Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы бакалавров по дисциплине "Методика профессионального обучения"'

Организация самостоятельной работы бакалавров по дисциплине "Методика профессионального обучения" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВИДЫ ЗАДАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА / INDEPENDENT WORK / TYPES OF TASKS FOR INDEPENDENT WORK / INSTRUCTION CARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравец Ирина Викторовна

В статье подчеркивается необходимость рассмотрения вопросов организации самостоятельной работы бакалавров; представлены задания самостоятельной работы в различных формах организации обучения, способствующие усвоению дисциплины «Методика профессионального обучения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравец Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF BACHELORS ON THE DISCIPLINE "PROCESS OF TRAINING TECHNIQUE"

The article emphasizes the need to consider the issues of organizing the independent work of bachelors; presents the tasks of independent work in various forms of organization of training, contributing to the assimilation of the discipline "Methods of vocational training".

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы бакалавров по дисциплине "Методика профессионального обучения"»

практического поведения людей. Формирование ценностных ориентаций во многом способствует процессу развития личности в целом. Ценностные ориентации представляют собой наиболее гибкую, предполагающую свободный выбор, а, следовательно, и всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей, форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности.

Литература:

1. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. - 1999. - №5. - С. 38-44.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь - справочник. Мн.: Харвест. - М.: АСТ, 2001. - 576 с.

3. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - №4. - С. 15-26.

4. Психолого - педагогический словарь. - Ростов - на - Дону:«Феникс», 1998. - 544 с.

5. Радьков В., Тугаринов В.П. Личность и общество. - М.: Мысль, 1965. - С. 91-93.

6. Человек и его работа / под ред. А.Г. Здравомыслова и др. - М.: Мысль, 1967. - 392 с.

7. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб: Питер, 2000. - 480 с.

8. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журн. - 1984. - Т.5. - № 5. - с. 63-70.

9. Абайханов А.Р., Абайханов Р.С., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова Р.Х., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г., Бородина Д.С., Выхристюк М.С., Гаджиева П.Д., Джиоева А.Р., Дмитриев М.М., Дубинина Н.В., Дуйсекеева Н.Ж., Ерина И.А., Идрисова П.Г., Исаева Ж.К., Исалгинбаева К.К., Калиев Б.Н., Калкеева К.Р., Карабулатова И.С., Касторнова В.А., Клушина Е.А., Клушина Н.П., и др. // Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография - М., 2018

10. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамбаева Н. С., Асильдерова М.М., Бен А.М., Гаджиева П.Д., Гадзаова Л.П., Дзидзоева С.М., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Идрисова П.Г., Касторнова В.А., Киргуева Ф.Х., Клушина Е.А., Клушина Н.П. и др. // Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты: коллективная монография - М., 2018

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук Кравец Ирина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Аннотация. В статье подчеркивается необходимость рассмотрения вопросов организации самостоятельной работы бакалавров; представлены задания самостоятельной работы в различных формах организации обучения, способствующие усвоению дисциплины «Методика профессионального обучения».

Ключевые слова: самостоятельная работа, виды заданий самостоятельной работы, инструкционная карта.

Annotation. The article emphasizes the need to consider the issues of organizing the independent work of bachelors; presents the tasks of independent work in various forms of organization of training, contributing to the assimilation of the discipline "Methods of vocational training".

Keywords: independent work, types of tasks for independent work, instruction card.

Введение. Реализация компетентностной модели подготовки бакалавров профессионального обучения обусловила необходимость пересмотра организации учебного процесса в вузе. Сегодня увеличение часов самостоятельной работы в учебных планах подчеркивает ее особое значение для усвоения программы дисциплины и требует правильного подхода к ее организации.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является организация самостоятельной работы бакалавров по дисциплине «Методика профессионального обучения».

Изложение основного материала статьи. В педагогической литературе понятие «самостоятельная работа» не получило однозначного толкования и чаще всего рассматривается как способ организации учебного процесса, метод, средство обучения и как вид учебной и познавательной деятельности.

Мы разделяем мнение профессора Л.С. Гребнева, определяющего самостоятельную работу как совокупность всей самостоятельной учебной деятельности студентов, которая осуществляется под мотивационным управлением преподавателя, рассматривается как основное средство целенаправленного, систематического и познавательного обучения студентов, как средство развития профессиональной компетентности, индивидуальных качеств и способностей [2, с. 42].

