Научная статья на тему 'Организация размещения государственных заказов в сфере здравоохранения Алтайского края'

Организация размещения государственных заказов в сфере здравоохранения Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Перфильев Алексей Анатольевич, Филимонов Максим Вячеславович

В статье рассмотрены принципы организации размещения государственных заказов в сфере здравоохранения Алтайского края. Приведены данные о количественном и качественном составе различных процедур закупа за 20082011 гг. Проанализирована полученная экономия финансовых средств в результате проведенной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Перфильев Алексей Анатольевич, Филимонов Максим Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация размещения государственных заказов в сфере здравоохранения Алтайского края»

управление

Алексей Анатольевич Перфильев, директор КГКУЗ «Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края», кандидат медицинских наук

Максим Вячеславович Филимонов, за-местите.\ь директора КГКУЗ «Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края»

В статье рассмотрены принципы организации размещения государственных заказов в сфере здравоохранения Алтайского края. Приведены данные о количественном и качественном составе различных процедур закупа за 20082011 гг. Проанализирована полученная экономия финансовых средств в результате проведенной работы.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Государственные закупки играют важную роль в обеспечении нужд государства, способствуют развитию рыночной экономики.

В целях рационального использования средств краевого бюджета и порядка размещения государственного заказа Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности выступает как главный распорядитель, консолидируя заявки подведомственных государственных заказчиков на поставку товаров, необходимых для обеспечения деятельности учреждений: медикаментов, оборудования, расходных материалов, продуктов питания, горюче-смазочных материалов, товаров производственно-технического назначения, осуществления работ по капитальному и текущему ремонту зданий и помещений.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа проводится после проведения уполномоченным органом предписанных законом

процедур размещения заказа. Сумма финансирования размещаемых государственных заказов в последние три года постоянно возрастает: 2008 г. -2 038,3 млн руб., 2009 г. - 2 295,7 млн руб., за 2010 г. - 4 107,8 млн руб.

По оперативным данным, за 9 мес. 2011 г. проведено 25556 торгов, количество заключенных по результатам торгов контрактов - 25433 на общую сумму 7593,6 млн руб.

В соответствии с законодательством РФ начальная (максимальная) цена контрактов при размещении государственного заказа формируется в результате системного анализа цен, проведения мониторинга, что позволяет при заключении контракта устанавливать цену адекватно рыночной стоимости товаров, работ, услуг и эффективно использовать бюджетные средства.

Одним из направлений деятельности Главного управления является обеспечение населения лекарственными средствами, поставка которых осуществляется за счет таких источников финансирования, как «Региональное льготное обеспечение»; «Обеспечение необходимыми ле-

карственными средствами»; краевые целевые программы в области здравоохранения; текущее содержание учреждений здравоохранения включая средства ОМС и краевого бюджета, а также внебюджетные средства.

С 1 января 2008 г. в соответствии с Федеральным законом от 18 октября 2007 г. № 230-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» субъектам Российской Федерации, в том числе Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, делегированы полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. На их обеспечение было направлено: в 2008 г. -689,23 млн руб., 2009 г. - 749,31 млн руб., 2010 г. - 660,7 млн руб., 2011 г. - 684,14 млн руб. На 2012 г. выделено 628,0 млн руб.

Закуп лекарственных препаратов проводится в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпус-

ЛЛТАИСККИ ВЕСТНИК

государственной и муниципальной службы

'2012

91

каемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 665 «Об утверждении Перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», исходя из потребности конкретных лечебных учреждений Алтайского края в соответствии с индивидуальными схемами лечения этих больных.

За 2008-2011 гг. проведено 147 различных процедур закупа, по результатам которых заключено 1246 государственных контрактов с 87 различными поставщиками. Общая сумма размещенных заказов за три года составила 2 388,27 млн руб. В соответствии с условиями государственных контрактов на все поставляемые в Алтайский край препараты предоставляются декларации соответствия и не менее 60% срока годности, установленного производителем. Начальная цена лотов при размещении государственного заказа формируется в результате системного анализа цен лекарственного рынка, проводимого специалистами. Экономическая выгода в результате торгов за этот период составила около 180,86 млн руб. На эти средства были закуплены дополнительные лекарственные средства.

