Научная статья на тему 'Готовность студентов-первокурсников Московского государственного областного университета к выполнению контрольных тестов'

Готовность студентов-первокурсников Московского государственного областного университета к выполнению контрольных тестов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / STUDENTS / EDUCATIONAL PROCESS / REGULATORY REQUIREMENTS / CONTROL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Ольга Анатольевна, Бойко Александр Иванович, Колдашова Анна Алексеевна

Введение в статье представлен анализ состояния физической подготовленности студентов первокурсников Московского государственного областного университета. Методика и организация исследования для контроля за состоянием их здоровья, в процессе занятий физической культурой, на кафедре применяются и используются тесты, позволяющие оценить уровень их физического развития и здоровья. Результаты исследования и их обсуждение использование тестов позволяет наиболее детально оценить уровень физического развития студентов и при необходимости внести коррективы в учебный процесс. Выводы Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты-первокурсники, заканчивая среднюю общеобразовательную школу имеют низкий уровень физической подготовленности, что создает преподавателю вуза трудности при планировании учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Ольга Анатольевна, Бойко Александр Иванович, Колдашова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness of the first-year students of Moscow State University to perform control tests

Introduction the article presents the analysis of the state of physical fitness of the first-year students of Moscow State Region University. Methods and organization of research to monitor their health, during physical education, the Department uses and applies the tests to assess the level of their physical development and health. The results of the study and their discussion use of the tests allows the most detailed assessment of the level of physical development of the students and, if necessary, making the adjustments to the educational process. Conclusions the data obtained indicate that the first-year students graduating from secondary school show a low level of physical fitness, which creates difficulties for the University teacher when planning educational material.

Текст научной работы на тему «Готовность студентов-первокурсников Московского государственного областного университета к выполнению контрольных тестов»

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисенко, С.И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки : дис. ... канд. пед. наук / Борисенко Светлана Ивановна. - Санкт-Петербург, 2000. - 215 с.

2. Правила соревнований FIG 2017-2020 г. Женская гимнастика. - URL : http://sportgymrus.ru/wp-content/uploads/2014/10/zhenskie-pravila-2017-2020.pdf (дата обращения: 12.12.2019).

3. Сомкин, А. А. Целенаправленное развитие гибкости гимнасток 8-9 лет средствами хореографии / А.А. Сомкин, Л.Г. Манько // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. -№ 4 (86). - С. 142-146.

4. Терехина, Р.Н. Анализ результатов спортсменок на Играх XXXI Олимпиады в женской спортивной гимнастике / Р.Н. Терехина, С.И. Борисенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 217-220.

5. Терехина, Р.Н. Совершенствование исполнительского мастерства гимнасток в спортивной гимнастике / Р.Н. Терехина, С.И. Борисенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 80-83.

6. Эстетические показатели исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта / Р.Н. Терехина, И.А. Винер, Л.И. Турищева, М.Э. Плеханова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 98-101.

REFERENCES

1. Borisenko, S.I. (2000), Improving the performing skills of gymnasts on the basis of improving choreographic training, dissertation, St. Petersburg.

2. Competition Rules FIG 2017-2020 Women's Gymnastics, available at: http://sportgym-rus.ru/wp-content/uploads/2014/10/zhenskie-pravila-2017-2020.pdf.

3. Somkin, A.A. and Manko, L.G. (2012), "Purposeful Development of the Flexibility of Gymnasts 8-9 Years Using Choreography", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (86), pp. 142-146.

4. Terekhina, R.N. and Borisenko, S.I. (2017), "Analysis of the results of athletes at the Games of the XXXI Olympic Games in Women's Gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No, 3 (145), pp. 217-220.

5. Terekhina, R.N. and Borisenko, S.I. (2006), "Improving the performing skills of gymnasts in gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 20, pp. 80-83.

6. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Turishcheva L.I. and Plekhanova M.E. (2008), "Aesthetic Performance Indicators of Gymnastics Sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (45), pp. 98-101.

