Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы иностранных студентов в высшем учебном заведении'

Организация самостоятельной работы иностранных студентов в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ-БАКАЛАВРЫ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ВУЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / INDEPENDENT WORK / BACHELOR STUDENTS / FOREIGN STUDENTS / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / HIGHER EDUCATION ORGANISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Ирина Александровна

В данной статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы иностранных студентов в вузе, в связи с тем, что эффективный процесс обучения вызывает серьезную озабоченность как для самих обучающихся, так и для образовательной организации. Статья раскрывает содержание понятия «самостоятельная работа», «иностранный студент». Основное внимание в статье автор акцентирует на задачах, которые ставятся перед профессорско-преподавательским составом при планировании, организации и контроле за самостоятельной работой иностранных студентов. Выделяются и описываются характерные особенности организации данного процесса с этой категорией обучающихся на аудиторных занятиях и во внеурочное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organising foreign students' independent work in a higher education institution

The problem of organising foreign students' independent work in a higher education institution is considered in this article, as effective process of training is of serious concern for both students and the educational organisation. The article reveals content of the notions of "independent work" and "a foreign student". Tasks set for staff of professors and lecturers when planning, organising and controlling foreign students' independent work, are of the main attention of the author of the article. Characteristics of organising this process with this category of students either indoors or outdoors are allocated and described.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы иностранных студентов в высшем учебном заведении»

УДК 378

Смирнова Ирина Александровна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет irinaipp21@rambler.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

В данной статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы иностранных студентов в вузе, в связи с тем, что эффективный процесс обучения вызывает серьезную озабоченность как для самих обучающихся, так и для образовательной организации. Статья раскрывает содержание понятия «самостоятельная работа», «иностранный студент». Основное внимание в статье автор акцентирует на задачах, которые ставятся перед профессорско-преподавательским составом при планировании, организации и контроле за самостоятельной работой иностранных студентов. Выделяются и описываются характерные особенности организации данного процесса с этой категорией обучающихся на аудиторных занятиях и во внеурочное время.

Ключевые слова: самостоятельная работа, студенты-бакалавры, иностранные студенты, вуз, образовательная организация.

В настоящее время в Российской Федерации увеличивается количество высших учебных заведений, готовых принять на обучение иностранных студентов.

Иностранный студент - это «визитер», то есть лицо, прибывающее на обучение в чужую страну на определенное время, рамки которого фиксированы целью и сроком обучения. Он обучается в вузе, усваивает программный материал и после этого возвращается к себе на родину и использует накопленный опыт и знания.

Иностранные студенты в региональных вузах центральной России по направлению подготовки «Педагогическое образование» являются представителями различных национальностей. Однако, большинство из них имеют гражданство стран бывшего СССР - Казахстана, Туркмении, Украины, Азербайджана, Таджикистана и Узбекистана.

В последнее время профессорско-преподавательский состав сталкивается с проблемой низкого уровня знания русского языка иностранными студентами, обучающихся по очной форме обучения, что затрудняет организацию процесса их самостоятельной работы.

Организация процесса самостоятельной работы иностранных студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование» на современном этапе является обязательной частью учебных планов и одной из важнейших составляющих образовательного процесса, результатом которой является развитие предметных знаний, умений и навыков, рассматриваемых как интегральная характеристика готовности к решению поставленных задач.

Под самостоятельной работой иностранных студентов в высшей образовательной организации мы будем понимать целенаправленную совокупность субъективных действий обучающихся, осуществляемую под непосредственным или опосредованным управлением педагога, направленную на освоение содержания образования и развитие самостоятельности личности. Она должна сопро-

вождать все виды учебной работы. Ее эффективность обеспечивается лишь в том случае, когда самостоятельная работа организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения в вузе.

Изучение специальной литературы по данной проблеме, ретроспективный анализ деятельности отечественных высших образовательных организаций, собственный педагогический опыт позволяет констатировать, что самостоятельная работа иностранных студентов в процессе обучения направлена на решение ряда следующих задач [2, с. 331-335; 4, с. 92-95]:

- овладеть и/или усовершенствовать язык страны, в которой происходит обучение и проживание студента;

- эффективно применять базовые знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения;

- систематизировать и закрепить полученные теоретические и практические умения;

- углубить и расширить теоретические знания;

- развить познавательные способности и активность, такие как: творческая инициатива, самостоятельность, ответственность и организованность;

- сформировать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развить исследовательские умения;

- уметь использовать материал, собранный и полученный в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к зачетам и экзаменам.

Самостоятельная работа данной категории обучающихся в соответствии с учебными планами организовывается профессорско-преподавательским составом на аудиторных занятиях и во внеурочное время. Управление данным процессом диктует необходимость планирования, организации и контроля этой работы педагогами.

