методов, которые, в дальнейшем, им пригодятся при самостоятельной деятельности. Выступая с докладами о результатах проделанной работы у студентов, развиваются навыки общения, критического мышления. Получая знания, важно, чтобы студенты научились применять их при организации самостоятельных занятий по физической культуре и спорту.

ВЫВОДЫ

Усиление образовательной направленности элективных курсов по физической культуре и спорту не означает стремление к теоретизации, оно помогает творчески осваивать студентам учебный материал, склонность к экспериментированию, восприимчивость к различным инновациям, благоприятно отражающимся на творческом подспорье.

Самообразование является существенным достижением учебного процесса и непрестанным условием достижения его цели. Процесс обучения должен быть направлен на создание условий для изучения и познания студентами своих индивидуальных возможностей и ориентировать на существенное расширение повышения научных знаний, с целью повышения уровня физической и общей культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов, С.В. Самостоятельные занятия лыжной подготовкой - важное звено укрепления здоровья и функциональных возможностей организма студента / С.В. Антонов, Л.Ф. Грошева, Л. А. Шинкарюк // Молодежь и наука. - 2018. - № 7. - С. 83-87.

2. Кабачков, В.А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, А.Э. Буров. - Москва : Советский спорт, 2010. - 296 с.

3. Борисова, О. А. Контроль и самоконтроль состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем у студентов на занятиях физической культурой : практикум / О. А. Борисова. - Москва : [б. и.], 2013. - 22 с.

4. Лыжная подготовка : рекомендации по организации самостоятельных занятий для студентов / Э.А. Чибриков, С.А. Якушин, Д.Г. Подрубный, М.Э. Чибрикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 377-380.

5. Горшков, М.В. Принцип системного квантования в подготовке биатлонистов на предварительном этапе / М.В. Горшков, А.И. Колдашов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 64-68.

6. Физическая культура : учебник / под ред. М.Я. Виленского. - 2-е изд., стереотип. -Москва : КНОРУС, 2013. - 424 с.

REFERENCES

1. Antonov, S.V., Grosheva, L.F. and Shinkaryuk, L.A. (2018), "Independent classes in ski training - an important link in strengthening the health and functional capabilities of the student's body", Youth and science, No. 7, pp. 83-87.

2. Kabachkov, V. A., Polievsky S. A. and Burov, A. E. (2010), Professional physical culture in the system of continuous education of youth, Soviet sport, Moscow.

3. Borisova O.A. (2013), Control and self-control of the state of the cardiovascular and respiratory systems of students in physical education classes: practicum, Moscow.

4. СЫЬп^, E.A., Yakushin, S.A., Podrubny, D.G. and Chibrikova, M.E. (2019), "Ski training: recommendations for organizing independent classes for students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp. 377-380.

5. Gorshkov, M.V. and Koldashov, A.I (2018), "The principle of system quantization in the preparation of biathletes at the preliminary stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 64-68.

6. Vilensky, M.Y. (2013), Physical culture: textbook, KNORUS, Moscow.

Контактная информация: olga-borisova-202@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.02.2020

УДК 796.81

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ БОРЬБОЙ, К УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОСТОЯНИЕ ИХ «ФИЗКУЛЬТУРНОЙ» ОБРАЗОВАННОСТИ

Петр Владимирович Бородин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск; Вячеслав

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Григорьевич Тютюков, доктор педагогических наук, профессор, Александр Александрович Небураковский, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск; Андрей Викторович Захаров, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел России, г. Хабаровск; Василий Александрович Клименко, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный университет путей сообщений, г. Хабаровск

Аннотация

В статье представлены результаты анкетного опроса студентов медицинских вузов России, принявших участие в ведомственных, всероссийских соревнованиях по вольной борьбе. Основной целью исследования являлось получение информации, касающейся отношения данной категории респондентов к учебно-тренировочному процессу, организуемому в медицинских вузах, расположенных в разных регионах страны и определения направлений его возможного совершенствования для повышения их «физкультурной образованности».

Ключевые слова: студенты-борцы, медицинские вузы, анкетирование, учебная деятельность, учебно-тренировочный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.