Особенности изучаемой дисциплины, ее структура и характер, объем часов на изучение, виды заданий для самостоятельной работы, индивидуальные качества студентов и условия учебной деятельности определяют методику организации самостоятельной работы студентов.

Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы: 1) подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения и оборудования); 2) основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация работы); 3) заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда) [4, с. 198].

Анализ научной литературы, изучение современных тенденций в профессионально-педагогической подготовке бакалавров профессионального обучения, а также личный опыт педагогической деятельности показали существование недостаточной разработанности учебно-методического обеспечения процесса самостоятельной работы бакалавров и подчеркнули необходимость рассмотрения вопросов организации самостоятельной работы бакалавров по дисциплине «Методика профессионального обучения».

Так, в Оренбургском государственном педагогическом университете для бакалавров направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Профиль подготовки Экономика и управление, разработана рабочая программа дисциплины «Методика профессионального обучения», в соответствии с которой выстроено содержание самостоятельной работы. Студентам-бакалаврам предлагается аудиторная (изучение материала, изложенного на лекции, вынесенного на практические и лабораторные занятия и на самостоятельное изучение) и внеаудиторная самостоятельная работа. Внеаудиторная самостоятельная работа включает следующие виды заданий: выполнение индивидуального домашнего задания; оформление отчета по лабораторной работе; написание эссе; подготовка реферата, докладов, сообщений; разработка творческих проектов и презентаций уроков; написание конспекта статьи; анализ статей по актуальным проблемам методики профессионального образования; написание курсовой работы. Следует отметить, что с внедрением современных технологий в образовательный процесс перечень возможных видов самостоятельной работы значительно расширяется.

Рассмотрим задания самостоятельной работы в различных формах организации обучения, способствующие усвоению дисциплины «Методика профессионального обучения».

Ведущей формой учебной деятельности студентов в вузе остается лекция. Считаем, что преподавателю при изложении лекционного материала целесообразно ориентироваться на диалоговые, активные формы обмена мнениями с установлением обратной связи. В качестве доминирующей формы взаимодействия, вслед за Е.А. Ганаевой, мы выделяем лекцию-полилог, сопровождаемую презентациями [1, с. 19]. Взаимодействуя со студентами в режиме полилога, мы предлагаем матрицу опорной схемы, помогающую структурировать беседу, заполняемую в процессе обсуждения. Презентационное сопровождение с использованием слайдов-тезисов усиливает эффект восприятия материала.

Фрагмент опорной схемы «Методика анализа учебной информации»

Структурно-логический анализ_

Учебный элемент

Спецификация учебных элементов

№ п/п Наименование учебного элемента Опорное понятие Новое понятие Уровень усвоения

Граф учебной информации

I уровень

II уровень

III уровень

IV уровень

Структурно-логическая схема

Существенное значение для освоения дисциплины имеют практические и лабораторные занятия, которые углубляют, конкретизируют и расширяют знания, полученные на лекции, обеспечивают студентам-бакалаврам возможность овладеть методическими умениями.

Практическое занятие по теме «Учебно-программная документация подготовки специалистов» включает ряд компетентно ориентированных заданий по уровням самостоятельной работы. На репродуктивном уровне задания выполняются по заданному образцу с целью закрепления знаний, формирования первоначальных умений и навыков.

Задание 1. Работая со справочниками и словарями, отразите в таблице 1 сущностную характеристику документов, являющиеся нормативной основой формирования содержания профессионального образования [3, с. 17].

Таблица 1

Нормативная основа формирования содержания профессионального образования

Название документа Содержательная характеристика документа

Федеральный государственный образовательный стандарт

Основная профессиональная образовательная программа

Профессиональный стандарт

Профессиограмма

Профессиональная характеристика

Учебный план

Учебная программа

Задание 2. Составьте синквейн на тему «Учебно-программная документация» (табл. 2).

Таблица 2

Синквейн на тему «Учебно-программная документация»

Ключевой слово, заголовок в форме существительного

Два прилагательных

Три глагола

Словосочетание, несущее определенный смысл

Резюме, вывод (одно слово в форме существительного)

На реконструктивном уровне предлагаются задания, выходящие за пределы типовых задач с целью формирования умений преобразовывать, реконструировать, обобщать ранее приобретенные знания и умения, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи.