154

Вестник КГУ 2019

© Смирнова И.А., 2019

Организация самостоятельной работы иностранных студентов в высшем учебном заведении

Самостоятельная работа иностранных студентов под непосредственным управлением педагога предполагает ее организацию и проведение в целях закрепления и углубления знаний и навыков, полученных на учебных занятиях. Самостоятельную работу в аудитории сопровождает процесс самообучения, который дополняется процессом обучения, но не заменяет его. Реализация контроля за данным процессом осуществляется через взаимодействие педагога с иностранным обучающимся, со студентом-партнером, посредством предоставленного учебного материала, который содержит ключи и инструкции, а технических средств обучения.

Важно отметить, что контроль должен осуществлять функцию стимулирования иностранных студентов к их активной самостоятельной деятельности, к формированию у них адекватной самооценки и способности к саморегуляции.

Организация самостоятельной работы иностранных студентов в высшей образовательной организации во внеаудиторное время представляет собой одну из форм учебного процесса и является его неотъемлемой частью. Она представляет собой работу обучающихся, которая выполняется самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы [1, с. 15-16].

Содержание самостоятельной работы закреплено в рабочих программах учебных дисциплин и направлено на расширение и углубление знаний по данным курсам. В рабочих программах дисциплин устанавливаются тематические блоки, ориентированные во времени, для каждого из которых определены все необходимые виды занятий, объем самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы.

Внеаудиторная самостоятельная работа иностранных студентов организуется, как правило, в читальных залах, учебно-методических и специализированных кабинетах университета. Она направлена на обеспечение следующих видов самостоятельной работы данной категории обучающихся:

- репродуктивная, предполагающая воспроизведение информации о различных свойствах изучаемого объекта посредством чтения литературы и ее конспектирования, прослушивания и просмотр аудио- и видеоматериалов, решения задач, выполнения тренировочных упражнений, тестов;

- продуктивная, требующая самостоятельного приобретения знаний, заключающегося в поиске информации в справочных изданиях, справочно-правовых системах, в выполнении графической работы, составления таблиц;

- творческая, обеспечивающая перенос знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработку гипотетического анало-

гового мышления в рамках подготовки проектов, рецензирования, подготовки к участию в конференциях, творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выполнения выпускной квалификационной работы.

Важно отметить, что значительный вклад в процесс подготовки к будущей профессиональной деятельности иностранных студентов вносит библиотека. Здесь предоставляется доступ к основным информационным образовательным ресурсам, информационной базе данных, в том числе библиографической, здесь находится литература по специальным дисциплинам, изучаемым в вузе.

Таким образом, для иностранного студента самостоятельная работа должна быть внутренне мотивированной, осознанной как свободная по выбору деятельность. Она предполагает выполнение обучающимся целого ряда входящих в нее действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм занятости, самоорганизацию в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе их выполнения.

Библиографический список

1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Учпедгиз, 1961. - 239 с.

2. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Самостоятельная работа студента в системе личностно-профес-сионального развития будущего специалиста // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: Материалы XI Международной научно-практической конференции. - Тамбов, 2015. - С. 331-335.

3. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки / под общ. ред. Т.И. Гре-чухиной, А.В. Меренкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 80 с.

4. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Самостоятельная работа студента как залог личностно-профес-сионального развития будущего выпускника // Самореализация личности: воспитание и самовоспитание студентов: сб. науч. трудов по материалам XII Междунар. молодежной науч.-практ. конф. «Культурно-досуговая самореализация личности: воспитание и самовоспитание студентов», 25 марта 2015. - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2015. - С. 92-95.

References

1. Esipov B.P. Samostoyatel'naya rabota uchashchihsya na urokah. - M.: Uchpedgiz, 1961. -239 s.

2.MychkaS.YU., SHatalov M.A. Samostoyatel'naya rabota studenta v sisteme lichnostno-professional'nogo razvitiya budushchego specialista // Lichnostnoe i professional'noe razvitie budushchego specialista:

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

155

Materialy XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Tambov, 2015. - S. 331-335.

3. Samostoyatel'naya rabota studentov: vidy, formy, kriterii ocenki / pod obshch. red. T.I. Grechuhinoj, A.V. Merenkova. - Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2016. - 80 s.

4. SHatalov M.A., Mychka S.YU. Samostoyatel'naya rabota studenta kak zalog

lichnostno-professional'nogo razvitiya budushchego vypusknika // Samorealizaciya lichnosti: vospitanie i samovospitanie studentov: sb. nauch. trudov po materialam XII Mezhdunar. molodezhnoj nauch.-prakt. konf. «Kul'turno-dosugovaya samorealizaciya lichnosti: vospitanie i samovospitanie studentov», 25 marta 2015. - Ekaterinburg: Ural'skij gos. ped. un-t, 2015. - S. 92-95.

156

Вестник КГУ 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.