Контактная информация: zavkaf58mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.02.2020

УДК 796.011.3

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ

Ольга Анатольевна Борисова, доцент, Александр Иванович Бойко, доцент, Московский государственный областной университет, Мытищи; Анна Алексеевна Колдашова, учитель, Образовательный центр № 1, Московская область, Ивантеевка

Аннотация

Введение - в статье представлен анализ состояния физической подготовленности студентов первокурсников Московского государственного областного университета. Методика и организация исследования - для контроля за состоянием их здоровья, в процессе занятий физической культурой, на кафедре применяются и используются тесты, позволяющие оценить уровень их физического

развития и здоровья. Результаты исследования и их обсуждение - использование тестов позволяет наиболее детально оценить уровень физического развития студентов и при необходимости внести коррективы в учебный процесс. Выводы - Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты-первокурсники, заканчивая среднюю общеобразовательную школу имеют низкий уровень физической подготовленности, что создает преподавателю вуза трудности при планировании учебного материала.

Ключевые слова: студенты, учебный процесс, нормативные требования, контрольные нормативы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p50-54

READINESS OF THE FIRST-YEAR STUDENTS OF MOSCOW STATE UNIVERSITY

TO PERFORM CONTROL TESTS

Olga Anatolievna Borisova, the senior lecturer, Alexander Ivanovich Boyko, the senior lecturer, Moscow State Region University, Mytischi; Anna Alekseevna Koldashova, the teacher, Educational centre No. 1, Moscow region, Ivanteevka

Abstract

Introduction - the article presents the analysis of the state of physical fitness of the first-year students of Moscow State Region University. Methods and organization of research - to monitor their health, during physical education, the Department uses and applies the tests to assess the level of their physical development and health. The results of the study and their discussion - use of the tests allows the most detailed assessment of the level of physical development of the students and, if necessary, making the adjustments to the educational process. Conclusions - the data obtained indicate that the first-year students graduating from secondary school show a low level of physical fitness, which creates difficulties for the University teacher when planning educational material.

Keywords: students, educational process, regulatory requirements, control standards.

ВВЕДЕНИЕ

В статье 28 закона Российской Федерации о физической культуре говорится, что у обучающихся необходимо формировать навыки физической культуры с учетом индивидуальных способностей и здоровья, а так же создавать условия для вовлечения обучающихся в проведение ежедневного мониторинга их физической подготовленности и физического развития [4].

Анализ научной литературы, посвященной проблеме здоровья студенческой молодежи, указывает на ухудшение его. По мнению специалистов это связано с трудностями социально-экономического характера, возрастанием информационного потока, широким внедрением технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс. Студенты-первокурсники попадают в новые социальные отношения и условия деятельности

[1, 2, 5].

Снижение двигательной активности оказывает негативное влияние и нарушение правильной работы со стороны нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем. На снижение физического развития обращают внимание многие специалисты.

Физическое воспитание в вузах является основным звеном, которое позволяет им овладевать системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств.

МЕТОДИКА

Для того чтобы правильно организовать занятия со студентами, они должны приобретать знания по основам теории и методики физического воспитания, сдавать зачетные требования. Рабочая программа кафедры физического воспитания МГОУ состоит из следующих разделов: теоретического, методико-практического и контрольного. Свои образовательные и развивающие компоненты физическая культура осуществляет в

целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания [3, 6].

Среди студентов, поступивших в МГОУ в 2019-2020 году на первый курс, был проведен опрос о состоянии их здоровья. Они должны были ответить на вопросы предложенной анкеты, где один из вопросов был: «удовлетворены ли вы уровнем своего здоровья». Им предлагалось выбрать ответ из предложенных вариантов: «да вполне», «скорее да, чем нет», «затрудняюсь ответить», «совсем не удовлетворён».

Результаты опроса получились следующие: 27% - да вполне; 46% - скорее да, чем нет; 18% - затрудняюсь ответить; 9% - совсем не удовлетворён.

Таким образом, можно предположить, что студентов характеризует равнодушно-пассивное отношение к своему здоровью.

Не сформирован, у них, и интерес к занятиям физической культурой. 26% указали на то, что занятия им важны и необходимы, 58% утверждали, что ходят только ради получения зачета и 16% вовсе не испытывают интереса к занятиям.

