Научная статья на тему 'Организация самостоятельной деятельности обучающихся военных вузов при изучении специальных разделов высшей математики'

Организация самостоятельной деятельности обучающихся военных вузов при изучении специальных разделов высшей математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
образовательный процесс / самостоятельная деятельность / специальные разделы математики. / educational process / independent activity / special sections of mathematics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танюхина В. В., Шахвердова Е. О.

В статье рассмотрены особенности организации самостоятельной деятельности обучающихся военных вузов при изучении специальных разделов высшей математики. Обоснована необходимость внедрения в образовательный процесс учебно-методического комплекса, ориентированного на применение в рамках самостоятельной деятельности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT ACTIVITIES OF THE TRAINING MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE STUDY OF SPECIAL SECTIONS OF HIGHER MATHEMATICS

The article describes the features of the organization of independent activities of students of military universities in the study of special sections of higher mathematics. The necessity of introducing into the educational process an educational and methodological complex focused on increasing the level of training of cadets in the framework of independent activities is substantiated.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной деятельности обучающихся военных вузов при изучении специальных разделов высшей математики»

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш1ШетУМ~^©УГМа1>>#Щ31)),2©]]9

26_

открыта первая в городе химико-бактериологическая лаборатория, оборудование для которой было приобретено на средства самого Николая Яковлевича, доставлено из Москвы. По воспоминаниям семьи Симонович, Николай Яковлевич был специалистом не только в области «чистой» диагностики, он вел довольно обширную лечебную практику. Благодарные пациенты помогли семье Симонович выжить в то голодное время.

Несмотря на свой преклонный возраст во время пребывания в Липецке А.С. Симонович (ей было 75 лет) не нашла применение своим педагогическим способностям. Однако она вела уроки разговора на французском и немецком языках у местных учеников. Аделаида Семеновна оказывала методическую помощь советами своей внучке Наташе - учителю математики, работавшей в разных школах Липецка.

А.С. Симонович прожила в Липецке три года, но вернулась в Москву. Все остальные члены её семьи продолжали проживать в Липецке. В 1930-е годы был репрессирован Н.Я. Симонович. Наталья Николаевна, являясь дочерью «врага народа», осталась без работы. В скором времени был репрессирован и её муж. Н.Н. Симонович была вынуждена вернуться в Москву, от боли и отчаяния за родных она быстро угасла. Так печально завершились годы пребывания семьи Симонович на липецкой земле.

Дом, где проживала семья Симонович в Липецке, был дом № 2 по улице Ленина, в настоящее время здесь разместился музей В. Сорокина, или, как его сейчас называют, «Дом Мастера». Название это как напоминание о людях, внесших огромный вклад в развитие разных отраслей науки, искусства, практики, которым довелось здесь когда-то жить. Звание «Мастер», безусловно, заслужила и сама

А.С. Симонович, и каждый член ее большой семьи, состоящей из шести своих детей (5 дочерей и один сын) и двух приемных (включая сына рано умершей сестры - художника В.С. Серова). Закономерным является то, что в семье, жившей интересами науки и искусства, проявились успехи именно в этих областях. В этой семье помимо педагогов, врачей, художников, получил звание лауреата Нобелевской премии Андрэ Львов, внук старшей дочери А.С. Симонович, проживающей во Франции (премию получил в 1965 году, за исследования в области микробиологии).

Таким образом, педагогическое наследие и взгляды А.С. Симонович, связанные с воспитанием дошкольников, продолжают оставаться актуальными и по сей день.

Список литературы

1. Егоров С.Ф, Лыков С.В. История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия. - М., 1999.

2. Егоров С.Ф., Лыков С.В. Введение в историю дошкольной педагогики. - М.: Академия, 2001.

3. Записки липецкого краеведческого общества. Вып. 2 / ред.-сост. А. Ю. Клоков. - Липецк, 1999. - С. 160-178.

4. Медынский Е.Н. Замечательные русские женщины-педагоги // Дошкольное воспитание. -1947 - № 10.

5. Рыбников Н.А. Детские дневники как материал по детской психологии. - М.,1946.

6. Симонович А.С. Связь детского сада со школой // Детский сад, 1866- № 11-12.

7. Симонович А.С. О детских садах // Вестник воспитания. - 1895 - № 8.

8. Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. - М.,1955.

УДК: 378.14

Танюхина В.В.

Старший преподаватель кафедры «Математика и инженерная графика»

Шахвердова Е. О.

Старший преподаватель кафедры «Математика и инженерная графика» Военная академия связи, г. Санкт-Петербург, Россия DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10313 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ

Tanyukhina V.V.

Senior Lecturer of the Department "Mathematics and Engineering Graphics"

Shahverdova E.O.