Задание 3. Представьте схематично структуру ФГОС СПО.

Задание 4. Проанализируйте учебный план СПО по выбранному вами наименованию специальности. Порядок выполнения действий [3, с. 18]:

а) составьте перечень предметов профессионального цикла (табл. 3).

Таблица 3

Перечень предметов профессионального цикла

Предмет профессиональной подготовки Количество часов на изучение Период обучения Форма контроля ЗУН

б) рассмотрите планирование учебных часов на изучение дисциплин специализации. Определите количество отведенных часов на изучение предметов в неделю, полугодие, год. Данные занесите в таблицу 4.

Таблица 4

Количество часов, отводимых на изучение предметов в неделю, полугодие, год

Предметы 1- й курс 2-й курс 3-й курс

Семестр

I II III IV V VI

Количество недель

11111

Количество часов в неделю

в) Разработайте сетевой график распределения учебных часов на 20_20_учебный год (табл. 5).

Таблица 5

Сетевой график распределения учебных часов на 20_-20_ уч. год, 2 семестр 1 курс, отделение_

№ п/п Дисциплина Лекции Практические ФИО преподавателя Январь Февраль Март Апрель Май Зачеты Экзамены

Задания творческого уровня направлены на освоение принципиально новых для бакалавра знаний и формирование навыков научного исследования.

Задание 5. Разработайте рабочую программу учебной дисциплины профессионального цикла, указав:

• цель и задачи освоения дисциплины;

• место дисциплины в структуре образовательной программы;

• компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, и показатели их оценки;

• содержание и структуру дисциплины: трудоемкость дисциплины и виды учебной работы; содержание теоретических, практических, лабораторных и др. занятий; формы контроля;

• образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы;

• оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций;

• учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Руководство лабораторными работами по дисциплине «Методика профессионального обучения»

осуществляется в форме инструктирования, основной задачей которого является создание у бакалавров ориентировочной основы деятельности для наиболее эффективного выполнения задания. Инструкционная карта самостоятельной работы представляет собой сформулированные письменные указания выполнения соответствующих практических заданий.

Приведем пример инструкционной карты самостоятельной работы на лабораторном занятии.

Инструкционная карта к лабораторной работе № 7

Дисциплина «Методика профессионального обучения»

Курс III группа_дата_

Тема: «Методика разработки контрольно-оценочного материала».

Цель работы: сформировать методические умения по разработке контрольно-оценочных материалов.

Обучающийся должен:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- знать определение понятия «контрольно-оценочный материал» и его классификацию;

- уметь составлять в различных формах контрольно-оценочный материал;

- владеть методикой отбора заданий для различных видов контроля профессиональных знаний и умений.

Методическое обеспечение: рабочая программа дисциплины, учебная литература по дисциплине.

Литература:

1. Кравец, И.В. Разработка оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации бакалавров по дисциплине «Методика профессионального обучения» / И.В. Кравец // Современные инновационные образовательные технологии в информационном обществе / Материалы VII Междунар. заоч. науч.-метод. конф. - Пермь, 2015. - Т. 2. - С. 118-122.

2. Методика профессионального обучения: схемы, таблицы, комментарии: учебное пособие для вузов / И.В. Осипова [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. - 2010. - 147 с. [Электронный ресурс]. URL: http://pdf.knigi-x.ru/21pedagogika/92775-1

3. Степанова-Быкова, А. С. Методика профессионального обучения [Электронный ресурс]: курс лекций / А. С. Степанова-Быкова, Т. Г. Дулинец. - Электрон. дан. (4 Мб). - Красноярск: ИПК СФУ, 2009. URL: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/1513/u lecture.pdf

4. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб, пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.Е. Эрганова. М.: Издательский центр «Академия». - 2007. - 160 с. [Электронный ресурс]. URL: http://nashaucheba.ru/v18288

Ход лабораторной работы

1. Методические указания по выполнению лабораторной работы.

Лабораторная работа состоит из 7 заданий. На выполнение всех заданий отводится 90 минут учебного времени. Запишите в тетрадь дату занятия, тему, номер задания, ответ на него.

2. Выполнение лабораторной работы.

2.1 Актуализация знаний:

Ответьте на вопросы для самоконтроля (устно):

1. Дайте определение понятию «контрольно-оценочный материал».

