2. App store revenue to exceed $101B by 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rainnews.com/app-store-revenue-to-exceed-101b-by-2020-music-apps-are-key/. -Загл. с экрана.
3. Gartner Says Chinese Smartphone Vendors Were Only Vendors in the Global Top Five to Increase Sales in the Third Quarter of 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gartner.com/ en/newsroom/pressreleases/ 2016-11-17-gartner-says-chinese-smartphone-vendors-were-only-vendors-in-the-global-top-five-to-increase-sales-in-the-third-quarter-of-2016. -Загл. с экрана.
4. На российском рынке смартфонов жуткий обвал. И заодно сменился лидер [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.cnews.ru/news/top/2020-08-18_idc_rossijskij_rynok _smartfonov. -Загл. с экрана.
© Сучков О.С., Каныгина К.А., Тимофеева Д.Ю., 2020
УДК 338.001.36
Фаррахутдинов И. Ф.
Студент магистратуры
«Уфимский филиал Финансового университетапри Правительстве РФ»,
г.Уфа, РФ
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКА
ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
Аннотация
В статье представлены теоретические аспекты организации регионального финансового контроля и оценка его эффективности. Рассмотрены и проанализированы основные типы нарушений в сфере контроля за розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукцией, а также произведены расчеты эффективности контроля в данной сфере.
На современном этапе развития региональному финансовому контролю уделяется слабое внимание, особенно в сфере продаж алкогольной и спиртосодержащей продукции. Отсутствие должного контроля приводит к постоянным нарушениям в данной сфере. Поэтому правильная постановка контроля является обязательным условием для функционирования региональных органов исполнительной власти.
Целью написания данной статьи является: оценка эффективности регионального финансового контроля, осуществляемого Государственным комитетом Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Башкортостан, а также разработка предложений по его улучшению.
Актуальность. Главной проблемой является факт повсеместной продажи алкогольной продукции. Особенно это заметно в отдаленных краях Республики Башкортостан. Как показывает практика, в отдаленных краях нет абсолютно никакого контроля, так как это требует огромных затрат для проведения подобных выездных контрольных мероприятий.
Кроме того, существует нелегальное производство и продажа алкоголя, которое наносит ущерб напрямую не только бюджету, но и является причиной смертельных отравлений и снижения продолжительности жизни. Нелегальный алкоголь является проблемой как во всем мире, так и в России. Причиной этому является низкая цена такого алкоголя. К незафиксированному (нелегальному) алкоголю относят: алкоголь, произведенный в домашних хозяйствах; приобретенный в международных магазинах; контрабандный; заменители алкоголя в технических, медицинских и иных целях. Исследование объема нелегальной алкогольной продукции является достаточно плохо развитым. Ежегодно государство несет убытки от нелегального производства и оборота алкогольной продукции.
Ключевые слова
Контрольные мероприятия - это мероприятия по соблюдению организациями требований законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
ЕГАИС - единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для государственного контроля над объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Незаконное производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции - это производство, закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и (или) розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Одним из наиболее сложных, именно, с теоретической точки зрения, является исследование региональных особенностей системы финансового контроля в нашей стране.
Контроль - это неотъемлемая часть системы регулирования, благодаря которой субъект, управляющий этой системой, получает необходимые сведения о ее состоянии, функционировании, благодаря чему имеет возможность анализировать фактическое положение дел поставленным целям и задачам.
Организация регионального финансового контроля - это деятельность системы органов финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований, которые уполномочены законодательной (представительной) властью и от ее лица следят за соблюдением законодательства в процессе собирания, распределения и использования денежных средств государства и муниципальных образований, а также за эффективностью использования регионального имущества, которое находится под её контролем.
Таким образом, региональный финансовый контроль служит немаловажным объектом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Региональный государственный контроль предполагает включение в себя следующие виды контроля, именно в области регулирования продаж алкогольной продукции:
1) лицензионный контроль в сфере розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
2) государственный контроль за представлением деклараций об объемах розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
3)государственный надзор за соблюдением требований в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
Также данный контроль представлен в виде рисунка.
