Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СРЕДА / СИСТЕМА / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкарева Надежда Владимировна

Статья посвящена проблеме организации развивающей предметно-пространственной среды и ее роли для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста. Автором представлены результаты исследования, а также результаты апробации организационно-педагогических условий организации развивающей предметно-пространственной среды для активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушкарева Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 37

РС! 10.21661/Г-555920 Пушкарева Н.В.

Научный руководитель: Пуляевская О.В.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена проблеме организации развивающей предметно-пространственной среды и ее роли для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста. Автором представлены результаты исследования, а также результаты апробации организационно-педагогических условий организации развивающей предметно-пространственной среды для активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО.

I Ключевые слова: среда, развивающая предметно-пространственная среда, младший дошкольный возраст, педагогические условия, система, принципы организации развивающей предметно-пространственной среды.

Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Главным условием осознания речи является понимание ее смысла, ее значения [1].

Наиболее продуктивное развитие словаря происходит именно в раннем и младшем дошкольном возрасте. У детей значительно увеличивается словарный запас, происходит освоение смысловой стороны речи. К 3-4 годам уже формируется основная речевая база, активно развивается речевой аппарат, накапливается словарный запас. К 4 годам количество слов в активном словаре достигает 1900 [2].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что активизация словаря ребенка младшего дошкольного возраста во многом зависит от организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, которая играет роль стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, к тому же она обогащает личностное развитие и способствует раннему проявлению разносторонних способностей детей [3].

Анализ практики показал, что педагоги подходят к созданию развивающей предметно-пространственной среды формально, либо не до конца понимают ее роль и значимость для развития 32 Интерактивная наука | 2 (67) • 2022

словаря. Сами воспитатели так же отмечают, что не всегда понимают, как ее организовать таким образом, чтобы она действительно носила развивающий эффект. Кроме того, далеко не всегда материально-техническая база дошкольной организации соответствует всем требованиям ФГОС ДО по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Анализ литературы так же показал, что данная проблема недостаточно изученная и рассмотрена в научной литературе [4].

Исходя из этого, на констатирующем этапе мы проанализировали состояние педагогических условий организации предметно-пространственной среды для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста в детском саду. Для этого была проведена экспертиза центра развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе, проанализирована профессиональная компетентность педагогов и компетентность родителей, изучен уровень словаря детей 3-4 лет.

Результаты выполнения диагностических заданий детьми младшего дошкольного возраста показали, что у детей младшего дошкольного возраста имеет место несформированность активного словаря. В то же время пассивный словарь у детей сформирован. Высокий уровень имеют 8%, на среднем уровне определены 60%, к низкому были отнесены 32% детей младшего дошкольного возраста. Преобладающий средний уровень развития словаря, характеризуется тем, что дети умеют называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?». Дети практически не употребляют обобщающие слова (одежда, игрушки, посуда). Не всегда пользуются словами, обозначающими качества и свойства предметов (величина, размер, цвет). Не всегда употребляет в своей речи глаголы, обозначающие некоторые действия. Понимают значение слов во множественном и единственном

числе. Но точно подобрать слова-антонимы затрудняется.

Анализ профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации в вопросах организации развивающей предметно-

пространственной среды для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста показал, что 40% педагогов находятся на преобладающем среднем уровне, который характеризуется тем, что педагоги недостаточно осознают трудности в работе по организации предметно-пространственной среды для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста, недостаточно сформированы профессиональные умения и навыки, что может быть рассмотрено, как определенное препятствие к улучшению качества работы по развитию самостоятельности детей.

Изучение Р1II 1С в младшей группе показало, нам что она построена по видам центров активности. Например, выделены центр развития речи, центра рисования, центр книги и пр. Состояние оснащенности развивающей среды показало, что в группе материалы по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста не представлены по текущей теме недели, нет разработанных картотек, дидактических игр, упражнений для активизации словаря или представлены единичном варианте. Например, были найдены картинки по темам «Посуда» и «Транспорт». В то же время темы других категорий не представлены. Полностью отсутствуют и индивидуальные задания для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста. В группе имеется дидактическая кукла для активизации словаря, но дети ей пользоваться не могут, поскольку педагоги используют её на занятии. Опрос педагогов показал, что для того чтобы провести занятия с детьми по развитию словаря они используют презентации, которые специально создаются педагогами к таким занятиям. Однако данный вид не является доступным для детей. Следовательно, критерии «доступность» так же не реализуется в полном объеме. Кроме того в центре развития речи были обнаружены пособия для развития мелкой моторики: прописи, шнуровки, пальчиковые игры, картинки-путаницы, картинки-загадки, картинки-перевертыши, костюмы, маски, атрибуты для постановок сказок, куклы и игрушки для различных ролевых игр, книжки-раскраски.

Говоря о безопасности оборудования и его состоянии необходимо отметить, что все оборудование сертифицировано и находится в хорошем состоянии. Однако педагоги запрещают использовать оборудование для самостоятельной деятельности. Например, педагоги запрещают брать предметные картинки и дидактические куклы. Таким образом, в Центрах творчества материалы по развитию словаря присутствуют, но их общее количество является недостаточным и малодоступным.

Анкетирование родителей показало, что к достаточному уровню мы не отнесли ни одного из родителей, 35% были определены к базовому уровню, 65% родителей были определены к критическому уровню.

Далее был проведен формирующий эксперимент с целью реализации педагогических условий.