2. На какие виды делятся контрольно-оценочные материалы?

3. Назовите структуру контрольно-оценочного материала.

4. Какова цель использования контрольно-оценочного материала.

5. Назовите предъявляемые требования к контрольно-оценочным материалам.

6. С какой целью при составлении контрольно-оценочных материалов необходимо выбирать вид контроля?

2.2 Выполнение заданий:

• в задании № 1 сформулированный ответ отразите в тетради;

• в задании № 2 разработайте две таблицы и заполните их в тетради;

• в задании № 3 восполните пробелы;

• в задании № 4 вставьте недостающую информацию;

• в задании № 5 примеры отразите в тетради;

• в задании № 6 результат конструирования представьте в виде таблицы в тетради;

• в задании № 7 решение ситуативной задачи запишите в тетрадь.

Задание № 1

Сформулируйте правило, являющееся единым при составлении контрольно-оценочных материалов.

Задание № 2

Сконструируйте текст терминологического диктанта по теме дисциплины на основе составленной спецификации учебных элементов.

Задание № 3

Перечислите правила формулировки вопросов:

1. ;

2. ;

3. ;

4. ;

5. ;

6. _.

Задание № 4

Глаголы «дайте определение ...», «опишите метод (назначение, состояние) ...», «дайте характеристику ...» употребляются при составлении_контрольно-оценочных материалов;

Глаголы «уточните...», «составьте перечень...», «сравните ...», «выделите ...», «определите ...»,

«приведите пример ...» употребляются при составлении_контрольно-оценочных

материалов;

Глаголы «объясните ...», «обоснуйте ...», «проанализируйте ...» употребляются при составлении _контрольно-оценочных материалов;

Задание № 5

Составьте систему контрольных вопросов по теме дисциплины.

Задание № 6

Разработайте тесты контроля знаний и умений обучающихся по теме дисциплины.

Задание № 7 Ситуативная задача

После завершения изучения темы преподаватель раздал обучающимся контрольно-оценочные материалы. Ознакомившись с ними, обучающиеся стали поднимать руки и переспрашивать, а правильно ли они поняли формулировку задания. Какие были нарушены требования к контрольно-оценочным материалам? Ваши дальнейшие действия.

3. Контроль.

Подготовьте тетрадь с письменными ответами для сдачи на проверку, вложив в нее инструкционную карту.

Организованные практические и лабораторные занятия по нарастанию сложности выполняемых заданий позволяют студентам-бакалаврам раскрыть и проявить свои способности, свой личный потенциал, испытывать положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении.

Успешность внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» определяется подготовленностью бакалавров к ее выполнению и эффективностью управления самостоятельной работой. В этом случае необходимо систематизировать и структурировать материал для освоения вне аудитории, проводить контроль качества проделанной самостоятельной работы.

Примерами внеаудиторной самостоятельной работы могут быть следующие задания:

Задание 1. По материалам статьи письменно ответьте на вопросы.

Авдеева, С.М. Федеральный реестр примерных образовательных программ СПО / С.М. Авдеева, С.В. Алексахин, О.А. Ладынина, В.А. Тармин // Среднее профессиональное образование. - 2017. - № 10. - С. 27. [Электронный ресурс]. URL: http://www.portalspo.ru/joumal/images/Joumals/2017/SPO_10_2017.pdf

Вопросы:

1. Какова цель формирования Реестра примерных основных образовательных программ СПО?

2. Что содержит Реестр примерных основных образовательных программ СПО?

3. Какие дополнения, существенно расширяющие возможности пользователей были внесены в структуру реестра и Положение о реестре?

4. На каком сайте любой желающий в любое время сможет увидеть полную и актуальную информацию обо всех утвержденных примерных программах в соответствии с Перечнем профессий и специальностей СПО?

Задание 2. Напишите реферат на тему «Проблемы проектирования учебно-программной документации».

Задание 3. Подготовьте рецензию на научную статью.

Маркова, С.М. Взаимодействие базовой и инвариантной частей структуры учебных программ профессионального образования / С.М. Маркова, С.А. Цыплакова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - №5. - С. 115-117. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25862999_50417001.pdf (дата обращения 28.11.2018).

Задание 4. Разработайте презентацию по теме «Методика проведения тренинга».

