УДК 378.016:811.161.1'38 ББКШ12=411.2*512р30
Л.П. БИЧЕНОК
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНОСТРАННЫМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Ключевые слова: термины, тематический ряд, терминологические словосочетания, научные конструкции, профессионально ориентированная компетенция, многоуровневый, многоаспектный, понятийный анализ текста.
Статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы военных специалистов во внеурочное время. В статье представлены практические рекомендации по решению коммуникативных и лингводидактических задач формирования речевой профессиональной подготовки с опорой на самостоятельное обучение, главной из которых является поэтапность организации системы самостоятельной работы, которая предусматривает усложнение ее форм и методов от занятия к занятию, от курса к курсу, что развивает мышление, интерес и способствует формированию речевой профессиональной компетенции. В статье подчеркивается, что в основе языковой и речевой подготовки используется учебно-научный текст как главная операционная единица и объект языкового структурно-смыслового, стилистического анализа. Таким образом, объем знаний по языку специальности, который должен быть усвоен иностранными военнослужащими, весьма значителен, что требует от преподавателя методически правильного отбора и методически правильного распределения всего учебного времени между практическими занятиями и самостоятельной работой во внеурочное время. В статье уделяется большое внимание описанию особенностей предъявления учебной информации во внеаудиторное время.
В основе решения всех коммуникативных и лингводидактических задач обучения лежит принцип непрерывного многокомпонентного и многоаспектного образования с опорой на самостоятельное обучение и новейшие информационные средства обучения. Преподавателю необходимо целенаправленно и эффективно организовать учебное время и распределить на весь процесс формирования речевой профессиональной готовности иностранных военнослужащих между практическими занятиями и внеаудиторной самостоятельной работой, которой в процессе обучения отводится все больше времени и уделяется все больше внимания. Также надо понимать, что самостоятельную работу обучающихся во время самоподготовки и на занятии следует проводить в тесном единстве с аудиторной работой под непосредственным руководством преподавателя, поскольку оба вида деятельности имеют одну цель - формирование языковой и речевой компетенции будущего военного специалиста.
Для развития продуктивной самостоятельной учебной деятельности во внеаудиторное время необходимо, прежде всего, научить слушателей военного вуза осознавать цель выполняемой работы, каждого конкретного учебного задания, тренировочного упражнения, теста. Обучающемуся нужно знать, что он будет делать, каков конечный результат, чем данное задание обогатит его опыт. Осознание цели задания есть не что иное, как применение принципа сознательности в организации самостоятельной работы.
Решение этой задачи требует знания самой процедуры выполнения задания, полученного на практическом занятии под руководством преподавателя, овладения рациональными приемами учебной деятельности, исходя из характера самой деятельности и возможностей обучающихся, их опыта и уровня знаний. В этом случае также имеет смысл опираться на принцип сознательности, т.е. осознания не только смысла задания, но и процесса его осуществления.
Среди факторов, способствующих активизации самостоятельной работы, нужно выделить умение пользоваться для выполнения заданий такими средствами обучения, как звукозапись, обучающие дисплеи, интерактивные доски, автоматизированные обучающие системы, учебный дидактический материал для парной работы и т.д. Так, на занятиях во внеаудиторное время обучающиеся, как правило, учатся пользоваться техническими средствами обучения, имеющимися в лингафонном кабинете, современными информационно-коммуникативными компьютерными технологиями, чтобы выполнять задания по аудированию, использовать справочную литературу (словари, грамматические справочники) [4].
Для успешного выполнения самостоятельной работы иностранных военнослужащих преподавателю необходимо научить обучающихся видеть опоры в информационном содержании заданий, облегчающие преодоление трудностей: в этом случае слушателям одинаково важно научиться пользоваться готовыми (объективными) опорами и создавать свои (субъективные).
Преподавателю следует предусмотреть адекватные условия для успешного самостоятельного выполнения заданий: определение подходящего места для них (в обычном классе или в лингафонном кабинете), выбор предъявления учебной информации и организационных форм для выполнения конкретного вида самостоятельных заданий и средств управления всей учебно-познавательной деятельностью и ее контролем в самостоятельной работе. В случае затруднений с выполнением заданий преподаватель-«консультант» оказывает помощь, сообразуясь с принципом индивидуальности процесса обучения. Также «помощником» может выступать сама программа, составленная на основе принципов посильности и доступности.