Помимо закупа лекарственных средств, ежегодно проводятся аукционы по определению исполнителя логистических услуг для обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на государственную социальную помощь.

1 ЛРт I 'ИД'*

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности осуществляются закупки лекарственных средств для обеспечения граждан по бесплатным рецептам.

В 2011 г. для обеспечения больных по бесплатным рецептам по статье расхода краевого бюджета «Централизованные закупки медикаментов» проведены 30 процедур размещения заказа путем проведения открытых электронных аукционов, 2 открытых аукциона, 2 запроса котировок.

За период с 2008 по 2011 гг. объем бюджетных средств, выделенный на закупки медикаментов для обеспечения больных по бесплатным рецептам, вырос на 19%.

По итогам проведения открытых аукционов, запросов котировок и открытых электронных аукционов на поставку медикаментов для обеспечения по бесплатным рецептам, в 2011 г. заключено 98 государственных контрактов с 22 поставщиками.

Основными поставщиками медикаментов для бесплатного обеспечения больных являются межрегиональные фармацевтические фирмы (99,5%). На долю региональных поставщиков приходится лишь 0,5% от общей суммы закупа.

Сравнительный анализ цен на рынке медикаментов Алтайского края показывает, что при закупе медикаментов путем проведения электронных аукционов, открытых аукционов и запросов котировок цены в среднем на 13% ниже средних рыночных цен на лекарственные средства в А\тайском крае.

Основными проблемами при проведении торгов на приобретение лекарственных средств в рамках Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,

оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» является следующее:

• отсутствует возможность указания торгового наименования лекарственного средства, что делает невозможным приобретение конкретного препарата в случае индивидуальной непереносимости больным аналогов данного лекарственного средства;

• сроки размещения заказов на проведение торгов не позволяют обеспечить рецепты в соответствии с требованиями Минздравсоцразвития РФ в 10-дневный срок в случае, если препарат не был закуплен заранее.

Еще одним профильным направлением деятельности Главного управления является оснащение учреждений медицинской техникой, а также последующее сервисное обслуживание и ремонт. Для оснащения учреждений здравоохранения края направлено 2 млрд 143,0 млн руб. Всего за два года за счет средств федерального бюджета для оснащения учреждений поставлено 1680 единиц медицинской техники. Обновится и расширится парк высокотехнологичного медицинского оборудования: только в 2001 г. закуплены два магнитно-резонансных и три компьютерных томографа, и два ангиографа. Оснащены два открывающихся сосудистых отделения регионального сосудистого центра в Рубцовске и Славгороде и дооснащены уже функционирующие. К настоящему времени поставлено более 50 единиц оборудования на сумму около 60 млн руб. К 2013 г. обновление оборудования в ЛПУ края позволит снизить уровень его износа до 30%.

Одним из проблемных вопросов при размещении заказов на поставку высокотехнологичной медицинской техники является формирование начальной (максимальной) цены контракта. Во исполнение поручений Д.А. Медведева в вопросе установления начальной (максимальной) цены при размещении заказов на поставку медицинского оборудования рекомендовано формировать функцио-нальноемкие технические задания.

Основной задачей органов управления здравоохранения края является повышение уровня доступности и качества медицинской помощи населению.