На формирующем этапе эксперимента работа была организована в 4 этапа:

1 этап был направлен на обогащение развивающей предметно-пространственной среды в центре речевого развития и литературного центра специально подобранными дидактическими играми, а также игровыми пособиями, дидактическим материалом, игровыми заданиями направленных на активизацию словаря детей младшего дошкольного возраста.

На 2 этапе была проведена система совместно-образовательной деятельности в рамках организованного пространства речевой среды, направленной на развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста, где решались такие задачи развития словаря детей младшего дошкольного возраста как: формировать умение правильно называть предметы или объекты окружаю-щей действительности; формировать умение точно давать качественную характеристику предмету или объекту; формировать умение называть действия; формировать умение обобщать предметы и объекты, точно их называть

На 3 этапе была проведена работа с педагогами -это практическая работа с педагогами по формированию профессиональной компетентности по организации развивающей предметно-

пространственной среды по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста (планируемыми результатами реализации работы являются формирование у педагогов всех структурных компонентов профессиональной компетентности к развитию словаря: информационной, технологической и рефлексивной посредством проведения семинаров «Оценка Р1II 1С по речевому развитию и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста», «Модели организации предметно-пространственной среды для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста», «Работа над активизацией словаря детей младшего до-школьного возраста в условиях семьи в рамках организации предметно-пространственной среды».

На 4 этапе была проведена работа с родителями через семинары «Активизация словаря в младшем дошкольном возрасте», «Как развивать словарь детей дома».

После реализации условий был проведен контрольный этап исследования.

В результате увеличилось общее количество педагогов, достаточно под-готовленных к организации предметно-пространственной среды для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста: количество педагогов на высоком уровне увеличились на 50% (было 20% стало 70%), количество педагогов с базовым уровнем не изменилось (было 30% стало 30%), количество педагогов с низким уровнем уменьшилось на 50% (с 50% до 0%).

Оценка степени оснащенности развивающей предметно-пространственной среды группы в ходе экспериментальной работы также выявила положительную динамику. Уровень оснащенности повысился на 25%. Сама среда стал существенно изменяться и дополняться в соответствии с темами неделями.

Interactive science | 2 (67) • 2022 33

Количество родителей с достаточным уровнем увеличилось на 45% (было 0%, стало 36% родителей. Процент родителей, отнесенных к частичному уровню, остался без изменений (36%), количество родителей недостаточного уровня значительно уменьшилось на 36% (с 64% до 28%).

Изучение активизации словаря детей показало, что количество детей с высоким уровнем отмечается у 40% (ранее 8%) младших дошкольников. 48% (ранее 44%) детей мы отнесли к среднему уровню. К низкому уровню мы отнесли 12% (ранее 48%) детей.

Литература

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.

2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 256 с.

3. Полякова М.Н. Построение е развивающей среды в детском дошкольном учреждении. - СПб.: Детство-пресс, 2006. - 182 с.

4. ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

УДК 37

РС! 10.21661/Г-555916

Скуратович Ю.И.

Развитие музыкального восприятия у детей от 2 до 3 лет посредством организации развлечения

Аннотация

В статье акцентирована необходимость развития музыкального восприятия как ведущего вида детской музыкальной деятельности детей от 2 до 3 лет. Представлен авторский конспект развлечения.

| Ключевые слова: музыкальное восприятие, развлечение, ранний возраст, развитие.

Музыкальное восприятие представляет собой восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, особая форма отражения действительности, эстетический художественный феномен [1, с. 91].

Период раннего возраста является сензитивным для развития музыкального восприятия, поэтому следует организовывать разнообразные формы работы с детьми для содействия этому развитию.

Дети раннего и дошкольного возраста восприимчивы на все, что дается в яркой, увлекательной форме. Развлечения являются эффективным средством развития, воспитания и обучения ребенка [2, с. 76].

С целью развития музыкального восприятия у детей от 2 до 3 лет разработан конспект развлечения «Яркое лето». Задачи организации развлечения следующие: развивать умение проявлять внимание и сосредоточенность при слушании музыки; формировать представления об образах музыкальных произведений (животные), тембре музыкального инструмента - пианино, жанровой принадлежности музыки (песенная, плясовая); воспитывать интерес к музыкальной деятельности (в частности, к слушанию музыки) и музыкальной среде. Развлечение предполагает использование таких материалов, как декоративные цветы, солнышки, сделанные из картона, детские музыкальные инструменты - пианино, аудиозаписи

34 Интерактивная наука | 2 (67) • 2022

музыкальных произведений. Ход развлечения представлен ниже.

Ход развлечения

Дети заходят в зал под звучание фрагмента из музыкального произведения «Какого цвета лето?» (муз. и сл. Л. Вахрушева), рассматривают красочное оформление зала, ходят врассыпную, садятся на стулья.

Воспитатель: здравствуйте, детки! Как красиво украшен наш музыкальный зал: весь в ярких солнышках и цветочках. Наступила прекрасная пора года - лето! Летом солнышко ярко светит и сильносильно греет, все цветет, спеют сочные ягоды. Многие уезжают отдыхать на дачу, в деревню. Некоторые имею большое хозяйство: поросят, кроликов, котят, собак, кур. Главной, конечно же, является корова. Мы сейчас с вами внимательно послушаем про корову.

Слушание фрагмента из музыкального произведения «Корова» (муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской).

Воспитатель: ребята, вам понравилась песенка?

Ответы детей.

Воспитатель: отлично. Ребята, смотрите, что я для вас принесла?

Ответы детей.

Воспитатель: да, это пианино! Предлагаю вам поиграть на них.

Воспитатель раздает пианино детям. Дети становятся врассыпную в зале.

Музицирование на пианино под музыкальное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.