Учитывая данные рекомендации по организации самостоятельной работы, преподаватель в основе языковой и речевой профессиональной подготовки обучающихся использует учебно-научный текст как главную операционную единицу. При этом научный текст выступает в качестве объекта языкового, структурно-смыслового, стилистического анализа, образца русской научной коммуникации и представляет собой модель обучения, обеспечивая формирование коммуникативной компетенции в профессионально ориентированной сфере общения [1].
Для решения данных речевых задач иностранные военнослужащие должны свободно владеть лексическими единицами с учетом профиля избранной ими специальности: знать значение терминов; фонетически правильно произносить их и опознавать на слух в устной речи; уметь фиксировать их в письменной форме в соответствии с нормами русского языка, в том числе при использовании различных вариантов сокращенной записи и восстанавливать сокращения при последующем чтении; уметь ориентироваться в структуре словоблоков; грамматически правильно употреблять отдельные лексические единицы в составе многокомпонентных терминологических сочетаний, типичных для дисциплины, и предложений; понимать и озвучивать основную и дополнительную информацию научных текстов с изученными терминами; самостоятельно строить развернутое высказывание на их основе, а также высказывания с разной степенью компрессии и трансформации.
Таким образом, объём знаний по языку специальности, который должен быть усвоен иностранными военнослужащими, является весьма значительным. Это требует от преподавателя тщательно отобранного и методически правильного распределения всего учебного материала.
Первый этап самостоятельной работы во внеурочное время продолжает решать коммуникативные задачи в учебно-профессиональной сфере. Особую важность для их решения имеет тот лексико-терминологический запас знаний, полученный на практических занятиях, а также предтекстовые задания, направленные на самостоятельное ознакомление с новой специальной лексикой: снятие произносительных, лексических и грамматических трудностей ее употребления.
В целях создания условий для самостоятельной подготовки преподаватель заранее подготавливает и представляет обучающимся список терминов, словоблоков, однокоренных и тематических рядов, другой лексический материал, который должен быть усвоен самостоятельно. Преподаватель разрабатывает комплекс обучающе-контролирующих заданий, направленный не только на ознакомление, но и на усвоение, закрепление и тренировку изученного учебного материала. Эти тренировочные задания, тесты являются важнейшими средствами обучения, поскольку активное владение лексикой становится возможным лишь после того, как у иностранных военнослужащих будут сформированы автоматизмы в употреблении терминов в профессионально ориентированном материале. Далее посредством гибкого чтения и на его основе выполняются задания на понимание текста и его основной мысли, на его познание, узнавание и восприятие. Продолжается более углубленная работа над терминами и терминологическими словосочетаниями: нахождение терминов в тексте; нахождение определения термина; выделение различных по своему лексическому наполнению и построению терминологических словосочетаний, ключевых слов и дефиниций термина. Рекомендуется автоматизировать навыки узнавания и составления возможных сочетаний с терминами по моделям; замена именных словосочетаний глагольными и наоборот; выбор правильного ответа, его дополнение и т.д.
Такая структурно-семантическая работа над предикативной основой предложения позволяет провести логико-понятийный анализ военно-научного текста, получить представление о его терминологическом ядре, определить его коммуникативную организацию и специфику.
Работа, выполненная обучающимися во внеаудиторное время, должна быть проверена на практических занятиях.
Далее преподаватель осуществляет контроль выполнения обучающимися заданий и тренировочных упражнений, тестов, знания новой лексики и ее произношения. Результаты контроля и объективное оценивание знаний, умений и навыков стимулируют обучающегося незамедлительно принять меры по коррекции усвоения нового материала. Таким образом, возможность решать задачи введения новой лексики в два этапа (в часы самоподготовки и при проведении учебного занятия) позволяет создать условия для качественного усвоения языка специальности.