В рамках реализации сегмента программы «Внедрение современных информационных технологий в здравоохранение» предусмотрено создание медицинской информационной системы, обеспечивающей в первую очередь автоматизацию работы регистратур (предварительной записи на прием, в том числе через Интернет), а также системы персонифицированного учета оказанной медицинской помощи. Запланировано также оснащение компьютерной техникой рабочих мест медицинских работников, регистратур, приемных покоев, объединение их в локальные сети учреждения и защищенную корпоративную сеть, единую для здравоохранения и ТФОМС. На реализацию данного сегмента из бюджета Федерального фонда уже поступило 128,7 млн руб., из них 37,5 тыс. руб. - на технические средства информации; 64,1 тыс. руб. - программно-технический комплекс для обработки конфиденциальной информации (защита персональных данных).

В настоящее время заканчивается подготовка технических заданий для проведения конкурсов на выполнение работ по основным мероприятиям (строительство корпоративной сети, приобретение серверов и активного сетевого оборудования, необходимого для строительства локальных сетей в АПХ приобретение персональных компьютеров, средств, обеспечивающих защиту персональных данных).

С июня 2011 г. в поликлинических учреждениях края началось внедрение АРМ «Поликлиника» с модулем записи через Интернет. В полном объеме данная система работает в регистратурах 22 поликлинических учреждений Барнаула. По состоянию на 14.11.2011 г. возможностью записи через Интернет в Барнауле воспользовались более 5890 пациентов, что позволит снизить очередность в регистратурах, особенно в

утренние часы, автоматизировать работу ЛПУ и в перспективе перейти на ведение медицинской документации в электронном виде.

Здравоохранение является одним из приоритетов в социальной политике Администрации края, поэтому немаловажной составляющей программы является ее региональная компонента. Так, на реализацию мероприятий, направленных на развитие службы скорой медицинской помощи, из бюджета края в 2011 г. дополнительно выделено 7,2 млн руб., что позволило приобрести 12 автомобилей скорой помощи в отдаленные, труднодоступные населенные пункты.

В проекте Закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в разделе «Здравоохранение» в 2012 г. предусмотрены средства на финансирование мероприятий ведомственной целевой программы «Совершенствование оказания скорой медицинской помощи жителям Алтайского края» на 2012-2014 годы в размере 80,0 млн руб., а также ведомственной целевой программы «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения в А\тайском крае» на 2012-2014 годы - 17,5 млн руб. Это позволит доосна-стить станции (отделения) скорой медицинской помощи края санитарным автотранспортом, средствами связи, переговорными устройствами и проч., и таким образом приблизить оказание скорой медицинской помощи жителям края, прежде всего в сельской местности.

Для обеспечения полноты и своевременности оказания медицинских услуг населению необходимо иметь эффективные и сплоченные инструменты достижения поставленных целей. В июне 2011 г. Администрацией Алтайского края совместно с Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности одним из первых в Сибирском федеральном округе было создано специализированное учреждение - КГКУЗ «Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края»

(постановление Администрации А\.-тайского края от 01.06.2011 г. № 287). Основным направлением деятельности центра является реализация Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственныхи муниципальных нужд», своевременность размещения заказов и реализация принципов аутсорсинга для учреждений здравоохранения Алтайского края. За короткий период на базе центра были созданы службы, охватывающие значимые на сегодняшний день направления деятельности Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, а именно:

• закуп медицинского оборудования, лекарственных средств, расходных материалов, выполнение работ, оказание услуг и прочих товаров для лечебных учреждений края;

• технический и строительный надзор строящихся и реконструируемых объектов в рамках программы модернизации здравоохранения края в 2011-2012 гг., Краевой адресной инвестиционной программы и Губернаторской программы «75x75».

Таким образом, Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности совместно с Центром госзаказа успешно организовывает систему государственных закупок Алтайского края, которая не только своевременно и эффективно обеспечивает потребности здравоохранения края в товарах, работах, услугах, необходимых для выполнения исполнительным органом власти своих государственных функций, но и способствует развитию экономики региона.

1 Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105.

2 Собрание законодательства РФ. 2007. №43. Ст. 5084.

3 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 43.

4 Собрание законодательства РФ. 1994. № 15. Ст. 1791.

5 Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105.

6 Там же.

лМ

т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.