Задание 5. Разработайте комплекс оценочных средств с критериями оценки видов заданий по одной теме дисциплины в соответствии с логикой изложения учебного материала.

Задание 6. Напишите эссе по теме «Сущность понятий «контрольно-оценочные материалы», «контрольно-измерительные материалы».

Задание 7. Спроектируйте индивидуальный образовательный маршрут обучающегося по дисциплине профессионального цикла. Порядок выполнения задания:

а) ознакомьтесь с требованиями ФГОС СПО;

б) опираясь на примерные учебные планы специальности и профиля, составьте индивидуальный план обучающегося (табл. 6);

в) выберите из индивидуального учебного плана дисциплину профессионального цикла, ознакомьтесь с программой дисциплины;

г) определите последовательность изучения модулей/разделов/тем дисциплины;

д) составьте не менее 6 дифференцированных учебных заданий базового уровня сложности и не менее 4 заданий повышенного уровня сложности в рамках каждого модуля/раздела/темы.

е) выберите формы представления результатов соответственно разработанным заданиям;

ж) опираясь на выше изложенные задания, заполните таблицу 7.

Таблица 6

Индивидуальный учебный план обучающегося на_учебный год

Специальность

Профиль

ФИО обучающегося

№ студенческого билета

Курс

Учебная группа

Индекс Наименование дисциплины ЗЕТ Отметка преподавателя Кафедра

Сем. 5 Сем. 6 Сем. 5 Сем. 6

Б1.В.ОД.1 Внешнеэкономические отношения 3

Б1.В.ОД.13 Маркетинг 3

Итого за семестр

Итого за год

Дата_личная подпись обучающегося

Согласовано:

Подпись преподавателя/куратора/тьютора_

Таблица 7

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося (на примере одного модуля/раздела/темы)

Модуль/ раздел/ тема Кол-во часов Сроки выполнения Ключевые теорети-чес-кие понятия Практикум Уровень сложности Форма отчетности При-меча-ние

Проме- жу-точная итоговая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По окончанию изучения одного из модулей, бакалаврам был задан вопрос «Удовлетворяет ли Вас существующая организация внеаудиторной самостоятельной работы по данной дисциплине?» 72,3 % опрошенных ответили «нет», 14,9 % затруднились ответить, оставшиеся 12,8 % дали положительный ответ. На следующий вопрос «Какую помощь Вы ожидаете от преподавателя в плане организации самостоятельной работы по дисциплине?», мы получили ответы:

• «Нам нужна постоянная педагогическая помощь, так как не получается творчески осмысливать полученную информацию по дисциплине, проявлять оригинальность при решении методических проблем» (23,7 %);

• «Необходима ситуативная помощь, потому что не всегда знаем как правильно работать с научной и учебной литературой» (30,7 %);

• «Не хватает методических рекомендаций по выполнению разных видов самостоятельной работы» (45,6 %).

Таким образом, встал вопрос о необходимости разработки учебно-методического обеспечения по дисциплине. С целью методической помощи в организации внеаудиторной самостоятельной работы на кафедре менеджмента и методики преподавания экономических дисциплин ОГПУ было создано учебно-методическое пособие по дисциплине «Методика профессионального обучения», в котором представлены компетентно ориентированные задания по уровню сложности для самостоятельного изучения теоретического курса, темы рефератов, тренировочные тесты, оценочные средства для проведения промежуточной аттестации, темы курсовой работы, методические рекомендации по работе с учебной и научной литературой, по написанию реферата, по анализу конкретных ситуаций, по подготовке к тестированию, список рекомендуемой литературы.

Выводы. Таким образом, организация самостоятельной работы бакалавров по дисциплине «Методика профессионального обучения» с использованием разнообразных видов заданий самостоятельной работы направлена на улучшение практической подготовки бакалавров профессионального обучения и способствует повышению интереса к усвоению данной дисциплины.