Ознакомление с новой лексикой не может быть ограничено только усвоением значения слов. Также должны быть организованы эффективные действия обучающихся по снятию языковых барьеров и овладению фонетическими нормами вводимой лексики с использованием лингафонного оборудования, прежде всего в часы самостоятельной работы, поскольку снять трудности произнесения слов во время занятия невозможно из-за ограниченного учебного времени и наличия других учебных целей и задач. Иностранные специалисты знакомятся с эталоном звучания новых слов, повторяют их вслед за диктором, стараясь имитировать правильное произношение в часы самоподготовки.
Такая методика работы позволяет обеспечит многократное повторение специальной лексики при ее употреблении в самостоятельной устной и письменной речи, тем самым способствует успешному овладению языком специальности и достижению основных целей первого уровня подготовки формирования речевой профессиональной компетенции.
На этапе формирования у иностранных военнослужащих практических навыков и умений самостоятельной работы рекомендуется самостоятельно ознакомиться с терминами текста, сделать вывод о том, что некоторые лексические единицы уже известны по предшествующим текстам, а также семантизировать новые слова с помощью возможных беспроводных способов, языковой догадки, подборов синонимов терминологического словаря по дисциплине или с помощью двуязычного словаря, определить лексическое значение слов, исходя из знания значений однокоренных слов, значений приставок, суффиксов и корней с использованием наглядных способов. Новый тип заданий предполагает опознание модели в составе терминологического словосочетания и предложения, распространение словосочетаний во многокомпонентные словосочетания.
Особое внимание уделяется системе заданий на употребление специальной лексики в структуре предложения, понимание предложения как единого смыслового целого.
Синтаксический строй типичного военного учебно-научного текста характеризуется точностью, логичностью изложения, имеет постоянную структуру, устойчивую тенденцию к информационному объему высказывания и высокой концентрации информации в пределах предложения.
Типичность предложений подобного рода для учебных текстов по военным дисциплинам делает необходимым обучение иностранных военнослужащих умениям определять главные и второстепенные члены предложения, имеющего значительную распространенность. Эти умения должны быть хорошо сформированными, устойчивыми. При их недостаточности самостоятельная работа обучающихся с учебно-научным военным текстом неизбежно будет вызывать серьезные затруднения, поэтому необходима постоянная изучающая и тренировочная работа с моделями распространенных предложений.
Под моделью подразумевается абстрактная форма представления структуры и типового содержания научного текста. Она состоит из набора обобщенных структурно-смысловых и логико-понятийных компонентов, имеющих свое языковое выражение, свой язык, присущий определенной науке.
Также в текстах разных наук имеются универсальные структурно-смысловые блоки, такие как определение понятия, классификация объектов, описание процесса, состава и т.д.
Такие научные конструкции, структурно-смысловые блоки и составляют модели научных текстов (конструкции научного стиля речи).
Второй этап самостоятельной работы с научным текстом включает комплексную работу с научным текстом и формирование навыков порождения текста и его полного понимания. Новый тип заданий предполагает семантико-синтаксическую работу, где термины выступают не только в роли главного слова в словосочетании, но и в роли зависимого слова в разных падежах с предлогами и без них. Данный тип заданий предполагает работу над субъектом, объектом и обстоятельствами, выраженными именными существительными во всех их падежных формах в структуре словосочетания, частотными глаголами и их возможными формами-причастиями и деепричастиями.
На основе проделанной работы разрабатывается комплекс упражнений по углубленной работе над предложением (его развертыванием: включаются объекты, обстоятельства, определения), микротекстом и самим текстом: составить предложения по синтаксическим моделям, используя предложенные в лексической справке слова, словосочетания, смысловые блоки; прочитать текст, вставить необходимые по смыслу слова (разные части речи) или термины, ключевые слова, терминологические словосочетания. Данные задания являются основой для дальнейших работ по частичному и полному порождению научного текста. Это работа с логико-структурными схемами, их заполнением, табличным материалом, диаграммами, графиками, логико-понятийными конструкциями, на основе которых предлагается устный или письменный пересказ текста.
Для облегчения восприятия изучаемого материала целесообразно использовать слайды, которые могут с помощью шрифта, цвета, разнообразных возможностей выделения главного, например, стрелок, наглядно демонстрировать структуру словосочетания, главное слово, его значение (предмет, понятие, действие), зависимое слово, его значение (качественная характеристика), грамматические характеристики зависимого слова, вопрос от главного слова к зависимому.