Региональный государственный контроль -
это деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области розничной продажи алкогольнойи спиртосодержащей продукции
Лицензионный контрольза розничной продажей алкогольной продукции
Государственный
контроль за п редоставлением деклараций об объеме розничной продажи
алкогольной и спи рто с одержа щей продукции
Государственный контроль(надзор)за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции
Рисунок 1 - Организация и содержание регионального государственного контроля
Региональный контроль в сфере торговли и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в
-1 1-
Госкомитете РБ по торговле и защите прав потребителей осуществляет отдел «Контрольных мероприятий». Далее будет произведен анализ отчетностей контрольных мероприятий за 2017-2019 года. Госкомитетом самостоятельно и во взаимодействии с органами МВД, прокуратуры Республики Башкортостан, органами местного самоуправления проводятся контрольные мероприятия за соблюдением организациями требований законодательства регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В 2017 году Госкомитетом был утвержден план мероприятий (дорожная карта) по стабилизации ситуации на алкогольном рынке Республики Башкортостан на 2017-2019 годы. Дорожная карта предусматривает проведение комплекса мер, направленных на выявление и пресечение незаконного оборота алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, снижение масштабов злоупотребления спиртного в молодежной среде, увеличение осведомленности населения о вреде потребления нелегальной алкогольной продукции.
В 2017 году административные штрафы составили 11 млн.руб, а в 2018 году произошло уменьшение до 4,9 млн.руб. Динамика показывает уменьшение штрафных санкций на 55%.
В 2017 году арестовано алкогольной продукции на сумму 1 млн. руб, а в 2018 году 600 тыс.руб. В процентном соотношении было снижение на 40%.
Снижение количества штрафов наложенных и оплаченных в 2018 году по сравнению с 2017 годом, обусловлено применением статьи из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которой субъектам малого и среднего предпринимательства, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за впервые совершенное административное правонарушение, предусмотрена замена административного наказания в виде административного штрафа, на предупреждение.
В 2018 году административные штрафы составляли 4,9 млн.руб, но в 2019 году произошло увеличение до 11,857 млн.руб. Как было выявлено ранее, при первом нарушении штрафные санкции были заменены на устное предупреждение, но при следующих проверках в 2019 году, у большинства торговых предприятий вновь возникли данные нарушения. Именно из-за этого произошло довольно сильное увеличение количества наложенных административных штрафов в 2019 году.
Таблица 1
Штрафы за нарушение продаж алкогольной продукции за 2017-2019 года
Показатели 2017, тыс.руб. 2018, тыс.руб. 2019, тыс.руб. Изменение за 2017-2018 год, % Изменение за 2018-2019 год, %
Административные штрафы 11000 4900 11857 -55 142
Арестовано алкогольной продукции на сумму 1 000 600 370 -40 -38
Несмотря на положительную динамику уменьшения административных штрафов можно заметить, что оплата штрафов в срок производится лишь в 53%. В большинстве случаев это небольшие торговые предприятия, которые не в состоянии своевременно производить оплату штрафов из-за небольшой прибыльности.
Таблица 2
Оплата штрафов за нарушение продаж алкогольной продукции за 2017-2019 г.
Показатели 2017 2018 2019
Административные штрафы, тыс.руб. 11000 4900 11857
Оплачено в срок, тыс.руб. 5800 2600 6231
Оплачено в срок, % 53 53 53
Методика оценки эффективности контрольной и надзорной деятельности, которая осуществляется Государственным комитетом Республике Башкортостан по торговле и защите прав потребителей разработана в рамках исполнения целевой модели «Осуществление контрольной и надзорной деятельности
в субъектах Российской Федерации».
Показатели доли нелегального оборота алкогольной продукции и эффективности контрольной и надзорной деятельности представлены в таблице. За 2017-2019 года доля нелегального оборота алкогольной продукции колеблются в 5-7%. В свою очередь на этом основании можно произвести расчеты по эффективности контрольно-надзорной деятельности. Соответственно эффективность контрольных мероприятий составила 93-95%.
Целевое значение доли нелегального оборота алкогольной продукции в Госкомитете РБ по торговле и защите прав установлено в размере 10%. Можно сделать вывод, что данное условие было соблюдено.
Целевое значение эффективности контрольно-надзорной деятельности составляет более 90%. Показатели эффективности за 2017-2019 года превышают данные значения, что говорит о высокой эффективности данной деятельности.
Таблица 3
Доля нелегального оборота алкогольной продукции и эффективность контрольно-надзорной деятельности
Показатели, % 2017 2018 2019
Доля нелегального оборота алкогольной продукции, % 7 5 7
Эффективность контрольной и надзорной деятельности, % 93 95 93
В целях повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом алкогольной продукции и сокращения доли нелегальных продаж алкогольной продукции, необходимо более тщательное проведение регулярного мониторинга на торговых объектах, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции.