Литература:

1. Ганаева, Е.А. Повышение квалификации руководителей: маркетингово-технологический подход // Высшее образование в России. - 2005. - № 12. - С. 16-21. [Электронный ресурс]. URL. http://vow.ru/upload/12-05.pdf

2. Гребнев, Л.С. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения / Л.С. Гребнев // Высшее образование в России. - 2004. - № 1. - С. 36-42. [Электронный ресурс]. URL. http://www.vovr.ru/arhiv2000-04.html

3. Кравец, И.В. Методика профессионального обучения: учеб.-метод. пособие / И.В. Кравец. -Оренбург: Агентство «Пресса», 2015. - 112 с. [Электронный ресурс]. URL. http://rucont.ru/efd/323892

4. Старикова, Л.Д. Проектирование самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика профессионального обучения» / Л.Д. Старикова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - 9. - С. 197- 203. [Электронный ресурс]. URL. ftp://ftp.cspu.ru/upload/archiv-vestnik/2013/2013_9.pdf

Педагогика

УДК: 378.4

кандидат исторических наук, доцент Крайсман Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань);

кандидат филологических наук, доцент Семушина Елена Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань);

кандидат технических наук, доцент Валеева Эльвира Энверовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань)

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. В статье рассматривается опыт Казанского национального исследовательского технологического университета в реализации программы профессиональной переподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Одной из особенностей данной программы является включение в нее специальной дисциплины по подготовке к сдаче международных экзаменов на знание иностранных языков, что вызвано современными требованиями, предъявляемыми к обучающимся при подаче заявок на международные стажировки и обучение за рубежом. Авторы анализируют структуру и методику обучения навыкам успешной сдачи международных экзаменов по английскому языку (TOEFL) и французскому языку (DELF), реализуемую в рамках данной программы.

Ключевые слова: программа профессиональной переподготовки, международные экзамены, TOEFL, DELF, английский язык, французский язык.

Annotation. The paper presents the experience of Kazan National Research Technological University in implementing the Program of Professional Development "Translator for Professional Communication". One of the distinctive features of this program is that it includes the specific course developed for training students to pass the international foreign language exams. This is caused by the modern requirements for people who are going to apply for international internships and study abroad. The authors focus on the structure and teaching methods, which help students to master the skills necessary to pass TOEFL and DELF tests successfully.

Keywords: program of professional development, international exams, TOEFL, DELF, the English language, the French language.

Введение. В современном мире знание иностранных языков становится одним из важных критериев конкурентоспособности специалиста, включая не только гуманитарные направления подготовки, но также и подготовку высококвалифицированных инженерных кадров. Трехуровневая система обучения в вузах позволило расширить диапазон и структуру иноязычной подготовки в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре [1]. Однако качество обучения иностранным языкам в технических вузах остается недостаточно высоким в связи с небольшим объемом учебной нагрузки и низким уровнем школьной подготовки обучающихся. Для решения этой проблемы многие технологические университеты, реализующие неязыковые программы, предлагают программы дополнительного образования. В Казанском национальном исследовательском технологическом университете накоплен большой опыт по разработке и реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации для студентов и аспирантов технических направлений подготовки [2]. Данные образовательные программы позволяют студентам КНИТУ получить дипломы с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» и приобрести знания по иностранным языкам, необходимые для работы на химических и нефтехимических предприятиях России.

Все большую популярность среди обучающихся вузов приобретает возможность стажировок и обучение в магистратуре в зарубежных университетах. Это приводит к необходимости усиленной иноязычной подготовки, так как одним из обязательных параметров приема заявки в зарубежный университет является успешная сдача международных экзаменов по иностранным языкам. Для поступления в англоязычные университеты необходимо пройти тест TOEFL (Test of English as a Foreign Language - Тест по английскому языку как иностранному) [3] или IELTS (International English Language Testing System - международная система тестирования по английскому языку) [4]. Франкоязычные университеты принимают заявки только при наличии диплома DELF по французскому языку [5]. В связи с этим назрела необходимость пересмотра содержания учебных планов по дополнительным образовательным программам и введения специальных дисциплин по подготовке к сдаче международных экзаменов.

Изложение основного материала статьи. С 2012 года в КНИТУ реализуется программа профессиональной переподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Основной целью данной программы является подготовка высококвалифицированных специалистов-переводчиков, обладающих навыками двустороннего письменного и устного переводов для осуществления деловой коммуникации в узкоспециализированной области науки и промышленности, а также формирование знаний и умений для сдачи международных экзаменов по английскому и французскому языкам.

Программа рассчитана на два года (4 семестра) и включает в себя следующие дисциплины:

• практика речи;

• практические основы перевода;

• компьютерный перевод;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.