Выполняя эти и другие задания, слушатели приобретают навыки структурно-смыслового анализа научного текста, вычленения основной информации, составления плана. Основное внимание уделяется номинативному плану, т.е. составлению плана, по ключевым словам, выделению смысловых частей, озаглавливанию их. Опираясь на план, обучающиеся кратко записывают содержание текста, составляют аннотацию и предпринимают первые шаги к составлению научного реферата.
К этапу совершенствования навыков и умений самостоятельной работы ИВС каждый обучаемый вырабатывает свою методику самостоятельной работы, свой подход к ее организации. Меняется характер самостоятельной работы, усиливается ответственность. У иностранного военнослужащего мотивируется осознание приближения времени, когда надо предъявить уровень своей подготовки на семинарах, зачетах, экзаменах, написании курсовых, кандидатских работ и в преддверии возвращения в вооруженные силы своей страны. На данном этапе обучающиеся в основном совершенствуют навыки и умения самостоятельной работы по профессиональной подготовке, цель которой заключается в актуализации и контроле усвоения изученной терминологии, обучении чтению, аудированию, письму и говорению на основе многоуровневого и многоаспектного анализа научного текста. Слушателям рекомендуется ознакомиться с названием текста, дать свои представления о тематике текста, самостоятельно прочитать текст, ознакомиться и вникнуть в его содержание, обратить внимание на использование уже известной терминологии.
Данный обучающе-контролирующий этап обучения иностранных военнослужащих посвящен контрольно-оценочному аспекту формирования речевой профессиональной компетенции. Система тестов-заданий не только контролирует уровень владения научной речью, но и продолжает обучать, развивая умения и навыки самостоятельного определения научных терминов, сопоставления и сравнения информации, ее обобщения, классификации и осознанного концептуально-технологического моделирования корпуса учебно-научного цикла. Это задания типа: определить и выделить основные части текста и определить их назначение (т.е. вводную часть, основную часть, аргументирующую и допол-
няющую части и т.д.); выделить тезисы и самостоятельно составить тезисный план; составить научный текст по синтаксическим моделям или логико-структурным схемам; перевести оригинальный текст в синтаксическую модель или логико-структурную схему, подготовиться к контрольному ответу на определенный вопрос, написанию различных вторичных и первичных научных текстов.
В наше время благодаря современным компьютерным технологиям и информационным средствам обучения преподаватель может использовать не только готовые материалы, но и разрабатывать свои собственные учебно-методические материалы, тренировочные и тестовые задания, индивидуальные лексико-грамматические задания, раздаточный материал для самостоятельной работы на материале по профилю вуза [2].
Ресурсы и службы Интернета дают возможность создания авторских программ-оболочек, позволяющих самостоятельно создавать интерактивные задания с использованием текстовой, графической, аудиоинформации и видеоинформации. При этом следует учитывать, что выполняемые с помощью компьютера задания, тесты могут иметь не только тренировочный, но и обучающий, а также контролирующий характер.
Данные виды работы легко контролируются преподавателем и дают возможность обратить внимание на недостатки: не выдерживается логическая последовательность излагаемого материала, не выделяются сущностные определения, главная информация и основная мысль прочитанного, механически переписывается изучаемый материал с сокращениями, а не излагается свое понимание и т.д. В дальнейшем преподаватель работает над устранением данных ошибок и нацеливает обучающихся на качественное усвоение учебного материала.
Таким образом, в процессе выработки навыков и умений самостоятельной работы необходимо учитывать поэтапность их формирования в целях закрепления и развития. Поэтапность при организации системы самостоятельной работы предусматривает усложнение ее форм и методов от занятия к занятию, от курса к курсу, что развивает мышление, повышает интерес к предмету, способствует развитию творческого отношения к учебе, а главное, способствует целенаправленному формированию речевой профессиональной компетенции, т. е. формированию интегрированного фонда знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для речевого профессионального общения. Повышая познавательную деятельность иностранных военнослужащих, самостоятельная работа решает одну из насущных воспитательных задач преподавателя, которая связана с воспитанием бережного отношения к использованию обучающимися свободного времени, самодисциплины и самоорганизованности.