1. К эффективным направлениям по совершенствованию можно отнести меры, направленные на сокращение количества точек, торгующих алкоголем. Из-за большого количества точек продаж алкоголя Госкомитет по торговле и защите прав потребителей не в состоянии вести постоянный контроль и мониторинг за всеми торговыми предприятиями. Особенно это заметно по отдаленным деревням и селам Республики Башкортостан, где нет абсолютно никакого контроля.
Ограничение количества магазинов с алкоголем - одна из мер, которая будет способствовать корректировке ситуации. Необходимо ввести лимит количества лицензий на продажу алкогольной продукции в зависимости от числа жителей. В данный момент на 100 тыс. человек приходится более 120 магазинов. Эти расчеты делались на основе статистики Росалкогольрегулирования: на середину 2018 года в России функционировало более 223 тыс. розничных точек с системой государственного учета ЕГАИС. Количество точек с алкоголем в России должно быть сокращено в 2,5 раза, до 50 точек на 100 тыс. человек. Научные исследования свидетельствуют: чем больше в регионе торговых точек с алкоголем, тем больше количество нарушений продаж в запрещенное время.
К тому же, любой продуктовый магазин стремится получить лицензию на продажу спиртных напитков. Ведь алкоголь не только имеет существенную долю в выручке, но и формирует дополнительный трафик покупателей. Человек, покупающий спиртное, всегда заинтересуется и продуктами.
2. Усилить работу по проведению контрольных мероприятий, а также мероприятия в СМИ с разъяснительной работой и профилактикой деятельности для объяснения норм действующего законодательства в области розничного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Проведение видеоконференций с представителями предпринимательского сообщества в отдаленных регионах РБ по вопросам законодательства, регулирующего оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции.
3. Также можно отметить, введение ограничений на продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции. То есть, наложить запрет на торговлю алкоголем в ночное время в барах, клубах, которые расположены на первых этажах и в пристроях жилых домов. Так как федеральный закон запрета на розничную торговлю алкогольной продукции с 23 до 8 часов по местному времени зачастую преодолевается путем имитации оказания услуг общественного питания. С помощью барной стойки или одного-двух столов
магазины маскируются под те же рюмочные, бары, буфеты. В итоге точек продажи алкоголя в жилой зоне в ночное время становится еще больше, что чрезвычайно негативно сказывается на ситуации с общественным порядком. Данное ограничение необходимо для борьбы с круглосуточными магазинами, которые замаскированы под бары.
Данные меры позволили бы уменьшить количество нарушений в сфере продаж алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, всё это создаст благоприятную среду для совершенствования регионального финансового контроля, позволит повысить качество контроля и управления государственными ресурсами. На основании проведённого исследования сделаны следующие выводы:
1. Организация и функционирование эффективной системы регионального финансового контроля -обязательный элемент системы финансового управления.
Региональный финансовый контроль следует рассматривать как одну из функций государственных органов, представляющую собой систему сбора и оценки информации об объектах контроля.
2. В качестве положительных предложений по совершенствованию контроля можно отметить, введение ограничений на продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции.
3. Необходимо противодействие незаконному обороту алкогольной продукции со стороны всех субъектов - органов местного самоуправления, представителей Росалкогольрегулирования, с подразделений и общественности. Совместное взаимодействие позволит вовлекать всех участников рынка в законный оборот, тем самым пресечь «серую» зону.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 N 171-ФЗ
2. Постановление Правительства РБ об утверждении «Положения о Государственном комитете РБ по торговле и защите прав потребителей» от 14 марта 2013года N 87
3. Соловьев А.М. «Анализ теневого рынка алкогольной продукции» 2017. с.12-18
© Фаррахутдинов И.Ф., 2020 год.
УДК-33
Щербакова О.Р.
Студент 3 курса, Высшая школа технологий и менеджмента, Казанский национальный исследовательский технический университет
им.А.Н.Туполева - КАИ, г. Казань, РФ
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются методы практической оценке конкурентоспособности. На сегодня, разработаны различные методики для оценки конкурентоспособности продукции, с оценкой конкурентоспособности предприятия дела обстоят сложнее. Несмотря на то, что это направление постоянно исследуется, универсальной и общепринятой методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия экономистами в настоящее время не выработано.
Однако, в условиях рыночной экономики, оценка своих конкурентных позиций является необходимой для деятельности любого предприятия. Это необходимо, в первую очередь для того, чтобы