Senior Lecturer of the Department "Mathematics and Engineering Graphics" Military Academy of Communications, St. Petersburg, Russia

THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT ACTIVITIES OF THE TRAINING MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE STUDY OF SPECIAL SECTIONS OF HIGHER

MATHEMATICS

Аннотация.

В статье рассмотрены особенности организации самостоятельной деятельности обучающихся военных вузов при изучении специальных разделов высшей математики. Обоснована необходимость внедрения в образовательный процесс учебно-методического комплекса, ориентированного на применение в рамках самостоятельной деятельности курсантов.

<<эд1шадта-^©угм&1>>#м!1:ш1]9 / pedagogical sciences_27

Abstract.

The article describes the features of the organization of independent activities of students of military universities in the study of special sections of higher mathematics. The necessity of introducing into the educational process an educational and methodological complex focused on increasing the level of training of cadets in the framework of independent activities is substantiated.

Ключевые слова: образовательный процесс, самостоятельная деятельность, специальные разделы математики.

Keywords: educational process, independent activity, special sections of mathematics.

Самостоятельная учебная деятельность обучающегося - важнейший компонент образовательного процесса. В высшем военном учебном заведении организация учебного процесса, в частности, самостоятельной деятельности учащегося, имеет свою специфику. Она обусловлена совмещением курсантами процесса обучения и военной службы. Недостаток времени на подготовку к занятиям, пропуски занятий по причинам несения службы и другие обстоятельства могут ограничивать возможности качественного и полноценного самостоятельного повторения и усвоения учебного материала. Как было показано ранее, учебный процесс, осуществляемый в условиях военного высшего учебного заведения, может рассматриваться как особый вид профессиональной подготовки, обеспечивающий возможность повышения качества знаний обучаемых и формирования у них профессионально-важных качеств. Поэтому существует необходимость разработки учебно -методической базы для проведения образовательной деятельности российских и иностранных курсантов вузов РФ [1]. В частности, учебно-методической базы для организации самостоятельной образовательной деятельности.

В представленной работе авторами рассмотрены особенности организации и проведения самостоятельной учебной деятельности курсантов в процессе изучения специальных разделов высшей математики, к которым обычно относят: дискретную математику, теорию вероятностей, математическую статистику, операционное исчисление, другие разделы высшей математики. Специальные разделы, изучаемые в военных технических вузах, при сравнительно небольшом количестве проводимых занятий (лекционных и практических), охватывают обширный объем нового материала и имеют явно выраженную прикладную направленность.

Отметим, что прикладная направленность специальных разделов позволяет улучшить усвоение материала с помощью применения учебно-методического комплекса (УМК), содержащего индивидуальные задания, ориентированные на постепенное закрепление практических навыков и усвоение теоретического материала. Применение этого УМК возможно на практических и контрольных занятиях, но ориентирован он должен быть, в основном, на самостоятельную работу обучающегося. При сопровождении каждого практического занятия курса комплексом дифференцированных по уровню сложности задач, обучающийся имеет возможность

закрепить свои практические навыки и проверить правильность решения. Внедрение в учебный процесс подобранных для каждого изучаемого раздела наборов задач (так называемых, индивидуальных «типовых расчетов»), позволяет учащемуся получить представление о необходимых практических навыках, применимых в рамках этой части курса. Однако, для того, чтобы организованная таким образом самостоятельная учебная деятельность курсантов была эффективной, необходима постоянная связь «обучающий - обучающийся», то есть возможность постоянного контроля степени усвоения учебного материала. Авторами в [2] был рассмотрен вопрос о применении тестовых форм контроля обучения при самостоятельной деятельности обучающегося. Практика показывает, что эффективными являются УМК, содержащие задания в тестовой форме двух типов: открытой и закрытой [3]. Анализ большого количества решенных курсантами заданий в тестовой форме закрытого типа за счет высокой скорости проверки позволяет осуществлять постоянный мониторинг качества обу-ченности, например, в конце каждого практического занятия. Задания открытого типа уместно применять в случаях проведения контрольных и лабораторных работ, для формирования «типовых расчетов», а также для проверки уровня теоретических знаний.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости внедрения в образовательный процессе в высших военных учебных заведениях учебно-методического комплекса, адаптированного для самостоятельной учебной деятельности курсантов при изучении специальных разделов высшей математики.

Список литературы

1. Танюхина В. В., Шахвердова Е. О. Особенности организации самостоятельной учебной деятельности российских и иностранных военнослужащих в вузах РФ // "Научно-практический электронный журнал Аллея Науки" №6(22), 2018. -С. 958-961.

2. Танюхина В. В., Шахвердова Е. О. Тестовый формат как инструмент организации самостоятельной деятельности обучающихся в вузах Российской Федерации // "Научно-практический электронный журнал Аллея Науки" №7(23), 2018. -С. 923-927.

3. Щербакова Е. В. Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного процесса в вузе // Молодой ученый. — 2010. — №8. Т. 2. — С. 188-190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.