Положительное решение этих проблем - путь к повышению эффективности учебно-воспитательного процесса и его воздействия на формирование социально активной личности будущего офицера. Преподавателю следует терпеливо и настойчиво показывать преимущество систематической самостоятельной работы в изучении иностранного языка, осуществлять четкое руководство ею [3].
Литература
1. Богданова С.А. Организация самостоятельной работы по обучению языку специальности как условие формирования профессиональных компетенций ИВС // Русский язык в современном мире: сб. науч. ст. Смоленск : ВА ВПВО ВС РФ, 2015. С. 14-30.
2. Гугина Е.В., Кузенков О.А. Организация самостоятельной работы студентов в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского: методические рекомендации. Н. Новгород: Изд-во НГУ, 2012. 47 с.
3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов / сост. Л.М. Галутво. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2012. 33 с.
4. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки / А.В. Меренков, С.В. Куньщиков, Т.И. Гречухин и др. / под общ. ред. Т.И. Гречухиной, А.В. Меренкова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 80 с.
БИЧЕНОК ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации», Россия, Москва (Danila_1996@bk.ru).
L. BICHENOK
ORGANIZATION OF SELF-GUIDED WORK WITH FOREIGN MILITARY PERSONS IN A MILITARY ACADEMY
Key words: terms, theme line, terminological word groups, scientific phrases, profession-oriented competence, multilevel, multi aspect, logical and conceptual analysis of text.
The article is devoted to the questions of organizing self-guided work for military specialists in their spare time. The article gives practical recommendations on solving communicative and lingvo-didactic tasks in forming professional speech supported by individual studying. The main task is phasing in organizing self-guided work, which foresees stepwise complexity of its forms and methods from lesson to lesson, that develops thinking and interest, promotes for forming professional speech competence. The article emphasizes that a scientific-educational text is used as the basis of language and speech training, it being the main operational unit and the object of linguistic structural-semantic and stylistic analysis. Consequently the language content knowledge, that foreign officers must adopt, is quite significant, that requires from the teacher a methodically proper choice and methodically proper time management during classes and self-guided work in spare time. The article pays great attention to the description of special aspects in presenting the information in extramural time.
References
1. Bogdanova S.A. Organizatsiya samostoyatel'noi raboty po obucheniyu yazyku spetsial'nosti kak uslovie formirovaniya professional'nykh kompetentsii IVS [Organization of the individual work in foreign language teaching for special purposes as a condition of the formation of professional competences of foreign military service persons]. In: Russkii yazyk v sovremennom mire: sb. nauch. st. [Russian language in modern world: collection of scientific papers]. Smolensk, 2015, pp. 14-30.
2. Gugina E.V., Kuzenkov O.A. Organizatsiya samostoyatel'noi raboty studentov v Nizhegorod-skom gosudarstvennom universitete im. N.I. Lobachevskogo: metodicheskie rekomendatsii [Organization of the individual work of students at the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod: methodological recommendations]. Nizhnii Novgorod, Nizhnii Novgorod University Publ., 2012, 47 p.
3. Galutvo L.M., comp. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii samostoyatel'noi raboty studentov [Methodological recommendations in the organization of the individual work of students]. Krasnodar, Kuban Univarsity Publ., 2012, 33 p.
4. Grechukhin T.I., Merenkov A.V., eds.; Merenkov A.V., Kun'shchikov S.V., Grechukhin T.I. et al. Samostoyatel'naya rabota studentov: vidy, formy, kriterii otsenki [Individual work of students: types, forms, evaluation criteria]. Ekaterinburg, Ural University Publ., 2016, 80 p.
BICHENOK LYUDMILA - Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Military Training and Research Center of the Land Forces «Combined Arms Academy of the Armed Forces of the Russian Federation», Russian, Moscow (Danila_1996@bk.ru).
Формат цитирования: Биченок Л.П. Организация самостоятельной работы с иностранными военнослужащими в военном вузе // Вестник Чувашского университета. - 2018. - № 4. - С. 224-230.