Путь к здоровью начинается с овладения знаниями, у студентов нет активных усилий для поддержания своего физического состояния. Все положительные изменения, возникающие в процессе занятий, смогут происходить только тогда, когда студент понимает, что происходит с его организмом в процессе занятий. Физические нагрузки тренируют организм студентов, но студенты не могут осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья, определять уровень физической подготовленности. У них есть только поверхностные знания о функциональном назначении органов и систем человеческого тела [7].

На кафедре физического воспитания МГОУ ищут новые подходы к преподаванию этой дисциплины в вузе, используя межпредметные связи. На кафедре стараются применить, на занятиях, полученные знания по анатомии, физиологии человека.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для оценки уровня физического состояния организма студентов и функциональных показателей, используются следующие методики: изучение антропометрических показателей; пробы Руфье и Мартине-Кушелевского; пробы Штанге и Генчи; тепинг-тест.

Перед проведением каждого теста студентам предлагается детально изучить рекомендуемый способ измерения показателей для расчетов данного теста. Полученные данные студенты заносят в таблицы и по формулам рассчитывают результаты и дают оценку собственного уровня здоровья.

В начале учебного года студентами проводится и тестирование их двигательной подготовленности по следующим тестам: бег 100 м, сек; бег 2000 м, мин. сек; прыжки в длину с места, см; подтягивания на низкой перекладине, кол-во раз; наклон вперед из положения стоя, см; поднимание туловища из положения лежа на спине, кол-во раз в мин.

Результаты проведенных тестирований представлены в таблице.

Таблица 1 - Оценка уровня физической подготовленности студентов МГОУ

№ Контрольные тесты Оценка, %

5 4 3 2

1 бег 100 м, сек. 26 10 19 45

2 бег 2000 м, мин. сек. 6 20 40 34

3 прыжки в длину с места, см. 18 17 24 41

4 подтягивания на низкой перекладине, кол-во раз 11 4 17 68

5 наклон вперед из положения стоя, см. 48 20 16 16

6 поднимание туловища из положения лежа на спине, кол-во раз в мин. 24 32 16 28

Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты-первокурсники, оканчивая среднюю общеобразовательную школу имеют низкий уровень физической подготовленности, что создает преподавателю вуза трудности при планировании учебного материала. С появлением новых физических стандартов, перед преподавателем поставлена еще одна задача, подготовить студентов к сдаче норм ГТО. Планирование учебных занятий преподавателем должно учитывать такой вариант проведения тренировки, который наиболее

целесообразен для развития всех недостающих физических качеств.

Первыми должны выполняться упражнения на развитие быстроты, затем силы и выносливости. Используемые упражнения для развития быстроты не должны носить однообразный характер. Регламентировать нагрузку необходимо по показателям пульса. Задача преподавателя научить студентов контролю за состоянием своего здоровья, с помощью различных тестов. Нагрузка от занятия к занятию постепенно повышается при помощи увеличения количества упражнений и длительности их выполнения.

Применяя упражнения, развивающие силу, следует обратить особое внимание на то, чтобы они охватывали различные группы мышц туловища, верхних и нижних конечностей и не были одинаковы для занимающихся. По нашему мнению, занятия на первом курсе должны быть направлены на одинаковое соотношение общей и специальной физической подготовки. Различное сочетание этих средств обеспечит высокую активность организма к выполнению нагрузки, а знание различных методик позволит контролировать студентам свое здоровье в процессе их проведения.

В конце года необходимо проводить анализ динамики состояния здоровья и физической подготовленности студентов.

ВЫВОДЫ

Таким образом, оценка физической подготовленности студентов-первокурсников факультета находится на низком уровне. Для того, чтобы преподавателю работать над развитием и совершенствованием физических качеств студентов, ему необходимо научить студентов наблюдать за состоянием своего здоровья. Грамотное и осмысленное отношение к занятиям физической культурой позволит правильно распределить нагрузку, строить и проводить занятия с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов, С.В. Самостоятельные занятия лыжной подготовкой - важное звено укрепления здоровья и функциональных возможностей организма студента / С.В. Антонов, Л.Ф. Грошева, Л. А. Шинкарюк // Молодежь и наука. - 2018. - № 7. - С. 83-87.

2. Борисова, О. А. Контроль и самоконтроль состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем у студентов на занятиях физической культурой : практикум / О.А. Борисова. - Москва : [б.и.], 2013. - 22 с.

3. Лях, В.И. Физическая культура 1-4 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / В.И. Лях. - Москва : Просвещение, 2012. - 78 с.

4. Горшков, М.В. Принцип системного квантования в подготовке биатлонистов на предварительном этапе / М.В. Горшков, А.И. Колдашов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 64-68.

5. Хорошева, Т.А. Физиология человека : практикум / Т.А. Хорошева, А.И. Бурханов. - То -льятти : [б. и.], 2013. - 220 с.

6. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЭ. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 01.02.2020).

7. Физическая культура : учебник / под ред. М.Я. Виленского. - 2-е изд., стереотип. -Москва : КНОРУС, 2013. - 424 с.

REFERENCES

1. Antonov, S.V., Grosheva, L.F. and Shinkaryuk, L.A. (2018), "Independent classes in ski training - an important link in strengthening the health and functional capabilities of the student's body", Youth and science, No. 7, pp. 83-87.

2. Borisova O.A. (2013), Control and self-control of the state of the cardiovascular and respiratory systems of students in physical education classes: practicum, Moscow.

3. Lyakh, V.I. (2012), Physical culture grades 1-4: textbook for General education institutions, Education, Moscow.

4. Gorshkov, M.V. and Koldashov, A.I (2018), "The principle of system quantization in the preparation of biathletes at the preliminary stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 64-68.

5. Khorosheva, T.A. and Burkhanov, A.I. (2013), Human physiology: practicum, Tolyatti.

6. Federal law" On physical culture and sports in the Russian Federation" dated 04.12.2017. No. 329-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/.

7. Vilensky, M.Y. (2013), Physical culture: textbook, KNORUS, Moscow.

Контактная информация: olga-borisova-202@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.02.2020

УДК 796.011.3

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Ольга Анатольевна Борисова, доцент, Александр Иванович Бойко, доцент, Московский государственный областной университет, Мытищи; Анна Алексеевна Колдашова, учитель, Образовательный центр № 1, Московская область, Ивантеевка

Аннотация

Введение - в статье рассказывается о подготовке по предмету «Элективные курсы по физической культуре и спорту» на кафедре физического воспитания Московского государственного областного университета. Методика и организация исследования - студенты получают основные знания, умения и навыки для того, чтобы в дальнейшем научиться самостоятельно следить за своей физической активностью и здоровьем. Результаты исследования и их обсуждение - в ходе учебного процесса студенты овладевают рядом научных методов, которые, в дальнейшем, им пригодятся при самостоятельной деятельности. Выводы - усиление образовательной направленности элективных курсов по физической культуре и спорту помогает творчески осваивать студентам учебный материал.

Ключевые слова: студент, профессионально-прикладная подготовка, исследования, физическая культура, спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p54-58

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL BASIS FOR TRAINING FUTURE

TEACHERS

Olga Anatolievna Borisova, the senior lecturer, Alexander Ivanovich Boyko, the senior lecturer, Moscow State Region University, Mytischi; Anna Alekseevna Koldashova, the teacher, Educational centre No. 1, Moscow region, Ivanteevka

Abstract

Introduction - the article describes the preparation for the subject "Elective courses in physical culture and sports" at the Department of physical education of Moscow State Region University. Methodology and organization of the study - Students receive basic knowledge, skills and abilities in order to learn how to independently monitor their physical activity and health in the future. The results of the research and their discussion - during the educational process, students master a number of scientific methods that will be useful for their independent activities in the future. Conclusions - strengthening the educational orientation of the elective courses in physical culture and sports helps students to creatively master the educational material.

Keywords: student, professional and applied training, research, physical culture, sport.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из задач при организации учебного процесса ставится задача научно-методического обоснования применения физической культуры и спорта в процессе подготовки к конкретным видам профессиональной деятельности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.